Танки капиталистических стран
случаях между основным и дополнительным бронированием возможно размещение
наполните-ля, повышающего, например, стойкость к воздействию кумулятивных
снарядов. В час-тности, такие мероприятия в отношении танков серии М60 в
инициативном порядке предложены американской фирмой «Теледайн».
Перспективным направлением считается также локализация заброневых
повреж-дений. Жизненно важные элементы танка стремятся располагать так,
чтобы уменьшить вероятность выхода из строя всей машины даже при пробитии
ее брони снарядом. С этой целью боеприпасы изолируют броневыми
перегородками, а топливо размещают в защищенных баках в периферийных
областях внутреннего пространства.
Западные специалисты вместе с тем отмечают, что мероприятия по
повышению защищенности танков ведут к неизбежному возрастанию их веса.
Поэтому проблемы усиления защиты они связывают с выполнением требований к
танкам по подвижности.
Подвижность. В зарубежном танкостроении, как сообщает иностранная
печать, просматривается устойчивая тенденция к повышению средних скоростей
движения танков в различных дорожно-грунтовых условиях, улучшению их
динамических и ма- невренных качеств. Прежде всего это заключается в
увеличении удельной мощности за счет использования более совершенных
двигателей. Если у танков второго поколения она составляла 15-20 л.с./т, а
к перспективным танкам предъявляются еще более высо-кие требования.
Существенным шагом вперед в танковом двигателестроении иностранные
специ-алисты считают создание американской фирмой «Авко Лайкомигн»
газотурбинного двигателя (ГТД) АGТ-1500 мощностью 1500 л.с., который
установлен на танке М1 «Абрамс».
В последние годы за рубежом было создано несколько новых танковых
дизель-ных двигателей, в том числе: западногерманский 12-цилиндровый
многотопливный ди-зель водяного охлаждения МВ-873 (мощность 1500 л.с.),
американский 12-цилиндро-вый двигатель воздушного охлаждения с переменной
степенью сжатия AVCR-1360 (1500 л.с.) и английский CV-12 (1200 л.с.).
Иностранные специалисты - сторонники дизеля считают, что он еще имеет
доста-точные резервы для совершенствования. Так, в настоящее время
американская фирма «Камминс» ведет работы с «адиабатическим» двигателем,
камеры сгорания которого покрыты изоляционной керамикой. Наряду с масляным
охлаждением поршней, приме-неным на дизелях французской фирмы «Ситроен»,
это, по мнению западных экспертов, позволило бы значительно упростить
систему охлаждения и обеспечить выигрыш в ве-се, объеме и мощности при
снижении удельного расхода топлива до уровня 135 г/л.с.ч. Во Франции
разрабатывается дизельный двигатель, в котором используется дополни-тельная
камера сгорания, предназначенная для повышения производительности турбо-
нагнетателя. Это может обеспечить увеличение выходной мощности и улучшение
прие-мистости двигателя. Однако французские специалисты отмечают, что он
пока является очень сложным и неэкономичным.
Трансмиссии, применяемые на зарубежных танках, являются механическими
или гидромеханическими. Первый тип считается менее современным. На новых
танках М1 «Абрамс» и «Леопард-2» установлены гидромеханические трансмиссии
«Аллисон» Х-1100 и HSWL-354 соответственно. Каждая из них включает
комплексную гидродина-мическую передачу с блокировочным фрикционом,
четырехступенчатую автоматичес-кую коробку передач и дополнительный привод
механизма поворота с гидрообъемной передачей, а также гидравлический
замедлитель. Трансмиссии второго типа разработа-ны также в
Великобритании для танков «Челленджер» (TN37) и во Франции для
АМХ-30В2 и АМХ-32 (ENC200).
В качестве перспективного направления совершенствования
гидромеханических трансмиссий рассматривается установка гидрообъемной
передачи (ГОП) не только в дополнительной, но и в основной силовой поток
параллельно с механической ветвью таким образом, чтобы с увеличением
скорости движения через ГОП передавалась все меньшая часть мощности
двигателя.
В иностранной печати подчеркивается, что важнейшим условием повышения
подвижности танков является совершенствование их подвески. Большинство
основных танков имеет индивидуальную торсионную подвеску. За счет
использования в послед-ние годы высоколегированных сталей и специальных
методов механической обработки работоспособность торсионных валов резко
возросла, что позволило увеличить динами-ческий ход катков. Кроме того,
были разработаны более совершенные конструкции двухвальных торсионов (вал в
трубе). Наряду с повышением характеристик амортиза-торов это привело к
увеличению средней скорости танков.
Однако зарубежные специалисты считают, что значительно лучших
результатов можно добиться за счет использования гидропневматической
подвески. В настоящее время ею оснащены два серийных танка - шведский Strv-
103В и японский «74».Такие подвески обладают нелинейной характеристикой и
имеют ряд других преимуществ: возможность совместить в одном узле рессору и
демпфер, удобство компоновки и т.д.
Компоновка. Для современных танков наиболее характерна ставшая
классичес-кой компоновка, при которой основное оружие размещается во
вращающейся башне, силовая установка и агрегаты трансмиссии - в кормовой
части корпуса, а члены эки-пажа располагаются раздельно: водитель - в
носовой части корпуса, остальные - в башне. Она обладает рядом преимуществ
по сравнению с другими схемами, имеющими по этой причине ограниченное
распространение.
