Рефераты

Обучение населения по ГО

Обучение населения по ГО

Обучение населения защите от воз­действия оружия массового пораже­ния и

других средств нападения про­тивника — одна из основных задач Гражданской

обороны России. Оно ор­ганизуется и проводится на основании указаний

старших начальников ГО и их штабов, а также указаний и реше­ний местных

партийных и советских органов по вопросам ГО.

Обучение по ГО является всеоб­щим для всех граждан России. Сегодняшние

события в Косово еще раз доказывают, то что никто в наше время не

застрахован от нападения. Поэтому вопрос ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЕ актуален и по сей день.Ответ­ственность за обучение руководящего

состава ГО, рабочих и служащих по ГО на объекте, а также населения,

проживающего в ведомственном жилом секторе, возлагается на начальника ГО

объекта. Через штаб ГО объекта он организует, обеспечивает и руко­водит

проведением учебных мероприя­тий, осуществляет постоянный конт­роль за

своевременным и качествен­ным проведением занятий и учений.

На объекте в соответствии с функ­циональными обязанностями по граж­данской

обороне рабочие и служащие условно подразделяются на следую­щие категории

обучаемых: руководя­щий состав гражданской обороны; формирования; рабочие и

служащие; население, не занятое в сферах произ­водства и обслуживания,

проживаю­щее в ведомственном жилом секторе.

Каждая категория обучается по специально разрабатываемым про­граммам.

1. Принципы, формы и методы обучения

Общими принципами при организа­ции и проведении обучения населения по ГО

являются: коммунистическая партийность и научность; обучение то­му, что

необходимо в условиях воен­ного времени; систематичность и

по­следовательность; сознательность и активность; наглядность и

доступ­ность; прочность овладения знаниями, навыками и умениями;

коллективизм и индивидуальный подход в обучении;

выработка морально-психологической стойкости.

Качество обучения населения по ГО зависит от правильно примененных форм и

методов обучения. Формы обу­чения выражают организационную сторону учебного

процесса. Они преду­сматривают состав и группировку обучаемых; структуру

занятия (уче­ния); место, время и продолжитель­ность его проведения; роль и

специфи­ку деятельности обучаемых и руково­дителя занятий.

Формы обучения:классные заня­тия, тренировки, тактико-специальные учения,

командно-штабные учения, объектовые тренировки, комплексные учения

гражданской обороны.

Метод обучения— это способ или прием, посредством которого руково­дитель

занятия, опираясь на созна­тельность обучаемых, вооружает их знаниями,

умением, навыками и фор­мирует у них необходимые умствен­ные и физические

качества для выпол­нения задач ГО. Основной метод обу­чения — практические

занятия. При обучении руководящего состава ГО предусматриваются лекции,

практиче­ские занятия и групповые упражне­ния. Изучение программы

завершает­ся участием руководящего состава в комплексном учении по

гражданской обороне, в ходе которого совершенст­вуются знания и

практические навыки по ведению ГО в различных условиях обстановки, в

управлении силами ГО и проведении СНАВР.

При подготовке формирований применяются: для командно-начальст­вующего

состава семинары, классно-групповые и практические занятия, а также участие

в штабных тренировках и командно-штабных учениях, а для рядового состава —

практические за­нятия.

Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенство­вания

навыков в выполнении тех или иных приемов работы с приборами радиационной и

химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения,

выполнения работ по ликвидации последствий применения противником оружия

массового пора­жения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф,

отработки норма­тивов по практическому обучению за­щите от оружия массового

поражения.

Планирование и учет.Планирова­ние подготовки руководящего состава,

формирований, рабочих и служащих по гражданской обороне осуществля­ется на

основании приказа начальника ГО района (города) и директивных указаний

министерств (ведомств) по итогам подготовки за прошлый и зада­чам на новый

учебный год, программ подготовки, выписок из планов комп­лектования курсов

ГО и учебных заведений повышения квалификации.

При планировании подготовки по ГО на объекте рекомендуется разра­батывать

следующие документы: при­каз начальника ГО объекта по итогам подготовки по

ГО за минувший и за­дачам на новый учебный год; план основных мероприятий

подготовки ру­ководящего состава, формирований, рабочих, служащих и

обучения населе­ния, не занятого в сферах производст­ва и обслуживания,

проживающего в ведомственном жилом секторе; распи­сание занятий с каждой

учебной груп­пой; перечень тем штабных трениро­вок и учений по ГО; план-

заявку под­готовки руководящего и командно-на­чальствующего состава на

курсах ГО в новом учебном году.

Кроме указанных документов на объекте могут разрабатываться: гра­фик

использования учебно-материаль­ной базы объекта, месячный план ра­боты

штаба ГО объекта и другие до­кументы по произвольной форме. На основании

приказа, плана, программ, руководящих документов по ГО созда­ются учебные

группы в структурных подразделениях и составляется распи­сание занятий для

каждой учебной группы и формирования. Расписание занятий для руководящего и

команд­но-начальствующего состава составля­ет начальник штаба ГО объекта;

бойцов формирований — командиры фор­мирований; обучающихся остальных

категорий — руководители занятий.

Дни занятий определяются начальни­ком ГО объекта. В расписаниях заня­тий

необходимо отражать последова­тельность отработки тем учебных за­нятий,

предусмотренных программами обучения.

Расписание занятий рекомендуется вывешивать заблаговременно, на вид­ном

месте, вблизи рабочих мест, что­бы каждый обучающийся мог его свое­временно

прочитать и узнать время, место и тему занятий. Учет проводи­мых занятий

организует и ведет штаб ГО объекта. С этой целью ведутся журналы учета

проводимых занятий со всеми категориями обучаемых. Они выдаются каждой

учебной группе и формированию; отметки о проведении занятий делает

руководитель учебной группы.

2. Организация обучения на промышленном объекте

Подготовка руководящего состава.

Цель обучения — подготовка руково­дящего состава объекта к практичес­кому

выполнению своих функциональ­ных обязанностей по гражданской обороне, а

также постоянное совер­шенствование знаний и закрепление навыков в решении

задач гражданской обороны на объекте. От уровня теоре­тических знаний и

практических навы­ков руководящего состава зависит их умение управлять

силами и средства­ми гражданской обороны в сложных условиях обстановки.

Обучение по гражданской обороне руководящего состава осуществляется на

курсах гражданской обороны, в ин­ститутах, на факультетах и кур­сах

повышения квалификации, а также на объектах. На объекте из лиц руководящего

состава создается учебная группа. В состав этой группы входят заместители

начальника ГО объекта, работники штаба ГО, началь­ники служб ГО и главные

специалис­ты, начальники цехов и им равных структурных подразделений,

команди­ры формирований общего назначения, их заместители и начальники

штабов (командиры формирований, входящие в состав этих подразделений,

обучают­ся по программе подготовки формиро­ваний). Состав учебной группы

руко­водящего состава определяет началь­ник гражданской обороны объекта

своим приказом. Обучение руководящего состава может проводиться путем

сборов или периодических занятий на учебно-ма­териальной базе своего

объекта. Заня­тия с учебной группой руководящего состава проводят:

начальник граж­данской обороны объекта, его замес­тители, начальник штаба

ГО объекта, начальники служб, главные специа­листы, а также работники

вышестоя­щих штабов ГО, организаций и учреж­дений.

В научно-исследовательских учреж­дениях, конструкторских бюро и учеб­ных

заведениях для проведения заня­тий по отдельным темам привлекаются научные

работники, специалисты на­родного хозяйства и преподаватель­ский состав.

Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к сла­женным

действиям в очагах пораже­ния (зонах заражения), районах сти­хийных

бедствий, крупных аварий и катастроф в соответствии с предназна­чением.

На командно-начальствующий со­став возлагается ответственность по

поддержанию на необходимом уровне готовности формирований к выполне­нию

возложенных на них задач в сложных условиях быстро меняющей­ся обстановки.

Обучение личного со­става формирований на объекте про­водится ежегодно и

включает общую, специальную подготовку и тактико-специальные учения.

Общая подготовка осуществляется в нерабочее время по программе под­готовки

рабочих и служащих и орга­низуется по цехам, производствам, от­делам,

бригадам и т. д.

Специальная подготовка и такти­ко-специальные учения проводятся в рабочее

время. При планировании обучения личного состава формирова­ний

предусматривается, чтобы занятия с командирами формирований предше­ствовали

занятиям с рядовым соста­вом по общим темам. Изучение тем общей и

специальной подготовки мо­жет осуществляться параллельно.

Для подготовки команд­но-начальствующего состава на объекте по общей

тематике специ­альной подготовки создаются учебные группы не более 30

человек из коман­диров различных формирований. Спе­циальные темы изучаются

в составе групп, комплектуемых из одноименных формирований или по

родственным специальностям.

Занятия с командирами формиро­ваний проводят начальник штаба ГО, начальники

служб и главные специа­листы объекта.

Обучение рядового состава формирований по специальной подготовке (по всем

темам) проводит­ся их командирами (начальниками) на учебно-материальной

базе своего объ­екта с целью привития обучаемым практических навыков в

выполнении своих функциональных обязанностей— на тактическом фоне с

использованием средств имитации, создающих обста­новку, максимально

приближенную к реальной.

Формирования завершают свою подготовку тактико-специальным уче­нием. На

тактико-специальные заня­тия и учения формирования необходи­мо выводить

полностью укомплекто­ванные личным составом, техникой, приборами,

инструментами, средства­ми индивидуальной защиты и имуще­ством.

В конце учебного года по результа­там тактико-специальных учений, а также

степени усвоения программы каждому обучаемому и формированию в целом

выставляется оценка.

Подготовка рабочих ислужащих. При их подготовке каждому обучаемо­му дается

определенный объем знаний и практических навыков в эффектив­ном

использовании всех средств и спо­собов защиты от оружия массового поражения

и других средств нападе­ния противника.

Обучение осуществляется по про­грамме, предусматривающей привитие твердых и

уверенных практических на­выков в использовании основных средств и способов

защиты, действий в очагах поражения и зонах зараже­ния, а также оказания

само- и взаимо­помощи при поражениях. Занятия в ос­новном проводятся

практически.

Важным элементом обучения, спо­собствующим решению этой задачи, является

выполнение специальных нормативов при отработке тем про­граммы. Выполнение

и сдача норма­тивов — это одна из форм практичес­кого обучения способам

защиты от воздействия оружия массового пора­жения.

Нормативы наиболее полно охва­тывают комплекс практических мероприятий по

защите населения от ору­жия массового поражения. Они спо­собствуют

выработке твердых навыков в использовании средств индивидуаль­ной и

коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи поражен­ным и при

проведении спасательных и неотложных аварийно-восстанови­тельных работ в

очагах поражения и зонах заражения.

Основное внимание при отработке нормативов следует обращать на

прак­тические занятия, тренировки, выпол­нение зачетных требований. Умение

выполнять нормативы дает возмож­ность установить единый подход в

оп­ределении степени готовности обучае­мых к защите от воздействия оружия

массового поражения и других средств нападения противника.

Для проведения занятий на каж­дом объекте по цехам, отделам к дру­гим

подразделениям создаются учеб­ные группы численностью до 30 чело­век, в

которые входят все рабочие и служащие, в том числе и состоящие в

формированиях. Руководители заня­тий подбираются из числа начальни­ков

служб, командиров формирова­ний, главных специалистов, начальни­ков цехов,

мастеров, инженерно-техни­ческого состава и других подготовлен­ных лиц,

назначенных приказом на­чальника ГО объекта.

Руководители учебных групп еже­годно обучаются на курсах ГО или на своем

объекте. Для занятий по меди­цинским темам привлекаются меди­цинские

работники.

Итоги изучения программы рабочи­ми и служащими ежегодно объявляют­ся

приказом начальника ГО объекта.

Подготовка населения, не занятого в сферах производства и

обслужива­ния.Данная категория населения изучает способы защиты от оружия

мас­тного поражения и других средств нападения противника. Основное

вни­мание при этом обращается на умение обучаемых действовать по сигналам

оповещения, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защи­ты,

оказывать помощь себе и пострадавшим, защищать детей от оружия массового

поражения и других средств нападения противника, а также на знание правил

поведения при стихий­ных бедствиях.

Обучение организуется по месту жительства штабом ГО объекта, кото­рому

принадлежит жилой сектор. За­нятия проводят в учебных группах (10—12

человек) по расписанию, кото­рое составляют на учебный год. Руко­водителей

учебных групп назначают приказом начальника ГО объекта. За­нятия по

медицинским темам проводят врачи, фельдшера, медсестры, студен­ты старших

курсов медицинских вузов. Кроме этого, население самостоятель­но изучает

памятку «Это должен знать и уметь каждый».

Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории не­сут

начальники ГО объектов.

3. Учения по гражданской обороне

Учения являются высшей и актив­ной формой подготовки руководящего состава,

формирований и населения к выполнению задач гражданской оборо­ны. На

учениях вырабатываются необ­ходимые практические навыки, четкие и слаженные

действия личного соста­ва формирований, совершенствуются и изыскиваются

наиболее целесообраз­ные приемы использования техники, приборов, различных

агрегатов и инст­рументов, отрабатываются управление, связь, оповещение.

Учения по ГО, проводимые в соот­ветствии с современными требования­ми, дают

возможность обучать форми­рования, рабочих, служащих и населе­ние, не

занятое в сферах производства и обслуживания, действиям в условиях

применения противником оружия мас­сового поражения и других средств

нападения, воспитывать в людях высо­кие морально-политические и

психоло­гические качества.

В зависимости от целей, задач, ме­тода проведения и состава участни­ков на

объектах организуются и про­водятся:

— тактико-специальные учения гражданской обороны;

— командно-штабные учения граж­данской обороны;

— объектовые тренировки по гражданской обороне;

— комплексные учения граждан­ской обороны.

Тактико-специальные учения гражданской обороны — основная и наиболее

эффективная форма всесторонней подготовки фор­мирований к выполнению

стоящих пе­ред ними задач.

На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-

на­чальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации

по­следствий применения противником оружия массового поражения и других

средств нападения, а также при орга­низации и проведении мероприятий ГО по

защите населения и производ­ства.

Формирования на тактико-специ­альных учениях используют учебно-

ма­териальную базу своего объекта: ком­мунально-энергетические сети,

защит­ные сооружения, различные постройки, учебный городок (при его

отсутствии учебный городок района или одного из соседних объектов) и

отрабатывают стоящие перед ними задачи в услови­ях конкретной тактической

обстановки при тесном взаимодействии между подразделениями (звеньями,

группами, отделениями).

Со спасательными формирования­ми тактико-специальные учения про­водятся,

как правило, совместно с формированиями служб ГО, самостоя­тельно или в

ходе командно-штабного учения объекта. Руководителем уче­ния с

формированием общего назначе­ния является соответствующий началь­ник ГО,

начальник штаба или коман­дир этого формирования, а с формиро­ванием

служб—соответствующий на­чальник службы, которому непосред­ственно

подчинено формирование.

Подготовка учения.Подготовку к учению необходимо проводить забла­говременно

и всесторонне. Она осуще­ствляется в соответствии с календар­ным планом.

На основании указаний руководи­теля учения разрабатываются: план проведения

учения, организационные указания, частные планы заместите­лей, помощников

руководителя уче­ния , план политической работы, пла­ны обеспечения учения

(материально-технического, связи, имитации, комен­дантской службы и др.),

инструкция по мерам безопасности на учении.

Основной учебно-методический до­кумент тактико-специального учения— план

проведения учения, в котором от­ражаются ход учения и последователь­ность

отработки учебных вопросов по этапам. Он разрабатывается тексту­ально и

включает: тему, учебные цели для каждой категории обучаемых; вре­мя

проведения учения; состав привле­каемых к учению формирований; коли­чество

техники и нормы расхода мото­ресурсов и имитационных средств;

этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; тактическую

обста­новку, группировку сил, место нахож­дения пунктов управления,

обстановку на объекте после применения против­ником оружия массового

поражения; решения соответствующих начальни­ков ГО и задачи подчиненным.

Проведение учения.Учение может начинаться непосредственно на месте

постоянного расположения формиро­ваний или внезапно по тревоге. В на­чале

необходимо оповестить и собрать личный состав, вывести технику и про­верить

их готовность к действию. Ко­мандирам формирований руководи­тель учения

вручает тактическое зада­ние или вводные и предоставляет не­обходимое время

для уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач

подчиненным и орга­низации их действия. Руководитель учения заслушивает и

утверждает ре­шения командиров формирований на предстоящие действия, а в

случае не­обходимости путем дополнительных вопросов добивается более

глубокой оценки ими обстановки и принятия наиболее целесообразных решений,

об­ращая особое внимание на своевре­менную организацию спасательных работ в

соответствии со сложившейся обстановкой и на эффективное исполь­зование

техники. Дальнейший поря­док проведения учения руководитель определяет с

учетом оценки решений обучаемых им командиров и разрабо­танного плана

учения. Руководитель учения лично и через своих помощников наращивает в

ходе учения обстановку, предусматривая выход из строя людей и техники,

из­менение радиационной, химической, бактериологической (биологической)

обстановки на объекте. В соответствии с обстановкой руководитель учения

добивается от командиров принятия наиболее целесообразных решений,

распоряжений, постановки подчиненным задач и соответствующих действий

последних. Рядовой состав формирований выполняет практически задачи на

технике, приборах и других механизмах по своей специальности. Учение

рекомендуется заканчивать выводом формирований из очага поражения и

проведением полной специальной обработки. В заключение ру­ководитель

проводит разбор учения.

Командно-штабное учениегражданской обороны является одной из основных форм

совместной подго­товки начальников штабов, начальни­ков служб ГО, другого

руководящего и командно-начальствующего состава объектов к выполнению своих

функци­ональных обязанностей. На нем отра­батываются все основные вопросы

организации и ведения ГО, а также проверяется реальность разработан­ных

планов ГО.

Основные цели командно-штабного учения: повышение теоретических зна­ний и

практических навыков руководя­щего и командно-начальствующего со­става в

выполнении мероприятий ГО объекта; отработка взаимодействия между службами,

формированиями и соседями; уточнение и отработка воп­росов управления ГО

объекта и все­стороннего обеспечения мероприятий; привитие обучаемым

необходимых практических навыков в организации и ведении ГО на объекте.

Командно-штабное учениепроводит­ся на фоне конкретной тактической

обстановки. Тема учений и учебные вопросы обычно увязываются с темой

предстоящего комплексного учения или объектовой тренировки. Перед ко­мандно-

штабным учением рекоменду­ется проводить штабные тренировки. Количество их

и время проведения оп­ределяет начальник ГО объекта, исхо­дя из целей

предстоящего учения и уровня подготовки руководящего со­става и органов

управления. На уче­ние могут привлекаться разведыва­тельные формирования,

формирования связи, охраны общественного порядка, санитарные дружины

(посты), а на отдельных этапах учения и другие формирования, в том числе и

спаса­тельные. Руководителем командно-штабного учения является начальник

гражданской обороны объекта.

Объектовые тренировки по гражданской обороне. Объек­товые тренировки по

гражданской обо­роне—наиболее совершенная форма подготовки малых объектов и

учебных заведений к действиям в условиях воз­можного применения противником

оружия массового поражения и других средств нападения. На тренировках

отрабатываются только отдельные практические мероприятия с таким рас­четом,

чтобы за 2—3-летний цикл от­работать весь комплекс мероприятий,

предусмотренных планом ГО объекта. Проверяется реальность этих

меро­приятий.

К участию в объективной трениров­ке привлекаются: руководящий состав,

формирования, рабочие и служащие, студенты и учащиеся и население

ве­домственного жилого фонда и незаня­тое в производстве и сфере

обслужи­вания.

Главная задача 0'бъектовых трени­ровок—отработка основных, наиболее

Э1рфективных приемов и способов за­щиты людей от оружия массового

по­ражения и других средств нападения противника, а также мероприятий,

по­вышающих устойчивость работы объ­ектов в военное время.

Подготовка объектовой трениров­ки осуществляется лично начальником ГО

объекта с учетом характера произ­водственной деятельности объекта и

организации гражданской обороны. Для более организованной и

целена­правленной подготовки объектовой тренировки разрабатываются и

изда­ются: приказ начальника гражданской обороны объекта, который доводится

до исполнителей не позднее чем за полтора месяца до начала тренировки, план

проведения тренировки (может дополняться графиком), частные пла­ны

помощников руководителя трени­ровки, план политической работы.

Основной учебно-методический до­кумент — план проведения тренировки,

который состоит из текстуальной час­ти, где указывается тема, время

про­ведения объектовой тренировки, со­став участников, учебные цели и

учеб­ные вопросы для каждой категории обучаемых, место отработки

практи­ческих мероприятий, их материальное обеспечение и порядок

организации и проведения имитации. План прове­дения объектовой тренировки

утвер­ждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не менее

чем за месяц до ее начала. Кроме плана разрабатывается график, в ко­тором

указывается состав привлекае­мых участников, мероприятия и время отработки

каждого из них.

График утверждается начальником ГО объекта народного хозяйства и до­водится

до исполнителей не менее чем за месяц до начала тренировки. На­чальники

основных производственных подразделений, помощники руководи­теля

тренировки, посредники разраба­тывают частные планы. Частные пла­ны

утверждает руководитель трени­ровки. План политической работы

раз­рабатывается партийным комитетом.

Накануне объектовой тренировки с руководящим составом и командирами

формирований необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которо­го

уточнить порядок проведения тре­нировки. Объектовая тренировка про­водится

на территории объекта народ­ного хозяйства с максимальным ис­пользованием

материальной базы. Производственная деятельность объек­та не прекращается;

тренировка про­водится в удобное для объекта время, что позволяет сократить

до минимума потери рабочего времени. Формирова­ния привлекаются для

выполнения только тех практических мероприятий, которые предусмотрены

планом. В хо­де тренировок отрабатываются: орга­низация защиты рабочих и

служащих при внезапном нападении противника; практическое осуществление

меропри­ятий, проводимых при угрозе нападе­ния противника; мероприятия по

лик­видации последствий стихийных бедст­вий, крупных аварий и катастроф.

Перечень и порядок выполнения практических мероприятий зависят от

содержания плана ГО объекта. По ре­шению начальника ГО объекта отдель­ные

наиболее важные мероприятия могут отрабатываться в ходе всех тре­нировок,

Оценка качества проведен-ной объектовой тренировки осуществ­ляется в

соответствии с положением «Критериев оценки тренировок граж­данской обороны

на объектах народ­ного хозяйства».

По окончании тренировки началь­ник ГО объекта проводит разбор, в ко­тором

анализируются действия обуча­емых, указываются недостатки, опре­деляются

пути и сроки их устранения. При необходимости по результатам проведенной

тренировки вносятся из­менения в план ГО объекта.

О результатах тренировки по ГО не позднее 10 суток со времени ее

прове­дения докладывается в штаб ГО райо­на (города) и в министерство

(ведом­ство) по подчиненности.

Комплексные учения гражданскойобороны завершают установленный цикл

подготовки объ­екта по ГО, являются одной из важ­нейших форм подготовки

объекта в це­лом.

Суть комплексного учения состоит в том, что все участники учения дейст­вуют

одновременно в единой такти­ческой обстановке и решают весь ком­плекс

задач, предусмотренных планом ГО объекта, на его материально-

произ­водственной базе, без остановки произ­водственной деятельности. На

учении обычно проверяются: реальность пла­на ГО объекта; степень готовности

объ­екта к осуществлению мероприятий ГО и проведению работ по ликвида­ции

последствий применения против­ником оружия массового поражения и других

средств нападения, а также по­следствий стихийных бедствий, круп­ных аварий

и катастроф; устойчивость работы объекта в военное время. Та­кое учение

дает возможность отрабо­тать весь комплекс мероприятий ГО с учетом

производственной деятельности объекта в военное время.

Руководителем учения, как прави­ло, является начальник ГО объекта, а

некоторых учений—старшие началь­ники. Это дает возможность улучшить

методику проведения учений, а также оценить состояние гражданской оборо­ны

объекта. На учение привлекается весь руководящий и командно-началь­ствующий

состав, формирования, ра­бочие и служащие, не входящие в фор­мирования.

Формирования привлека­ются к действиям на определенных этапах и выполняют

свои специфиче­ские задачи, а руководящий и команд­но-начальствующий состав

действует на учении от начала до конца.

На комплексном учении создается сложная динамичная обстановка, ха­рактерная

для очагов поражения и зон заражения, требующая от участников учения смелых

и обоснованных реше­ний, умелых и решительных действий. В ходе учения

руководящий и команд­но-начальствующий состав обучается четкой организации

в управлении фор­мированиями в условиях сильных раз­рушений,

радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения

и массовых пожаров, На учении необходимо решительно пресе­кать пассивность

и медлительность в действиях обучаемых, а также не до­пускать упрощений в

создаваемой об­становке.

Цеха, отделения, участки и другие подразделения участвуют в учении , как

правило, не все одновременно, а включаются последовательно в соот­ветствии

с планом учения для выпол­нения определенных задач.

Основные должностные лица на комплексном учении.Для подготовки и проведения

комплексного учения назначаются: руководитель учения; за­местители и

помощники руководителя учения, посредники, а также штаб ру­ководства.

В тех случаях, когда руководите­лем учения является начальник ГО объекта,

функции штаба руководства выполняет штаб ГО объекта. Штаб руководства при

организации и прове­дении комплексного учения организует подготовку всех

лиц, привлекаемых на учение; проверяетих готовность, в том числе меры

безопасности; разрабатывает необходимые учебно-методи­ческие документы;

подготавливает учебную и производственно-техническую базу.

Помимо этих, общих для всех руко­водящих лиц обязанностей, каждый выполняет

свои обязанности, связанные с его должностью на учении.

Подготовка учения.От уровня под­готовки комплексного учения во мно­гом

зависит и успех его проведения. Подготовка учения проводится с уче­том

плана ГО объекта, его организа­ционно-штатной структуры, материально-

производственной базы, специфики производства, территориального размещения,

состояния ГО и других факторов.

Для подготовки учения разрабатывается календарный план. Руководи­телю

учения необходимо: определить тему учения, учебные цели, этапы и учебные

вопросы, уточнить количество командно-начальствующего состава,

формирований, рабочих, служащих и других категорий населения, привлека­емых

на учение, выработать основные положения плана учения, провести

ре­когносцировку района учения, опреде­лить порядок материально-

техническо­го обеспечения. Руководитель учения лично готовит своих

заместителей, по­мощников, посредников и штаб руководства. Он несет

ответственность за организацию, подготовку и проведение учения.

Основную подготовку должностных лиц к учению проводят непосредствен­но на

объекте методом групповых уп­ражнений и решением летучек.

Для проведения учения на основа­нии указаний руководителя разраба­тываются:

— план проведения учения;

— организационные указания;

— частные планы заместителей и помощников руководителя учения;

— план политической работы;

— планы обеспечения учения (ма­териально-технического, связи, имита­ции,

комендантской службы и другие);

— инструкция по мерам безопасно­сти на учении.

План проведения учения — основ­ной документ. В нем определяются те­ма,

учебные цели, этапы учения, по­следовательность отработки учебных вопросов

по этапам, время проведения и Другие вопросы. План и организаци­онные

указания разрабатываются шта­бом руководства текстуально, с прило­жением

карт, схем и утверждаются ру­ководителем учения не позже чем за две недели

до его начала.

Заместители и помощники руково­дителя разрабатывают текстуально или

графически частные планы, в кото­рых указывают учебные цели для

со­ответствующего формирования (кате­гории обучаемых), обстановку и

содер­жание вопросов, подлежащих отработке на различных этапах учения.

Част­ные планы утверждаются руководите­лем учения.

План политической работы разра­батывается партийным комитетом объ­екта.

План имитации разрабатывается помощником руководителя учения по имитации

текстуально со схемой, на которой указываются места, виды и время имитации,

сигналы управления, силы и средства, выделяемые для вы­полнения

имитационных работ, а так­же меры по охране мест имитации и обеспечению

безопасности. План ими­тации утверждается руководителем учения.

Проведение комплексного учения. Комплексное учение целесообразно начинать с

вручения распоряжения на­чальника ГО района начальнику ГО объекта о

приведении ГО в готов­ность.

Введение угрозы нападения против­ника дает возможность постепенно

на­ращивать обстановку и более деталь­но проверить реальность плана ГО

объекта. В этом случае выполняются мероприятия, предусмотренные в плане ГО

на период угрозы нападения противника и соответственно уточня­ются этапы

учения, количество и со­держание которых зависят от темы, учебных целей и

масштабов учения, а также отведенного на него времени.

На первом этапе —мероприятия ГО, выполняемые во время угрозы на­падения

противника: оповещение и сбор руководящего, командно-началь­ствующего

состава и формирований, развертывание пунктов управления, приведение и

готовность защитных со­оружении, выдача и подготовка средств индивидуальной

защиты, изготовление противопыльных тканевых масок и ватно-марлсвых

повязок, организация и повышение устойчивости работы объ­екта, а также

другие мероприятия, предусмотренные реальным планом ГО объекта.

На следующих этапахотрабатыва­ются мероприятия по рассредоточе­нию и

эвакуации и ведению спасатель­ных и неотложных аварийно-восстано­вительных

работ.

После отработки всех намеченных учебных вопросов и этапов практиче­ские

действия обучаемых по команде (сигналу) руководителя учения закан­чиваются.

Руководитель дает указания о месте и времени сбора формирова­ний, о

дальнейших действиях осталь­ных участников учения, проверке на­личия

техники, приведении в порядок района учения, месте и времени прове­дения

разбора. После выполнения этих указаний и соответствующих докладов

заместителей, помощников и начальни­ка штаба руководства руководитель

учения объявляет отбой учения.

Разбор учения необходимо гото­вить тщательно и всесторонне.

Раз­бор—заключительная часть учения. Проводится всесторонний анализ

дей­ствий обучаемых, подводят итоги уче­ния и определяют, в какой степени

до­стигнуты поставленные учебные цели. Разбор сначала проводится с

руково­дящим и командно-начальствующим составом, а затем со всеми

участника­ми. Руководитель учения дает оценку действиям обучаемых и ставит

задачи по устранению выявленных недостат­ков.

После общего разбора заместители и помощники руководителя проводят частные

разборы с отдельными кате­гориями обучаемых, а также со служ­бами и

формированиями.

О результатах проведенного ком­плексного учения представляется док­лада

штаб ГО района; на основании учения разрабатывается план практи­ческих

мероприятий по устранению выявленных недостатков на объекте. При

необходимости вносятся соответ­ствующие изменения в план ГО объ­екта.

Заключение

Сегодня мир обладает новейшими технологиями в области связи, вычислительной

и бытовой техники.Человечество радуется достижениям науки и техники, однако

не надо забывать что и военная промышленность не стоит на месте. Кроме того

от того, что у каждого пятого человека сейчас дома компьютер и у каждого

второго телефон , люди не стали добрее. Алчность, стремление к власти - это

то чувство, которое заставляет людей начинать войну, и этого не избежать

никогда. Ежедневно где- либо в мире идет перестрелка и гибнут люди, и когда-

нибудь это «где-то» может быть и у нас. Не стоит думать, что мы свое

перетерпели и нас это больше не коснется, надо быть готовым ко всему. А

потому обучение населения по гражданской обороне должно проводиться во всех

учебных заведениях.

Литература

1.Откуда исходит угроза миру.2-е изд. М.,1984

2. Методическое указание к практическим работам по курсу «Гражданская

оборона», под ред. Л.Г. Ширшева М.,1981

3. Гражданская оборона: Учебное пособие , Под. Ред. А.Т. Алтунина. М.1985

4. Защита от оружия массового поражения: Справочник , Под ред.

В.В.Мясникова М., 1984


© 2010 Современные рефераты