Рефераты

АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИНДИИ. БУДДИЙСКИЕ РЕЛИКВИИ, СКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ - (реферат)

p>С образованием в северных и центральных районах Индии мощного государства Гуптов ( IV–VI вв. ) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Длительный период относительного мира, наступивший тогда в Индии, привел к развитию городов и расцвету придворной культуры. В правлении Гуптов были достигнуты такие успехи в архитектуре, пластике и живописи, что этот период обычно называют классическим периодом индийского искуства. Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников–ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм V в. ) и других местах. Ядро этих храмов, сложенных из тесаного камня, составляет кубическое святилище с внутренним помещением для божества и входным портиком. Каноническую завершенную форму получает в это время изображение Будды (статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе-5 в. ) Фигура Будды школы Матхуры, начало которой относится к кушанскому периоду, с грубым и широким крестьянским лицом, теперь, в период правления Гуптов, изменяется и приобретает отпечаток несколько отрешенный придворной утонченности. Культурное наследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых феодальных государствах Декана (Чалукьев, 6-12 века; Раштракутов, 8-10 века), юга (Паллавов, расцвет в 7в. , существовало по 9 век. ) и севера Индии (Харши, 7век. ). Еще продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господственных идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалось, по существу, в храм. Около 6 века появились скальные брахманские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских. Наиболее значительное скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей (2 век до нашей эры -7 век нашей эры). Написанные на сюжеты буддийских преданий, они представляют, по существу, широкую картину общественной жизни Индии, создавая вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Содержание росписей–эпизоды из жизни Будды и их джатак, то есть из истории о прежних существованиях Учителя. Часто они трактованы как сцены придворной жизни: принцы проводят время в роскошных аппартаментах, нежно обнимая своих жен, окруженные прислужниками, или же принимают гостей, выезжают на войну или на охоту. Таким образом, здесь можно увитеть не только внутренние помещения дворца, но и сады и улицы города. Домашняя утварь, повозки на улицах, любопытные зрители, стоящие на балконах и у открытых окон, - все это изображено в росписях Аджанты. Они позволяют легко реконструировать городскую архитектуру, в большинстве случаев деревянную–ворота и дворцы, дома богатых горожан, - все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.

Храмовые комплексы Эллоры (созданные между 6-10 вв. ) известны своей скульптурой, вообще занявшей с периода раннего средневековья господствующее место в убранстве храмов. На их стенах развернуты барельефные компазиции с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов–пластически сочные, исполненные напряженной динамики. Величием образов и компазиционной смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трехликого Шивы Махадео в скальном храме на острове Элефанта (8век).

Архитектура периода Гуптов имеет большое значение для всего дальнейшего развития индийской архитектуры. Наряду с продолжением и развитием существовавших в ранне-буддийские времена архитектурных типов, таких, как ступа и скальные храмы, в тот период происходит быстрая эволюция наземного индуисского храма. Однако полное развитие они получили только теперь, в период Гуптов и их преемников.

Первоначально это был храм кубической формы с плоским покрытием, к которому в последствии добавляется башенная надстройка. Форма целлы индуисстского храма восходит к раннебуддийским сооружениям, прямоугольным в плане, расширенным за счет примыкающей к целле мандапы (залы для собраний), а также других сооружений– выступающего портика ардхамандапы и антаралы (промежуточного помещения). Два наиболее древних храма-башни периода Гуптов – это храм Дашаватары и большой кирпичный храм-башня в Бхитаргаоне. Храм в Деогархе, сложенный из искустно вытесанных каменных плит, стоит на квадратной платформе, к которой со всех сторон ведут небольшие лестницы. В центральную часть его, занимаеую целлой, можно попасть только с одной стороны, на других трех сторонах вместо ворот с фигурными украшениями помещаются на том же уровне на наружней стене глубокие ниши (ложные входы). В них находятся три великолепных рельефа, изображающих сцены из жизни Вишну. Первоначально в храме Деогарха с четырех сторон находились еще и вестибюли с четырьмя колоннами, которые соответствовали нынешним лестницам, ведущим к террасе, и превращали план храма-башни в крестообразный. Сама башня сохранилась лишь частично. Отдельные горизонтальные ступени сужались, переходя в слегка закругленную башенную часть, причем вертикали преобладали над горизонталями. Создавая общее направление ввысь. Высота башни, очевидно, первоначально достигала 13 метров. Храм-башня в Деогархе был построен около 500 года н. э.

Примерно тоже самое можно сказать и о храме-башне в Бхитаргаоне. Он сложен из кирпича и сохранился хуже. Самый древний сохранившийся буддийский храм-башня–это знаменитый храм в Бодх-Гае, сооруженный в 526 году. Здесь на террасе возвышается башня высотой в 51 метр в форме сужающейся кверху пирамиды. Этот храм, построенный на месте просветления Будды, - одна из величайших святынь буддизма.

    *

После эпохи Гуптов в VI веке начинается новая фаза в развитии индий ской культуры. Произведения крупных масштабов, целые города памятники отличают эту эпоху: постройки со скульптурными украшениями в Махабалипураме, пещерные монастыри в Эллоре и на острове Элефанта, храмовые города Бхуванешвар и Кхаджурахо.

В 6-7 веках определились 2 основных типа наземного храма: северный (индо-арийский) и южный (дравидийский). Для храмов южного типа характерно возвышающееся над святилищем– “шикхара” в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных – шикхара параболических очертаний с диском –“амалака”наверху. Принципы храмовой архитектуры южной Индии были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама. В Махабалипураме сохранились уникальные высеченные из валунов монолитные храмы“ратхи” – прототипы святилища надвратной башни – “гопурам” южноиндийского храма, а также шедевр южноиндийской скульптуры – гигантский многофигурный барельеф “Нисхождение Ганга”(7век). Прежде всего упомянем здесь вырубленные из скалы пять ратх, названных по именам эпических героев и богов: ратха Аджуны, ратха Бхимы, ратха Дхармараджи, ратха Сахадевы и ратха Ганеши. Из этой же скалы высечены и большие фигуры священных животных: слона, льва, быка, связанных с культом Шивы. Самая маленькая ратха Арджуны –цельное массивное здание, квадратное в плане, с покрытием в виде скошенного счетырех сторон купола. Ратха Бхимы представляет собой ярусное строение с“бочкообразным”сводом, прямоугольное в плане. Дверь на узкой стороне напоминает древнебуддийское окно чайтья. Пещерные храмы Махабалипурама, представляют собой вырубленные в скале пещеры с поддерживаемым колоннами вестибюлем в форме веранды, также высеченными из скалы и украшенными великолепным крупным рельефом.

В Канчипураме был сооружен храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я половина 8 века), который лег в основу развития композиции южноиндийского храма в целом. Соотношение различных частей этой постройки своей соразмерностью напоминает Прибрежный храм. Здесь главное здание тоже имеет покрытие пирамидальной формы в виде сужающихся кверху горизонтальных ярусов, которые заканчиваются куполом. Его прямоугольный двор, опоясанный внутри рядами ниш со статуями божеств, включая выделенное шикхарой святилище и многоколонный зал для молящихся– “мантапам”. Композиция этого комплекса была повторена в одноименном храме в Эллоре (середина 8 века). Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с его многоколонными залами, галереями, монументальными статуями и рельефами, отмеченные острым драматизмом образов, динамикой сложных компазиций.

Храм в Эллоре строился очень долго. Храм находится посреди вырубленного из скалы двора, площадью 58 x 51 метр и более чем на 33 метра уходящего в глубь скалы, и представляет в плане большой прямоугольник, размером 55 x 36 метров. Этот храм вырублен ихз скалы вместе со всеми своими фигурными и декоративными украшениями. По величине и мощи храм совершенно уникален.

Все храмы построенные в Бхуванешваре построены из красноватого камня и украшены большим количеством фигурных изображений. Весь декор этого храма сосредоточен на наружних стенах. Оформлению внутренних помещений, в частности целлы, не уделено почти никакого внимания.

    *

Подьем экономики укрепившегося феодального строя, развитие ремесленного производства и внешней торговли вызвали с 10–11 века быстрый рост городов и невиданный размах храмового строительства, поглащавшего огромные средства. При всем разнообразии форм средневековой архитектуры ей были свойственны определенные черты стандартизации и типизации. Причиной этому было существование с давних пор цеховых строительных организаций– “шрени”(закрепленных кастовой системой), которые передвигались по всей стране, от одной постройки к другой, а иногда, оседая на одном месте, посвящали всю свою жизнь и даже жизнь нескольких покалений созданию какого-либо одного грандиозного сооружения. Другой причиной явилась освященная религией единая система канонов и правил строительного дела и прикладного искусства“Шилпашастра”, долгое время не фиксировавшаяся письменно, а передававшаяся потомкам изустно. Из сохранившихся текстов по вопросам архитектуры наиболее известен написанный в южной Индии в 11 веке труд“Манасара”, являющейся подробным руководством в вопросах градостроительства, конструкций, строительных материалов, соблюдения пропорций в архитектуре и скульптуре, а также применения цвета в росписях и т. д. Есть основание полагать, что градостроительство и гражданская архитектура этого времени развивалась, следуя в основном тем же принципам (изложенным в“Шилпошастра”), которые применылись и ранее. В растущих городах большинство построек создавалось из тех же не долговечных материалов - дерева и кирпича, тростниковой соломы, глины и т. д. По-прежнему роскошными оставались дворцы и усадьбы городской и помещичьей знати и убогим–жилище трудового крестьянина или горожанина, зачастую вынужденного довольствоваться одним помещением для своей семьи, а также и для скота. Однако сведения о градостроительстве и гражданском зодчестве того времени скудны. Редким примером хорошо сохранившихся крепостных городских стен являются укрепления города Дабхая (созданы около 12 века) с четырьмя воротами, богато орнаментированными типичной гуджаратской резьбой по камню, имитирующей резьбу по дереву.