В то же время отмечается, что классической компоновке присущи и
определен-ные недостатки (высокий силуэт машины, большие размеры башни,
трудности созда-ния надежной защиты от современных противотанковых средств
и оружия массового поражения), которые заставляют западных конструкторов
вести постоянный поиск но-вых решений. Так, в ФРГ по программе создания
танка «Леопард-3» было разработано несколько проектов танков, имеющих
различную компоновку: размещение двух танко-вых пушек калибра 105-120-мм в
корпусе (казематная установка), одной 105-мм пушки в башне с ограниченным
углом поворота (+90, -90 град) и с наружной установкой ору-дия на
поворотной платформе.
Первая схема обеспечивает снижение общей массы танка, повышает его
защище-нность и огневую мощь (при стрельбе по неподвижным целям). Поскольку
наведение оружия в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом всей
машины, стрельба с ходу по движущейся цели затруднена.
Использование башни с ограниченным вращением позволяет уменьшить общую
высоту машины и улучшить ее защиту за счет компоновки моторно-
трансмиссионного отделения «по вертикали», однако при этом приходится
сдвигать башню вперед, что усложняет применение длинноствольных пушек.
Иностранные специалисты считают, что возможность создания компактного,
хорошо защищенного корпуса и обеспечение малой проекции башни танка дает
схема с наружной установкой пушки. Такой способ исследуется в нескольких
странах Напри-мер, в Швеции проводятся испытания легкого танка (на базе БМП
«Мардер») с наруж-ной установкой 105-мм пушки. Примерно также выполнена
компоновка американской опытной машины HSTV-L. Как отмечается в зарубежной
прессе, со временем машины с наружной установкой вооружения могут стать
реальными конкурентами обычных ба-шенных танков, но для этого нужно решить
две проблемы: автоматизировать заряжа-ние и обеспечить дистанционное
управление орудием.
В настоящее время в некоторых западных странах созданы или
разрабатываются танки, компоновка которых является компромиссом между
классической схемой и но-выми решениями. Так, в израильском танке «Меркава»
моторно-трансмиссионное отде-ление расположено в носовой части корпуса,
обеспечивая дополнительную защиту эки-пажа. Однако при этом ухудшается
доступ к двигателю и агрегатам трансмиссии для их обслуживания и ремонта,
увеличивается их уязвимость.
Дальнейшее развитие подобной компоновки предлагается швейцарской фирмой
«Контравес» для танка NKPz. Отличительные его особенности: уменьшение
численнос-ти экипажа до трех человек, использование автомата заряжания,
переднее расположе-ние моторно-трансмиссионного отделения, а также
размещение боеукладки, топливных баков, аккумуляторных батарей в
изолированных отсеках в корме корпуса.
Таким образом за рубежом, и прежде всего в странах НАТО, проводятся
интенси-вные работы, направленные на дальнейшее развитие отдельных боевых
свойств и по-вышение эффективности танков, которые, по мнению иностранных
военных специали-стов, продолжают оставаться важнейшим элементом в системе
вооружений сухопутных войск.
Танки армий капиталистических стран
Зарубежные военные специалисты считают, что танки и сегодня, несмотря
на появление эффективных противотанковых средств, остаются главной ударной
силой сухопутных войск при ведении боевых действий в условиях применения
как обычного, так и ядерного оружия.
Основу танковых парков армий развитых капиталистических стран
составляют танки так называемого второго послевоенного поколения,
поступившие на вооружение в первой половине 60-х годов. В иностранных
публикациях их часто называют основ-ными боевыми танками. Они имеют
традиционную (классическую) компоновку с раз-мещением пушки во вращающейся
башне, силовой установки и трансмиссии в кормо-вой части машины, а экипажа
раздельно (командир, наводчик и заряжающий - в баш-не, а механик-водитель -
в носовой части корпуса). Исключение составляет шведский безбашенный танк
STRV-103В.
В 70-х годах в ряде капиталистических стран была проведена модернизация
этих танков, направленная главным образом на увеличение их огневой мощи за
счет стаби-лизации пушечного вооружения, совершенствования боеприпасов и
внедрения совреме-нных систем управления огнем. Одновременно в США и ФРГ
велась разработка танков нового поколения. Как отмечалось в зарубежной
прессе, принятые на вооружение аме-риканский танк М1 «Абрамс» и
западногерманский «Леопард-2» по своим боевым свойствам в 1,5-2 раза
превосходили существующие образцы. С 1983 года в сухопут-ные войска
Великобритании поступает танк «Челленджер». Опытные образцы новых танков
созданы во Франции, Италии, Японии и Бразилии. Все они имеют многослой-ное
бронирование корпуса и башни, оснащены мощными двигателями, вооружены 120
мм пушками, оборудованы новейшими системами управления огнем.
В последние годы получила распространение так называемая динамическая
за-щита, или «активная броня», представляющая собой набор накладок с ВВ,
устанаыли-ваемых поверх основной брони корпуса и башни. Впервые она была
применена в 1982 году на танках «Центурион», М48 и М60, использовавшихся
Израилем против Ливии. Новые зарубежные танки оснащаются эффективными
автоматическими быстродейству-ющими системами противопожарного
оборудования. Внедряются более совершенные системы управления огнем. В
настоящее время созданы качественно новые боеприпасы для танковых пушек, в
первую очередь бронебойные подкалиберные оперенные снаря-ды с отделяющимися
поддоном.
Основные усилия при разработке перспективных танков направлены, как и
преж-де, на увеличение их огневой мощи, повышение подвижности, улучшение
защиты. При этом западные специалисты подчеркивают важность внедрения в
танкостроение после-дних научно-технических достижений, что позволит танкам
сохранить роль одного из основных боевых средств в системе вооружений
сухопутных войск. Так, например, сей-час в США прорабатывается вопрос об
использовании на будущих танках электромаг-нитных пушек.
США занимают ведущее место в капиталистическом мире по уровню развития
бронетанковой техники. Значительное количество американских танков было
поставле-но странам блока НАТО и другим государствам.
Основу танкового парка армии США (включая национальную гвардию и
резерв) составляют танки М60А3 (более 7000 единиц) и М1 «Абрамс» (около
5000). Кроме это-го, имеются более 600 танков М60, а в подразделениях
национальной гвардии насчи-тывается до 1500 танков М48А5 (в дальнейшем их
планируют заменить на М60А3). Та-нки М60А2 с ракетно-пушечным вооружением
из сухопутных войск изъяты и засклади-рованы с целью переоборудования в
танковые мостоукладчики, саперные танки и ин-женерные машины разграждения.
Танк М60А3 является модернизированным вариантом танка М60А1. В сухопут-
ные войска поставлялся с 1979 года его корпус и башня литые. В качестве
основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка М68,
стабилизированная в двух пло-скостях наведения. С ней спарен 7,62-мм
пулемет. Механизмы наведения пушки и по-ворота башни электрогидравлические.
В систему управления огнем входят лазерный дальномер и электронный
баллистический вычислитель, а также необходимые датчики. У наводчика
установлен тепловизионный прицел AN/VGS-2, а другие члены экипажа
используют бесподсветочные приборы ночного видения.
Во вращающейся башенке смонтирован 12,7-мм пулемет для стрельбы по
назем-ным целям. Наблюдение осуществляется через восемь стеклоблоков по
периметру ба-шенки и перископический прицел в передней ее части.
Боекомплект танка составляют 63 выстрела, 5950 патронов (калибра 7,62-мм) и
900 патронов (12,7-мм).
На М60А3 установлены 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель AVDS-
1790-2А воздушного охлаждения и гидромеханическая трансмиссия «Кросс-
Драйв». Подвеска индивидуальная торсионная, с гидравлическими
амортизаторами на первом, втором и шестом катках.
Танк оснащен фильтровентиляционной установкой, обогревателем,
автоматичес-кой системой противопожарного оборудования (ППО), радиостанцией
и танковым пе-реговорным устройством. Водные преграды глубиной 2,4 м
преодолеваются после пре-дварительной подготовки, а до 4 м - при
использовании оборудования для подводного вождения. Дымовые завесы могут
ставиться с помощью термодымовой аппаратуры или отстрелом дымовых гранат
(смонтированы на бортах башни).
Танк М1 «Абрамс» принят на вооружение армии США в 1980 году. Как отмеча-
ется в зарубежной прессе, по своим боевым свойствам он существенно
превосходит М60А3, особенно в плане защиты. Корпус и башня сварные. В их
передней части при-менено многослойное бронирование (подобно английской
броне «чобхэм»). Борта кор-пуса и отдельние элементы ходовой части прикрыты
броневыми экранами. Характер-ным для танка М1 «Абрамс» является большой
угол наклона верхнего лобового листа корпуса (при закрытом люке механик-
водитель занимает положение полулежа). Значи-тельное внимание было уделено
изоляции экипажа от боеприпасов и горючего путем установки броневых
перегородок. Имеется автоматическая система противопожарного оборудования,
в которой в качестве огнетушащего состава используется сжиженный газ хэлон.
Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой М68Е1, представляющей собой
несколь-ко усовершенствованный вариант орудия танков серии М60. Пушка
стабилизирована в двух плоскостях наведения. Приводы наведения
электрогидравлические. В систему уп-равления огнем входит электронный
баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах.
Лазерный дальномер встроен в основной комбинированный (дневной и ночной)
перископический прицел наводчика, который связан с приставкой командира. У
наводчика есть также вспомогательный телескопический прицел.
Основу боекомплекта составляют выстрелы с бронебойными подкалиберными
снарядами. Из 55 выстрелов 44 размещены в изолированном отсеке задней части
баш-ни. Доступ к ним осуществляется посредством открывания бронированных
перегоро-док.
На М1 «Абрамс» впервые в зарубежном танкостроении установлен газотурбин-
ный двигатель AGT-1500, обеспечивающий танку довольно высокую подвижность.
Трансмиссия автоматическая гидромеханическая (четыре передачи переднего
хода и две заднего). Подвеска торсионная, с лопастными гидравлическими
амортизаторами на первом, втором и седьмом опорных катках. Гусеницы имеют
резинометаллические шарниры и съемные резиновые подушки.
Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения,
обогревателем, радиостанцией и шестиствольными гранатометами для постановки
дымовых завес.
