Рефераты

Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных)

стресса с нагрузкой на сложные системы ( биологические, психологические,

социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В

соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как синдром,

представляющий собой неспецифическую реакцию организма на предъявляемые к

нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от

вызвавшего его факторов (стрессоров), что позволило Г.Селье [27] говорить

об общем адаптационном синдроме, имеющим определенные стадии:

- реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала

понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза

противошока»);

- стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения

функционирующих систем достигается приспособление организма к новым

условиям;

- стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных

механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались

благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль

психических факторов в развитии состояния стресса.

Физиологический и психический стресс, по мнению Р.Лазаруса [18],

отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму

возникновения и характеру ответной реакции. Если физиологический стресс

возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при

эмоциональном стрессе влияние психических факторов (или комплексной

стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы

[7,16,25]. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате

психической обработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет

место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное

несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его

психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения

этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу представляет собой

важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость

стрессора.

Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия

обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса,

вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие обычно

сопровождается психической переработкой.

Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при

чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных

катастрофах, войнах, криминальном насилии. Но даже в этих случаях

посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших

травматическое событие [16].

С другой стороны, повседневные жизненные события в силу их

индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития

эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья. Среди таких

жизненных событий выделяют ситуации, непосредственно воспринимаемые как

угрожающие (в том числе и болезни).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что возникновение

общего адаптационного синдрома обусловлено как характером воздействующего

стимула (физического или эмоционального), так и индивидуальной значимостью

стрессовой ситуации. Именно таким образом обеспечивается взаимодействие

физических и психологических факторов в патогенезе стресса.

1.2.2 Тревога как ведущий компонент стрессового состояния онкобольных

Состояние тревожности - это обычная и нормальная реакция на новую или

стрессовую ситуацию. Ее испытывал каждый человек в обычной жизни. Например,

некоторые люди нервничают и ощущают тревогу при собеседовании для

трудоустройства, при публичных выступлениях или просто при разговоре со

значимыми для них людьми. Психологическое состояние человека, узнавшего о

том, что у него онкологическое заболевание, характеризуется особенно

высоким уровнем тревоги. В тех случаях, когда диагноз от больного скрывают,

это состояние может доходить до уровня выраженного невроза.

Состояние тревожности описывается больными как: нервность, напряжение,

ощущение паники, страх, ощущение, что должно произойти что-то опасное,

ощущение типа 'я теряю контроль над собой".

Когда мы тревожны, у нас возникают следующие симптомы: потные,

холодные ладони; расстройство желудочно-кишечного тракта; ощущение

зажатости в области живота; дрожь и тремор; затруднение дыхания; ускоренный

пульс; ощущение жара в лице.

Физиологические эффекты состояния тревожности могут характеризоваться

выраженной гипервентиляцией с развитием вторичного респираторного алкалоза

с последующим выраженным повышением тонуса мышечной системы и судорогами.

Состояние тревоги может быть очень сильным, нарушая нормальное

функционирование организма. В этом случае требуется квалифицированная

психологическая помощь.

Психическому феномену тревоги посвящено огромное количество

экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований, позволяющих,

несмотря на свое многообразие, увидеть единую концептуальную форму этого

понятия. Этому способствует и тот факт, что ряд авторов предлагают готовые

концепции тревоги, что дает возможность использовать предложенные ими схемы

в качестве основы для собственных представлений о сущности феномена

тревоги. Основополагающие концепции представлены в работах Немчина Т.А.

[25], Астапова В.М.[7] , Спилбергера [32].

Исследуя природу тревоги, Ф.Б.Березин отмечает, что при любом

нарушении сбалансированности системы человек - среда недостаточность

психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения

актуальной потребностей, рассогласование самой системы потребностей,

опасения, связанные с вероятной неспособностью удовлетворить значимые

потребности в будущем, являются источником тревоги. Тревога, обозначаемая

как ощущение неопределенной угрозы, как чувство диффузного опасения и

тревожного ожидания, как неопределенное беспокойство, представляет собой

наиболее интимный и необходимый механизм психического стресса.

Необходимость этого механизма вытекает из уже упоминавшейся связи

психического стресса с включением угрозы, ощущение которой представляет

собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение

как сигнала неблагополучия и опасности [7].

Системная организация нервно-психического напряжения предложена

Т.А.Немчиным [25]. Главным источником, приводящим систему в активное

состояние, является информация о наличии актуальной ситуации. Одновременно

с этим в блок афферентации идут мотивационно-потребностные импульсы и

информация о прошлом опыте индивида, переживавшего ранее более или менее

сходные ситуации. Кроме того, на уровень афферентного синтеза поступает

информация об исходном состоянии соматических систем. В итоге производится

первичная оценка ситуации, на основании которой на уровне блока управления

принимаются решения, и осуществляется программирование желаемого результата

и оцениваются его основные параметры, конкретизирующие стратегию и тактику

последующей деятельности системы. Эффекторная подсистема стимулирует

соматические модальности организма, деятельность которых реализует

программу и получение результата. Параметры этого реального результата и

информация о происшедших в организме изменениях поступают снова на уровень

афферентного синтеза и замыкают систему.

Одним из самых ответственных моментов в деятельности системы является

процесс сличения параметров запрограммированного и реального результатов.

Если эти параметры близки друг к другу, то можно считать, что желаемый

результат достигнут, т.е. организм вышел на необходимый новый уровень

адаптации.

Таким образом, данная модель дает представление о том, что в условиях

экспериментальной ситуации пусковым механизмом для адаптационной системы

является внешняя и внутренняя стимуляция; фактором, поддерживающим

активную деятельность системы, служит опережающее отражение; основным

системообразующим фактором выступает программируемый результат.

В работе «Функциональный подход к изучению состояния тревоги»

В.М.Астапов [7] предложил единую концептуальную схему анализа различных

аспектов проявления тревоги на основе ее функционального назначения.

Исходная функциональная характеристика тревоги заключается в том, что

состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает

нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду. Эта

характеристика была обозначена как функция сигнала.

Следуя логике приспособительного значения тревоги, В.М.Астапов

выделяет следующую ее функцию: функцию активного поиска источников тревоги,

проявляющуюся в «сканировании» наличной ситуации, чтобы определить

угрожающий предмет. Тревога при этом представляет собой активное состояние

целенаправленного поиска, ориентированного вовне.

Форма реализации функции поиска и обнаружения может проявляться в виде

так называемой «надситуативной активности». Субъект сам организует процесс

постановки новых целей и способов их достижений, нередко вступая в

противоречие с ведущими целями и мотивами осуществляемой деятельности.

Поиск угрозы может влиять на характер осуществляемой деятельности.

Именно активно-поисковая направленность тревоги может быть положена в

основу дезорганизующего влияния тревоги на деятельность. Активность,

проявляющаяся в поисковой деятельности навстречу угрожающему объекту, есть

путь уменьшения тревоги.

Следующей важной функцией является функция оценки ситуации. При

этом первостепенное значение имеет то, какой субъективный смысл ей

придается. На эту особенность указывает также Т.А.Немчин: «Внешние

поведенческие реакции на ту или иную ситуацию у человека опосредованы той

оценкой, которую дает человек самой ситуации», и далее: «… решающим

фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний,

отражающих процесс адаптации к сложным условиям у человека, является на

столько объективная сущность «опасности» ситуации, сколько субъективная,

личная оценка человеком» [25].

Оценка ситуации приводит к инициации («запуску») приспособительных

действий, защитных механизмов и других форм адаптивной активности, имеющей

своей целью устранение источника потенциальной опасности.

Традиционно выделяют три формы поведенческих реакций на опасную

ситуацию: бегство, агрессия, ступор. Каждая из них по-своему модифицирует

направленность поведения субъекта: бегство - через устранение самой

возможности столкновения с угрожающим объектом; агрессия - через

уничтожение источника опасности; ступор - через полное свертывание какой-

либо активности.

Возникновение тревоги является «запусковым моментом» для развития

процесса по его преодолению. Индивид, находящийся в состоянии тревоги, не

знает характера угрозы. Эта невозможность локализации источника опасности

способствует появлению у человека внутреннего напряжения, предчувствия

несчастья. Переживаемый эмоциональный дискомфорт направляет его на поиск

источника потенциальной опасности и контакт с ней; формируется активность,

нацеленная на возможность благополучного разрешения ситуации и снятие

реальной угрозы.

При встрече субъекта с угрожающим объектом возникает вопрос об

опасности этого объекта. Ответ на этот вопрос определяется мерой

совместимости данного объекта с оценками возможностей субъекта. Если в

процессе анализа ситуация интерпретируется субъектом как безопасная, то

ранее сформировавшийся сигнал опасности утрачивает свою сигнальную функцию

и опасение устраняется. В том случае, когда субъект оценивает ситуацию как

действительно опасную, и она становится личностно значимой, из имеющихся у

субъекта возможных средств выбирается наиболее оптимальный вариант выхода

из опасной ситуации.

Если ситуация является препятствием для удовлетворения потребностей

возникает тенденция к нападению (агрессия). Если же опасность в

субъективном плане кажется большей по сравнению с имеющимися средствам ее

преодоления - преобладает тенденция к выходу из опасной ситуации. Наконец,

если агрессия и бегство субъективно оцениваются как невозможные, человек

отказывается от действий (ступор).

Ф.Б. Березин описал стадии (уровни) развития тревоги по мере

нарастания ее интенсивности («явления тревожного ряда»).

1. Ощущение внутренней напряженности - это элемент тревожного ряда,

отражающий наименьшую интенсивность тревоги, который служит сигналом

вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений.

2. Гиперстезические реакции. При проявлении гиперстезических реакций

ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при большой их

выраженности придают таким стимулам отрицательную эмоциональную

окраску. С возникновением гиперстезических реакций может быть связан

описываемый П.В.Симоновым переход от поведения, тонко

специализированного, к реагированию по типу доминанты Ухтомского, в

результате которого множество событий внешней среды становится

значимым для субъекта. Усиление реакций на обычно незначимые стимулы и

отрицательная эмоциональная окраска нейтральных восприятий любой

модальности усиливают тревогу, способствуя появлению ощущения

неопределенной угрозы.

3. Собственно тревога - это центральный элемент рассматриваемого ряда,

который проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерным

признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и

предсказать время ее возникновения. Неосознаваемость причин, вызвавших

тревогу, может быть связана с отсутствием или бедностью информации, с

неадекватностью ее логической переработки или неосознаванием факторов,

вызывающих тревогу, в результате включения психологических защит.

Интенсивность тревоги сама по себе снижает возможность логической

оценки информации.

4. Страх. Отсутствие связи тревоги с определенным объектом делают

невозможной какую-либо деятельность, направленную на предотвращение

или устранение угрозы. Психологическая неприемлемость такой ситуации

вызывает смещение тревоги к тем или иным объектам. В результате

неопределенная угроза конкретизируется. Такая конкретизированная

тревога представляет собой страх.

5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Нарастание

интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению

о невозможности избежать угрозы, даже если она связывается с

конкретным объектом, с определенной ситуацией. Возможность

возникновения ощущения неотвратимости надвигающейся катастрофы зависит

только от интенсивности тревоги, а не фабулы предшествовавшего страха.

6. Тревожно-боязливое возбуждение. Потребность в двигательной разрядке

при ощущении неотвратимости надвигающейся катастрофы, панические

поиски помощи проявляются в тревожно-боязливом возбуждении, которое

представляет собой наиболее выраженное из расстройств тревожного ряда.

При тревожно-боязливом возбуждении вызываемая тревогой дезорганизация

поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной

деятельности исчезает.

Проанализировав вышесказанное, мы полагаем, что при рассмотрении

феномена тревоги следует выделять:

- тревогу как реакцию на опасность и тревогу как симптом;

- тревогу как психическое состояние и тревожность как личностную

характеристику;

- тревожные состояния как элементы возрастающего по интенсивности

тревожного ряда.

Особенности психической деятельности и деятельности соматических

систем в условиях нервно-психического напряжения (НПН) описаны Т.А.Немчиным

[25]. Выявлено, что высокие степени НПН дезорганизующе влияют на функции

внимания, памяти и эффективность познавательной деятельности в целом. При

этом установлено, что у взрослых и пожилых людей сердечно-сосудистая

система испытывает большие нагрузки, чем у молодых лиц, а компенсаторные

возможности женщин значительно выше, чем у мужчин.

Наряду с физиологическими параметрами при оценке тревоги широко

используются показатели деятельности. Отмечается, что состояние тревоги

характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций,

вплоть до дезинтеграции деятельности.

Таким образом, тревога проявляется в повышении активности деятельности

соматических модальностей организма, в частности, систем энергоснабжения:

повышения артериального давления, изменении частоты сердечных сокращений; а

также дезорганизующе влияет на протекание психической деятельности, в

частности, на характеристики внимания, памяти и, как следствие, на

эффективность познавательной деятельности в целом.

По мнению К.Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что

необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге

является страх.

Первым понятия «тревога» и «страх» предложил различать З.Фрейд,

отмечая, что тревога «относится к состоянию и не выражает внимания к

объекту, между тем как страх указывает как раз на объект» [23, с.252].

В своей работе К.Хорни [23] отмечает, что оба эти термина обозначают

эмоциональные реакции на опасность, которые могут сопровождаться

физическими ощущениями. Однако между тревогой и страхом есть различия.

Изначально Хорни опиралась на признак адекватности (или пропорциональности

опасности) реакции. По ее мнению, страх является реакцией, пропорциональной

наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией

на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность. Однако при

дальнейшем рассмотрении данного вопроса, К.Хорни обнаруживает, что такая

попытка разграничения имеет существенный недостаток: вывод о том,

пропорциональна ли реакция, зависит от представлений культуры, которой

принадлежит индивид, а также от субъективного восприятия индивидом

адекватности реагирования на опасность. Эти соображения заставляют ее

внести изменения в определение. Таким образом, окончательно формулируемое

различие заключается в том, что как страх, так и тревога является

адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна,

объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна.

В работе, синтезирующей психоаналитические теории тревоги, Р.Мэй также

отмечает, что главное различие между тревожностью и страхом состоит в том,

что страх является реакцией на специальную (определенную) опасность, тогда

как тревожность неспецифична, рассеяна, беспредметна; и особой

характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и

беспомощности перед лицом опасности [22].

1.3 Характеристика онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта

Онкология - область клинической медицины, занимающаяся диагностикой и

лечением опухолевых процессов. Злокачественные формы клеточного роста или

увеличение числа клеток, которое происходит автономно и обнаруживает

деструктивно-инвазивный или метастатически распространяющий рост обозначают

термином «рак» [27].

В настоящей работе в качестве объекта исследования были выбраны

больные онкологическими заболеваниями с диагнозами рак прямой кишки и рак

желудка. При описании нозологий акцент сделан на психологических факторах

возникновения заболеваний, на особенностях протекания болезни с точки

зрения индивидуального восприятия её больными и на личностных конфликтах,

связанных с заболеванием.

Термин «онкологический больной» включает не только больных со

злокачественными новообразованиями и предопухолевыми заболеваниями, но и

лиц, излеченных от злокачественных опухолей. В клинической онкологии

выделяют 4 группы.

Клинические группы онкологических больных:

I - больные с предраковыми заболеваниями

II - больные со злокачественными опухолями, подлежащие радикальному лечению

III - лица, излеченные от рака

IV - больные с запущенной формой рака, подлежащие симптоматическому

лечению.

В настоящей работе в качестве объекта исследования будут больные II

клинической группы, которым предстоит оперативное лечение, с возможной по

показаниям, применением лучевой и химиотерапии.

Говоря об этиологии рака выделяют несколько его «возбудителей»:

физические вредности (например, ионизирующее излучение) и химические

(смолистые вещества при курении и пр.), генетические, гормональные

факторы, а также длительные эмоциональные стрессы, нервные потрясения. На

усиление и ослабление злокачественного роста также влияет состояние

иммунной системы человека, уровень сопротивляемости защитной системы

организма, сопутствующий эмоциональный фон [27, с.234-235].

Ученые установили, что при стрессе активируется центральная нервная

система, которая запускает стрессовую реакцию: активизируется

периферическая нервная система и железами внутренней секреции выделяются

различные гормоны. В организме происходит существенное нарушение

биохимических процессов, которое приводит к нежелательным изменениям в

органах и тканях. Страдают при этом и органы, ответственные за иммунитет. В

условиях стресса в крови резко возрастает уровень гормонов-

глюкокортикоидов, высокая концентрация которых подавляет иммунную систему

организма, защищающую человека и животных от чужеродных веществ и

инфекционных агентов, проникающих в организм извне, например, вирусов и

бактерий, а также от собственных измененных клеток, превративших в

опухолевые.

Говоря об этиологии и динамике рака особо следует уделить внимание их

психосоматическим аспектам. У людей, заболевших раком, наиболее часто

встречаются три эмоциональных фактора:

- неспособность выражать гнев или возмущение в сочетании с «внешним

добродушием»;

- эмоциональное напряжение, связанное со смертью очень близкого человека -

кого-то из родителей, супруга или ребенка;

- утрата «смысла существования» из-за глубокого отчаяния, вызванного

длинной цепью неудач.

Другие авторы выделяют такие особенности личности, определяющие

возникновение и развитие онкологического заболевания, как инфантильность,

алекситимичность (невозможность оценить и описать свое состояние),

закрытость эмоциональной сферы, а также высокий уровень неэффективных

архаических психологических защит и отсутствие эффективных копинг-

стратегий. Итак, заболевание раком можно связать с личностной диспозицией,

описываемой как подавление эмоций, беспомощность и подавленность [34].

Множество исследований показало, что факт осознания больным своего

ракового заболевания приводит к изменениям личности. Среди основных

факторов, влияющих на психику больных, можно выделить: фатальный характер

диагноза, несмотря на успехи онкологии; калечащие операции и лечение;

отсутствие гарантий против возникновения рецидивов и метастазов [34].

Было выявлено несколько естественных этапов, на которых проявляются те

или иные личностные расстройства раковых больных: 1) диагностический; 2)

этап поступления в стационар; 3) предоперационный; 4) постоперационный; 5)

этап выписки; 6) катамнестический этап [15].

Два первых этапа – одни из важнейших по выраженности реакций и по

возможности определять их дальнейшую динамику. В это время больной впервые

сталкивается непосредственно с фактом подозрения или наличия у него

онкологического заболевания. Независимо от локализации и стадии основного

онкологического процесса, возраста, пола, образования, можно фиксировать

наличие у больных эмоционального напряжения, которое формирует психогенные

реакции, главным образом тревожно-депрессивного и дисфорического характера.

Как результат вторичной психологической реакции, могут наблюдаться

угнетение психических функций, астения и различного рода психозы, а также

суицидальные попытки [21]. При этом большую роль в выраженности

эмоционально-личностных реакций играет степень информированности больных о

своём заболевании и оценка их собственной психологической готовности к

получению истинных данных о диагнозе. Различные исследования констатируют

направленное желание и потребность большинства больных знать истинную

природу заболевания и необходимые подробности лечения уже на этих этапах

[21]. Узнав о своём диагнозе, больной проходит ряд последовательных стадий,

характеризующих специфику эмоционально-психологического реагирования на

болезнь. E.Коблер-Росс описала 5 фаз процесса, которые могут быть пройдены

больным: 1) отрицание и изоляция (больной отказывается принять свою

болезнь); 2) гнев и агрессия; 3) фаза «торговли» (поиск методов лечения);

4) депрессия и отчуждение; 5) смирение, принятие болезни и

выстраивание новой жизненной стратегии [15].

На этапах, связанных с операцией, отмечается прямая зависимость между

степенью калечащей операции, определяемой местом поражения, и выраженностью

эмоциональных расстройств. Так у больных с экстирпацией прямой кишки

имеются более тяжёлые эмоциональные расстройства, чем у больных с резекцией

[15].

Говоря об этапах, связанных с операцией, особо обращает внимание

группа стомированных больных, изучаемых в настоящей работе. Практически все

они оказываются психологически неподготовленными как самому факту операции

и её хирургическим последствиям, так и к жизнедеятельности со стомой.

Больные, которым показана восстановительная операция, и те, которым

предстоит прожить со стомой долгое время, имеют общее и различия. Все

пациенты склонны концентрироваться на своих проблемах и решать их

автономно. Для них характерна неадекватность самооценки, социальная

дезадаптация, высокий уровень аутоагрессии, эмоциональная нестабильность,

отвержение близости с другими. Те пациенты, кто не подлежит

восстановительной операции, используют нерациональные способы

психологической защиты, обидчивы, агрессивно-беспокойны, личностно-

тревожны, неадекватны в восприятии своего тела, пространства

жизнедеятельности, отказываются от описания схемы тела, боятся, что люди

избегают их из опасности заразиться, испытывают при этом стыд, сокращают

контакты и общение [27].

Подводя итог, можно сказать, что онкологическое заболевание может быть

отнесено к классу психосоматических заболеваний, где отражается взаимосвязь

психических и физических процессов.

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Цель и задачи исследования

- Объект исследования: пациенты с онкологическими заболеваниями (рак

желудка и рак прямой кишки).

- Предмет исследования: особенности эмоционального состояния и внутренней

картины болезни онкологических больных.

- Цель исследования: изучить особенности влияния эмоциональных нарушений на

отношение к своей болезни у онкологических больных.

Задачи исследования:

1. Исследование исходного уровня социально-психологического стресса

онкологических больных, поступивших в онкодиспансер.

2. Изучение особенности эмоционального реагирования на болезнь у пациентов

с онкологическими заболеваниями в процессе лечения и уточнения диагноза.

3. Исследование чувственного содержания внутренней картины болезни у

онкологических больных.

4. Исследование эмоциональных нарушений у испытуемых в связи с

подтверждением онкозаболевания.

Гипотеза исследования: эмоциональные нарушения онкологических больных,

неблагоприятно воздействуют на их отношение к своей болезни.

2.2 Описание выборки

Исследование проводилось на базе Костанайского межобластного

онкологического диспансера в абдоминальном отделении. В исследовании

принимали участие пациенты с онкологическими заболеваниями (рак желудка и

рак прямой кишки). Объем выборки – 40 человек, из них 24 мужчин (60%) и 16

женщин (40%). Возраст испытуемых составил 45-76 лет, средний возраст по

группе- 53,5 лет. Длительность заболевания: 1год. Образовательный уровень

испытуемых: среднее- 18 человек (45%), среднее специальное – 17 человек

(42,5%), высшее – 5 человека (12,5%).

2.3 Описание методов исследования

Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами. Для

исследования личностных диспозиций обследуемых использовалось клиническое

интервью. Данная методика позволяет верифицировать данные, полученные

тестовыми методиками, а также получить общую оценку личностных диспозиций

участников исследования.

Для исследования индивидуальных отношений испытуемых к своему «Я»,

«болезни» и «здоровью» использовалась методика «личностный дифференциал».

Данная методика позволяет количественно оценить три фактора: «оценка» (О),

«сила» (С), «активность» (А) и наилучшим образом реализует поставленные

задачи.

Для исследования выраженности личностной и ситуативной тревожности, а

также структуры тревожности каждого испытуемого использовалась методика ИТТ

(интегративный тест тревожности).

Для исследования исходного социально-психологического стресса больных

использовался метод цветовых выборов (МЦВ). Метод цветовых выборов,

представляющий собой модифицированный восьмицветовой тест Люшера, позволяет

определить личностные особенности человека в конкретной ситуации, а также

характеризует ситуативную реакцию и ситуативное состояние испытуемого.

Таким образом, назначение обеих методик (ИТТ и МЦВ) обеспечивает реализацию

поставленных задач.

Методики:

1. Клиническое интервью составлялось на основании обзора литературных

материалов и преследовало две цели: верификация данных, полученных

тестовыми методиками, а также получение общей оценки личностных

диспозиций участников исследования. Интервью состоит из 5 блоков:

- Знакомство, установление контакта, снятие напряжения у больного.

- Подтверждение анамнестических данных.

- Выявление преморбидных особенностей личности.

- Выявление наличия психологических конфликтов и их специфики.

- Выявление особенностей внутренней картины болезни.

Особенности реакции на диагноз « рак », выявляемый с помощью интервью

(Приложение1), были выделены на основании обзора литературных материалов по

психологическим особенностям онкологических больных.

Их было выделено 15:

1. Чувствительность;

2. Зависимость;

3. Независимость;

4. Активность;

5. Пассивность;

6. Агрессивность;

7. Уверенность;

8. Раздражительность;

9. Алекситимия;

10. Интрапунитивность;

11. Недоверчивость;

12. Депрессия;

13. Расстройство сна;

14. Тревожность;

15. Потребность в эмпатии;

Общее время беседы по клиническому интервью составляло 40-60 минут.

2. Методика «Личностный дифференциал» применяется в ситуации, когда

требуется количественно описать индивидуальное отношение испытуемых к каким-

либо аспектам его окружения или внутреннего мира. Этот метод позволяет

моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как

систему личностных смыслов или отношений. ЛД представляет собой набор

биполярных семибалльных шкал, описывающих три фактора: «оценка» (О), «сила»

(С), «активность» (А). Для шкал (факторов) ЛД характерно существенное

ограничение, состоящее в «размытости» используемых сочетаний стимулов и

шкал; составляется таким образом, чтобы не допустить такого сочетания, при

котором ответы испытуемого были бы буквальными, отражающими объективные

качества, а не субъективные отношения к ним испытуемых.

Измерения проводятся в отношении показателей: «Я», «Болезнь» и

«Здоровье». Для расчета оценки сдвига значений между показателями «Я» и

«Болезнь», «Я» и «Здоровье», а также «Болезнь» и «Здоровье», рекомендуется

применять формулу D (ab) :

D(ab)=[pic](О1-О2)2+ (С1-С2)2+ (А1-А2)2, где

О1 и О2- значения по фактору О,

С1 и С2 - значения по фактору С,

А1 и А2 - значения по фактору А.

3. Методика ИТТ (интегративный тест тревожности)

Методика разработана в лаборатории клинический психологии

Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева ( авторы: д.мед. наук,

проф. Л.И.Вассерман, канд.психол.наук А.П. Бизюк, канд. мед.наук Б.В.

Иовлев).

Интегративный тест тревожности представляет собой экспресс-

диагностический клинико-психологический инструмент для выявления уровня

выраженности тревоги как ситуативной переменной и тревожности как

личностно-типологической характеристики (основные шкалы ИТТ) у подростков

и взрослых.

Одной из основных особенностей ИТТ является его многомерность, которая

реализуется путем выделения 6 дополнительных субшкал, раскрывающих

содержательный характер самооценки аффективного состояния, определяемого

тестом: эмоциональный дискомфорт, астенические и фобические компоненты,

тревожная оценка перспектив и социальная защита. Эти субшкалы также

оцениваются по степени их выраженности наряду с общей оценкой ситуативной и

личностной тревожности, однако дают возможность рассматривать последние как

сложные структуры.

Субшкала «Эмоциональный Дискомфорт» (ЭД) отражает наличие

эмоциональных расстройств, сниженный эмоциональный фон или

неудовлетворенность жизненной ситуацией, эмоциональную напряженность,

элементы ажитации.

Субшкала «Астенический Компонент Тревожности» (АСТ) отражает наличие

усталости, расстройств сна, вялости и пассивности, быстрой утомляемости.

Субшкала «Фобический Компонент Тревожности» (ФОБ) отражает

ощущение непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной

бесполезности. Испытуемые с пиком по данной шкале не всегда могут

сформулировать источник своих тревог и в беседе апеллируют главным образом

к феноменологии «хронических» страхов, периодически возрастающих в

зависимости от внутреннего состояния или обострения внешней ситуации.

Четвертая вспомогательная шкала – «Тревожной Оценки Перспектив» (ОП) -

тесно связана с предыдущей, на здесь отчетливо прослеживается проекция

страхов не на текущее положение дел, а в перспективу, общая озабоченность

будущим на фоне повышенной эмоциональной чувствительности.

Пятая вспомогательная шкала обозначена как «Социальные Реакции Защиты»

(СЗ), что связано с проявлениями тревожности в сфере социальных контактов

или с попытками испытуемого рассматривать социальную сферу как основной

источник тревожных напряжений и неуверенности в себе.

Противопоказаний к применению ИТТ практически не существует, за

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты