Распределение сил, средств, ресурсов на избранном направлении их применения. Основы метода обоснования распределения
Распределение сил, средств, ресурсов на избранном направлении их применения. Основы метода обоснования распределения
Н.С. ВОЛГИН
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ, СРЕДСТВ, РЕСУРСОВ НА ИЗБРАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ИХ
ПРИМЕНЕНИЯ. ОСНОВЫ МЕТОДА ОБОСНОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
О наличии проблемы, указанной в заголовке, свидетельствует опыт. Он же
говорит и об ошибочности весьма распространенного стереотипа обязательной,
якобы, целесообразности концентрации усилий на одном участке (районе,
объекте) избранного направления применения сил.[1] Весьма поучителен в том
отношении опыт Первой мировой войны.
Первая мировая война во втором ее периоде имела позиционный характер.
Причина: преимущество средств и систем обороны перед средствами и системами
наступления. Фортификационные системы обороняющихся состояли из большого
числа полос, включающих многие линии траншей, огневые точки, ряды
проволочных заграждений. Наступающие цепи противника выкашивались
пулеметным огнем, шрапнелью, картечью, фугасными снарядами различных
калибров. Всему этому наступающая сторона могла противопоставить лишь живую
силу и артиллерию, т.к. танки, авиация того времени еще не являлись
реальной силой. Дело существенно осложнялось несправедливым характером
войны, что поняли народы. Поэтому наступать приходилось густыми цепями,
чтобы прослаивать массы наступающих солдат офицерами и унтер-офицерами во
избежание дезертирства солдат и уклонения их от боя.[2]
По указанной причине командование наступающей стороны стремилось
создать решающее превосходство над противником в пехоте и артиллерии на
участке прорыва.[3] Однако экономика, транспорт того времени требовали для
этого длительной подготовки. Противник успевал выявить факт, направление,
цель готовящегося удара и усиливал на опасном участке свою оборону. Низкие
темпы наступления позволяли обороняющемуся маневрировать силами и в ходе
сражения. В результате наступление заканчивалось неудачей еще в тактической
зоне обороны противника. Типичными примерами такой подготовки и проведения
наступательных операций являются сражение под Верденом и на р. Сомма [5].
Германское командование, готовя наступление под Верденом (1916г.)
преследовало цель вывезти из войны Францию. В результате длительной
подготовки было достигнуто трех-пятикратное превосходство над противником в
пехоте и артиллерии на участке прорыва шириной 15 км. Противник выявил
подготовку наступления, укрепил оборону на опасном участке. В результате
шестимесячных боев немцы продвинулись лишь на 6 км (в среднем I км
продвижения за I месяц боев), потеряли 600 тыс. человек убитыми (в среднем
100 тыс. убитых на I км продвижения), но не достигли цели. Французы
потеряли убитыми 360 тыс. человек. Итог Верденской мясорубки: на клочке
земли размером 15 ( 6 кв. км было зарыто в землю I млн. человек убитых и
отравленных газами, более 4 млн. человек было искалечено, в том числе и
газами.
Наступление англо-французских войск на р. Сомма (1916г.) имело
конечной целью вывести из войны Германию. Длительная подготовка позволила
достичь многократного превосходства над противником в живой силе и
артиллерии на участке шириной 40 км, использовать танки. Артиллерийская
подготовка длилась 7 дней. Германское командование успело укрепить свою
оборону. За 4,5 месяца боев союзники продвинулись на 10 км (в среднем около
2 км продвижения за I месяц боев), потеряли 8OO тыс. человек убитыми (в
среднем 8О тыс. убитых на I км продвижения). Цель операции не была
достигнута. Потери немцев составили 500 тыс. человек. Итог сражения: на
участке фронта площадью 40 x 10 кв. км было зарыто в землю свыше I млн. 300
тыс. человек. Более 4-5 млн. человек было ранено и искалечено.
Во французских частях начались революционные волнения. Их подавили,
расстреливая каждого десятого.
Несколько отличной по подготовке и проведению была операция с
ограниченной целью английских войск у Камбре (1917г.). Ширина полосы
прорыва составляла 12 км. Подготовка проводилась в короткий срок и скрытно.
Артиллерийская подготовка не осуществлялась. Англичане использовали в
операции 476 танков и около I тыс. самолетов. Однако во время прорыва
тактической зоны обороны противник подтянул резервы, и дальнейшее
продвижение англичан было остановлено. Потери сторон: по 40 тыс. человек
только убитыми.
Резко отличающейся по замыслу, подготовке и результатам явилась
наступательная операция русских войск Юго-западного фронта под
командованием генерала А.А. БРУСИЛОВА - Брусиловский прорыв (1916г.). Цель
операции - отвлечь резервы и внимание германского командования, обеспечивая
тем самым операции англо-французских войск. Русские войска практически не
имели превосходства над противником в живой силе и технике. Учитывая это
обстоятельство, а также невозможность скрыть факт подготовки
наступления,[4] Брусилов отказался от общепринятого способа тарана позиций
противника. Он назначил 13 участков прорыва на фронте 450 км и никому (даже
в Ставке) не указал главный из них. В этих условиях противник не мог в ходе
операции усиливать "неблагополучные" участки за счет "благополучных": тогда
благополучные участки становились бы неблагополучными. Противнику только
оставалось снимать силы со своих Западного и Южного (против Италии)
фронтов, что и требовалось целью операции. Число участков прорыва было
определено на основании опыта войны, который показал, что на
самостоятельном направлении могла действовать группировка в составе не
менее двух армейских корпусов с частями усиления. На каждом участке
создавалась полутора-двухкратное превосходство в силах над противником.
Кроме того, предусматривалась система взаимосвязанных мероприятий,
усиливающих ударный потенциал каждой группировки. Так, инженерная
подготовка обеспечивала начало атаки за 150-200 м от траншеи противника
вместо общепринятых 1 - I,5 км. Артиллерийская подготовка велась стрельбой
не по площадям (общепринятый тогда прием), а прицельно по конкретным целям.
Это обеспечивалось массовой аэрофотосъемкой позиций противника (впервые в
мире). Этот способ разведки еще и маскировал интерес русского командовать к
различным участкам фронта. Впервые в мире артиллерия фронта сводилась в
группы по предназначению (уничтожение огневых точек, разрушение траншей,
проволочных заграждений) с гибким централизованно-децентрализованным
управлением. Предусматривались (впервые в мире) способы наступления пехоты
за огневым валом артиллерии и способ последовательного сосредоточения ее
огня. Эти мероприятия (показаны не все) повышали эффективность удара сил
как непосредственно, так и косвенно - за счет элемента их внезапности и
новизны.
Эффективная основная идея замысла, многочисленные "впервые в мире ..."
при определении содержания и способов выполнения основных и частных задач,
мероприятий обеспечения, взаимодействия, высокого профессионализма и
верность долгу командного состава, стойкость солдат определили успех
операции. За 3,5 месяцев боев войска фронта продвинулись на 80-120 км.
Противник потерял убитыми и плененными 1.5 млн. человек. Было захвачено 600
орудий. Австро-Венгрия не смогла далее оправиться от поражения и перестала
существовать. Противник сумел остановить наступление только сняв силы с
Южного фронта (была спасена полу разгромленная Италия) и со своего
Западного фронта, что облегчило положение союзников (в который раз (!) и
все не в коня корм). Таким образом, цель операции была достигнута. Потери
русских войск в операции составили 500 тыс. человек убитыми. Если учесть
ширину фронта наступления и глубину прорыва, то потери были в 300-200 раз
меньшими, а темпы наступления в 20-30 раз большими, чем у наступающих под
Верденом на р. Сомма, и была достигнута цель операции.
Анализ истории военного искусства показывает, что Брусилов в новых
условиях повторил основы замысла А.В. СУВОРОВА при штурме Измаила - штурм
крепости одновременно на нескольких (шести) участках. Общее в условиях
обстановки у обоих полководцев: отсутствие превосходства в силах (1,1 : 1 у
Брусилова, 1 : 1.3 у Суворова), невозможность скрыть факт подготовки и
многие существенные элемент замысла. Разница в обстановке: у Суворова
противник не мог подбрасывать подкрепления извне и был полностью
разгромлен; у Брусилове мог, и поэтому (главным образом) наступление войск
фронта было остановлено.
Дальнейшее изучение истории военного искусства дает массу разноречивых
фактов: как сосредоточенное, так и рассредоточенное применение сил на
избранном направлении приводили в ряде случаев к успеху, а в других случаях
- к неудаче при выполнении силами поставленной задачи наступательного
характера. Чтобы выявить основные закономерности, свойственные различным
вариантам распределения сил и определяющие исход их действий, необходимо
использовать закон единства и борьбы противоположностей (см. диалектический
метод познания). При этом становится очевидным:
1.Существуют диалектические противоположности (альтернативы)
-концентрация усилий на одном участке избранного направления и
рассредоточение действий' сил на нескольких его участках.
2.Этим диалектическим противоположностям (альтернативам) соответствуют
следующие диалектические противоречия (то есть сильные и слабые стороны
альтернатив, их свойства, особенности - с точки зрения цели действий сил):
а) При концентрации усилий на одном участке возможно добиваться
значительного превосходства над противником на этом участке;
упрощается управление, в том числе, при выполнении последующей задачи.
Однако требуется изначальное превосходство в силах, говоря шире -
способность срывать контрудары, контратаки (противодействие)
противника на других участках избранного направления (например, удары
по флангам наступающих сил). Но главное - необходима скрытность
подготовки сил, иначе выполнение задачи будет сорвано.
б) При рассредоточении усилий на несколько участков возможен успех
(прорыв обороны противника) при отсутствии общего превосходств в
силах, при невозможности скрыть факт подготовки и замысел действий
(многие его существенные элементы). Однако состав сил наступающей
стороны должен позволить создать полноценные группировки (группы) сил
на всех участках, добиться там превосходства над противником (что
возможно только при проведении комплекса мероприятий обеспечения,
взаимодействия, дезинформации и т.д.). Противник должен быть лишен
возможности (в том числе и благодаря высоким темпам наступления)
усиливать свою оборону за счет привлечения сил извне. Необходимо также
считаться и с усложнением управления силами, особенно при выполнении
последующих задач.
Между указанными противоположностями и противоречиями (см. выше
п.п.1,2) лежит широкий спектр решений, учитывающих конкретные условия
обстановки и несущих отпечаток творческих особенностей командования.
Знание изложенных выше закономерностей (даже более детально oписанных)
не позволяет непосредственно классифицировать сложившуюся ситуацию с точки
зрения варианта и содержания распределения сил; разработать необходимые
мероприятия обеспечения, взаимодействия, организацию функционирования
системы управления, мероприятия военной хитрости, дезинформации,
маскировки. Необходим метод, учитывающий как изложенные выше
закономерности, так и особенности работы командования (стрессовые ситуации,
дефицит времени, наличие активного противника, неопределенности в
обстановке). Отсюда требования к методу: регламентация творчества,
исключающая, однако, шаблонность мышления; органическое включение в процесс
творчества методов объективного раскрытия закономерностей и обоснования
элементов решение Ныне существующими методами являются использование
результатов накопленного опыта, логика (качественный анализ), натурное
моделирование (КШУ, военные игры), математическое моделирование на базе
современных компьютерных и информационных технологий.
Ядром метода является использование закона о единстве и борьбе
противоположностей. Так ли это? Критерий истины – практика. На рисунке 1
показана схема творческой работы генерала А.А.Брусилова при обосновании
распределения сил в уже упоминавшейся наступательно операции фронта. Схема
разработана на основании анализа известных фактов: замысла наступательной
операции, действий штаба фронта, способов применения сил. Схема не является
полной, что показано пунктирными линия ми и прямоугольниками. На схеме
отражены основные этапы творчества:
1) Формулирование цели действий сил на начальном этапе операции (опущена
оценка замысла противника).
2) Выявление факторов обстановки, объективно влияющих на достижение цели
(это есть основные диалектические противоположности; они действуют на
всех этапах управляемого процесса).
3) Разработка (с учетом п.п.1,2) системы альтернативных мероприятий
(системы диалектических противоположностей; на рис. 1 отражены лишь
некоторые из них). Каждое из мероприятий влияет на достижение цели
«через» соответствующий фактор обстановки (или первый, или второй, ...,
или К-й).
4) Выявление главных диалектических противоположностей, существенно
влияющих на данном этапе операции. В рассматриваемом случае ими являются
распределение сил (их сосредоточение – рассредоточение) и время
подготовки операции. Остальные альтернативные мероприятия составляют
подсистему обеспечивающих мероприятий - альтернатив.
Далее генерал А.А. Брусилов комплексно оптимизировал всю систему
диалектических противоположностей, учитывая значимость главных
обеспечивающих мероприятий. В качестве инструментов оптимизации он
использовал результаты анализа накопленного опыта и логические построения
(А.А. Брусилов был блестящий аналитик). В результате им был разработан
замысел на операцию (его основная идея и некоторые элементы были изложены
выше). Вывод: генерал А.А. Брусилов мыслил» выполнял творческую работу,
используя диалектический метод познания. Это позволило ему увидеть систему
альтернативных мероприятий и, значит, систему направлений оптимизации,
способствовало исключению шаблона в творчестве и, как итог, содействовало
разработке эффективного замысла, успеху операции и снижению потерь.
Для сравнения на рис.2 показаны результаты анализа накопленного опыта
генералитетами Англии, Германии, Франции. Эти результаты использовались ими
при подготовке и проведении наступательных операции. Как можно видеть, не
были выявлены основные альтернативы, свойственные наступательным операциям,
то - есть генералитет указанных стран не умел выявлять системы
диалектических противоположностей и противоречий. Это и есть неумение
мыслить диалектически с его последствиями - неспособностью к оптимизации,
шаблонность в творчестве и действиях. Итог - обязательный срыв выполнения
поставленной задачи, кровавые потери.
В связи с этим важно подчеркнуть: успехи А.В. Суворова, А.А. Брусилова
были достигнуты не благодаря превосходству в силах (его не было) и не за
счет больших потерь (они были сравнительно невелики, если учесть
достигнутые результаты и условия обстановки). Успехи
[pic]
[pic]
Успех этих полководцев есть исключительно результат преимущества их
стиля, метода творчества над методами творчества противников. К аналогичным
выводам можно придти, анализируя другие операции, боевые действия прошлого
[1,5,7]. Конечно, существуют и другие факторы, влияющие на исход выполнения
силами задач (справедливый и несправедливы! характер войн; подготовленность
войск, сил; качество вооружения и техническая оснащенность; организаторские
способности командования и т.д.). Однако решение командующего, командира
есть основа управления, этим определяется роль метода творчества.[5]
Анализ истории военного искусства свидетельствует, что все сказанное
выше о принципах, закономерностях распределения сил, методах обоснования
распределения сил при ведении наступательных действий справедливо и для
оборонительных действий. Примеры: оборона Москвы и Ленинграда (оперативно-
стратегический масштаб) [5]; отражение наступления танковых соединений
Гудериана в направлении Кашира - Москва силами I гвардейского
кавалерийского корпуса под командованием генерал-майора П.А. Белова
(тактический масштаб).
Важный вывод анализа истории военного искусства: пассивные действия
гибельны для слабой обороняющейся стороны; условия обстановки типичны для
применения обороняющейся стороной принципа Суворова - Брусилова
распределения сил и средств.[6]
Завершая изложение темы отметим, что все разработанные положения
справедливы при управлении соединениями и объединениями всех видов
Вооруженных Сил, в том числе, ВМФ. Необходимо подчеркнуть особо
актуальность использования принципа Суворова-Брусилова при решении
различных задач управления войсками (силами) в современных условию
состояния страны и ее Вооруженных Сил в частности, это касается обоснования
базирования сил флота, судостроительных и авиастроительных программ
(распределение ограниченных ассигнований при определении судьбы, состояния,
развития родов сил, классов кораблей, авиации, других систем с учетом
ответных мер вероятного противника). Существуют также многочисленные
примеры, свидетельствующие о целесообразности интерпретации изложенных
положений распределения войск, сил на ситуации решения задач распределения
ресурсов, возникающих в ходе проектно-конструкторских работ (например,
распределение водоизмещения корабля между системами оружия и различными
системами технических средств; распределение ресурсов, времени, организация
взаимодействия между коллективами конструкторов систем и технологов и т.д.
[3,4,8]).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ истории военного искусства позволяет выявить закономерности,
свойственные распределению сил и средств на избранных направлениях их
применения. Диалектическими противоположностями (альтернативами)
распределения являются сосредоточение усилий на одном уз-кок участке
(районе, объекте) и рассредоточение на нескольких участках (районах,
объектах). Диалектическим противоположностям соответствуют диалектические
противоречия, т.е. сильные и слабые стороны, свойства альтернатив. Это
обуславливает факт предпочтительности различных альтернатив в различных
условиях обстановки. Оптимизация распределения однородных сил на избранном
направлении включает:
а) обоснование выбора эффективной альтернативы - один участок или
несколько участков применения сил; в последнем случае целесообразное (в
пределе - оптимальное) число участков;
б) разработка мероприятий обеспечения, управления, взаимодействия сил,
дезинформации противника и т.д. с целью усилить сильные стороны
избранного варианта п."а", ослабить его слабые стороны. Выполнение п.п.
"а","б* осуществляется совместно. Если распределяются разнородные силы,
то число вариантов этих пунктов возрастает.
Для обоснованного распределения сил и средств нужен метод. Его ядро -
использование закона единства и борьбы противоположностей (диалектический
метод познания). Все победоносные командиры, руководители применяли этот
закон, не применявшие - обязательно терпели неудачу. Раньше применение
этого закона (в сочетании с использованием различных методов раскрытия
закономерностей управляемых процессов) было стилем работы талантливых
одиночек. Современные условия требуют целенаправленного применения такого
стиля работы на всех уровнях и этапах управления и с обязательным
использованием математического моделирования на базе существующих (с учетом
перспективных) компьютерных и информационных технологий.
Принципы и методы распределения сил и средств в оперативно-тактической
области имеют место и в других областях творческой деятельности
руководителей, а также при выполнении проектно-конструкторских работ.
Высокую актуальность при нынешнем состоянии страны, ее Вооруженных сил
и геополитической обстановке имеет принцип Суворова-Брусилова. Для
обеспечения эффективной творческой работы командующих, командиров, всего
состава органов управления разработана методология эвристической
оптимизации с использованием математического моделирования. Ее основы
изложены в [1,2].
-----------------------
[1] Можно также показать, что аналогия - "наносить удар кулаком, а не
растопыренными пальцами" - вообще не применима в данном случае, т.к. здесь
не учитывается важное обстоятельство противодействия противника удару.
[2] В России к этому времени было около 2 млн. дезертиров.
[3] Большое внимание на Западе, уделялось также созданию и использованию
новых средств ведения войны (появились отравляющие вещества, развивалась
авиация).
[4] А.А. БРУСИЛОВ учитывал при этом особенности тогдашней обстановки в
России: разруха на транспорте, наличие прогерманских настроений в высших
эшелонах власти и среди руководства многих экономических структур [6].
[5] «Война это - не кто кого перестреляет. Война - это кто кого
передумает.» (Б. Васильев А зори здесь тихие).
[6] Можно рекомендовать читателям проанализировать трагедию Югослав!
подвергшейся агрессии со стороны стран НАТО. Поучительно представь
(гипотетически) ход и исход событий в Югославки, если бы там использовались
способы отражения действий агрессора, применявшиеся советским командованием
в 1941-45г.г.
|