Становление личности в подростковом и юношеском возрасте
Становление личности в подростковом и юношеском возрасте
Экзаменационная работа по курсу
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».
Становление личности
в подростковом и юношеском возрасте.
Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии
Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга
Лапов Андрей Викторович, группа 82/с.
гор. Санкт - Петербург
1999 год.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
В ПОДРОСТКОВОМ
И
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ)
Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и
полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные
изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть
или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права,
подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто
идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная
потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга
увлечения.
…в структуре личности подростка нет ничего устойчивого,
окончательного, неподвижного…
Л.С.Выготский ?
Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки:
подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом
выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками;
требуют верности, но часто меняют друзей.
...подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром
Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то
же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не
способны на такую преданность и самопожертвование…
…с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь
сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к
одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением
избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и
всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же
время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но
внезапно погружаются в распущенность самого примитивного
характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям
грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их
настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным
пессимизмом. Иногда они трудятся с энтузиазмом, а иногда
медлительны и апатичны…
Анна Фрейд ?
…Становление личности есть процесс социализации человека,
который состоит в освоении им своей родовой, общественной
сущности. Становление личности связано с принятием индивидом
выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных
норм и правил поведения, с формированием умений строить
отношения с другими людьми…
?
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо
выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция».
…У подростка складываются разнообразные образы «Я»,
первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К
концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на
границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать
центральным новообразованием всего периода. …
И.Ю.Кулагина ч.
Чувство взрослости – это отношение подростка к себе, как ко взрослому,
ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости
проявляется в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к
нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в
отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую
позицию.
…Чувство взрослости проявляется в стремлении к
самостоятельности, желания оградить какие-то стороны своей
жизни от вмешательства родителей. Чувство взрослости
становится центральным новообразованием младшего подросткового
возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает
ещё один ша в своём личностном развитии. После поисков себя,
личной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -
система внутренне согласованных представлений о себе, образов
«Я».
И.Ю.Кулагина ч.
…В подростковом возрасте продолжает развиваться
теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые в младшем
школьном возрасте операции становятся формально-логическими
операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного,
наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На
основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е.
рассуждает гипотетико-дедуктивно.
И.Ю.Кулагина ч.
…Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют
подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и
логические противоречия в суждениях. Подросток умеет
оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он
способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой
задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её
решению, проверяя логическую эффективность каждого из них.
Находит способы применения абстрактных правил для решения
целого класса задач. Развиваются такие операции, как
классификация, аналогия, обобщение.
Р.С. Немов ?
…Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен
характерный для этого возраста интерес к абстрактным
философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.
Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают
собственные теории, приобретают новый, более глубокий и
обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения,
начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным
развитием…
И.Ю.Кулагина ч.
…Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию
появляется склонность к самоанализу, становится возможным
самовоспитание…
Р.С. Немов ?
Подростки приобретают взрослую логику мышления. В этот же период
происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как
память и восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося обучения в
средних классах.
…для развития памяти важно то, что усложнение и значительное
увеличение объёма изучаемого материала приводит к
окончательному отказу от дословного заучивания с помощью
повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и,
запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.
Активно осваиваются мнемонические приёмы; если же они были
сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются,
становятся стилем деятельности…
И.Ю.Кулагина ч.
С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения.
Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству:
…подростки начинают писать стихи и пьесы, серьёзно
заниматься разными видами конструирования, изобразительным
искусством и т.д. …
Р.С. Немов ?
Воображение подростка ещё пока менее продуктивно, чем воображение
взрослого человека, но оно богаче фантазии ребёнка. Но далеко не все
подростки стремятся к достижению творческого результата, но
…все они используют возможности своего творческого
воображения, получая удовлетворение от самого процесса
фантазирования. Это похоже на детскую игру…
И.Ю.Кулагина ч.
…игра ребёнка перерастает в фантазию подростка…
Л.С. Выготский ?
Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются в
воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко
исполняются в мире фантазий:
…замкнутый подросток, которому трудно общаться со
сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа;
невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в
неё сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из
соседнего класса…
И.Ю.Кулагина ч.
…Вообще фантазирует не счастливый, а неудовлетворённый
человек, поскольку в подростковом возрасте много острых личных
проблем, воображение в это время становится на службу бурной
эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток никого не
допускает, он может поделиться этой интимной информацией
только с близким другом. …
И.Ю.Кулагина ч.
Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит
успокоение. Смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной
форме. В своих фантазиях подросток лучше осознаёт собственные влечения и
эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским возрастом. В
этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в
школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток
должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь
представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения
профессионального мастерства в избранной области деятельности. Это крайне
сложная задача. Ещё более она усложняется в наше время, когда рушатся
выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости
образования и престижности той или иной профессии.
…далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут
выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения.
Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого
выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На
это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей
школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками,
привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников,
неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в
классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже
не вполне ясно, что их ждёт впереди, и это неопределенное
будущее вызывает у них опасения.
…В это время усиливается значимость собственных ценностей. …
…В связи с развитием самосознания усложняется отношение к
себе…
…возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки
чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие угрозу
их представлениям о себе и из-за этого переживают страх,
сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности
вызвано, главным образом, предстоящими впереди экзаменами, и
возможно, началом нового жизненного пути…
И.В.Дубровина ?.
…В переходный период притупляется острота восприятия
сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт,
знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с
будущей жизнью…
И.Ю.Кулагина ч
Ранняя юность ( 15 – 17 лет )
…Для ранней юности характерна устремлённость в будущее…
…устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на
формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим.
При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее
не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди
будет ещё лучше. …
И.Ю.Кулагина ч
…самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом
возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это
время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в
нём – мировоззрение. Центральным новообразованием периода
становится самоопределение: профессиональное и личностное.
Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей
жизни. …
Р.С. Немов ?
Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в
себе, в своих силах и возможностях.
…В российских школах была выявлена интересная динамика
развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает, не
только компенсируя «потери» подросткового периода, но и
превосходя уровень самоуважения младших школьников. Типично
юношеские особенности характерны для самооценки
десятиклассников – она относительно устойчива, высока,
адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это
время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои
возможности и не слишком тревожны. Всё это безусловно связано
с формированием «Я-концепции» и необходимостью
самоопределения. …
…В выпускном классе ситуация становится более напряжённой…
…Часть старшеклассников сохраняет «оптимистическую»
самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично
соотносятся желания притязания и оценка собственных
возможностей. У других самооценка высока и глобальна –
охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально
достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью в
себе, переживанием того разрыва между притязаниями и
возможностями, который ими ясно осознаётся. Их самооценка
низка, конфликтна. Повышается тревожность.
И.Ю.Кулагина ч
Несмотря на различия в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие
вариантов личностного развития, происходит общая стабилизация личности в
этот период.
…Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем
подростки, их самоуважение в целом выше. …
…Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль
за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней
юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17
лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными,
уравновешенными, чем в 11-15 лет.
И.Ю.Кулагина ч
В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности.
В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды,
убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего
жизненного опыта.
…знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в
его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная
саморегуляция становится более полной и осмысленной. …
И.Ю.Кулагина ч
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с
выработкой мировоззрения.
…в подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой
внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-
логического мышления. Интеллектуальное развитие,
сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире,
и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на
которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды.
Картина мира при этом может быть материалистической или
идеалистической, или создаваться на базе религиозных
представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира
имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток
идёт к познанию действительности во многом «от себя», через
свои переживания. …
…Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и
задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?», «А что я
значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нём?», «Каковы
мои возможности?». Он ищет чётких, определенных ответов и в
своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром
говорят о юношеском максимализме. …
…Однако мировоззренческие проблемы не решаются один раз в
жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения,
повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций…
И.Ю.Кулагина ч
Ещё один момент, связанный с самоопределением, изменение учебной
мотивации:
…юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-
профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как
необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной
деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы,
которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает
волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к
«ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от
того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам,
которое было принято среди подростков. Именно в старшем
школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению…
А.В.Петровский ?
…Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной
жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь
устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без
достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет
сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь…
И.Ю.Кулагина ч
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
РАБОТЫ:
1. Выготский Л.С. «Педология подростка» Москва, 1984 г.
2.Дубровина И.В. «Формирование личности в переходный период от
подросткового к юношескому возрасту» Москва, 1987 г
3.КУЛАГИНА И.Ю. «Возрастная психология» Москва, 1998 г.
4.НЕМОВ Р.С. «Психология развития» Москва, 1998 г.
5.ПЕТРОВСКИЙ А.В. «Проблема развития личности с позиций социальной
психологии» Москва, 1984 г.
6. ФРЕЙД Анна. «психологиЯ «Я» и ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» Москва, 1993 г.
7.«ПСИХОЛОГИЯ личности» ( под редакцией В.М. Николаенко) Новосибирск, 1998
г.
|