Рефераты

Подводные лодки зарубежных стран второй мировой войны

Подводные лодки зарубежных стран второй мировой войны

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление 3

Предназначение подводных лодок и фактически выполнявшиеся

ими задачи 4

Тактика подводных лодок, управление ими 6

Боевая деятельность и особенности тактики немецких подводных

лодок 8

Боевая деятельность и особенности тактики итальянских подводных

лодок 12

Боевая деятельность и особенности тактики американских

подводных лодок 13

Боевая деятельность и особенности тактики японских

подводных лодок 16

Боевая деятельность и особенности тактики английских

подводных лодок 17

Заключение: развитие флота вследствие влияния подводных лодок 18

Список литературы 19

ВСТУПЛЕНИЕ

В данной работе рассматриваются задачи, тактика и боевое применение

подводных сил зарубежных стран - участниц Второй Мировой войны. Не

рассматриваются технические данные подводных лодок, вопросы их

строительства, участия лодок в конкретных операциях на морских и океанских

театрах военных действий. Вопросы вооружения и технического обеспечения

рассматриваются только в связи с вышеизложенными основными вопросами

работы. Также не рассматриваются действия подводных лодок специального

назначения, как то сверхмалых ПЛ или ПЛ обеспечения. Таким образом будут

рассмотрены общие схемы действий ПЛ во Второй Мировой войне и роль ПЛ в

вооруженной борьбе на море.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ФАКТИЧЕСКИ ВЫПОЛНЯВШИЕСЯ ИМИ ЗАДАЧИ

В ходе второй мировой войны подводные лодки разных государств,

несмотря на одинаковое перед войной предназначение, выполняли разные

задачи. Эффективность их действий при примерно одинаковых боевых

возможностях была также разной.

С началом воины флоты Германии и Италии старались нарушишь океанские

коммуникации Англии - островного государства целиком зависящего от

океанских перевозок, вынужденного постоянно иметь в море для этого около

2000 судов и пропускать через порты ежесуточно 350. Однакоко основную роль

в нарушении коммуникации Англии стали играть, не надводные корабли

Германии, как это планировалось немцами и ожидалось англичанами, а немецкие

ПЛ.

Главной задачей немецких и итальянских ПЛ фактически решавшихся ими во

время второй мировой войны, было нарушение океанских коммуникаций Англии и

США на всем их протяжении. Транспорты и корабли они топили, применяя

торпеды и мины.

Кроме того немецкие ПЛ действовали против крупных надводных кораблей и

подводных лодок США и Англии, вели разведку прикрывали высадку десантов,

обстреливали артиллерией и ракетами береговые объекты, прикрывали движение

своих крупных надводных кораблей, эскортировали вспомогательные корабли,

транспорты и трофейные суда, несли метеослужбу.

Подводные танкеры снабжали свои боевые ПЛ топливом в океане. Большое

число второстепенных задач, ставившихся командованием боевым ПЛ, мешало

подводным силам решать главную задачу, так как многие ПЛ отвлекались от ее

решения на другие направления.

Итальянские ПЛ действовали в восточной части Атлантического океана и в

Средиземном море и решали те же задачи, что и немецкие. Кроме того, они

перевозили в районы подходов к средиземноморским портам и базам противника

сверхмалые ПЛ и подводных диверсантов, которые использовались против

стоящих в этих портах и базах крупных надводных кораблей и транспортов.

Английские ПЛ решали в основном противолодочные задачи. Кроме того,

они буксировали свои сверхмалые ПЛ к районам их боевых действий.

Для подводных лодок США в самом начале войны с Японией главной задачей

было уничтожение японских линейных кораблей, линейных крейсеров и

авианосцев. Даже тяжелые крейсера считались второстепенными целями и

атаковать их разрешалось только в том случае, если это не отвлекало ПЛ от

атак главных целей. Но с началом боевых действий американцы довольно быстро

поняли, что наибольший ущерб Японии как островному государству можно

нанести, нарушив ее жизненно важные океанские и морские коммуникации, где

наиболее успешно могут действовать ПЛ. Поэтому в дальнейшем основные усилия

американских ПЛ на Тихом океане были направлены на нарушение коммуникаций

Японии. Это и стало главной задачей подводных лодок США, фактически

решавшейся ими в процессе всей войны. Они уничтожали танкеры противника

торпедами и артиллерией, а корабли охранения конвоев - торпедами.

Основные усилия подводных лодок Атлантического флота США были

направлены на борьбу с немецкими и итальянскими ПЛ, нарушавшими

коммуникации союзников в Атлантике.

Кроме транспортов подводные лодки США топили крупные надводные боевые

корабли и подводные лодки японцев, немцев и итальянцев, вели разведку,

высаживали разведывательные группы на побережье противника, обстреливали -

береговые объекты артиллерией и ракетами, осуществляли навигационное и

метеорологическое обеспечение при высадке десантов, спасали летчиков со

сбитых над морем самолетов, перевозили на острова бензин и боеприпасы,

подвозили снабжение партизанам, действовавшим против японцев на захваченных

Японией островах.

Главной задачей, поставленной подводным лодкам Японии и фактически

решавшейся ими во второй мировой войне, была помощь надводному флоту в

уничтожении крупных надводных, кораблей противника, действовавших в Тихом

океане. ПЛ японцев топили авианосцы, крейсера и другие корабли торпедами.

Второй по важности задачей, решавшейся японскими ПЛ, были нарушение

коммуникаций противника в Тихом и Индийском океанах. Кроме того, они

перевозили сверхмалые ПЛ к базам и рейдам противника, обстреливали войска

противника, действовавшие на побережье, доставляли снабжение своим войскам

на захваченные острова и бензин в Японию, вели разведку, в том числе и с

помощью имевшихся на некоторых ПЛ гидросамолетов, пытались с помощью этих

гидросамолетов бомбардировать объекты на территории США, обеспечивали

действия бомбардировочной авиации, выполняя роль радиомаяков, спасали

летчиков со сбитых над морем самолетов. Нарушению океанских коммуникаций

США, являвшихся их наиболее уязвимым местом, и борьбе с их ПЛ,

представлявшими наибольшую угрозу для коммуникации Японии и ее подводного и

надводного флота, внимания японцами уделялось явно недостаточно.

ТАКТИКА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

От уровня развития тактики, степени ее соответствия решавшимся задачам

и от подготовленности подводных лодок воевавших государств во многом

зависела успешность их действий. Подводные лодки США и Германии интенсивно

занимались боевой и тактической подготовкой в Течение всей войны и имели

сравнительно высокую подготовленность в отличие от японских и итальянских,

подготовленных значительно хуже.

Подводными лодками, ведущими боевые действия управляли командующие

подводными силами флотов. Они имели штабы, командные пункты и средства

радиосвязи. Они же руководили боевой и тактической подготовкой ПЛ.

Управление ПЛ заключалось в том, что командующие подводными силами ставили

им задачи, назначали районы боевых действий и маршруты переходов, оповещали

о противнике. При совместных действиях ПП они использовались в завесах. При

наличии данных о конвоях или соединениях надводных кораблей наводили ПЛ на

противника и организовывали преследование конвоев. Определяли порядок

взаимодействия ПЛ между собой, с другими силами своего флота или флота

своих, союзников и руководили ими при этом. Анализировали результаты боевых

действий ПЛ, делали предложения по вопросам их строительства. Таким

образом, во время войны ПЛ основных капиталистических держав, кроме Италии

и Японии, имели постоянное квалифицированное руководство.

Тактика ПЛ определялась задачами, которые они решали, военно-

географическими условиями, в которых они действовали, качеством

материальной части и уровнем подготовленности к боевым действиям их самих,

объектов их действий, противостоящих им противолодочных сил противника, а

также уровнем руководства противостоящими силами. Поэтому в разных флотах

тактика ПЛ была разной. Но много было и общего. Общим было то, что почти

все ПЛ в течение первой половины войны действовали, как правило, в

надводном, положении и в светлое и в темное время суток. В надводном

положении они переходили из баз в районы боевых действий и обратно, искали

противника, атаковали его конвои и одиночные транспорты. Погружались днем

при атаке боевых надводных кораблей, сильно охраняемых конвоев и при

уклонении от атак противолодочных сил.

Атаки конвоев обычно приурочивались к темному времени суток. С учетом

этого ПЛ и наводились на конвои. Атаки продолжались по несколько суток

подряд, прекращались на светлое время и возобновлялись и наступлением

темноты. В светлое время ПЛ следовали за конвоем вне видимости их с

кораблей охранения. Именно так действовали ПЛ, имевшие преимущество в

скоростях перед транспортами конвоев.

Подводные лодки, решавшие противолодочные задачи, использовались в

основном позиционным методом. Районы их действий выбирались на подходах к

пунктам базирования ПЛ противника, на подходах к своим базам, на путях

переходов ПЛ противника, в районах переходов своих конвоев и соединений

кораблей, в районах боевых действий ПЛ противника. Действовали они

одиночно, маневрируя днем на перископной глубине. Наблюдение вели в

перископ и с помощью гидроакустических станций. Ночью маневрировали и

надводном положении, заряжая аккумуляторные батареи.

Для обнаружения неприятельских ПЛ, находящихся под водой, и наблюдения

за ними при преследовании и атаках ПЛ использовали гидроакустические

станции. В большинстве случаев боевые столкновения под водой были

безрезультатными, так как торпеды, находившиеся на вооружении ПЛ, имели

глубину хода не более 14 метров, а гидроакустические станции - малые

дальности действия и точность пеленгования. Для повышения успешности атак

ПЛ практиковалась стрельба но ним залпом из нескольких, торпед, что

компенсировало ошибки в определении элементов движения ПЛ иI увеличивали

вероятность попадания хотя бы одной торпедой. Кроме торпед для борьбы с ПЛ

применялись мины.

Бывали случаи, когда боевую деятельность ПЛ осложняли биологические

шумы моря. Иногда они способствовали соблюдению ими скрытности. Оказалось,

что большинство рыб, многие беспозвоночные и почти все живущие в воде

млекопитающие издают шумы и звуки от ультразвуковых до инфразвуковых.

БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Немецкие ПЛ к началу войны организационно были сведены в шесть

действующих и одну учебную флотилии. До 1943 года возглавлялись командующим

подводными силами со штабом. В январе 1943 года штаб подводных сил был

превращен в отдел штаба руководства войной на море.

Неограниченную подводную войну немцы начали в 1939 году. Потоплением

4 сентября 1939 года немецкой подводной лодкой "U-30" английского,

пассажирского лайнера "Атения" начались боевые действия немецких ПЛ по

нарушению океанских коммуникаций Англии. А 15 октября 1939 года немецкая ПЛ

потопила английский линейный корабль "Роял Ок", стоявший в своей базе Скапа-

Флоу. Это был первый крупный боевой корабль, потерянный англичанами. В

течение всей войны англичане опасались больше всего немецких подводных

лодок.

При действиях немецких ПЛ на океанских коммуникациях их строили в

завесы для обнаружения конвоев противника. Число ПЛ в завесе колебалось от

5 до 22. Ширина фронта завесы доходила до 570 миль. Завесы имели форму, как

правило, прямой линии, иногда угла.

Построение ПЛ в завесы понадобились немцам потому, что они почти не

имели точных данных о движении конвоев в океане вообще и о маршруте любого

из них в частности. Отсутствие этих данных зачастую не позволяло наводить

ПЛ на конвои, и они были вынуждены действовать самостоятельно, производя

поиск и атаки конвоев в одиночку. Завесы ПЛ позволяли надежно просматривать

полосы океана шириной до 600 миль, в которых предпологалось движение

конвоев или в которых они были обнаружены, а затем потряны.

Развертывались завесы ПЛ в полосе вероятного движения конвоя с таким

расчетом, чтобы при следовании завесы ПЛ навстречу конвою обнаружение его

завесой ПЛ приходилось на светлое время суток, когда дальность обнаружения

наибольшая. Если днем обнаружить конвой не удавалось, ночью ПЛ завесы

ложились на обратный курс и шли курсом, параллельным предполагаемому курсу

конвоя, со скоростью, равной его предполагаемой скорости. Утром они снова

ложились на курс навстречу конвою.

Получив данные о месте и элементах движения конвоя, командующий

подводными силами приказанием, переданным по радио, стягивал к конвою

остальные ПЛ завесы, создавая "волчью стаю", ПЛ которые днем следовали

одним курсом с конвоем на безопасных от него расстояниях, а с наступлением

ночи сближались с ним для торпедных атак. Атаки начинали все ПЛ

одновременно по сигналу командующего, что приводило к рассредоточению

усилий кораблей охранения конвоя, отражавших атаки, и вызывало панику на

транспортах. Поэтому, несмотря на то, что ПЛ атаковали конвои в надводном

положении, потери в них в начале войны были небольшими.

Таким образом, группа ПЛ, действующая против конвоев, развернутая в

завесу, выполняла разведывательную задачу, а затем в "волчьей стае" -

задачу уничтожения транспортов конвоя.

Тактика "волчьих стай" являлась ответом немцев на организацию

англичанами океанских перевозок крупными конвоями с сильным

противолодочным охранением, Действия ПЛ в завесах и "волчьих стаях" были

выгодны, так как они повышали поисковые возможности группы ПЛ, надежно

перекрывая наблюдением завесы полосы океана большой ширины, и повышали

эффективность атак ПЛ.

Недостатками такой тактики являлись:

— усиленный радиообмен между ПЛ и командным пунктом, позволявший

англичанам определять места сосредоточения ПЛ и проводить вдали от них,

изменяя маршруты, а на обнаруженные ПЛ наводить противолодочные силы;

— зависимость действий 15-20 ПЛ группы от успешности действий одной,

которая могла обнаружить или не обнаружить конвой, и обнаружив, вести за

ним наблюдение или потерять его, доносить о нем или не иметь такой

возможности;

— сосредоточение большого числа ПЛ в надводном положении в

ограниченном районе, облегчавшее действия противолодочных поисково-ударных

групп противника, не участвовавших непосредственно в охранении конвоев.

Тактика "волчьих стай" немцев предусматривала действия ПЛ в основном в

надводном положении. Когда же развитие сил противолодочной обороны США и

Англии серьезно ограничило, а затем и воспретило возможность действия в

таком положении, действия немецких ПЛ как в "волчих стаду", так и одиночно

перестали приносить успех.

В начале 1942 года немцы нанесли первые удары по судоходству США у их

Атлантического побережья. Противолодочная оборона США в этом районе в то

время была слабой. Транспорты ходили без охранения, ночью с огнями,

одиночно и группами, данные о своем местоположении передавали по радио.

Эсминцы, несшие патрульную службу, ходили точно по графику. Работали маяки

и навигационные буи. Приказ о затемнении морской пограничной зоны

восточного побережья США был отдан лишь 18.04.1942 г., то есть через три

месяца после начала активных, боевых действий ПЛ немцев в этом районе.

Немецкие ПЛ у побережья США днем лежали на грунте на глубине 50-100 метров

в нескольких милях от маршрутов транспортов, в сумерки шли к берегу под

водой, а ночью всплывали в надводное положение для атак.

Действия ПЛ в "волчьих стаях" в прибрежных, тесных и сильно

охраняемых районах (Карибское море, район Бермудских островов) оказались

невозможными, а одиночных – весьма затруднительными. Поэтому немцы пытались

сочетать действия одиночных ПЛ с групповыми действиями.

Эффективность действий немецких ПЛ в связи с усилившимся

противодействием союзников в ходе войны неуклонно снижалась. Данные по

средним ежемесячным потерям тоннажа торгового флота союзников (в тыс. тонн)

на одну немецкую ПЛ приведены в таблице:

|Год |На одну состоявшую в списках ПЛ |На одну потерянную ПЛ |

|1940 |3.2 |101,2 |

|1941 |1.2 |62.1 |

|1942 |1,5 |73.3 |

|1943 |0.5 |10.9 |

|1944 |0.2 |3.1 |

|1945 |0.1 |1.8 |

| | |1.8 |

Неуклонное снижение эффективности действий немецких ПЛ в ходе второй

мировой войны и рост их потерь объясняются следующими причинами:

— снижением скрытности их действий из-за слабого развития подводных

тактико-технических элементов;

— отставанием в развитии их средств наблюдения (радиолокации) от

средств наблюдения противолодочных сил союзников;

— снижением подготовленности их экипажей из-за быстрого роста числа ПЛ

и сложности подготовки подводников;

— серьезными тактическими ошибками в управлении ПЛ;

— снижением морального духа немецких подводников в связи с большими

потерями в подводных лодках и поражениями сухопутных сил Германии в войне с

СССР;

— количественным и качественным ростом противолодочных сил союзников

при отсутствии активной борьбы с ними со стороны немецких ПЛ и других сил

флота немцев;

— повышение союзникам качества управления судоходством и

противолодочными силами.

С июля 1943 года пополнение тоннажа торгового флота союзников за счет

ускоренного строительства ими транспортов стало превышать потери их

тоннажа, наносимые немецкими ПЛ. Произошло это потому, что военно-

экономический потенциал союзников был выше немецкого, и немцы стали

отставать в пополнении своего подводного флота кораблями, отвечающими

требованиям войны, так как основные усилия вооруженных сил и промышленности

Германии были направлены против СССР - на восточный фронт, где уже начался

разгром военной машины немцев.

Всего за время войны немецкие ПЛ потопили кроме судов торгового флота

14 крупных надводных кораблей, 88 эсминцев и противолодочных кораблей, а

также 5 ПЛ. 91 % английских судов - жертв немецких подводных лодок -

потоплено торпедами, 6.0 % - торпедами и артиллерией, а 3.0 % -

артиллерией.

Из потерянных немцами ПЛ потоплено союзниками 699 единиц, остальные

погибли в результате навигационных аварий и по не установленным причинам.

Подавляющее число ПЛ уничтожено в надводном положении. Погибло 28000

немецких подводников. Наибольшее число ПЛ потоплено авиацией и надводными

кораблями, наименьшее – подводными лодками. По окончании войны

капитулировало 156 подводных лодок Германии, а 221 была затоплена своими

экипажами. В процессе войны немецкие экипажи оставили семь поврежденных ПЛ,

а две ПЛ сдались в плен.

БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ИТАЛЬЯНСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Итальянские ПЛ во второй мировой войне были сведены во флотилии. С

началом войны была сформирована самостоятельная атлантическая флотилия.

Итальянские ПЛ решали те же задачи, что и немецкие. Однако действовали они

иначе. В атаку выходили только в подводном положении, действовали только

одиночно, конвои длительно не преследовали. Это объясняется тем, что

итальянское морское командование неправильно представляло себе условия

боевой деятельности ПЛ. Командиры подводных лодок не умели действовать в

группах и завесах, атаковать противника, находясь в надводном положении,

прорывать охранение конвоя, идущего переменными курсами, и длительно

преследовать обнаруженного противника В результате этого успешность

действий итальянских ПЛ была в 56 раз ниже успешности действий немецких.

Всего в боевых действиях участвовало 149 ПЛ Италии. Они потопили

торговые суда союзников общим тоннажем около 930 тыс. тонн, четыре крупных

надводных корабля и две подводные лодки противника. При этом были потеряны

84 подводные лодки.

БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ АМЕРИКАНСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Подводные лодки США на Тихом океане были сведены в два соединения:

подводные силы Тихоокеанского флота и подводные силы Азиатского флота - с

командующими и штабами во главе. В начале 1942 гида подводные силы

Азиатского флота были подчинены командующему подводными силами

Тихоокеанского флота. В результате этого была достигнута полная

централизация управления подводными лодками США на Тихом океане. На

Атлантическом театре военных действий подводные лодки США были сведены в

подводные силы Атлантического флота.

В первые годы войны, когда США потеряли свои базы в юго-западной части

Тихого океана, их ПЛ оказались не только главным, но и единственным родом

сил флота, действовавшим на японских коммуникациях

Условия, в которых американские ПЛ вели боевые действия на морских и

океанских коммуникациях Японии, резко отличались от условий, в которых

действовали немецкие ПЛ на океанских коммуникациях Англии и США.

Несмотря на то что океанские и морские коммуникации имели для Японии

жизненно важное значение, отношение руководителей ее флота к их защите не

соответствовало степени важности этой задачи. В начале войны японское

судоходство было организованно плохо. Между ведомствами, осуществлявшими

перевозки, почти не было взаимодействия. Не были отработаны система

конвоирования и организация связи. Суда артиллерией почти не вооружались.

Командование объединенного флота, в котором были почти все эсминцы,

возражало против выделения их для охранения транспортов. Нередко эсминцы

самостоятельно переходили из порта в порт, и одновременно тем же путем шли

неохраняемые транспорты с ценным грузом. Командиры эсминцев к их охранению

относились с презрением. Капитаны транспортов предпочитали плавать без

охранения.

Такому отношению японцев к защите коммуникаций способствовало низкое

качество американских торпед, часто взрывавшихся преждевременно или не

взрывавшихся совсем. Однако после повышения американцами качества торпед

японцы понесли большие потери в транспортах что заставило их ввести систему

конвоев, а на транспортах установить артиллерию.

В начале войны подводные, лодки США действовали на коммуникациях

Японии одиночно. Атакуя транспорты, они почти не встречали противодействия.

Были даже случаи захода их на рейды и в гавани для атак стоявших там

кораблей и транспортов.

Для маневрирования при поиске и атаках, противника ПЛ назначались

позиции или районы крейсерства. В случаях необнаружения назначенных целей

ПЛ должны были атаковать любую цель. При погоне за обнаруженным противником

были случаи захода их на позиции соседних ПЛ, а также случаи покладки ПЛ на

грунт для уклонения от атак надводных кораблей.

Объекты атак ПЛ США по их значимости распределялись так: авианосцы,

танкеры, транспорты, эсминцы и фрегаты. До 1944 года главными целями при

атаках конвоев считались транспорты. С 1944 года первоочередными целями при

атаках конвоев стали считаться эсминцы.

В начале 1942 года ПЛ США атаковали цель в основном из-под воды,

используя для наблюдения шумопеленгаторы гидроакустических станций. На

последней стадии атаки они использовали гидролокаторы однократной посылкой

для определения дистанции до цели перед залпом. Начиная со второй половины

1942 года, после установки на ПЛ радиолокаторов, стало расти число ночных

атак и в надводном, и в подводном положениях. Атаки с перископной глубины с

использованием радиолокации стали производиться в светлое и в темное время

суток. Дистанции торпедного залпа были 3 - 20 каб. С 1944 года японские

самолеты, получив на вооружение поисковые радиолокационные станции, стали

обнаруживать подводные лодки США по работе их радиолокаторов. Это заставило

американцев жестко ограничить время использования радиолокаторов.

Были случаи, когда ПЛ США при поиске противника в надводном положении

поднимали перископ для увеличения дальности его обнаружения.

При атаках конвоев и соединений боевых кораблей отдельные ПЛ иногда

стреляли по нескольким целям одновременно. С мая 1942 года ПЛ стали

стрелять залпами из двух-трех торпед с углом растворения, а с 1943 года для

увеличения вероятности попадания - четырех торпедными и шеститорпедными

залпами.

С конца 1942 года в США стала ощущаться нехватка торпед для ПЛ. Это

вынудило их стрелять одной-двумя торпедами даже по важным целям, что,

снизив вероятность попадания, снизило и эффективность действий ПЛ. Но уже в

1943 году после ликвидации причин, вызывавших нехватку торпед,

эффективность действий ПЛ США возросла.

Против мелких судов и одиночных транспортов американские ПЛ часто

использовали артиллерию.

С весны 1944 года американские ПЛ стали широко применять групповую

тактику. В состав группы входило три - шесть ПЛ. Действуя в группе, они

совместно искали противника, развернувшись в линию, перпендикулярную его

предполагаемому курсу, с интервалами около 10 миль. ПЛ, обнаружившая

противника, оповещала о нем остальные ПЛ по радио. Сблизившись с

противником, каждая самостоятельно атаковала его.

Подводные лодки США находились в лучших условиях при поиске

противника, чем немецкие ПЛ, так как японцы в отличии от англичан и

американцев проводили свои конвои по легкообнаруживаемым и плохо защищенным

маршрутам. Кроме того поисковые возможности ПЛ СШЛ благодаря наличию

радиолокаторов были выше.

В завесах американские ПЛ выполняли, как правило, разведывательные

задачи. Однако такая форма взаимодействия ПЛ была признана неэффективной и

применялась редко.

Для решения противолодочных задач США привлекали и подводные лодки,

так как другие силы их флота не могли полностью защитить свои коммуникации

от ударов немецких и японских ПЛ. Они участвовали в прикрытии конвоев и

соединений боевых кораблей, оперативно взаимодействуя с другими

противолодочными силами.

Успешность действий ПЛ США против японских объясняется значительно

лучшей их вооруженностью радиотехническими средствами наблюдения, которые

позволяли американцам обнаруживать своего противника над водой в ночное

время и в тумане прежде, чем сами могли быть обнаружены.

Успешность атак американских ПЛ равнялась в среднем 28 %. Основным их

оружием были торпеды, хотя значительное число торговых судов было потоплено

артиллерией.

Во время второй мировой войны подводные лодки США потопили на Тихом

океане 1178 судов общим тоннажем 4.9 млн. тонн. Кроме того, они потопили

один линкор, 9 авианосцев, 12 крейсеров, 45 эсминцев, 77 противолодочных

кораблей, 10 минных заградителей и 25 подводных лодок, а также спасли 504

летчика со сбитых над океаном самолетов.

В боевых действиях участвовало 315 ПЛ, потеряно 52, погибло 3505

подводников. Из числа погибших во время войны ПЛ 41 была уничтожена

противником, а 11 потеряно в результате несчастных случаев.

Успешность действий подводных лодок США на морских и океанских

коммуникациях Японии была в пять раз выше успешности действий немецких ПЛ

на океанских коммуникациях США и Англии. Это, как и сравнительно небольшие

потери ПЛ США от ударов противника, объясняется чем, что условия их боевой

деятельности из-за слабости противолодочной обороны японцев были близки к

полигонным. Более высокая их техническая оснащенность, а также система

базирования, позволявшая им совершать сравнительно короткие по времени

переходы в районы боевых действии, также способствовали успешности

действий.

БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ЯПОНСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Перед войной у Японии было 11 типов ПЛ. В процессе войны было

построено 129 ПЛ еще 15 типов, что свидетельствует об отсутствии у японцев

четкого представления о том, какие задачи должен был решать подводный флот.

Японские ПЛ во время войны были сведены в 6 подводный флот, состоявший

из семи эскадр, включавших дивизионы, которые имели в своём составе от двух

до четырех ПЛ.

Качество управления ПЛ японцев было другим. Оно ухудшалось тем, что в

ходе войны ПЛ включались в другие оперативные объединения. Там ими

управляли люди, не знавшие тактики ПЛ и их боевых возможностей. Это

приводило к тому, что им зачастую ставились невыполнимые задачи, снижалась

скрытность их действий. Часть ПЛ передавались в подчинение командирам

военно-морских баз, которые использовали их по своему усмотрению. Все ли,

вместе взятое приводило к рассредоточению усилий подводного флота и

неоправданной гибели ПЛ.

Вплоть до 1943 года ПЛ включались японцами в боевые порядки надводных

сил. Подобные приказы способствовали гибели японского подводного флота.

Действовали японские ПЛ в Тихом и Индийском океане одиночна и изредка

в завесах. Были случаи их действия в разведывательных завесах следовавших

впереди соединений надводных кораблей. Для поиска и атак кораблей

противника ПЛ обычно назначались позиции с расстоянием между ПЛ около 30

миль. Для потопления кораблей и судов противника они применяли торпеды и

артиллерию.

Эффективность действий японских ПЛ против боевых надводных кораблей

США в течение всей войны была чрезвычайно низкой в основном потому, что

надводные корабли благодаря своей лучшей вооруженности средствами

наблюдения топили их до того, как они успевали обнаружить противника, а

также потому, что тактическая подготовка японских ПЛ была низкой. Задачи

нарушения коммуникаций противника стали выполняться японскими ПЛ только в

марте 1943 года.

В боевых действиях во время войны участвовали 192 японские ПЛ. Они

потопили

3 авианосца, 2 крейсера, 17 эскадренных миноносцев, 11 эскортных кораблей,

2 подводные лодки, всего 35 боевых кораблей США, а также около 147

транспортов противника и нейтральных стран общим тоннажем около 776 тыс.

тонн..

К концу войны в составе флота Японии было около 60 ПЛ, 130 японских

подводных лодок погибли. Успешность действий японских ПЛ была в 16 раз ниже

успешности действий американских.

БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 11 ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ АНГЛИЙСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Единого командования подводными силами в английском флоте не было. Во

время войны ПЛ были сведены в 7 флотилий численностью от 6 до 16 единиц и

каждой. Флотилии входили в состав флотов метрополии и заморских

командований.

С началом войны английские ПЛ широко использовались для

противолодочных действий у своих портов и баз, подходы к которым в то время

были основными районами боевых действий немецких ПЛ. Кроме того, они вели

противолодочные действия на путях переходов .немецких ПЛ. Однако главной

задачей в начале войны считалась борьба с немецкими надводными рейдерами

которые казались англичанам главной угрозой их судоходству.

В ходе войны ПЛ Англии привлекались для прикрытия конвоев и соединений

надводных кораблей от ударов сил противника. Случаев потопления ими ПЛ

противника при этом не было.

Наибольших успехов в борьбе с ПЛ противника английские ПЛ добились на

Средиземном море, где они потопили 23 ПЛ немцев и итальянцев, причем

большинство из них - на подходах к базам противника. Боевые столкновения

под водой чаще всего были безрезультатными из-за несовершенства ГАС и

отсутствия противолодочных торпед.

Из всех выпущенных за войну английскими ПЛ торпед в цель пинало 20 %

За время войны они выставили более 3000 мин в водах Противника, На

поставленных ими минах погибло 6 эсминцев и эскортных кораблей, 3

тральщика, вспомогательный крейсер, 34 транспорта, 7 траулеров и 8 других

судов.

Всего во время войны действовали 223 английские ПЛ. Они потопили: 9

крейсеров, 41 подводную лодку, 16 эскадренных миноносцев, 3 тральщика,

вспомогательный крейсер и 368 торговых судов общим тоннажем 826300 тонн.

Потери английских ПЛ составили 76 единиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: РАЗВИТИЕ ФЛОТА ВСЛЕДСТВИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ПЛ как род сил военных флотов не только не были побеждены

противолодочными силами во время войны, но, наоборот, показали себя

наиболее мощным и перспективным родом сил способным решать важнейшие

задачи. Боевая деятельность ПЛ в процессе войны вызвала значительный

количественный рост как самих ПЛ, так и противолодочных сил и средств.

Появлялось новое и совершенствовалось имевшееся ранее

противолодочное оружие и средства наблюдения за подводными лодками.

Надводные корабли получили на вооружение противолодочный бомбометы,

радиопеленгаторы для пеленгования радиопередач ПЛ.

На вооружении самолетов появились противолодочные ракеты,

радиогидроакустические буи, радиолокаторы сопряженные с прожекторами,

самонаводящиеся торпеды.

Необходимо также отметить, что за время войны тактика и оснащение

самих ПЛ шагнули вперед в связи с усложнившейся обстановкой, в которой им

приходилось действовать.

В целом, необходимо отметить, что опыт боевого применении ПЛ ни Второй

Мировой войне задал направление развития ПЛ на современном этапе и

расставил приоритеты в значимости родов сил военно-морских флотов всего

мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хияйнен Л.П., Развитие зарубежных подводных лодок и их тактика, М.,

Военное издательство, 1988

2. Глубинный дозор, сост. Ю. Сорокин, М., Молодая гвардия, 1978

3. Горшков С.Г., Морская мощь государства, М., Воениздат, 1979

4. Суздалев Н.И., Подводные лодки против подводных лодок. М.,

Воениздат, 1970


© 2010 Современные рефераты