Жан Пиаже
Жан Пиаже
Реферат по дисциплине: Психология личности
на тему: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
(ЭРИК ЭРИКСОН; ЖАН ПИАЖЕ)
Херсон 1999
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эриксон Э. Концепция стадиального развития личности……………...4
2. Психическое развитие ребенка по Пиаже Ж.…………………………...7
Заключение………………………………………………………………………..9
Список использованной литературы…………………………………………..10
Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с
тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое
движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в
котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют
через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль
собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании
его как личности.
Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер.
Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез
определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных
предпосылок и социальных условий. Человек рождается с природными
возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в
общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.
Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для
понимания фаз роста и развития в жизни человека. В качестве примера можно
привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном
Э. Или теорию Пиаже Ж., открывшего ряд особенностей детских представлений о
мире, особенности детской логики в разные периоды развития, а так же
создавшего концепцию стадиального развития интеллекта.
ЭРИК ЭРИКСОН.
КОНЦЕПЦИЯ СТАДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является
положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько
универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих
стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.
Под этим Эриксон понимает следующее:
1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой
предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего
роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса
социального взаимодействия;
2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека
принимается одобрительно, общество пытается способствовать
сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий
темп, так и правильную последовательность развития.
В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека
на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти
стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана
личности" (2, с. 219).
Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том,
что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения
последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного
цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так
называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением
индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости,
необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного
цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на
определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое
разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон
подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество
ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на
новый, более успешный уровень социализации.
Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким
образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как
преодолевается кризис.
Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются
внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность
развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль,
потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с
растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он
отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и
тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной
адаптации" (2, с. 219).
Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный
компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго
обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует
здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается
неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся
эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию
невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.
Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно
решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития
более адаптивной и зрелой личностью.
Восемь стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону (2, с. 220)
|№ |Стадия |Возраст |Кризис |Сильная сторона |
|1 |Орально-сенсорна|до 1года |Базальное доверие — |Надежда |
| |я | |базальное недоверие | |
|2 |Мышечно-анальная|1-3 года |Автономия — стыд и |Сила воли |
| | | |сомнение | |
|3 |Локомоторно-гени|3-6 лет |Инициативность — вина |Цель |
| |тальная | | | |
|4 |Латентная |6-12 лет |Трудолюбие — |Компетентность |
| | | |неполноценность | |
|5 |Подростковая |12-19 лет|Эго-идентичность — |Верность |
| | | |ролевое смешение | |
|6 |Ранняя зрелость |20-25 лет|Интимность — изоляция |Любовь |
|7 |Средняя зрелость|26-64 |Продуктивность — |Забота |
| | |года |застой | |
|8 |Поздняя зрелость|65- |Эго-интеграция — |Мудрость |
| | |смерть |отчаяние | |
Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой
универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при
этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой
стадии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация"
между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о
координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" — законе
согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество
оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом
нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и
возможности поколений переплетаются.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
ПО ЖАНУ ПИАЖЕ
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире:
неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих
действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира
как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная
умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.
Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской
логики, для которой свойственны:
- синкретизм (от греч. syn — с, вместе и лат. cresco — расту,
увеличиваюсь) — это особенность мышления и восприятия ребенка раннего
и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой
разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже
считал синкретизм основной характеристикой детского мышления,
объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за
тенденции заменять синтез соположением.
- нечувствительность к противоречиям;
- переход от частного к частному без обращения к общему;
- непонимание относительности некоторых понятий;
Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Пиаже
считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со
своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника.
Ребенок думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не
испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить
ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.
По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой точек
зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю
спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентрическая
речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка и
от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и
между детьми-ровесниками.
С возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается:
1. В 3 года он достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной
речи);
2. От 3 до 6 лет — постепенно убывает;
3. После 7 лет практически исчезает совсем;
В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения,
процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где
возможны дискуссии и споры, ее процент снижается.
Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что
субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей
в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные
представления.
В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу
социализации.
Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив
следующие периоды:
- период сенсомоторного интеллекта (до 2 лет);
- период "конкретных" операций (до 12 лет), куда в качестве подпериода
включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 – 7 лет);
- период формирования "формальных" операций (примерно до 15 лет).
Пиаже рассматривал психическое развитие ребенка как спонтанный процесс,
обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и
обучением.
Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая
психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям.
Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на
динамику развития личности на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал
личность как объект влияния социальных и исторических сил.
Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия
жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное
развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического
созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.
Жан Пиаже придерживался скорее генетического подхода к вопросу развития
психики и рассматривал развитие ребенка вне культурно-исторического
контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не
зависящим от обучения.
Пиаже ввел понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи, что позволило
провести грань между понятиями инфантилизм и зрелость личности. По мнению
Пиаже, по мере взросления процент эгоцентрической речи уменьшается до
практически полного ее исчезновения. И таким образом, включенный в социум
взрослый индивид имеет возможность продуктивно общаться — получать и
реагировать на обратную связь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-
е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения,
исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с.
|