В 1986 году начались поставки в сухопутные войска США
модернизированного варианта танка М1А1 «Абрамс». Всего планируется
выпустить около 4200 единиц. Основным отличием его от базовой модели
является наличие 120-мм гладкоствольной пушки, такой же, как
западногерманском танке «Леопард-2». Боекомплект снижен до 40 выстрелов.
Несколько усилена броневая защита башни.
В связи с увеличением боевой массы (57 т.) были частично
усовершенствованы трансмиссия, бортовые передачи и подвеска. В дальнейшем
возможно применение гид-ропневматической подвески. Для улучшения защиты
экипажа при действиях на зара-женной местности наряду с индивидуальными
средствами (противогазами) танки М1А1 «Абрамс» оснащаются системой создания
избыточного давления в боевом отде-лении. На последующих образцах
планируется устанавливать более совершенные эле-менты системы управления
огнем, в том числе лазерный дальномер (на углекислом га-зе) и новый прицел
командира. Для обеспечения действий в темное время суток будут
использоваться тепловизионные приборы.
На вооружении сухопутных войск Великобритании состоит около 1300
танков, основную массу которых (более 900 единиц) составляют танки
«Чифтен». С марта 1983 года поставлено около 300 новых танков «Челленджер».
Снятые с вооружения танки «Центурион» используются главным образом в
учебных целях.
Танк «Чифтен» находится в английских сухопутных войсках уже 25 лет. По
мне-нию иностранных специалистов, он обладает довольно надежной защитой,
хотя это и привело к увеличению его боевой массы. Верхний лобовой лист
корпуса имеет боль-шой угол наклона. Особенностью танка является то, что
механик-водитель в боевом положении находится полулежа.
Основное вооружение танка «Чифтен» - 120-мм нарезная пушка L11А2,
стабили-зированная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм
пулемет. Есть также пристрелочный пулемет калибра 12,7-мм, а на
командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемет. В боекомплект
пушки входят 64 выстрела раздельного заряжа-ния.
На танке установлены шестицилиндровый многотопливный двигатель и механи-
ческая трансмиссия. Подвеска блокированная, с пружинами и амортизаторами.
Гусени-ца выполнена с металлическим шарниром и резиновыми накладками.
Танк «Чифтен» прошел несколько этапов модернизации, направленной прежде
всего на повышение огневой мощи за счет применения современных систем
управле-ния огнем.
Танк «Челленджер», хотя и создан на базе усовершенствованного варианта
танка «Чифтен», практически является новой машиной и по своим боевым
свойствам значи-тельно превосходит предыдущие образцы, особенно в плане
защищенности. Его корпус и башня выполнены из многослойной брони «чобхэм».
На борта навешены стальные экраны.
Компоновка в целом такая же, как у танка «Чифтен». «Челленджер» также
воору-жен 120-мм нарезной пушкой, но уже ее усовершенствованным вариантом.
Есть двух-плоскостной стабилизатор. Большую часть боекомплекта составляют
выстрелы с броне-бойными подкалиберными снарядами, в том числе с
сердечником из обедненного ура-на. Система управления огнем включает
лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель.
Перископический прицел командира имеет стабилизиро-ванное поле зрения. В
настоящее время танки «Челленджер» оборудуются тепловизи-онным прицелом
наводчика.
12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель выполнен в одном блоке с
гидромеханической трансмиссией. Подвеска ходовой части гидропневматическая.
На базе данного танка создана бронированная ремонтно-эвакуационная
машина, оснащенная мощным специальным оборудованием.
На протяжении длительного периода английская фирма «Виккерс»
разрабатыва-ет и производит танки на экспорт. В 1985 году и инициативном
порядке для продажи другим странам был создан опытный образец танка
«Виккерс» Мk7, который в том же году прошел испытания в Египте. На нем
использованы гусеничное шасси западногер-манского танка «Леопард-2» и
модифицированная башня опытного образца танка «Вэ-лиант», созданного ранее
этой же фирмой. Танк «Виккерс» Мk7 вооружен 120-мм на-резной пушкой и
оснащен новой системой управления огнем фирмы «Маркони».
В ФРГ, как подчеркивалось в зарубежной печати, танки занимают важное
место в системе вооружения бундесвера. Танковый парк насчитывает около 4900
единиц, из которых почти 700 (модернизированные американские танки М48)
находится в терри-ториальных войсках. На вооружении сухопутных войск
состоит до 2500 танков «Лео-пард-1» различных модификаций и 1800 танков
«Леопард-2». В прошлом году было принято решение о закупке для бундесвера
еще 250 танков «Леопард-2». Они будут по-ставлены в 10-ю танковую дивизию
для замены такого же количества танков «Лео-пард-1А4», которые намечено
продать Турции. Общее количество танков «Леопард-2» в сухопутных войсках
ФРГ составит 2050 единиц.
Первый серийный танк «Леопард-1» сошел с конвейера фирмы «Краусс-Маф-
фей» в 1965 году. По мнению иностранных специалистов, он имел хорошую
подвиж-ность, но недостаточную броневую защиту.
Корпус его сварен из катаных броневых листов. Башня литая. Основным
воору-жением является английская 105-мм нарезная пушка L7А3 (боекомплект 60
выстрелов). С ней спарен 7,62-мм пулемет, второй (такого же калибра)
установлен на крыше баш-ни. У наводчика имеется стереоскопический
монокулярный дальномер и телескопичес-кий прицел. Приводы наведения орудия
электрогидравлические.
Силовой блок включает 10-цилиндровый V-образный многотопливный
двигатель МВ 838 Са-М500 и гидромеханическую трансмиссию ZF 4НР 250. Блок
может быть за-менен за 20 мин. Подвеска ходовой части торсионная, гусеницы
резинометаллические. Танк оснащен фильтровентиляционной установкой.
В начале 70-х годов в ФРГ были проведены работы по модернизации танка
«Лео-пард-1», в результате которых появились следующие его
усовершенствованные вариан-ты:
«Леопард-1А1». На 1845 таких танках установлены система стабилизации воо-
ружения в двух плоскостях, теплоизоляционный кожух ствола пушки, новые
резиноме-таллические гусеницы, противокумулятивные бортовые экраны и
оборудование для подводного вождения.
«Леопард-1А2» (232 единицы). В отличие от предыдущей модели у него усиле-но
бронирование литой башни, применена более эффективная фильтровенти-
ляционная установка, подсветочные приборы ночного видения командира и
механика-водителя заменены бесподсветочными.
«Леопард-1А3» (поставлено 110 машин). Кроме указанных выше усовершенст-
вований, он имеет сварную башню с разнесенным бронированием.
«Леопард-1А4» (250 единиц). Башня такая же, как на предыдущей модели. От-
личается главным образом новой системой управления огнем, включающей
электронный баллистический вычислитель, командирский комбинированный
(дневной и ночной) панорамный прицел со стабилизированной линией прице-
ливания и стереоскопический дальномер.
В настоящее время в ФРГ осуществляется модернизация танков «Леопард-
1А4» в вариант «Леопард-1А5». До 1992 года намечено поставить бундесверу
1300 таких ма-шин. Основные работы заключаются в оснащении танка более
современными элемен-тами системы управления огнем. В будущем возможно, 105-
мм нарезная пушка будет заменена гладкоствольной калибра 120-мм.
На базе танка «Леопард-1» создано семейство бронированных машин
различного назначения, в том числе ЗСУ «Гепард», самоходный ЗРК «Роланд»,
БРЭМ «Стандарт», танковый мостоукладчик «Бибер», саперный танк
«Пионирпанцер-2».
Поставки танков «Леопард-2» в сухопутные войска ФРГ начались в 1979
году. Всего ими были укомплектованы 14 танковых бригад.
Танк «Леопард-2» имеет классическую компоновку. Корпус и башня сварные.
Броня многослойная, аналогична английской броне «чобхэм». На бортах
установлены противокумулятивные экраны. Танк вооружен 120-мм
гладкоствольной пушкой, стаби-лизированной в двух плоскостях наведения. В
боекомплект пушки входят 42 выстрела унитарного заряжания с оперенными
снарядами двух типов: бронебойным подкалибер-ным с отделяющимся поддоном и
многоцелевым (кумулятивного и осколочно-фугасно-го действия).
Бронепробиваемость снаряда первого типа, как сообщается в иностранной
прессе, при стрельбе на дальность 2000 м под углом встречи 60 град.
Составляет 190 мм. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, а зенитный (такого же
калибра) смонтирован над люком заряжающего.
У наводчика имеется бинокулярный прицел EMES-15 со встроенным лазерным
дальномером и тепловизионным каналом, а также вспомогательный
телескопический прицел. Командир использует панорамный перископический
прицел PERI-R17 со ста-билизированной линией прицеливания. Есть электронный
баллистический вычисли-тель и различные датчики нестандартных условий
стрельбы.
На танке установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель МВ
873 Ка501 жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Трансмиссия
гидромеханическая. Подвеска ходовой части торсионная, с дисковыми
амортизаторами на первом, втором, шестом и седьмом опорных катках. Танк
оснащен системой защиты от оружия массового поражения, автоматической
системой ППО, обогревателем обитаемых отде-лений, средствами радиосвязи.
Для преодоления водных преград предусмотрено испо-льзование оборудования
для подводного вождения.
На вооружении сухопутных войск Франции находится около 1300 танков
АМХ-30 и АМХ30В2 (модернизированный вариант, поставлено около 300 единиц).
В дальнейшем планируется переоборудовать до 700 танков АМХ-30 в вариант АМХ-
30В2.
Танк АМХ-30 создавался одновременно с западногерманским «Леопард-1».
Его корпус сварен из листов катаной брони, башня литая. Основным
вооружением является французская 105-мм нарезная пушка, с которой спарен
12,7-мм пулемет (или 20-мм пу-шка). На командирской башенке смонтирован
7,62-мм зенитный пулемет. В боекомп-лект пушки входят унитарные выстрелы
(47 штук) с кумулятивными, осколочно-фугас-ными, дымовыми и осветительными
снарядами. Система стабилизации орудия отсутс-твует.
На танке установлены многотопливный 12-цилиндровый двигатель и
механичес-кая трансмиссия. Подвеска торсионная. Гусеницы металлические со
съемными резино-выми подушками. Танк приспособлен для преодоления водных
преград по дну. Он ос-нащен системой защиты от оружия массового поражения,
обогревателем боевого отде-ления, автоматической системой ППО,
радиостанцией. На его базе создано целое се-мейство бронированных машин
различного назначения.
Танк АМХ-30В2 отличается от базовой модели прежде всего наличием новой
си-стемы управления огнем СОТАС (Conduite de Tir Automatigue pour Char),
включающей лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Для
обеспечения стрельбы в ночных условиях на дальность до 1000 м используется
телевизионная систе-ма, камера которой установлена на передней правой части
башни. Для пушки создан бронебойный подкалиберный снаряд. Подвижность танка
повышена за счет примене-ния гидромеханической трансмиссии и новых
торсионов. Предусмотрена возможность усиления броневой защиты корпуса и
башни.
В начале 80-х годов на ежегодной выставке французского вооружения были
про-демонстрированы опытные образцы танков АМХ-32 и АМХ40 (последний
оснащен 120-мм гладкоствольной пушки). Они предназначены для экспорта, но
производство еще не начато.
Для замены в 90-х годах танков АМХ-30 и АМХ-30В2 французскими специалис-
тами уже создан опытный образец перспективного основного боевого танка
«Леклерк» (боевая масса около 50 т). Его корпус и башня имеют многослойное
разнесенное брони-рование. В башне установлена 120-мм гладкоствольная
пушка, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Заряжание
осуществляется с помощью автоматического механизма (за счет этого экипаж
танка сокращен до трех человек). Боекомплект 40 выс-трелов. В систему
управления огнем входят лазерный дальномер, электронный баллис-тический
вычислитель, тепловизионная камера и стабилизированные прицелы навод-чика и
командира. Мощность дизельного двигателя 1500 л.с.
В сухопутных войсках Италии насчитывается более 1700 танков, большую
часть которых составляют западногерманские «Леопард-1» (900 единиц) и
американские М60А1 (300 единиц). В основном они были произведены по
лицензиям итальянской фирмой «ОТО Мелара». На вооружении все еще состоит
около 500 устаревших амери-канских танков М47.
В 1980 году упомянутой выше фирмой был создан опытный образец танка OF-
40, предназначенного на экспорт. В его конструкции широко использованы узлы
и агрега-ты танка «Леопард-1», в том числе двигатель и трансмиссия, а также
105-мм пушка. Корпус и башня танка сварные. Борта прикрыты
противокумулятивными экранами.
В ходе дальнейшей разработки появилась модель ОF-40 Мk2, которая
отличается от оригинала главным образом более совершенной системой
управления огнем, вклю-чающей прицел наводчика со встроенным лазерным
дальномером и стабилизирован-ный прицел командира (французской разработки).
Имеется двухплоскостной стабили-затор. На маске пушки смонтирована камера
телевизионной системы, используемой при ведении наблюдения за местностью.
Итальянские фирмы «ОТО Мелара» и «Фиат» образовали консорциум с целью
разработки и производства основного боевого танка С1.
Танк с1 имеет классическую компоновку. В сравнении с OF-40 у него
значитель-но улучшена броневая защита. 120-мм гладкоствольная пушка
стабилизируется в двух плоскостях наведения. Боекомплект 40 выстрелов.
Установлена современная система управления огнем. Дизельный двигатель
(мощность 1200 л.с.) выполнен в одном блоке с автоматической трансмиссией.
Командование сухопутных войск Италии планирует закупить до 250 таких танков
для замены устаревших американских М47.
Сухопутные войска Японии оснащены танками собственной разработки и
произ-водства. Танковый парк насчитывает около 1100 единиц, из которых
основную массу составляют танки «74». Постепенно снимаются с вооружения
танки «61», выпущенные в 60-х годах.
Танк «74» создан фирмой «Мицубиси хэви индастриз». Концу текущего года
в сухопутных войсках планировалось иметь около 850 таких машин.
Корпус танка сварной, башня литая. Характерной его особенностью
является на-личие гидропневматической подвески, которая обеспечивает
изменение клиренса (от 0,2 до 0,6 м), опускание и поднятие носовой или
кормовой части танка, а также наклов корпуса на правый либо левый борт.
Двигатель дизельный.
Танк «74» вооружен английской 105-мм нарезной пушкой, стабилизированной
в двух плоскостях наведения. В систему управления огнем входят лазерный
дальномер и электронный баллистический вычислитель. Для действий в ночных
условиях имеются ИК приборы. Танк оборудован системой защиты от оружия
массового поражения. Вод-ные преграды глубиной до 1 м он может форсировать
без подготовки, а более глубокие - с помощью оборудования для подводного
вождения.
В 1987 году был продемонстрирован опытный образец нового основного
боевого танка (условное обозначение ТК-Х), который должен поступить на
вооружение в нача-ле 90-х годов. Защищенность танка (боевая масса 50 т)
повышена за счет применения многослойного разнесенного бронирования.
Основное вооружение - западногерманская 120-мм пушка. Применен автомат
заряжания. Установлены два пулемета (7,62-мм спа-ренный и 12,7-мм
зенитный). Современная система управления огнем включает тепло-визионные
приборы наблюдения и прицеливания.
Мощный дизельный двигатель (1500 л.с.) обеспечивает максимальную
скорость движения по шоссе 70 км/ч. Подвеска комбинированная:
гидропневматическая (на пе-редних и задних опорных катках) и торсионная.
В сухопутных войсках Израиля состоит около 1100 английских танков
«Центу-рион», 600 американских М48А5 и более 1200 М60А1 и А3, а также до
350 танков «Меркава» Mk1 и Mk2 (собственного производства). Танки
«Центурион» были в 70-х годах модернизированы. На них установили английскую
105-мм пушку и американс-кие дизельный двигатель и трансмиссию.
Танк «Меркава» Mk1 был принят на вооружение в 1979 году. Он имеет компо-
новку с размещением моторно-трансмиссионного отделения в передней части
копруса. Как считают израильские специалисты, такое конструктивное решение
наряду с приме-нением комбинированного и разнесенного бронирования корпуса
и башни обеспечива-ет максимальную защиту членов экипажа. Кроме этого,
заброневой объем кормовой части корпуса может использоваться для размещения
дополнительного количества бое-припасов или перевозки десанта (до восьми
человек).
В низкопрофильной башне установлена 105-мм нарезная пушка,
стабилизирован-ная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм
пулемет, а два других такого же калибра смонтированы на крыше башни.
Дизельный двигатель и гидромеханичес-кая трансмиссия американские. Подвеска
независимая, пружинного типа. На передних и задних катках установлены
гидродинамические амортизаторы.
В 1983 году начался выпуск модернизированного варианта - «Меркава» Mk2,
который отличается от базовой модели усиленной броневой защитой, повышенной
про-ходимостью и усовершенствованной системой управления огнем.
Разрабатываемый танк «Меркава» Mk3 планируется 120-мм гладкоствольной
пушкой, оснастить много-топливным двигателем мощностью 1200 л.с. и
гидропневматической подвеской.
В Швеции на вооружении сухопутных войск находится около 340 устаревших
английских танков «Центурион» и 330 танков STRV-103В собственной разработки
и производства.
Особенностью конструкции танка STRV-103B является отсутствие башни и
жес-ткая установка пушки в корпусе. Это позволило снизить силуэт танка и
увеличить его защиту за счет большого угла наклона верхнего лобового листа
брони. Однако такая конструкция не позволяет вести прицельный огонь с ходу.
Наведение пушки в горизо-нтальной плоскости осуществляется поворотом
корпуса, а в вертикальной - опусканием или подниманием носовой или кормовой
части корпуса с помощью гидропневматичес-ки ходовой части. В боекомплект
105-мм нарезной пушки (созданной на основе англий-ской L7А1, но с
увеличенной длиной ствола) входят выстрелы с бронебойными подка-либерными,
кумулятивными и дымовыми снарядами, а также снарядами с пластичес-ким ВВ.
Наводчик и командир имеют перископические прицелы.
На STRV-103В применена комбинированная силовая установка, включающая ди-
зельный и газотурбинный двигатели. Второй подключается при движении в
тяжелых дорожных условиях, а также используется для запуска дизеля
(особенно зимой). Сило-вая установка и гидромеханическая коробка передач
выполнены в одном блоке, распо-ложенном в носовой части корпуса.
В 1986 году начались поставки в сухопутные войска модернизированного
вариа-нта этого танка, получившего обозначение STRV-103C. В нижней носовой
части кор-пуса установлен бульдозерный отвал, а по бортам навешены канистры
с топливом (слу-жат бортовыми экранами и увеличивают запас хода). За
командирской башенкой смон-тирован двухствольный гранатомет,
предназначенный для стрельбы 71-мм осветитель-ными гранатами. В систему
управления огнем входят новый прицел наводчика со встроенным лазерным
дальномером и электронный баллистический вычислитель.
Танковый парк сухопутных войск Швейцарии насчитывает около 870 единиц,
из которых 300 устаревших английских танков «Центурион», 150 танков Pz61
(выпус-ка 60-х годов) и 390 Pz68. В 1987 году были поставлены 35
западногерманских танков «Леопард-2», остальные 345 машин будут изготовлены
по лицензии.
В настоящее время в Швейцарии основным боевым танком является Рz68. В
да-льнейшем им станет танк «Леопард-2», получивший обозначение Pz87.
Танк Pz68 поступил на вооружение в период 70-х годов. Практически он
явился дальнейшим развитием танка Pz61. Корпус и башня танка литые.
Английская 105-мм нарезная пушка стабилизирована в двух плоскостях
наведения. С ней спарен 7,5-мм пулемет, второй смонтирован над люком
заряжающего на Pz68 установлен западно-ге-рманский дизельный двигатель МВ
837.
В последние годы в число стран, производящую бронетанковую технику,
вошла Бразилия. Наряду с выпуском легких бронированных машин и
модернизацией уста-ревших американских танков в этой стране осуществляется
разработка основного бое-вого танка. Фирмой ЭНЖЕСА уже созданы два опытных
образца танка ЕЕ-Т1 «Озо-рио», которые в 1985-1986 годах прошли испытания в
Саудовской Аравии.
Башни для этого танка были поставлены английской фирмой «Виккерс». В
одной установлена 105-мм нарезная пушка L7А3 (боекомплект 45 выстрелов), а
в другой - французская 120-мм гладкоствольная пушка (40 выстрелов). Система
управления ог-нем включает комбинированные (дневные и ночные)
перископические прицелы навод-чика и командира и лазерный дальномер,
встроенный в прицел наводчика. В передней части корпуса применено
многослойное бронирование. Западногерманские 12-цилинд-ровый дизельный
двигатель и гидромеханическая трансмиссия выполнены в едином блоке.
Подвеска ходовой части гидропневматическая.
Другая бразильская фирма «Бериардини» создала на базе американского
легкого танка М41 танк МВ-3 «Тамойо» (боевая масса около 30 т). Он вооружен
90-мм нарез- ной пушкой и оснащен дизельным двигателем мощностью 500 л.с.
В Южной Корее основу танкового парка сухопутных войск составляют амери-
канские танки М48А5 (950 единиц). Кроме этого, на вооружении все еще
состоит около 350 устаревших танков М47.
В 1983 году американская фирма «Дженерал дайнемикс» создала два опытных
образца танка ХК-1 с целью последующего его производства в Южной Корее и
оснаще-ния сухопутных войск этой страны (планируется поставить около 700
единиц). В конс-трукции ХК-1 использованы элементы ранее выпущенных
американских и западногер-манских танков. Корпус и башня имеют многослойное
бронирование. Основное воору-жение - 105-мм нарезная пушка. Система
управления огнем разработана фирмой «Хьюз».
На опытных образцах танка установлены американский дизельный двигатель
AVCR-1790 и западногерманская гидромеханическая трансмиссия RK-304.
Серийные машины оснащаются западногерманскими дизелем МВ871Ка-501 и
автоматической трансмиссией ZF LSG3000. Подвеска ходовой части
комбинированная: на передних и задних опорных катках гидропневматическая, а
на остальных - торсионная.
Повышение живучести танков
Одной из ключевых задач в развитии оружия и боевой техники сухопутных
войск капиталистических стран является проблема обеспечения их живучести,
то есть свойства сохранять и быстро восстанавливать свою боеспособность в
условиях против-ника. Это обусловлено бурным развитием в последние годы
различных средств пораже-ния. Совершенствование ядерного оружия и его
распространение до тактического уров-ня, количественный и качественный рост
обычного оружия, многие образцы которого приобрели явно выраженную
противотанковую направленность, значительно усложни-ли поиски путей решения
этой проблемы.
Традиционно наибольшей стойкостью к воздействию всех средств поражения,
включая ядерное оружие, обладают танки. Иностранные специалисты отмечают,
что развитие систем вооружений сухопутных происходит по двум направлениям:
с одной стороны, это развитие и совершенствование танков и другой броневой
техники, в резу-льтате чего практически все рода войск сухопутных переходят
на самоходные брониро-ванные машины и комплексы, с другой - улучшение
существующих и создание прин-ципиально новых, более эффективных средств
поражения бронеобъектов.
Считается, что вероятность поражения современного танка одним выстрелом
тан-ковой пушки или противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) в 4 раза
выше, чем это было в начале 50-х годов, и в 2 раза выше по сравнению с
концом 60-х. Еще боль-шую опасность для танка представляют противотанковые
средства, создаваемые в нас-тоящее время. Их характерной особенностью
является то, что они разрабатываются как комплексы, включающие средства
дальнего обнаружения группировок войск, автома-тического расчета
целераспределения, доставки боевых частей и сами боевые части но-вого типа.
Эти комплексы предназначаются для поражения не одиночных объектов, а целых
танковых подразделений. При этом поражающие элементы боевых частей воз-
действуют на бронеобъекты с наименее защищенной их стороны - сверху.
Резко возросли возможности ствольной и реактивной артиллерии,
тактической и армейской авиации, инженерных войск по поражению танков.
Все это ведет к тому, что условия боевого применения танков становятся
все бо-лее сложными.
Сложность решения проблемы обеспечения необходимого уровня живучести
тан-ков обусловлена не только стремительным развитием средств поражения, но
и очень жестскими массо-габаритными ограничениями, накладываемыми на
конструкцию об-разцов бронетанковой техники. При этом не существует какого-
либо одного пути или способа, практическая реализация которого привела бы
если не к решению проблемы, то хотя бы к уменьшению ее остроты. Поэтому
зарубежные специалисты в области тан-костроения стремятся повысить
живучесть танков за счет комплексного подхода, а так- же использования
различных направлений совершенствования различных направлений
совершенствования конструкции образцов.
Условно направления повышения защищенности образцов принято разделять
на два основных - «прямая» и «косвенная» («непрямая») защита. Первое
связано с повы-шением стойкости и защитных свойств образца к воздействию
как попавших в него бо-евых элементов (снарядов, осколков, боевых частей и
т.д.), так и поражающих факто-ров ядерного, химического,
бактериологического и другого оружия. Второе направле-ние преследует цель
всеми доступными конструктивными мерами, приемами и спосо- бами, в том
числе осуществляемыми экипажем, уменьшить доступность бронеобъекта
воздействию средств поражения и снизить вероятность попадания в него боевых
эле-ментов различных типов.
Такое разделение справедливо применительно к защите как от обычных
средств, так и от оружия массового поражения. Иностранные специалисты
подчеркивают, что мероприятия по обеспечению защиты от различных средств
поражения должны быть взаимно увязаны и выполняться комплексно.
Важнейшим видом оружия массового поражения является ядерное. Его поража-
ющие факторы - это воздушная ударная волна, световое излучение, проникающая
ради-ация и электромагнитный импульс. В результате применения ядерного
оружия могут происходить радиоактивное заражение местности, а также
различные сопутствующие явления (пожары, завалы, затопления и т.д.),
способные оказать существенное влияние на ведение боевых действий и потери
войск.
Страницы: 1, 2
|