Рефераты

История развития ЭВМ и практическое применение в обучении

История развития ЭВМ и практическое применение в обучении

[pic]

ДОКЛАД

ТЕМА:

«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВМ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ»

г. Москва

Средняя школа № 536

9 «В» класс

Капустников Вячеслав

[pic]

г. Москва 1996 г.

Еще не так давно, всего три десятка лет назад, ЭВМ представляла

собой целый комплекс огромных шкафов, занимавших несколько больших

помещений. А всего и делала-то, что довольно быстро считала. Нужна была

буйная фантазия журналистов, чтобы увидеть в этих гигантских арифмометрах

«думающие агрегаты, и даже пугать людей тем, что ЭВМ вот-вот станут

разумнее человека.

Тогдашняя переоценка возможностей человека объяснима.

Представьте себе: на железных дорогах ещё пыхтели паровозы, ещё только-

только появлялись вертолеты, и на них смотрели как на диковинку; ещё редко

кто видел телевизор; ещё об ЭВМ знали только узкие специалисты... и вдруг

сенсация - машина переводит с языка на язык! Пусть всего пару коротеньких

предложений, но ведь переводит сама! Было от чего прийти в изумление. К

тому же ЭВМ стремительно совершенствовалась: резко сокращались её размеры,

она работала все быстрее и быстрее, обрастала все новыми приспособлениями,

с помощью которых стала печатать текст, чертить чертежи и даже рисовать

картинки. Неудивительно, что люди верили всяким вымыслам относительно

нового технического чуда. И когда один язвительный кибернетик сам сочинил

туманно-загадочные стихи, а потом выдал их за сочинение машины, то ему

поверили.

Что же говорить о современных компьютерах, компактных,

быстродействующих, оснащённых руками - манипуляторами, экранами дисплеев,

печатающими, рисующими и чертящими устройствами, анализаторами образов,

звуков, синтезаторами речи и другими «органами»! На всемирной выставке в

Осаке компьютеризированные роботы уже ходили по лестнице, перенося вещи с

этажа на этаж, играли с листа на фортепьяно, беседовали с посетителями. Так

и кажется, что они вот-вот сравняются по своим способностям с человеком, а

то и превзойдут его.

Да компьютеры многое могут. Но, конечно, далеко не всё. Прежде

всего, «умные» машины способны эффективно помочь школьнику в учебе. Почему-

то считается, что компьютеры нужны прежде всего на уроках математики,

физики, химии, т.е. при изучении тех наук, которые вроде бы поближе к

технике, а на уроках русского языка достаточно, мол, традиционных

«технических» средств - доски, мела и тряпки.

Конечно, язык неизмеримо сложнее любой математической, химической

или физической системы условных знаков. Язык охватывает все без исключения

области человеческих знаний, и сами эти знания без него невозможны. Язык -

оформитель и выразитель нашего мышления, а мышление - самое сложное из

всего, что только известно нам, во всяком случае до сегодняшнего дня.

Однако компьютеры все шире вторгаются в гуманитарные области, и процесс

этот будет идти нарастающими темпами.

Семейство компьютеров - электронных технических приспособлений для

переработки информации - довольно велико и разнообразно. Есть маленькие

счетные устройства - микрокалькуляторы, которые помещаются в наручных

часах, шариковых ручках: крохотные кнопки-числа, которые нужно нажимать

иголкой или остриём карандаша, и несколько операций - четыре действия

арифметики, вычисление процентов, возведение в степень, извлечение корня.

Вот и все - для работы с языком возможности маловаты.

Компьютеры побольше - размером с карточку - календарь и такие же

плоские. На них и кнопок никаких нет, и вообще нет никаких движущихся

деталей. Все просто напечатано, а цифры индикатора - на жидких кристаллах.

Дотрагиваешся до печатных цифр - они выстраиваются на индикаторе из

кристаллов; энергия - от напечатанной полоски - фотоэлемента. Такую

«машинку» ни сломать, ни разбить нельзя, разве что порвать.

Есть калькуляторы величиной с записную книжку, с книгу среднего

формата. Увеличиваются их возможности: аппарат выполняет целый набор

сложных алгебраических операций, у него появляется оперативная память, так

что работу уже можно легко программировать.

Есть даже модели карманных калькуляторов с внешней памятью - целый

набор ферромагнитных пластинок, на которых можно записать довольно сложную

программу с большим количеством исходных данных. По мере необходимости

пластинки вводятся в приемник машинки, она «глотает» их и перерабатывает

информацию не хуже, чем первые вычислительные шкафы- мастодонты. А ведь

кроха - в кармане помещается!

Так незаметно из простого электронного счетчика вырастает

настоящий компьютер с широкими возможностями. И вот уже появляется

настольная ЭВМ с солидной внешней памятью, экраном дисплея и алфавитной

клавиатурой. Это уже персональный, индивидуальный компьютер, возможностей

которого вполне достаточно для работы с языком. А удобства - лучше не

придумаешь: программа записана на небольшой пластинке- дискетке, информация

вводится прямо с клавиатуры, где есть цифры и алфавит (русский или

латинский), все, что вам нужно, высвечивается здесь же на экране дисплея.

Никакой мороки ни с перфокартами, ни с перфолентами, никаких забот о

машинном времени, никаких ожиданий, когда заработает именно ваша программа

и будут получены результаты - всё здесь, всё под рукой, всё на глазах.

Есть индивидуальные компьютеры с памятью на компакт-диске. Это

небольшой радужно отсвечивающий диск размером с маленькую пластинку для

проигрывателя, только «проигрывается» он не с помощью иглы, а с помощью

лазерного луча. На одном таком диске умещается столько информации, что если

её напечатать в книге, то понадобятся целые тома. Но если возможностей

индивидуального компьютера все же не хватает, приходится обращяться к

большим ЭВМ. Правда сейчас даже самые мощные ЭВМ - размером с небольшой

шкаф или даже тумбу письменного стола. Зато разрослись её «органы», и к

одной машине можно подключить десятки дисплеев. Так оборудуется дисплейный

класс - на каждом столе установлены управляющая клавиатура и дисплей, а все

столы подключены к одной машине.

Есть ли преимущества в работе с компьютером по сравнению с работой

по учебнику? Судите сами.

Прежде всего - и это самое главное - компьютер осуществляет обратную

связь: он может спрашивать и оценивать ваши ответы, может отвечать на ваши

вопросы, контролировать вас, помогать, подсказывать. Ничего этого учебник

не может - он только спрашивает, а как вы отвечаете - ему безразлично.

Учебник читает свой монолог, не заботясь о слушателе, тогда, как компьютер

ведет с вами диалог, в ходе которого идет обучение. Нечего говорить что

такое обучение и эффективнее и интереснее.

Кроме того, компьютер экономит ваше время: он берет на себя

неприятную работу по отысканию нужной информации. Если в учебнике нужно

порыться, чтобы найти необходимое, то компьютер сам дает вам все сведения,

да ещё и подчеркивает, на что следует обратить особое внимание.

Как видим, уже сейчас компьютер на уроке русского языка нужен

нисколько не меньше, чем на уроке математики. Хотя, конечно, у той

аппаратуры, которая появляется сейчас в школе, есть и существенные

недостатки.

Например, её немобильность. Учебник взял под мышку и выбирай место

для занятий по вкусу: дома, в школе, в библиотеке. А с компьютером будь

добр работать только в школе, только в дисплейном классе и только в

отведенное время.

Плохо, конечно, и то, что компьютер молчун - «разговаривать» с ним

приходится «по переписке» через экран дисплея. Вот если бы компьютер

понимал нашу речь, да ещё и сам бы говорил! А ведь это пожелание не так уж

и фантастично. Ещё несколько лет назад был выпущен удивительный компьютер.

Размером он с книжку среднего формата. На нем несколько рядов кнопок, одни

из них - управляющие, другие - алфавит. Есть радиодинамик и светящееся

табло. Нажимаешь на кнопки алфавита, на табло зажигаются буквы и слова, а

компьютер произносит их вслух. Это одна программа. А другая программа -

наоборот: компьютер произносит слово, а вы должны написать его на табло.

Правильно написали - компьютер произносит другое слово и т.д. Если же

ошиблись в правописании, компьютер говорит: «Вы ошиблись, попытайтесь ещё

раз». Если и на этот раз ошибка, то вы услышите: «К сожалению, вы снова

ошиблись, это слово пишется так...». И на табло загорается правильно

написанное слово.

Сейчас разрабатывается основательный вариант «карманного учителя».

Даже имя ему придумали: «Сирин». Сирин - волшебный персонаж из русской

народной сказки - полуптица, получеловек. А расшифровывается название

вполне в духе кибернетического века: « синтезатор речи индивидуальный».

Надеемся, что вскоре говорящий «Сирин» появится в школах и будет верным

помощником и учителя, и ученика в изучении русского и иностранных языков.

Это будет уже не игрушка, а вполне серьезный аппарат с широкими

возможностями. Сменные блоки памяти обеспечат практически неограниченный

словарный запас. Но компьютер может работать не только со словами. Табло-

экран вместит целые предложения и даже небольшие диалоги, которые

синтезатор будет произносить с нужной интонацией. Электроника по вашему

требованию будет повторять нужный фрагмент хоть сто раз, пока вы твердо не

запомните звучание.Остается только пожелать, чтобы этот замечательный

аппарат как можно скорее поступил в серийное производство и пришел на

помощь всем, кто изучает русский и иностранные языки.

До сих пор мы беседовали с вами по сути дела о кмпьютеризации

учебника, о том, как приспособить компьютер к сложившейся практике изучения

языков, как обрядить старое содержание в модную «электронную форму». А ведь

современный компьютер - это принципиально иное техническое средство

обучения, чем привычные магнитофоны, проекторы или даже видеомагнитофоны.

Принципиальная разница вот в чем. Все без исключения технические

средства обучения являются пассивными, однонаправленными,

демонстрационными. Они способны лишь демонстрировать образцы речи или

видеосюжеты, нисколько не заботясь о нас, не поддерживая с нами никакой

обратной связи. Нужна ли их информация, понятна ли, усвоена ли нами - им

нет до этого никакого дела. Строго говоря это вовсе не средства обучения, а

средства демонстрации, иллюстрирования.

Компьютер с дисплеем и синтезатором речи - первое техническое

средство именно для обучения. Это и демонстратор, и информатор, и учитель,

и советчик, и собеседник и даже партнёр по обучению. Он активно работает с

нами, не только поддерживая обратную связь, но и вызывая нас на неё.

Аппаратуру с такими свойствами было бы неразумно использовать

лишь как подсобное дополнение к учебнику. Она способна на большее. В идеале

компьютер должен вести диалог с учебником на нормальном, естественном,

живом русском языке. Технические возможности для этого есть уже сейчас:

компьютер умеет говорить и слушать. Но он не способен понять сказанное или

хотя бы имитировать понимание. Вот это и есть основная проблема современной

кибернетики, от решения которой будет зависеть её дальнейшее развитие.


© 2010 Современные рефераты