Дошедшие до нас храмы тем более бесценны, что по ним можно судить о характере народного зодчества, отличавшегося большим разнообразием в отдельных местностях Индии. Строительство храмов было не только в руках феодалов. Нередко оно предпринималось объединенными купеческими и ремесленными цехами, при этом все население городов облагалось специальными налогами и трудовыми повинностями. Огромным было количество деревень, содержавших один храм, обслуживаемый бессчетным штатом жрецов, сонмом танцовщиц и музыкантов. В храм стекались несметные сокровища. Архитектура храмов становилась более пышной и декоративной, обьемно пространственные композиции– более сложными, планы –более вычурными. Большую роль играет скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой. Обогащая и очеловечивая здание, она выражала на своем каменном языке сложную философию индуизма, проповедовала его идеи. С щедростью, доходящей до безудержной расточительности, скульптура покрывает своим пластическим убором храмы, раскрывая на их стенах многообразнейший мир бесчисленных фантастических образов. Но в целом в этот период скульптура теряет идейно-художественную силу и глубину, монументальность и величие форм, которые были ей присущи в предшествующее время. Более декаративно-прикладная по характеру, она за частую включает бесконечно повторяющиеся стереотипные фигуры и сцены. В лучших же произведениях, особенно в жанровых сценах, приобретавших в то время большое значение, народный гений создаёт яркие художественные образы, прочно связанные с жизнью.

На архитектуре храмов –наиболее характерных памятников средневекового зодчества Индии - лежит печать религиозных догм и канонов. Но вместе с тем в ней отчётливо сказываются связи с народным зодчеством, отражаются реалистические взгляды и жизнеутверждающий оптимизм её создателей. В храмах чрезвычайно разносторонне воплотилось народное творчество, отдельные отрасли которого развивались в тесном единении друг с другом. Архитектор, согласно древним текстам, выступал главным дирежером в ансамбле скульпторов, живописцев и других мастеров. В своем образовании он последовательно осваивал вначале музыку и танцы, затем живопись и скульптуру, а после этого приступал к специальным дисциплинам. Известно также, что строительство как культовых, так и гражданских зданий проходило в тесном сотрудничестве с народными мастерами: каменщиками, плотниками; нередко привлекалисьрезчики по слоновой кости или дереву, кузнецы и ювелиры. Вероятно, этим можно объяснить художественную цельность, столь свойственную индийским архитектурным произведениям, особенно храмам, скульптурно-пластичным по форме, проникнутым музыкальным ритмом, гармоничным по пропорциям и красочным по отделке. На рубеже 10–11 веков почти одновременно в столицах различных крупных государств Индии возник ряд выдающихся по своей архитектуре храмов, отразивших своеобразие местных архитектурных школ: Ориссы, Бенгалии, Кхаджурахо, Майсура, Гуджарата, южной Индии.

    .

В Ориссе, как и в соседней Бенгалиии. С их влажным тропическим климатом, с давних пор в строительстве применялось не столько дерево, сколько бамбук, камыш, глина и кирпич. Соответственно этому в народной архитектуре выработались свои специфические черты, которые были перенесены в культовые монументальные постройки. Храмы, созданные в Ориссе, представляют примеры ярко выраженного северного типа. Для зодчества Ориссы характерно отсутствие столбов, колонн, портиков, открытых террас, лоджий. Массивные глухие стены, покрытые снаружи сплошным узорчатым ковром декоративной резьбы, придают столпообразным орисским храмам скульптурный облик. Интерьеры орисских храмов, напротив, лишены какого-либо декора. В Бенгалии часто встречаются храмы башенного типа в виде отдельно стоящих высоких святилищ (вимана). Классическим памятником Ориссы явилось одно из лучших произведений средневековья, поразительный по красоте архитектурных и пластических форм и гармонии пропорций храм Лингараджа, воздвигнутый около 1000 в Бхубанесваре. Храмовый комплекс состоит из примыкающих друг к другу и имеющих каждый свое перекрытие: главного святилища– “деул”, зала для молящихся – “джагамохан”, - все это специфические для Ориссы термины. Высокая вертикально расчлененная башня грациозно изогнутого параболического очертания завершает святилище; над остальными помещениями–перекрытия из горизонтально уложенных рядов каменных плит, образующих снаружи сплющенную пирамиду. Вход на территорию храма иногда оформлялся своеобразной аркой, которая называлась, так же как и ворота в ограде ступа, -“торана”. Орисский храм Шурья (храм Солнца) в Конараке (13 век), явившейся последней блистательной вспышкой храмового зодчества на севере индии, превосходит по размерам все предыдущие храмы. Особенно интересен уподобленный небесной колеснице бога Солнца зал для молящихся, на высоком постаменте которого изображены двенадцать огромных колес и скачущие кони. Скульптура храма прекрасно сочетается с его архитектурой. Исключительно яркие по своей жизненной силе отдельно стоящие изваяния коней, яростно растаптывающих демонов, искрящиеся радостью бытия многочисленные фигуры музыкантов итанцовщиц сопровождаются здесь эротическими сюжетами, имеющими культовый смысл. В Кхаджурахо на рубеже 10 и 11 веков был воздвигнут храм Кандарья Махадео, причисляемый к северному типу и замечательныйудивительной органичностью своих пластически вылепленных архитектурных форм, очень близких к формам природы. Его три примыкающих друг к другу объема: святилище, зал для молящихся и вестибюль, увенчанные каждый однотипным башенным (шихкара), издали похожи на три последовательно уменьшающиеся по высоте горы. Башни, расчлененные вертикальными тягами, напоминающими пучки растений, и миниатюрными башенками, усиливают впечатление природных форм. не столь крупный, как храм Лингараджа в Ориссе, храм Кандарья Махадео производит впечатление не меньшей монументальности благодаря своему мощному, сильно профилированному цоколю. Его наружние стены, намеренно усложненные в плане многочисленными уступами, опоясаны тремя рядами сравнительно мелких (высотой около 1 метра) горельефных фигур божеств и людей. Каменные изваяния танцовщиц и музыкантов как будто проникнуты сложным ритмом исполняемого ими танца и музыки. Здесь, так же как и в поздних храмах Ориссы, представленны в изобилии прекрасные женские образы небесных дев апсар и иротические сцены. В течение столетий в Кхаджурахо возникла целая группа подобных храмов, джайнских и брахманских… интерьер, в отличие от орисских храмов, покрыт в изобилии пластическим декором и имеет двухэтажные тонкие колонны, поддерживающие изящно декорированный плоский ложный купол. В Майсуре – в городах Белуре, Халебиде и Сомнатхпуре, в 12 –13 веках возникли замечательные по архитектуре и декору храмы т. н. чалукийской школы периода Хойсала, имеющие свои отличающиеся от южных и северных храмов черты. Покрытые тонким до ювелирности декором, эти храмы с их сильно подчеркнутыми горизонтальными членениями как бы распластаны по земле; некоторые из них не имеют башенных верхов. Несравнимы майсурские храмы по качеству резьбы. Каждый кусок наружных стен, богато украшенных скульптурными изображениями богов в строго канонизированных позах, представляется увеличенной в камне миниатюрой из слоновой кости или сандалового дерева, какие были распространены в ремесле Майсура. Майсурские храмы, окруженные многоколонными залами (с проемами, заполненными ажурными решетками), портиками и террасами, приближаются по своему характеру к гуджаратским храмам.

В Гуджаратев народном зодчестве выработались богатые традиции, основанные на виртуозном использовании дерева как строительного материала. Удивительные по конструкции колонны, состоящие как бы из 2 или 3 колонн, поставленных друг на друга, со сложными по форме кронштейнами, образующими некоторое подобие арок, перекинутых между колоннами, были воспроизведены с поразительным мастерством в гуджаратских каменных храмах. Щедрость пластического убранства на них не знает предела. Особенно блещут роскошью джайнские храмы 11-12 веков (построенные купцами, разбогатевшими на заморской торговле), целиком из белоснежного мрамора, инкрустированного внутри храма драгоценными камнями. Мелкие, бесконечно повторяющиеся фигурки и орнаменты сплошным кружевом покрывают потолок, стены, колонны, придавая интерьерам этих храмов холодный внешний на блеск. Типичные образцы джайнских храмов расположены вПалитане и других местностях Гуджарата и в горах Абу (ныне в штате Раджастхан). *

Политическая раздробленность страны, обособленность отдельных ее народов, племен и каст, а также острота социальных противоречий способствовали завоеванию в 12–начале 13 веков почти всей северной Индии правителями из стран Среднего Востока. Первые мощные удары исламского вторжения в индийскую культуру имели абсолютно негативную форму и выразились в разрушении памятников индийского художественного творчества полчищами завоевателей под предводительством султана Махмуда Газневи (998–1030), который из своей афганской столицы Кабула вторгся в Северную Индию и даже дошел до Декана. Он разрушил и разграбил многие святыни, великолепные средневековые культовые постройки, а часть населения увел в рабство на свою афганскую родину и заставил работать на себя.

С утверждением господства мусульманских феодалов в этих местностях прекращает свое существование традиционная храмовая архитектура и скульптура. Она продолжает развиваться лишь на крайнем юге.

В южной Индии, на Коромандельском побережье, сохранившим независимость до 18 века, на протяжении более чем тысячелетия неизменными, глубоко укоренившимися в жизни и быту, оставались кастовая система и господство брахманских священников, ревниво оберегавших архитектуру и искусство от влияний и новшевств. В жестких рамках религиозных канонов как будто оцепенела в своем развитии храмовая скульптура. Но в 10–12 веках на юге Индии, главным образом в Танджавуре – столице могучего государства Чола –расцветает независимая от архитектуры бронзовая пластика. Среди отлитых из бронзы статуй и статуэток, представляющих многочисленнейшие индусские божества и замечательных виртуозной передачей движения, главное место занимают изображения бога Шивы в виде многорукого Натараджана–бога танца. В этой скульптуре, где Шива исполняет космический танец передана сама стихия танца, искусство которого так высоко развито на юге Индии. Такие изображения Шивы, полные бурной энергии, яркой радостности, являлись в глазах индусов религиозно- филисовским символом вечного движения мироздания по неизменному круговому циклу. Каждое движение фигуры Шивы , каждый атрибут обозначают какое-либо понятие индуизма.

Архитектура южной Индии не выходила за пределы канонов и традиций. В течение многих поколений сохранялись конструктивные методы, ограниченные стоечно балочной системой; не изменялась манера работы каменщика и скульптора, продлжавших вдохновляться произведениями рук плотника и столяра. В храмовую архитектуру южной Индии вошли характерные виды сооружений, сложившиеся под влиянием климатических условий, быта и народного зодчества: священный бассейн для омовений ( возникший на Юге в силу необходимости в искуственных водоёмах на время, когда летом полностью пересыхают реки), внутренние открытые дворы, многочисленные террасы, открытые павильоны и галереи–мантапам, - неизбежные сооружения в местном гражданском зодчестве, отлично приспособленные к условиям постоянной жары. История храмового зодчества Юга предсставляет редкую картину эволюционного развития: храмы с течением веков разрастались в масштабах, сохраняя прежние архитектурные и декоративные формы. Число колонн в залах мантапам увеличивалось до нескольких сотен, но их перекрытие оставались плоскими; вырастали в размерах шикхара, но они сохраняли принцип поэтажного членения, купольный верх, квадратную базу и характерные формы декора. Выкристаллизовавшаяся ещё в 8 веке в Канчипураме архитектурная компазиция храмового комплекса получила своё дальнейшее логическое завершение в храмах Танджавура (Танджура) и Гангаикондачолапурама ( около Кумбаконама), увековечивших в 11 веке могущество государства Чола. Высокая стройная пирамида-шикхара храма Брахадисвара в Танджавуре, поставленная почти на кубическое основание святилища, царит над всем городом. Благодаря человеческому масштабу, соблюденному в расчленении глухих стен на ярусы (украшенные пилястрами и нишами со скульптурой), храм не подавляет своими размерами и формами. Предельная ясность и простота планировки, чёткость силуэта, строгая архитектоничность декора выгодно отличают храм в Танджавуре от современных ему храмов в других городах Индии.

Храм в Индии - это большой дом для божества. Танджавурский храм, в частности, очень похож на сохранившееся в том же городе многоэтажное пирамидальное дворцовое здание 16 века. в трактате“Манасара”говорится о многоэтажных постройках дворцов и храмов в виде ступенчатой пирамиды с уменьшающимися кверху этажами, с той лишь разницей, что во дворцах этажи реальные, а в храмах чаще всего декоративные. Храм в Танджавуре имеет два двора, вход в которые оформляют высокие башни–гопурам, продолговатые в плане, с многоэтажной пирамидальной надстройкой, и завершенные килевидным сводом. Прототипом для них послужили монолитные ратха 7 века Бхима и Ганеша в Махабалипураме. В принципе гопурам не изменяется до конца 17 века, лишь увеличиваются их масштабы и обогащается пластический декор. Двухэтажная цокольная часть гопурам, нередко сложенная из камня, служит основанием кирпичной пирамиды, сплошь покрытой скульптурой, изображающей необозримый пантеон индусских богов и их бесчисленных перевоплощений. Скульптура чаще всего выполнялась из ярко раскрашенных терракоты и полированного стука. С 11 века развивается новая тенденция, отражавшая широкое проникновение городского торгового и ремесленного населения в общественную и религиозную жизнь. Из культурного центра храм все более превращался в главный центр общественной жизни. На его территории совершались торговые сделки, происходили сходки горожан, помещались школы, склады, ремесленные мастерские, торговые ряды, за крепостными стенами храма в дни военной опаности население находило убежище.

С 13 века для южной Индии постоянно существовала угроза со стороны мусульманских феодалов, завоевавших Север и распространивших к 15 веку свою власть на районы Декана. Территория независимых индусских княжеств катастрофически сокращалась. Новые храмы почти не строились. Вокруг старых наиболее популяпных храмов воздвигались новые ограды. С веками их количество возрастало, и храмовый комплекс превращался в крепостной город. ВСрирангаме, например, вокруг храма 12 века за четыреста лет –образовалось семь концентрических рядов крепостных стен. С новыми стенами сооружались и гопурам, превосходящие по размерам ранее построенные. В зрительно необъятной архитектурной композиции создавшегося таким путем комплекса объемы не нарастали к центру–к главному священному объекту, как это было еще в Танджавуре, а уменьшались. Теперь все внимание сосредоточивается на

импозантных входных башнях –гопурам, выполнявших роль дозорных башен и достигавших высоты около 50 метров. К этому времени еще более усложнился религиозный ритуал. Дворцы различались по степени священности. На территорию, окружавшую непосредственно главный храм, допускались лишь избранные брахманы; дворы, удаленные от главного храма носили более светский характер–на их территории размещались различные по назначению мантапам и здания, а также второстепенные храмы. В небольших нарядных мантапам совершались свадебные обряды; более простые залы служили стойлами для священных слонов или складом для колесниц, на которых вывозили статуи богов в праздники. В огромных залах, в которых насчитывалось до тысячи колонн, располагались стекавшиеся в праздники поломники.

В залах мантапам 15-16 века скульптура затмевает архитектуру, на фоне которой выделяются самостоятельные, сложные до громоздкости, фантастически причудливые скульптурные композиции. Так, в мантапам вВеллуре, Виджаянагаре, Канчипураме, Срирангаме, созданных в 15-16 веках, мы видим залы с лесом колонн, буквально обросших со всех сторон каменными изваяниями вздыбленных коней, леогрифов, чудовищных и фантастических фигур, как будто замерших в различных позах и готовых вновь ожить, так ярко и непосредственно запечатлена порывистость их движенийя.

В южной Индии насчитывается около 30 храмовых комплексов, разросшихся в течение нескольких столетий до размеров города; в числе наиболее значительных из них– храмы в Чидамбараме, Рамесварами, Мадураии др. Последние крепостные стены с величественными башнями гопурам во многих из этих комплексов были воздвигнуты в 16-17 веках при государстве Найяков. Храмовый комплекс в его столице Мадураи превосходит все остальные законченностью архитектурной композиции и красотой форм самых высоких в Индии гопурам, с их чуть выгнутыми линиями контура.

Два ряда стен и многочисленные пристройки окружают главные сооружения храмового комплекса: старый храм 12 в. , "Тысячеколонный зал"–мантапам с плоским перекрытием и множеством колонн, сплошь покрытых резьбой и скульптурой, священный пруд, оформленный по прямоугольному периметру каменным ступенчатым спуском и низкой колоннадой; в водах пруда отражается богатейшая красочная скульптура, украшающая гонурам. Перед главным входом расположен зал, разделенный четырьмя рядами мощных столбов, называемый“Пуду-мантапам”(начат в 1623), в центре которого находятся приставленные к столбам скульптурные изображения 10 представителей царской династии Найяков. В Мадураи находится один сохранившихся на Юге четырех дворцов (17в. ). В его интерьере встречаются аркады, купольные и сводчатые перекрытия–характерные формы биджапурской мусульманской архитектуры. Это влияние стало проникать в гражданскую архитектуру юга с 15 века.

Постройки государства Найяков были последними значительными средневековыми сооружениями на юге Индии.

В период владычества часто занятых преимущественно вопросами военно-политической власти раннеисламских правителей возникает множество культовых сооружений–в первую очередь мечети и минареты, медресе (исламские учебные заведения), надгробные памятники, подчас больших размеров и исключительной красоты, мавзолеи властителей и видных людей страны, которые были совершенно новым явлением на территории Индии и не имели ничего общего со старыми индийскими обычаями. Именно к этому периоду в истории Индии относятся самые ранние, целиком сохранившиеся города с укреплениями, дворцами или замками и целые ряды улиц с домами горожан и базарами.

Первой по величине и важности мусульманский архитектурный комплекс сохранился в Дели. Он относится к началу XIII века и характеризуется высокой башней–гигантским минаретом Кутб-Минар. Строительство его было законченно примерно в 1230 году. Диаметр его основания–16 метров; в 1794г. он был высотой более 70 метров. Позднее при его восстановлении высота увеличилась еще на несколько метров. Четыре выступающих вперед опоясывающих балкона расчленяют его на несколько ярусов, причем причем нижний балкон находится на высоте - 33 метров, второй– 49-ти, третий –63метров, четвертый –на высоте 71 метра. Ярусы постепенно уменьшаются, как по высоте, так и в диаметре. По вертикале башня орноментально расчленена 24 выступами, из которых одни прямоугольные, а другие круглые. Над третьим ярусом в него вделаны полосы из белого мрамора. Предание гласит, что делийский султан возвел Кутб-Минар для того, чтобы его дочь могла любоваться по утрам видом долины и рекой Джамной на горизонте. По-видимому, существовало еще одно назначение башни как сторожевой, дозорной.

Мечеть Куттуб-ад-Дина, переделанная их древнего храма Вишну имеет высокий портал со стрельчатой аркой-айваном. Высеченный в камне орнамент выполнен местными мастерами по мотивам индийской флоры. Каменные столбы интерьера напоминают своим силуэтом колонны индуистских храмов, но фигурные изображения были стесаны с них при правлении мусульман. Рядом расположена знаменитая железная колонна, установленная еще при Гуптах и совершенно не поддающаяся коррозии.

Большое распространение получил в эту эпоху и тип наземной усыпальницы-мавзолея. Одним из самых ранних памятников является мавзолей Шах Рукн-и-Алам в городе Мультане (Северный Пакистан). Это монолитное сооружение крепостного типа: у него мощные стены с полубашнями, низкий и широкий купол, напоминающий полусферу ступы. Очень красив и хорошо сохранился мавзолей Шер-шаха (1540-1543). Он сделан из древнего строительного материала чунарского песчаника, и вплане представляет собой восьмиугольник. Пропорции этого мавзолея исключительно гармоничны. На ступенчатом основании стоит двухэтажное здание, поддерживающее купол. Маленькие купола, которые повторяют вид большого купола, венчают мавзолей и представляют ступенчатый подъем к куполу.

Как пример индийских городов, судьба которых постоянно менялась, подчиняя их власти то индийских, то снова мусульманских правителей, интересен и характерен город Гвалиор. Он был заложен уже в VI веке, одноко от этого периода его истории остались всего лишь несколько скульптурных фрагментов. Один из его правителей Ман Сингх построил в Гвалиоре дворец. Гвалиор попал под власть мусульманской династии Лоди, а затем был покорен Монголами. В XV веке мастерами были вырублены скульптуры из скал: одна из этих гигантских скульптур достигает высоты 19 метров. Такие города являются примером, как мало исламская культура повлияла на само существо индийской культуры. Исламской культуре не удалось заглушить традиции индийского национального искусства.

    *

На период XVI –XVII веков падает последний расцвет архитектуры и искусства феодальной Индии, когда вся северная и центральная часть страны была объединена династией Великих Моголов. Столицей Могольской империи был Дэли.

Образование централизованного государства способствовало большому развитию культового и гражданского зодчества. Повсюду воздвигались мечети, мавзолеи, крепости, дворцы. Архитектура XVI–XVII веков развивается от мощного монументального типа ( например мавзолей Шей-Шаха Сур).

В мавзолеи Хумаюма (1572) в Дели ощущается влияние ближне-восточной архитектуры (стрельчатая аркада, купол, портальный вход). В здании использовано перекрытие“панч-ратна”, мавзолей помещен на плотформе и превосходно гармонирует с симметрично расположенным парком. В мавзолее применяется красный песчаник в сочетании с белым мрамором.

Внук основателя династии Акбар построил форт Агру, а в 70-х годах XVI века, в 37 км западнее Агры, начал строительство новой резиденции --- Фатехпур-Сикри, города без улиц, где существовали одни дворцовые постройки среди садов. Крепостные стены из красного песчаника, соборная мечеть с мощной оградой, триумфальные ворота– пример сооружений внушительных и величавых. Индийские традиции крепостной архитектуры нашли свое отражение и в форте Дели. Знаменитый Красный форт, над стенами которого в 1947 году взвился флаг независимости Индии, представляет собой комплекс приемных залов и жилых построек, расположенных среди парков и цветников и обнесенных красной песчаниковой стеной с башнями. В крепость ведут несколько ворот с башнями и куполами наверху. Постройки, расположенные внутри, и Жемчужная мечеть составляют свободно распланированный среди зелени дворцовый комплекс, среди которого находятся два одноэтажных павильона–красный зал общественных приемов и беломраморный зал частных приемов. Их наружние стены прорезаны аркадой, которая в холодные дни закрывается коврами. По углам крыш поставлены шатры. Интерьеры щедро украшены резьбой и инкрустацией. Ими украшены пилоны арок, и бордюр вокруг бассейна с ароматической водой, и ажурная решетка, отделяющая зал судилища, и многое другое.

Венцом архитектуры Индии и одним из прославленных памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал в Агре (1632-1650). Когда смотришь на Тадж-Махал, приподнятый на платформе над берегом реки Джамны, перед глазами возникает мираж. Углы Тадж-Махал срезаны, а весь октогон облегчен глубокими двухъярустными нишами. По сторонам луковичного центрального купала–четыре небольших; общая высота здания со шпилем достигает 74, 2м. Дополняют этот ансамбль установленные по углам сорокаметровые минареты и два здания из красного песчаника– мечеть и гостиница для поломников.

На площади Тадж-Махала разбит красивый кипарисовый парк, где находится водоём и взаимоперпендикулярные каналы, главный из которых украшен фонтанами. Внутри Тадж-Махал поражает сочетанием строгости и изящества. Чистейший мрамор стен и надгробных плит покрыт завитками орнамента, со вкраплением алмазов, яшм, агатов. Очень красива надгробная мраморная ширма ажурной работы. Одной из особенностей интерьера является акустический эффект: слово, прозвучавшее под куполом, но значительно усиленное, слышно на протяжении 16 секунд. В одном из помещений Красного форта, на троне, облокотовшись на подушку, сидит падишах, держа на правой руке, одетой на кожаную перчатку, охотничего сокола, по сторонам стоят сокольничий и человек с опахалом, а кругом свита, смуглые и светлолиции, седые и безбородые. В центре , с золотой печатью, висящей на груди–первый министр государства. Все изображены художником с портретным сходством. Одежды даны в тонких сочетаниях белого, сиреневого, ораньжевого, зеленого. Но более всего поражает разнообразие выражений лиц. Могольская миниатюра получила значительное развитие.

Искусство средневековой Индии развилось на протяжении целого тысячелетия. За это время было создано много замечательных памятников архитектуры, скульптуры и живописи.

    *

Индия внесла огромный вклад в сокровищницу мирового искусства, сыграв важную роль в культурном развитии других народов, особенно стран Юго-Восточной и Центральной Азии.

Колонизация страны отрицательным образом сказалась на искусстве, как и на других областях культуры, особенно заметно это проявилось в отношении архитектуры больших форм и монументальной скульптуры.

    Список литературы:

Искуство Индии Авторы: И. О. Галеркина, Ф. Л. Богданов 1963г.

Искусство стран и народов мира Авторы: Н. В. Баранов, Б. В. Ваймарн Малая история искуств Авторы: В. В. Вертоградов иД. В. Деопика 1979г. Искуство Индии Авторы: Прокофьев А. В. 1964г.

Энциклопедия: религии мира Авторы: М. Аксёнова, Г. Храмов 1996г. Большая Советская Энциклопедия Авторы: А. М. Прохоров 1972г.

    История Искуств Авторы: Воротников А. А. Горшковоз 1997г.
    Чудо, которым была Индии Авторы: Бэшем А. Л. 1977г.
    Искуство Южной и Юго-Восточная Азии Авторы: МодеХ. 1978г.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты