Устройство, работа, неисправности, ремонт сцепления атомобиля КамАЗ
состояния подвергают восстановлению или замене. Для выполнения ремонтных
работ сцепление разбирают, применяя приспособления, одно из которых
представлено на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Приспособление для разборки и сборки сцепления:
1– опорная плита, 2 – прижимный корпус, 3 – контрольное кольцо, 4 –
установочные шпильки, 5 – основание
Картер сцепления и блок цилиндров при ремонте не обезличивают. Их
маркируют, чтобы предотвратить разукомплектование и обеспечить соосность
коленчатого вала двигателя и ведущего вала коробки передач. Если эти детали
обезличены, то после сборки центрирующее отверстие картера сцепления
растачивают в приспособлении.
Основными дефектами картеров сцепления являются трещины, сколы, срыв
или износ резьбы, износы отверстий и опорных плоскостей лап крепления к
раме. Картеры бракуют, если трещины захватывают более половины периметра
или проходят более чем через одно отверстие под болты крепления. Трещины на
картере сцепления заваривают. Сколы, захватывающие отверстие, наплавляют
или приваривают отколотую часть детали. При срыве резьбы до двух ниток ее
восстанавливают прогонкой метчиком. Если резьба имеет срыв более двух ниток
или изношена, то ее восстанавливают путем нарезания резьбы увеличенного
ремонтного размера, постановкой ввертыша или заваркой с последующим
нарезанием резьбы номинального размера.
Изношенные более предельного размера отверстия под направляющий штифт
крепления стартера, крепления двигателя к раме восстанавливают постановкой
дополнительной детали – втулки. После запрессовки отверстие втулок
обрабатывают под номинальный размер.
Изношенные опорные плоскости лап крепления картера сцепления к раме
обрабатывают на фрезерном станке до устранения следов износа. При
значительном износе осуществляют приварку шайб. Перед приваркой поверхность
лапы фрезеруют, а отверстия зенкуют для установки шайб. Затем шайбы
приваривают к картеру сцепления сплошным швом электродуговой сваркой.
Завершают обработку зенковкой торцов лап заподлицо с основным металлом.
Основными дефектами нажимного и ведомого дисков сцепления являются
трещины на поверхности нажимного диска или фрикционных накладок ведомого
диска, износ фрикционных накладок, коробление или погнутость диска,
ослабление заклепок крепления накладок или ступицы, износ и задиры рабочих
поверхностей нажимного и среднего дисков. Диски и фрикционные накладки с
трещинами бракуют. Изношенные фрикционные накладки заменяют новыми. Для
этого удаляют старые заклепки. Правят ведомый диск, предварительно зачистив
забоины и заусенцы на ступице. Коробление устанавливают на поверочной плите
с помощью щупа. Щуп толщиной 0,3 мм не должен проходить между торцовой
поверхностью диска и плитой. Приклепывание фрикционных накладок производят
под прессом, применяя штамп. Вместо заклепок для соединения фрикционных
накладок с диском применяют также клей.
Коробление плоскости касания нажимного диска с ведомым диском не более
0,15мм или погнутость ведомого диска больше указанной в технических
условиях величины устраняют правкой. Нажимный диск правят на прессе,
устанавливая на кольцо, расположенное на столе пресса, плоскостью касания к
ведомому диску вниз. Правку ведомого диска осуществляют на плите или в
приспособлении с помощью специальной оправки. Накладки бракуют, если
ослаблены заклепки крепления их к ведомым дискам. При ослаблении более
четырех заклепок крепления ступицы ведомого диска производят замену
заклепок. Для этого изношенные отверстия в ступице и диске рассверливают
под увеличенный ремонтный размер или сверлят новые отверстия между
имеющимися. Отремонтированный ведомый диск в сборке с накладками должен
быть отбалансирован. Допустимый дисбаланс устанавливается техническими
условиями. Износ и задиры рабочей поверхности нажимного и среднего дисков
устраняют обработкой на шлифовальном или токарном станке. При этом
минимальная толщина диска должна быть не менее указанной в технических
условиях величины.
После сборки сцепления устанавливают на двигатель и проверяют его
работу в выключенном и включенном положениях.
Для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления по мере
изнашивания накладок ведомых дисков возникает необходимость в регулировке
привода сцепления. Привод включения сцепления у автомобилей КамАЗ –
гидравлический. Регулировка привода механизма выключения сцепления КамАЗа
заключается в проверке и регулировке свободного хода педали сцепления,
свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя
пневмоусилителя.
Для определения свободного хода муфты сцепления перемещают рычаг вала
вилки выключения сцепления от сферической поверхности гайки 18 толкателя 17
(см. рис. 3.2, а) пневмоусилителя при отсоединенном положении оттяжной
пружины сцепления от рычага. Если свободный ход оттяжного рычага сцепления,
измеренный на радиусе 90мм, окажется меньше 3 мм, то его регулируют гайкой
18 до значения 3,7...4,6мм. Это соответствует свободному ходу муфты
выключения сцепления 3,2...4м.
Свободный ход педали сцепления автомобилей КамАЗ измеряют в средней
части площадки педали сцепления 1 (рис. 3.2, а). Он должен составлять
6...12мм. Свободный ход регулируют изменением зазора между поршнем и
толкателем поршня главного цилиндра 9 эксцентриковым пальцем 6, соединяющим
верхнюю проушину толкателя 7 с рычагом 5 педали. Операцию выполняют при
прижатой педали сцепления к верхнему упору 4 оттяжной пружиной 8. Вращением
эксцентрикового пальца добиваются требуемого перемещения педали от верхнего
упора до момента касания толкателем поршня. Затем затягивают и
зашплинтовывают гайку.
Рис. 3.2. Привод механизма выключения сцепления:
а – гидравлический автомобилей КамАЗ; б – механический автомобилей ЗИЛ:
1-педаль сцепления; 2-нижний упор: 3-кронштейн; 4-верхний упор; 5-рычаг; 6-
эксцентриковый палец; 7-толкатель поршня; 8 и 23-оттяжные пружины; 9-
главный цилиндр; 10- гидролиния (шланг); 11-передний корпус
пневмоусилителя; 12-задний корпус пневмоусилителя; 13-пробка; 14-
перепускной клапан; 15-пневмолиния; 16-защитный чехол; 17- толкатель
поршня пневмоусилителя; 18-сферическая регулировочная гайка; 19-
редукционный клапан; 20-тяга вилки с пружиной; 21-регулировочная гайка; 22-
рычаг вилки; 24-вилка выключения сцепления; 25-муфта выключения сцепления с
выжимным подшипником; 26-возвратная пружина
При регулировке свободного хода педали сцепления с механическим
приводом (рис. 3.2, б) отворачивают на несколько оборотов контргайку гайки
21, вращают гайку 21, изменяя длину тяги 20. Для увеличения свободного хода
гайки 21 отвертывают, а для уменьшения – завертывают. После регулировки,
удерживая гайку 21 неподвижной, затягивают до отказа контргайку.
Полный ход толкателя пневмоусилителя проверяют после нажатия на педаль
сцепления до упора. Для автомобилей КамАЗ он должен быть не менее 25мм. При
меньшем ходе не обеспечивается полное выключение сцепления. При
недостаточном перемещении толкателя пневмоусилителя проверяют свободный ход
педали сцепления, объем жидкости в главном цилиндре привода сцепления и при
необходимости прокачивают гидросистему привода сцепления.
Уровень жидкости «Нева» в бачке главного цилиндра привода механизма
выключения сцепления автомобилей КамАЗ проверяют с помощью щупа из
комплекта инструмента водителя. Нормальный уровень жидкости в гидроцилиндре
соответствует 40мм длины смоченной поверхности щупа, допустимый – 10мм.
Полный объем жидкости в гидроприводе сцепления составляет 280см3. Один раз
в три года осенью заменяют жидкость в системе гидропривода сцепления.
Прокачку гидросистемы привода сцепления автомобилей КамАЗ выполняют
после устранения негерметичности гидропривода в такой последовательности:
1) очищают от пыли и грязи резиновый защитный колпачок перепускного
клапана 14 (см. рис. 3.2, а) и снимают его. Надевают на головку клапана
резиновый шланг, прилагаемый к автомобилю. Свободный конец шланга помещают
в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью;
2) резко нажимают на педаль сцепления 3-4 раза. При нажатой педали
отвертывают на 0,5-1 оборот клапан выпуска воздуха. Через шланг выйдет
часть жидкости и содержащийся в ней в виде пузырьков воздух;
3) после прекращения выхода жидкости при нажатой педали сцепления
заворачивают перепускной клапан;
4) операции 2 и 3 повторяют до тех пор, пока полностью не прекратится
выделение воздуха из гидросистемы через шланг. Во избежание попадания в
систему воздуха в процессе ее прокачки в систему периодически добавляют
жидкость. Ее уровень в компенсационной полости главного цилиндра не должен
снизиться более чем на 2/3 высоты от отметки нормального уровня;
5) по окончании прокачки при нажатой педали полностью заворачивают
перепускной клапан, снимают с его головки шланг и устанавливают защитный
колпачок на головку клапана;
6) доливают жидкость в главный цилиндр до нормального уровня.
Качество прокачки определяют по полному ходу толкателя пневмоусилителя
привода сцепления.
Контроль и слив конденсата в гидроцилиндре пневмоусилителя автомобилей
КамАЗ осуществляют после отвертывания пробки 13 (см. рис. 3.2, а) в
переднем корпусе пневмоусилителя. Для полного удаления конденсата цилиндр
продувают легким нажатием на педаль сцепления.
Смазывание сцепления и промывку гидросистемы привода рассмотрим на
примере сцепления автомобилей КамАЗ. Втулки вала выключения сцепления
смазывают через две пресс-масленки 3 (рис. 3.3), а подшипник муфты
выключения сцепления – через пресс-масленку 2 шприцем. Во избежание
попадания смазочного материала в картер сцепления число качков шприцем не
должно превышать трех.
Рис. 3.3. Точки смазывания сцепления и коробки передач с делителем
автомобилей КамАЗ:
1-сапун; 2-пресс-масленка выжимного подшипника; 3-пресс-масленка опоры; 4 и
5-сливные пробки с магнитом; 6-пробка заливного отверстия с указателем
уровня; 7-пробка сливного отверстия
Промывают гидросистему привода сцепления техническим спиртом или
чистой тормозной жидкостью с периодичностью не реже одного раза в три года.
При этом полностью разбирают главный цилиндр и пневмоусилитель.
Трубопроводы после промывки продувают сжатым воздухом, предварительно
отсоединив их с обоих концов. Затвердевшие, изношенные или с повреждениями
рабочих кромок манжеты заменяют новыми. Перед сборкой поршни и манжеты
смазывают тормозной жидкостью. После заполнения гидросистемы привода
сцепления свежей тормозной жидкостью ее прокачивают для удаления
появившегося воздуха.
Для замены пневмоусилителя гидропривода сцепления автомобилей КамАЗ
необходимо выполнить следующее: выпустить воздух из пневмопривода тормозной
системы через клапан на воздушном баллоне; снять оттяжную пружину 8 (см.
рис. 3.2) рычага 5 вала вилки выключения сцепления; отсоединить пневмолинию
15 пневмоусилителя и гидролинию 10; слить жидкость из системы гидропривода;
отвернуть два болта крепления пневмоусилителя и снять его вместе с
толкателем 17.
Устанавливают пневмоусилитель в такой последовательности: закрепляют
усилитель на картере сцепления (делителя) двумя болтами с пружинными
шайбами; присоединяют гидролинию 10 пневмоусилителя и пневмолинию 15;
устанавливают оттяжную пружину 8 вала вилки выключения сцепления; наливают
тормозную жидкость в компенсационную полость главного цилиндра через
верхнее отверстие при снятом защитном чехле; прокачивают систему
гидропривода; проверяют герметичность соединении трубопроводов; устраняют
подтекание тормозной жидкости подтяжкой или заменой отдельных деталей;
проверяют и при необходимости регулируют зазор между торцом крышки и
ограничителем хода штока включения делителя передач.
Таблица 1
Неисправности сцепления
|Неисправность |Признак |Причина |Способ устранения|
| |неисправности |неисправности | |
|Сцепление |Автомобиль |Нет зазора между |Отрегулировать |
|«буксует» |медленно набирает|упорным кольцом и|зазор 3,2…4мм |
|(неполное |скорость или |выжимным |(свободный ход |
|включение) |медленно теряет |подшипником |муфты) |
| |скорость на |(отсутствует | |
| |подъеме. |свободный ход | |
| | |муфты) | |
| | | | |
| |В кабине |Попадание смазки |Снять сцепление и|
| |ощущается |на поверхность |промыть |
| |специфический |трения |поверхности |
| |запах горящих | |трения |
| |накладок |Износ фрикционных| |
| | |накладок |Заменить |
| | | |фрикционные |
| | |Поломка или |накладки |
| | |потеря упругости | |
| | |нажимных пружин |Заменить нажимные|
| | | |пружины |
|Сцепление «ведет»|Включение передач|Большой зазор |Зазор |
|(неполное |сопровождается |между упорным |отрегулировать |
|выключение) |скрежетом |кольцом и | |
| | |выжимным | |
| | |подшипником | |
| |Резко возрастает | |Диски заменить |
| |усилие на рычаге |Коробление | |
| |при переключении |ведомых дисков | |
| |передач |или разрушение и | |
| | |обрыв накладок | |
| | | |Жидкость долить, |
| | |Попадание воздуха|течь устранить, |
| | |в гидропривод или|из гидросистемы |
| | |утечка жидкости |воздух удалить |
| | | |(«прокачать» |
| | | |систему) |
|Увеличенное |При нажатии на |Не попадает |Заменить клапан |
|усилие на педали |педаль |сжатый воздух в | |
|сцепления |сопротивление |пневмоусилитель | |
| |возрастает |(пневмоусилитель | |
| | |не работает) | |
| | | |Заменить манжету |
| | |Закаливание |или кольцо |
| | |следящего поршня |следящего поршня |
|Сцепление |Автомобиль |Разбухание |Заменить |
|включается резко |трогается с места|уплотнительных |уплотнительные |
| |рывком |манжет |манжеты |
| | |гидропривода | |
|Шум в механизме |Повышенный шум в |Разрушение |Заменить |
|сцепления |механизме |подшипника |подшипник |
| |сцепления при его|включения | |
| |включении |сцепления | |
| | | | |
| | | |Механизм |
| | |Повышенное биение|выключения |
| | |упорного кольца |отрегулировать |
| | |оттяжных рычагов |выставкой рычагов|
|Запаздывание |Автомобиль |Застывание |Гидросистему |
|включения |трогается с |жидкости в |промыть |
|сцепления |запаздыванием |гидросистеме | |
| |после отпускания | | |
| |педали |Заклинивание |Заменить манжету |
| | |следящего поршня |следящего поршня |
| | | | |
| | |Задиры в |Устранить задир |
| | |соединениях | |
| | |ведущих дисков | |
Глава IV. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Инструкция составлена на основании:
1.1. «Правил по охране труда на автомобильном транспорте»,
утвержденных Президиумом Центрального комитета профсоюза рабочих
автомобильного транспорта и шоссейных дорог 24 апреля 1979 года и
заместителем министра автомобильного транспорта РСФСР 07 мая 1979 г.,
согласованных с Центральным комитетом профсоюза работников медицины в
сельского хозяйства.
1.2. Настоящую инструкцию должны знать:
1.2.1. Мастера и ИТР, занятые на ремонте и техническом обслуживании
автомашин и дорожно-строительной техники.
1.2.2. Персонал, исполняющий работы по обслуживанию и ремонту
автомашин и дородно-строительной техники.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Порядок допуска персонала к самостоятельной работе.
2.1.1. К самостоятельной работе в качестве слесаря по техническому
обслуживанию и ремонту автомашин и дородно-строительной техники допускаются
лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и не
имеющие противопоказаний для выполнения данной работы, прошедшие
специальное производственное обучение (включая стажирование на рабочем
месте в кол-ве дней, указаниях в перечне), инструктаж по безопасности труда
и противопожарной безопасности, прошедшие проверку знаний в
квалификационной комиссии с оформлением протокола. Допуск персонала к
самостоятельной работе оформляется приказом по цеху.
2.2. Порядок обучения персонала по безопасным методам труда
2.2.1. Все вновь принимаемые на работу рабочие в качестве слесаря по
ремонту и обслуживанию автомашин и ДСТ перед допуском к самостоятельной
работе должны пройти проверку знаний настоящей инструкции и не позднее 3
месяцев со дня поступления на работу должны пройти обучение безопасным
методам и приемам работ по утвержденной программе.
После обучения и в дальнейшее ежегодно проводится проверка знаний
рабочими безопасных методов и приемов работ, которая оформляется
протоколом.
Лица, знания которых признаны неудовлетворительными, к работе не
допускаются и должны пройти повторное обучение.
2.2.2. Допуск на обучение, стажирование и к самостоятельной работе
оформляется приказом по цеху.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ,
ПРЕДЯВЛЯЕМЫЕ К СЛЕСАРЮ ПО РЕМОНТУ
И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМАШИН
И ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
3.1. Приступив к самостоятельной работе, выполняйте только ту работу,
которая поручена администрацией, при условии, что безопасные методы ее
выполнения Вам хорошо известно и изучены.
Во всех других сомнительных случаях обратитесь к мастеру за
разъяснением.
3.2. Совмещая другую работу (профессию) мало известную Вам, изучите
инструкцию по технике безопасности для совмещаемой работы (профессии),
получите от мастера инструктаж.
3.3. Содержите в чистоте и порядке свое рабочее место. Пролитое масло
и другие жидкости немедленно уберите. Обтирочный материал складывайте в
ящики, предназначенные для этой цели.
3.4. Не мойте руки в масле, эмульсии, керосине, не вытирайте их
песком, древесными опилками, концами ветоши, загрязненными стружкой и т.п.
3.5. Не обдувайте себя и других работающих сжатым воздухом из
воздушной магистрали.
3.6. Берегите и содержите в чистоте и исправности индивидуальные
средства защиты (очки, щитки, противогазы и т.д.).
3.7. Выполняйте установленные правила производственной и личной
гигиены.
3.8. Своевременно проходите медицинские осмотры и являйтесь на
профилактические прививки.
3.9. Обязательно мойте руки перед приемом пищи, а также перед
курением, после работы с этилированным бензином и другими вредными
веществами.
3.10. Содержите в исправности выданную спецодежду, своевременно
отдавайте ее в починку и стирку.
3.11. Индивидуальный шкаф для спецодежды всегда содержите в чистоте и
порядке, исключите содержание в нем ненужных вещей и предметов, не
предназначенных для личной гигиены.
3.12. Не работайте без предусмотренных нормами спецодежды и средств
индивидуальной защиты или в неисправных средствах защиты.
3.13. Не прикасайтесь к открытым движущимся частям станка, даже если
станок не работает, не трогайте его рукояток, ремней, шкивов, шестерен и
кнопок пусковых электроустройств.
3.14. Не приводите в работу станки и другие механизмы, а также
транспортные средства, обслуживание которых Вам не поручалось.
Неумелое обращение со станками, механизмами, а также транспортными
средствами может повлечь порчу механизмов и вызвать несчастный случай с
людьми.
3.15. Не находитесь в зоне работы подъемно-транспортных средств
(мостовых, автомобильных кранов, тельферов и других подъемников). Проходить
или стоять под поднимаемым грузом, независимо от того, тяжелый он или
легкий, запрещено.
3.16. Не беритесь не за свое дело, не передавайте самовольно
порученную работу кому бы то ни было без соответствующего на то разрешения
администрации.
3.17. При выполнении любой работы выполняйте все указания и
распоряжения администрации.
Без разрешения мастера или другого руководителя производственного
участка не приступайте к работе и не начинайте ее, если не получили от
мастера или начальника мастерских инструктаж по безопасности труда.
3.18. Заметив нарушение правил безопасности труда другими рабочими или
опасность для окружающих, не оставайтесь безучастными, предупредите
рабочего или мастера о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих
безопасность работы.
3.19. При несчастном случае, происшедшем на производстве, даже при
самом незначительном, немедленно сообщите мастеру, одновременно
администрации цеха и направляйтесь в ближайший здравпункт, сохраните до
расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими,
каким они были в момент происшествия(если это не угрожает жизни и здоровью
окружающих работников).
3.20. Будьте внимательны к сигналам подаваемым водителями движущегося
транспорта и выполняйте их.
3.21. Не заходите без разрешения за ограждения.
3.22. Не наступайте на переносные электропровода на полу.
3.23. Не ходите по сложенному материалу, деталям, заготовкам.
3.24. Следите за исправностью и регулярно пользуйтесь вентиляцией,
установленной на рабочем месте.
3.25. Курите только в специально отведенных местах, перед курением
чисто вымойте руки.
3.26. После окончания рабочего дня чисто вымойте руки, примите душ,
переоденьтесь в домашнюю одежду.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К СЛЕСАРЮ
ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
4.1. Наденьте и приведите в порядок рабочую одежду:
• застегните обшлага рукавов рубашки и штанины брюк;
• надежно зашнуруйте обувь;
• уберите волосы под плотно облегающий головной убор, ношение которого
обязательно при работе на металлорежущем, электро-пневмо и другом
механизированном инструменте.
4.2. Внимательно осмотрите рабочее место, проверьте достаточность
освещения, уберите все мешающие работе посторонние предметы и детали.
При необходимости закройте открытые канавы, траншеи, проверьте,
надежно ли уложены переходные трапики через канавы.
Подготовьте необходимое количество переходных трапиков, лестниц-
стремянок и т.д.
4.3. Проверьте исправность и комплектность для работы инструмента,
приспособлений и средств индивидуальной защиты.
Неисправные инструменты, приспособления и средства защиты – замените.
4.4. Инструмент, приспособления, средства защиты расположите так,
чтобы избежать лишних движений и обеспечить безопасность работы.
4.5. Перед началом технического обслуживания или ремонта автомашины
или механизма вывесите на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не
пускать - работают люди».
4.6. При обслуживании автомобиля на гидроподъемнике вывесите табличку
на механизм управления подъемником с надписью: «Не трогать – под
автомобилем работают люди».
4.7. Проверьте, достаточно ли чисто вымыты, очищены от грязи, мусора и
снега автомобили и дорожно-строительная техника, поставленная на ремонт.
Запрещается принимать на ремонт и техническое обслуживание не очищенные от
грязи, мусора и снега транспортные средства.
4.8. Установленный на ремонт автомобиль или дорожно-строительную
машину затормозите ручным тормозом (если он предусмотрен заводом-
изготовителем), включите низшую передачу, выключите зажигание, закройте
подачу топлива, подложите под колеса упоры (башмаки).
При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного
валов, дополнительно проверьте выключено ли зажигание, перекрыта ли подача
топлива (для дизельных двигателей), поставьте рычаг перемены передач в
нейтральное положение, освободите рычаг ручного тормоза. После выполнения
необходимых работ затяните ручной тормоз и вновь включите низшую передачу.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К СЛЕСАРЮ
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
5.1. При пользовании ручным слесарным инструментом:
5.1.1. Пользуйтесь только исправным инструментом и приспособлениями.
Применяйте их только по назначению.
5.1.2. При обработке деталей в тисках надежно зажимайте обрабатываемую
деталь.
5.1.3. Не работайте напильником без ручек или треснутыми, расколотыми
ручками.
5.1.4. Инструмент в инструментальный ящик укладывайте так, чтобы концы
его были направлены в сторону внутренней стенки ящика, а в сумку – ручкой
наружу.
5.1.5. При работе ключами с тарированным усилием следите, чтобы усилие
при затяжке гаек, болтов (винтов) на превышало величин, указанных в
требованиях чертежей, технических условий, техпроцессов.
5.1.6. Соблюдайте осторожность, не допускайте срыва ключа с гайки,
головки болта.
5.1.7. При работе съемника соблюдайте осторожность, поддерживайте
снимаемую деталь, чтобы не допустить ее падения.
5.1.8. При правке, (рихтовке) деталей предохраняете руки от ударов
молотка, кувалды и заусенцев. Работаете в рукавицах.
5.1.9. Отвертывать или завертывать болты, гайки путем удлинения
гаечных ключей вторыми ключами или трубами удлинителями – запрещается.
5.1.10. Класть инструмент на оборудование (агрегаты транспортных
средств), коммуникации, перила ограждений или не огражденный край площадки,
траншеи, лесов и подмостей, распорки и откосы траншей, краев люков, камер и
колодцев – запрещается.
ПРОИИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При возникновении несчастного, случая в подразделении, каждый
работающий на этом объекте, оказавшийся поблизости от пострадавшего, должен
немедленно оказать ему первую помощь, одновременно вызвать на место
происшествия медицинских работников и руководителя работ в установленном на
предприятии порядке.
Оказание первой помощи при любом несчастном случае следует производить
спокойно, без суеты, уверенно, руководствуясь основный правилом - помогая,
не нанести вреда пострадавшему.
2. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ
Ушибы характеризуются: опухолью, болью, кровоподтёком в месте ушиба.
Первая помощь при ушибах заключается в придании пострадавшей часта
тела покоя, возвышенного положения, применений местно холода (лед в пузыре,
полиэтиленовом мешке, струя холодной воды из водопроводного крана и т.д.) и
тугая давящая повязка. Ушибы головы, грудной клетки и живота требуют
направления пострадавшего немедленно в медпункт.
3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВЫВИХАХ
Вывихи в суставах характеризуются: изменением обычной формы
(деформацией) сустава, болью и невозможностью движения в поврежденном
суставе.
На месте несчастного случая нельзя даже пытаться вправлять вывих без
медицинских работников.
Первая помощь при вывихах в суставах верхних конечностей заключается в
имибилизации её (конечноcти) любым доступным способом (подвешивание на
косынку, на полу пиджака, спецовки, наложение шины из подручных материалов:
доска, палка, полоса металла или стандартных шин. При отсутствии
перечисленных предметов можно прибинтовать руку к туловищу).
При вывихах в суставах нижних конечностей - больного транспортировать
на носилках, удобно уложив повреждённую конечность, обложив её валиками.
При любом вывихе больного направляют в мед. учреждение.
4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ
СВЯЗОЧНОГО АППАРАТА СУСТАВА
Растяжение связок характеризуется: опухлостью области сустава, болью
при ощупывании и движении в нём (но движения в суставе - возможны);
наличием кровоподтёка (синяка) в области повреждения.
Первая помощь заключается в придании покоя конечности наложеннии
давящей повязки на сустав, применении местно холода (лёд, снег, холодная
вода в течение 15мин непрерывно, затем через I час повторение процедуры) и
придания конечности возвышенного положения.
5. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ
Раны характеризуются: нарушением целостности кожного покрова, болью в
месте повреждения, кровотечением.
Первая помощь при ранениях заключается в смазывании кожи вокруг раны
(но не самой раны) дезинфицирующими жидкостями (спирт, йод, неэтилированный
бензин) и наложении асептической повязки (стерильным бинтом, или салфеткой,
которые имеются в медицинской аптечке)
До того, как приступить к обработке раны, необходимо обеззаразить руки
самому оказывающему помощь с помощью тех же дезинфицирующих жидкостей.
Инородные тела из ран не удалять без участия медработник. При любых
ранениях пострадавшему должна быть произведена прививка против столбняка в
медпункте.
6. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИИ
Кровотечения бывают: артериальное, когда из раны фонтанчиком,
пульсирующей струёй вытекает алая кровь; венозное - когда кровь тёмного
цвета, истекает непрерывной струйкой; и капиллярное - кровотечение при
ссадинах.
Капиллярное и венозное кровотечение останавливается давящей
асептической повязкой.
7. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ
Переломы костей характеризуются: нарушением целостности кости, что
проявляется в изменении формы конечности деформация её), опухлости на месте
перелома, появление необычной подвижности в месте перелома, невозможностью
пользования конечностью.
Открытые переломы сопровождаются наличием раны в зоне перелома. Первая
помощь при переломах заключается в обездвиживании конечности, созданием ей
покоя с помощью наложения шины, или фиксирований конечности: верхней - к
туловищу, нижней - к здоровой конечности.
При фиксации конечностей выполнять условие: фиксировать два
близлежащих к перелому сустава (два смежных сустава).
При переломе позвоночника больной срочно транспортируется на носилках
со щитом на спине, в случае отсутствия щита, больной укладывается на
носилки лицом вниз. При перекладывании больного необходимо следить за тем,
чтобы не наступало перегибов позвоночников в месте повреждения. В
перекладывании должно участвовать не менее 3-х человек, ибо дополнительная
травма позвоночника, и спинного мозга чревата осложнениями вплоть до
смертельного исхода.
При переломе костей таза больной транспортируется на носилках лицом
вверх, ноги укладываются на валик в полусогнутом положении. При
транспортировке пострадавшего с травмой черепа в бессознательном состоянии
необходимо следить за тем, чтобы во время возможной рвоты, больной не
захлебнулся рвотными массами. С этой целью во время рвоты голову больного
поворачивают на бок.
8. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ
Химические ожоги возникают от действия сильных щелочей, кислот и т.д.,
но могут возникнуть и от длительного контакта с кожей йода, не разведенного
спирта.
В случае химического ожога кислотой необходимо: обожженную поверхность
нейтрализовать раствором щелочи (нашатырный спирт, раствор соды 2%, в
случае их отсутствия обильно промыть холодной водой, после чего смазать
кожу вокруг обожжённого места дезинфицирующими жидкостями и наложить
асептическую повязку, после чего направить больного к врачу.
При ожогах сильными щелочами: слабый раствор кислот (лимонной,
уксусной), в случае отсутствия их, обильно промывается обожжённая
поверхность водой, кожа после этого смазывается дезинфицирующими жидкостями
и на обожженную поверхность накладывается асептическая повязка. Больной
также направляется к врачу.
Термические ожоги. Первая помощь при ограниченных площадях поражения
должна заключаться в обильном промывании обожженной поверхности струей
холодной воды из-под водопроводного крана, с последующим обезвреживанием
кожи вокруг обожженной поверхности и наложением на рану асептической
повязки. Больной транспортируется в медпункт или травмпункт.
Обширные ожоги требуют укутывания пострадавшего в чистую простынь,
даче горячего чая с сахаром и срочной госпитализации пострадавшего. Во всех
случаях ожогов пострадавшие также, как и при ранениях должны получить в
медучреждении прививку против столбняка.
9. ОТРАВЛЕНИЯ
9.1. Отравления угарным газом.
Отравление может наступить при нахождении в плохо вентилируемых
помещениях, где есть газовое оборудование, там, куда могут периодически
поступать выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания, где есть угольная
печь с дефектной конструкцией и т.п.
При лёгкой степени отравления наблюдается только помрачение сознания.
Первая помощь заключается в удалении пострадавшего из заражённой атмосферы,
при невозможности - необходимо проветрить помещение, одеть на пострадавшего
противогаз с гонкалитовым патроном.
При отравлениях средней тяжести пострадавший теряет сознание,
наблюдается ослабление дыхания, учащение или урежение пульса, развивается
бледность или синюшность кожных покровов, при этом может быть малиновый
румянец на щеках, иногда появляется рвота и судороги. Мероприятия 1-й
помощи те же, что и пря лёгкой степени, и кроме того, по возможности
проводится ингаляция кислородом, при урежении и ослаблении дыхания к носу
потерпевшего подносится ватный шарик или кусочек марли, смоченные
нашатырным спиртом.
Такой пострадавший немедленно доставляется в лечебное учреждение.
При тяжёлых отравлениях наступает утрата сознания, развиваются
мышечные параличи, резко угнетается дыхание вплоть до полной его остановки.
Мероприятия те же, плюс искусственная вентиляция лёгких способами «рот в
рот», или «рот в нос».
Решающее значение для прогноза имеет скорейшая транспортировка
пострадавшего в лечебное учреждение, при этом мероприятия 1 помощи
оказываются одновременно с транспортировкой. Во время доставки больного,
необходимо особое внимание уделить лечению дыхательной недостаточности,
которая может быть вызвана как угнетением дыхание, так и механическими
причинами: западение языка и мягких тканей ротоглотки, а также вдыханием
затекающего в верхние дыхательные пути желудочного содержимого. Для
профилактики указанных осложнений, транспортировку нужно осуществлять в
положении лёжа (лучше на боку), со слегка опущенным головным концом.
Профилактика западения языка и мягких тканей ротоглотки проводится с
помощью выдвижения нижней челюсти больного вперёд и вверх (до смыкания с
верхней челюстью) и удержания её в таком положении руками или подручными
средствами (подвязать).
При возникновении рвоты, что гораздо опаснее пассивного истечения
желудочного содержимого, необходимо немедленно опустить головной конец,
повернуть голову вбок. Эвакуацию содержимого желудка из ротоглотки и носа
осуществлять пальцами (твёрдого содержимого) и перевязочным или любым
другим материалом (жидкого содержимого).
9.2. Отравления веществами удушающего действия: (фосген,
хлорсодержащие вещества).
Отравляющее вещество, как правило, находится в газообразном состоянии.
Поражённый жалуется на резь в глазах, першение и жжение в носоглотке,
некоторое стеснение в груди, головокружение, кашель, иногда его беспокоит
тошнота и рвота. Все эти симптомы по выходе из заражённой среды исчезают
через 10-15 минут. 1-ая помощь: выход из заражённой среды, если это
невозможно – надеть противогаз, вдыхать противодымную смесь. Не обходимо
промыть глаза раствором соды, прополоскать тем же раствором рот и горло. В
течение часа нужно обратиться в лечебное учреждение за помощью.
При несвоевременном обращении симптомы поражения могут вновь
появиться и быстро прогрессировать: при тяжелом поражении - через 1,5-2
часа, при средней тяжести - через 4-6, иногда через 18-24 часа.
При повторном проявлении поражения у пострадавших развиваются симптомы
отёка лёгких: одышка, клокочущее дыхание, влажный кашель с отделением
большого количества розовой пенистой мокроты, развивается синюшность кожных
покровов, учащение пульса.
Пострадавшего необходимо немедленно доставить в лечебное учреждение на
носилках, с высоко приподнятым головным концом (полусидя). При
транспортировке, по возможности, проводится ингаляция кислородом, а на
конечности, на уровне верхней трети бедер, с обеих сторон накладываются
жгуты. При правильном их наложении конечности синеют и опухают.
9.3. Отравление кислотами и щелочами.
Отравления кислотами и щелочами может произойти случайно или
преднамеренно (суицидальная попытка, употребление через рот).
Мероприятием 1-й доврачебной помощи является промывание желудка.
Поскольку в быту нет возможности провести зондовое промывание, то
рекомендуется дача пострадавшему путём питья неограниченно больших
количеств холодной воды. Перед питьём желательно также через рот дать 100-
150гр. растительного масла.
После того, как пострадавший выпил 1-2 литра воды, путём механического
раздражения корня языка (пальцами) вызывают рвотный рефлекс. Эта процедура
- питье и провокация рвоты проводится много раз - не менее 5-6 подряд.
Доставка в лечебное учреждение додана быть немедленной. Промывание желудка
проводится одновременно с транспортировкой.
Если у пострадавшего спутанное сознание или оно совсем отсутствует, то
промывание не производится, и первая помощь заключается в скорейшей
транспортировке с соблюдением предосторожностей (см. отравление угарным
газом).
10. СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ
Если у пострадавшего отсутствуют дыхание и сердечные сокращения, то
нужно немедленно приступить к проведению реанимационных мероприятий:
непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.
Заключение
Эффективность использования автотранспортных средств зависит от
совершенства организации перевозочного процесса и свойства автомобилей
сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их
способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля
его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания,
коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они
изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности
(дефекты), которые снижают эффективность его использования. Для
предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль
подвергают техническому обслуживанию и ремонту.
Выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля
предшествует оценка его технического состояния (диагностирование).
Диагностирование при техническом обслуживании проводят для определения его
необходимости и прогнозирования момента возникновения неисправного
состояния путем сопоставления фактических значений параметров, измеренных
при контроле, с предельными. Диагностирование при ремонте заключается в
нахождении неисправности и установлении метода ремонта и объема работ при
ремонте, а также проверке качества выполнения ремонтных работ.
Своевременные техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
автомобильного транспорта позволяют содержать автомобильный парк страны в
исправном состоянии.
Удельные затраты на техническое обслуживание и ремонт за срок службы
автомобиля в несколько раз превышают затраты на его изготовление. Особенно
велика трудоемкость этих работ.
В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС о всемирном развитии
фирменного ремонта и технического обслуживания автомобилей предприятиями и
более широком применении агрегатного метода ремонта в автомобильной
промышленности создаются специализированные агрегатно-ремонтные предприятия
с большой программой выполнения ремонтных работ. Широкое применение
прогрессивных технологических процессов и автоматизированного оборудования
позволяет повысить качество ремонта и снижает его себестоимость.
Список литературы:
1. Машков Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей КамАЗ–5320,
53211, 53212, 53213, 5410, 54112, 55111, 55102/Иллюстрированное
издание–Издательство «Третий Рим», 1997-88с.
2. Осыко В.В. и др. Устройство и эксплуатация автомобиля КамАЗ-
4310:Учебное пособие / Осыков В.В., Петриченко И.Я., Алленов Ю.А.,
Цветков В.Н., Лысов М.А.–М.: Патриот, 1991.–351 с.: ил.
3. Роговцев В.Л. и др. Устройство и эксплуатация автотранспортных
средств: Учебник водителя / Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфильд
В.Д.–М.: Транспорт, 1989.–432 с.: ил.
4. Румянцев С.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:
Учебник для ПТУ / С.И. Румянцев, А.Ф. Синельников, Ю.Л. Штоль.–М.:
Машиностроение, 1989.–272 с.: ил.
5. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учеб./Ю.И.
Боровских, Ю.В. Буралев, К.А. Морозов, В.М. Никифоров, А.И. Фешенко –
М.:: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1997.-528с.: ил.
6. Инструкция по безопасности труда для персонала, занятого на ремонте и
техническом обслуживании автомашин и дорожно-стоительной техники ИБТ-
К–97-85.
7. КамАЗ: что ожидает автогигант в будущем? // Бизнес.–1999.–с. 29
Приложение 1.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ КАМАЗА
13 декабря 1969 года - на строительстве Камского автозавода вынут
первый ковш грунта.
Осень 1970 года - уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца
КАМАЗа - Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и
ковкого чугуна Литейного завода.
Январь 1971 года - сдан первый в Набережных Челнах 12-ти этажный жилой
дом для первопроходцев КАМАЗа.
1973 год - возведены корпуса практически всех объектов первой очереди
комплекса, пущен первый городской трамвай, поставлен под нагрузку первый
энергоблок ТЭЦ.
Май 1974 года - в экспериментальном цехе управления главного
конструктора КАМАЗа собран первый двигатель.
1975 год - на всех заводах комплекса идет монтаж, пуско-наладка
технологического оборудования, выпуск пробной продукции.
Декабрь 1975 года - на заводе двигателей собран силовой агрегат N 1 по
временной технологии, но собственными силами.
16 февраля 1976 года - с главного сборочного конвейера автомобильного
завода сошел первый камский грузовик.
Правительство страны утвердило генеральную схему управления автомобильной
промышленностью. Согласно этой схеме КАМАЗ получил статус производственного
объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому, минуя все
главки.
29 декабря 1976 года - Государственная комиссия во главе с Министром
автомобильной промышленности СССР Поляковым В. Н. подписала акт о вводе в
эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству
большегрузов.
Ко времени сдачи в эксплуатацию 1-ой очереди КАМАЗ обладал огромными
производственными фондами. Они были в 2 раза выше, чем на ВАЗе и в 3 раза
превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому.
Октябрь 1977 года - КАМАЗ досрочно завершил свой первый годовой план,
выпустив 15000 автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тысячи.
Август 1978 года - изготовлен 50-тысячный грузовик.
Июнь 1979 года - с главного конвейера сошел грузовик за номером
100000. Темпы роста производства на КАМАЗе были рекордными не только для
нашей страны.
Апрель 1980 года - выпущен 150-тысячный большегруз.
Февраль 1981 года - сданы в эксплуатацию мощности второй очереди
КАМАЗа.
Февраль 1983 года - главным событием этого года стало создание
производственной фирмы "КАМАЗавтоцентр", главной задачей которого стало
обеспечение всех автомобилей "КамАЗ" гарантийным обслуживанием и поставка
запасных частей к ним на весь период жизни автомобиля. уже к концу
десятилетия в его составе было 210 автоцентров. Развитая сеть автоцентров
на огромной территории СССР, а также за рубежом сразу же сблизила КАМАЗ с
потребителем, позволила оперативно реагировать на требования заказчика,
эффективно проводить маркетинговые исследования, максимально быстро
осуществлять ремонт автомобилей и поставки запчастей.
В настоящее время автоцентры КАМАЗа превращаются также в активно
действующие дилерские центры по продаже автомобилей и запчастей.
1986 год - Автомобили "КамАЗ", составляющие лишь четвертую часть
грузового автопарка страны, занятого на уборке, перевезли 60% урожая 1986
года.
1987 год - создано производство микролитражных автомобилей "Ока". 21
декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка "Ока-
ВАЗ-1111". В 1994 году введен в строй завод по производству микролитражных
автомобилей "Ока", рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год.
1988 год - по подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей
"КамАЗ" страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной
прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы КАМАЗ полностью
оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством.
25 июня 1990 года - Правительство приняло решение о создании на базе
имущества Производственного объединения "КАМАЗ" акционерного общества.
КАМАЗ стал первым из крупнейших предприятий страны, вступившим в эпоху
новых экономических отношений. Устав акционерного общества "КАМАЗ"
утвержден на общем собрании 11 августа 1990 года.
14 апреля 1993 года - пожар на заводе двигателей, охвативший в
считанные минуты всё предприятие, почти полностью уничтожил не только сам
производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование.
С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух
направлениях - восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и,
параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего
технологического оборудования. В невиданно короткие сроки, благодаря
поддержке правительства России и Татарстана, камазовцам удалось буквально
из пепла вновь восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод
двигателей выпустил первую послепожарную продукцию.
10 августа 1993 года - с главного конвейера КАМАЗа сошел грузовик под
номером 1500000.
30 августа 1999 года - с начала производства выпущен 1600000-й
большегруз.
Сегодня группа ОАО "КАМАЗ" - это единый производственный комплекс,
расположенный в Набережных Челнах, в который входят 9 специализированных
заводов, включающих в себя все технологические переделы современного
машиностроения, а также 6 заводов, находящихся за пределами Челнов: в
России, Украине и Казахстане. Все они имеют самостоятельный юридический
статус с правом самостоятельной работы на рынке.
Страницы: 1, 2
|