|
|||||||||||||||||
Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля. Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т. е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся: § проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем; § проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам; § проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников; § проверка деятельности различных звеньев управления; § оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта; § проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта; § работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля; § оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения; § специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях; § разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед собственниками и (или) руководством предприятия. Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента. Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы — разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов. По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик. Обязательный аудит регламентируется государством. Законом Украины «Об аудиторской деятельности» установлены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) необходимо иметь сертификат соответствующего вида. В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов. Аудит финансовой отчетности — представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правила бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Налоговый аудит — это аудиторская проверка правильности, полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики. Аудит на соответствие требованиям — это анализ определение финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правила или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит. Управленческий (производственный) аудит — это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии. Аудит хозяйственной деятельности, довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для отдельных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации, преследует следующие цели: © оценка эффективности управления; © выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности, © внесение рекомендации относительно улучшения деятельности © или дальнейших действий. Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов. Специальный аудит (экологический, операционный и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля). Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности. По характеру проверки различают: § подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности); § системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятности ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению); § аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском). 1.5. Услуги, сопутствующие аудиту Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа. Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида: § услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки; § услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки. Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области: § постановки бухгалтерского учета; § контроля ведения учета и составления отчетности; § контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; § анализа хозяйственной и финансовой деятельности; § оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; § представления интересов экономического субъекта по доверенности перед третьим лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций; § научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву; § компьютеризации бухгалтерского учета составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализ хозяйственной деятельности, аудита и т.д.; § консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; § информационного обслуживания; § экспертного обслуживания; § подбора и тестирования бухгалтерского персонала экономического субъекта и др. Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области: § ведения бухгалтерского учета; § восстановления бухгалтерского учета; § составления налоговых деклараций; § составления бухгалтерской отчетности. Аудиторские организации, оказывающие услуги, должны: § действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик и которое сформулировано в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.); § планировать порядок выполнения работ или оказания услуг; § документировать ход выполнения работ или оказания услуг; § при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, четко разграничивать ответственность и функции исполнителей; § подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг (эти формы рекомендуется применять на постоянной основе); § иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту (это относится к крупным аудиторским организациям); § подготовить документ по итогам выполнения работ (оказания услуг), отражающий результаты выполнения задания и выводы; аудиторской организации. 1.6. Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации Взаимоотношения аудитора и экономического субъекта основаны на добровольности и возмездности. Конфликты между ними разрешаются в суде или арбитражном суде. Экономический субъект и аудитор вправе выбирать друг друга самостоятельно, аудиторская услуга оплачивается согласно договору. На руководителей и иных должностных лиц проверяемого экономического субъекта возлагаются следующие обязанности: а) создание аудитору (аудиторской фирме) условий для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, представление аудитору разъяснений и объяснений в устной и письменной форме; б) оперативное устранение выявленных аудиторской проверенной нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничить круг вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки. В ходе аудиторской проверки и составления заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают. Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право: § самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Украины, а также конкретных условий договора с экономически субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда; § проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки; § получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку; § привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов; § отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости. Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны: а) при осуществлении аудиторской деятельности неукоснительно соблюдать требования законодательства; б) немедленно сообщать заказчику: § о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие родственных, должностных или экономических связей, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта; § о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения; в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги; г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным. Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, прав и обязанностей сторон, а после ознакомления с заключением аудитора о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы. Аудиторская проверка не может проводиться: а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов); б) аудиторскими фирмами: § в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также экономических субъектов, в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами; § в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм; г) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности. д) если существует финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации кредитование, кроме банковского, и др.); е) если существует косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) организации клиента через родственников, служащих фирмы, основные и дочерние организации и т.п.; ж) если существуют родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента; з) при наличии чрезмерной гостеприимности клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным по сравнению с реальными рыночными ценами; и) если имела наличие прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях; к) если существует рассмотрение вопроса о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента. Независимость считается нарушенной, если перечисленные обстоятельства возникли, продолжали существовать или были прекращены в период выполнения профессиональных аудиторских услуг. Тема 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Регулирование аудиторской деятельности В Украине организацию государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Аудиторская палата. Основные направления деятельности Аудиторской палаты: § разработка на основе законодательства Украины проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в том числе стандартов аудиторской деятельности и связанных с ее осуществлением услуг; § выдача сертификатов на осуществление аудиторской деятельности; § организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений. Аудиторской деятельностью на Украине имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы). При этом аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, обязаны зарегистрироваться как предприниматели без образования юридического лица. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Украины, за исключением формы открытого акционерного общества. Аудиторские фирмы в Украине осуществляют свою деятельность при условии, что в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%. Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельности. Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Общественные аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. |
|