Рефераты

Типы психопатической личности

|В отличие от шизоидов сенситивные| |

|подростки не отгораживаются от | |

|товарищей, не живут в | |

|воображаемых фантастических | |

|группах и не способны быть "белой| |

|вороной" в обычной подростковой | |

|среде. Они разборчивы в выборе | |

|приятелей, предпочитают близкого | |

|друга большой компании, очень | |

|привязчивы в дружбе. Некоторые из| |

|них любят иметь более старших по | |

|возрасту друзей. Обычная | |

|подростковая группа ужасает их | |

|господствующими там шумом, | |

|развязностью, грубостью. | |

|Ни к алкоголизации, ни к | |

|употреблению наркотиков, ни к | |

|делинквентному поведению | |

|сенситивные подростки не склонны.| |

|Сенситивные юноши, как правило, | |

|не курят, алкогольные напитки же | |

|способны внушать им отвращение. | |

|Самооценка сенситивных подростков| |

|отличается довольно высоким | |

|уровнем объективности. | |

|Подмечается свойственная с | |

|детства обидчивость и | |

|чувствительность, застенчивость, | |

|которая особенно мешает | |

|подружиться с кем хочется, | |

|неумение быть вожаком, заводилой,| |

|душой компании, неприязнь к | |

|авантюрам и приключениям, всякого| |

|рода риску и острым ощущениям, | |

|отвращение к алкоголю, нелюбовь к| |

|флирту и ухаживаниям. Они | |

|подчеркивают, что не склонны ни | |

|легко ссориться, ни быстро | |

|мириться. У многих из них имеются| |

|проблемы, к которым они не могут | |

|определить своего отношения или | |

|не хотят сделать это. Чаще всего | |

|этими проблемами являются | |

|отношение к друзьям, к своему | |

|окружению, к критике в свой | |

|адрес, к деньгам, к спиртным | |

|напиткам. Видимо, все это бывает | |

|связано с окрашенными эмоциями, | |

|затаенными переживаниями. Питая | |

|отвращение ко лжи и маскировке, | |

|сенситивные подростки отказ | |

|предпочитают неправде. | |

|Слабым звеном сенситивных | |

|личностей является отношение к | |

|ним окружающих. Непереносимой для| |

|них оказывается ситуация, где они| |

|становятся объектом насмешек или | |

|подозрения в неблаговидных | |

|поступках, когда на их репутацию | |

|падает малейшая тень или когда | |

|они подвергаются несправедливым | |

|обвинениям. | |

|ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП | |

|Психастенические проявления в | |

|детстве незначительны и | |

|ограничиваются робостью, | |

|пугливостью, моторной | |

|неловкостью, склонностью к | |

|рассуждательству и ранними | |

|"интеллектуальными интересами". | |

|Иногда уже в детском возрасте | |

|обнаруживаются навязчивые | |

|явления, особенно фобии - боязнь | |

|незнакомых людей и новых | |

|предметов, темноты, боязнь | |

|оказаться за запертой дверью и т.| |

|п. Реже можно наблюдать появление| |

|навязчивых действий, | |

|невротических тиков и т. п. | |

|Критическим периодом, когда | |

|психастенический характер | |

|развертывается почти во всей | |

|своей полноте, являются первые | |

|классы школы. В эти годы | |

|безмятежное детство сменяется | |

|первыми требованиями к чувству | |

|ответственности. Подобные | |

|требования представляют один из | |

|самых чувствительных ударов для | |

|психастенического характера. | |

|Воспитание в условиях "повышенной| |

|ответственности", когда родители | |

|возлагают недетские заботы по | |

|надзору и уходу за младшими или | |

|беспомощными стариками, положение| |

|старшего среди детей в трудных | |

|материальных и бытовых условиях | |

|способствуют становлению | |

|психастении (Сухарева, 1959). | |

|Главными чертами | |

|психастенического типа в | |

|подростковом возрасте являются | |

|нерешительность и склонность к | |

|рассуждательству, тревожная | |

|мнительность и любовь к | |

|самоанализу и, наконец, легкость | |

|образования обсессий - навязчивых| |

|страхов, опасений, действий, | |

|ритуалов, мыслей, представлений. | |

| | |

|Тревожная мнительность | |

|психастенического подростка | |

|отличается от сходных черт | |

|астено-невротического и | |

|сенситивного типов. Если | |

|астено-невротическому типу присущ| |

|страх за свое здоровье | |

|(ипохондрическая направленность | |

|мнительности и тревоги), а для | |

|сенситивного типа свойственно | |

|беспокойство по поводу отношения,| |

|возможных насмешек, пересудов, | |

|неблагоприятного мнения о себе | |

|окружающих (релативная | |

|направленность мнительности и | |

|тревоги), то опасения | |

|психастеника целиком адресуются к| |

|возможному, даже к маловероятному| |

|в будущем (футуристическая | |

|направленность). Как бы чего .не | |

|случилось ужасного и | |

|непоправимого, как бы не | |

|произошло какого-либо | |

|непредвиденного несчастья с ними | |

|самими, а еще страшнее с теми | |

|близкими, к которым они | |

|обнаруживают патологическую | |

|привязанность. Опасности реальные| |

|и невзгоды, уже случившиеся, | |

|пугают куда меньше. У подростков | |

|особенно характерной бывает | |

|тревога за мать - как бы она не | |

|заболела и не умерла, хотя ее | |

|здоровье никому не внушает | |

|никаких опасений, как бы не | |

|попала в катастрофу, не погибла | |

|бы под транспортом. Если мать | |

|опаздывает с работы, где-то без | |

|предупреждения задержалась, | |

|психастенический подросток не | |

|находит себе места. | |

|Защитой от постоянной тревоги за | |

|будущее становятся специально | |

|выдуманные приметы и ритуалы. | |

|Если, например, шагая в школу, | |

|обходить все люки, не наступая на| |

|их крышки, то не провалишься на | |

|экзаменах, если не дотрагиваться | |

|до ручек двери, то не заразишься | |

|и не заболеешь, если при всякой | |

|вспышке страха за мать | |

|произносить про себя самим | |

|придуманное заклинание, то с ней | |

|ничего не случится и т. п. Другой| |

|защитой становится специально | |

|выработанный педантизм и | |

|формализм. | |

|Нерешительность и | |

|рассуждательство у | |

|психастенического подростка идут | |

|рука об руку. Такие подростки | |

|бывают сильны на словах, но не в | |

|действиях. Всякий самостоятельный| |

|выбор, как бы малозначим он ни | |

|был, - например, какой фильм | |

|пойти посмотреть в воскресенье, -| |

|может стать предметом долгих и | |

|мучительных колебаний. Однако уже| |

|принятое решение должно быть | |

|немедленно исполнено. Ждать | |

|психастеники не умеют, проявляя | |

|удивительное нетерпение. У | |

|психастенических подростков | |

|нередко приходится видеть реакцию| |

|гиперкомпенсации в отношении | |

|своей нерешительности и | |

|склонности к сомнениям. Эта | |

|реакция проявляется у них | |

|самоуверенными и | |

|безапелляционными суждениями, | |

|утрированной решительностью и | |

|скоропалительностью действий в | |

|моменты, когда требуется | |

|неторопливая осмотрительность и | |

|осторожность. Постигающие | |

|вследствие этого неудачи еще | |

|более усиливают нерешительность и| |

|сомнения. | |

|Склонность к самоанализу более | |

|всего распространяется на | |

|размышления по поводу мотивов | |

|своих поступков и действий, | |

|проявляется в компании в своих | |

|ощущениях и переживаниях. | |

|Физическое развитие психастеников| |

|обычно оставляет желать лучшего. | |

|Спорт, как и все ручные навыки, | |

|дается им плохо. Обычно у | |

|психастенических подростков | |

|особенно слабы и неловки руки при| |

|более сильных ногах. Поэтому | |

|привлечение к спорту лучше | |

|начинать с бега, прыжков, лыж и | |

|т. п., что такому подростку | |

|облегчает возможность | |

|утвердиться. | |

|Все описанные формы проявления | |

|подростковых нарушений поведения | |

|несвойственны психастеникам. Ни | |

|делинквентность, ни побеги из | |

|дому, ни алкоголь, ни наркотики, | |

|ни даже суицидальное поведение в | |

|трудных ситуациях нами не | |

|встречались. Их место, видимо, | |

|полностью вытеснили навязчивости,| |

|мудрствование и самоанализ. | |

|Самооценка, несмотря на | |

|склонность к самоанализу, далеко | |

|не всегда бывает правильной. | |

|Часто выступает тенденция | |

|находить у себя самые | |

|разнообразные черты характера, | |

|включая совершенно несвойственные| |

|(например, истероидные). | |

|ШИЗОИДНЫЙ ТИП | |

|Название "шизоид" обычно | |

|приписывается Kretschmer (1921), | |

|хотя впервые было употреблено в | |

|1917 г. Эльмигером (цит. по Т. И.| |

|Юдину, 1926), но именно благодаря| |

|первому оно стало наиболее | |

|распространенным для обозначения | |

|этого типа характера. | |

|Наиболее существенной чертой | |

|данного типа считается | |

|замкнутость (Kahn; 1926), | |

|отгороженность от окружающего, | |

|неспособность или нежелание | |

|устанавливать контакты, снижение | |

|потребности в общении. | |

|. Шизоидные черты выявляются | |

|раньше, чем особенности характера| |

|всех других типов. С первых | |

|детских лет поражает ребенок, | |

|который любит играть один, не | |

|тянется к сверстникам, избегает | |

|шумных забав, предпочитает | |

|держаться среди взрослых, иногда | |

|подолгу молча слушает их беседы. | |

|К этому иногда добавляется | |

|какая-то холодность и недетская | |

|сдержанность. | |

|Подростковый период является | |

|самым тяжелым для шизоидной | |

|личности. | |

|С наступлением полового | |

|созревания все черты характера | |

|выступают с особой яростью. | |

|Замкнутость, отгороженность от | |

|сверстников бросаются в глаза. | |

|Иногда духовное одиночество даже | |

|не тяготит шизоидного подростка, | |

|который живет в своем мире, | |

|своими необычными для других | |

|интересами и увлечениями, | |

|относясь со снисходительным | |

|пренебрежением или явной | |

|неприязнью ко всему, что | |

|наполняет жизнь других | |

|подростков. Но чаще же шизоиды | |

|страдают сами от своей | |

|замкнутости, одиночества, | |

|неспособности к общению, | |

|невозможности найти себе друга по| |

|душе. Неудачные попытки завязать | |

|приятельские отношения, | |

|мимозоподобная чувствительность в| |

|моменты их поиска, быстрая | |

|истощаемость в контакте ("не знаю| |

|о чем еще говорить") нередко | |

|побуждают к еще большему уходу в | |

|себя. | |

|Недостаток интуиции проявляется | |

|отсутствием "непосредственного | |

|чутья действительности" | |

|(Ганнушкин, 1933), неумением | |

|проникнуть в чужие переживания, | |

|угадать желания других, | |

|догадаться о неприязненном | |

|отношении к себе или, наоборот, о| |

|симпатии и расположении, уловить | |

|тот момент, когда не следует | |

|навязывать свое присутствие и | |

|когда, наоборот, надо выслушать, | |

|посочувствовать, не оставлять | |

|собеседника с самим собой. | |

|К дефициту интуиции следует | |

|добавить тесно с ним связанный | |

|недостаток сопереживания - | |

|неумение разделять радость и | |

|печаль другого, понять обиду, | |

|прочувствовать чужое волнение и | |

|беспокойство. Иногда это | |

|обозначают как слабость | |

|эмоционального резонанса. | |

|Недостаток интуиции и | |

|сопереживания обусловливает, | |

|вероятно, то, что называют | |

|холодностью шизоидов. Их поступки| |

|могут быть жестокими, что скорее | |

|связано с неспособностью | |

|вчувствоваться в страдания | |

|других, чем желанием получить | |

|садистическое наслаждение. К | |

|гамме шизоидных особенностей | |

|можно добавить неумение убеждать | |

|своими словами других (Каменева, | |

|1974). | |

|Внутренний мир почти всегда | |

|закрыт от посторонних взоров. | |

|Лишь перед немногими избранными | |

|занавес может внезапно | |

|приподняться, но никогда не до | |

|конца, и столь же нежданно вновь | |

|упасть. Шизоид нередко | |

|раскрывается перед людьми | |

|малознакомыми, даже случайными, | |

|но чем-то импонирующими его | |

|прихотливому выбору. Но он может | |

|навсегда остаться скрытой, | |

|непонятной вещью в себе для | |

|близких или тех, кто знает его | |

|много лет. Богатство внутреннего | |

|мира свойственно далеко не всем | |

|шизоидным подросткам и, конечно, | |

|связано с определенным | |

|интеллектом или талантом. Поэтому| |

|далеко не каждый из них может | |

|послужить иллюстрацией слов | |

|(Kretschmer, 1921) о подобии | |

|шизоидов "лишенным украшений | |

|римским виллам, ставни которых | |

|закрыты от яркого солнца, но в | |

|сумерках которых справляются | |

|роскошные пиры". Но во всех | |

|случаях внутренний мир шизоидов | |

|бывает заполнен увлечениями и | |

|фантазиями. | |

|Недоступность внутреннего мира и | |

|сдержанность в проявлении чувств | |

|делают непонятными и неожиданными| |

|для окружения многие поступки | |

|шизоидов, ибо все, что им | |

|предшествовало, - весь ход | |

|переживаний и мотивов - осталось | |

|скрытым. Некоторые выходки носят | |

|характер чудачества, но, в | |

|отличие от истероидов, они не | |

|служат цели привлечь в себе | |

|всеобщее внимание. | |

|Реакция эмансипации нередко | |

|проявляется весьма своеобразно. | |

|Шизоидный подросток может долго | |

|терпеть мелочную опеку в быту, | |

|подчиняться установленному для | |

|него распорядку жизни и режиму, | |

|но реагировать бурным протестом | |

|на малейшую попытку вторгнуться | |

|без позволения в мир его | |

|интересов, увлечений и фантазий. | |

|Вместе с тем эмансипационные | |

|устремления легко могут | |

|оборачиваться социальной | |

|нонконформностью - негодованием | |

|по поводу существующих правил и | |

|порядков, насмешками над | |

|распространенными вокруг | |

|идеалами, духовными ценностями, | |

|интересами, злопыхательством по | |

|поводу "отсутствия свободы". | |

|Подобного рода суждения могут | |

|долго и скрытно вынашиваться и | |

|неожиданно для окружающих | |

|реализоваться в публичных | |

|выступлениях или решительных | |

|действиях. Зачастую поражает | |

|прямолинейная критика других лиц | |

|без учета ее последствий для | |

|себя. | |

|Как правило, шизоидные подростки | |

|стоят особняком от компаний | |

|сверстников. Их замкнутость | |

|затрудняет вступление в группу, а| |

|их неподатливость общему влиянию,| |

|общей атмосфере, их | |

|неконформность не позволяют ни | |

|слиться с группой, ни подчиниться| |

|ей. Попав же в подростковую | |

|группу, нередко случайно, они | |

|остаются' в ней белыми воронами. | |

|Иногда они подвергаются насмешкам| |

|и даже жестоким преследованиям со| |

|стороны сверстников, иногда же, | |

|благодаря своей независимости, | |

|холодной сдержанности, | |

|неожиданному умению постоять за | |

|себя, они внушают уважение и | |

|заставляют соблюдать дистанцию. | |

|Успех в группе сверстников может | |

|оказаться в сфере сокровенных | |

|мечтаний шизоидного подростка. В | |

|своих фантазиях он творит | |

|подобные группы, где занимает | |

|положение вождя и любимца, где | |

|чувствует себя свободно и легко и| |

|получает те эмоциональные | |

|контакты, которых не достает ему | |

|в реальной жизни. | |

|Реакция увлечения у шизоидных | |

|подростков выступает обычно ярче,| |

|чем все другие специфические | |

|поведенческие реакции этого | |

|возраста. Увлечения нередко | |

|отличаются необычностью, силой и | |

|устойчивостью. Чаще всего | |

|приходится встречать | |

|интеллектуально-эстетические | |

|хобби. Большинство шизоидных | |

|подростков любит книги, поглощают| |

|их запоем, чтению предпочитают | |

|все другие развлечения. Выбор для| |

|чтения может быть строго | |

|избирательным - только | |

|определенная эпоха из истории, | |

|только определенный жанр | |

|литературы, определенное течение | |

|в философии и т. п. Вообще в | |

|интеллектуально-эстетических | |

|хобби поражает прихотливость | |

|выбора предмета. Нам приходилось | |

|встречать у современных | |

|подростков увлечение санскритом, | |

|китайскими иероглифами, | |

|древнееврейским языком, | |

|срисовыванием порталов соборов и | |

|церквей, генеалогией дома | |

|Романовых, органной музыкой, | |

|сопоставлением конституций разных| |

|государств и разных времен и т. | |

|д. и т.п. Все это никогда не | |

|делается напоказ, а только для | |

|себя. Увлечениями делятся, если | |

|встречают искренний интерес. | |

|Часто таят их, боясь непонимания | |

|и насмешек. При менее высоком | |

|уровне интеллекта и эстетических | |

|притязаний дело может | |

|ограничиться менее изысканными, | |

|но не менее странными предметами | |

|увлечений. | |

|На втором месте стоят хобби | |

|мануально-телесного типа. | |

|Неуклюжесть, неловкость, | |

|негармоничность моторики, нередко| |

|приписываемая шизоидам, | |

|встречается далеко не всегда, а | |

|упорное стремление к телесному | |

|совершенствованию может сгладить | |

|эти недостатки. Систематические | |

|занятия гимнастикой, плавание, | |

|велосипед, упражнения йогов | |

|сочетаются обычно с отсутствием | |

|интереса к коллективным | |

|спортивным играм. Место увлечений| |

|могут занимать одинокие | |

|многочасовые пешие или | |

|велосипедные прогулки. Некоторым | |

|шизоидам хорошо даются тонкие | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты