Рефераты

Танки капиталистических стран

случаях между основным и дополнительным бронированием возможно размещение

наполните-ля, повышающего, например, стойкость к воздействию кумулятивных

снарядов. В час-тности, такие мероприятия в отношении танков серии М60 в

инициативном порядке предложены американской фирмой «Теледайн».

Перспективным направлением считается также локализация заброневых

повреж-дений. Жизненно важные элементы танка стремятся располагать так,

чтобы уменьшить вероятность выхода из строя всей машины даже при пробитии

ее брони снарядом. С этой целью боеприпасы изолируют броневыми

перегородками, а топливо размещают в защищенных баках в периферийных

областях внутреннего пространства.

Западные специалисты вместе с тем отмечают, что мероприятия по

повышению защищенности танков ведут к неизбежному возрастанию их веса.

Поэтому проблемы усиления защиты они связывают с выполнением требований к

танкам по подвижности.

Подвижность. В зарубежном танкостроении, как сообщает иностранная

печать, просматривается устойчивая тенденция к повышению средних скоростей

движения танков в различных дорожно-грунтовых условиях, улучшению их

динамических и ма- невренных качеств. Прежде всего это заключается в

увеличении удельной мощности за счет использования более совершенных

двигателей. Если у танков второго поколения она составляла 15-20 л.с./т, а

к перспективным танкам предъявляются еще более высо-кие требования.

Существенным шагом вперед в танковом двигателестроении иностранные

специ-алисты считают создание американской фирмой «Авко Лайкомигн»

газотурбинного двигателя (ГТД) АGТ-1500 мощностью 1500 л.с., который

установлен на танке М1 «Абрамс».

В последние годы за рубежом было создано несколько новых танковых

дизель-ных двигателей, в том числе: западногерманский 12-цилиндровый

многотопливный ди-зель водяного охлаждения МВ-873 (мощность 1500 л.с.),

американский 12-цилиндро-вый двигатель воздушного охлаждения с переменной

степенью сжатия AVCR-1360 (1500 л.с.) и английский CV-12 (1200 л.с.).

Иностранные специалисты - сторонники дизеля считают, что он еще имеет

доста-точные резервы для совершенствования. Так, в настоящее время

американская фирма «Камминс» ведет работы с «адиабатическим» двигателем,

камеры сгорания которого покрыты изоляционной керамикой. Наряду с масляным

охлаждением поршней, приме-неным на дизелях французской фирмы «Ситроен»,

это, по мнению западных экспертов, позволило бы значительно упростить

систему охлаждения и обеспечить выигрыш в ве-се, объеме и мощности при

снижении удельного расхода топлива до уровня 135 г/л.с.ч. Во Франции

разрабатывается дизельный двигатель, в котором используется дополни-тельная

камера сгорания, предназначенная для повышения производительности турбо-

нагнетателя. Это может обеспечить увеличение выходной мощности и улучшение

прие-мистости двигателя. Однако французские специалисты отмечают, что он

пока является очень сложным и неэкономичным.

Трансмиссии, применяемые на зарубежных танках, являются механическими

или гидромеханическими. Первый тип считается менее современным. На новых

танках М1 «Абрамс» и «Леопард-2» установлены гидромеханические трансмиссии

«Аллисон» Х-1100 и HSWL-354 соответственно. Каждая из них включает

комплексную гидродина-мическую передачу с блокировочным фрикционом,

четырехступенчатую автоматичес-кую коробку передач и дополнительный привод

механизма поворота с гидрообъемной передачей, а также гидравлический

замедлитель. Трансмиссии второго типа разработа-ны также в

Великобритании для танков «Челленджер» (TN37) и во Франции для

АМХ-30В2 и АМХ-32 (ENC200).

В качестве перспективного направления совершенствования

гидромеханических трансмиссий рассматривается установка гидрообъемной

передачи (ГОП) не только в дополнительной, но и в основной силовой поток

параллельно с механической ветвью таким образом, чтобы с увеличением

скорости движения через ГОП передавалась все меньшая часть мощности

двигателя.

В иностранной печати подчеркивается, что важнейшим условием повышения

подвижности танков является совершенствование их подвески. Большинство

основных танков имеет индивидуальную торсионную подвеску. За счет

использования в послед-ние годы высоколегированных сталей и специальных

методов механической обработки работоспособность торсионных валов резко

возросла, что позволило увеличить динами-ческий ход катков. Кроме того,

были разработаны более совершенные конструкции двухвальных торсионов (вал в

трубе). Наряду с повышением характеристик амортиза-торов это привело к

увеличению средней скорости танков.

Однако зарубежные специалисты считают, что значительно лучших

результатов можно добиться за счет использования гидропневматической

подвески. В настоящее время ею оснащены два серийных танка - шведский Strv-

103В и японский «74».Такие подвески обладают нелинейной характеристикой и

имеют ряд других преимуществ: возможность совместить в одном узле рессору и

демпфер, удобство компоновки и т.д.

Компоновка. Для современных танков наиболее характерна ставшая

классичес-кой компоновка, при которой основное оружие размещается во

вращающейся башне, силовая установка и агрегаты трансмиссии - в кормовой

части корпуса, а члены эки-пажа располагаются раздельно: водитель - в

носовой части корпуса, остальные - в башне. Она обладает рядом преимуществ

по сравнению с другими схемами, имеющими по этой причине ограниченное

распространение.

В то же время отмечается, что классической компоновке присущи и

определен-ные недостатки (высокий силуэт машины, большие размеры башни,

трудности созда-ния надежной защиты от современных противотанковых средств

и оружия массового поражения), которые заставляют западных конструкторов

вести постоянный поиск но-вых решений. Так, в ФРГ по программе создания

танка «Леопард-3» было разработано несколько проектов танков, имеющих

различную компоновку: размещение двух танко-вых пушек калибра 105-120-мм в

корпусе (казематная установка), одной 105-мм пушки в башне с ограниченным

углом поворота (+90, -90 град) и с наружной установкой ору-дия на

поворотной платформе.

Первая схема обеспечивает снижение общей массы танка, повышает его

защище-нность и огневую мощь (при стрельбе по неподвижным целям). Поскольку

наведение оружия в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом всей

машины, стрельба с ходу по движущейся цели затруднена.

Использование башни с ограниченным вращением позволяет уменьшить общую

высоту машины и улучшить ее защиту за счет компоновки моторно-

трансмиссионного отделения «по вертикали», однако при этом приходится

сдвигать башню вперед, что усложняет применение длинноствольных пушек.

Иностранные специалисты считают, что возможность создания компактного,

хорошо защищенного корпуса и обеспечение малой проекции башни танка дает

схема с наружной установкой пушки. Такой способ исследуется в нескольких

странах Напри-мер, в Швеции проводятся испытания легкого танка (на базе БМП

«Мардер») с наруж-ной установкой 105-мм пушки. Примерно также выполнена

компоновка американской опытной машины HSTV-L. Как отмечается в зарубежной

прессе, со временем машины с наружной установкой вооружения могут стать

реальными конкурентами обычных ба-шенных танков, но для этого нужно решить

две проблемы: автоматизировать заряжа-ние и обеспечить дистанционное

управление орудием.

В настоящее время в некоторых западных странах созданы или

разрабатываются танки, компоновка которых является компромиссом между

классической схемой и но-выми решениями. Так, в израильском танке «Меркава»

моторно-трансмиссионное отде-ление расположено в носовой части корпуса,

обеспечивая дополнительную защиту эки-пажа. Однако при этом ухудшается

доступ к двигателю и агрегатам трансмиссии для их обслуживания и ремонта,

увеличивается их уязвимость.

Дальнейшее развитие подобной компоновки предлагается швейцарской фирмой

«Контравес» для танка NKPz. Отличительные его особенности: уменьшение

численнос-ти экипажа до трех человек, использование автомата заряжания,

переднее расположе-ние моторно-трансмиссионного отделения, а также

размещение боеукладки, топливных баков, аккумуляторных батарей в

изолированных отсеках в корме корпуса.

Таким образом за рубежом, и прежде всего в странах НАТО, проводятся

интенси-вные работы, направленные на дальнейшее развитие отдельных боевых

свойств и по-вышение эффективности танков, которые, по мнению иностранных

военных специали-стов, продолжают оставаться важнейшим элементом в системе

вооружений сухопутных войск.

Танки армий капиталистических стран

Зарубежные военные специалисты считают, что танки и сегодня, несмотря

на появление эффективных противотанковых средств, остаются главной ударной

силой сухопутных войск при ведении боевых действий в условиях применения

как обычного, так и ядерного оружия.

Основу танковых парков армий развитых капиталистических стран

составляют танки так называемого второго послевоенного поколения,

поступившие на вооружение в первой половине 60-х годов. В иностранных

публикациях их часто называют основ-ными боевыми танками. Они имеют

традиционную (классическую) компоновку с раз-мещением пушки во вращающейся

башне, силовой установки и трансмиссии в кормо-вой части машины, а экипажа

раздельно (командир, наводчик и заряжающий - в баш-не, а механик-водитель -

в носовой части корпуса). Исключение составляет шведский безбашенный танк

STRV-103В.

В 70-х годах в ряде капиталистических стран была проведена модернизация

этих танков, направленная главным образом на увеличение их огневой мощи за

счет стаби-лизации пушечного вооружения, совершенствования боеприпасов и

внедрения совреме-нных систем управления огнем. Одновременно в США и ФРГ

велась разработка танков нового поколения. Как отмечалось в зарубежной

прессе, принятые на вооружение аме-риканский танк М1 «Абрамс» и

западногерманский «Леопард-2» по своим боевым свойствам в 1,5-2 раза

превосходили существующие образцы. С 1983 года в сухопут-ные войска

Великобритании поступает танк «Челленджер». Опытные образцы новых танков

созданы во Франции, Италии, Японии и Бразилии. Все они имеют многослой-ное

бронирование корпуса и башни, оснащены мощными двигателями, вооружены 120

мм пушками, оборудованы новейшими системами управления огнем.

В последние годы получила распространение так называемая динамическая

за-щита, или «активная броня», представляющая собой набор накладок с ВВ,

устанаыли-ваемых поверх основной брони корпуса и башни. Впервые она была

применена в 1982 году на танках «Центурион», М48 и М60, использовавшихся

Израилем против Ливии. Новые зарубежные танки оснащаются эффективными

автоматическими быстродейству-ющими системами противопожарного

оборудования. Внедряются более совершенные системы управления огнем. В

настоящее время созданы качественно новые боеприпасы для танковых пушек, в

первую очередь бронебойные подкалиберные оперенные снаря-ды с отделяющимися

поддоном.

Основные усилия при разработке перспективных танков направлены, как и

преж-де, на увеличение их огневой мощи, повышение подвижности, улучшение

защиты. При этом западные специалисты подчеркивают важность внедрения в

танкостроение после-дних научно-технических достижений, что позволит танкам

сохранить роль одного из основных боевых средств в системе вооружений

сухопутных войск. Так, например, сей-час в США прорабатывается вопрос об

использовании на будущих танках электромаг-нитных пушек.

США занимают ведущее место в капиталистическом мире по уровню развития

бронетанковой техники. Значительное количество американских танков было

поставле-но странам блока НАТО и другим государствам.

Основу танкового парка армии США (включая национальную гвардию и

резерв) составляют танки М60А3 (более 7000 единиц) и М1 «Абрамс» (около

5000). Кроме это-го, имеются более 600 танков М60, а в подразделениях

национальной гвардии насчи-тывается до 1500 танков М48А5 (в дальнейшем их

планируют заменить на М60А3). Та-нки М60А2 с ракетно-пушечным вооружением

из сухопутных войск изъяты и засклади-рованы с целью переоборудования в

танковые мостоукладчики, саперные танки и ин-женерные машины разграждения.

Танк М60А3 является модернизированным вариантом танка М60А1. В сухопут-

ные войска поставлялся с 1979 года его корпус и башня литые. В качестве

основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка М68,

стабилизированная в двух пло-скостях наведения. С ней спарен 7,62-мм

пулемет. Механизмы наведения пушки и по-ворота башни электрогидравлические.

В систему управления огнем входят лазерный дальномер и электронный

баллистический вычислитель, а также необходимые датчики. У наводчика

установлен тепловизионный прицел AN/VGS-2, а другие члены экипажа

используют бесподсветочные приборы ночного видения.

Во вращающейся башенке смонтирован 12,7-мм пулемет для стрельбы по

назем-ным целям. Наблюдение осуществляется через восемь стеклоблоков по

периметру ба-шенки и перископический прицел в передней ее части.

Боекомплект танка составляют 63 выстрела, 5950 патронов (калибра 7,62-мм) и

900 патронов (12,7-мм).

На М60А3 установлены 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель AVDS-

1790-2А воздушного охлаждения и гидромеханическая трансмиссия «Кросс-

Драйв». Подвеска индивидуальная торсионная, с гидравлическими

амортизаторами на первом, втором и шестом катках.

Танк оснащен фильтровентиляционной установкой, обогревателем,

автоматичес-кой системой противопожарного оборудования (ППО), радиостанцией

и танковым пе-реговорным устройством. Водные преграды глубиной 2,4 м

преодолеваются после пре-дварительной подготовки, а до 4 м - при

использовании оборудования для подводного вождения. Дымовые завесы могут

ставиться с помощью термодымовой аппаратуры или отстрелом дымовых гранат

(смонтированы на бортах башни).

Танк М1 «Абрамс» принят на вооружение армии США в 1980 году. Как отмеча-

ется в зарубежной прессе, по своим боевым свойствам он существенно

превосходит М60А3, особенно в плане защиты. Корпус и башня сварные. В их

передней части при-менено многослойное бронирование (подобно английской

броне «чобхэм»). Борта кор-пуса и отдельние элементы ходовой части прикрыты

броневыми экранами. Характер-ным для танка М1 «Абрамс» является большой

угол наклона верхнего лобового листа корпуса (при закрытом люке механик-

водитель занимает положение полулежа). Значи-тельное внимание было уделено

изоляции экипажа от боеприпасов и горючего путем установки броневых

перегородок. Имеется автоматическая система противопожарного оборудования,

в которой в качестве огнетушащего состава используется сжиженный газ хэлон.

Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой М68Е1, представляющей собой

несколь-ко усовершенствованный вариант орудия танков серии М60. Пушка

стабилизирована в двух плоскостях наведения. Приводы наведения

электрогидравлические. В систему уп-равления огнем входит электронный

баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах.

Лазерный дальномер встроен в основной комбинированный (дневной и ночной)

перископический прицел наводчика, который связан с приставкой командира. У

наводчика есть также вспомогательный телескопический прицел.

Основу боекомплекта составляют выстрелы с бронебойными подкалиберными

снарядами. Из 55 выстрелов 44 размещены в изолированном отсеке задней части

баш-ни. Доступ к ним осуществляется посредством открывания бронированных

перегоро-док.

На М1 «Абрамс» впервые в зарубежном танкостроении установлен газотурбин-

ный двигатель AGT-1500, обеспечивающий танку довольно высокую подвижность.

Трансмиссия автоматическая гидромеханическая (четыре передачи переднего

хода и две заднего). Подвеска торсионная, с лопастными гидравлическими

амортизаторами на первом, втором и седьмом опорных катках. Гусеницы имеют

резинометаллические шарниры и съемные резиновые подушки.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения,

обогревателем, радиостанцией и шестиствольными гранатометами для постановки

дымовых завес.

