Рефераты

Личностный рост военнослужащих в группе

групповые феномены.

Из множества разработанных и нашедших практическое применение методов

групповой психотерапии распространение в войсковой практике получили такие,

которые связаны с так называемой "личностно-ориентированной психотерапией".

Она включает в себя разнообразные групповые и индивидуально ориентированные

средства психологического воздействия, направленные на то, чтобы изменить

отношение клиента-военнослужащего к тому, что происходит с ним и вокруг

него, к его проблеме, научить его терпению и пониманию, выработать и

развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него.

В психокоррекционных группах военнослужащих поощряют рассматривать себя как

субъектов собственных изменений, ориентируют на личностный рост и развитие,

а не на болезнь и ее лечение.

На практике цели и задачи различных типов групп военнослужащих

перекрещиваются: например, многие учебные группы по своему действию

являются также терапевтическими, многие психотерапевтические группы

используют опыт групп личностного роста.

В условиях военной среды главным объектом психокоррекции становится

сфера самосознания военнослужащих-членов группы, система социально-

перцептивных стереотипов и реальные формы взаимодействия в воинском

коллективе, малой группе военнослужащих. Члены группы вовлекаются в

обсуждение, обдумывание своих действий и отношений, вырабатывают пути

разрешения конфликтов. Военным психологом могут создаваться также

специализированные группы из отдельных клиентов-военнослужащих, имеющих

сходные затруднения, связанные, например, с трудностями адаптации к

воинскому коллективу.

В отношении офицеров-руководителей решаются задачи обучения навыкам

общения, разрешения конфликтных ситуаций и совершенствования стиля

руководства. Задача решения проблем личностного роста военнослужащих

является крайне важной.

Тренинг личностного роста военнослужащих:

Общие принципы и программа.

Примером эклектического подхода может служить программа тренинга

личностного роста военнослужащих, методическим обоснованием которой

являются механизмы влияния групповой динамики на личностный рост участников

тренинга в сочетании с индивидуально-ориентированными заданиями

самопознания и самосовершенствования.

Одним из центральных принципов тренинга личностного роста

военнослужащих является принцип доверительности в общении. Для того, чтобы

группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли

друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата

доверия создаются условия для ненормативных и искренних высказываний

участников-военнослужащих по всем обсуждаемым проблемам. Следующий принцип

- принцип равенства позиций, означающий пересмотр отношений между

руководителем занятий и обучаемым. Традиционно руководитель занятия для

военнослужащего выступает в роли некоторого «источника знаний», а его

аудитории отводится роль «губки», эти знания впитывающей. В тренинге

личностного роста руководителю занятий отводится роль не непререкаемого

авторитета, вносящего ясность в любой вопрос, а роль «катализатора»,

способствующего движению группы военнослужащих к цели и участвующего на

равных с другими членами группы во всех упражнениях, играх, дискуссиях.

Осуществлению данного принципа может способствовать специальная организация

группового пространства в ходе проведения занятий.

Важное значение в тренинге личностного роста, имеет принцип «здесь и

теперь». Следование этому принципу связано с ограничениями, которые он

вводит в групповое занятие. Многие военнослужащие стремятся не говорить о

том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными.

Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться

обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает механизм

«психологической защиты». Основная задача ведущего при реализации этого

принципа - превратить группу военнослужащих в своеобразное зеркало, в

котором каждый смог бы увидеть себя во время своих разнообразных

проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во

время занятий ведущий должен следить за тем, чтобы все говорили только о

том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждали то, что происходит в

группе.

Следующий принцип - принцип персонификации высказываний. Этот принцип

предполагает то, что для более откровенного общения во время занятий каждый

военнослужащий - член группы отказывается от безличной речи, помогающей

скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои

слова.

Принцип искренности в общении предполагает то, что члены группы

военнослужащих говорят только то, что чувствуют и думают по поводу

происходящего, то есть, только правду. Если нет желания говорить искренне и

откровенно, то этот принцип предполагает то, что военнослужащий - член

группы может не высказываться. Этот принцип означает открытое выражение

чувств участников к действиям других и к самому себе.

Принцип обратной связи тесно связан с принципом искренности в общении.

Он обозначает получение информации от военнослужащих - участников тренинга,

о том как они воспринимают поведение других. Такая информация часто

открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для

окружающих людей. Обратная связь позволяет участникам группы военнослужащих

корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать более оптимальную

стратегию поведения.

Принцип конфиденциальности предполагает то, что все, что происходит во

время занятий ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Члены

группы военнослужащих должны быть уверены в том, что никто не расскажет о

переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятий. Соблюдение

данного принципа помогает военнослужащим быть искренними, способствует

самораскрытию, снимает страх того, что содержание общения в группе может

стать известным другим людям, кроме членов группы.

Принцип активности предполагает реальную включенность членов группы

военнослужащих в работу в любую минуту. Члены группы активно смотрят,

слушают, чувствуют себя, партнера и группу в целом, не замыкаются в себе,

даже если узнали о себе что-то очень не приятное.

Основными методами, которые используются в ходе тренинга личностного

роста с военнослужащими, являются групповая дискуссия, ролевая игра,

психогимнастические упражнения и медитационные упражнения.

Групповая дискуссия - один из ведущих методов. Она представляет собой

непрерывный, не регламентированный обмен мнениями, суждениями между

военнослужащими - членами группы, в ходе которых создается возможность

рефлексии своих неосознанных проблем, внутренних противоречий, являющихся

причинами трудности в общении. Тематика дискуссий в своей основе

подбирается с учетом того, чтобы она погружала участников группы в мир

проблем жизни и деятельности военнослужащих. Вместе с тем, в ходе этой

работы важен не столько результат выработки какой-то итоговой точки зрения

по обсуждаемому вопросу, сколько сам процесс участия, в ходе которого

шлифуется техника коммуникации, подбираются индивидуальные способы

поведения в группе.

Психогимнастика - это игровые психологические упражнения, использование

которых в ходе тренинга носят многоцелевой характер.

Ролевая игра - игровой метод, предметом изучения которого являются

закономерности межличностного общения военнослужащих. Каждому из

участвующих в ролевой игре военнослужащих предлагается исполнить роль в

соответствии с их собственными представлениями о характере и манере

поведения персонажа, а также ситуацию, которую предлагается разыграть по

ролям. При этом остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей

- экспертов, которым предстоит обсудить, кто был достоверней, чья линия

поведения была более верной (адекватной), кто был убедительней. После

розыгрывания сюжета проводится обсуждение увиденного (реализованного в

игровой форме решения ситуации).

Особое место в программе тренинга личностного роста отводится

индивидуально-ориентированным заданиям самопознания и

самосовершенствования.

Главной целью ТЛР является развитие личностных способностей или

преодоления трудностей личностного роста военнослужащих. Ход развития

личностных способностей или преодоления трудностей личностного роста в

процессе ТЛР происходит в условиях процесса обучения, представляющего собой

особым образом организованную деятельность, своеобразную форму

систематического сотрудничества в рамках тренинга между его руководителем -

военным психологом и военнослужащими - участниками группы, сотрудничества,

в процессе которого происходит рост личности с помощью и при участии

руководителя и всей группы в целом.

Этим своеобразным сотрудничеством между участниками тренинга и его

руководителем, которое является центральным моментом в обучении в процессе

тренинга наряду с тем, что воздействия производятся как со стороны

руководителя тренинга так и группы военнослужащих на каждого участника в

отдельности в определенной системе, объясняется быстрое развитие

неспонтанных личностных способностей (способностей, которые получают

развитие в ходе обучения в тренинге) и то, что уровень их развития

выступает как «зона ближайших возможностей» в отношении житейских

(спонтанных) способностей (те способности, которые присутствуют в опыте),

проторяя им путь. Следовательно, использование житейских способностей,

которыми военнослужащий - участник группы спонтанно овладевает с помощью

своего жизненного опыта, соответствует уровню его актуального развития, а

использование неспонтанных личностных способностей, которыми он овладевает

в процессе обучения в тренинге с помощью руководителя группы и других

участников, совместно с ними - зоне его ближайшего развития.

Можно сказать, что на начальных стадиях ТЛР участники-военнослужащие

как бы делятся на две неравные части: первая часть - это те, которые

поверили, что именно то, что они делают на занятиях, и есть то главное,

ради чего они все собрались, то есть принимают объявленные руководителем

цели, и вторая часть (их меньшинство) - это те участники, которые

подозревают наличие другой цели у руководителя. У второй части участников

ломка стереотипов, представлений о процессе обучения идет более болезненно

и медленнее. Они более ориентированы на внешние атрибуты обучения, не

понимают происходящего, выплескивают агрессию на “неумелого” ведущего и на

других членов группы военнослужащих, особенно позитивно оценивающих данную

форму обучения, требуют от ведущего заняться делом и руководить занятием

должным образом.

Вместе с тем, усвоив правила группы, они выражают накопившуюся

неудовлетворенность в виде обратной связи, давая свое видение

происходящего. Тем самым они втягиваются в процесс обсуждения и стимулируют

более открытую коммуникацию других членов группы военнослужащих.

Первая часть участников-военнослужащих, которая более легко смогла

найти конструктивное и рациональное зерно в тренинге, открыто и

заинтересованно участвует во всех упражнениях. Значимыми психологическими

характеристиками для этой части участников является потребность в раскрытии

своего личного потенциала, желание поделиться своей доброжелательностью,

отзывчивостью.

Существенной на данных стадиях тренинга является способность

руководителя не обращать внимание на агрессивность отдельных участников,

резкость их высказываний, его умение проявить в этой ситуации терпимость,

понимание и доброжелательность. Это поощряет участников-военнослужащих на

еще более смелое поведение в группе, способствует укреплению доверия, а

значит, и обсуждению личностно значимых, актуальных проблем. Ведущий

продолжает наращивать усилия по развитию климата максимального

психологического доверия. Группа военнослужащих постепенно входит в фазу

устойчивой работоспособности. Показателем этого служит то, что участники

больше не апеллируют то и дело к ведущему, требуя руководящей деятельности

или подсказки, как им поступить или отреагировать в той или иной ситуации.

Группа военнослужащих уже соглашается видеть в ведущем рядового участника

тренинга. На этой стадии осуществляется “ломка фасадов”, “снятие масок”. То

есть на фоне выросшей доверительности в общении участники-военнослужащие

контактируют друг с другом по поводу личностно значимых проблем,

высказывают свои подлинные мысли и описывают подлинные чувства. Такая

перемена среди участников связана с тем, что группа военнослужащих уже

сложилась в некую общность со своей структурой взаимоотношений, симпатиями

и антипатиями, эмоциональными и интеллектуальными связями. Проявились

некоторые общие для группы характеристики, разделяемые и осознаваемые всеми

ее членами. Это выработанные в ходе занятий собственные нормы отношений

(стиль общения, способы оказания психологической поддержки, порядок

обсуждения проблемы) и групповые ценности. Чем дальше идет процесс в группе

военнослужащих, тем больше бросается в глаза появление новых оттенков в

стиле общения: высокая степень предусмотрительности и внимания друг к

другу.

Трудно рассчитывать на глубокие и при этом одинаковые личностные

изменения членов группы военнослужащих после одного тренинга, но тем не

менее происходит смена внутренних установок участников, расширяются их

знания и появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Тренинг позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы

участников, формировать и развивать новые личностные способности, что ведет

к повышению степени самоактуализации, к личностному росту военнослужащих; и

повышения эти носят индивидуальный характер.

Занятия по программе ТЛР были проведены с курсантами Военного

Университета и студентами-курсантами, обучающимися на военной кафедре ФВО

при МГУ им. М. В. Ломоносова и проходящими военные сборы. Программа

включает шесть занятий. Начало тренинга предполагает знакомство и

определение правил жизни группы. В процедуре знакомства каждому участнику

предлагалось представить группе 5-10 своих лучших качеств. Целью этой

процедуры являлось усиление внимания к каждому участнику, к его способу

самопредъявления. В итоге преодолевалась формализация общения, люди

становились более внимательными друг к другу.

Первое занятие «Психодиагностика уровня развития личности». Его

основной целью являлось прояснение «Я-концепции» и выявление уровня её

сформированности. Одним из основных упражнений этого занятия служила

дискуссия. Предварительно перед каждым курсантом стояла задача определить

из предложенных качеств самые важные по значимости для офицера. К всеобщему

удивлению, мнения курсантов разошлись. Далее предлагалась дискуссия с целью

прийти к единому мнению. С одной стороны, эта дискуссия являлась способом

активизации группы; с другой стороны, самопознанием благодаря пониманию

каждым своей роли в обсуждении. Важным приобретением этой ступени является

признание за собой права испытывать и выражать свои чувства. Легализуя свои

чувства и желания, человек узнаёт о направленности своей личности, что

является необходимой предпосылкой личностного роста.

Второе занятие направлено на прояснение ценностей. В основной части

этого занятия ведущий, например, предлагал каждому участнику изобразить

свой герб и придумать свой девиз. Изображение личного герба заставляет

сконцентрироваться на собственных ценностях, на том, что человек считает

самым важным для себя. Таким образом, это упражнение предполагает как

самопознание так и познание других.

Если предыдущее занятие было направлено на прояснение ценностей, то

следующее - на прояснение жизненных целей и разработку личных жизненных

планов курсантами, а также обретение уверенности в досягаемости

направленных задач. Для этого руководитель предлагает оценить текущую

жизненную ситуацию в таких сферах как служба, экономическое развитие,

семейная жизнь, физическое и психическое состояние и др. Оценивая

удовлетворённость своим нынешним положением, курсанты строят жизненный план

так, чтобы их деятельность разворачивалась в направлении ведущих смысловых

образований (приоритетных целей). В ходе тренинга сначала каждый участник

осознаёт свои цели, факторы, препятствующие и помогающие их достижению,

затем - обсуждение, где каждый высказывается о факторах успеха.

Следующее занятие тренинга направлено на развитие уверенности в себе и

коррекцию агрессивных форм поведения. Занятие предполагало развитие умения

выбирать эффективную стратегию в любой ситуации, умение выявить в своей

личности сильные стороны и опираться на них. Одно из упражнений этого этапа

направлено на глубокий анализ «слабых сторон» личности каждого участника.

Задачей является не вскрытие отрицательных черт характера, а тех

образований, которые являются причинами конфликта в тех или иных ситуациях.

Важным требованием является принятие участника таким, какой он есть.

Пятое занятие направлено на выявление и развитие творческого

потенциала личности. Этот этап характеризуется попыткой сформировать

творческое отношение ко всему происходящему. Например, ведущий раздавал

участникам карточки со словами, предлагая мимикой и пантомимикой выразить

это слово. Все остальные участники при этом пытаются угадать значение

слова.

Целью шестого занятия являлось развитие умения преодолевать сложные

жизненные ситуации и разрешать внутренние конфликты. В ходе этого этапа

человек осознаёт переживание критической ситуации как уникальный и полезный

жизненный опыт.

Таким образом, ТЛР представляет собой форму взаимодействия, в

результате которой человек познаёт себя, расширяются его представления о

своих возможностях, раскрывается творческий потенциал, ведущие жизненные

ценности, появляется уверенность в собственной позиции, что в конечном

итоге ведет к развитию личностных способностей, к личностному росту

военнослужащего.

В следующей главе мы подробно рассмотрим результаты одного из

проведенных тренингов личностного роста.

Глава третья.

Эмпирическое исследование личностного роста в группе.

Для проверки эффективности программы ТЛР в исследовании был проведен

формирующий эксперимент. Основной гипотезой формирующего эксперимента

являлось предположение, что в результате обучения курсантов по предложенной

программе ТЛР в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, можно

получить значительные изменения конкретных характеристик самоактуализации,

являющейся основным структурным компонентом личного роста.

Исходя из основной гипотезы, была сформулирована одна частная

гипотеза: повышение степени самоактуализации личности может проявиться в

значимом изменении в экспериментальной группе курсантов по сравнению с

контрольной таких параметров, как способность ориентации во времени;

независимость ценностей и поведения от воздействия извне; гибкость в

реализации ценностей; способность отдавать себе отчет в своих потребностях

и чувствах; способность ценить свои достоинства, принимать себя таким, как

есть; способность к целостному восприятию мира; стремлению к приобретению

знаний об окружающем мире, творчеству, что может быть зафиксировано

методикой “Самоактуализационный тест”.

Эксперимент проводился на материале одной экспериментальной и одной

контрольной группы. Численность экспериментальной группы составила 12

человек. Участники тренинга являлись курсантами 3 курса Военного

университета, в возрасте 20-21 года. Контрольная группа (12 человек) была

составлена также из курсантов Военного университета 3 курса, специальность

культурология, возраст 20-21 год.

Для измерения изменений качественных характеристик личностного роста,

возникающих в результате воздействия ТЛР использовалась “объективная”

методика - “Самоактуализационный тест”; тест использовался дважды - в

начале и после окончания тренинга.

Временные интервалы между замерами составили 1,5 месяца. Контрольная

группа участвовала в эксперименте для учета возможного влияния факторов

“естественного развития”.

“Самоактуализационный тест” (САТ) является адаптированным для России

на кафедре социальной психологии МГУ вариантом теста РОI (Pesronal

Opiention Inuentory), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину.

САТ построен по тому же принципу, что и РОI, но состоит из 126

пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или

поведенческого характера и позволяет зарегистрировать два базовых и уже

двенадцать дополнительных параметров самоактуализации. Сами шкалы, или,

иначе говоря, составляющие самоактуализации характеризуют основные

жизненные сферы самоактуализирующейся личности.

Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они

независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих

пунктов. Двенадцать дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в

каждом. Каждый пункт теста входит в одну и более дополнительных шкал и, как

правило, в одну базовую.

САТ применялся в исследовании в брошюрном варианте с использованием

регистрационных листов и профильных бланков. При обработке результатов

тестирования подсчет “сырых” балов, полученных испытуемыми, осуществлялся с

помощью ключей к методике. Каждый ответ обследованного, совпадающий с

вариантом, указанным в ключах, оценивался в 1 балл. Затем подсчитывалась

сумма баллов, набранных испытуемыми по каждой шкале. Эти значения были

нанесены на профильные бланки, после чего строились тестовые профили

обследуемых. Интерпретация результатов обследования производится в

соответствии с описанием шкал САТ.

Проанализируем полученные данные.

Данные по шкалам у разных испытуемых (как в экспериментальной, так и в

контрольной группах) весьма варьируются. Однако, если представить себе

гипотетического “среднего” члена экспериментальной и контрольной групп, то

есть воспользоваться средними показателями по этим двум группам для каждой

серии замеров, то можно выявить определенную тенденцию, которая четко

прослеживается в приведенной ниже Таблице 1.

Таблица 1.

[pic]

Из этой таблицы видна четкая тенденция повышения результатов.

Если в 1 серии результаты по таким шкалам как Tc, Sav, Sy,Sr, Nc, Cog

были ниже статической и психической нормы (далее нормы), то во 2 серии были

показаны в ее пределах.

Особо хочется выделить повышение, хотя в некоторых случаях и

незначительные, но показывающие произошедшие изменения, во 2 серии по

шкалам: Tc, I, Sav, Ex, Sr, Sa, Sy, Cr. Эта тенденция позволяет по меньшей

мере предположить, что для участников тренинга увеличивается субъективная

значимость видеть свою жизнь целостной; быть независимым в своих поступках,

стремиться руководствоваться в жизни собственными целями; разделять

ценности, присущие самоактуализирующейся личности; быть гибким в реализации

своих ценностей в поведении; уважения себя; принятия себя таким как есть;

целостного восприятия мира и людей; творческой направленности.

Результаты по шкалам Fr, S, A,C в 1 серии находились в пределах нормы,

а во 2 серии было зафиксировано их незначительное повышение.

В контрольной группе военнослужащих значимых изменений по шкалам не

обнаружено.

Как уже говорилось, данные по шкалам у разных испытуемых весьма

варьируются. Ведь каждый участник входит в группу со своим уровнем

развития, он имеет различную “скорость продвижения”. К тому же ТЛР несет в

себе диагностическую нагрузку. Каждый участник-военнослужащий сам

определяет свою проблему и решает ее в ходе участия в тренинге.

Таким образом, курсанты-участники ТЛР по сравнению с курсантами -

участниками контрольной группы и с уровнем оценивания до занятий по

программе ТЛР демонстрируют тенденцию в сторону повышения результатов по

шкалам как базовым так и дополнительным, ориентированным на регистрацию как

глобальных характеристик самоактуализации (базовые шкалы) так и на

регистрацию отдельных ее аспектов (дополнительные шкалы). Но результаты эти

индивидуальны для каждого участника ТЛР. Для одних повышение произошло по

отдельной шкале, для других - нет. Для одних произошли значительные

изменения , для других - незначительные.

Таким образом, занятия по программе ТЛР позволяют осуществить

повышение степени самоактуализации по предложенным в методике САТ

параметрам, но повышения эти носят индивидуальный характер.

Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие личностные изменения

членов группы военнослужащих после одного тренинга, но тем не менее

происходит смена внутренних установок участников, расширяются их знания и

появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Тренинг

позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников, что

ведет к повышению степени самоактуализации, к личностному росту

военнослужащих.

Заключение.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Методологические вопросы и прикладные задачи личностного роста составляют

одну из центральных проблем современной психологической науки. При этом нет

единства мнений относительно того, что образует структуру личностного

роста. Теоретическое и терминологическое разнообразие в исследованиях этого

процесса приводит к необходимости выявления его онтологических

представлений как особого самодеятельного образования.

Проведенный анализ структуры личностного роста курсанта ввуза

свидетельствует о том, что уровень его сформированности во многом

определяет возможность самореализации курсанта, а следовательно, и его

профессиональную пригодность. Это позволяет сделать вывод о том, что

личностный рост является важным процессом, определяющим профессиональную

успешность деятельности курсанта по овладению будущей профессией.

Существующая система подготовки будущих офицеров к службе осуществляется в

основном как теоретическая и не обеспечивает автоматического роста личности

и даже не учитывает вопросы личностного роста. Эффективным средством

развития личности будущих офицеров является ТЛР, который обеспечивает

позитивные изменения характеристик самоактуализирующейся личности,

являющихся индикаторами личностного роста.

ТЛР - форма обучения, представляющая собой особым образом организованное

взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие,

направленное на развитие личности, способствующее личностному росту

военнослужащего и максимальному использованию своего потенциала в жизни и

служебной карьере.

Сущность деятельности руководителя тренинга состоит в организации

познавательной деятельности военнослужащих - участников тренинга,

направленная на анализ внешних действий (организованного взаимодействия) с

тем , чтобы исследовать умственную (внутреннюю) деятельность, которая,

предшествуя этой внешней, осуществлялась в свернутом виде и определила ее

(внешней деятельности) характер и содержание. Будучи объективированы,

мыслительные процессы участников ТЛР становятся доступными для анализа.

Предложенные в качестве критериев личностного роста характеристики

самоактуализации личности соответствуют задаче измерения изменений

параметров личностного роста как результата воздействия ТЛР.

Целесообразно внедрить ТЛР в практику профессиональной подготовки

офицерских кадров как средство личностного развития.

Список литературы:

Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: "REFL-book", 1994.

Битянова Н. Р. Психология личностного роста. М.: Международная

педагогическая академия, 1995.

Битянова Н. Р. Психологические проблемы саморазвития. М.: Флинта, 1998.

Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.:

Социально-психологический центр, 1996.

Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники:

Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 1999.

Военная психология и педагогика: Учебное пособие/ под ред. П. А.

Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского/ М.: Изд-во "Совершенство",

1998.

Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое

пособие. В 2-х ч. М.: ВУ,1998

Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы

самосовершенствования: тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга,

1998.

Девятко В. И. Социально-психологический тренинг как средство

компетентности в общении молодых офицеров с подчиненными: Дисс. канд.

психол. наук. М., 1990.

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ,

1985.

Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. М.: Новая

школа, 1994.

Иванова Л. Н. Психотехника личностного профессионально-значимого роста

: Дис. канд. психол. наук. М., 1996.

Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е

изд., доп. и перераб. М.: Высш. шк., 1997.

Курс военной психологии (под ред. Железняка, Съедина, Феденко) ч.1. М:

ГА ВС, 1993.

Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую

практику. СПб.: Б.С.К., 1998.

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.

Морено. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь./ Принцип развития

в психологии. Под ред. Анцыферовой Л. И./ М.: Наука. 1978.

Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-

психологическом тренинге. Киров, 1995.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая

фирма "Класс", 1994.

Немиринский О. В. Терапевтическая динамика группы как развертывание

процесса личностного роста: Дис. канд. психол. наук. М., 1996.

Немиринский О. В. Личностный рост в терапевтической группе. М., 1999.

Петровская Л. В. Теоретические и методические проблемы социально-

психологического тренинга. М.: МГУ, 1982.

Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной

психологии// Вопр. психологии. 1987. N4.

Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986.

Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. М.: Российское

педагогическое агентство, 1995.

Психологический словарь. М.: 1996.

Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т./ Под ред. Д. Я.

Райгородского. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1998.

Психотерапевтическая энциклопедия./ под ред. Карвасарского Б. Д. СПб:

Питер Ком, 1998.

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.

М.: Прогресс, 1993.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:

Издательская группа ”Прогресс”, “Универс”, 1994.

Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: Гиль Эстель, 1993.

Романенко О. К. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум, 1995.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и

практика. М.: Прогресс, 1999.

Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПБ.: Социально-

психологический центр,1996.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно ориентированной

психологии: В 2 т. М.: ”Три Л”, 1996.

Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Мн.: Изд.

В. П. Ильин, 1998.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты