Влияние типов семей на развитие подростка
Влияние типов семей на развитие подростка
Министерство образования Республики Беларусь
Минский государственный педагогический колледж
РЕФЕРАТ
по психологии.
Тема:
«Влияние типов семей на развитие подростка»
Минск 2004
Оглавление.
Введение.
Глава I. Влияние типов семей на развитие личности подростка.
I.1.Особенности развития личности в подростковом возрасте.
I.2.Семья как малая социальная группа.
I.3.Проблемы взаимоотношений подростка с родителями.
Глава II. Изучение влияния типов семей на степень агрессивности
подростков.
II.1.Изучение уровня агрессивности подростков.
II.2.Изучение родительского отношения.
Заключение.
Литература.
Приложение.
Введение
Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и
критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его
протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности,
которое можно рассматривать в качестве основных психологических
приобретений в этом возрасте.
Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что
проводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера,
идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение
не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка
в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, школы,
социальной среды, но в большей степени на развитее подростка влияет
воспитание в семье, отношение с родителями. А так как в наше время много
детей воспитывается в неполноценных семьях, растет число детей рожденных
вне брака, родителей уклоняющих от воспитания детей, растёт проблема
трудных подростков увеличение уровня агрессивности у подростков данного
возраста. Поэтому тему своей курсовой я выбрала в этом русле: «Влияние
типов семей на развитие подростка».
Я думаю, что эта тема очень актуальна в наше время и в связи с тем, что
я буду заниматься с детьми именно этого возраста, мне будет легче понимать
и работать с учениками.
Цель курсовой: определит, в какой мере гармоничное воспитание в семье
влияет на уровень агрессивности подростка.
Задачи:
- изучить взгляды на проблему формирование личности подростка;
- исследовать их взаимоотношение в семьях подросткового возраста;
- определить влияние типа взаимоотношений в семье на уровень
агрессивности подростка.
В основном материала по данной теме нет, хотя о подростковом возрасте
говориться, и пишется очень много, так же как и о семьях и взаимоотношении
ребёнка и родителей в семье, а именно как зависит уровень агрессивности
подростка от взаимоотношений в семье очень мало.
В ходе работы хочу проследить следующую гипотезу: при принятии
подростками взглядов родителей на воспитание уровень агрессивности у лиц
подросткового возраста значительно ниже, чем у тех подростков, которые не
понимают родительских установок.
Глава I.1 Особенности развития личности в подростковом возрасте.
Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже
опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую
большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и
правоохранительным органам. Этот самый период, что породил понятия
«проблема отцов и детей» и «конфликт поколений».
Подростковый период развития, будучи по своему содержанию, переходным
и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его
протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в
качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью
выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту.
Характерной чертой возраста является амбивалентность и
парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной
смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью,
эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности –
умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т. д. Главная же
задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые
можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом
возрасте.
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию
подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности
подростка. [1. 121]
Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное
течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого
является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу
предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без
глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития
предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь
самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за
счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.
Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э.
Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком
своей индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с
позиции пубертата. Известно, что пубертат – это период резкого ускорения
физического развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть
внутри подросткового возраста. Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер
выделила психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.
Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду
психической пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12
лет, когда подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им
неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия»
сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до
13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами
являются «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и
легко возбудимое состояние», «физическое и душевное недомогание»,
неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир.
Можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти к себе и
окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и
непонятным окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен
к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к
агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого
становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное
отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением
телесного созревания.
Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится
восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются
источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит
«переживание природы» – сознательное переживание прекрасного. При
благоприятный условиях развития такими источниками радости могут стать
искусство и наука. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому
тяжелому напряжению».
Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов
подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп
(доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил «эгоцентрическую
доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту дали»
(доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними,
текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению,
преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве,
протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному,
рискованному, героическому).
Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и
возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию
развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене
ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические
новообразования подросткового возраста.
Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший
подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст
(13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в
виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).
Психологические новообразования младшего возраста изменяют
возможности ребенка, а, следовательно, и сферу его интересов и мотивов
поведения.
Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению
старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его
потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.
Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является
появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и
деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток
будет соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что
явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но
прежде всего, собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый
момент в мотивационной сфере.
Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое
место в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что
психологические новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте,
открывают перед ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с
изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения.
Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную
ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности.
Которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его
новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими
его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в
рамках прежней ведущей деятельности – учебной. [1. 122-123]
Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические
состояния, наиболее часто переживаемые подростками.
Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в
негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве,
драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см.
характеристику негативной фазы психической пубертатности.
Другой чертой подросткового поведения является выраженная
противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (см. данные Ст.
Холла). С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний,
переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога,
страхи, ощущение одиночества и т.п.
Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации,
т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны
родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму
оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не
столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно,
трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.
Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой
реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную
сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых
бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям
подростков.
Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в
частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций
характера.
Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка
обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко
сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление
подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное
использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой
сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного
пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса
ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение
социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к
профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости;
9) подготовка к браку и семейной жизни. [1. 125-126]
Глава I.2 Семья как малая социальная группа.
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных
человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна
культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии,
сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной,
надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой
связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной
моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена
потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в
VIII – IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее
хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной
школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И.В. Бестужев-Лада),
где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству»
мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их
мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.
Проблемы развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в
жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков
занимали лучшие умы человечества. Тем не менее эти проблемы не являются
сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов.[11.
20]
Глава I.3. Проблемы взаимоотношений подростка с родителями.
Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на
социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними
и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью начинает лихорадить,
обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия
между членами семьи выходят наружу.
Начинается психологическое отделение подростка от родителей,
противопоставление им. Подросток может быть грубым, резким, остро
критиковать родителей и других взрослых. Это как бы время расплаты
родителей за их неверную родительскую позицию. Все эти годы многого не
замечали в ребенке, не хотели замечать, верили в непогрешимость своего
авторитета, а тут все летит в тартарары. Происходит как бы свержение
родителей с пьедестала непогрешимости. Это всегда больно, когда вдруг
родитель видит себя и свои идеалы в кривом зеркале, но уже ничего не может
с этим поделать.
Перед подростком открывается вся сложность окружающего мира,
социальной жизни, в которой очень нелегко разобраться. Им нужен друг-
учитель, а не моралист, нужен человек, который может понять все переживания
юной души и не осудить, а помочь разобраться с сложной жизненной ситуацией.
Ну а эти ситуации бывают куда более сложными, чем у взрослых, поскольку
здесь все впервые: и первая любовь, и первые взрослые разговоры, и первые
взрослые увлечения.
Формируются первые жизненные ценности. Выбор товарищей происходит по
сходству взглядов на жизнь, по убеждениям, которые еще не зрелые, но
получают свое завершение и становятся более осознанными при объединении
ребят в группы и совместной деятельности в этих группах. Часто
направленность этих групп пугает родителей. Да и вытянуть из этой компании
бывает крайне тяжело.
Случается, что родители полностью теряют авторитет в глазах
подростков. И если раньше контакт с ребенком был, то подростковый возраст
часто выявляет неготовность родителей принять своего ребенка всерьез, как
человека, имеющего свои взгляды и мнения, или негативность самих родителей
решить определенные жизненные проблемы и обсуждать их со своими детьми.
[10. 257]
Подросток – это не маленький ребенок, который молча страдает от того,
что его не замечают, не понимают, поскольку не может это выразить словами.
Он протестует, он требует, чтобы с ним считались, чтобы его уважали,
понимали, признавали, и требует громко и часто обвиняет. А это нож острый
для родителей, поскольку услышать от собственного сына или дочери в
собственной неправоте кажется обидным, оскорбительным и несправедливым. Но
нельзя и не выслушать, не попытаться понять, что лежит за такими
обвинениями. Может быть, родители больше уделяли физической заботе и очень
мало заботились о его духовном развитии, мало разговаривали о жизни своей,
чужой, о книгах, о героях, о ценностях или говорили, да нет, скорее морали
читали. А морали, как правило, не доходят.
Одни подростки сбегают из дому от недремлющего ока взрослых, другие
активно мстят взрослым (родителям) за несправедливые, с их точки зрения,
обвинения, за непонимание. Ясно, что запреты и наказания не лучший метод
воспитания. У подростка они вызывают ожесточение, злость, желание отомстить
за унижение.
Именно постоянное желание понять, почувствовать своего ребенка,
встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его
глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и
оскорбления, в этом залог восстановления утраченного контакта.
Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того,
чтобы быть уверенным, что дети не попадут на скользкий путь, что выберут
правильные цели в жизни, не покатятся по наклонной плоскости, но и для
того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи
внимательными, к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем
рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к
проблемам родителей и проблемам других людей.
Родители, которые испытывают трудности в общении с подростками, как
правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Если же
подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить какой-то
серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на
поставленные вопросы на стороне, часто в далеко не подходящей компании.
Семьи, в которых родители своим примером показывают ребенку, как
можно выйти из трудной ситуации, из конфликтов, где заранее его готовят к
взрослости, учат сознательно относиться к своим и чужим ошибкам. В таких
семьях подростковый период протекает спокойно, без яростных бурь, борьбы и
ожесточения, без непримиримых противоречий. [10. 261]
Проблемы взаимоотношений с родителями
Высокая проблемная нагруженность у подростков Петербурга обнаружена и
в отношении родительского дома. Напомним, что в других культурах (например,
потсдамские данные) отношения с родителями - это не острая проблема для
подростков. Средний балл по этой позиции - 2,1.
Объяснить причины, по которым подростки имеют проблемы во
взаимоотношениях с родителями, можно, проанализировав особенности
взаимоотношений родителей и подростков. Обратимся к экспериментальным
данным, которые получены в современных исследованиях подростков.
