Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности
расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.
Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается
избирательность общения, потребность в уединении.
До подросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание
ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его “я”
практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими
людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно
на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию
неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться
от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также
активизирует чувство своей особенности, непохожести на других, что вызывает
весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх
одиночества [31].
Развитие самосознания как и любого сложного психического
новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий [10] . С этой
точки зрения ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало
формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления
интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознания будет
осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты - повышение
значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и
усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия -
позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.
Одним из основных механизмов самопознания подростком или юношей самого
себя , своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в
отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается
как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт,
при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом
еще исследует и себя как исследователя [85]. Феноменом личностной
рефлексии являются рефлексивные ожидания, которые понимаются как
представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его
общения. другие люди.
В качественном развитии рефлексивного анализа , лежащего в основе
образования рефлексивных ожиданий, наблюдаются следующие возрастные
изменения:
1). Рефлексивный анализ касается в основном отдельных поступков
ребенка ( 9-12 лет) , причем даже в такой форме он проявляется лишь у
незначительной части детей.
2). Рефлексивный анализ касается характера самого человека. Начиная
с 12-13 лет, основным в рефлексивном анализе становятся исследования своего
характера, особенностей своей личности.
3). Рефлексивный анализ проводится с самопристрастием, наблюдается
всплеск самокритичности, в результате чего выявляются собственные
негативные черты характера, аффективные переживания по поводу собственных
отрицательных черт (13-14 лет).
4). Рефлексивный анализ касается характера человека, особенностей
общения (15-16 лет). При том самокритичность отходит на задний план,
отношение к себе спокойное, благожелательное. Различные сложности в
отношениях объясняются непониманием окружающих. При переходе от
подросткового к раннему юношескому возрасту личностная рефлексия теряет
аффективную окрашенность по отношению к “я” человека и проходит на более
спокойном эмоциональном фоне.
Глубина и интенсивность юношеской рефлексии зависят от многих
социальных (социальное происхождение и среда, уровень образования),
индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) и
биографических ( условия семейного воспитания, отношения со сверстниками,
характер чтения) факторов, соотношение которых еще недостаточно изучено.
Развитие личностной рефлексии отражается на особенностях Я-концепции в
ранней юности..
2.2 ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Психологические исследования становления Я-концепции человека в
процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде
всего изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие
качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии
самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и
моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и
объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом - степень
его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней
последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени),
субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По
всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от
детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между
подростком и юношей.
В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов
Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических
компонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности , формирует
относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и
соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно
на первый план выступают теперь другие свойства “я” - умственные
способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность
деятельности и отношения с окружающими.
Судя по имеющимся данным, конитивная сложность и дифференцированность
элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к
старшим, без заметных перерывов и кризисов [34]. Взрослые различают в себе
больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки -
больше, чем дети. По данным исследований Бернштейна (1980) способность
старших подростков реконструировать личностные качества основывается на
развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности -
абстрагирования [7].
Интергативная тенденция, от которой зависит внутренняя
последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но
несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые и
юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские,
они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако
неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней
оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий
самосознания, которые служат источником дальнейшего развития. Дописывая
фразу “я в своем представлении...”, многие юноши подчеркивают именно свою
противоречивость: “ я в своем представлении - гений + ничтожество”.
Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она,
как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастом
увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от случайных,
ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом и раннем юношеском
возрасте самооценки иногда меняются очень резко.
Что касается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь
также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости человек
яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает
им больше значения, так что образ Я становится одной из центральных
установок личности, с которой она соотносит свое поведение. Однако, с
изменением содержания образа Я существенно меняется степень значимости
отдельных его компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание. В
ранней юности масштаб самооценок заметно укрупняется: “внутренние” качества
осознаются позже “внешних”, зато старшие придают им большее значение.
Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается
также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом. В ранней юности
это бывает часто
Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством
И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского
возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят
существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более
высокий уровень [85].
Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества
используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их
использовании; повышение уровня избирательности, последовательности,
сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок
и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека;
появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его
убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии
самохарактеристик, которые становятся более обобщенными,
дифференцированными и соотносятся с большим числом “значимых лиц”.
Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и
психологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее
подчеркивают отличия от остальных людей.
Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с
групповым образом “мы” - типичного сверстника своего пола, но никогда не
совпадает с этим “мы” полностью. Образы собственного “я” оцениваются
старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового “мы”. Юноши считают
себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более
добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки
приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность,
справедливость и верность [31] .
Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности
с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального
начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он
различий между собой и “усредненным” сверстником. Отсюда - напряженная
потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно
самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей
непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей
глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я ,
обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей
субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии
другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается
[9]. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с
возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость,
ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост,
взросление.
В исследованиях когнитивного диссонанса образа Я обнаружено, что
самоописания и описания другого человека по указанному параметру
существенно различаются (Нисбет, по В.П.Трусову [80] ). Себя человек
описывает, подчеркивая изменчивость, гибкость своего поведения, его
зависимость от ситуации; в описаниях другого, напротив, преобладают
указания на устойчивые личностные особенности, стабильно определяющие его
поведение в самых разнообразных ситуациях. Иными словами, взрослый
человек склонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективные
характеристики динамичности, изменчивости, а другого - как объект,
обладающий относительно неизменчивыми свойствами. Такое “динамическое”
восприятие себя возникает в период перехода к раннему юношескому возрасту в
14-16 лет.
Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по
направлениям, выделенным еще Л.С.Выготским, - интегрированию образа самого
себя, “перемещению” его “извне вовнутрь” [18 ; 229-230] . В этот
возрастной период происходит смена некоторого “объективистского” взгляда
на себя “извне” на субъективную, динамическую позицию “изнутри”.
В.Ф.Сафин характеризует это существенное различие во взгляде на себя
младших и старших подростков следующим образом: подросток ориентирован
прежде всего на поиск ответа, “каков он среди других, насколько он похож
на них”, старший подросток - “каков он в глазах окружающих, насколько он
отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу” [72;
74] . В.А Алексеев подчеркивает, что подросток - это “личность для
других”, в то время как юноша - “личность для себя” [1a ;104]. В
теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие двух
уровней самопознания: низшего - “Я и другой человек” и высшего “Я и
Я”; специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения “с
той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует” [92 ; 98]
.
Мы уже отмечали, что, составляющие Я-концепции, поддаются лишь
условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане
они неразрывно взаимосвязаны. Потому когнитивный компонент самосознания,
образ Я, его формирование в раннем юношеском возрасте, напрямую связан как
с эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой,
регуляторной стороной Я-концепции.
В период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту в
рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня
отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена
оснований для критериев оценки самого себя, своего “я” - они сменяются
“извне вовнутрь”, приобретая качественно иные формы, сравнительно с
критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к
общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования в
подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно
автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач,
всякого рода ситуативных влияний и т.п. Важно отметить, что оценка
отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к
себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное
“принятие себя”, “самоуважение”. Именно в ранней юности (15-17 лет) на
основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-
ценностное отношение к себе, т.е. “оперативная самооценка” начинает
основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений,
результатов деятельности.
В 15-16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения
реального Я и идеального Я. По мнению И.С.Кона это несовпадение
вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития [34].
При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так,
в изученных Е.К.Матлиным сочинениях десятиклассников, описывающих
собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у
пятиклассников [9]. Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР. Чаще всего в
ранней юности жалуются на слабоволие, неустойчивость, подверженность
влияниям и т.п., а также на такие недостатки как капризность, ненадежность,
обидчивость.
Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только
возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых юношей расхождение
между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые
индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать,
значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными
способностями [7] .
Одним из важных показателей поведенческой составляющей Я-концепции
служит динамика уровня притязаний под влиянием успеха или неуспеха при
выполнении заданий различной степени трудности. Начиная с классической
работы Ф.Хоппе, уровень притязаний рассматривается как порождаемый двумя
противоречивыми тенденциями: с одной стороны, поддерживать свое “я”,
самооценку на максимально высоком уровне и, с другой, снижать свои
притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести ущерба самооценке
( F.Hoppe ,1930 , по Дубровиной И.В., [85] ).
Некоторые исследователи ( см.: Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь [28])
считают, что для подросткового возраста типично активное стремление
различными путями реализовать лишь первую из названных тенденций, в то
время как для зрелой личности, напротив, характерно умение развести эти
тенденции в ходе деятельности, прежде всего за счет того, что успешность
или неуспешность в конкретной деятельности воспринимается именно как
конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.
По данным проведенных исследований [87] при переходе в раннем юношеском
возрасте происходит изменение особенностей уровня притязаний в сторону
большей личностной зрелости. Важно отметить, что оно идет в направлении,
как бы обратном тем изменениям, которые происходят в этот период в
самопознании, образе Я и отношении к себе. Если последние
характеризуются, как было показано выше, все большей целостностью,
интегративностью, то отношение к результатам собственной деятельности -
дифференцированностью, формирование способности отделять успешность или
неуспешность в конкретной деятельности от оценки себя как личности.
Таким образом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового
уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого
представления о себе, Я-концепции. К 16-17 годам возникает особое
личностное новообразование, которое в психологической литературе
обозначается термином “самоопределение”.
В следующей главе мы рассматриваем различные подходы к пониманию этого
психологического феномена и раскрываем психологический смысл этого понятия
применительно к раннему юношескому возрасту и взаимосвязь понятий “Я-
концепция” и “личностное самоопределение”.
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ РАННЕЙ ЮНОСТИ
Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную
трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и
личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли
?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в
соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни,
как стать настоящим человеком и многие другие.
Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе
онтогенеза [27a, 35, 36a, 79, 96 и др.] связывают переход от
подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции,
заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной
направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего
жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов
старшеклассников.
Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого
человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире,
т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и
назначения в жизни.
Практически стало общепринятым рассматривать личностное
самоопределение как основное психологическое новообразование раннего
юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то
самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни
старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом
характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит
формирование личности в этот период.
2.1. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее
языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые
ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям,
помимо уже рассмотренного понятия “Я-концепция”, следует отнести понятие
“самоопределение личности” или “личностное самоопределение”,
распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.
Термин “самоопределение” употребляется в литературе в самых различных
значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном,
профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под
идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для
того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с
самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и
психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит
смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода
в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что
приводит к утрате собственно психологического содержания.
С точки зрения социологического подхода к самоопределению (см.,
например , [30, 71]. оно относится к поколению в целом; характеризует его
вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь
взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов
исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в
социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную
структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую
очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают
вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На
основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению
относится к социологическому подходу; количество работ, в которых
рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения,
чрезвычайно ограничено.
Методологические основы психологического подхода к проблеме
самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном [66, 67 ]. Проблема
самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в
свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь
через внутренние условия: “Тезис, согласно которому внешние причины
действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от
внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация
необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение
(определение внутренних свойств объекта)” [67; 359] . В этом контексте
самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней
детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная
природа “внутренних условий”. По отношению к уровню человека в понятии
самоопределения для С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа
детерминизма: “ смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего
момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения
внешнему” [ 67; 382] . Более того, сама “специфика человеческого
существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения
другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи
с наличием у человека сознания и действия” [67; 260] .
Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема
самоопределения выглядит следующим образом. Для человека “внешние
причины”, “внешняя детерминация” - это социальные условия и социальная
детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация,
представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации,
которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим
субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема
взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются
основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация
индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности
субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает
своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в
различных психологических теориях по проблеме самоопределения.
Так на уровне взаимодействия человека и группы эта проблема была
детально проанализирована в работах А.В.Петровоского по
коллективистическому самоопределению личности (КСО) [51, 52]. В этих
работах самоопределение рассматривается как феномен группового
взаимодействия. КСО проявляется в особых, специально конструируемых
ситуациях группового давления - ситуациях своеобразной “проверки на
прочность”,- в которых это давление осуществляется вразрез с принятыми
самой этой группой ценностями. Оно является “способом реакции индивида на
групповое давление” [52; 29] ; способность индивида осуществлять акт КСО
есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними
ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы.
Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах
К.А.Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения
является также самодетерминация, собственная активность, осознанное
стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой-Славской,
самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая
формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает,
что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту,
к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и
общественная активность личности [ 1; 155] .
Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в
обществе была предпринята В.Ф.Сафиным и Г.П.Никовым [70]. В
психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как
считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания
- осознания своего “я”, которое выступает как внутренняя причина
социального созревания . Они исходят из характеристики “самоопределившейся
личности”, которая для авторов является синонимом “социально созревшей “
личности. В психологическом плане самоопределившаяся личность - это
“субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он
может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои
личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив,
общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных
отношений. самоопределение, таким образом, это “относительно
самостоятельный этап споциализации, сущность которого заключается в
формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к
самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний,
наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со
стороны окружающих и общества” [70; 68] . Основными критериями границ и
этапов самоопределения “следует считать уровень понимания личностью
смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня
соотнесенности “хочу”- “могу”- “есть”- “требуют” у конкретной личности”
[70; 69]. Выделяемые авторами этапы самоопределения фактически
представляют собой общепринятые в настоящее время в отечественной
психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены
ведущей деятельности. Что же касается “факторов и условий”
самоопределения и его частных форм, то здесь происходит подмена
психологического содержания и психологических критериев социологическими.
Так, “факторы и условия самоопределения аналогичны факторам социализации”
[70; 69] , это те социально задаваемые события, которые обычно учитываются
в качестве критериев в социологических исследованиях: прием в комсомол,
окончание восьмого класса, получение паспорта, аттестата зрелости,
избирательное право, возможность вступления в брак. Частные же формы
самоопределения напрямую заимствованы из социологических работ: это
ролевое, социальное самоопределение и самоопределение в семейно-бытовой
сфере. таким образом, авторы к проблеме самоопределения личности применяют
более социологический, нежели психологический подход.
Представляет интерес взгляды разных авторов на психологические
механизмы самоопределения.
Хотя у А.В.Мудрика, нет четкого понятия самоопределения, представляет
интерес рассмотренные им механизмы самоопределения (идентификация -
обособление) [45]. Автор говорит о том, что самоопределение личности
предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в
психологическом плане “я” протекает как подражание и идентификация
(уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему
присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление) .
Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим
началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и
персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.
В.Ф.Сафин и Г.П.Ников считают движущей силой самоопределения личности
противоречия между “хочу”- “могу”- “есть”- “ты обязан”, которые
трансформируются в “я обязан, иначе не могу”. исходя из этого авторы
утверждают, что соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с
идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без
которого невозможна персонификация [70; 67] . При их взаимодействии первый
механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения,
второй - когнитивный. Иными словами, конкретная форма проявления
самосознания - самооценка - пор отношению к Я-концепции выступает как
оценочный аспект, тогда как по отношению к самоопределению в принципе
выступает как его когнитивный аспект, один из механизмов, и поэтому она
является внутренним условием саморегуляции поведения [70; 67] .
В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно
была рассмотрена Л.И.Божович (см. [10, 11] ). Характеризуя социальную
ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего
жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их
жизненной ситуации. подчеркивая важность самоопределения, Л.И.Божович не
дает его однозначного определения; это “выбор будущего пути, потребность
нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни” [10; 380] , “поиск
цели и смысла своего существования” [10; 381] , “потребность найти свое
место в общем потоке жизни” [10; 388] .Пожалуй, наиболее емким является
определение потребности в самоопределении как потребности слить в единую
смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные
представления о самом себе и тем самым определить смысл своего
собственного существования. В своей более поздней работе Л.И.Божович
характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего
школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого
человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать
проблемы своего будущего [11] .
Есть еще один момент, который следует оговорить особо. Л.И.Божович
зафиксировала чрезвычайно существенную характеристику самоопределения,
которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется
“через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания
смысла своего существования” [10; 393] . К концу юношеского возраста, по
мнению Л.И.Божович, эта двуплановость ликвидируется. “Однако
психологическая сторона этого процесса никем и нигде еще не была
прослежена” [10; 394] . К пониманию этого феномена в современной
психологической литературе мы вернемся несколько позже. Сейчас же
отметим, что 15 лет спустя после того, как были написаны эти слова, почти
теми же словами на ту же лакуну в наших знаниях указал С.П.Крягжде.
Рассматривая проблему выбора профессии, он отмечает, что “ни в
психологической, ни в социологической литературе нет ответа на вопрос, как
же происходит переход от романтической направленности к реальному выбору”
[36; 61] .
Работы Л.И.Божович многое дают для понимания психологической природы
самоопределения, Во-первых, она показывает, что потребность в
самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже
старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает
необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и
социального развития подростка.. Во-вторых, потребность в самоопределнии
рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой
системы , в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование
этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле
своего собственного существования; в-третьих, самоопределение неразрывно
связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и
раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее; и, наконец, в-
четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к
нему (“связано” с выбором профессии). Вместе с тем понятие самоопределения
у Л.И.Божович остается достаточно расплывчатым, нерасчлененным; не
рассмотрены и механизмы самоопределения.
И.В.Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как
центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных
исследований [85]. позволяют утверждать, что основным психологическим
новообразование раннего юношеского возраста следует считать не
самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире -
жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая
предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических
структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей,
обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых
центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и
временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как
результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым
старшеклассником [26] . Вместе с тем психологическая готовность войти во
взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не
завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а
определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника
сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему
возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности
сейчас и в будущем.
В зарубежной психологии в качестве аналога понятия “личностное
самоопределение” выступает категория “психосоциальная идентичность”,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|