В 1986 году начались поставки в сухопутные войска США

модернизированного варианта танка М1А1 «Абрамс». Всего планируется

выпустить около 4200 единиц. Основным отличием его от базовой модели

является наличие 120-мм гладкоствольной пушки, такой же, как

западногерманском танке «Леопард-2». Боекомплект снижен до 40 выстрелов.

Несколько усилена броневая защита башни.

В связи с увеличением боевой массы (57 т.) были частично

усовершенствованы трансмиссия, бортовые передачи и подвеска. В дальнейшем

возможно применение гид-ропневматической подвески. Для улучшения защиты

экипажа при действиях на зара-женной местности наряду с индивидуальными

средствами (противогазами) танки М1А1 «Абрамс» оснащаются системой создания

избыточного давления в боевом отде-лении. На последующих образцах

планируется устанавливать более совершенные эле-менты системы управления

огнем, в том числе лазерный дальномер (на углекислом га-зе) и новый прицел

командира. Для обеспечения действий в темное время суток будут

использоваться тепловизионные приборы.

На вооружении сухопутных войск Великобритании состоит около 1300

танков, основную массу которых (более 900 единиц) составляют танки

«Чифтен». С марта 1983 года поставлено около 300 новых танков «Челленджер».

Снятые с вооружения танки «Центурион» используются главным образом в

учебных целях.

Танк «Чифтен» находится в английских сухопутных войсках уже 25 лет. По

мне-нию иностранных специалистов, он обладает довольно надежной защитой,

хотя это и привело к увеличению его боевой массы. Верхний лобовой лист

корпуса имеет боль-шой угол наклона. Особенностью танка является то, что

механик-водитель в боевом положении находится полулежа.

Основное вооружение танка «Чифтен» - 120-мм нарезная пушка L11А2,

стабили-зированная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм

пулемет. Есть также пристрелочный пулемет калибра 12,7-мм, а на

командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемет. В боекомплект

пушки входят 64 выстрела раздельного заряжа-ния.

На танке установлены шестицилиндровый многотопливный двигатель и механи-

ческая трансмиссия. Подвеска блокированная, с пружинами и амортизаторами.

Гусени-ца выполнена с металлическим шарниром и резиновыми накладками.

Танк «Чифтен» прошел несколько этапов модернизации, направленной прежде

всего на повышение огневой мощи за счет применения современных систем

управле-ния огнем.

Танк «Челленджер», хотя и создан на базе усовершенствованного варианта

танка «Чифтен», практически является новой машиной и по своим боевым

свойствам значи-тельно превосходит предыдущие образцы, особенно в плане

защищенности. Его корпус и башня выполнены из многослойной брони «чобхэм».

На борта навешены стальные экраны.

Компоновка в целом такая же, как у танка «Чифтен». «Челленджер» также

воору-жен 120-мм нарезной пушкой, но уже ее усовершенствованным вариантом.

Есть двух-плоскостной стабилизатор. Большую часть боекомплекта составляют

выстрелы с броне-бойными подкалиберными снарядами, в том числе с

сердечником из обедненного ура-на. Система управления огнем включает

лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель.

Перископический прицел командира имеет стабилизиро-ванное поле зрения. В

настоящее время танки «Челленджер» оборудуются тепловизи-онным прицелом

наводчика.

12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель выполнен в одном блоке с

гидромеханической трансмиссией. Подвеска ходовой части гидропневматическая.

На базе данного танка создана бронированная ремонтно-эвакуационная

машина, оснащенная мощным специальным оборудованием.

На протяжении длительного периода английская фирма «Виккерс»

разрабатыва-ет и производит танки на экспорт. В 1985 году и инициативном

порядке для продажи другим странам был создан опытный образец танка

«Виккерс» Мk7, который в том же году прошел испытания в Египте. На нем

использованы гусеничное шасси западногер-манского танка «Леопард-2» и

модифицированная башня опытного образца танка «Вэ-лиант», созданного ранее

этой же фирмой. Танк «Виккерс» Мk7 вооружен 120-мм на-резной пушкой и

оснащен новой системой управления огнем фирмы «Маркони».

В ФРГ, как подчеркивалось в зарубежной печати, танки занимают важное

место в системе вооружения бундесвера. Танковый парк насчитывает около 4900

единиц, из которых почти 700 (модернизированные американские танки М48)

находится в терри-ториальных войсках. На вооружении сухопутных войск

состоит до 2500 танков «Лео-пард-1» различных модификаций и 1800 танков

«Леопард-2». В прошлом году было принято решение о закупке для бундесвера

еще 250 танков «Леопард-2». Они будут по-ставлены в 10-ю танковую дивизию

для замены такого же количества танков «Лео-пард-1А4», которые намечено

продать Турции. Общее количество танков «Леопард-2» в сухопутных войсках

ФРГ составит 2050 единиц.

Первый серийный танк «Леопард-1» сошел с конвейера фирмы «Краусс-Маф-

фей» в 1965 году. По мнению иностранных специалистов, он имел хорошую

подвиж-ность, но недостаточную броневую защиту.

Корпус его сварен из катаных броневых листов. Башня литая. Основным

воору-жением является английская 105-мм нарезная пушка L7А3 (боекомплект 60

выстрелов). С ней спарен 7,62-мм пулемет, второй (такого же калибра)

установлен на крыше баш-ни. У наводчика имеется стереоскопический

монокулярный дальномер и телескопичес-кий прицел. Приводы наведения орудия

электрогидравлические.

Силовой блок включает 10-цилиндровый V-образный многотопливный

двигатель МВ 838 Са-М500 и гидромеханическую трансмиссию ZF 4НР 250. Блок

может быть за-менен за 20 мин. Подвеска ходовой части торсионная, гусеницы

резинометаллические. Танк оснащен фильтровентиляционной установкой.

В начале 70-х годов в ФРГ были проведены работы по модернизации танка

«Лео-пард-1», в результате которых появились следующие его

усовершенствованные вариан-ты:

«Леопард-1А1». На 1845 таких танках установлены система стабилизации воо-

ружения в двух плоскостях, теплоизоляционный кожух ствола пушки, новые

резиноме-таллические гусеницы, противокумулятивные бортовые экраны и

оборудование для подводного вождения.

«Леопард-1А2» (232 единицы). В отличие от предыдущей модели у него усиле-но

бронирование литой башни, применена более эффективная фильтровенти-

ляционная установка, подсветочные приборы ночного видения командира и

механика-водителя заменены бесподсветочными.

«Леопард-1А3» (поставлено 110 машин). Кроме указанных выше усовершенст-

вований, он имеет сварную башню с разнесенным бронированием.

«Леопард-1А4» (250 единиц). Башня такая же, как на предыдущей модели. От-

личается главным образом новой системой управления огнем, включающей

электронный баллистический вычислитель, командирский комбинированный

(дневной и ночной) панорамный прицел со стабилизированной линией прице-

ливания и стереоскопический дальномер.

В настоящее время в ФРГ осуществляется модернизация танков «Леопард-

1А4» в вариант «Леопард-1А5». До 1992 года намечено поставить бундесверу

1300 таких ма-шин. Основные работы заключаются в оснащении танка более

современными элемен-тами системы управления огнем. В будущем возможно, 105-

мм нарезная пушка будет заменена гладкоствольной калибра 120-мм.

На базе танка «Леопард-1» создано семейство бронированных машин

различного назначения, в том числе ЗСУ «Гепард», самоходный ЗРК «Роланд»,

БРЭМ «Стандарт», танковый мостоукладчик «Бибер», саперный танк

«Пионирпанцер-2».

Поставки танков «Леопард-2» в сухопутные войска ФРГ начались в 1979

году. Всего ими были укомплектованы 14 танковых бригад.

Танк «Леопард-2» имеет классическую компоновку. Корпус и башня сварные.

Броня многослойная, аналогична английской броне «чобхэм». На бортах

установлены противокумулятивные экраны. Танк вооружен 120-мм

гладкоствольной пушкой, стаби-лизированной в двух плоскостях наведения. В

боекомплект пушки входят 42 выстрела унитарного заряжания с оперенными

снарядами двух типов: бронебойным подкалибер-ным с отделяющимся поддоном и

многоцелевым (кумулятивного и осколочно-фугасно-го действия).

Бронепробиваемость снаряда первого типа, как сообщается в иностранной

прессе, при стрельбе на дальность 2000 м под углом встречи 60 град.

Составляет 190 мм. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, а зенитный (такого же

калибра) смонтирован над люком заряжающего.

У наводчика имеется бинокулярный прицел EMES-15 со встроенным лазерным

дальномером и тепловизионным каналом, а также вспомогательный

телескопический прицел. Командир использует панорамный перископический

прицел PERI-R17 со ста-билизированной линией прицеливания. Есть электронный

баллистический вычисли-тель и различные датчики нестандартных условий

стрельбы.

На танке установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель МВ

873 Ка501 жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Трансмиссия

гидромеханическая. Подвеска ходовой части торсионная, с дисковыми

амортизаторами на первом, втором, шестом и седьмом опорных катках. Танк

оснащен системой защиты от оружия массового поражения, автоматической

системой ППО, обогревателем обитаемых отде-лений, средствами радиосвязи.

Для преодоления водных преград предусмотрено испо-льзование оборудования

для подводного вождения.

На вооружении сухопутных войск Франции находится около 1300 танков

АМХ-30 и АМХ30В2 (модернизированный вариант, поставлено около 300 единиц).

В дальнейшем планируется переоборудовать до 700 танков АМХ-30 в вариант АМХ-

30В2.

Танк АМХ-30 создавался одновременно с западногерманским «Леопард-1».

Его корпус сварен из листов катаной брони, башня литая. Основным

вооружением является французская 105-мм нарезная пушка, с которой спарен

12,7-мм пулемет (или 20-мм пу-шка). На командирской башенке смонтирован

7,62-мм зенитный пулемет. В боекомп-лект пушки входят унитарные выстрелы

(47 штук) с кумулятивными, осколочно-фугас-ными, дымовыми и осветительными

снарядами. Система стабилизации орудия отсутс-твует.

На танке установлены многотопливный 12-цилиндровый двигатель и

механичес-кая трансмиссия. Подвеска торсионная. Гусеницы металлические со

съемными резино-выми подушками. Танк приспособлен для преодоления водных

преград по дну. Он ос-нащен системой защиты от оружия массового поражения,

обогревателем боевого отде-ления, автоматической системой ППО,

радиостанцией. На его базе создано целое се-мейство бронированных машин

различного назначения.

Танк АМХ-30В2 отличается от базовой модели прежде всего наличием новой

си-стемы управления огнем СОТАС (Conduite de Tir Automatigue pour Char),

включающей лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Для

обеспечения стрельбы в ночных условиях на дальность до 1000 м используется

телевизионная систе-ма, камера которой установлена на передней правой части

башни. Для пушки создан бронебойный подкалиберный снаряд. Подвижность танка

повышена за счет примене-ния гидромеханической трансмиссии и новых

торсионов. Предусмотрена возможность усиления броневой защиты корпуса и

башни.

В начале 80-х годов на ежегодной выставке французского вооружения были

про-демонстрированы опытные образцы танков АМХ-32 и АМХ40 (последний

оснащен 120-мм гладкоствольной пушки). Они предназначены для экспорта, но

производство еще не начато.

Для замены в 90-х годах танков АМХ-30 и АМХ-30В2 французскими специалис-

тами уже создан опытный образец перспективного основного боевого танка

«Леклерк» (боевая масса около 50 т). Его корпус и башня имеют многослойное

разнесенное брони-рование. В башне установлена 120-мм гладкоствольная

пушка, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Заряжание

осуществляется с помощью автоматического механизма (за счет этого экипаж

танка сокращен до трех человек). Боекомплект 40 выс-трелов. В систему

управления огнем входят лазерный дальномер, электронный баллис-тический

вычислитель, тепловизионная камера и стабилизированные прицелы навод-чика и

командира. Мощность дизельного двигателя 1500 л.с.

В сухопутных войсках Италии насчитывается более 1700 танков, большую

часть которых составляют западногерманские «Леопард-1» (900 единиц) и

американские М60А1 (300 единиц). В основном они были произведены по

лицензиям итальянской фирмой «ОТО Мелара». На вооружении все еще состоит

около 500 устаревших амери-канских танков М47.

В 1980 году упомянутой выше фирмой был создан опытный образец танка OF-

40, предназначенного на экспорт. В его конструкции широко использованы узлы

и агрега-ты танка «Леопард-1», в том числе двигатель и трансмиссия, а также

105-мм пушка. Корпус и башня танка сварные. Борта прикрыты

противокумулятивными экранами.

В ходе дальнейшей разработки появилась модель ОF-40 Мk2, которая

отличается от оригинала главным образом более совершенной системой

управления огнем, вклю-чающей прицел наводчика со встроенным лазерным

дальномером и стабилизирован-ный прицел командира (французской разработки).

Имеется двухплоскостной стабили-затор. На маске пушки смонтирована камера

телевизионной системы, используемой при ведении наблюдения за местностью.

Итальянские фирмы «ОТО Мелара» и «Фиат» образовали консорциум с целью

разработки и производства основного боевого танка С1.

Танк с1 имеет классическую компоновку. В сравнении с OF-40 у него

значитель-но улучшена броневая защита. 120-мм гладкоствольная пушка

стабилизируется в двух плоскостях наведения. Боекомплект 40 выстрелов.

Установлена современная система управления огнем. Дизельный двигатель

(мощность 1200 л.с.) выполнен в одном блоке с автоматической трансмиссией.

Командование сухопутных войск Италии планирует закупить до 250 таких танков

для замены устаревших американских М47.

Сухопутные войска Японии оснащены танками собственной разработки и

произ-водства. Танковый парк насчитывает около 1100 единиц, из которых

основную массу составляют танки «74». Постепенно снимаются с вооружения

танки «61», выпущенные в 60-х годах.

Танк «74» создан фирмой «Мицубиси хэви индастриз». Концу текущего года

в сухопутных войсках планировалось иметь около 850 таких машин.

Корпус танка сварной, башня литая. Характерной его особенностью

является на-личие гидропневматической подвески, которая обеспечивает

изменение клиренса (от 0,2 до 0,6 м), опускание и поднятие носовой или

кормовой части танка, а также наклов корпуса на правый либо левый борт.

Двигатель дизельный.

Танк «74» вооружен английской 105-мм нарезной пушкой, стабилизированной

в двух плоскостях наведения. В систему управления огнем входят лазерный

дальномер и электронный баллистический вычислитель. Для действий в ночных

условиях имеются ИК приборы. Танк оборудован системой защиты от оружия

массового поражения. Вод-ные преграды глубиной до 1 м он может форсировать

без подготовки, а более глубокие - с помощью оборудования для подводного

вождения.

В 1987 году был продемонстрирован опытный образец нового основного

боевого танка (условное обозначение ТК-Х), который должен поступить на

вооружение в нача-ле 90-х годов. Защищенность танка (боевая масса 50 т)

повышена за счет применения многослойного разнесенного бронирования.

Основное вооружение - западногерманская 120-мм пушка. Применен автомат

заряжания. Установлены два пулемета (7,62-мм спа-ренный и 12,7-мм

зенитный). Современная система управления огнем включает тепло-визионные

приборы наблюдения и прицеливания.

Мощный дизельный двигатель (1500 л.с.) обеспечивает максимальную

скорость движения по шоссе 70 км/ч. Подвеска комбинированная:

гидропневматическая (на пе-редних и задних опорных катках) и торсионная.

В сухопутных войсках Израиля состоит около 1100 английских танков

«Центу-рион», 600 американских М48А5 и более 1200 М60А1 и А3, а также до

350 танков «Меркава» Mk1 и Mk2 (собственного производства). Танки

«Центурион» были в 70-х годах модернизированы. На них установили английскую

105-мм пушку и американс-кие дизельный двигатель и трансмиссию.

Танк «Меркава» Mk1 был принят на вооружение в 1979 году. Он имеет компо-

новку с размещением моторно-трансмиссионного отделения в передней части

копруса. Как считают израильские специалисты, такое конструктивное решение

наряду с приме-нением комбинированного и разнесенного бронирования корпуса

и башни обеспечива-ет максимальную защиту членов экипажа. Кроме этого,

заброневой объем кормовой части корпуса может использоваться для размещения

дополнительного количества бое-припасов или перевозки десанта (до восьми

человек).

В низкопрофильной башне установлена 105-мм нарезная пушка,

стабилизирован-ная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм

пулемет, а два других такого же калибра смонтированы на крыше башни.

Дизельный двигатель и гидромеханичес-кая трансмиссия американские. Подвеска

независимая, пружинного типа. На передних и задних катках установлены

гидродинамические амортизаторы.

В 1983 году начался выпуск модернизированного варианта - «Меркава» Mk2,

который отличается от базовой модели усиленной броневой защитой, повышенной

про-ходимостью и усовершенствованной системой управления огнем.

Разрабатываемый танк «Меркава» Mk3 планируется 120-мм гладкоствольной

пушкой, оснастить много-топливным двигателем мощностью 1200 л.с. и

гидропневматической подвеской.

В Швеции на вооружении сухопутных войск находится около 340 устаревших

английских танков «Центурион» и 330 танков STRV-103В собственной разработки

и производства.

Особенностью конструкции танка STRV-103B является отсутствие башни и

жес-ткая установка пушки в корпусе. Это позволило снизить силуэт танка и

увеличить его защиту за счет большого угла наклона верхнего лобового листа

брони. Однако такая конструкция не позволяет вести прицельный огонь с ходу.

Наведение пушки в горизо-нтальной плоскости осуществляется поворотом

корпуса, а в вертикальной - опусканием или подниманием носовой или кормовой

части корпуса с помощью гидропневматичес-ки ходовой части. В боекомплект

105-мм нарезной пушки (созданной на основе англий-ской L7А1, но с

увеличенной длиной ствола) входят выстрелы с бронебойными подка-либерными,

кумулятивными и дымовыми снарядами, а также снарядами с пластичес-ким ВВ.

Наводчик и командир имеют перископические прицелы.

На STRV-103В применена комбинированная силовая установка, включающая ди-

зельный и газотурбинный двигатели. Второй подключается при движении в

тяжелых дорожных условиях, а также используется для запуска дизеля

(особенно зимой). Сило-вая установка и гидромеханическая коробка передач

выполнены в одном блоке, распо-ложенном в носовой части корпуса.

В 1986 году начались поставки в сухопутные войска модернизированного

вариа-нта этого танка, получившего обозначение STRV-103C. В нижней носовой

части кор-пуса установлен бульдозерный отвал, а по бортам навешены канистры

с топливом (слу-жат бортовыми экранами и увеличивают запас хода). За

командирской башенкой смон-тирован двухствольный гранатомет,

предназначенный для стрельбы 71-мм осветитель-ными гранатами. В систему

управления огнем входят новый прицел наводчика со встроенным лазерным

дальномером и электронный баллистический вычислитель.

Танковый парк сухопутных войск Швейцарии насчитывает около 870 единиц,

из которых 300 устаревших английских танков «Центурион», 150 танков Pz61

(выпус-ка 60-х годов) и 390 Pz68. В 1987 году были поставлены 35

западногерманских танков «Леопард-2», остальные 345 машин будут изготовлены

по лицензии.

В настоящее время в Швейцарии основным боевым танком является Рz68. В

да-льнейшем им станет танк «Леопард-2», получивший обозначение Pz87.

Танк Pz68 поступил на вооружение в период 70-х годов. Практически он

явился дальнейшим развитием танка Pz61. Корпус и башня танка литые.

Английская 105-мм нарезная пушка стабилизирована в двух плоскостях

наведения. С ней спарен 7,5-мм пулемет, второй смонтирован над люком

заряжающего на Pz68 установлен западно-ге-рманский дизельный двигатель МВ

837.

В последние годы в число стран, производящую бронетанковую технику,

вошла Бразилия. Наряду с выпуском легких бронированных машин и

модернизацией уста-ревших американских танков в этой стране осуществляется

разработка основного бое-вого танка. Фирмой ЭНЖЕСА уже созданы два опытных

образца танка ЕЕ-Т1 «Озо-рио», которые в 1985-1986 годах прошли испытания в

Саудовской Аравии.

Башни для этого танка были поставлены английской фирмой «Виккерс». В

одной установлена 105-мм нарезная пушка L7А3 (боекомплект 45 выстрелов), а

в другой - французская 120-мм гладкоствольная пушка (40 выстрелов). Система

управления ог-нем включает комбинированные (дневные и ночные)

перископические прицелы навод-чика и командира и лазерный дальномер,

встроенный в прицел наводчика. В передней части корпуса применено

многослойное бронирование. Западногерманские 12-цилинд-ровый дизельный

двигатель и гидромеханическая трансмиссия выполнены в едином блоке.

Подвеска ходовой части гидропневматическая.

Другая бразильская фирма «Бериардини» создала на базе американского

легкого танка М41 танк МВ-3 «Тамойо» (боевая масса около 30 т). Он вооружен

90-мм нарез- ной пушкой и оснащен дизельным двигателем мощностью 500 л.с.

В Южной Корее основу танкового парка сухопутных войск составляют амери-

канские танки М48А5 (950 единиц). Кроме этого, на вооружении все еще

состоит около 350 устаревших танков М47.

В 1983 году американская фирма «Дженерал дайнемикс» создала два опытных

образца танка ХК-1 с целью последующего его производства в Южной Корее и

оснаще-ния сухопутных войск этой страны (планируется поставить около 700

единиц). В конс-трукции ХК-1 использованы элементы ранее выпущенных

американских и западногер-манских танков. Корпус и башня имеют многослойное

бронирование. Основное воору-жение - 105-мм нарезная пушка. Система

управления огнем разработана фирмой «Хьюз».

На опытных образцах танка установлены американский дизельный двигатель

AVCR-1790 и западногерманская гидромеханическая трансмиссия RK-304.

Серийные машины оснащаются западногерманскими дизелем МВ871Ка-501 и

автоматической трансмиссией ZF LSG3000. Подвеска ходовой части

комбинированная: на передних и задних опорных катках гидропневматическая, а

на остальных - торсионная.

Повышение живучести танков

Одной из ключевых задач в развитии оружия и боевой техники сухопутных

войск капиталистических стран является проблема обеспечения их живучести,

то есть свойства сохранять и быстро восстанавливать свою боеспособность в

условиях против-ника. Это обусловлено бурным развитием в последние годы

различных средств пораже-ния. Совершенствование ядерного оружия и его

распространение до тактического уров-ня, количественный и качественный рост

обычного оружия, многие образцы которого приобрели явно выраженную

противотанковую направленность, значительно усложни-ли поиски путей решения

этой проблемы.

Традиционно наибольшей стойкостью к воздействию всех средств поражения,

включая ядерное оружие, обладают танки. Иностранные специалисты отмечают,

что развитие систем вооружений сухопутных происходит по двум направлениям:

с одной стороны, это развитие и совершенствование танков и другой броневой

техники, в резу-льтате чего практически все рода войск сухопутных переходят

на самоходные брониро-ванные машины и комплексы, с другой - улучшение

существующих и создание прин-ципиально новых, более эффективных средств

поражения бронеобъектов.

Считается, что вероятность поражения современного танка одним выстрелом

тан-ковой пушки или противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) в 4 раза

выше, чем это было в начале 50-х годов, и в 2 раза выше по сравнению с

концом 60-х. Еще боль-шую опасность для танка представляют противотанковые

средства, создаваемые в нас-тоящее время. Их характерной особенностью

является то, что они разрабатываются как комплексы, включающие средства

дальнего обнаружения группировок войск, автома-тического расчета

целераспределения, доставки боевых частей и сами боевые части но-вого типа.

Эти комплексы предназначаются для поражения не одиночных объектов, а целых

танковых подразделений. При этом поражающие элементы боевых частей воз-

действуют на бронеобъекты с наименее защищенной их стороны - сверху.

Резко возросли возможности ствольной и реактивной артиллерии,

тактической и армейской авиации, инженерных войск по поражению танков.

Все это ведет к тому, что условия боевого применения танков становятся

все бо-лее сложными.

Сложность решения проблемы обеспечения необходимого уровня живучести

тан-ков обусловлена не только стремительным развитием средств поражения, но

и очень жестскими массо-габаритными ограничениями, накладываемыми на

конструкцию об-разцов бронетанковой техники. При этом не существует какого-

либо одного пути или способа, практическая реализация которого привела бы

если не к решению проблемы, то хотя бы к уменьшению ее остроты. Поэтому

зарубежные специалисты в области тан-костроения стремятся повысить

живучесть танков за счет комплексного подхода, а так- же использования

различных направлений совершенствования различных направлений

совершенствования конструкции образцов.

Условно направления повышения защищенности образцов принято разделять

на два основных - «прямая» и «косвенная» («непрямая») защита. Первое

связано с повы-шением стойкости и защитных свойств образца к воздействию

как попавших в него бо-евых элементов (снарядов, осколков, боевых частей и

т.д.), так и поражающих факто-ров ядерного, химического,

бактериологического и другого оружия. Второе направле-ние преследует цель

всеми доступными конструктивными мерами, приемами и спосо- бами, в том

числе осуществляемыми экипажем, уменьшить доступность бронеобъекта

воздействию средств поражения и снизить вероятность попадания в него боевых

эле-ментов различных типов.

Такое разделение справедливо применительно к защите как от обычных

средств, так и от оружия массового поражения. Иностранные специалисты

подчеркивают, что мероприятия по обеспечению защиты от различных средств

поражения должны быть взаимно увязаны и выполняться комплексно.

Важнейшим видом оружия массового поражения является ядерное. Его поража-

ющие факторы - это воздушная ударная волна, световое излучение, проникающая

ради-ация и электромагнитный импульс. В результате применения ядерного

оружия могут происходить радиоактивное заражение местности, а также

различные сопутствующие явления (пожары, завалы, затопления и т.д.),

способные оказать существенное влияние на ведение боевых действий и потери

войск.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты