Рефераты

Теория Хорни

Теория Хорни

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

ХОРНИ

Структура характера, согласно Хорни (41, 42), развивается на основе опыта

детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в

юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого

возраста. Хорни, однако, не усматривает связи между либидными проявлениями

в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным

психоанализом. По словам Хорни (41, с.61-62):

"В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с

психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной

структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве

реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате

неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире,

воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток

способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять

ситуацией по собственному усмотрению...

Таким образом, различие в точках зрения выражается в следующем: человек

сжимает губы не из-за напряжения своего сфингтера, но в обоих актах

проявляется единая направленность характера – удерживать что бы то ни было

и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства".

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако

предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у

нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности,

обусловленное "базисной тревогой". Последняя возникает в связи с

вытесненной жестокостью, которая, в свою очередь, является результатом

отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства

тревоги ребенок приобретает устойчивые характерные черты, становящиеся

частью его личности, - так называемые "невротические тенденции". Одна из

попыток разрешения конфликта заключается в создании "идеализированного

образа": слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством

силы и превосходства. Другая попытка состоит в "экстернализации", более

общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит

вовне. Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с

окружением, - это направленность "к людям", направленность "против людей" и

направленность "от людей". При первой направленности признается собственная

беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать

любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную,

жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности

человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает

изоляцию. Хорни (42) описывает три типа характера или основные установки,

анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип.

Человек с направленностью "к людям" проявляет заметную потребность в

любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет

настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится, прежде

всего, как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с

чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще

ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным

образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым

воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в

состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он

всегда предпочитает брать вину на себя.

Его положительной стороной является чувствительность к запросам других

людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен

проявить симпатию и оказать помощь. На бессознательном

уровне глубоко подавляются стремление к власти и агрессия, так как на самом

деле недостает интереса к людям. Эти тенденции должны, конечно,

сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности

личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип.

Человек с направленностью "против людей" предполагает, что все жестоки,

и отказывается допускать противоположное. Жизнь является борьбой за

выживание, поэтому его основная потребность - управлять другими. Иногда

установка совершенно ясна, но более часто она прикрывается фасадом учтивой

вежливости, беспристрастности и товарищества. Этот фасад, однако, имеет

компоненты искренности, так как, пока не стоит вопрос о его руководящей

роли, может проявляться благосклонность. Особая важность придается

дискуссиям. Он сам провоцирует их, чтобы продемонстрировать бдительность и

проницательность.

В общем, этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. Он

считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует

эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного

планирования и напористости. Мягкие стороны своей натуры он с яростью

отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для

этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип.

Человек с ориентацией на обособление, направленностью "от людей",

предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что

сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается

самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его

внимания, так как препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и

очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденция к подавлению

чувств и особая робость испытываются перед привязанностями, которые

угрожают стать необходимыми. Стильная потребность чувствовать свое

превосходство возникает, чтобы оправдать изоляцию. Сексуальные отношения

для этого типа иногда невозможны: в лучшем случае он довольствуется

преходящими связями. В общем, обособленность служит защитой от

несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких

формах обособленность способствует сохранению целостности личности и

безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному

мышлению и выражению творческих способностей. (см. прим.).

ПРИМЕЧАНИЕ. Неопределенности в теории Хорни. Разграничение, проведенное

Хорни между нормальным человеком и невротиком, представляется

поверхностным. У обоих проявляются три характерных установки. Различие

видится в факте, что нормальный человек способен уступать другим, бороться

и оставаться самим собой, тогда как невротику не свойственна гибкость в

сочетании этих установок. Каждая установка, по мнению Хорни, обладает

ценностью: стремление к людям способствует установлению дружеских отношений

с окружающими; направленность против людей обеспечивает выживание в

конкурентном обществе; изоляция от общества помогает достижению некоторой

целостности и безмятежности. Однако у невротика действие установок

принимает "навязчивый, ригидный и взаимоисключающий характер".

Малахи обращает внимание на логическую непоследовательность в определении

Хорни базисной тревоги или конфликта в связи с тремя установками. Базисная

тревога приписывается несовместимости между тремя установками и в то же

время эта несовместимость рассматривается в качестве попытки разрешения

основного конфликта. Иллюстрируя путаницу в причинно-следственных связях,

Малахи приходит к выводу, что Хорни "не внесла достаточной ясности в свои

фундаментальные концепции".


© 2010 Современные рефераты