Источники возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и
подростков в нашей культуре исследовал В. Е. Каган. Один из выводов, к
которым пришел автор, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение
родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере
ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют
проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники в решении
этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного
поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких
установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния.
Поскольку родители современных подростков в большинстве своем
сформировались, как личности в предшествующую эпоху, можно предположить,
что полученный в нашем исследовании результат объясняют изложенные В. Е.
Каганом наблюдения Этот вывод подтверждают данные исследования В. Б
Тарабаевой, которое проведено в 1994-1995 годах. Кроме того, что она
установила высокую частоту конфликтов подростков с родителями, данные В. Б
Тарабаевой подтвердили и изложенные здесь причины возникновения этих
конфликтов нарушение подростками нормативного поведения, которое, с точки
зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных
взаимоотношений со своими детьми.
Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как
противоречие между ними и их родителями, это - скорее следствие
социокультурных, чем психологических особенностей. К настоящему времени
стало совершенно очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает
оказание психологом помощи, как подростку, так и родителям. Последние
нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей
позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как
личностей. Полученные в нашем исследовании результаты позволяют утверждать,
что работа с родителями психолога-практика должна стать основой для
профилактики проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие
направления, как просвещение по вопросам планирования семьи, развития
гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого,
развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в
том числе ребенок и пожилой человек.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Существует несколько относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают
правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители
внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых
постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-
вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их
пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная
внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем
сами формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым
важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная
ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род
занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на
ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так,
если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его
обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь
этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования
родителей. По данным ленинградского социолога Э.К. Васильевой (1975), у
родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний
бал выше 4) второе выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже
семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда
дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в
непосредственной помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу
подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее
членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных подростков. [7. 26]
Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть
нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье,
где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не
выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший
образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,
где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не
менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу
которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых
методов воспитания.
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений
и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость
и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода
Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской
любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные
отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение
юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими
нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении,
умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления
значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало
родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со
стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта
враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,
так и скрытно Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая
некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не
сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских
переживании. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает
низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в
связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на
формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского
контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой
высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом —
пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971).
За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и
разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к
ребенку, в других — от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия
решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних
вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других
(например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того,
родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как
правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и
авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере
компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать
влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем
гибко и рационально:
. родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их
обсуждение подростком;
. власть используется лишь в меру необходимости;
. в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
. родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но
не считает себя непогрешимым;
. он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из
его желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону
авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей
незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они
кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную
апатию и пассивность Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка
ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой
коммуникации часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует
формированию личности со слабым «Я».
Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями, необходимо
знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними
представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких
«ипостасях»:
. как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых
ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
. как власть, директивная инстанция, распорядитель благ,
наказаний и поощрений;
. как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и
лучших человеческих качеств;
. как старший друг и советчик, которому можно доверить все
Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с
возрастом меняются.
Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс
этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной,
показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями
по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью),
поведенческой, проявляющейся в нем, насколько жестко родители регулируют
поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли
юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие то
другие. Каждый их этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. [7.
26-29]
Дети, пережившие смерть родителей
Представление о смерти становится более абстрактным только к 1- годам:
тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собою смерть и больше
думают, о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом
того, что произошло , и заняты мыслями о несправедливости смерти. Они не
хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно.
Иногда им нужно достаточно долгое время, прежде чем они могут говорить о
смертном случае. Это потому, что понимание смерти приходит постепенно.
Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти, даже если в
течение долгого времени они оказались абсолютно равнодушными.
Период переходного возраста – нелегкое время для переживания горя.
Психологически защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя («Кто
я?»).
Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя
или отказаться от чего-то в себе. Потеря матери или отца в это время,
возможно, бывает невыносимой. Весь мир становится ребенку чужим, когда он
переживает сильное горе из-за потери значимого для себя человека. «Я» -
концепция, т.е. система представлений ребенка о самом себе, рушится, и
иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная Я-концепция нуждается в
восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал значение
того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что является
новым, отличным от его прежней жизни.
В первое время после смерти родителей у детей чаще всего наблюдается
сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном,
агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения,
привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль,
тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии. Таким образом,
дети переживают горе по-разному. Несколько распространенные реакции:
Тревожность (смерть легко вызывает страх, что может привести еще к
одной катастрофе).
Высказывают свои опасения, что может произойти с близкими им людьми.
Испытывать страх, что сами умрут.
В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у
ребенка могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове.
Замкнутость, изоляция. После смертного случая ребенок начинает борьбу
с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться,
желание замкнуться в себе и уединиться становится спустя некоторое время
характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически
травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительные к разлуке,
нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшаться результаты в школе,
причем как в учебе, так и поведении.
Вина.
Ребенок ощущает в себе склонность к какому-либо проступку, то он
закономерно чувствует вину.
В этом случае может выбрать две стратегии поведения.
Страницы: 1, 2
|