Рефераты

Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"

Под риском, связанным с прове­дением аудиторской проверки, по­нимается вероятность того, что аудитор представит положитель­ное аудиторское заключение о го­довой бухгалтерской отчетности, хотя в ней содержатся сущест­венные ошибки.

Риск, связанный с проведени­ем аудиторской проверки, возни­кает в результате влияния раз­личных видов риска:

внутрихозяйственного риска;

риска средств контроля;

риска необнаружения (п. 5.2 Правила (стандарта) "Существен­ность и аудиторский риск").

Внутрихозяйственный   риск (неотъемлемый риск, чистый риск) включает в себя общие ри­ски и риски, связанные с услови­ями проведения контроля.

Общие риски, связанные с орга­низацией (заказчиком), обусловле­ны характером обрабатываемой информации.

Такие статьи баланса, кото­рые охватывают большое коли­чество хозяйственных операций или для определения размера ко­торых проводились сложные рас­четы, применялись сложные ме­тоды бухгалтерского учета, содер­жат более высокий риск наличия ошибок по сравнению с позици­ями, охватывающими небольшое количество хозяйственных опера­ций или определяемыми при по­мощи простых расчетов.

Высоким риском характеризу­ются статьи, отражающие запасы сырья, основных и вспомогатель­ных материалов (много хозяйст­венных операций с относительно небольшой стоимостью); расчеты с дебиторами для организаций с бо­льшим количеством покупателей и заказчиков и большим товарообо­ротом. Напротив, небольшим рис­ком обладают статьи, на которых отражаются счета по учету устав­ного капитала; банковские креди­ты с небольшими изменениями (погашение кредита и оплата про­центов); основные средства при незначительном движении.

Риски, связанные с условиями проведения контроля, зависят от общего отношения, понимания проблем и мероприятий руковод­ства организации по проведению проверок в организации. Эффек­тивный контроль уменьшает ве­роятность появления существен­ных ошибок, так как, во-первых, необоснованные и неточные хо­зяйственные операции, а также операции по их обработке в зна­чительной степени предупрежда­ются руководством организации; во-вторых, разработанные меро­приятия контроля и надзора спо­собствуют предупреждению и своевременному обнаружению су­щественных ошибок в учете и бухгалтерской отчетности; нако­нец, существующая система пла­нирования позволяет руководству организации контролировать ход хозяйственной деятельности.

Под риском средств контроля понимается субъективно опреде­ляемая аудитором вероятность того, что применяемые средства внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять существенные ошиб­ки в учете и отчетности.

Если аудитор предполагает, что система внутреннего контро­ля не может обеспечить своевре­менное обнаружение либо предотвращение ошибок, объем ауди­торской проверки должен быть расширен для того, чтобы исклю­чить риск необнаружения оши­бок.

Наиболее распространенным на практике методом изучения и оценки надежности средств конт­роля является тестирование.

Риск необнаружения означает вероятность того, что применяе­мые аудитором процедуры по проверке годовой бухгалтерской отчетности не позволят обнару­жить реально существующие на­рушения, имеющие существен­ный характер. При риске необна­ружения следует учитывать:

·      вероятность того, что не про­ведена проверка всех хозяйст­венных операций (при выбо­рочном методе проверки и получения достаточных дока­зательств);

·      вероятность того, что кажу­щаяся целесообразной в дан­ном случае процедура окажет­ся неэффективной или же что на основании результатов проверки сделаны ошибоч­ные выводы, неправильно вы­полнены аудиторские проце­дуры.

Как отмечается в Стандарте (п. 8.2), риск необнаружения яв­ляется показателем эффективно­сти и качества работы аудитора. Он зависит от порядка прове­дения конкретной аудиторской проверки, а также от таких фак­торов, как квалификация аудито­ров и повторность проверки. Если проверка проводится в пер­вый раз, то риск необнаружения более высок.

Степень риска можно значи­тельно уменьшить в результате проведения точно и правильно запланированной проверки годовой бухгалтерской отчетности с учетом общепризнанных прин­ципов.

Аудитору необходимо опреде­лить допустимый в своей рабо­те риск необнаружения на осно­ве оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля и спланировать соответствующие аудиторские процедуры.

Если аудитор определяет, что внутрихозяйственный риск и риск средств контроля являются высокими, его задачей является снизить риск необнаружения до приемлемого значения за счет проведения в большем объеме проверок по существу.

Если внутрихозяйственный риск и риск средств контроля оцениваются аудитором как низ­кие, то аудитор может уменьшить объем аудиторских процедур, так как риск необнаружения являет­ся приемлемым.

Для аудиторской фирмы очень важно своевременно и пра­вильно оценить риски (при пла­нировании до заключения дого­вора), так как от них зависит объем аудиторской работы, ее фактическая себестоимость, сто­имость аудиторских услуг и рен­табельность деятельности ауди­торской фирмы.

 

1.5. Нормативное регулирование аудиторской деятельности


Российский аудит находится в стадии становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касает­ся государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенст­вования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских организаций, международного сотрудничества.

Действующая в России система нормативного регулирования аудитор­ской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные пра­вовые акты уполномоченного федерального органа государственного регу­лирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественно­го аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершен­ствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разра­батываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпрети­руемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламен­тирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, фи­нансов и по специальным аудиторским заданиям.

Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, под­готавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) ауди­торской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских про­цедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обес­печивают единый подход к проведению проверок и контролю их результа­тов в данной аудиторской организации.

Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предпола­гает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правительст­вом РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет предос­тавлено право, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандар­ты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным.

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" осуществление функций федерального органа государственного регулирования аудитор­ской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:                           -  издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов,  регулирующих аудиторскую деятельность;

-   организация разработки и представление на утверждение Правитель­ству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

-   организация в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке системы аттестации, обучения и повышения квалифика­ции аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;

-  организация системы надзора за соблюдением аудиторскими органи­зациями индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

-   контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуаль­ными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской дея­тельности;

-  определение объема и разработка порядка представления уполномо­ченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

-     аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудитор­ской деятельности будет функционировать совет по аудиторской дея­тельности при уполномоченном федеральном органе. В состав совета должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ, аккредитованных профессиональных аудиторских объедине­ний, пользователей аудиторских услуг, научных организаций и высших учебных заведений. Представительство аккредитованных профессиональ­ных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% общего состава совета [1].

Основными документами, определяющими правовые основы аудитор­ской деятельности в Российской Федерации, являются:

1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть I от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, в ред. Федерального закона от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ; часть II от 26-.01.96 г. № 14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.12.99 г. № 213-ФЗ).

3. Уголовный кодекс РФ (от 13.06.96 г. № 63-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.06.2001 г. № 84-ФЗ).

4. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятель­ности" от 08.08.2001 г. 128-ФЗ (с 10.02.2002 г. до этого - Федеральный закон от 25.09.98 г. № 158-ФЗ).

5. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 "Об утвер­ждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятель­ности в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472).

6. Постановление Правительства РФ от 29.01.2000 г. №81 "Об аудитор­ских проверках федеральных государственных унитарных предприятий".

7. Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской дея­тельности в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472.

8. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудитор­ской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472).

9. Порядок представления отчета аудиторскими организациями и ау­диторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятель­ности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков, утв. Прика­зом МФ РФ от 27.10.99 г. № 69н.

10. Порядок проведения конкурса по отбору уполномоченных аудитор­ских организаций, утв. Распоряжением Минимущества РФ от 02.08.2000 г. №331-р.

11. Примерное техническое задание на проведение аудиторской про­верки федерального государственного унитарного предприятия, утв. Рас­поряжением Минимущества РФ от 26.05.2000 г. № 9-р.

12. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Ко­миссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

13. Методика аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами", одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Пре­зиденте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1.

14. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99 г. протокол № 66 (в ред. от 31.05.2001 г.).

15. Программа проведения квалификационных экзаменов на получе­ние квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита, утв. Решением ЦАЛАК МФ РФ 30.09.99 г.

В указанных документах отражены основные положения по организа­ции аудиторской деятельности в Российской Федерации, аттестации ау­диторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений .

В соответствии с действующим законодательством аудиторской дея­тельностью в России могут заниматься физические и юридические лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участи­ем иностранных юридических и физических лиц.

Аудиторские организации регистрируются как коммерческие организа­ции, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствую­щие аудиту услуги. Они могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Не менее 50% кадрово­го состава аудиторской организации должны составлять граждане Рос­сийской Федерации, постоянно проживающие на ее территории, а в слу­чае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее установленным квалификационным требованиям и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве:

-    работника аудиторской организации;

-   лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основа­нии гражданско-правового договора;

-    индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятель­ность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятель­ность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Он не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Для занятия аудиторской деятельностью физические лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и аудиторская организация. Лицензирование аудитор­ской деятельности производится с целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Фе­дерации, предъявляемым к аудиторской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" [1] к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие базовое образование и практический опыт работы. Базовое образование включает высшее экономическое и (или) юридическое образова­ние, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию. Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности.

Претендент на получение квалификационного аттестата аудитора дол­жен сдать экзамены. Экзамены проводятся в письменной форме по следующим дисциплинам: основы правового регулирования имуществен­ных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий, аудит. При ус­пешной сдаче экзаменов выдается квалификационный аттестат без огра­ничения срока его действия. В последующем каждый аттестованный ау­дитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, сле­дующего за годом получения аттестата, проходить обучение по програм­мам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным феде­ральным органом.

Квалификационные аттестаты и лицензии выдаются по следующим направлениям аудиторской деятельности:

-   банковский аудит;

-   аудит страховых организаций;

-   аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

-   общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита банков) осуществляет Министерство финансов РФ (далее - лицензирующий ор­ган). Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на один, два или три года. Срок действия лицензии не продлевается. По истече­нии срока действия лицензии по заявлению соискателя лицензии может быть выдана новая лицензия.

Выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении следующих лицензионных требований и условий:

-   аудиторская организация не может иметь форму открытого акционер­ного общества;

-   уставный капитал, заявленный в учредительных документах, должен со­ставлять не менее 100-кратного установленного законодательством МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской организации);

-   в уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, должна составлять не менее 51%.

Выдача лицензии индивидуальному аудитору, получающему ее впер­вые, осуществляется при наличии у него квалификационного аттестата аудитора, срок действия которого не истек, в области аудиторской дея­тельности, указанной в заявлении на получение лицензии.

Новые лицензии аудиторской организации и индивидуальному ауди­тору выдаются при отсутствии в период действия ранее выданной лицен­зии следующих фактов:

-   неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских про­верок или оказания аудиторских услуг. Указанные факты устанавли­ваются при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом ли­цензионных требований и за качеством проведения аудиторских про­верок в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской дея­тельности;

-   осуществления лицензиатом аудиторской деятельности, не предусмот­ренной выданной ему лицензией;

-   предоставления лицензиатом полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без письменного согласия проверяемой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

-  вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего нака­зание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

-   умышленного   сокрытия   лицензиатом   обстоятельств,   исключающих

возможность проведения им аудиторской проверки;

-  осуществления лицензиатом деятельности,  не связанной с аудитор-ской.

Новая лицензия не выдается, если действие ранее выданной лицензии на дату подачи заявления или в период рассмотрения заявления приос­тановлено.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в размере 3-х установленных законодательством МРОТ (на дату подачи заяв­ления). В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления в пе­риод его рассмотрения плата за рассмотрение заявления не возвращается.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение тридцати дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Он обязан уведомить соискателя ли­цензии о принятом решении в течение трех дней после его Принятия. Да­той получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата при­нятия решения о выдаче соответствующей лицензии. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 10-ти установленных законода­тельством МРОТ (на дату принятия решения о выдаче лицензии).

Основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие в доку­ментах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или иска­женной информации и несоответствие соискателя лицензии лицензион­ным требованиям. Лицензия теряет юридическую силу и считается анну­лированной в случае:

-   неуплаты соискателем лицензии лицензионного сбора в течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии;

-   ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности - с момента ликвидации или реорганизации юридического лица;

-  прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - с момен­та прекращения действия свидетельства;

-   вынесения решения судом на основании соответствующего заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соот­ветствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Ежегодно до 15 апреля аудиторские организации и индивидуальные ауди­торы, получившие лицензию, представляют отчет об аудиторской деятельно­сти за прошедший год в Министерство финансов РФ.

Действующее законодательство определяет следующий порядок функ­ционирования аудиторских организаций: свободный выбор аудитора хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору выбирать клиента и быть независимым от указаний государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных в ходе про­верки недостатков; невозможность проведения проверки при родствен­ных или деловых отношениях аудитора с клиентом, превышающих рамки договора оказания аудиторских услуг; запрещение аудиторам заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с оказанием аудиторских и сопутствующих услуг.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация аудиторской проверки бухгалтерской отчетности в ООО «Сельхозтехника»

 

2.1. Контроль качества аудиторской деятельности

 

Для обеспечения высокого качества аудиторской деятельности должен осуществляться ее предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль выполняется на стадии аттестации и ли­цензирования аудиторов и аудиторских организаций.

Текущий контроль осуществляется по двум направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок и общий контроль качества аудита.

Контроль отдельных аудиторских проверок предполагает обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; текущий контроль их работы, знание наиболее проблемных вопросов бухгалтер­ского учета клиентов; проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения це­лей аудита.

Общий контроль качества аудита базируется на определенных личных качествах аудитора (честность, объективность, независимость, конфиден­циальность, профессионализм, компетентность); обоснованном распре­делении работы между членами группы аудиторов; надзоре за работой аудиторов по соблюдению стандартов качества; контроле за эффективно­стью политики и процедур контроля качества.

В соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской дея­тельности "Внутрифирменный контроль качества аудита" [8, с. 76 - 81] в каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы. Особенности систе­мы контроля качества работы аудиторской организации зависят от размера аудиторской организации, ее специализации, организационной структуры, наличия филиалов и подразделений. Как правило, такая система должна обеспечивать укомплектование аудиторской организации профессиональ­ными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, не­обходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей. Ауди­торские задания должны поручаться профессиональным сотрудникам, ква­лификация которых соответствует особенностям этих заданий. Целесообразно разработать и приме­нять методику подбора и отклонения клиентов; при этом должны прини­маться во внимание как независимость аудиторской организации и ее воз­можность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репута­ция руководителей предполагаемого для будущей проверки экономическо­го субъекта. Если сотрудники не выполняют или выполняют ненадлежа­щим образом возложенные на них обязанности, то к ним следует приме­нять дисциплинарные меры воздействия.

Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала ау­диторской проверки руководителя и старших аудиторов, отразив это в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать их работу, определить специфику и объем направ­ляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства кон­троля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке. В ходе аудита сотрудники, осуществляющие контроль результатов работы, обязаны:

-   следить за ходом выполнения общего плана и программы аудита;

-   производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств кон­троля, риска необнаружения и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита;

-   следить за надлежащим документированием аудиторских доказа­тельств, полученных в результате аудиторских процедур, проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы;

-   выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчётности проверяемого экономиче­ского субъекта.

Руководители аудиторской организации могут поручать проверку ре­зультатов проделанной работы не только членам той группы сотрудни­ков, которые проводили аудит на данном предприятии, но и другим спе­циалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независи­мая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомен­дуется в случае аудита крупных предприятий.

Текущий контроль осуществляется в следующих формах: контроль старшего аудитора за работой ассистентов, контроль руководителя ауди­торской проверки за работой аудиторов, контроль руководителя аудитор­ской организации за руководителями аудиторских проверок и др.

Если проверка выполняется группой аудиторов, то старший аудитор (руководитель группы) должен постоянно контролировать и направлять работу ассистентов - менее квалифицированных сотрудников! Важная роль при этом отводится программе аудиторской проверки, включающей цель аудита, график выполнения работ, перечень процедур проверки, распределение обязанностей между членами группы аудиторов.

В ходе реализации программы проверки надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения аудита. Это делается для того, чтобы специалисты, участвующие в проверке, знали о своей ответствен­ности и целях выполняемых ими процедур, о деятельности предприятия и возможных учетных проблемах, влияющих на сущность, продолжи­тельность и масштабы аудиторских процедур, а сами процедуры прово­дились в соответствии со стандартами.

Важное значение для качественного оказания услуг имеют рабочие документы аудиторов, которые обеспечивают методический и логический подход к проверке, представляют средства контроля работы аудитора, дают информацию о проделанной  работе, обнаруженных проблемах и способах их решения. Если рабочие документы стандартизованы, это повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает до­кументацию, дает гарантию, что отдельные, моменты не будут упущены. Отчеты или выводы по проверке перед окончательным представлением должны быть проверены руководителем группы, который несет полную ответственность за выполнение аудита. Такая проверка гарантирует, что все оценки и выводы обоснованы и подкрепляются надежными сведе­ниями и фактами, все существенные недостатки и ошибки найдены, оформлены и по ним приняты решения.

Контроль аудиторской организации за работой аудиторов осуществля­ется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности программы проведения проверки, во-вторых, посредством строгого со­блюдения организационно-этических принципов аудита, в-третьих, с помощью проведения выборочной перепроверки достоверности отдель­ных показателей отчетности (разделов учета) у клиента другим аудитором организации после выдачи заключения основным аудитором.

Контроль необходим на всех этапах деятельности аудиторской орга­низации. При найме сотрудников следует обращать внимание на уровень их квалификации (соответствующее образование, стаж работы, практиче­ские навыки, рекомендации третьих лиц и др.). В процессе работы в ау­диторской организации аудиторы должны постоянно повышать свой об­разовательный уровень, в связи с чем необходим периодический кон­троль за соответствием их профессиональных знаний установленным требованиям. Высокие должности с высокой оплатой должны занимать только квалифицированные сотрудники. Сотрудников необходимо кон­тролировать, а сами они должны отчитываться об отношениях с клиен­тами, которые могут нарушать их независимость.

Последующий контроль за качеством работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в соответствии с законодательством возло­жен на уполномоченный федеральный орган. Он может осуществлять проверки качества работы аудиторов как своими силами, так и делегиро­вать право проведения таких проверок аккредитованным профессио­нальным аудиторским объединениям в отношении участников этих объе­динений.


2.2. Стандартизация аудиторской деятельности

 

С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в Международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых под­тверждена опытом работы аудиторов в разных странах.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стан­дарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

Внедрение стандартов в аудиторскую практику способствует обеспе­чению высокого качества аудиторских проверок, применению единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных достижений в процессе проведения проверок, пониманию поль­зователями финансовой информации сущности и методов аудита, обес­печению сравнимости показателей работы отдельных аудиторов.

Разработкой таких профессиональных норм на международном уров­не занимается Комитет по международной аудиторской практике Меж­дународной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита, названия и краткая характеристика которых приведе­ны в Приложении 2. Эти стандарты содержат основные принципы и не­обходимые процедуры, а также соответствующие рекомендации, пред­ставленные в форме пояснительного материала, обеспечивающие руко­водство по их применению.

В основу Международных стандартов аудита положены следующие концептуальные положения:

-   финансовая отчетность является основным источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой отчетности;

-   понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг разгра­ничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам относятся: об­зор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по на­логообложению, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не рассматриваются как сопутствующие;

-   выражение аудитором мнения в отношении достоверности утвержде­ний, представленных одной стороной и предназначенных для исполь­зования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполнен­ных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений;

-   при проведении аудита абсолютная уверенность в достоверности фи­нансовой отчетности недостижима из-за существования следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; приме­нение тестирования, наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; преимущественно убеди­тельный характер большинства доступных аудитору доказательств;

-   аудитор формулирует мнение о достоверности финансовой информа­ции в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут счи­тать аудитора ответственным за данную финансовую информацию [23, с. 35 - 42].

Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические от­ношения. Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.

В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты ауди­та (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены общепринятые аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно используются аудиторами США.

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных.

В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) между­народные стандарты используются в качестве базы для создания собст­венных подобных стандартов.

В разработке аудиторских стандартов в России на основе междуна­родных стандартов участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, оте­чественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по ауди­торской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Аудитор­ская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессио­нальных Аудиторских Организаций, аудиторские организации "ФБК", "Союз-Аудит", "Интераудит" и др.

Все стандарты рассматриваются и утверждаются (получают одобре­ние) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Прези­денте РФ. Предусматривается подготовить более 50 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Примерная структура стандарта включает сле­дующие разделы:

-  общие положения – формулируется цель и задачи стандарта, объект

стандартизации и сфера применения;

-  основные понятия и определения – содержатся определения аудитор­ских терминов и их краткая характеристика;

-  сущность стандарта – обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

- практические приложения – отражают различные схемы, таблицы, образцы документов, позволяющие иллюстрировать рекомендации стандартов.

В экономической литературе [6,15,16 и др.] описаны две классифи­кации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая классификация включает три основные группы:

-   общие правила (стандарты) аудита, представляют собой свод профес­сиональных требований относительно квалификации аудитора, неза­висимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся вы­полняемой работы, и др.

-   правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изуче­ния и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, по­лучения доказательных материалов и др.

-   правила (стандарты) составления отчета, предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют аудиторы пользователям бухгалтерской отчетности по окончании проверки, от­ражают состав и содержание отчетов, порядок их представления, а также разграничение ответственности аудиторов и аудируемых лиц (см. Приложение 3).

Вторая классификация построена аналогично классификации Между­народных стандартов аудита и содержит одиннадцать групп стандартов (см. Приложение 4).

Российские стандарты аудиторской деятельности (как и международ­ные) определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регла­ментируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и ра­циональность которых определяется самой аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты аудита.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Тре­бования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организа­ций" [8, с. 67 75] внутренние стандарты аудиторской организации - это до­кументы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуще­ствлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рам­ках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнитель­ные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между ауди­торской организацией и аудируемым лицом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядитель­ном документации и системы внутреннего контроля аудиторской органи­зации и должны удовлетворять следующим требованиям:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты