Рефераты

АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИНДИИ. БУДДИЙСКИЕ РЕЛИКВИИ, СКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ - (реферат)

АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИНДИИ. БУДДИЙСКИЕ РЕЛИКВИИ, СКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство общего и профессионального образования РФ
    Экзаменационный реферат
    за курс общей школы
    по предмету “Мировая Художественная Культура”

ученика 11 “А” класса средней общеобразовательной школы №535 ЮЗАО МКО

    Бурыкина Дмитрия Сергеевича

на Тему “Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри”

    учитель: Маринина Елена Анатольевна
    Москва 2002г.

Индия-государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. Истоки индийской художественной культуры восходят возникшим на берегах рек Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, которые послужили основой и для развития культуры. Археологические находки свидетельствуют о наличии в Индии человеческого общества уже в периуд каменного века. В отложениях этой эпохи найдены каменные орудия. Первые датированные остатки бронзовой культуры найденные в далине реки Инд, относятся к началу 3-го тысячалетия до нашей эры. На северо-западе полуострова, там, где сейчас проходит граница между Пакистаном и Индией, и далее на запад, в соседствующих с ними районах Ирана и Афганистана, архиологические раскопки последних десятилетий обнаружили большое количество древних оседло- земледельческих поселений ХХ? III-ХХХIII веков до н. э. , которым наследует удивительно высокая городская культура (ХХV-ХХII вв. , в некоторых поселениях ХХ-ХIХ вв. , упадок её относится к ХVII-ХVвв. до н. э. ). Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры- первой половины второго тысячелетия до нашей эры.

По важнейшим местам раскопок, проводившимся в нынешнем Пакистане, индийскую древнейшую цивилизацию обычно называютхараппской культурой. Настоящего древнего имени народа, населявшего эти места, и названия его городов мы не узнаем до тех пор, пока не будут расшифрованы имеющиеся письмена или же пока не будет обнаружено какое-либо сообщение об этом более позднего времени.

Одной из самых ярких в истории древнеиндийской культуры является Хараппская цивилизация. Это высокоразвитая цивилизация складывалась на местной основе. Ее следы обнаружены на огромной территории: более чем на 200 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. Наиболее вероятной датировкой Хараппской цивилизации считается следующая: 2500(2300)–1800(1700) гг до нашей эры. Археологические раскопки обнаружили крупные города в Мохенджо-Даро и в Хараппе в бассейне реки Инда( ныне территория Пакистана). В 50гг нашего столетия археологами были открыты другие, подобные им однотипные города и более мелкие поселения в районах бассейна Ганга и западного полуострова Катхиавара. Хараппская культура имела могущественное централизованное управление, способное установить на многие века определенный строгий порядок, ввести стандартизацию и типизацию в строительстве, канонизацию в искусстве.

Об уровне развития Хараппской культуры свидетельствует строгая планировка при возведении городов, монументальная архитектура, письменность и т. д. Главные центры строились по заранее разработанному плану: улицы шли параллельно друг другу, ориентированные по сторонам света и пересекались под прямым углом; магистральные улицы были довольно широкими–до 10 метров. Вокруг города возводились стены, здания были высотой в 2-3 этажа, из обожженого кирпича, штукатурились глиной и гипсом. Дома строившиеся в несколько этажей имели деревянный верх и по всей вероятности, на оштукатуренных стенах могли быть несохранившиеся росписи и резные деревянные украшения. По сохранившимся развалинам дворцов, общественных зданий и бассейнов для религиозных омовений видно, что система водотоков была самой совершенной в древности. Почти все крупные города состояли из двух частей: крепостного сооружения, которое возвышалось над городом, и“нижнего города”. В “нижнем городе”проживало основное население, а в цитаделях находились, видимо, городские имущие слои.

Уровень устройства большинсктва городских жилых построек был по тому времени довольно высок. Большинство жителей Хараппы было обеспечено благоустроенным жилижем. Почти при каждом доме имелись выложенные из кирпича колодцы, ванная комната, мусоропровод, вентиляционные каналы. Однако сооружения грабниц и дворцов великих повелителей здесь не встречаются. Тем не менее над городом возвышается укрепленная цитадель с крупными общественными жилыми комплексами, в которых размещались представители высшей административной власти. Большие просторные многокомнатные жилые здания для наиболее обеспеченных слоев населения были сосредоточены в центре города: по окраинам теснились более скромные жилища для простых тружеников; совсем крошечные однотипные жилые ячейки; напоминающие рабочие казармы, сконцентрированные в районе производственных сооружений, предназначались, по–видимому , для рабов и слуг. Бросается в глаза такая особенность этих городов, как отсутствие зданий, которые однозначно можно было бы определить как постройки чисто культового назначения–храмы и культовые памятники, - и, с другой стороны, наличие отдельных общественных сооружений, найденных в крепости, заставляют предположить их отнюдь не культовое назначение и использование. Примером могут служить большие зернохранилища в Мохенджо-Даро и в Хараппе, а также весьма впечатляющий док речного порта в Лотхале. Знаменитые купальни внутри цитадели Мохенджо-Даро могли, конечно служить и культовым целям. Однако сами по себе постройки, оборудованные под купальни, могут быть истолкованы и как здания общественного назначения, так как демонстрируют, тот же бытовой гигиенический комфорт, о котором свидетельствуют многие большие дома в жилой части города. Тщательная планировка, тенденция к прямолинейности, размах, широта замысла этих технически совершенных сооружений свидетельствуют о высоком уровне развития строительного искусства. Об этом же говорят, например, строго выдержанные пропорции и размеры кирпичей.

Другой особенностью этих городов, как отсутствие храмов, является отсутствие дворцов или каких- либо других сооружений, которые могли бы служить резиденцией властителя. Создается впечатление, что здесь, в Индии, речь идет о больших поселениях примерно равных в материальном и социальном отношении горожан, которые все вместе представляют собой господствующий слой, в то время как подчиненный им трудовой народ -–массы крестьян-земледельцев –проживает вне города в бедных, непрочных жилищах, а какой-то другой подвластный горожанам слой населения, возможно рабы, выполняет в самом городе всю необходимую черную работу.

Самые драгоценные образцы художественного творчества, дошедшие до нас от эпохи Хараппы, - это тысячи печатей квадратной формы с короткой ручкой на оборотной стороне. Обычная величина такой печати–около двух с половиной сантиметров, материал, как правило, - стеатит (камень). Впечатляющим мастерством исполнения выделяются образцы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства Мохенджо-Даро и Хараппы. Многочисленные печати из Мохенджо-Даро и изображения на них исполнены искусной резьбой, очень напоминает шумирийского легендарного героя Гильгамеша, сражающегося со зверями. Изображения животных выполнены тонко и с большой наблюдательностью: горный козел с длинными рогами, тяжело выступающий слон, величественный священный бык и другие. В отличие от животных фигуры людей на печатях строго условны. Так, на одной из печатей размещено трехликое божество. Голова его увенчана круто загнутыми кверху рогами. Вокруг него олень, носорог, буйвол, слон и другие священные животные. Сохранился пример ваяния– мужской торс (3 тыс. до нашей эры), в котором передана так называемая “прана”, внутреннее напряжение, единство силы и полноты дыхания. Необходимо принять во внимание, что даже самый большой город этой эпохи, Мохенджо-Даро не раскопан до основания и нижние слои его так и остались недоступными для иссследования.

После расцвета наступил упадок культуры. Жители Хараппы погибли в середине 2 тыс. до нашей эры в результате вторжения в долину Инда ариев, стоявших на более низкой ступени развития.

Цветущие города погибли вскоре после прихода сюда новых кочевых племен смешавшимся с коренным населением страны. Племенная знать называла себя“ариями” - благородными, откуда и произошло наименование племен. Древнейшие произведения устной литературы - “Веды”- содержат интересные сведения о жизне и быте их создателей, об общественном строе и ремеслах древних ариев. В это время уже оформилось деление общества на четыре сословно-кастовые группы (варны): жрецов-брахманов, воинов-кшатриевЭ земледельцев, ремесленников и торговцев– вайшиев, а также низшую варну –шудр (слуги, подметальщики улиц, сжигатели трупов), которая была бесправной и наряду с рабами подчинялась первым трем.

Хотя от этого периода до нас почти не дошло памятников материальной культуры, мы знаем, в частности из вед, что в северной Индии велось интенсивное строительство. В ведах повествуется о городах с высокими оборонительными стенами, дворцах из дерева, украшенных резьбой и колоннами , о многоэтажных зданиях.

Памятники древнеиндийской архитектуры ранней эпохи не дошли до нас. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, что деревянная архитектура не сохранилась, а также дальнейшими переселениями ариев в иные области страны. О планировке поселений начала нашей эры можно судить по образцам, воспроизведенным в своде архитектурных правил“Манасара”, входящим в состав санскритских религиозно-канонических книг “Шильпа-шастра”, которые служили руководством для индийских ремесленников, художников и архитекторов. В трактате“Манасара”даются разработанные правила строительства городов и деревень, строго определяются детали, пропорции зданий, их украшения и расцветка. В трактате “Манасара” описывается восемь типов планов поселений (“дандака”, “падмака” и другие). План “Нандиаварта” свидетельствует о четком расселении по кастам. Это –прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Продольные улицы пересекаются поперечной осевой магистралью. Четверо ворот в середине каждой стороны ограды деревни расположены по сторонам света. К этому времени относится и возникновение надвратных башен -“гопурам” (“коровьих ворот”), получивших в дальнейшем широкое распространение. Вдоль ограды поселения совершала дозорный обход сельская стража. Ввпоследствии он лег в основу ритуального шествия в буддийских культовых сооружениях. В центре селения на пересечении главных улиц находилось место для собраний совета старейшин, проходивших обычно под развесистой смоковницей–баньяном. Здесь или у западных ворот возводился главный храм. В центральных кварталах жили купцы, далее– ремесленники, около ворот размещались базары. Планировка городов и селений осуществлялась по древним правилам “Шильпа-шастра”в течение многих столетий. Одним из последних был спланирован по этим правилам город Джайпур, основанный в 1728 году.

В древнем эпосе встречаются описания городов долины Ганга и сведения о художественных ремеслах в период образования в Индии могущественных рабовладельческих государств. Города сильно укреплялись, но материалом для зданий и крепостных стен попрежнему служило в основном дерево. Такими были столицы местных государств–Айодхья ( современный Аудх), где, по преданию, правил Рама, Идрапрастха (Дели), Каши (Бенарис), Паталипутра (Патна) и другие.

Архитектура и искусство древней Индии достигли подъёма к середине I тысячелетия до нашей эры, когда в нижнем течении Ганга образовалось мощное рабовладельческое государство Магадха. Под покровительством правителей этой державы процветают земледелие, ремесло и торговля, науки и искусства.

    ИСКУССТВО ПЕРИОДА БУДДИЗМА

В 326 году до нашей эры в северо-западную Индию –Пенджаб вторглись греческие войска под предводительством Александра Македонского. Но владычество их было недолгим, восстание индийцев возглавил Чандрагупта, который, захватив власть, основал новую могущественную династию Маурья (322-185 гг. до н. э. ). При правителях этой династии, завладевшей обширными землями, происходит интенсивная застройка столицы государства–Паталипутры. Судя по описанию, город Паталипутра, занимавший площадь в два квадратных километра, был обнесен укрепленной, массивной деревянной оградой и окружен широким рвом, наполненным водой. Его охраняли семьдесят дозорных башен, а войти в него можно было через одни из шестидесятичетырех ворот... Дворец властителя был также построен из дерева. Архиологические раскопки, к сожалению, дают слишком мало, однако подтверждают, что в качестве строительного материала в Паталипутре, действительно использовалось дерево (найдены были только остатки укрепленной стены).

Особое развитие получило строительство при выдающимся правителе этой династии–Ашоке, внуке Чандрагупты (III век до нашей эры). Источники рассказывают, что его дворец стоял на высоком стилобате и имел три зала, расположенных один над другим. Главный из них был украшен каменными колоннами. Обвитыми золотыми виноградными лозами и фигурками птичек из серебра.

В эпоху правления Маурьев, впервые в Индии был использован камень и в строительстве и для создания больших скульптур. Так, например, в Кумрахане когда-то часть города Паталипутры) раскопки обнаружили остатки дворцовой колоннады. Колонны сделаны из полированного гранита. Это большое сооружение–зал со ста колоннами - напоминает зал дворца царя Дария из династии Ахеменидов в Персеполе. Создается впечатление, что властители династии Маурьев сознательно перенимали у Ахеменидов определенную символику величия царской власти, нашедшую своё отражение в искусстве.

Техника обработки камня, замечательная полировка, сохранившаяся до наших дней, характерна также и для знаменитых каменных колонн, из которых высечены эдикты Ашоки. Следы такой полировки можно распознать, и на стенах искусственных пещер, вырубленных в скалах в Гайе, наиболее древние из которых относятся ко времени правления Маурьев.

Процветающие города эпохи Маурьев (4-2 вв. до нашей эры) оставили великолепные образцы культовой архитектуры. Среди них ступы, скальные храмы и“стамбха”- мемориальные столбы. Ступы являлись вместилищем

    картинка

буддийских реликвий. Были случаи, когда они посвящались отдельному лицу из правителей и жрецов. Их происхождение ведет от погребальных холмов. Чаще всего это сооружение из монолитной массы наподобие полусферы на террасе. На вершине ступы размещался реликварий, предназначенный для хранения буддийских реликвий, оно воздвигалось в честь самого Будды, а иногда лица или событий, чтимых буддистами. Реликвариум обносился вокруг оградой с четырьмя воротами“торана”, ориентированный по сторонам света. Внутри ограды проходила дорожка (называемая прадакшинапатха), по которой совершалась церемония обхода ступа. На воротах обычно сосредотачивались рельефы, изображающие отдельные эпизоды из легендарной жизни Будды. Ступа мог быть любых размеров. Маленькая ступа, чаще цилиндрической формы, ставились внутри храмов–чайтья. Из 84000 ступа, сооруженной лишь Ашокой, уцелели немногие. Наиболее известные из низ ступа в Бхархуте, сохранившийся лишь в фрагментах(2-ой век до нашей эры), в Санчи(2-ой век до н. в. ) и в Амаравати (2-ой век до н. э. ). Традиции первой ступы в Пиправе продолжили сотни памятников этого типа. Отметим ступу в Санчи (1 век до нашей эры) . Это круглое в плане сооружение, выложенное снаружи красным песчаником. Высота ступы вместе с увенчивающим ее стержнем– 23, 6 м, диаметр основания –36, 6 м. Четыре торана, объединивших архитектурно-скульптурные элементы, - это воспроизведение деревянных ворот. Однако форма торанов растворена обильной пластикой, декорирующей памятник. Каменная конструкция тяжела, но смотрится как торжественный портал. Рельеф передает массивность группы слонов и дриадой. Среди круглых скульптур, меньших по размерам, угадываются крылатые животные, всадники, духи природы. По своему содержанию это целое сказание об индийской жизни того времени, причем буддийские сюжеты здесь богато расцвечены фольклором, иллюстрированы множеством бытовых сцен. На одной из них изображена осада города, стены которого окружены кольцом пеших воинов и лучников, восседающих на колесницах. По этим рельефам можно получить полное представление об архитектуре древнего укрепления, изучить вооружение того времени. Боковые кронштейны ворот выполнены в виде фигур якшини, качающихся на ветвях. Весь облик этих здоровых, грациозных и сильных девушек, словно напоенных соками земли, воплощает изобилие силы природы. На волютах архитравов разместились крылатые львы. “Колесо закона” Будды, естественно, в центре композиции. Нашлось место и Леахамайе – матери Будды, сидящей на слонах. Помимо ступ, в древнеиндийской культовой архитектуре были распространены пещерные сооружения. По преданию, Будда призывал учеников удалиться от суетного мира. После смерти великого учителя его последователи стали основывать монастыри в горных местностях, вырубая в толще скал пещеры. Одни из этих пещер были храмами– чайтья, другие – монастырскими кельями – вихара. В пещерных храмах во многом воспроизводились формы наземной деревянной архитектуры. Например, сохранившиеся под сводами чайтьи каменные ребра–это стволы, первоначально образующие короб, на который накладывались ветви финиковых пальм.

Первые храмы и монастыри были созданы при Ашоке в холмах Барабара и Нагарджуни. И хотя эти пещеры еще не велики и просты по отделке, они положили начало развитию монолитной скальной архитектуры. Снаружи пещерные храмы выглядели скромно. Голая скала на каменистой местности, маленькая прорезь с аркой в виде подковы ведет внутрь–такова пещера в Барбаре недалеко от Гайи. Внутри прямоугольный зал, в конце его– помещение с закругленными стенами и выступающими карнизами. Другим примером может служить известная своими украшениями над входом пещера Ломас Риши. Она была местом пребывания и отправления культа сектов аджвиков. Пещерные монастыри, расположенные вблизи Бхуванешвара в Ориссе, служившие жилищем для джайнских монахов, также относятся к наиболее древним. Основное место расположения скальных храмов, точнее, чайтий и вихар –Западная Индия, где они вырубались в склонах Западных Гат для буддийских монахов.

Проще всего объяснить поразительный консерватизм архитектурного оформления тем, что возникающую потребность в храмовом строительстве удовлетворяли строители, привыкшие работать с деревом.

Архитектура чайтья существовала примерно с II века до нашей эры до VIII века нашей эры.

До строительства чайтьи религиозные обряды проводились на открытом, иногда лишь огороженном пространстве.

Буддийская чайтья – это храм-молельня, в которой молящиеся совершают обряд поклонения ступа.

Форма чайтья, по всей вероятности, была заимствована из гражданского зодчества, в котором большое распространение получили подобные здания, перекрытые деревянным сводом. В более крупныз зданиях, когда возникала трудность в перекрытии большого пролета, внутри ставились столбы, на которые укладывались деревянные сводчатые перекрытия. Центральная часть, таким образом, могла быть приподнята, чтобы создать дополнительную возможность освещения при помощи верхних боковых световых проемов. О внешнем облике здания типа чайтья дает представление высеченная из монолита скалы так называемая ратха Бхима в Махабалипураме. Продолговатый зал разделенный внутри колоннами на три части, был, как правило закруглен в торце апсидой, в которой ставилась ступа. Перед чайтья обычно размещались открытый вестибюль и внутренний дворик. Перед входом для торжественности нередко ставились колонны со скульптурным завершением. Чайтья сооружалась из кирпича, и других, часто недолговечных строительных матариалов и, как правило, не сохранились, за исключением тех, которые были высечены в скалах Аджанты, Бхадже, Насике, Карли и некоторых других местах. Классическим памятником этого типа признается высеченная в скале чайтья в Карли (1 век до нашей эры). Храм в Карли вырублен в скале на глубину 40 м и превосходит другие храмы размерами и великолепием отделки. Внутри чайтья, как и другие храмы, делится двумя рядами колонн на три продольных нефа– центральный, более широкий, а по бокам –более узкие. Колонны утяжелены сложной скульптурной группой из лошадей и слонов с всадниками и упираются в потолок, на котором в подрожание деревянному своду высечены стропила. Каждая колонна установлена на квадратном ступенчатом цоколе, затем идет луковицеобразное основание, высеченное в форме большого горшка, имеющего дно и стенки. Подобное основание тоже восходит к деревянному зодчеству, так как для защиты от муравьев-древоедов и других насекомых восьмиугольные деревянные колонны и несущие столбы устанавливались в специальный глиняный сосуд с водой. В полуциркульном завершении среднего нефа помещается монолитная каменная ступа. В интерьере заметны следы росписей и позолоты, - роскоши и великолепия, которыми окружали себя монахи в то время. Храм в Карли отличается большими размерами по сравнению с предыдущими храмами, дает впечатление простоты и значительности. Размеры этой чайтьи, самой крупной в Индии, 37, 8 м длины и 13, 7 м высоты. Портик храма частичьно разрушен, но сохранившиеся детали позволяют предположить, что он был шире , чем сам храм. Портик состоял из мощных восьмигранных столбов, поддерживающих верхнюю часть. Она в свою очередь, имела коллонаду из четырех колонн с пилястрами. Сквозь малую коллонаду и через солнечное окно внутрь храма проникал дневной свет. Несмотря на зной снаружи, внутри всегда веяло прохладой. Прямоугольный зал ведет к“чреву” “мировой горы”. В полумраке сбоку и сверху из-за величественных колонн выступают статуи людей, якшей, богов, коней, слонов. Стены тщательно отполированны. Стрельчатые ребра молельни, имитирующие деревянные стропила, создают движение всего объема вверх. Холл молельни заканчивается полукруглой камерой с главным святилищем. Коридор для ритуального обхода опоясывает пространство храма. Чайтья подземного храма в Карли тщательно отделана снаружи, по фасаду у нее широкий центральный и два боковых входа, украшенные небольшими франтонами и рельефными фризами под ними, изображающими влюбленных. Благодаря такому оформлению, ступенчатому входу, портику, коллонадам и т. д. , чайтья постепенно приобрела черты надземного храма.

Скальные храмырадуют глаз в регионе современного Бомбея, в западных горных районах Гхат. Пещерные храмы имели деревянную архитектуру со всем богатством деталей. Замысел пещерного храма, высеченного в глубине скалы, отразил представления древних индийцев о слиянии святилища с природой.

Храмы создавались на склонах гор, на отвестных скалах из плотного однородного гранита. Большая часть такого склона после обработки выглядела совершенно вертикальной. Внизу расчищалась площадка, имевшая очертания основания фасада. Затем вынималась основная масса породы. Таким образом, строители не нуждались в строительных лесах, поскольку до тех пор, пока не заложен свод работа не продвигалась. Процесс создания храма совершался руками одних и тех же мастеров. Нет сведений о разделении труда архитектора и скульптора. Авторов- архитекторов можно считать скульпторами и строителями резчиками.

Вестибюль перед входом выделяется своим богатым декором. Весь внутренний фасад украшен деревянными решетками с резьбой. На боковых стенах вестибюля множество рельефных декоративных арочек. Это был распространенный прием украшения плоскостей стен храмов. Стена с входами, идущими внутрь храма, декорирована рельефами. Среди них выделяются две обнаженные фигуры, изображающие покровителей храма.

Главный зал производит таинственное и величественное впечатление. Вглубь идет могучая колоннада. В колоннах повторяется выразительная декоративная деталь–скульптурная капитель. Скульптурная группа каждой капители состоит из коленопреклоненных слонов. На них находятся мужская и женская фигуры. Большое значение в архитектурном решении объема внутреннего зала имеет эффект освещения. Он являет собой решетчатый фильтр, дающий мерцающий и таинственный свет.

    .
    Статуя Будды из Сарнатха. V в.

Буддизм –древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, ее основателя Будды, что означает“Просветленный”. Будда жил в Индии в V-IV вв. до н. э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования– иными словами целую цевилизацию. Сами буддисты ведут отсчет времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции считается , что Будда жил с 624 по 544г. до н. э.

Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завел семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности ГАЯ он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Синддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочел свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы”. Он странствовал с проповедями по городам и селам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.

В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжили проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будующий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 - раза был святым, 58 - царем, 24 монахом, 18- обезьяной, 13- торговцем, 12- курицей, 8- гусем, 6- слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением.

Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда долго сожалел, что не догадался попросить его об этом. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделен между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия–ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка. Две другие реликвии Будды– это локон и кость. Зуб Будды – главная реликвия буддизмма, известная во всех странах буддийского мира. Его история таинственна и богата невероятными приключениями, как, впрочем, и история любой другой значительной реликвии.

Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Будды один из его учеников выхватил из погребального костра зуб. В течение восьми веков он хранился в Индии; за тем, когда между отдельными княжествами начались феодальные войны, зуб в целях безопасности был переправлен на Шри-Ланку. Считается, что туда его привезла, спрятав в свои прически, принцесса Хемалатха. Один из местных правителей построил в честь Зуба Будды храм и установил ежегодный праздник. Он длился две недели, сопровождался шествием слонов (один из которых вез на спине ларец с реликвией), музыкантов и танцоров, а также специальными службами в храме. Судя по описания путешественников, наблюдавших этот праздник в седьмом и девятнадцатых веках, порядок его проведения за несколько столетий почти не изменился.

В 1560 во время войны которую вели сингалы (коренное население Шри-Ланки) с португальскими войсками, Зуб Будды был захвачен португальцами и понастоянию главы католической миссии истолчен в порошек и сожжен. Так, во всяком случае, утверждают португальские исторические хроники. В сингальских хрониках, наоборот, сказано, что ничего подобного с Зуббом Будды не случалось и случиться не могло. Он был спрятан, а португальцы захватили и сожгли какую-то фальшивку. Зуб уцелел и после окончания войны вернулся в свой храм, где храниться и по сей день. Праздник в честь Зуба Будды и сейчас отмечается в горде Канди, привлекая большое количество людей.

Существует набор из восьми предметов, который ставится на алтаре в буддийском храме, но может стоять в доме и даже в юрте, где живет семья, исповедующая буддизм. Эти предметы называются“восемь драгоценностей”, “восемь эмблем славы”, “восемь знаков счастья”, “восемь благоприятных символов”, “восемь жертв”. * Зонт, защищающий от злых помыслов, - атрибут царской власти. * Две рыбы, символизирующие единство и духовное освобождение: “как вода позволяет рыбе плыть свободно, так и буддийская вера освобождает душу”. * Ваза, наполненная напитком бессмертия, - сокровищнница благих помыслов. * Лотос – символ чистоты и залог спасения.

* Раковина, закрученная вправо, - символ блаженства. Используется в богослужениях в качестве трубы или сосуда для пожертвований и символизирует“произнесенное слово”. * Узел –символ бесконечного цикла перерождений, а также благополучия, единства всех вещей и переменчивого характера времени.

* Штандарт –символ горы Меру, центра буддийской вселенной; символизирует также победу над невежеством и смертью.

* Колесо учения – колесо с восьмью спицами, символ восьмеричного пути к совершенству. * Священный буддийский символ ваджра.

По мере того как буддизм все больше становился на службу интересам господствующих классов , в целях усиления его идеологического воздействия на народные массы все шире привлекались вместе с архитектурой средства изобразительного искусства. В ранний период распространения буддизма, когда образ Будды сохранял свой человеческий облик учителя и проповедника, изобразительное искусство ограничивалось сюжетами из легендарной жизни Будды и оставалось, как прежде, непосредственным, жизненным и правдивым. В раннем буддийском искусстве изображения самого Будды не встречаются; они заменялись изображениями предметов, связанных с событиями его жизни, как, например: дерева пипал под которым якобы произошло просветление Будды и которое с тех пор стало священным; символического колеса–обозначения закона вращения мировых судеб человечества ( Будда якобы привел это колесо в движение ); лотоса, считавшегося священным цветком у индийцев с незапамятных времен. В изображении лотоса скорее можно усмотреть образ солнца, которому поклонялись в древности.

В I веке нашей эры в Гандхаре появляются антропоморфные изображения Будды. Прототипами фигур стоящего Будды послужили греко-римские скульптуры. Поза сидящего Будды была местной.

“Великий учитель”часто изображался со скрещенными ногами и руками, поднятыми для благословления или поучения. Разрабатывалась сложная символика положения рук и пальцев, так называемые“мудра”, где каждый жест имеет определенное значение. Ранние скульптуры Гандхары характеризуются некоторой неподвижностью, тело совершенно скрыто тяжелыми складками плотной ткани, а лицо порой подобно маске. Но со временем изображения Будды приобретают утонченность и изящество, они воплощают идеализированный образ прекрасного, гармоничного человека, напоминающего античного Апполона. Прекрасным образцом гандхарской скульптуры является голова Будды (IV-Vвв. ). Лицо его одушевлено выражением глубокой и ясной мысли, передающий буддийский идеал внутренней гармонии.

Позднее образ Будды отходит от ганхарского типа и становится все более идеализированным и отвлеченным. Это относится прежде всего к изображению самого Будды, окружавшие же его сцены на рельефах, созданные народными мастерами, по прежнему очень жизненны и выразительны.

Параллельно в скульптуре Индии уже в первые века нашей эры складываются определенные каноны, которые постепенно ощущаются все сильнее. Это особенно заметно в изображениях Будды (например, длинные уши–одно из 32 качеств, присущих ему). Но, несмотря на ограниченные рамки канонов, мастера стремились подойти творчески, индивидуально к изображаемому.

Ранние дошедшие до нас памятники пластического искусства, которые исследователи относят к периоду расцвета Маурийского государства, представляют собой отдельно стоящие, мемориальные колонны, завершенные скульптурой ( В. А. Смит–известный специалист по индийскому искусству, насчитывает столбов Ашоки по различным упоминаниям 36), круглые статуи, выполненные из камня (серого песчанника из Чунара ), отличающиеся зеркальным блеском полированной поверхности, и терракотовые статуэтки.

Между прочим, та же техника блестящей полировки характерна и для стен пещерных сооружений III в. до нащей эры, в дальнейшем она уже не встречается. К официальному направлению в искусстве Маурьев, явно несущему следы внешнего влияния и символизма, относится наиболее ранний из уцелевших памятников (после Хараппы), так называемая львиная капитель колонны Ашоки из Сарнатха. Капитель представляет эмблему власти и достаточна выразительна в этом отношении (она стала национальной эмблемой современной Индии ). Стилизованные фигуры четырех львов, стоящих как бы на страже власти, обращенные своим грозным взглядом по странам света, несут на своих спинах колесо, символизирующее закон движения вселенной. Под фигурами львов расположены рельефы, изображающие животных в стремительном беге друг за другом, и чередующиеся с ними как бы вращающиеся колеса. Считают, что эта компазиция символически выражает круговой замкнутый цикл превратных

    Львиная капитель колонны
    (стамбхи)
    Ашоки из Сарнатха
    III век до н. в.

человеческих судеб. Было ли действительно такое намерение у мастеров или заказчика–сказать трудно. Но нельзя согласится с тем, что опорой для фигур служат якобы формы излюбленного в индийском искусстве лотоса, обращенного лепестками вниз. Врят ли индийские художники могли допустить композицию, в которой этот нежный цветок, символизирующий основу жизни, находился бы под ногами мощных львов. Скорее всего это форма не цветка, а колокола, как в некоторых ахеменидских капителиях.

Имеется другой пример колонны Ашоки в Рампурве, завершённой фигурой быка, стоящего на форме, похожей также на опрокинутый вниз колокол. Если в самой идее колонны, несущей фигуры животных, и в технике исполнения можно усмотреть влияние чужеземного искусства, то по реалистической трактовке фигур и по тщательности деталировке в исполнении эти примеры пластического искусства, скорее, приближаются к искусству Хараппы.

Именно в этот период правления Ашоки, судя по уцелевшим памятникам, началось массовое строительство сооружений буддийского культа: ступа, монастырей (называвшихся сангхарама, или вихара )–новый тип сооружений, появившийся вместе с возникновением сангха и представлявший собой комплекс жилых и хозяйственных, а позднее культовых зданий, чаще всего предназначенный для монахов, уединенный от населенных мест или изолированный от окружающего высокими крепостными стенами. Такие сооружения буддийского культа, как ступа и чайтья, возникли в Индии с тех пор, как личность Будды стала обожествляться и появился предмет особого поклонения. Ступа ведет свое происхождение от могильных холмов. Другим видом буддийской архитектуры были стамбхи –каменные мемориальные колонны, которые возводились при Ашоке на местах, отмеченных какими-либо значительными событиями в истории буддизма. Уцелело лишь десять столбов, некоторые из них частично разрушены. Отдельные стамбхи достигают 15 м высоты и свыше 50 тонн веса. На стволе обычно высекались тексты царских указов, пропагандирующих религиозно-этические принципы буддизма, а капители были украшены скульптурными символами в виде цветка лотоса, фигур животных и т. д

К ранним произведениям пластического искусства, связанного с Буддизмом, относятся рельефы на оградах и воротах ступа в Бхархуте ( II в. до н. э. ), Санчи(I в. до н. э. ) и на многочисленных сооружениях пещерного зодчества в Бхадже, Насике, Карли и др. В этих памятниках, не утративших связей с народным искусством резьбы по дереву и по слоновой кости, особенно ярко проявляются черты самобытности индийского искусства. Более плоские ( по сравнению с рельефами Санчи ) рельефы Бхархута отличаются той же силой обобщения образа и монументальностью форм, которые характерны для статуй маурийского периода. В изображениях на сюжеты из легендарной жизни Будды, наряду с жанровыми бытовыми сценами, встречаются знакомые нам мифологические фигуры якшей и якшинь. Фигуры и предметы показаны как бы с птичьего полета.

Ограда и ворота ступа в Бхархуте и Санчи были первоначально деревянные; когда они пришли в ветхость, их заменили каменными, повторяющими прежние формы деревянных конструкций. Приходится удивляться прочности и устойчивости каменных ворот, простоявших, например в Санчи, в целости и сохранности около двух тысячелетий. Ворота в Санчи создавались в разное время. Лучшими из них считаются северные ворота, выполненные, повидимому под руководством одного мастера, в то время как в других воротах принимали участие несколько ремесленных корпораций ( известно, например, что среди них были и резчики по слоновой кости)–отсюда отсутствие цельности в общей композиции и разнохарактерность менеры исполнения рельефов.

    Фрагмент северных
    Ворот ступа № 1
    В Санчи. I в. до н. э.

Рельефы в Санчи значительно отличаются от Бхархутских. Они показывают дальнейшее совершенствование техники резьбы по камню–рельефы в Санчи более пластичныеи выпуклые, переходящие иной раз в круглую скульптуру (например фигуры якшей и слонов на воротах). Измельченность форм, тонкость и изящество деталировки развились скорее всего под влиянием искусства резьбы по слоновой кости. В тематику рельефов принесены новые сюжеты, отражавшие происходившие события: сцены сражений и битв, осада города. То там, то здесь в рельефах сцены из легендарной жизни Будды раскрывают нам жизнь древнеиндийского общества, окружающий его буйный растительный и животный мир джунглей. Жизненно правдивые образы переплетаются с вымышленными. Связанная непрочными узами, разобщенная на племена и касты, империя Ашоки распалась вскоре после его смерти на более мелкие, враждовавшие между собой государства. На юге Индии с I в. до н. э. по III в. н. э. доминировала империя Андхра со столицей Амаравати. Границы империи в период ее расцвета простирались от Бенгальского залива на востоке до Аравийского моря на западе, а с севера на юг– от реки Годавари до реки Кришна.

В памятниках искусства, созданных после распада Ашоки, постепенно исчезают следы персидского влияния, а вместе с тем проникают в первых веках до н. э. влияния грекобактрийского и позднеримского искусства.

Наблюдавшийся уже в рельефах Санчи отход от крупных лапидарных форм, появление некоторой измельченности и изысканности в полной мере дают себе знать в более позднем искусстве Амаравати, представленном в отдельных фрагментах рельефов ограды и ворот ступа. Уже сам материал–мрамор, избранный для облицовки ступа вместо камня, придает этому сооружению рафинированный характер. Удлинённость пропорций тела и конечностей делают фигуры особенно невесомыми и подвижными.

    *

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты