Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"
Под риском, связанным с проведением аудиторской
проверки, понимается вероятность того, что аудитор представит положительное
аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности, хотя в ней
содержатся существенные ошибки.
Риск, связанный с проведением аудиторской
проверки, возникает в результате влияния различных видов риска:
внутрихозяйственного риска;
риска средств контроля;
риска необнаружения (п. 5.2 Правила (стандарта)
"Существенность и аудиторский риск").
Внутрихозяйственный риск(неотъемлемый
риск, чистый риск) включает в себя общие риски и риски, связанные с условиями
проведения контроля.
Общие риски, связанные с организацией
(заказчиком), обусловлены характером обрабатываемой информации.
Такие статьи баланса, которые охватывают большое
количество хозяйственных операций или для определения размера которых
проводились сложные расчеты, применялись сложные методы бухгалтерского учета,
содержат более высокий риск наличия ошибок по сравнению с позициями, охватывающими
небольшое количество хозяйственных операций или определяемыми при помощи
простых расчетов.
Высоким
риском характеризуются статьи, отражающие запасы сырья, основных и
вспомогательных материалов (много хозяйственных операций с относительно небольшой
стоимостью); расчеты с дебиторами для организаций с большим количеством
покупателей и заказчиков и большим товарооборотом. Напротив, небольшим риском
обладают статьи, на которых отражаются счета по учету уставного капитала;
банковские кредиты с небольшими изменениями (погашение кредита и оплата процентов);
основные средства при незначительном движении.
Риски, связанные с
условиями проведения контроля, зависят от общего отношения, понимания
проблем и мероприятий руководства организации по проведению проверок в
организации. Эффективный контроль уменьшает вероятность появления существенных
ошибок, так как, во-первых, необоснованные и неточные хозяйственные операции,
а также операции по их обработке в значительной степени предупреждаютсяруководством
организации; во-вторых, разработанные мероприятия контроля и надзора способствуют
предупреждениюи своевременному обнаружениюсущественных ошибок
в учете и бухгалтерской отчетности; наконец, существующая система планирования
позволяет руководству организации контролировать ход хозяйственной
деятельности.
Под риском средств контроля понимается
субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые
средства внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять
существенные ошибки в учете и отчетности.
Если аудитор предполагает, что система
внутреннего контроля не может обеспечить своевременное обнаружение либо
предотвращение ошибок, объем аудиторской проверки должен быть расширен для
того, чтобы исключить риск необнаружения ошибок.
Наиболее распространенным на практике методом
изучения и оценки надежности средств контроля является тестирование.
Риск необнаруженияозначает
вероятностьтого, что применяемые аудитором процедуры по проверке
годовой бухгалтерской отчетности не позволят обнаружить реально существующие
нарушения, имеющие существенный характер. При риске необнаружения следует
учитывать:
· вероятность того,
что не проведена проверка всех хозяйственных операций (при выборочном методе
проверки и получения достаточных доказательств);
· вероятность того,
что кажущаяся целесообразной в данном случае процедура окажется
неэффективной или же что на основании результатов проверки сделаны ошибочные
выводы, неправильно выполнены аудиторские процедуры.
Как отмечается в Стандарте (п. 8.2), риск
необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора.
Он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от
таких факторов, как квалификация аудиторов и повторность проверки. Если
проверка проводится в первый раз, то риск необнаружения более высок.
Степень риска можно значительно уменьшить в
результате проведения точно и правильно запланированной проверки годовой
бухгалтерской отчетности с учетом общепризнанных принципов.
Аудитору необходимо определить допустимый в
своей работе риск необнаружения на основе оценки внутрихозяйственного риска и
риска средств контроля и спланировать соответствующие аудиторские процедуры.
Если аудитор определяет, что внутрихозяйственный
риск и риск средств контроля являются высокими, его задачей является снизить
риск необнаружения до приемлемого значения за счет проведения в большем объеме
проверок по существу.
Если внутрихозяйственный риск и риск средств
контроля оцениваются аудитором как низкие, то аудитор может уменьшить объем
аудиторских процедур, так как риск необнаружения является приемлемым.
