Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования
Нежелание быть объектом чьей-либо помощи — совершенно нормально и
понятно при отрицании соответствующих проблем. Если человек считает, что не
нуждается в помощи, он вовсе не должен скрывать это от консультанта.
Такая ситуация представляет собой очевидный источник стресса для
консультанта любой теоретической ориентации. Не важно, в каком учреждении
это происходит. Консультант вынужден "лечить", "адаптировать" человека
против его воли. Надежды людей, направивших клиента, ложатся на плечи
консультанта тяжелой ношей и становятся своеобразным экзаменом его умений и
навыков. Консультанту как бы говорят: "Вы должны уметь помогать; Вам
предоставляется возможность доказать это". Большинство консультантов
испытывают обязанность "перевоспитать" клиентов. Это продиктовано их
идеалами, системой ценностей, оптимистической оценкой своих возможностей.
Поэтому "немотивированный" клиент бросает вызов стремлению таких
консультантов помочь любой ценой.
Часто свое сопротивление клиенты выражают молчанием. Обычно это
молчание для консультанта бывает очень "громким". Иногда клиент уныло
крутит пуговицу и всем своим видом показывает, что он просто отсиживает в
кабинете. Враждебность может выражаться и прямо. Например, клиент говорит:
"Проводить с Вами время — не моя идея".
Истеричные клиенты в консультировании пытаются воспользоваться своими
качествами, особенно с консультантом противоположного пола (классический
вариант — женщина-клиент и мужчина-консультант). Обычно они добиваются
придания контакту эротической, сексуальной окраски.
Еще одна особенность истерического поведения, встречаемого в
консультировании, — представление себя в качестве бессильного и зависимого
существа, жаждущего заботы и внимания со стороны сильной отеческой фигуры.
Консультанта в таких случаях пытаются превратить в заменителя отца.
В консультировании истерическая личность часто использует в качестве
самозащиты нападение, например, объясняет консультанту, что он должен
говорить, комментирует его профессиональные действия, делает замечания по
поводу его поведения во время конкретной встречи или вообще может прочесть
"краткую лекцию" о консультировании. Консультант испытывает прямую угрозу
своей профессиональной компетентности и обычно сердится. Однако опытный
консультант понимает психологическую реальность, скрывающуюся за такими
действиями. Клиент не стремится оскорбить консультанта, а пытается таким
способом взять под контроль свою тревожность и защититься от помощи,
которая может представлять для него не меньшую опасность, чем его проблемы.
Из рассмотренных выше примеров видно, что возникновение психологической
защиты у тревожных клиентов в процессе психологического консультирования
связано с различными причинами. Поэтому от поведения психолога, от
профессионального подбора методов зависит определение степени защиты
клиента и принятия мер к преодолению этого барьера. От того, насколько
быстро преодолевается психологическая защита, зависит, в свою очередь,
эффективность консультирования.
1.3. Методы психологического воздействия на
эмоционально-чувственную сферу
Существует множество классификаций методов психотерапии. Под методом
понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера
заболевания. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме
беседы с группой или в форме лекции.
Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом
к лечению, образует систему или направление в психотерапии. В настоящее
время наибольшее распространение получили такие направления как
психоаналити
ческое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистичес-кое. Из большого
количества методов психотерапии в практике социальной работы широко
применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная,
игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ,
трансактный анализ, гештальт-терапию и др.
Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных в практике методы.
Самовнушение тесно связано с такими понятиями как самовоспитание,
саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует
множество. В частности, А.С.Ромен определяет самовнушение как – «волевой
процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к
определенному действию и при необходимости к его реализации» [13,с.22].
Самовнушение может быть не произвольным и произвольным. В первом случае
самовнушение предполагает дополнительный заряд фактора, во втором
необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует
множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении.
Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог
И.Г.Шульц, сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают
управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать
напряжение [13,с.34]. Это упорядоченное использование специальных
упражнений и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний,
для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и
применено не только к клиентам социальных служб, но и к работникам этих
служб в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим
эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к
пониманию психического состояния других.
Поведенческая психотерапия основана на принципах бихевиоризма. Главное
- это изменение поведения клиента под воздействием позитивного стимула.
Психолог обучает клиента таким способам поведения, которые снимают
дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь.
К методам поведенческой терапии можно отнести социальный тренинг,
тренинг уверенности в себе и др., осуществляемый в группе. По мнению
Рудестама К. «присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение,
группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это
социальная сеть, в которой можно определить и практиковать изменения»
[13,с.39].
Целью временных групп является выработка такого поведения, которое
является приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом.
Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и
отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности
в себе. Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение,
внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности,
логическую аргументацию.
Одна из ее главных задач - создание в сознании клиента правильного
представления о заболевании или проблеме и выработке разумного адекватного
отношения к этому. Эволюционная окраска болезненных переживаний может
наложиться на личностные особенности клиента и задача психолога -
правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза
заболевания. Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт
личности с его средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя
приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения,
связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить
истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на
причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной
психотерапии является участие клиента в процессе осуществления
психотерапевтического воздействия.
Групповая психотерапия - это лечение людей в группах, через включение
их в психологически положительное взаимодействие со специально-
организованной управляемой средой.
Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное
выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения
этой цели. По характеру можно выделить:
- Семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с
родителями, детьми и родителями;
- Групповую психотерапию в условиях совместной деятельности;
- Игровую психотерапию.
Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов
с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и
социальной адаптации.
Малая группа - это общество в миниатюре, в котором также могут
проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление
партнеров. Преимущество терапевтической группы - это возможность получения
по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы,
имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя
и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это
облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне
группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на
занятиях в группе.
Многие специалисты считают, что один из лучших способов лечения
наркоманов - терапевтические коммуны. Это нечто вроде лагеря, где живут
люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут
натуральное хозяйство.
Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих
зарубежных программ лечения алкоголизма. Главную терапевтическую роль в них
играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные
проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный
опыт во благо других людей. Подобные программы предполагают желание
человека следовать предложенному пути и готовность к большой работе над
собой.
Различные терапевтические методы часто используются в сочетании с
трудотерапией, которая рассматривается, как лечение занятостью. Хорошо
организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной
действительностью. Труд предохраняет человека от личностного распада,
создает условия для межличностного общения, организовывает
структурированную микросреду. Методы трудотерапии активно используются в
работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими
возможностями. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дать
дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью
социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдавших алкоголизмом
и наркоманией.
Многообразие перечисленных выше методов терапии определяет широкий
спектр ее использования в практической деятельности различных социальных
служб. Особое значение работа психологических служб приобретает в связи с
продолжающейся нестабильностью в обществе, когда население особенно
подвержено стрессам.
Т. о. защитные механизмы психологического консультирования очень часто
связаны с проявлениями тревожности клиента. В процессе консультаций
психологу важно выявить связь между тревожностью и защитными механизмами, а
также причинами возникновения тревожности. При этом психолог должен
учитывать, что не всегда защитные механизмы, используемые клиентом, следует
расценивать, как нежелание клиента получить помощь от специалиста. Также
необходимо учитывать, что в интересах эффективности психотерапии не следует
на начальном этапе консультирования лишать клиента защитных механизмов.
Попытка резкого воздействия на психо-эмоциональную сферу испытуемого может
привести к развитию стрессовой ситуации, что в дальнейшем придется
исправлять путем увеличения количества консультаций. Психолог всегда должен
помнить то, тревожность представляет собой сложный основополагающий фактор
психо-эмоционального климата психологического консультирования и является
основой психологической защиты.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
2.1. Обоснование выбора и описание методик
Методика исследования защитных механизмов психологического
консультирования построена на тестировании клиентов. Для тестирования
использован опросник Айзенка по определению темперамента [19,с.57-60] и
тест-метод «Дифференциальные шкалы эмоций» по К.Изарду [22,с.5-6].
Выбор опросника Айзенка связан с тем, что он позволяет определить
искренность ответов и темперамент клиента – при этом первое дает
возможность судить о наличии и серьезности защитных механизмов, второе
определяет способы ведения психологической консультации. Опросник Айзенка
состоит из 57 не сложных вопросов и таким образом не требует много времени
для тестирования, что важно в условиях работы социальных психологических
служб.
Назначение методики «Дифференциальные шкалы эмоций» - выявление
доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие
обследуемого человека.
Опросник Айзенка включает ряд вопросов. Клиент на каждый вопрос
отвечайте только «да» или «нет».
Вопросы следующие:
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы
отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас
понять, ободрить, посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела, не спеша, и предпочитаете ли подождать,
прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя
никакой серьезной причины для этого было?
10. Верно ли, что «на спор» вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком
противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, над влиянием
момента?
14. Часто ли вас беспокоит мысль о том. что вам не следовало что-либо
делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с
другими?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в
руках, а иногда чувствуете усталость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом
самых близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно
развлекаться в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к
нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится иэ-за того, что в голову лезут разные
мысли?
32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете спросить у людей, а
не найти в книге?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг
над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях
и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого
случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?
47. Вы нервный человек?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые явно вам не нравятся?
49. Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в
которых участвует много народу?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не
разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
В методе «Дифференциальные шкалы эмоций» испытуемому предлагается
оценить в 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его
самочувствие в данный момент, проставив необходимую цифру справа.
Предполагаемые значения цифр: "1"- совсем не подходит; "2"- пожалуй,
верно; "3"- верно; "4"- совершенно верно.
|Шкалы эмоций в понятиях |Сумма |Эмоция |
| |баллов | |
|Внимательный..|Концентриро-ва|Собранный | |1. Интерес |
|... |нный... | | | |
|Наслаждающийся|Счастливый.. |Радостный... | |2. Радость |
|Удивленный |Изумленный.. |Пораженный | |3. Удивление |
|Унылый.... |Печальный... |Сломленный.. | |4. Горе |
|Взбешенный.. |Гневный..... |Безумный.... | |5. Гнев |
|Чувствующий |Чувствующий |Чувствующий | |б.Отвращение |
|неприязнь |отвращение... |омерзение... | | |
|Презрительный.|Пренебрежитель|Надменный... | |7. Презрение |
|... |ный.. | | | |
|Пугающий......|Страшный.... |Сеющий | |8. Страх |
|.. | |панику.. | | |
|Застенчивый...|Робкий....... |Стыдливый... | |9. Стыд |
|..... | | | | |
|Сожалеющий....|Виноватый.... |Раскаивающийся| |10.Вина |
|... | | | | |
2.2. Обсуждение и анализ полученных результатов
Для исследования эффективности выбранных тестов, было проведено
тестирование группы лиц, находящихся на учете в наркологическом диспансере
г.Тобольска. Тестировалось 15 человек со стойкой зависимостью от алкоголя.
Тестируемые – мужчины в возрасте 35-45 лет. Тестирование проводилось в
психологическом центре г.Тобольска по направлению врача - нарколога.
Принудительный характер тестирования предполагал наличие высокой степени
психологической защиты со стороны испытуемых.
В опроснике Айзенка показатель по «шкале лжи» определяется по сумме
баллов ответов «да» в вопросах 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах 12, 18,
30, 42, 48, 54.
0-3 — норма, ответам можно доверять. Показатель 4-5 является
критическим, он свидетельствует о тенденции давать только «хорошие» ответы.
6-9 — ответы недостоверны.
При тестировании испытуемых данный показатель составил от 5 до 9
баллов, что явно свидетельствовало о несерьезном отношении их к тесту
(таб.1).
Для определения степени невротизма находится количество ответов «да» в
вопросах
2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,5255,57.
Количество ответов от 0 до 10 соответствует эмоциональной устойчивости
испытуемого. 11-16 — присутствует эмоциональная впечатлительность. При 17-
22 ответах «да» появляются отдельные признаки расшатанности нервной
системы. 23—24 ответов «да» определяют невротизм, граничащий с патологией,
при этом у клиента возможен срыв, невроз.
При тестировании данный показатель составил от 18 до 23 ответов «да»,
что свидетельствовало о патологии невротизма у всех участников эксперимента
(таб.1).
Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах
1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56 и ответов «нет» в вопросах
5,15,20,29,32,37,41,51.
Если сумма баллов равна 0-10, то испытуемый интраверт, замкнут внутри
себя.
Если 15-24, то испытуемый экстраверт - общителен, обращен ко внешнему
миру.
Если 11-14, то испытуемый амбиверт – вступает в общение тогда когда ему
это нужно.
При тестировании экстраверсия распределилась у каждого испытуемого по-
разному, но преобладала оценка до 10 баллов (таб.1). Таким образом,
большинство испытуемых оказались замкнутыми внутри себя.
Таблица 1.
Результаты тестирования по опроснику Айзенка (бал.)
|№ |Испытуемые |Шкала лжи|Степень |Экстраверсия-интро|
|п/п | | |невротизма |версия |
|1 |Голков А.Н. |6 |18 |9 |
|2 |Голыженков А.В. |5 |21 |14 |
|3 |Гурьин К.Б. |6 |20 |12 |
|4 |Детков Ю.М. |8 |20 |8 |
|5 |Иванов П.П. |7 |19 |9 |
|6 |Кетков М.Е. |5 |21 |7 |
|7 |Кнутов К.Г. |7 |20 |7 |
|8 |Коновод С.Ф. |9 |19 |9 |
|9 |Курьин К.И. |6 |20 |15 |
|10 |Ланаков И.Б. |6 |20 |13 |
|11 |Манаков К.С. |7 |19 |8 |
|12 |Семенов И.И. |6 |23 |8 |
|13 |Чебышев Г.А. |6 |19 |10 |
|14 |Шестаков А.А. |5 |21 |9 |
|15 |Шутов В.Л. |7 |22 |10 |
Фамилии и инициалы являются вымышленными
При наличии оснований полагать ответы на вопросы искренними по
полученным данным строится график (рис.1).
[pic]
Рис. 1. Тип личности (по опроснику Айзенка)
Далее из графика (рис.1) определяем тип личности испытуемого:
Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к
внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит
лидерство, много друзей, жизнерадостен. Данный тип личности мало склонен к
защитным действиям в процессе психологического консультирования.
Холерик-экстраверт; нестабильная личность, обидчив, возбужден,
несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но
работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса —
склонность к истерико-психопатическим реакциям.
Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен,
пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный,
спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов
здоровья и настроения.
Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен,
очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри,
интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к
внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности
(стресс кролика).
Поскольку у психолога были все основания считать ответы на вопросы
теста неискренними, то вторая часть обработки результатов не производилась.
На основании тестирования сделан вывод о значительной степени
психологической защиты испытуемых.
В методе «Дифференциальные шкалы эмоций» подсчитываются суммы баллов по
каждой строке, и эти значения проставляются в строку "Сумма баллов".
Коэффициент самочувствия (Кс) определяется по формуле:
сумма положительных эмоций (С1 + С2 + СЗ + С9 + С10)
_____________________________________________________
сумма отрицательных эмоций (С4 + С5 + С6 + С7 + С8)
Если Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает
положительному, а при Кс меньше 1 — отрицательному, т.е. самочувствие
отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо
дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.
В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс меньше 1) самооценка
испытуемого в целом понижается, и, в особенности, когда наступает
состояние, близкое к депрессии.
Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией,
резким снижением работоспособности. Приобретенная в этом состоянии
беспомощность, отсутствие волевой активности приводят иногда к
патологической депрессии и в отдельных случаях — к суициду.
Второй тест полностью подтвердил результаты первого тестирования: Кс у
всех 15 испытуемых оказался меньше 1 (таб.2). Следовательно, все испытуемые
находились в состоянии стойкой депрессии.
Таблица 2.
Результаты тестирования по методике
«Дифференциальные шкалы эмоций»
|№ |Испытуемые |Сумма |Сумма |Коэффициент |
|п/п| |положительных |отрицательных |самочувствия |
| | |эмоций (бал.) |эмоций (бал.) | |
|1 |Голков А.Н. |47 |52 |0,9 |
|2 |Голыженков А.В. |37 |46 |0,8 |
|3 |Гурьин К.Б. |34 |48 |0,7 |
|4 |Детков Ю.М. |32 |46 |0,7 |
|5 |Иванов П.П. |38 |48 |0,8 |
|6 |Кетков М.Е. |29 |48 |0,6 |
|7 |Кнутов К.Г. |42 |47 |0,9 |
|8 |Коновод С.Ф. |38 |48 |0,8 |
|9 |Курьин К.И. |78 |47 |0,8 |
|10 |Ланаков И.Б. |37 |48 |0,7 |
|11 |Манаков К.С. |41 |46 |0,9 |
|12 |Семенов И.И. |32 |45 |0,7 |
|13 |Чебышев Г.А. |15 |38 |0,4 |
|14 |Шестаков А.А. |32 |45 |0,7 |
|15 |Шутов В.Л. |38 |47 |0,8 |
Фамилии и инициалы являются вымышленными
Для более наглядного представления о результатах тестирования, ниже
представлен график показателей Кс (рис.2).
Рис. 2. Показатели коэффициента самочувствия
Таким образом, практические исследования полностью подтвердили
гипотезу, выдвинутую в начале исследования. Предложенные тесты позволяют с
достаточной достоверностью определить наличие психологической защиты у
клиентов с высоким уровнем тревожности. Совместное использование тестов
повышает точность определения наличия защиты и позволяет определить меры по
ее нейтрализации. В последующем пункте приведены рекомендации по проведению
консультаций клиентов, использующих защитные механизмы.
2.3. Рекомендации по построению процесса психологического консультирования
В процессе консультации очень важно позволить клиенту выговориться и
выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит,
до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность
безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в
пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент,
так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы
тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его
состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в
бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он
скорее назвал причины своей тревожности.
Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями.
Основу патологических страхов составляет глубоко скрытая тревожность.
Сущность механизма формирования фобий заключается в смещении тревожности от
первичной ситуации или объекта, вызвавших беспокойство, на другую ситуацию
или объект. Человек начинает бояться вещей, которые являются лишь
заместителями объектов первичного беспокойства. Такое смещение происходит
вследствие неразрешенных внутренних конфликтов.
Консультант не должен проявлять поспешность в интерпретировании
внутренних конфликтов клиента на основании его конкретной фобии. В
интерпретациях очень ненадежно основываться на символическом смысле фобии.
За одной и той же фобией у разных людей могут скрываться разные конфликты.
Смысл фобий сильно зависит от индивидуальной истории жизни клиента, поэтому
не трудно ошибиться, поддавшись соблазну поверхностного объяснения.
Сопротивляющийся клиент может стараться увести беседу в сторону и таким
способом уклониться от тематики консультации. Возможно вообще избегание
разговора о себе. Это классическая форма сопротивления в консультировании.
Консультант должен иметь в виду эти типичные черты поведения клиентов с
фобиями, поскольку порой приходится уступать клиентам и не затрагивать
неприятные темы, чтобы не причинять им страданий. Однако такая тактика не
позволяет надеяться на успех в коррекции фобий.
Один из способов бегства от тревоги клиентов с фобическими реакциями —
это занятие самолечением. Они покупают медицинские книги, роются в
специальных журналах, стремятся испробовать все возможные методы лечения,
однако избегают непосредственного обращения к своим внутренним конфликтам.
Консультанту важно разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент
из своего "трусливого" поведения в семейных отношениях, на работе или в
каких-либо других областях. Шансы понять клиента увеличиваются, если
предпринимается попытка смотреть на его проблемы или симптомы в более
широком контексте.
Немало проблем в консультировании создают негативно настроенные или
открыто враждебные клиенты. Консультанты по-разному реагируют на таких
клиентов: одни на враждебность отвечают раздражительностью и враждебностью;
другие стараются проявить любезность и дружественность, пытаясь настроить
клиентов в свою пользу и объяснить отсутствие оснований для озлобленности;
третьи игнорируют состояние клиентов, ведут себя так, как будто ничего не
случилось. Возможно, в некоторых случаях полезно рассердиться на клиента,
однако еще важнее понять причины его состояния. Клиенту надо сказать, что
он кажется враждебно настроенным и злым. Порой понятия "озлобленность" и
"враждебность" представляются слишком сильными для характеристики, поэтому
свои высказывания следует формулировать не столь категорично. Например: "Вы
кажетесь чем-то недовольным", "Вы разочарованы?", "Не хотите ли Вы что-то
сказать?", "Это звучит, будто Вы рассержены" и т.п. Если консультант только
подозревает клиента во враждебности, он может уточнить: "Что произошло?",
"Я что-нибудь неправильно сказал или сделал?". В любом случае, столкнувшись
с враждебностью клиента, не стоит вести себя так, словно рухнул мир.
Разумеется, нельзя с насмешкой или презрением смотреть на клиента — его
враждебность всегда следует трактовать серьезно, потому что она мешает
терапевтическому взаимодействию.
Консультанту важно знать происхождение озлобленности. Причины
озлобленности каждого клиента скрыты в его жизненных обстоятельствах.
Злость "исторична", т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека
неповторимое. В течение жизни, особенно в детские годы, формируется
индивидуальный "стиль враждебности", т.е. из-за чего мы злимся, как
накапливается и вымещается злость. Одни клиенты сердятся, когда консультант
говорит повелительным тоном; другие — когда ясно и точно не указывает, что
делать; третьи — когда задает много личных вопросов, потому что это кажется
им излишним любопытством. Сходные обстоятельства одних клиентов делают
враждебными, других — нет. В основном эти различия обусловлены своеобразием
жизненного опыта. Консультанту нелегко в достаточной мере проследить
индивидуальную историю озлобления клиента, однако важнее всего понять, что
злость главным образом "привнесена" в консультирование и напрямую не
связана с тем, что говорит и делает консультант. Иногда в конкретный момент
консультант непосредственно "замещает" некоего человека или ситуацию из
прошлой жизни. Когда клиент, особенно в начале консультирования, враждебен,
подозрителен, зол, консультант должен знать, что источник этих чувств
находится внутри самого клиента.
В консультировании следует иметь в виду, что иногда злость скрывает
тревожность. В таких случаях необходимо помочь клиенту разобраться в его
подлинных чувствах и таким образом трансформировать враждебность.
В начале первой консультации полезен вопрос: "Когда Вы смеялись
последний раз?" или "Когда Вы последний раз смеялись дома?". Ответы на
подобные вопросы играют существенную роль. Смех и его дефицит хорошо
отражают эмоциональную жизнь людей.
Первые вопросы следует тщательно продумывать, потому что клиенты в
начале консультирования не осмеливаются отвечать на некоторые вопросы. Если
консультант задает много вопросов, клиент перестает понимать, что от него
хотят, и не говорит по собственной инициативе, и тогда консультант вынужден
продолжать спрашивать. В начале консультирования следует избегать вопросов,
на которые возможен однозначный ответ, ибо это также заставляет
консультанта продолжать спрашивать (например, вопрос: "Сколько Вам лет?"
иногда важен, но неприемлем в начале консультирования).
Ответ клиента на вопрос может вызвать у консультанта вереницу других
вопросов.
Рассмотрим фрагмент консультирования:
Консультант: Не могли бы Вы немного рассказать о проблемах, с которыми
столкнулись в этом году? Начните с того, как попали сюда.
Клиент: Я много пил, потом развелся с женой, потерял все, что имел.
Кроме того, начал употреблять наркотики. Я не знал, что со мной будет;
уходил и бродил по пять дней — эти пять дней сливались (для меня) в один
день.
Консультант: Похоже, что Вы пережили не самые лучшие времена...
Клиент: Без места, без цели...
Консультант: Вы собираетесь что-нибудь делать?
Клиент: Я не мог есть, не мог спать. Я не знал, что мне делать. Пару
дней жил у друга, потом сбежал.
Этот короткий эпизод поднимает множество вопросов. Сколько клиент пил?
Когда начал? Что для него значит развод? Почему пять дней показались одним
днем? Что он запомнил из этих пяти дней? Рассказанное клиентом наводит и на
другие вопросы. Однако задавание таких вопросов сразу сузило бы беседу. В
начале беседы следует избегать конкретности, но актуальные вопросы надо
держать в голове. Может случиться, что клиент сам в ходе беседы ответит на
большинство из них. Позже можно задать недостающие вопросы. В правдивости
рассказанного не стоит заведомо сомневаться и проявлять беспокойство, ведь
в случае лживости клиента на него ложится ответственность за срыв
консультирования, и он понесет психологические, а часто и материальные
потери.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе исследовано влияние тревожности клиента на
возникновение механизмов защиты в процессе психологической консультации.
Анализ литературы показал, что изучение эмоционально-чувственной сферы
является актуальным в настоящее время. Данная сфера является основой
мотивации поведения личности и в значительной степени определяет поведение
человека в психологическом консультировании, а именно определяет
возникновение и причины защитных механизмов. В нашей работе исследована
такая важная составляющая эмоционально-чувственной сферы, как тревожность.
Сегодня она активно изучается, и разрабатываются пути ее преодоления. Наше
исследование подтвердило существование проблемы. Психологическая защита
существует, сопровождается высоким уровнем тревожности и является
значительной помехой полноценному общению и жизни людей. Наличие постоянной
психологической защиты, связанной с тревожностью, приводит к деградации
личности, что заостряет проблему борьбы с данным явлением.
Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами —
страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду.
Даже если в поведении клиента не заметно признаков тревоги, о ней не
следует забывать, потому что сама ситуация консультирования провоцирует
тревогу. Наконец, тревогу у клиента вызывают его собственные проблемы, а
также сомнение, достаточна ли квалификация консультанта, готов ли он по-
настоящему помогать, что вообще будет происходить во время консультирования
и т.п. Тревога и напряжение мешают клиенту говорить, поэтому первая задача
консультанта, заметившего волнение клиента, — помочь ему почувствовать себя
в безопасности.
Консультант обязан не столько освобождать клиента от страданий, сколько
придать его страданиям конструктивное направление. Страдание может быть
использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе
консультирования.
Важнейшие цели консультативной встречи заключаются в нахождении
контакта психолога с клиентом, т.е. устранении психологической защиты в
процессе консультирования. Основываясь на исследовании, мы составили
рекомендации, которые, надеемся, помогут в преодолении психологических
кризисов. В процессе консультации психологу необходимо:
1. Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам,
которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием
факторов, вызывающих эти проблемы.
2. Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента,
большего уважения к нему и взаимопонимания.
3. Настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной
встречи.
4. Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным
участником решения своих проблем.
5. Обозначить проблемы для дальнейшей работы.
Данная проблема нас заинтересовала. Мы не останавливаемся на данном этапе
работы, и, в дальнейшем надеемся продолжить изучение психологической
защиты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию.
Екатеринбург, 1995.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
3. Батаршев А.В. Тестирование: основной инструментарий практического
психолога. М.: изд-во Дело, 2001.
4. Беличева В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 1994.
5. Джемс У. Психология. М., 1991. Гл. XXIV.
6. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
8. Кондаршенко В.Т. Общая психология. Учебное пособие. Минск, 1997.
9. Леонтьев А.Н. Предисловие // Экспериментальная психология / Под
ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып. V. М.: Прогресс, 1975.
10. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2002.
12. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М.: Владос, 2001.
13. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие.
СПб., 1995.
14. Психология личности: Хрестоматия. СПб., 1997.
15. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной
профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих
с персоналом). М., 1996.
16. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:
теория и практика. Пер. с англ. М., 1990.
17. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М.,
Холостовой Е.И., М., 1997.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2001.
19. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
20. Тайсон Ф. Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития.
Екатеринбург, 1998.
21. Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособие для вузов
(материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред.
Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.
22. Эмоции и личность. Учебное пособие: практикум / сост. Строков
Тюмень: ТГУ, 1998.
23. Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных
суждений // Вопросы психологии, 1981, № 2.
Министерство образования Российской федерации
Тобольский государственный педагогический
Институт Д. И. Менделеева
Кафедра практической психологии
Курсовая работа
Влияние тревожности человека на
образование защитных механизмов в процессе психологического
консультирования
Выполнил: студентка
33 группы ППФ
Большакова К. А.
Научный руководитель:
Нагорная Л.М.
Тобольск 2002
Т. о, на основе изученного материала, мы пришли к следующим результатам:
1. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении
поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в
него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии
принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание
механизмов управления поведением требует понимания и эмоционально-
чувственной сферы человека, ее роли в этом управлении. Эмоционально-
чувственная сфера человека определяет степень воздействия на индивидуума
внешних факторов и его реакцию на эти факторы.
В настоящее время не существует единой общепризнанной теории эмоций.
Эмоции и чувства изучались Якобсоном, Симоновым, Куликовым, Изардом,
Линдсли, однако до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом
неясной.
2.Одним из основных чувств, которое испытывает человек, обращаясь к
психологу, является тревожность. Консультируя тревожных клиентов, важно
знать не только способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и
средства, с помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия
тревожности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты,
которые функционируют автоматически, на бессознательном уровне. Основные
механизмы - вытеснение, регрессия, проекция, интроекция, рационализация,
интеллектуализация, компенсация, реактивное формирование, отрицание,
смещение.
Тревожность представляет собой сложный основополагающий фактор психо-
эмоционального климата психологического консультирования и является основой
психологической защиты.
3.Комплекс различных методов, объединенных одним общим принципиальным
подходом к лечению, образует систему или направление в психотерапии. Широко
распространено психоаналитическое, бихевиоральное, экзистенционально-
гуманистическое направление, а т. ж. психоанализ, трансактный анализ,
гештальт-терапию.
Многообразие методов терапии определяет широкий спектр ее использования
в практической деятельности.
Анализ литературных источников, и сделанные нами теоретические выводы,
позволяют нам перейти к практическому изучению тревожности и
психологической защиты у лиц (мужчин) со стойкой алкогольной зависимостью в
возрасте 30-35 лет.
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2
|