1. Сущность и нормативное правовое регулирование аудита расчетов с бюджетом по
НДС.
1.1. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по
НДС. 6
1.2. Нормативное правовое регулирование
учета расчетов по НДС. 13
2. Планирование аудиторской проверки расчетов с бюджетом на примере предприятия
ООО ”Лесной терминал” за 2004
год.
2.1. Понимание деятельности аудироемого лица ООО ”Лесной терминал”.
19
2.2. Оценка СБУ, СВК, уровня существенности и аудиторского риска по аудиту
расчетов с бюджетом по
НДС.
21
2.3. Формирование плана и программы аудита
расчетов с бюджетом по НДС. 28
3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов аудиторской проверки
с бюджетом по НДС.
3.1. Сбор аудиторских доказательств и их
документирование. 34
3.2. Обобщение результатов аудит. проверки расчетов с бюджетом по НДС.
52
Заключение
55
Список использованной
литературы
56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Введение
Налог на добавленную стоимость
представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Вследствие этого
ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Поэтому
является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на
правильность исчисления и уплаты данного налога.
Цель данной работы через проведение аудита расчетов с бюджетом по НДС
конкретного предприятия - подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности
проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед
бюджетом по НДС, а также отражения в пояснительной записке всех существенных
обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.
Часто
меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений
нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по
налогу на добавленную стоимость. При проведении детальной аудиторской проверки
по налогу на добавленную стоимость могут выявиться следующие ошибки:
-
неправильное использование законодательных актов по налогам и официальных
разъяснений к ним при расчете налога на добавленную стоимость;
-применение
неверной ставки налога;
-неправильное
определение налогооблагаемой базы;
-неточный
учет пеней и штрафов.
На размер неучтенной недоимки по налогу на добавленную
стоимость могут влиять:
-представление
ошибочной информации для получения льгот по налогообложению;
-искажение
или сокрытие данных, представляемых налоговым органам;
-неправильные
классификация или расчет доходов, учитываемых при налогообложении в качестве
освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету по НДС;
-проведение
в учете фиктивных сделок по расчетам между взаимозависимыми лицами в целях
уменьшения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.
Для каждого налогового законодательного акта характерны
определенные требования к применению ставки налога, определению облагаемой
налоговой базы, срокам уплаты налогов, подготовке отчетности и т.д.
Налог
на добавленную стоимость, как правило, оказывает наибольшее влияние на
финансово-хозяйственную деятельность организации и вызывает больше всего
трудностей как при расчете, так и при проведении проверки.
Отчасти такая сложность при расчете налога на добавленную
стоимость связана с заинтересованностью государственных структур и, прежде
всего налоговых органов в незамедлительном и как можно более полном взимании
максимальной суммы этого налога, то есть с фискальными целями при введении этого
налога в систему налогообложения РФ. Именно стремлением собрать, как можно в
более максимальном размере и как можно в более ранние сроки обусловлено то,
что налог взимается не только с объема реализованной продукции (работ, услуг),
но и с сумм полученных авансов и предоплаты за будущую поставку, что заметно
усложняет учетные записи по удержанию налога на добавленную стоимость, в
частности это связано с дополнительной корреспонденцией удержанных сумм налога
со счета на счет и неоднократном их отражении в налоговой декларации по НДС в
различные налоговые периоды. Такой порядок видимо, обусловлен в значительной
степени условиями инфляции, когда важно как можно раньше получить в денежные
средства в бюджет, нежели позднее, когда доход бюджета значительно будет
обесценен инфляцией.
В значительной степени в интересах той же действующей
фискальной налоговой политики усложнены также расчеты налога на добавленную
стоимость по приобретенным материальным ресурсам. Суммы НДС по оприходованным
материальным ресурсам и работам (услугам) производственного характера,
выполняемым сторонними организациями, возмещаются из бюджета только по мере
проведения расчетов с поставщиками и фактического наличия правильно оформленной
счет-фактуры, что в значительной степени осложняет использования налоговых
вычетов при расчете налога на добавленную стоимость. Еще более сложный порядок
определен налоговым законодательством в части сумм НДС, уплаченных при
приобретении основных средств и нематериальных активов, когда суммы НДС в полном
объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, только в момент
принятия на учет основных средств и нематериальных активов(при выполнении
вышеуказанных условий для применения налогового вычета по НДС).
Аудитор в процессе проверки достоверности налогооблагаемой
базы по налогу на добавленную стоимость должен, прежде всего, удостовериться в
правильности исчисления предприятием оборота по реализации товаров (работ,
услуг). Расчет, по сути, состоит в том, что сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет, представляет из себя разность между суммами налога, полученными от
покупателей за приобретенные ими товары, и суммами налога, которые уплачены
поставщиками за материальные ресурсы, работы, услуги, чья стоимость фактически
отнесена в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения.
Особое внимание следует
обратить на два обстоятельства: обоснованность применения льгот по НДС как в
целом предприятию, так и по отдельным видам хозяйственных операций, связанным с
реализацией товаров и услуг, а также на точность расчета по возмещению из
бюджета сумм налога, которые были уплачены поставщикам. Также проверяют
своевременность перечисления налога, включая и уплату авансовых платежей.
1. Сущность и нормативное правовое
регулирование аудита расчетов с бюджетом по НДС.
1.1. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС.
Целью
проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС является проверка достоверности,
то есть точности расчета налога на добавленную стоимость и своевременности его
уплаты в бюджет.
Необходимо
отметить, что в целях получения достоверных результатов от проведения
аудиторской проверки необходимо тщательно проанализировать: статус
налогоплательщика; возможность применения налоговых льгот и правильность их
использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы;
правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи
деклараций, а также своевременность уплаты налога.
Для того, чтобы проверить статус налогоплательщика аудитору следует
проанализировать объем выручки от реализации товаров (работ, услуг)
организации. Если за три последовательных календарных месяца величина выручки
от реализации (без учета НДС и налога с продаж) не превысила в совокупности 1
млн руб., то организации имеют право на освобождение от обязанности плательщика
НДС (ст.145 НК РФ). Если результаты проверки показывают, что организация имеет
основания получить такое освобождение, то это должно быть зафиксировано в
письменном отчете аудитора.
Необходимо,
кроме того, проверить были ли у проверяемой организации следующие операции:
приобретение
товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих в Российской Федерации
на учете в налоговых органах;
аренда
федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и
муниципального имущества у органов государственной власти или органов местного
самоуправления;
реализация
на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных
ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по
праву наследования государству.
Дело
в том, что по каждой из следующих операций организация в проверяемом периоде
должна была выступать в качестве налогового агента (ст.161 НК РФ), то есть она
была обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС за
контрагентов-налогоплательщиков. Следовательно, аудитору стоит убедиться,
сделала ли это организация, а также проверить, правильно ли исчислена налоговая
база и своевременно ли перечислен налог в бюджет.
При
проверке статуса налогоплательщика программой аудита должны быть предусмотрены
такие аудиторские процедуры, как сравнение данных об объеме выручки по месяцам
отчетного периода, сопоставление фактических данных с требованиями НК РФ,
выявление по данным аналитического бухгалтерского учета нетипичных операций,
связанных с повышенным риском искажения данных о начисленном и уплаченном НДС.
Важным
также при проведении аудиторской проверки является анализ возможности
применения налоговых льгот. Главным здесь является необходимость выявить, имеет
ли основания организация воспользоваться льготами по НДС, поименованными в
ст.149 НК РФ, и тем самым уменьшить налоговые платежи в бюджет. Если в ходе
аудиторской проверки выяснится, что определенные операции могут не облагаться
НДС (в соответствии с нормами ст.149 НК РФ), то этот факт следует зафиксировать
в письменном отчете аудитора.
В
том случае, если организация пользуется льготами, то аудитору целесообразно
проверить, ведет ли она раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций
(согласно п.4 ст.149 НК РФ). Кроме того, аудитору стоит обратить внимание на
то, что иногда организации, выступающие в роли посредников и реализующие не
облагаемые НДС товары по посредническим договорам (агентским договорам,
договорам комиссии, договорам поручения), не платят НДС со своего
вознаграждения, мотивируя это тем, что реализация данных товаров не облагается
НДС (в соответствии со ст.149 НК РФ). Однако такая позиция не соответствует
нормам законодательства, так как льготы по НДС распространяются только на
налогоплательщиков, которые являются собственниками льготируемых товаров, на
посредников эти льготы не распространяются (п.7 ст.149 НК РФ).
Следует
также проверить факт наличия или отсутствия у организации лицензии на
льготируемые виды деятельности. На основании п.6 ст.149 НК РФ операции,
перечисленные в этой статье, не подлежат налогообложению только при наличии у
налогоплательщиков, осуществляющих данные операции, соответствующих лицензий
согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" (в ред. по состоянию на 26.03.2003). Таким
образом, без лицензии на льготируемые виды деятельности организация не имеет
права пользоваться льготами.
При проверке объекта налогообложения аудитор должен выявить ошибки, связанные с
тем, что организация иногда ошибочно не начисляет НДС либо, наоборот, начисляет
налог. Выявление вышеуказанных ошибок при проверке объекта налогообложения
может осуществляться путем просмотра данных аналитического бухгалтерского учета
по движению товарно-материальных ценностей; ознакомления с содержанием
отдельных договоров, в том числе договоров дарения, безвозмездной передачи,
актов выполненных строительно-монтажных работ, учредительных договоров и т.п.
Например, иногда совершаются следующие ошибки:
-
не
начисляется НДС при передаче товаров (работ, услуг) при сделках на
безвозмездной основе;
-
ошибочно
начисляется НДС при передаче товаров из одного структурного подразделения
организации в другое;
-
не
начисляется НДС по продукции, работам, услугам выполненным для собственных нужд
в части затрат, которые не принимаются к вычету (в том числе
через амортизационные отчисления) при
исчислении налога на прибыль организаций ;
-
не
начисляется НДС по строительно-монтажным работам, выполненным
хозспособом;
-
ошибочно не начисляется НДС или наоборот начисляется по операциям, которые
входят либо не входят в перечень операций не входящих в объект налогообложения
НДС (ст.ст.146 и 39 НК РФ), в частности: передача имущества
организации-правопреемнику при реорганизации; передача имущества в уставный
капитал по договору простого товарищества; передача объектов
социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной
власти или органам местного самоуправления;
передача
на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти или
органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным
и муниципальным унитарным предприятиям.
Кроме того,
аудитору следует обратить внимание на посреднические операции. При
осуществлении таких операций на основе договоров поручения, комиссии или
агентских договоров организации-посредники нередко допускают ошибку, включая в
налоговую базу по НДС все суммы, полученные соответственно от доверителя,
комитента, принципала или покупателей. Аудитору нужно учитывать, что налоговая
база по НДС у них формируется только в сумме посреднического вознаграждения.
Все прочие суммы в налоговую базу не включаются и НДС не облагаются (ст.156 НК
РФ).
Необходимо
аудитору проверить цены, исходя из которых определяется налоговая база по НДС
при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд.
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд,
расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль,
налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг),
исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров, аналогичных работ,
услуг (ст.159 НК РФ). Если такие цены отсутствуют, то налоговая база
исчисляется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС.
Понятие рыночной цены дается в ст.40 НК РФ. Ею признается цена, сложившаяся при
взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг)
в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Ошибка
при списании дебиторской задолженности заключается в том, что в налоговую базу
по НДС не включаются суммы списанной дебиторской задолженности. А начислить
налог при списании дебиторской задолженности требует п.5 ст.167 НК РФ. Делать
это необходимо либо на день списания этой задолженности, либо на день истечения
срока исковой давности.
Необходимо, также, проверить правомерность применения вычетов в следующих
случаях:
-
принятия
к вычету НДС имуществу, использованному в операциях, с которых НДС не
уплачивается( НДС должен включается в стоимость данного имущества согласно пп.1
п.2 ст.170 НК РФ);
-
организация
не ведет разделный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций (противоречит
п.4 ст.170 НК РФ);
-
налоговый
агент принял к вычету НДС, который он уплатил в бюджет(противоречит ст.161 НК
РФ).
-
Налоговый;
-
принят
к вычету НДС по сверхнормативным расходам ( противоречит п.7 ст.171 НК РФ);
-
принят
к вычету НДС на основании счет-фактуры оформленной с нарушением
требований п.п.5 и
6 ст.169 НК РФ (противоречит п.2 ст.169 НК РФ);
- принят к
вычету НДС по безвозмездно полученному имуществу ( противоречит п.1 ст.172 НК
РФ).
При
проверке правомерности применения вычетов по НДС аудитору следует:
ознакомиться
с организацией аналитического учета к счету 19 "НДС по приобретенным
ценностям";
оценить
качество учета и контроля операций;
убедиться
в наличии раздельного учета НДС по приобретению товарно-материальных ценностей;
проверить
соблюдение порядка и сроков осуществления вычетов.
Кроме
того, целесообразно выборочным порядком проверить соблюдение правил оформления
счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС, а также убедиться
в соблюдении принципа временного соответствия вычетов по НДС и оприходования
товарно-материальных ценностей.
Стоит отметить, что
аудиторская проверка НДС должна включать в себя следующие процедуры:
·
анализ
налоговых отчетов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись
замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;
·
сравнение
остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и
анализ значительных или необычных отклонений;
·
сравнение
фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных
отклонений;
§
анализ
уплаты платежей в бюджет за отчетный период.
При аудиторской
проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг,
необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и
НДС, который возмещается из бюджета.
При анализе НДС
по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по
Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом и первичных документов.
Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств
и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих
взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных
активов.
При анализе
уплаченного НДС, который возмещается из бюджета, аудиторы должны провести:
·
выверку
по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС»;
·
выверку
данных о расчетах по налогу, предоставляемых в налоговый орган;
·
составление
баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки
правильности учета уплаченного НДС по полученным запасам, МБП, материальным и
нематериальным средствам, работам и услугам.
Данная процедура
предполагает точное распределение по отчетным периодам расчетов с бюджетом по
НДС.
При проверке правильности
учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и
услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы должны:
·
выверить
остатки по Главной книге;
·
составить
сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС;
·
выверить
данные по расчетам налога, представленные в налоговую инспекцию;
·
проанализировать
правильность применения ставок налога в зависимости от характера бизнеса и типа
реализуемой продукции;
·
пересчитать
задолженность по НДС за отчетный период;
·
проанализировать
правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;
·
определить
периодичность уплаты НДС на основе расчета среднемесячной задолженности по НДС;
·
провести
выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогу
путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.
Важным моментом при
проведении аудиторской проверке НДС является проверка правильности составления
налоговой декларации. Дело в том, что объектом начисления НДС согласно ст.146
НК РФ являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров
(работ, услуг). Поэтому аудитору нужно проверить соответствие данных по строке
1 графы 4 Налоговой декларации по НДС с данными строки "Выручка (нетто) от
продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную
стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" Отчета о прибылях
и убытках (форма N 2), учитывая, что декларация по НДС составляется за отчетный
период, а форма N 2 - нарастающим итогом.
Кроме того, аудитору стоит сравнить
показатели строки 5.1 "Сумма авансовых и иных платежей, полученных в счет
предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг)" Налоговой
декларации по НДС с данными строки "Средства, полученные от покупателей,
заказчиков" в части поступивших авансов Отчета о движении денежных средств
(форма N 4). Сумма, указанная в Налоговой декларации, должна быть не меньше
суммы по строке из формы N 4. В противном случае есть основания предполагать
неполное включение или невключение в облагаемый оборот авансов и предоплат, то
есть занижение налоговой базы по НДС в налоговом периоде.
Кроме того, в Налоговой декларации по НДС
показатели строки 7 "Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и
уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету"
должна соответствовать записям по кредиту счета 19 "Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям" и дебету счета 68 "Расчеты по
налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС". Если в
бухгалтерском балансе отсутствуют остатки незачтенных сумм НДС по счету 19 и
одновременно имеется кредиторская задолженность поставщикам, то это может
свидетельствовать об искажении данных декларации по НДС.
Важным моментом является проверка
своевременности сдачи деклараций и уплаты налога. Налогоплательщики,
уплачивающие НДС ежемесячно, должны представлять налоговые декларации не
позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
(месяцем). Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки
от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн руб.,
вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за
истекший квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим
кварталом (п.п.5 и 6 ст.174 НК РФ). Не позднее указанных сроков они должны и
перечислить налог в бюджет соответственно за истекший месяц или истекший
квартал.
1.2. Нормативное правовое регулирование
учета расчетов по НДС.
Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом.
Впервые он был введен и стал действовать на территории РФ с 1 января 1992
года.
В настоящее время
основные элементы налогообложения по данному налогу и порядок расчета, учета и
уплаты по НДС определяются в главе 21”Налог на добавленную стоимость”
Налогового кодекса Российской Федерации.
В нижеприведенной
таблице наглядно отображены основные налоговые элементы по НДС в соответствии с
действующим в 2004 году содержанием вышеуказанной главы Налогового кодекса РФ.
Таблица 1
НАЛОГ НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
(в соответствии с
#M12293 0 901765862 1540216064 24569 2929327695 4294960038
2347643964 682458184 24569 1265885411главой 21 Налогового кодекса
Российской Федерации#S)
тельщиками в
связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации,
определяемые в соответствии с #M12291 9005480Таможенным
кодексом Российской Федерации#S.
1) реализация
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе
реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных
работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации,
а также имущественных прав;
2) передача на
территории РФ товаров (выполнение работ, услуг) для собственных нужд,
расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль
организаций;
3) выполнение
строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров
товаров на таможенную территорию РФ.
1) #M12293 8 901765862 7617406 1376109634 2054173439
4257889665 4201696445 1088328 4009851204 2251405042при реализации
товаров (работ, услуг)#S;
2) #M12293 7 901765862 7617407 2024542340 2054173439
4257889665 4201696445 1088328 1759569737 303995079при договорах
финансирования под уступку денежного требования или уступки требования
(цессии)#S;
3) #M12293 6 901765862 7617408 2024542340 2054173439 4257889665
4201696445 596875540 1550039052 311270712при получении дохода на
основе договоров поручения;
4) #M12293 5 901765862 7617409 2024542340 2054173439
4257889665 4201696445 4 2963312772 2140077019при осуществлении
транспортных перевозок и реализации услуг ;
5) #M12293 4 901765862 7617410 2024542340 2054173439
4257889665 4201696445 1088328 4009851204 3851328691при реализации
предприятия в целом как имущественного комплекса#S;
6) #M12293 3 901765862 7617411 1376109634 2054173439
4257889665 4201696445 1088328 196004696 4255690997при совершении
операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для
собственных нужд;
8) #M12293 0 901765862 7617718 2024542340 2054173439
4257889665 4201696445 13 2416054012 403950332определение налоговой
базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)#S
#M12293 1 901765862 80 4252911552 1406751650 458887092 4146843464
4294967294 3233935677 81не позднее 20-го числа месяца,
следующего за истекшим налоговым периодом#S;
не позднее 20-го
числа месяца, следующего за истекшим кварталом#S
Учет налога на добавленную стоимость ведется на счетах 19
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по соответствующим
субсчетам, 68 «Расчеты с бюджетом» в субсчете «Расчеты по налогу на добавленную
стоимость».
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате
организацией в бюджет (НДСб), определяется :
НДСб = НДСпод - НДСупл,
Где НДСпод - налог на добавленную стоимость,
полученный от покупателей по реализованной продукции, работам, услугам,
основным средствам, материалам, нематериальным активам и др;
НДСупл - налог на добавленную стоимость,
уплаченный поставщиками, подрядчиками за приобретенные у них материальные
ценности, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства.
Налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей,
отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетами в зависимости от
принятого учетной политикой организации момента реализации для целей
налогообложения:
по отгрузке - по дебету счета 90/3
по оплате - по дебету счета 76, 90/3
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате
поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности,
выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются по
дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
НДС со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
списывается после оплаты оприходованных материальных ценностей, принятых
работ, услуг в уменьшение задолженности бюджету по данному налогу. В случае
использования материальных ценностей, работ, услуг для непроизводственных
целей сумма НДС, приходившаяся на эти ценности (работы, услуги)
восстанавливается как задолженность бюджету.
В случае использования приобретенных материальных ценностей
(работ, услуг для производства продукции (работ, услуги, освобожденной от НДС,
сумма уплаченного поставщикам (подрядчикам) этого налога включается в стоимость
приобретенных материальных ценностей, издержки производства.
Налог на добавленную стоимость - является косвенным и
включается в цену приобретаемых товаров, работ, услуг. Плательщиками НДС
являются все предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического
лица, если их выручка от реализации товаров превышает сумму, установленную
Законом о налоге на добавленную стоимость(1 миллион рублей выручки без учета
НДС за три последовательных месяца в 2004 году).
НДС взимается с реализации всех товаров и материальных
ценностей, причем в налогооблагаемую базу включаются авансы и предоплата под
поставку товаров, оказания услуг.
Уплата налога производится независимо от формы расчетов и
характера осуществления реализации. В частности не имеет значения форма
расчетов: производятся ли они посредством денежных средств, путем прямого
товарообмена (бартера), с частичной оплатой. В случае реализации безвозмездно
уплата налога также производится. Если оплата производится за счет
государственных средств, то это также не влияет на вопрос включения этой
операции в налогооблагаемый оборот. Поэтому аудитор при проверке правильности
уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных
ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения.
В
соотвветствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия
при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры
не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания
услуг). Согласно пункту 8 статьи 169 главы 21 Налогового кодекса РФ порядок
ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и
книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации(Постановление
Правительства РФ от 02.12.2000 №914). Вышеуказанным Постановелнием
Правительства РФ утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения
журналов учета счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к
их ведению. Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты,
предусмотренные статьей 171 Кодекса РФ, производятся только на основании
счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком
товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату
сумм налога. В статье 169 Налогового кодекса РФ определен минимум требований к
оформлению счет-фактуры, который необходимо выполнить, чтобы применить
вышеуказанный налоговый вычет по НДС. Кроме того, вышеуказанной статьей
определена обязанность каждого налогоплательщика по осуществлению регистрации
выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от
поставщиков - в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие
требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены
печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за
правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное
им лицо. Книги ведутся с целью обеспечения получения полной и достоверной
информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги на
основе книги продаж и подлежащему налоговому вычету на основе книги покупок.
В
соответствии со статьей 167 НКРФ расчет налога на добавленную стоимость и
соответственно ведение книги продаж имеет свои особенности в зависимости от
того, какую учетную политику приняло предприятие для учета момента определения
налогооблагаемой базы и - по мере отгрузки продукции, работ, услуг или по
поступлению денежных средств.
При
учете момента определения налогооблагаемой базы по мере отгрузки сумма НДС
начисляется с товаров, работ, услуг переход права собственности, по которым
перешел к покупателю в данном налоговом периоде (в книге продаж регистрируются
в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, предъявленные
покупателям).
При
использовании в учетной политике предприятия метода по моменту определения
налогооблагаемой базы по поступлению денежных средств сумма НДС начисляется по
мере оплаты за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные
услуги(счета-фактуры выписываются и регистрируются в книге продаж по мере
поступления денежных средств или осуществления иной формы оплаты). В случае
частичной оплаты товаров (работ, услуг) в книге продаж производится регистрация
каждой суммы, поступившей при частичной оплате с указанием реквизитов счета-фактуры,
составленного на отгрузку этого товара (работ, услуг) с пометкой “частичная
оплата”.
Таким образом, итоговые суммы по начислению НДС
за налоговый период определяются по итогу книги продаж за соответствующий
период. Кроме того, в книге продаж также должны быть зарегистрированы и
авансовые, а также прочие поступления средств, если их получение связано с
реализацией товаров, работ, услуг.
Налоговые вычеты по НДС (книга
покупок, где регистрируются оплаченные счета-фактуры поставщиков по
материальным ресурсам, работам и услугам, а также зарегистрированные
продавцами ранее в книге продаж при получении авансов или иных платежей в счет
предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг),
регистрируются ими в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ,
оказании услуг) в счет полученных авансов или иных платежей с указанием
соответствующей суммы налога на добавленную стоимость) формируют сумму налога,
подлежащую вычету из сумм налога, подлежащих начислению в описанном выше
порядке за соответствующий налоговый период. Таким образом итоговые данные
книги покупок используются для применения налогового вычета по НДС.
2.
Планирование аудиторской проверки расчетов с бюджетом на примере предприятия
ООО ”Лесной терминал” за 2004 год.
2.1.
Понимание деятельности аудироемого лица ООО ”Лесной терминал”.
ООО
”Лесной терминал – является лесопромышленным холдингом, сдающим в аренду
основные средства (лесозаготовительное и лесопильное оборудование). Система
налогообложения общая. Периодичность уплаты НДС ежемесячная.
Общая
сумма внеоборотных активов на конец проверяемого периода равняется 8474
тыс.руб., а годовая выручка 3421 тыс.руб. (см.приложение №2).Налоговая ставка
по НДС- 18%.