Для аудиторской фирмы очень важно своевременно и
правильно оценить риски (при планировании до заключения договора), так как
от них зависит объем аудиторской работы, ее фактическая себестоимость, стоимость
аудиторских услуг и рентабельность деятельности аудиторской фирмы.
1.5. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
Российский аудит находится в стадии становления.
Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это
касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования
системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы
аудиторских организаций, международного сотрудничества.
Действующая в России система нормативного
регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:
Первый уровень - Федеральный закон
"Об аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ.
Второй уровень - Постановления
Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального
органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и
ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института
отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и
совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.
Третий уровень - правила (стандарты)
аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита,
однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной
деятельности.
Четвертый уровень - методики
аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами
проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам
налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.
Пятый уровень - внутренние стандарты
аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил
(стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической
реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских
процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают
единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной
аудиторской организации.
Развитие системы нормативного регулирования
аудита в России предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской
деятельности Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским
объединениям будет предоставлено право, устанавливать для своих членов
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие
федеральным.
Федеральным законом "Об аудиторской
деятельности" осуществление функций федерального органа государственного
регулирования аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными
функциями уполномоченного федерального органа
являются: - издание в пределах своей компетенции
нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
- организация разработки и представление на утверждение
Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- организация в установленном законодательством Российской
Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации
аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями
индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и
индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному
федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов;
- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
В целях учета мнения профессиональных участников
рынка аудиторской деятельности будет функционировать совет по аудиторской деятельности
при уполномоченном федеральном органе. В состав совета должны входить
представители государственных органов, Центрального банка РФ, аккредитованных
профессиональных аудиторских объединений, пользователей аудиторских услуг,
научных организаций и высших учебных заведений. Представительство
аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по
аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% общего состава совета
[1].
Основными документами, определяющими правовые
основы аудиторской деятельности в Российской Федерации, являются:
1. Федеральный закон "Об аудиторской
деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть I от 30.11.94 г. №51-ФЗ,
в ред. Федерального закона от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ; часть II от 26-.01.96 г. № 14-ФЗ,
в ред. Федерального закона от 17.12.99 г. № 213-ФЗ).
3. Уголовный кодекс РФ (от 13.06.96 г. № 63-ФЗ, в
ред. Федерального закона от 19.06.2001 г. № 84-ФЗ).
4. Федеральный закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. 128-ФЗ (с 10.02.2002 г. до
этого - Федеральный закон от 25.09.98 г. № 158-ФЗ).
5. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г.
№ 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской
деятельности в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства
РФ от 27.04.99 г. № 472).
6. Постановление Правительства РФ от 29.01.2000
г. №81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных
предприятий".
7. Положение о лицензировании отдельных видов
аудиторской деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением
Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472.
8. Порядок проведения аттестации на право
осуществления аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ
от 06.05.94 г. № 482 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.04.99 г. №
472).
9. Порядок представления отчета аудиторскими
организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской
деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и
инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков, утв. Приказом МФ РФ от
27.10.99 г. № 69н.
10. Порядок проведения конкурса по отбору
уполномоченных аудиторских организаций, утв. Распоряжением Минимущества РФ от
02.08.2000 г. №331-р.
11. Примерное техническое задание на проведение
аудиторской проверки федерального государственного унитарного предприятия,
утв. Распоряжением Минимущества РФ от 26.05.2000 г. № 9-р.
12. Правила (стандарты) аудиторской деятельности,
одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
13. Методика аудиторской деятельности
"Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам.
Общение с налоговыми органами", одобрена Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1.
14. Порядок проведения квалификационных экзаменов
на право осуществления аудиторской деятельности, утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99 г.
протокол № 66 (в ред. от 31.05.2001 г.).
15. Программа проведения квалификационных
экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области общего
аудита, утв. Решением ЦАЛАК МФ РФ 30.09.99 г.
В указанных документах отражены основные
положения по организации аудиторской деятельности в Российской Федерации,
аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений .
В соответствии с действующим законодательством
аудиторской деятельностью в России могут заниматься физические и юридические
лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участием
иностранных юридических и физических лиц.
Аудиторские организации регистрируются
как коммерческие организации, осуществляющие аудиторские проверки и
оказывающие сопутствующие аудиту услуги. Они могут иметь любую
организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Не менее
50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие на ее территории, а в случае, если
руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не
менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти
аудиторов.
Аудиторомявляется физическое лицо, отвечающее установленным квалификационным
требованиям и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе
осуществлять аудиторскую деятельность в качестве:
- работника аудиторской организации;
- лица, привлекаемого аудиторской организацией
к работе на основании гражданско-правового договора;
- индивидуального предпринимателя,
осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальный аудиторвправе осуществлять
аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Он не
вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Для занятия аудиторской деятельностью физические
лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию
должна получить и аудиторская организация. Лицензирование аудиторской
деятельности производится с целью обеспечения государственного контроля за
соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемым к
аудиторской деятельности.
В соответствии с Федеральным законом "Об
аудиторской деятельности" [1] к аттестации на право осуществления
аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие базовое образование и
практический опыт работы. Базовое образование включает высшее экономическое и
(или) юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем
государственную аккредитацию. Практический опыт работы определяется стажем
работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности.
Претендент на получение квалификационного
аттестата аудитора должен сдать экзамены. Экзамены проводятся в письменной
форме по следующим дисциплинам: основы правового регулирования имущественных
отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и
физических лиц, финансы предприятий, аудит. При успешной сдаче экзаменов
выдается квалификационный аттестат без ограничения срока его действия. В
последующем каждый аттестованный аудитор обязан в течение каждого календарного
года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить
обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным
федеральным органом.
Квалификационные аттестаты и лицензии выдаются по
следующим направлениям аудиторской деятельности:
- банковский аудит;
- аудит страховых организаций;
- аудит бирж, внебюджетных фондов и
инвестиционных институтов;
- общий аудит (аудит иных экономических
субъектов).
Лицензирование аудиторской деятельности (кроме
аудита банков) осуществляет Министерство финансов РФ (далее - лицензирующий орган).
Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на один, два или три года.
Срок действия лицензии не продлевается. По истечении срока действия лицензии
по заявлению соискателя лицензии может быть выдана новая лицензия.
Выдача лицензии аудиторской организации,
получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении следующих лицензионных
требований и условий:
- аудиторская организация не может иметь форму
открытого акционерного общества;
- уставный капитал, заявленный в учредительных
документах, должен составлять не менее 100-кратного установленного
законодательством МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской
организации);
- в уставном капитале аудиторской организации
доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии
аудиторским организациям, должна составлять не менее 51%.
Выдача лицензии индивидуальному аудитору,
получающему ее впервые, осуществляется при наличии у него квалификационного
аттестата аудитора, срок действия которого не истек, в области аудиторской деятельности,
указанной в заявлении на получение лицензии.
Новые лицензии аудиторской организации и индивидуальному
аудитору выдаются при отсутствии в период действия ранее выданной лицензии
следующих фактов:
- неоднократного неквалифицированного
проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг. Указанные
факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных
требований и за качеством проведения аудиторских проверок в соответствии с
правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
- осуществления лицензиатом аудиторской
деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
- предоставления лицензиатом полученных им в
ходе аудита сведений третьим лицам без письменного согласия проверяемой
организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- вступления в законную силу приговора суда,
предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в
виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
- осуществления лицензиатом деятельности, не
связанной с аудитор-ской.
Новая лицензия не выдается, если действие ранее
выданной лицензии на дату подачи заявления или в период рассмотрения заявления
приостановлено.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления
взимается плата в размере 3-х установленных законодательством МРОТ (на дату
подачи заявления). В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления
в период его рассмотрения плата за рассмотрение заявления не возвращается.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче
или об отказе в выдаче лицензии в течение тридцати дней со дня получения
заявления со всеми необходимыми документами. Он обязан уведомить соискателя лицензии
о принятом решении в течение трех дней после его Принятия. Датой получения
аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление
аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей
лицензии. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 10-ти
установленных законодательством МРОТ (на дату принятия решения о выдаче
лицензии).
Основанием для отказа в выдаче лицензии является
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или
искаженной информации и несоответствие соискателя лицензии лицензионным
требованиям. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в
случае:
- неуплаты соискателем лицензии лицензионного
сбора в течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения о
выдаче лицензии;
- ликвидации юридического лица или прекращения
его деятельности - с момента ликвидации или реорганизации юридического лица;
- прекращения действия свидетельства о
государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя - с момента прекращения действия свидетельства;
- вынесения решения судом на основании
соответствующего заявления лицензирующего органа или органа государственной
власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в
суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на
период до вступления в силу решения суда.
Ежегодно до 15 апреля аудиторские организации и
индивидуальные аудиторы, получившие лицензию, представляют отчет об
аудиторской деятельностиза прошедший год в Министерство финансов РФ.
Действующее законодательство определяет следующий
порядок функционирования аудиторских организаций: свободный выбор аудитора
хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором и клиентом,
позволяющие аудитору выбирать клиента и быть независимым от указаний
государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского
заключения до устранения отмеченных в ходе проверки недостатков; невозможность
проведения проверки при родственных или деловых отношениях аудитора с
клиентом, превышающих рамки договора оказания аудиторских услуг; запрещение
аудиторам заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с
оказанием аудиторских и сопутствующих услуг.
2.
Организация аудиторской проверки бухгалтерской отчетности в ООО
«Сельхозтехника»
2.1.
Контроль качества аудиторской деятельности
Для обеспечения высокого качества аудиторской
деятельности должен осуществляться ее предварительный, текущий и последующий
контроль.
Предварительный контроль выполняется на
стадии аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских организаций.
Текущий контроль осуществляется по двум
направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок и общий контроль качества
аудита.
Контроль отдельных аудиторских проверок
предполагает обеспечение независимости, профессионализма и компетентности
аудиторов; текущий контроль их работы, знание наиболее проблемных вопросов
бухгалтерского учета клиентов; проверку выполненной работы с точки зрения ее
соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудита.
Общий контроль качества аудита базируется на
определенных личных качествах аудитора (честность, объективность, независимость,
конфиденциальность, профессионализм, компетентность); обоснованном распределении
работы между членами группы аудиторов; надзоре за работой аудиторов по
соблюдению стандартов качества; контроле за эффективностью политики и процедур
контроля качества.
В соответствии с требованиями правила (стандарта)
аудиторской деятельности "Внутрифирменный контроль качества аудита"
[8, с. 76 - 81] в каждой аудиторской организации должна быть создана и
поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы. Особенности
системы контроля качества работы аудиторской организации зависят от размера
аудиторской организации, ее специализации, организационной структуры, наличия
филиалов и подразделений. Как правило, такая система должна обеспечивать укомплектование
аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями,
умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих
обязанностей. Аудиторские задания должны поручаться профессиональным
сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий.
Целесообразно разработать и применять методику подбора и отклонения клиентов;
при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской
организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне,
так и репутация руководителей предполагаемого для будущей проверки
экономического субъекта. Если сотрудники не выполняют или выполняют ненадлежащим
образом возложенные на них обязанности, то к ним следует применять
дисциплинарные меры воздействия.
Руководитель
аудиторской организации обязан утвердить до начала аудиторской проверки
руководителя и старших аудиторов, отразив это в общем плане аудита.
Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать
профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать их
работу, определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля
и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе
аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской
организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной
аудиторской проверке. В ходе аудита сотрудники, осуществляющие контроль
результатов работы, обязаны:
- следить за ходом выполнения общего плана и
программы аудита;
- производить оценки внутрихозяйственного
риска, риска средств контроля, риска необнаружения и при необходимости вносить
в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу
аудита;
- следить за надлежащим документированием
аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур,
проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы;
- выяснять и оценивать степень влияния
отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим
исправлений на достоверность бухгалтерской отчётности проверяемого экономического
субъекта.
Руководители аудиторской организации могут
поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы
сотрудников, которые проводили аудит на данном предприятии, но и другим специалистам,
обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка
в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных
предприятий.
Текущий контроль осуществляется в следующих
формах: контроль старшего аудитора за работой ассистентов, контроль
руководителя аудиторской проверки за работой аудиторов, контроль руководителя
аудиторской организации за руководителями аудиторских проверок и др.
Если проверка выполняется группой аудиторов, то
старший аудитор (руководитель группы) должен постоянно контролировать и
направлять работу ассистентов - менее квалифицированных сотрудников! Важная
роль при этом отводится программе аудиторской проверки, включающей цель аудита,
график выполнения работ, перечень процедур проверки, распределение обязанностей
между членами группы аудиторов.
В ходе реализации программы проверки надзор
осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения аудита. Это
делается для того, чтобы специалисты, участвующие в проверке, знали о своей
ответственности и целях выполняемых ими процедур, о деятельности предприятия и
возможных учетных проблемах, влияющих на сущность, продолжительность и
масштабы аудиторских процедур, а сами процедуры проводились в соответствии со
стандартами.
Важное значение для качественного оказания услуг
имеют рабочие документы аудиторов, которые обеспечивают методический и
логический подход к проверке, представляют средства контроля работы аудитора,
дают информацию о проделанной работе, обнаруженных проблемах и способах их
решения. Если рабочие документы стандартизованы, это повышает эффективность их
подготовки и контроля, упорядочивает документацию, дает гарантию, что
отдельные, моменты не будут упущены. Отчеты или выводы по проверке перед окончательным
представлением должны быть проверены руководителем группы, который несет полную
ответственность за выполнение аудита. Такая проверка гарантирует, что все
оценки и выводы обоснованы и подкрепляются надежными сведениями и фактами, все
существенные недостатки и ошибки найдены, оформлены и по ним приняты решения.
Контроль аудиторской организации за работой
аудиторов осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки
обоснованности программы проведения проверки, во-вторых, посредством строгого
соблюдения организационно-этических принципов аудита, в-третьих, с помощью
проведения выборочной перепроверки достоверности отдельных показателей
отчетности (разделов учета) у клиента другим аудитором организации после выдачи
заключения основным аудитором.
Контроль необходим на всех этапах деятельности
аудиторской организации. При найме сотрудников следует обращать внимание на
уровень их квалификации (соответствующее образование, стаж работы, практические
навыки, рекомендации третьих лиц и др.). В процессе работы в аудиторской
организации аудиторы должны постоянно повышать свой образовательный уровень, в
связи с чем необходим периодический контроль за соответствием их
профессиональных знаний установленным требованиям. Высокие должности с высокой оплатой
должны занимать только квалифицированные сотрудники. Сотрудников необходимо контролировать,
а сами они должны отчитываться об отношениях с клиентами, которые могут
нарушать их независимость.
Последующий контроль за качеством
работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в соответствии с
законодательством возложен на уполномоченный федеральный орган. Он может
осуществлять проверки качества работы аудиторов как своими силами, так и
делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным
аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
2.2.
Стандартизация аудиторской деятельности
С развитием рынка и интеграционных процессов в
экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в
крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в
Международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых
профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом
работы аудиторов в разных странах.
Аудиторские
стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности
аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской
проверки при их соблюдении.
Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить
всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием
основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов
формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе
формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также
основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры
ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.
Внедрение стандартов в аудиторскую практику
способствует обеспечению высокого качества аудиторских проверок, применению
единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных
достижений в процессе проведения проверок, пониманию пользователями финансовой
информации сущности и методов аудита, обеспечению сравнимости показателей
работы отдельных аудиторов.
Разработкой таких профессиональных норм на
международном уровне занимается Комитет по международной аудиторской практике
Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты
аудита, названия и краткая характеристика которых приведены в Приложении 2.
Эти стандарты содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также
соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного материала,
обеспечивающие руководство по их применению.
В основу Международных стандартов аудита положены
следующие концептуальные положения:
- финансовая отчетность является основным
источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в
соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой
отчетности;
- понятия аудита финансовой отчетности и
сопутствующих услуг разграничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам
относятся: обзор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по налогообложению,
консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не
рассматриваются как сопутствующие;
- выражение аудитором мнения в отношении
достоверности утверждений, представленных одной стороной и предназначенных для
использования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень
уверенности аудитора определяется на основе результатов выполненных им
процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в
том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных
искажений;
- при проведении аудита абсолютная уверенность
в достоверности финансовой отчетности недостижима из-за существования
следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; применение
тестирования, наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета
и внутреннего контроля; преимущественно убедительный характер большинства
доступных аудитору доказательств;
- аудитор формулирует мнение о достоверности
финансовой информации в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не
могут считать аудитора ответственным за данную финансовую информацию [23, с.
35 - 42].
Международные стандарты аудита способствуют
развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а
также интеграции национального аудита в международные экономические отношения.
Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия
национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических
традиций.
В наиболее развитых странах, имеющих национальные
стандарты аудита (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция),
международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским
институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены общепринятые
аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно
используются аудиторами США.
В странах, где решено не разрабатывать
собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты
приняты в качестве национальных.
В других странах (Австралия, Бразилия, Индия,
Россия и др.) международные стандарты используются в качестве базы для
создания собственных подобных стандартов.
В разработке аудиторских стандартов в России на
основе международных стандартов участвует целый ряд государственных,
общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций,
отечественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по аудиторской
деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ,
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ,
Московский государственный университет, Всероссийский заочный
финансово-экономический институт, Аудиторская палата России, Российская
коллегия аудиторов, Союз Профессиональных Аудиторских Организаций, аудиторские
организации "ФБК", "Союз-Аудит", "Интераудит" и
др.
Все стандарты рассматриваются и утверждаются
(получают одобрение) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при
Президенте РФ. Предусматривается подготовить более 50 правил (стандартов)
аудиторской деятельности. Примерная структура стандарта включает следующие
разделы:
- общие положения – формулируется цель и задачи
стандарта, объект
стандартизации и сфера применения;
- основные понятия и определения – содержатся
определения аудиторских терминов и их краткая характеристика;
-
сущность стандарта – обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее
анализ и приводятся методы решения;
В экономической литературе [6,15,16 и др.]
описаны две классификации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая
классификация включает три основные группы:
- общие правила (стандарты) аудита,
представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации
аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой
работы, и др.
- правила (стандарты) проведения аудиторской
проверки, раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора,
изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения
доказательных материалов и др.
- правила (стандарты) составления отчета,
предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют
аудиторы пользователям бухгалтерской отчетности по окончании проверки, отражают
состав и содержание отчетов, порядок их представления, а также разграничение
ответственности аудиторов и аудируемых лиц (см. Приложение 3).
Вторая классификация построена аналогично
классификации Международных стандартов аудита и содержит одиннадцать групп
стандартов (см. Приложение 4).
Российские стандарты аудиторской деятельности
(как и международные) определяют лишь общий подход к проведению аудита,
масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, атакже основные
принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регламентируют
конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки,
которые могут быть различными и рациональность которых определяется самой
аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты
аудита.
В соответствии с правилом (стандартом)
аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним
стандартам аудиторских организаций" [8, с. 67 – 75] внутренние
стандарты аудиторской организации - это документы, детализирующие и
устанавливающие единые требования к осуществлению и оформлению аудита,
принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения
эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам)
аудиторской деятельности.
Внутренние стандарты регламентируют деятельность
аудиторов в рамках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные
основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между
сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской
организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и
аудируемым лицом, между аудиторской организацией и
организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими
аудиторами.
Внутренние стандарты являются частью
организационно-распорядительном документации и системы внутреннего контроля
аудиторской организации и должны удовлетворять следующим требованиям: