Модернизация двигателя мощностью 440 квт с целью повышения их технико-экономических показателей
Модернизация двигателя мощностью 440 квт с целью повышения их технико-экономических показателей
7. Экономическое обоснование проекта модернизации
7.1. Общие сведения
Важной задачей высшей школы является подготовка специалистов, обладающих
не только глубокими техническими знаниями, но и знаниями основ экономики
производства, умением использовать их в практической работе.
В данном разделе дипломного проекта производятся расчёты, связанные с
экономическим обоснованием проектируемого двигателя внутреннего сгорания
при условии установки его на заранее выбранное судно.
Данный расчёт предполагает, что новый двигатель, по сравнению
установленным на судне-прототипе, обеспечивает выполнение одного или
нескольких ниже перечисленных условий:
- снижение строительной стоимости ДВС (общей или на единицу мощности);
- снижение удельных расходов топлива и масла на единицу мощности;
- увеличение технического ресурса двигателя до капитального ремонта
(списания);
- увеличение скорости хода судна.
В расчёте не учитывается экономический эффект от следующих факторов:
- изменения грузоподъёмности судна за счёт изменения массы ДВС, запасов
топлива и масла;
- изменения затрат времени на неплановые ремонты и т.д.
7.2. Выбор и обоснование судна-прототипа
При выполнении экономического обоснования выбирается судно проекта
14891, на котором предполагается установить спроектированный дизель.
Чтобы в дальнейшем отличать идентичные показатели судна-прототипа и
судна со спроектированным двигателем, условимся ставить для них разные
надстрочные символы: п – для судна-прототипа, н – для того же судна с новым
двигателем. Также для краткости условимся называть судно, на которое будет
установлен спроектированный двигатель, – новое судно. После выбора судна-
прототипа составляется табл. 7.1 с краткой характеристикой нового судна и
судна-прототипа. Данные о строительной стоимости судов заносятся после
выполнения соответствующих разделов.
Таблица 7.1
Основные технико-эксплуатационные показатели сравниваемых судов
|Наименование показателя |Величина показателя |
| |Судно-прототип |Новое судно |
|Грузоподъёмность Q, т |810 |
|Основные размерения L(B(H; T, |72(10,6(8; 2,31 |
|м | |
|Марка главного двигателя по |2(6ЧНСП18/22 |6ЧНСП18/22 |
|ГОСТ и мощность установки |2(220 |440 |
|[pic], кВт | | |
|Род и удельный расход топлива |дизельное |дизельное |
|ГД, кг/(кВт(ч) |0,231 |0,209 |
|Скорость судна [pic], км/ч |19 |
|Численность экипажа, чел |10 |
|Строительная стоимость судна |56,21 |55,49 |
|Ц, млн. руб. | | |
7.3. Выбор и расчёт эксплуатационных показателей
При выполнении экономического обоснования необходимо обеспечить
сопоставимость условий эксплуатации судов, основными из которых являются:
линия (район) эксплуатации судов в течение навигационного периода; род
перевозимого груза; длительность годового эксплуатационного периода; доля
ходового времени в грузу и порожнем; производительность и
механовооружённость погрузочно-разгрузочных работ и т.п.
При выполнении экономического обоснования определяется не абсолютная
эффективность нового судна при перевозке некоторого конкретного рода груза
из пункта А в пункт Б, а его эффективность в сравнении с использованием для
этих целей судна-прототипа. Поэтому в выполняемых расчётах допустимо
принимать усредненные значения таких эксплуатационных показателей, как
длительность годового эксплуатационного периода, нагрузка на 1 тонну
грузоподъёмности, судоходные условия, определяющие техническую скорость
судна, долю ходового времени с грузом и т.д.
Так как суммарная мощность установки не меняется, то:
[pic] км/ч.
Техническая скорость нового судна с грузом также будет равна технической
скорости судна-прототипа:
[pic] км/ч.
Численные значения принятых эксплуатационных показателей заносятся в
табл. 7.2.
Таблица 7.2
Эксплуатационные показатели сравниваемых судов
|Судно |Эксплуатационные показатели |
| |Длительность эксплуатационного |Техническая |Нагрузка |
| |периода, сут. |скорость, км/ч |на 1 тонну|
| | | |грузоподъ-|
| | | |ёмности |
| |Всего|в том числе |с грузом|порожнем| |
| |[pic]| | | | |
| | |ходовое |ходовое |прочие | | | |
| | |время с |время |составляю-| | | |
| | |грузом |порожнем |щие [pic] | | | |
| | |[pic] |[pic] | | | | |
|прототи|210 |73,5 |21 |115,5 |17,5 |19 |0,8 |
|п | | | | | | | |
|новое |210 |73,5 |21 |115,5 |17,5 |19 |0,8 |
7.4. Расчёт годового объёма продукции
За среднегодовой объём продукции принимается транспортная работа
выраженная в тонно-километрах. Так как все составляющие в формуле равны для
судна-прототипа и нового судна, то получим:
[pic] т(км,
где [pic] сут. – ходовое время с грузом;
[pic] км/ч – техническая скорость судна с грузом;
[pic] – нагрузка на 1 тонну грузоподъёмности;
[pic] т – грузоподъёмность.
|