Рефераты

Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Белорусский государственный университет

Факультет управления и социальных технологий

Реферат по предмету

«История психологии»

на тему:

Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Студента 1 курса группы №171

специальность «Социальная работа»

Кардымона Юрия Валентиновича

2001 Минск

«Чтобы оценить его полностью,

необходимо два условия: свобода

от предубеждений и, желание

прямо смотреть правде в глаза»

Лоуренс Даррен

«Придет время, — писал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер, —

когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда».

Действительно, трудно переоценить влияние этого учения на дальнейшее

развитие психологии и клинической психиатрии, да и вообще на эволюцию

человеческой мысли. Ведь недаром Фрейда ставят в один ряд с Аристотелем,

Дарвином, Эйнштейном, называют «зодчим современного понимания человека»,

«одним из научных новаторов нашей эпохи», а его учение — «коперниковским

переворотом», видоизменившим не только науку, но и культуру общества в

целом.

С самого начала становления как науки, психоанализ имел горячих

приверженцев не только в среде психологов и психиатров (Э. Блейлер, А.

Адлер. К. Г. Юнг, О. Ранк, Э. Джонс); многие выдающиеся современники:

Альберт Эйнштейн (назвавший Фрейда «величайшим учителем»), Томас Манн,

Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав Маллер, Роберт Уэллс, высоко ценили и

уважали Фрейда как ученого и мыслителя, о чем, более чем красноречиво,

свидетельствует его переписка.

Смелость, неординарность и революционность самого подхода Фрейда к

«хрупкой» проблеме человеческой психики снискали ему и его учению много

противников, в основном, среди клиницистов (Е. Крепелин, К. Ясперс. В.

Майер-Гросс, Г. Г руле и др.).

В то же время идеи Фрейда постепенно прокладывали себе путь через

многие трудности и противоречия. Второе поколение психоаналитиков (К.

Хорни, Э. Фромм. Д. Морено, Г. Маркузе) способствовало дальнейшему развитию

фрейдизма, который нес в самом себе стимул для творческих и

интеллектуальных исканий в самых широких областях человеческих знаний.

В настоящее время, являясь крайне противоречивым учением, со

множеством, часто взаимоисключающих ответвлений, психоанализ остается одним

из основных психологических и философских концепций современности, и вряд

ли какой-либо знающий психолог или психиатр позволит себе оспаривать

важность основных предпосылок Фрейда о роли бессознательного в структуре

личности. Хотя Фрейду вряд ли принадлежит честь изобретения термина

«бессознательное». Английский исследователь Л.Уайт показал, что в период

Фрэйда в университете вышло 6 книг на английском, французском и немецком

языках, в названии которых стоял термин «бессознательное».

«Благодаря этому учению в качестве предмета психологии стала

выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в

сознательной, так и бессознательной, как в сновидениях, так и наяву, как в

норме, так и в патологии» (А. Е. Шерозия). Так же трудно переоценить

влияние психоанализа на культуру общества в целом. Фрэйд дал стимул для

поиска новых форм и содержания в литературе, драматургии, поэзии,

изобразительном искусстве. Позволим себе напомнить лишь малую часть

деятелей культуры, чье творчество несет яркий отпечаток идей Фрейда: Т.

Манн, С. Цвейг, Г. Гессе, Р. Роллан, А. Жид, Ж Кокто, С. Беккет, Э.

Ионеско, С. Дали, X. Миро.

Долгие годы тоталитаризма и застоя, изоляции нашего общества от

магистральных направлений интеллектуальных исканий человечества нанесли

тяжелый урон отечественной науке. В печальном списке «вредных учений»,

наряду с генетикой, кибернетикой и социологией, одним из первых оказался

психоанализ. Вследствие «идейных дискуссий» конца 20-х — начала 30-х годов

был ликвидирован. Психоаналитический институт, подверглись гонениям многие

психиатры психологи, стоящие на позициях психоанализа.

Ввиду того, что в литературе зачастую тенденциозно, а порой искаженно

трактовалось не только учение Фрейда — психоанализ, но крайне однобоко и

скудно давались его биографические сведения, необходимо остановиться на

главных этапах жизненного пути великого ученого.

____________________________________

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в Фрейбурге, провинциальном

городе Австро-Венгерской империи, в семье торговца шерстью. В дальнейшем,

ввиду разгула антисемитизма, семья Фрейдов, после недолгих скитаний,

поселилась в Вене. Отец Зигмунда — Якоб Фрейд, придерживаясь либерально-

просветительских взглядов всячески способствовал образованию сына. Еще в

гимназии, показав неординарные способности, Фрейд увлекся естествознанием,

особенно учением Дарвина, много и упорно учился и решил в дальнейшем

посвятить себя науке. В 1873 году он поступает на медицинский факультет

Венского университета. Особенное влияние на формирование З. Фрейда как

ученого оказал крупнейший физиолог школы Гельмгольца, директор Института

физиологии при университете Эрнст Брюкке, у которого Фрейд работал в

течение пяти лет — с 1876 по 1881 г. За эти годы Фрейд сделал важнейшие

наблюдения, которые поставили его в ряд пионеров нейронной теории —

основного положения современной неврологии.

В 1885 году отлично сдав устные и письменные экзамены, и прочитав

блестящую лекцию о «Модулярных областях головного мозга», он становится

приват-доцентом по неврологии Венского университета. В том же году Фрейд в

течение почти пяти месяцев работал в Париже, в клинике Ж. Шарко, одного из

самых знаменитых неврологов XIX века. Здесь он впервые заинтересовался

проблемой истерии и параллельно с исследованиями в области неврологии стал

искать причины и механизмы этого заболевания.

Одновременно с научной деятельностью Фрейд занимался и практической

работой. Систематические практические наблюдения привели Фрейда к

необходимости значительного изменения способа лечения больных неврозами.

Вместо гипнотического внушения он стал применять метод «свободных

ассоциаций», толкования сновидений и перенесения. Всеми этими путями,

согласно предположению Фрейда, вытесненные из сознательной сферы

переживания могут выйти в сознание. Именно эти методы легли в основу

техники психоаналитической терапии, применяемой в принципиально неизменном

виде и в наши дни.

В 1909 году 3. Фрейд и К. Г. Юнг были приглашены в США для чтения

лекций. После восторженной встречи Фрейд иронично заметил: «Эти люди не

подозревают, что я принес им чуму». Именно такой была первая реакция

широкой общественности на психоанализ.

В то же время психоанализ постепенно стал завоевывать мир. В США,

Германии, Англии, Франции, Италии, Швеции и других странах создаются

психоаналитические общества, выходят журналы.

Последнее десятилетие своей жизни Фрейд посвятил изучению, анализу и

обобщению своих представлений о природе человека, общества и культуры.

Окруженный ореолом популярности и всеобщего поклонения, Фрейд скромно и

почти безвыездно жил в Леопольштадте — еврейском гетто Вены - с женой и

шестью детьми. Его блистательный и острый ум, талант полемиста, научный

гуманизм и демократизм расширили круг его единомышленников и привлекли

друзей в среде интеллектуальной элиты своего времени. В последние годы

жизни Фрейд страдал от рака гортани, перенес несколько операций. Он почти

отошел от практической клинической работы, сосредоточившись на творческой

деятельности и обучении психоаналитиков.

После захвата Австрии нацистами в 1938 году Фрейд, лишенный паспорта,

стал узником гетто. Фашисты конфисковали его имущество и библиотеку, четыре

его сестры погибли в нацистском лагере. Лишь огромный международный

резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов вырвал Фрейда из Вены. Последний, год

жизни он провел в Англии. Зигмунд Фрейд умер 23 сентября 1939 года в

возрасте 83-х лет.

_________________________________

Многие понятия фрэйдовского анализа подвергались экспериментальной

проверке еще в 30-40 годы, правда, с сомнительным результатом. В последние

годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность

полученных Фрэйдом выводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев

из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин. Итоги

таковы: часть базовых понятий психоанализа - такие как ИД, ЭГО, Супер-ЭГО,

стремление к смерти, либидо и тревога, - выдержала испытания средствами

науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными.

Я приведу ряд положений, которые как показывает анализ публикаций,

выдержали научную проверку:

1) некоторые характеристики орального и анального типа личности;

2) некоторые причинные факторы гомосексуальности;

3) некоторые аспекты эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества

по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх

кастрации). / Хотя, по-моему, абсурдно звучит утверждения о том, что

двухмесячный ребенок ведет осознанную и целенаправленную борьбу за

сексуальное обладание матерью./

Укажу также на ряд положений, которые не получили поддержки со

стороны научных методов проверки:

1) что в сновидениях в символической форме удовлетворяются ранее

подавленные намерения и желания;

2) что под влиянием эдипова комплекса мальчики и сравнивают себя с

отцом, и усваивают его нормы супер-эго под влиянием страха;

3) что женщины имеют заниженную по сравнению с мужчинами оценку

собственного тела, что у них менее развиты стандарты супер-эго.

Однако, несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной

строгости и некоторую методологическую слабость, фрэйдовский психоанализ

продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Фрэйд З. «Я и Оно»

2. Д.Шульц и С.-Э. Шульц «История современной психологии»

3. С. Шишов «Обратная сторона нашего Я»

4. Б. Р. Нанейшвили и Г.Б. Нанейшвили «Предисловие к собранию сочинений

З.Фрэйда»


© 2010 Современные рефераты