Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности
36).
Когнитивная подструктура включает осознание себя в системе
деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных
отношений и в системе его личностного развития. Постепенно на основе
представления о себе в отдельных ситуациях, на основе мнения коллег
складывается устойчивая Я - концепция, придающая ему чувство
профессиональной уверенности или неуверенности.
В аффективно-оценочном отношении к себе различают оценку своих
сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних
(ретроспективная самооценка) и будущих достижений (потенциальная или
идеальная самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие
(рефлексивная самооценка). По мнению А.К. Марковой если актуальная оценка
выше ретроспективной, а идеальная выше актуальной, это говорит о росте
профессионального самосознания.
И, наконец, третий компонент профессионального самосознания -
поведенческий - означает способность действовать на основе знаний о себе и
отношения к себе.
А.Г. Спиркин, анализируя особенности самосознания и самооценки,
фактически отождествляет эти явления: «…сама сущность сознания выражается в
оценке человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств,
морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, в целостной
оценке самого себя и своего места в жизни» (65, с.148-149).
Основными функциями самосознания являются " развитие и
совершенствование своей личности в соответствии с социально – нравственными
требованиями общества и сознательное использование психических
закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования
природы и общества " (51, с.166).
Вышеприведённый обзор различных точек зрения на вопрос возникновения
самосознания в онтогенезе, стадиальность его развития, показывает, что
существуют разногласия по этим вопросам. Мы же будем придерживаться
трёхкомпонентной структуры самосознания, как и большинство психологов,
рассматривающих самосознание как единство трёх сторон: самопознания,
эмоционально-ценностного отношения к себе, и саморегулирования.
Знание человека о самом себе многообразно по своему составу.
Рефлексия, или самоотражение, выступает в качестве психологического
механизма самосознания. В результате самоотражения возникает понятие о
самом себе, или Я – концепция (динамическая система представлений индивида
о себе, формирующаяся в процессе включения человека в различные социальные
общности, в группы, активного участия в различных видах деятельности).
Для развития самосознания характерна стадиальность, то есть деление
на временные отрезки, в пределах которых накапливаются количественные
признаки, которые постепенно или скачкообразно приводят к качественным
новообразованиям в самосознании. Каждая сторона самосознания
детерминирована образом жизни, ведущей деятельностью и общением, а также
уровнем развития психики индивида.
Исходя из вышеизложенного понимания самосознания, раскрывающего его
содержательный аспект, можно вычленить следующее: человек как социальное
существо осознаёт себя членом общества, группы: возрастной, половой,
профессиональной, семьи и так далее, свой социальный статус, роли,
социальные связи с другими людьми. Объектом самосознания является сама
личность, как познающий субъект, которая осознаёт свои личностные
особенности: направленность и отношения, психические состояния, процессы,
свойства, характер, способности; проявления собственной активности:
поступки, взаимоотношения с окружающим миром; осознаёт себя субъектом
познания, общения и труда. Осознаёт свои индивидуальные свойства:
особенности внешнего облика, функции своего тела, особенности соматической
организации и так далее.
Теперь мы обратимся к анализу Я - концепции – содержательной стороны
самосознания.
1.4.1. Я – концепция.
У. Джемсу принадлежит первая концепция личностного Я, рассматриваемая
в контексте самопознания. С его точки зрения глобальное, личностное Я
является двойственным образованием, состоящем из двух составляющих - Я -
сознающего и Я – как объекта. Эти две стороны самосознания всегда
существуют одновременно. В состав Я – как объекта включаются :
материальное Я (одежда, дом, семья), физическое Я (тело), социальное Я
(общественное признание человека, его репутация), духовное Я (сам
"мыслящий" субъект). Джемс рассматривает действующее Я – как субъекта
мысли, но при характеристике эмпирического Я выходит за пределы сознания
(17).
Учёными выделяются различные аспекты в изучении "Я". Р.Мейли (37)
выделяет три аспекта в изучении "Я":
1) Центрация большинства психических функций и явлений. Человек
чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, мыслей,
чувств и отражает свою тождественность и неразрывность с тем, чем
он был ранее.
2) Совокупность объектов, определяющих "содержание Я" или его поле.
3) "Защитные механизмы". В более общем смысле под ними понимается
совокупность небиологических побуждений, направленных на защиту, а
также укрепление чувства своей силы и ценности.
И.С. Кон (27) выделяет следущие аспекты проблемы "Я":
1) "Я" – идентичность (самость). Человек при изменениях окружающей
среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя
собственную структуру.
2) "Эго" – (субъективность). С данным представлением связана
субъективность сознания, понятие действующего лица, наблюдателя,
которое получило название Я. При изучении данного аспекта внимание
исследователей направлено на процессы и механизмы сознательной
саморегуляции поведения.
3) Образ Я. При изучении Я - образов рассматриваются конкрентные
процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок,
структурные компоненты Я-образов и динамика их изменения, роль и
значение самосознания в общем балансе психической деятельности.
Вышеуказанные аспекты проблемы "Я" являются взаимосвязанными и
предполагают друг друга: "Идентичность психики и поведения индивида не
возможна без какого–то единого регулятивного начала, которое требует
самосознание. "Эго" как регулятивный механизм предполагает преемственность
психической деятельности и наличие информации о себе. "Образ Я" как бы
достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно
корректирует её поведение" (25, с.9).
Общее в позициях Мейли и Кона состоит в том, что они выделяют "Я" как
субъекта, активного, действующего, а также объектное "Я". Объектом
рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания "Я". Также выделяют
аспект проблемы "Я" – идентичность (самость). Человек отражает свою
тождественность, неразрывность с тем, чем он был ранее.
В процессе отражения человеком самого себя формируется Я - образ.
"Наряду с "Я" как субъектом активным, действующим и субъективным, -
подчёркивает И.С. Кон, - необходимо выделять "Я" как объект восприятия,
мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я,
понятие Я, или Я – концепцию". И.С. Кон (26) понимает "образ Я" как
социальную установку (установочную систему), позволяющую представить его
структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторуя систему
когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.
Образ Я рассматривается Чесноковой И.И. (72) в контексте самосознания
личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредованного
познания личностью себя, развёрнутый во времени. Обобщённый образ Я
формируется в процессе интеграции множества единичных, конкретных образов
в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нём отражены общие,
специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является
определённым итогом процесса самопознания. Обобщённый образ Я является,
согласно автору, тождественным понятию Я. Понятие Я влияет на
мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности.
Другой подход к пониманию Я – образа характерен для Н.И. Непомнящей
(41, 42). Образ Я рассматривается как сторона ценности, в которой
выделяются две стороны: значимость для субъекта определённых сторон
действительности; представление о самом себе или "образ Я". Автор данного
подхода рассматривает становление образа Я как ценности, определяет связь
образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что
является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода
состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях
по умственному развитию детей.
Большой интерес представляет подход к изучению образа Я,
разрабатываемый в рамках концепции общения М.И.Лисиной (34), в котором
рассматривается становление образа Я на ранних этапах онтогенеза. Основными
факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность,
характерная для каждого возрастного этапа психического развития
ребёнка, и форма его общения с окружающими людьми, причём эти факторы тесно
взаимосвязаны между собой. Составляющими структуры образа Я как целостного
образования являются два компонента: когнитивный (знание о себе) и
аффективный (отношение к себе), они находятся в неразрывном единстве (61).
На начальных этапах онтогенеза аффективная сторона отношения к себе
преобладает над когнитивной, по мере развития формируется аффективно-
когнитивное единство образа Я.
А.Н.Крылов (30) рассматривает в теоретическом плане образ Я как фактор
развития личности, образ Я формируется в результате интериоризации её
внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой, согласно
автору, интериоризированное общение.
Таким образом, можно заключить, что имеется разнообразие в понимании
Я - образа.
В зарубежных исследованиях преимущественно рассматриваются не
разрозненные образы Я, а систематическая Я - концепция. Дж. Мид (7) считал,
что становление человеческого Я как целостного психического явления есть не
что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс
формирования Я - сознающего и Я - как объекта. Индивид осознаёт и принимает
те представления, которые существуют у других людей относительно него.
Итогом этого является возникновение в сознании индивида "Мe" - обобщённой
оценки индивида другими людьми. Он считал "Мe" образуют усвоенные
человеком установки (значения и ценности), а " I " – это то, как человек в
качестве субъекта психической деятельности воспринимиает ту часть своего
Я, которая представлена как "Мe". "I" и "Мe" образуют собственно
личностное Я (Self) (цит.: Бернс Р., 7,с.51-52). Он считает социальное
окружение важным фактором формирования Я - концепции индивида.
У Р. Бернса Я - концепция понимается как совокупность установок "на
себя". В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный,
эмоционально-оценочный и поведенческий. Применительно к Я - концепции он
конкретизует эти элементы установки так:
1) Образ Я – это представления индивида о себе. В него включаются
ролевые, статусные, психологические характеристики индивида,
жизненные цели. Одни характеристики Я – образа обладают большей
значимостью, другие меньшей.
2) Самооценка – аффективная оценка данного представления. В Я–
концепции представлена не только констатация, описание черт, но и
вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними
переживаний.
3) Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия,
которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
У Бернса Я – концепция представлена в виде иерархической структуры.
Её вершину составляет глобальная Я – концепция, включающая всевозможные
грани индивидуального самосознания. Это чувство собственной
преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что образ Я и
самооценка образуют неразрывное единство, и предрасполагают индивда к
определённому поведению, автор рассматривает глобальную Я – концепцию как
совокупность установок индивида, направленных на себя. Выделяются три
основные модальности самоустановок:
1) Реальное «Я» – это установки, связанные стем как индивид
воспринимает свои актуальные психологические особенности, роли,
статус, то есть представления о том, какой он есть на самом деле.
2) Зеркальное (социальное) Я – это установки, связанные с
представлениями индивида о том, каким его видят другие люди.
3) «Идеальное» Я – установки, связанные спредставлением о том, каким
он хотел бы быть.
Я – образ или Я – концепция является важной характеристикой личности.
Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия
организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный
образ (37).
Смысл «образа Я» складывается на основе соотнесения собственных
свойств личности с мотивом её деятельности (39). Существование внутренних
преград, их противоборство в реальном или воображаемом поступке становится
основой саморефлексии – главной составляющей смысла Я. Причём саморефлексия
имеет две основные стороны: когнитивную и эмоциональную. Когнитивная
проявляется в субъективном определении собственных черт, в их самооценке,
эмоциональная – в формировании эмоций и чувств, направленных на себя
самого.
Итак, структура Я – концепции схематически может быть
представлена нами следующим образом:
Осветив вопрос самосознания и Я – концепции, мы можем перейти к более
всего занимающей нас теме – самооценке.
1.4.2. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки.
В рамках Я – концепции, как содержательной стороны самосознания,
исследователи определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих
возможностей, качеств, и места среди других людей (46). Петровский А.В.
утверждает, что " самооценка есть результат… своего рода проекция реального
"Я" на "Я" идеальное" (там же, с.411).
«Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в
целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения
(47,с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное
образование, компонент Я - концепции, самопознания, и как процесс
самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов
индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве
центрального личностного образования и центрального компонента Я –
концепции».
Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее
непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как
автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся
при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего
мира (81).
Т.Шибутани (77, с.220) говорит о самооценке так: «Если личность – это
организация ценностей, то ядром такого функционального единства является
самооценка».
Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем
самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель
индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично
включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные
функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально - ценностное
отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя (81).
Б.Г.Ананьев (3) высказал мнение, что самооценка является наиболее
сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс
опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с
движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных
ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я (85)),
являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии
личности.
Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с
самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(48). Так И.С. Кон (26)
говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение "Я",
выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.
А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство"
как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный
характер, который является результатом специфического обобщения эмоций"
(33, с.304).
М.И. Ковель (Самооценка как основа саморегуляции и внутренней
мотивации) высказывается, что самооценка является основой внутренней
мотивации и тесно связана с процессом познания (84).
Чтобы понять отличие самооценки от интроспекции, процитируем Ю.Б.
Гиппенрейтер (14), которая показывает различие, говоря словами всемирно
известного сказочника-, Г.Х. Андерсена из сказки "Гадкий утенок":
«Помните тот волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл
к царственным птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя
уродливым и жалким существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции"
изменить эту самооценку, если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед
ним головы".
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и
эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе , второй – его
отношение к себе как меру удовлетворённости собой (81).
В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в
неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни
другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном
контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых
определяется значимостью для личности
оцениваемого содержания (81).
Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции
сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с
выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин
/Л.И.Корнеева/. Э.И. Суверова (МОСУ) (81).
Самооценка характеризуется по следующим параметрам:
1) уровню – высокая, средняя, низкая
2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная
3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная
По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая,
актуальная и ретроспективная самооценка.
В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида
образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и
включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное
принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки,
характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам,
успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного
уровня осознанности» (47, с. 343).
Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить
несколько её функций: прогностическую (заключающуюся в регуляции активности
личности на самом начальном этапе деятельности); корректирующую
(направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек);
ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе
деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств
выполнения деятельности с её результатами (76)).
Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности -
результат, средство, операции:
1) В качестве результата самооценки исследователями выделяются
следующие характеристики: в результате осуществления самооценки
индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт, равняется ему
или не достигает его (69); личность сверяет себя с эталоном и, в
зависимости от результатов проверки, оказывается довольна или
недовольна собой (45); констатация личностью качественных,
содержательных особенностей своего Я, своих физических сил,
умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и
себе (76); самооценка бывает двух родов: самодовольство и
недовольство собой (17); самооценка отвечает на вопрос: "не что я
имею, а чего это стоит, что это значит " (8, с.99).
Таким образом, результатом самооценки является либо констатация
некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым
эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.
2) Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют
исследования средств самооценки.
В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие
параметры как: ценностные ориентации и идеалы личности (А.В. Петровский),
мировоззрение (С.Л. Рубинштейн), уровень притязаний (Л.И.Божович, Х.
Хекхаузен и др.), "Я" - концепция (Е.Т. Соколова, В.В. Столин), требования,
предъявляемые коллективом (Е.И. Савонько).
Итак, в функции средств самооценки могут вступать два типа:
когнитивные (Я - концепция или её отдельные стороны) и аффективные
(ценности, идеалы, уровень притязаний, требования). Подводя итоги по этому
пункту, можно заключить, что практически любой феномен бытия человека (в
том числе и сама самооценка) может быть им самооценен, то есть
содержательное поле самооценки бесконечно.
3) В самооценке выделяют следующие операции: самопознания как
построения образа "Я – реальное" (12), сопоставление оцениваемого качества
со стандартом (76), каузальная атрибуция результата сопоставления (76);
реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат (17). Каузальная
атрибуция результата рассматривается как дополнительная процедура, которая
может быть применима как к результату сопоставления, так и к результату
самоотношения, если они чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда
оказывается, что в самооценке присутствуют лишь два типа фундаментальных
операций: сопоставление и самоотношение, которые, помещаемые в разные
контексты, приобретают разное звучание (например на сопоставлении
базируется проектирование "Я - реального" на "Я - идеальное", А.В.
Петровский), самокритика. В качестве своей основы самоотношение имеет
самоприятие (Л.В. Бороздина), самодовольство и недовольство собой (7).
Самооценка является доминирующей, а её выражением считается уровень
притязаний, заключает Л.В. Бороздина (12). То есть уровень притязаний
считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема
возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения.
Например, Х. Хекхаузен утверждает, что "мотив достижения выступает как
система самооценки" (69).
По данным Е.А.Серебряковой (60), представления о своих возможностях
делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко
повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.
Уровень притязаний — характеризует: 1) уровень трудности, достижение
которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2)
выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате
переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в
данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в
выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух
тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный
успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха
(или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня
притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более
трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после
успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня
притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной
самооценке (94).
У. Джемс выдвинул свой постулат относительно самооценки(8,с.162):
«Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна
притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался
достичь», в виде формулы это может быть представлено таким образом:
Самооценка = притязания / возможности.
Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а
развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека
(81).
Со слов Р. Бернса, многие психологи считают, что структура личности и
основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека (8).
Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей
(21). Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые
меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других
людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с
другими; - сравнение реального и идеального Я (86).
Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной
деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального
представлений о себе (47).
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами : её можно
перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными
проблемами ; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в
школе ; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны
взрослых ; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых
ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (68).
Санфорд и Донован, подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят, что
оценка пришла со стороны - от родителей, "которые делали вам замечания,
говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими
волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с
математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции, -
указывает Санфорд, - и никто из нас не в состоянии изменить ее в
одиночестве...» (86).
Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу: «Если родители,
выступающие для ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним
любовь, уважение и доверие, ребёнок привыкает сам относиться к себе как к
человеку, достойному этих чувств» (8, с. 157).
Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка
положительную Я - концепцию, был Скотт (8). Исследовав 1800 подростков, он
установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и
доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни
более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки
из семей, где царит разлад, менее приспособлены.
Вирджиния Н.Квинн высказывается по данному вопросу так: «Дети с низкой
самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного
достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми,
которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с
негативными «Я» - концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за
чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие
групповые лидеры. А это ещё больше «подрывает» самооценку таких детей.
Бывали случаи, когда проблемы с «Я» - концепцией, возникавшие в первом
классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка» (21, с.285).
Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях,
отличающихся сплочённостью и солидарностью (8). «Более позитивно здесь
отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует
успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения,
настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как
чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и
тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и
себя самого» (8,с.149-150).
У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше (8). Таким
образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и
чаще добиваются успеха. И, наоборот, для детей с заниженной самооценкой
характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их
достижения.
Куперсмит (там же, с.150) так описывает мальчиков с высокой
самооценкой: «…они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в
успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им
придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать
свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям.
Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает
убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта
установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более
независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий
потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В
групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному
признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми,
готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно.
Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше
заняты своими внутренними проблемами».
«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (8, с. 151) обеспечивает
хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать
свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье
способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью,
заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального
развития». Мы видим, что авторы солидарны в своём мнении о формировании
самооценки в детском возрасте, который, тем не менее, закладывает основу на
всю последующую жизнь индивида; например, И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (31)
подчёркивают, что у детей с завышенной или заниженной самооценкой изменить
её уровень крайне сложно.
Куперсмит отмечает, что для формирования положительной самооценки
необходимы три условия: полное внутреннее принятие родителями своего
ребёнка, ясные и последовательные требования, уважение индивидуальности
ребёнка в рамках установленных ограничений (8).
Чак Т. Фолкэн (68) говорит, что если человек занимается любимым делом,
со временем он приобретает опыт и мастерство, которыми имеет право
гордиться. Это одно из условий составляющих нормальную самооценку. Каждый
человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно обладает качествами,
имеющими ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей,
пользующихся авторитетом (21). Оно может изменяться в зависимости от
окружения. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к
нему, у человека будет высокая самооценка.
«Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной
самооценки» (68, с.485).
Подводя итоги, Мы можем сделать заключение: самооценка – компонент
самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы
как: образ "Я - реального", "Я - идеального", результат сопоставления этих
образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является
рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию;
она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов
реального и идеального "Я".
1.5. Профессиональное самосознание.
На этапе профессионального развития субъекта происходит дальнейшее
вхождение в систему межлюдских отношений в данной профессиональной общности
и дальнейшее развитие, формирование всех элементов структуры субъекта
деятельности, в том числе и профессионального самосознания (23).
Профессиональное самосознание, по мнению П.А. Шавира, впервые
появляется в юношеском возрасте. Он его истолковывает как "избирательно
направленную деятельность самосознания, подчинённую задаче
профессионального самоопределения. В наиболее обобщённом виде оно
проявляется в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной
деятельности" (75).
С.В. Васьковская (89) трактует профессиональное самосознание как
особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию
личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания
профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и
эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной
деятельности. По А.К. Марковой, профессиональное самосознание - это
"комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный
образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как
профессионалу" (36, с.308).
Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень
самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном
плане, - индивид, осознающий свои жизненные цели, планы, связанные с
самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения (что
он хочет), свои личностные и физические качества (что он представляет собой
как профессионал), свои возможности, способности, дарования (что он может,
пределы его самосовершенствования), требования, предъявляемые
деятельностью, профессиональной группой (89).
По мере роста профессионализма профессиональное самосознание меняется.
Оно расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии,
что предъявляет новые требования к человеку - профессионалу; меняются сами
критерии оценивания себя как профессионала. Расширение профессионального
самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной
деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении
стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей
профессиональной деятельности (там же).
Вопрос о профессиональном самосознании находится в неразрывной связи с
проблемой самоопределения личности. Так П.А. Шавир (75) считает, что
степень сформированности профессионального самосознания выпускника вуза
может служить показателем успешности и завершенности его профессионального
самоопределения.
По мнению К. А. Альбухановой – Славской (1), в профессиональном
самосознании личность представляет себя и как объект в определённой
социально-профессиональной системе и как её субъект. Это связано, во-
Страницы: 1, 2, 3, 4
|