Рефераты

Международная валютная система

Международный математический центр, Международный совет научных союзов

(МСНС), охватывающий свыше десяти Международных советов по отдельным

отраслям знаний, и другие научные союзы.

Международные организации (фонды) пятого типа занимаются сбором средств

для финансирования мероприятий и оказания помощи в определенном виде

деятельности.

Например: Всемирный фонд дикой природы - неправительственная организация,

занимается сбором средств от государств, общественных организаций и частных

лиц для создания конкретных проектов по охране диких животных и природных

участков. Она совместно с другими международными организациями финансирует

соответствующие мероприятия, например, "Операция Тигр". Эта операция

направлена на всемирный учет тигров и создание для них резерватов. Фонд

имеет собственные издания, доходы от реализации которых являются одним из

источников фонда.

* Фонд "Олимпийская солидарность" создан для оказания финансовой помощи

национальным олимпийским комитетам (НОК) развивающихся стран. Он

формируется за счет добровольных взносов НОК, частных пожертвований

компаний, фирм и отдельных лиц, средств, пученных от инвестиционной и

издательской деятельности Международного олимпийского комитета (МОК). В

фонд поступает 1/3 средств от продажи телевизионных прав на освещение

олимпийских игр распределяемых между МОК, Фондом "Олимпийская солидарность"

и международными федерациями по олимпийским видам спорта. Ежегодно

утверждается бюджет этого Фонда. На проведение основных мероприятий по

регионам направляется 75-85% всех расходов. Такими мероприятиями являются:

проведение сборов, семинаров тренеров, приобретение спортинвентаря,

оказание материальной помощи НОК. Остальные средства направляются на

издательскую деятельность и текущие расходы.

6.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

Международный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund -IMF) -

специализированное учреждение ООН - создан в 1945 г. после ратификации

Соглашения, разработанного на Конференции Организации Объединенных Наций по

валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944г.) и вступившего в силу

27 декабря 1945 г. МВФ начал функционировать в 1946 г. Местопребывание МВФ

- Вашингтон (США).

Одной из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с Бреттон-

Вудскими соглашениями было урегулирование и поддержание устойчивости

паритетов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах. Страны не

имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10% без санкции МВФ,

а также допускать при проведении операций отклонения от паритета сверх +/—

1% (с декабря 1971 г. — сверх +/— 2,25%).

Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных

курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и

проводить политику по полному устранению валютных отграничений. На практике

эти положения не могли быть выполнены многими странами (валютные

ограничения отменены лишь в 60 странах).

Межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ не смогло

предотвратить нарастания противоречий Бреттон-Вудской валютной системы в

начале 70-х гг., что привело к подрыву ее принципов и трансформации: в 1973

г. страны-члены МВФ отменили фиксированные паритеты и валютные курсы и

ввели режим плавающих валютных курсов, юридически закрепленный серией

поправок к Уставу МВФ, принятых 1 апреля 1978 г. В соответствии с

измененным Уставом МВФ был заменен порядок валютного регулирования Фонда:

вместо права регулировать валютные паритеты установлено право "наблюдения"

за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением СДР), в 1976— 1978 гг. (с

ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной

системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции — приостановлением права

голосования —-по отношению к государствам, не погасившим свой долг перед

МВФ)

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту мировой торговли для

стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов,

для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве

главной цели экономической политики;

— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между

государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из

соображений конкуренции;

— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение

ограничений на трансфер валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных

балансов государств-членов.

Функции МВФ:

— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в

вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного

оборота);

— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Принципы МВФ:

— запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой

для уклонения от урегулирования;

— обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных

рынках для прекращения валютного кризиса;

— обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций

интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она

осуществляет свои интервенции.

Членство в МВФ

В настоящее время насчитывается 181 государство-член МВФ. Членство открыто

для государств в устанавливаемые МВФ сроки на определяемых МВФ условиях.

Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия (июнь 1992

г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан, Армения,

Белоруссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на вступление —

Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина.

Организационная структура МВФ

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из

представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной

политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем),

назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения,

прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их

долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих

собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые

согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда

полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот,

изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать

исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает

решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам

(экономическим и политическим) — квалифицированным большинством (70 или 85%

от голосов членов).

Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет

на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной системой

и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его

функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный

комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует

Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению

международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию

мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной

системе, и т.д.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24

исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами

(Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и

Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением

принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся

раз в два года. Заседания Исполнительного совета

проходят несколько раз в неделю под председательством директорa-

распорядителя. Как правило. Директорат принимает решения, основываясь на

материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом.

Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам

фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них

давления.

Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель

Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным

директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без

права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и

возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение

должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих

отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих

административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные

отделы: Африканский, Европейский 1, Европейский II, Среднего Востока,

Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ

имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по

бюджетно-налоговым вопросам. правовой и исследовательский. В аппарате МВФ

заняты 2300 сотрудников, 50% из которых — женщины. Это главным образом

экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых

установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой

экономики и международных валютно-финансовых отношений.

Уставный фонд МВФ и заемные средства

Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в

соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для

определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в

МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов,

имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности

воздействовать на политику этой организации. Величина квоты зависит от

уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и

международной торговле.

В настоящее время оплаченный капитал достигает 120 млрд. дол. (90 млрд.

СДР; 56,6 млрд. дол. оплачено золотом), причем он скоро должен увеличиться

до 180 млрд. дол. (СДР = 1,2 дол. США).

Десять стран-членов МВФ с наиболее крупными квотами на 1997 г.

|Страны |Размер квот (в млн. |В % к общему количеству |

| |СДР) | |

|Все страны |145318,8 |100,0 |

|Промышленно развитые |88425,2 |60,9 |

| |26526,8 |18,3 |

|США |8241,5 |5,7 |

|Япония |8241,5 |5,7 |

|Германия |7414,6 |5,1 |

|Франция |7414,6 |5,1 |

|Великобритания |5130,6 |3,5 |

|Саудовская Аравия |4590,7 |3,2 |

|Италия |4320,3 |3,0 |

|Канада |4313,1 |3,0 |

|Российская Федерация |3385,2 |2,3 |

| | | |

|Китай | | |

Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу,

являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать

также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и

международных организаций, так и на мировом финансовом рынке. До настоящего

времени МВФ получают международные кредиты от казначейств и центральных

банков стран-членов, Швейцарии (не являвшейся до мая 1992 г. членом МВФ), а

также Валютного агентства Саудовской Аравии. МВФ еще не пользовался

услугами частных кредиторов.

В январе 1962 г. в Париже МВФ и десять государств — Бельгия,

Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Германия, Франция, Швеция

и Япония, — образовавшие "группу 10", заключили Генеральное соглашение о

займах (General Arrangements to Borrow — GAB). Оно предусматривает

предоставление МВФ на постоянно возобновляемой основе взаймы дополнительных

резервных средств на сумму до 6 млрд. дол. в национальных валютах стран-

участниц. Средства выдаются в том случае, если они нужны для предотвращения

или решения проблем в международной валютной системе. МВФ, в свою очередь,

мог предоставлять средства, полученные от одних стран-участниц соглашения,

взаймы на 3—5 лет другим странам-участницам. Доли пяти наиболее крупных

вкладчиков GAB (в млн. СДР); США — 4250 (25%), Германия - 2380 (14%),

Япония - 2125 (12,5%), Великобритания и Франция — по 1700 (10%). GAB было

пролонгировано до 25 декабря 1998 г. в объеме 17 млрд. СДР.

Кредитная деятельность МВФ

МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в

иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-

членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами

стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными

стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ

иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР),

Политика МВФ по отношению к отдельным странам-членам и механизмы их

финансовой поддержки различаются не только по природе макроэкономических и

структурных проблем отдельных стран, но и по условиям, необходимым для

получения кредитов МВФ.

Обычные механизмы кредитования

МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных

трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления до

4—5 лет) равными кредитными траншами Размеры этих кредитов ограничиваются

следующими условиями: национальная валюта страны-заемщика не должна

увеличиваться в МВФ более чем на 25% от квоты в течение года и в общем

объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду

кредита определяются в течение каждого финансового года на базе оценок

доходов, расходов и т.д.

Специальные механизмы кредитования

В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Transformation Facility)

МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной

системах в связи с переходом к рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет

сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в

течение 4—10 лет (табл.).

Таблица 21.3. Распределение кредитов МВФ (в %)

|Страны |1947—1976 |1977—1991 |

|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |

|Развивающиеся |39,4 |92,1 |

В рамках Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае

непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing

Facility) МВФ предоставляет финансирование до 3—5 лет государствам-членам в

случае понесения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых

цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обусловлены

действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ,

проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.

С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов (Buffer Stock

Financing Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для

восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на

мировых рынках на срок до 3—5 лет.

В пределах фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и

расширенного фонда структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment

Facility) МВФ предоставляет возможность оказывать помощь для проведения

структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для

реализации среднесрочных макроэкономических программ.

Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором

организуются курсы и семинары по повышению квалификации государственных

служащих из стран-членов МВФ.

Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования

является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ

заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств.

6.2. ВСЕМИРНЫЙ БАНК

Всемирный банк был создан в 1944 г. решением Конференции ООН по валютно-

финансовым вопросам. Он представляет собой совокупность ряда институтов

развития и часто называется группой всемирного банка. Основные организации,

входящие в эту группу : МБРР, МАР, МФК, МАИГ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была

сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-

финансовым вопросам в 1944 г. в Брет-тон-Вудсе (США). МБРР начал свою

деятельность в 1945 г. МБРР в качестве специализированного учреждения

входит в систему ООН. Местопребывание МБРР — Вашингтон (США), Европейское

бюро — Париж (Франция), Токийское бюро — Токио (Япония).

В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в

МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным

банком.

Цели МБРР :

— содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем

поощрения капиталовложений на производственные цели;

— поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления

гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;

— стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной

торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем

международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-

членов МБРР.

Структура МБРР

Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих

(министров финансов или председателей центральных банков), является высшим

органом МБРР. Срок полномочий управляющих, каждый из которых имеет

заместителя, составляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет

управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может

передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением

решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала,

прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым

большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При

голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее

доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же,

сколько имеют 140 развивающихся стран. (Квоты России и Украины составляют

1,8 и 0,8% соответственно).

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из

двадцати четырех директоров пять назначаются пятью членами МБРР

(Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю

в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их

принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных директоров

представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудовской Аравии,

которые представлены своим собственным директором-исполнителем. Директора-

исполнители осуществляют возложенные на них полномочия, опираясь на помощь

комитетов. Каждый директор назначает себе заместителя на случай своего

отсутствия.

Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не может

быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или

директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.

Источники финансирования

Капитал МБРР на момент создания был образован государствами-членами в

размере 10 млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд.

дол. (согласно Уставу МБРР, капитал должен составлять 184 млрд. дол.). МБРР

финансирует свои кредитные операции из собственного капитала, заемных

средств с международных финансовых рынков (в основном с американского

рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годовых), государств и

международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее

предоставленных займов.

Деятельность

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств

промышленно развитых стран и привлекаемых капиталов инвесторов

стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика

которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-

х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось,

деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны

Азии, Африки и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их

экономики. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении

кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного

банка, которые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период — 5 лет)

под гарантию правительств ею стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы

в размере 15 млрд. дол. в год, процент по ним взимается на уровне ставок

мировых финансовых рынков (ставка по кредиту в среднем на 0,5% превышает

стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям: в 1993 г. ставка

составляла 7,43% годовых). Общая сумма кредитов, предоставленных МБРР за

период его деятельности, достигла 235 млрд. дол. (1/3 кредитов приходится

на 1989—1993гг.).

Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покрывает лишь 30% от

стоимости объекта. Наибольшая часть его кредитов направляется в отрасли

инфраструктуры: энергетику, транспорт и связь. Однако с середины 80-х гг.

МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%),

здравоохранение и образование. Кредиты МБРР, направляемые в промышленность,

составляют менее 15%.

До одной трети кредитов МБРР предоставляет в форме совместного

финансирования, при котором инвесторы получают ряд выгод, например,

экспертизу проекта и гарантию по возврату кредита обеспечивает МБРР. Кроме

того, МБРР предоставляет гарантии по долгосрочным кредитам других банков.

При этом он требует обязательного предоставления ему информации о

финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании

миссии банка, обследующей эти объекты.

МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внешнего долга

развивающихся стран. Кредитами МБРР могут пользоваться только наиболее

развитые из развивающихся стран (Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия,

Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея и Колумбия), которым

предоставлено 137 млрд. дол. (60% от всех кредитов МБРР). При

непосредственной поддержке Международного валютного фонда МБРР удалось

восстановить международную кредитоспособность крупнейших мировых должников,

внешняя задолженность которых в 1993 г. была следующей: Аргентина — 74,5

млрд. дол., Бразилия — 132,7 млрд. дол., Индонезия — 89,5 млрд. дол.,

Мексика — 118 млрд. дол., Польша - 45,3 млрд. дол., Турция - 67,7 млрд.

дол. О значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что

начиная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те страны,

которые сотрудничали с этими институтами, например Боливия (11750%),

Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).

Б связи с изменившейся экономической и политической ситуацией в мире с 1992

г. Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией

к ухудшению качества портфеля займов. МБРР изменил приоритеты в выдаче

новых займов, пересмотрел весь портфель проектов по каждой стране-должнику.

В результате произошло качественное изменение портфеля займов Банка: из

него практически исчезли проекты, осуществляемые надолго уехавшими из

страны липами- сократились займы на создание крупной инфраструктуры типа

дамб и портов; больше кредитов стало выделяться под социальные программы в

области образования, здравоохранения и прав женщин. Кроме того Всемирный

банк сделал новый акцент на частный сектор. Хотя возможности частного

сектора в экономическом развитии не оспариваются, МБРР находится в

затруднительном положении, поскольку эти функции относятся к Международной

финансовой корпорации (МФК) для работы с частным сектором, а МБРР

предоставляет кредиты, как правило, субъектам международных публичных

финансов. Тем не менее Банк стремится к созданию благоприятных для частного

сектора условий в развивающихся странах.

Банк выдает структурные кредиты для регулирования национальной экономики,

оздоровления платежного баланса государств Центральной и Восточной Европы,

СНГ, прибалтийских государств.

Важным этапом в развитии экологического направления деятельности МБРР

явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро

(июнь, 1992 г.). Целями экологической политики Банка являются:

1) помощь членам МБРР в определении приоритетов национальных экологических

политик; создание эффективной институциональной, правовой, управленческой,

информационной и кадровой инфраструктуры, в рамках которой должна

формироваться и реализовываться национальная экологическая политика

(экологические проекты по линии технической помощи);

2) инвестиции в проекты так называемого "двойного эффекта" т.е. проекты,

которые улучшают (сохраняют) окружающую природную среду и обеспечивают

коммерческую прибыль;

3) сведение к минимуму негативных экологических эффектов при осуществлении

кредитно-инвестиционных операций;

4) участие в решении глобальных экологических проблем с помощью Глобального

экологического фонда

Практически все проекты, поступающие на рассмотрение Банка, проходят

экологическую оценку (ЭО), которая регламентируется документом

"Операционная директива по экологической оценке".

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. как дочерняя

организация МБРР. Она является специализированным учреждением ООН.

Местопребывание — Вашингтон (США). В МАР входят 156 государств-членов.

MAP и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставление займов

(кредитов) для приоритетных, экономически и технически обоснованных

проектов в рамках национальной экономики. Организации различают по

источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то

время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках,

предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие,

условиях в основном государствам, отвечающим определенным требованиям, а

именно возвращающим кредиты, MAP, получающая свой капитал из других

источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с

ежегодным доходом на одного человека менее 805 дол. США на 1992г.).

Цели MAP:

— поощрение экономического развития;

— повышение производительности труда;

— повышение уровня жизни в государствах-членах.

Согласно терминологии, принятой в этих организациях, МБРР называет

предоставляемые им ссуды займами, a MAP — кредитами.

Структура

Состав Совета управляющих и Исполнительного директората такой же, как и в

МБРР. Административную деятельность осуществляет по совместительству

персонал МБРР. Президент осуществляет текущие дела MAP. Штат сотрудников

MAP разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика,

планирование и исследования.

Источники финансирования

МАР располагает следующими источниками финансирования: прибыли МБРР, взносы

государств-членов (на 1993 г.—73 млрд. дол.), а также возвращенные кредиты.

Один раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34

государства) назначает официальных представителей, которые проводят

консультации об очередном привлечении средств MAP. Решение о проведении

десятого привлечения средств MAP (18 млрд. дол.), используемых прежде всего

для борьбы с бедностью, а также проведения экономических реформ, улучшения

менеджмента и экологической среды, было принято в 1993 г. (срок действия —

до 1996г.)

Фонд MAP для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility-Fund) предоставляет

беднейшим странам льготные кредиты для уменьшения внешней задолженности

(общая величина кредитов не может превысить 100 млн. дол.).

Деятельность

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической

экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

MAP обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при

льготном периоде в 10 лет, взимая комиссионные на покрытие административных

расходов. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его

территории. Право на кредит и участие в MAP имеет только член МБРР. В

последние 5 лет предоставлено около 40% от общей суммы кредитов MAP.

В 1993 финансовом году новые кредитные обязательства в отношении

развивающихся стран со стороны МБРР и MAP достигли рекордного уровня — 23,7

млрд. дол. (в 1992 г.—21,7 млрд. дол.). МБРР выделил в 1993 финансовом году

на осуществление 122 проектов 16,9 млрд. дол.; MAP на 123 проекта

ассигновал 6,8 млрд. дол. (в 1992 г. эти суммы составляли соответственно

15,2 млрд. и 6,5 млрд. дол.). Кредиты МБРР и MAP странам Восточной Европы и

Центральной Азии в 1993 финансовом году составили 3,8 млрд. дол., резко

увеличившись с 2,1 млрд. дол. в 1992 г. Часть этого увеличения связана с

первыми кредитами, достигшими 1,63 млрд. дол., восьми странам СНГ.

В рамках программы специальной помощи (Special Programm of Assistance)

осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими

долгами.

Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов

MAP.

Таким образом, MAP содействует социальному обеспечению развития рыночных

отношений в развивающихся государствах.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956

г. для поощрения инвестиций частного капитала в промышленность

развивающихся стран.

МФК — член группы Всемирного банка, является юридически и финансово

независимой организацией, в качестве специализированного учреждения входит

в систему ООН. Местопребывание МФК — Вашингтон (США), Бюро — Франкфурт-на-

Майне (Германия), Лондон (Великобритания), Париж (Франция), Токио (Япония).

В МФК в настоящее время входит 161 государство-член. Членство в МФК

предполагает и членство в МБРР.

МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и Токио.

Действуют представительства в Африке (Абиджан, Аккра, Дуала, Хараре, Каир,

Лагос, Найроби), Азии (Бангкок, Пекин, Джакара, Исламабад, Стамбул, Манила,

Дели), Латинской Америке (Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Паулу) и Европе

(Будапешт, Москва, Прага, Варшава, Вена), а также консультативные бюро по

разработке проектов (Project Development Facilities) в Вашингтоне,

Абиджане, Аккре, Дуале, Хараре, Найроби, Бриджтауне, Сан-Хосе, Варшаве,

Познани, Сиднее.

Цель МФК

Содействие экономическому росту развивающихся стран путем поощрения частных

предприятий в производственном секторе.

Структура

Высшим органом МФК является сoвет управляющих, состоящий из управляющих и

его заместителей. Он может передавать большинство своих полномочий (за

исключением приема новых членов, исключения какого-либо члена, повышения

или снижения уставного капитала, изменения соглашения о МФК) директорам-

исполнителям. Каждый управляющий Всемирного банка (с заместителем)

автоматически является управляющим МФК (если его страна является ее

членом). Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием

Всемирного банка.

Директорат направляет текущую деятельность МФК. Он состоит из 24 директоров

Всемирного банка, страны которых одновременно являются членами МФК.

Президент МФК по должности является председателем Директората МФК. МФК была

реорганизована в 1993 г. в соответствии с новыми требованиями (региональные

стратегии, совершенствование экспертной работы, особенно в отраслях

инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей

промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отвечает

исполнительный президент.

Банковская консультативная комиссия (Banking Advisory Panel) восемь

представителей ведущих международных институтов регулярно встречается с

руководством МФК для обсуждения деловых и политических проблем и будущей

стратегии корпорации. Деловой консультативный совет (Business Advisory

Council), в который входят ведущие промышленники, банкиры и государственные

деятели, встречается с руководством МФК для обмена мнениями об интересующих

их экономических и финансовых вопросах.

Источники финансирования

К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в уставный

капитал (1,4 млрд. дол.), кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от

возвращения кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.

Деятельность

МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным

предприятиям, но в отличие от МБРР — без гарантии правительства. Таким

образом, МФК содействует до- полнительному финансированию проектов,

создаваемых частным сектором.

В последние годы МФК наряду со своей основной задачей поощрения частных

капиталовложений (участие в инвестициях в акционерный капитал частных

компаний и помощь им при эмиссии акций и долговых обязательств путем

предоставления гарантий (до 25%) активизировала деятельность в сфере

технической помощи. Общий объем кредитов и инвестиций составляет 7 млрд.

дол.

В 1986 г. МФК основала Консультативную службу по иностранным инвестициям

(Foreign Investment Advisory Service) для оказания помощи правительствам

развивающихся стран в наиболее эффективном использовании иностранных

инвестиций (капиталы, технология, менеджмент) в рамках долгосрочных

программ развития. Деятельность службы контролируется специальным комитетом

(руководство: исполнительный президент МФК, вице-президент МАИГ, вице-

президент МБРР по развитию частного сектора).

6.3.Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

ЕБРР — международная организация, созданная на основании соглашения от 29

мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 государств — все европейские

государства (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет,

Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия. Южная Корея, а также ЕЭС и

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Правопреемниками СССР, Чехословакии

и СФРЮ впоследствии стали государства СНГ, Чехия и Словения, Хорватия и

Македония. В связи с объединением Германии ГДР прекратила свое членство в

ЕБРР. Членами ЕБРР являются 59 государств. Они разделены на группы стран:

группа А — ЕЭС, государства-члены ЕЭС; группа В — другие европейские

государства (а также Израиль); группа С— государства Центральной и

Восточной Европы; группа D — неевропейские государства (США и Япония).

Цели ЕБРР

Целью ЕБРР является содействие государствам Центральной и Восточной Европы

в развитии национальной экономики посредством предоставления кредитов,

финансирования инвестиционных проектов в государственном и частном

секторах, обеспечения гарантий их реализации.

Особенности ЕБРР

ЕБРР совмещает в себе следующие черты:

1) межгосударственной организации (членами ЕБРР являются независимые

государства; в соответствии с главой VIII Соглашения ЕБРР обладает

правосубъектностью (полной правоспособностью и дееспособностью

международной организации); ЕБРР имеет право заключать международные

договоры; сотрудники банка, а также их семьи обладают дипломатическим

иммунитетом и не привлекаются к гражданской, уголовной и иной

ответственности; имущество и активы ЕБРР освобождены от налогообложения,

таможенных и иных пошлин и обладают иммунитетом от досмотра и обыска,

ареста, реквизиции, конфискации, экспроприации до вступления в законную

силу соответствующего судебного решения);

2) инвестиционного банка (т.е. ЕБРР гарантирует размещение выпуска ценных

бумаг предприятий, в случаях если иные методы финансирования являются менее

приемлемыми; ЕБРР является генеральным инвестором в рамках банковских

консорциумов или синдицированных кредитов, кроме того, он выступает в

качестве консультанта и советника при подготовке инвестиционных проектов;

ЕБРР оказывает также техническое содействие по инвестиционным проектам);

3) коммерческого банка (ЕБРР вправе привлекать финансовые средства с

мировых финансовых рынков, с последующим финансированием финансово-

кредитных и иных коммерческих институтов; предусматривается статус ЕБРР как

гаранта инвестиционных проектов и займов).

Организационная структура ЕБРР

Главным органом ЕБРР является Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР

представлен одним управляющим (как правило, министром финансов или

председателем центрального банка), который осуществляет свои функции без

вознаграждения. Совет имеет в своем составе 118 членов (59 управляющих и их

заместители). Председатель Совета избираются ежегодно. Исключительной

компетенцией Совета являются: определение условий и прием новых членов,

приостановка членства; изменение и толкование Соглашения о ЕБРР; избрание

директоров-исполнителей и президента ЕБРР, установление размера

вознаграждения директоров-исполнителей и их заместителей; увеличение или

уменьшение уставного капитала; предоставление полномочий на заключение

международных договоров; утверждение общего баланса и счета прибылей и

убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли;

ликвидация ЕБРР. Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в год. Решения

принимаются большинством голосов; при рассмотрении вопросов особой важности

— квалифицированным большинством голосов (2/3, или 85% от общего количества

голосов). Совет директоров (23 директора-исполнителя) представляют 11

директоров-исполнителей (директора от стран группы А) и 12 директоров-

исполнителей (по 4 директора от стран групп В, С, D). Следует отметить, что

в ЕБРР существует следующая практика: директор и его заместитель не должны

быть гражданами одного государства. Совет директоров имеет в своем составе

ревизионный комитет, комитет по оплате труда персонала и административным

вопросам, а также финансовый комитет, которые работают в Лондоне. В функции

Совета директоров входит подготовка материалов для Совета управляющих,

определение политики в отношении деятельности ЕБРР, утверждение бюджета

ЕБРР, представление финансовых отчетов после аудиторской проверки. Решения

на заседаниях принимаются большинством голосов или квалифицированным

большинством голосов (2/3, или 85% от общего количества голосов).

Президент, избираемый Советом управляющих на 4 года, является официальным

представителем ЕБРР и возглавляет его и постоянно действующий

исполнительный орган. Президент председательствует на заседаниях Совета

директоров и не участвует в голосовании, но при одинаковом количестве

голосов его голос является решающим.

Уставный капитал ЕБРР

Акционерный капитал ЕБРР составляет 10 млрд. ЭКЮ (ЭКЮ является официальной

валютной единицей Банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты

выражаются в ЭКЮ) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью в 10

000 ЭКЮ. Минимальное количество акций, на которые должен подписываться

каждый член, — 100, из них 3/10 (3 млрд. ЭКЮ) подлежит оплате простыми

векселями, а 7/10 подлежит оплате по требованию, в случае если у ЕБРР

возникнет такая необходимость. Оплата акций должна производиться равными

долями один раз в год в течение 5 лет с момента вступления в силу

соглашения о создании ЕБРР. Акционерный капитал банка должен

пересматриваться не реже чем один раз в 5 лет. ЕЭС и ЕИБ (они имеют 2/3

акций ЕБРР) совместно с промышленно развитыми государствами Европы должны

иметь не менее 50% акций. Доля акций иных членов может изменяться без

ограничений. Следует отметить, что 125 акций распределению между членами не

подлежат.

Источники финансирования

Обычные ресурсы ЕБРР составляют собственные средства; привлеченные заемные

средства (60%); средства, полученные в счет погашения займов или по

гарантиям: иные средства, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов.

Кредитно-инвестииионная политика

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для

предприятий с государственной и частной формами собственности:

— предоставление кредитов на развитие производства (в частный сектор — 60%,

в государственный сектор — 40%);

— финансирование и техническое обеспечение инвестиционных проектов (не

более 35% от стоимости инвестиционного проекта);

гарантирование размещения ценных бумаг;

— предоставление гарантий при заимствовании средств на международных

финансовых рынках;

— размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями.

ЕБРР не финансирует торговые фирмы и проекты, не выдает гарантий по

экспортным кредитам и не занимается страхованием. Наиболее важные

направления кредитно-финансовой политики: финансовый сектор, энергетика,

телекоммуникации, транспорт, сельское хозяйство, приватизация, экология.

Деятельность ЕБРР

Большинство проектов, реализуемых ЕБРР в Восточной Европе, направлено на

развитие инфраструктуры и телекоммуникаций. В Венгрии, Чехии, Словении,

Польше и Румынии деятельность ЕБРР сосредоточена на оказании содействия

приватизации, развитии кредитно-финансового сектора, решении экологических

и транспортных проблем, совершенствовании систем телекоммуникаций. На 1995

г. ЕБРР одобрил около 150 инвестиционных проектов на сумму свыше 11 млрд.

дол.

На начато 1995 г. ЕБРР заключил 35 договоров о фондах сотрудничества по

оказанию технического содействия, общий объем средств по которым составил

263,4 млн. ЭКЮ, из которых 220 млн. ЭКЮ было распределено на оказание

технического содействия по 872 проектам.

По оценкам экспертов ЕБРР, для достижения стандартов охраны окружающей

среды в государствах Центральной и Восточной Европы понадобятся финансовые

средства ЕБРР на сумму в 100— 108 млрд. ЭКЮ.

ЕБРР участвует в региональных экологических программах — по Черному морю и

Дунаю ("Дунайская программа"— 700 млн. ЭКЮ), а также по Балтийскому морю

("Балтийская программа" — 3,2 млрд. ЭКЮ), содействует внедрению эффективных

систем очистки в национальных отраслях экономики: топливо и энергетика,

производство энергии, транспорт. Экологический консультативный совет ЕБРР

содействует проведению экологического анализа, оценки и аудита

экологических проектов.

ЕБРР содействует повышению ядерной безопасности (на специальном счете

имеется 154 млн. ЭКЮ для этой цели): производится модернизация ядерных

реакторов на АЭС в Козлодуе (Болгария; 24 млн. ЭКЮ), на Игналинской АЭС

(Литва; 33 млн. ЭКЮ), на АЭС в Сосновом бору (Ленинградская область; 30

млн. ЭКЮ).

-----------------------

МЕЖБАНКОВСКИЙ

БИРЖЕВОЙ

Спот-рынок 65%

Форвардный рынок 10%

Своп – рынок 25%

Опционы

Фьючерсы

Опционные контракты

Опцион – это ценная бумага , дающая право ее владельцу купить (продать)

определенное количество валюты по фиксированной в момент заключения сделки

цене в определенный момент в будущем. Основной характеристикой опционов

является то , что держателю опциона предоставляется выбор: реализовать

опцион по заранее фиксированной цене или отказаться от его исполнения.

Таким образом, у держателя опциона есть право, а не обязательство совершить

определенное действие; в опционах продается право на реализацию сделки, а

приобретается конкретная валюта.

Форвардные контракты

Обязательное для исполнения соглашение по покупке или продаже в

определенный день в будущем определенной суммы иностранной валюты. При этом

валюта, сумма, обменный курс и дата платежа фиксируются в момент заключения

сделки. Форвардный контракт является банковским контрактом, поэтому он не

стандартизирован и может быть подобран под конкретную операцию.

* Одиночная сделка форвард (не сопряженная с одновременным совершением

контр сделки «спот»), называется сделкой «аутрайт» (outright).

Основное назначение форвардных операций заключается в хеджировании

валютного риска

Своп –контракты

Своп-операции представляют собой комбинацию из спот и форвардных сделок.

Своп сделка –это валютная операция, сочетающая куплю-продажу двух валют на

условиях немедленной поставки с одновременной контр сделкой на

определенный срок с теми же валютами.

Преимущества для клиента:

Экономия на марже по наличной сделке

Преимущества для банка:

Своп сделки не создают открытой валютной позиции и временно обеспечивают

валютой без риска, связанного с изменением его курса.

Фьючерсные контракты

Фьючерсные операции осуществляются с поставкой валюты на срок более 3-х

дней со дня заключения сделки, при этом цена исполнения контракта в будущем

определяется в день заключения сделки.

Отличия от форвардных операций:

1.Осуществляются в основном на биржевом рынке

2.Стандартизированы по срокам (н-р: 3-я среда каждого 3 месяца года),

объемам и условиям поставки

3.Совершаются с ограниченным кругом валют ($, DM,франк, йена, фунт

стерлингов и нек. др.)

4.Фьючерсный рынок доступен для индивидуальных и мелких инвесторов, а

форвардный в основном только для крупных (т.к. мин. сумма форвардного

контракта составляет $500 000)

5.В 95% случаев не происходит реальной поставки валюты, т.к. заключается

обратная сделка и прибыль образуется за счет разницы между первоначальной

ценой заключения контракта и ценой обратной сделки

6.Фьючерсные сделки заключаются более дешево из-за стандартизации контракта

условия контракта

Покупатель Продавец

Покупатели БИРЖА Продавцы

Спекулянты

Осознанно принимают на себя валютный риск, поддерживая открытую валютную

позицию. Имеют возможность извлечь прибыль из непрохеджированной валютной

позиции в случае, если они правильно оценили тенденции изменения курсов

валют.

Трейдеры

Покупают (продают) валюту по поручению и за счет клиента в торговом зале.

Они осуществляют посреднические операции, получая за это комиссионное

вознаграждение

Хеджеры

Защита валютной выручки от валютно-курсового риска. Они осуществляют

конверсионные операции, стремясь закрыть открытые валютные позиции

Арбитражеры

Осуществляют покупку иностранной валюты на одном валютном рынке с

одновременной продажей на другом. Они извлекают прибыль из разницы в

валютных курсах на разных рынках и в разные периоды

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты