Претендент может быть допущен к
аттестации при наличии у него диплома об экономическом или юридическом (высшем
или среднем специальном) образовании, стаже работы не менее трех лет из последних
пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации,
экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или
преподавателя по экономическому профилю.
Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают сертификат аудитора.
2.2.
Ответственность аудиторов и аудиторских фирм
Ответственность аудиторов и
аудиторских организаций можно разделить на несколько видов:
Гражданско-правовая ответственность
(материальная ответственность) за причинение вреда. В случае
обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки,
приведшего к убыткам для государства или экономического субъекта, с
аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда
или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, сертификат:
Административная ответственность.
Основная форма административной ответственности аудиторов и
аудиторских фирм — приостановление действия лицензии на осуществление
аудиторской деятельности.
Лицензирующий орган может приостановить
действие лицензии в случае:
выявления лицензирующим органом,
государственными надзорными
и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий;
невыполнения лицензиатом требований
лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений.
Осуществление юридическим или
физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в
установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на
основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором,
органами федерального казначейства, органами государственной
налоговой службы и органами налоговой полиции:
§ полученных в
результате незаконной деятельности доходов — в пользу введенных ими
в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;
§ штрафа в
пределах от 500- до 1000-кратного установленного законом МРОТ — в доход
бюджета Украины.
Уголовная ответственность. Уголовная
ответственность распространяется только на физических лиц. В
действующем УК введена специальная статья 202 «Злоупотребление полномочиями
частными нотариусами и аудиторами»:
1. Использование частным нотариусом
или частным аудитором
своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или
других лиц либо нанесения вреда
другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и
законным интересам граждан или организаций
либо охраняемым законом интересам общества или государства, — наказывается
штрафом в размере от пятисот до восьмисот
минимальных размеров оплаты труда ... либо арестом на срок от трех до
шести месяцев, либо лишением свободы на срок
до трех лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное ...
неоднократно, — наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда ... либо арестом на срок от
четырех до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет».
2.3. Аудиторские стандарты
Аудиторские стандарты формулируют
единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности
аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской
проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые
требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и
самому аудитору.
На базе аудиторских стандартов
формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для
проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские
стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливают общий подход
к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов,
методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все
представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится
аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен
быть готов объяснить причину этого.
С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные
международные группы появилась
необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные
организации какой-либо страны,
решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.
В настоящее время выделяют три группы
стандартов:
национальные;
международные;
внутрифирменные.
Национальные стандарты аудита существуют в
каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности,
экономического развития, регулирования экономики и т. д.
Национальные стандарты аудита в
Украине создавались
на основе международных аудиторских стандартов.
Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере
необходимости могут также применяться
аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Однако эти
стандарты не превалируют над местными
установлениями в той или иной стране, регламентирующими аудит и
оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой
информации.
Внутренние стандарты аудита
обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской
фирме.
Внутрифирменные стандарты не должны
противоречить национальным
стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам).
В крупных аудиторских фирмах имеются
специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача
которых — разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы
состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской
проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки
аудиторского заключения и его оформления.
Внутрифирменные стандарты являются
индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание —
закрытая информация. Внутрифирменные стандарты — это набор внутрифирменных инструкций и
руководств значительного объема, которые
постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.
Внутрифирменные стандарты, как
правило, являются детализацией национальных и международных
стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня
конкретных методик и конкретных указаний конкретным исполнителям,
осуществляющим аудиторскую проверку.
Тема 3. ДОГОВОРНАЯ РАБОТА
3.1. Письмо-обязательство
аудиторской организации о согласии
на проведениеаудита
Письму-обязательству должно предшествовать официальное
обращение экономического субъекта, содержащее просьбу об оказании аудита и
(или) сопутствующих ему услуг.
Письмо-обязательство направляется
исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на
проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Экономический
субъект должен письменно подтвердить
согласие с условиями аудита, предложенными аудиторской организацией. Если
подтверждение получено, условия письма-обязательства
остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.
Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в
долгосрочном договоре, то письмо-обязательство может не составляться либо его содержание должно
представлять дополнительную информацию для экономического субъекта.
Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально
подтверждает согласие на проведение
аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором
этого экономического субъекта.
Письмо-обязательство должно содержать
обязательные указания:
§ по условиям
аудиторской проверки;
§ по
обязательствам аудиторской организации;
§ по
обязательствам экономического субъекта.
По условиям аудиторской проверки
письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные
указания:
§ об объекте и
цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и
подразделений экономического субъекта в случае их наличия;
§ должно ли
аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать
заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и
дочерних компаний:
§ о
законодательных актах и нормативных документах, на основании которых
проводится аудит;
§ о
дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.
По обязательствам аудиторской
организации письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные
указания:
§ о форме
отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;
§ об
ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;
§ о соблюдении аудиторской
организацией коммерческой тайны;
§ о наличии риска необнаружения
существенных неточностей или ошибок в
бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля
экономического субъекта.
По обязательствам экономического
субъекта письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные
указания:
§ об
ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за
полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности;
§ об
обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским
регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации,
необходимой для проведения аудиторской проверки;
§ о направлении экономическим
субъектом по указанию аудиторской
организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими
соответствующей задолженности;
§ о неоказании
давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью
изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического
субъекта.
Аудиторская организация по своему усмотрению или в
соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст
письма-обязательства:
§ общие
сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации
персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных
аудиторских организациях и союзах;
§ примерный
календарный план проведения аудита и состав направляемой группы
аудиторов;
§ общую
характеристику применяемых методов проведения проверки;
§ условия
оплаты аудита;
§ предложение
об использовании услуг других аудиторов (резидентов и нерезидентов),
независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации,
которые аудиторская организация и экономический субъект сочтут
необходимыми;
§ согласие
экономического субъекта на использование результатов предшествующей
аудиторской организации;
§ описание
важнейших ограничений ответственности аудиторской организации;
§ рекомендации
по использованию аудиторского заключения по назначению;
§ предложение
о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской
организацией и экономическим субъектом.
3.2.
Понимание деятельности экономического субъекта
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих
услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с деятельностью экономического
субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого
экономического субъекта в
достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать
события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать
существенное влияние на достоверность
бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы,
содержащиеся в аудиторском заключении.
Областями деятельности экономического
субъекта, понимание которых
существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются:
Факторы, влияющие на
финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, можно разделить на внешние (общеэкономические и отраслевые) и внутренние,
определяющие деятельность экономического субъекта.
При повторных аудиторских проверках
экономического субъекта аудиторская организация может
откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее.
Аудиторская организация должна также выявлять существенные
изменения, произошедшие со времени проведения последней аудиторской проверки,
в тех явлениях и процессах, которые отражаются этой информацией.
Основными методами получения знаний о
деятельности экономического субъекта являются:
§ изучение
общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического
субъекта (например, национальная экономическая политика, система
налогообложения и таможенного контроля, установление лимитов и квот);
§ анализ
региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического
субъекта (например, географическое положение, экономические и
налоговые условия региона);
§ учет
отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;
§ знакомство с
организацией и технологией производства;
§ сбор информации о персонале
экономического субъекта, ассортименте
выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета
(форма, учетная политика, степень автоматизации);
§ сбор информации о структуре
собственного капитала, анализ размещения и
котировок акций;
§ сбор информации об организационной
и производственной структурах; проводимой
маркетинговой политике; основных поставщиках
и покупателях;
§ анализ
деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг (например,
выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);
§ учет наличия и взаимоотношений с
филиалами и дочерними (зависимыми)
обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении
организации;
§ сбор
информации о юридических и финансовых обязательствах экономического субъекта
(имеет важное значение на этапе планирования при определении уровня
существенности и расчета внутрихозяйственного риска);
§ знакомство с
организацией системы внутреннего контроля.
При выявлении аспектов деятельности
экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор
может пригласить эксперта.
Для получения более глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор может использовать
следующие источники:
§ официальные
публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых
и региональных журналах и монографиях;
§ статистические данные, официальные
отчеты экономических субъектов, банковские
отчеты;
§ нормативные и
законодательные акты, регламентирующие деятельность
проверяемого экономического субъекта;
§ результаты
посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных
мероприятий;
§ разъяснения
и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта,
беседы с внутренним аудитором и другими компетентными лицами;
§ запросы
третьим лицам;
§ консультации
с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;
§ учредительные
документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров,
контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов,
планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике,
документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и
производственной структур;
§ осмотр цехов,
складов и служб проверяемого экономического субъекта, а также
опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;
§ результаты
проведения аналитических процедур;
§ выполнение
необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых
неоднозначно трактуется действующим законодательством;
§ идентификация
филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс, хозяйственных
операций, методов учета и налогообложения в
них;
§ результаты работы
с привлеченными специалистами-экспертами;
§ знакомство с
реестром акционеров;
§ использование
знаний, накопленных за время предыдущей работы аудитора;
§ материалы
налоговых проверок и судебных процессов.
Перед проведением аудиторской проверки
и в ходе ее все произведенные
процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.
3.3. Договор
в аудиторской деятельности
В аудиторской деятельности используются различные виды договоров: на проведение аудита, на абонентское
обслуживание, на консультационно-информационное
обслуживание и т.д.
Договор на проведение аудиторской проверки — это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения
между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Как и другие договоры предпринимательской деятельности,
договор на проведение аудита юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон-участниц (в данном случае
заказчика — клиента и исполнителя —
аудитора). Однако договор на проведение аудита существенно отличается
от других договоров.
После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о
возможности оказания ему аудиторских
услуг начинается подготовка договора: определение трудоемкости,
стоимости и сроков проведения аудита, потребности
в привлечении консультантов и экспертов
Договор на оказание аудиторских услуг
может носить разовый характер.
В случае повторного соглашения об
оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и
должны оформляться в письменном виде.
Договор может быть заключен на
длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно
аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.
Если договор не сопровождается
письмом-обязательством, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будущего сотрудничества, права и обязанности сторон.
Договор оформляется в соответствии с
требованиями ГК.
Текст договора должен в обязательном
порядке содержать следующие пункты:
При составлении договора,
предусматривающего оказание сопутствующих аудиту услуг, целесообразно
предусмотреть раздел, уточняющий
содержание аудиторского задания.
Изменения или дополнительные
соглашения прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.
Можно также указать сумму значимой ошибки в отчетности (существенность), значимость неточностей, которые
необходимо исправить, перечень
сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, порядок зачета времени, потраченного на аудит, размер ответственности аудиторской фирмы.
Тема 4.
ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
4.1. Этапы аудита бухгалтерской
отчетности
1. Сбор информации. Сначала необходимо
собрать (а в случае повторного аудита — обновить) и задокументировать информацию
о клиенте и
определить, каким образом эта информация может повлиять на план аудиторской проверки. Этот этап включает также изучение
бизнеса клиента и конъюнктуры его отрасли. При этом учитываются два фактора: во-первых, должен быть собран достаточный объем
достоверных данных для выполнения задач аудита, а во-вторых, затраты на сбор
этих данных должны быть минимизированы.
Первый фактор, разумеется, более важен, однако нельзя недооценивать и второй, так как это обеспечивает конкурентоспособность и рентабельность аудиторской
фирмы.
2. Планирование. Необходимо оценить
степень риска того, что финансовый отчет может содержать существенные
погрешности в записях, и на основе этой оценки разработать эффективный
и рациональный план аудиторской проверки.
3. Осуществление аудита. На этом этапе
аудитору необходимо собрать, зарегистрировать и оценить определенное
количество фактов, чтобы подтвердить правильность данных, содержащихся в отдельных
счетах и в финансовом отчете в целом.. Результаты проверок структуры внутреннего
контроля клиента являются основой для оценки степени риска того, что
в остатках по счетам могут содержаться существенные ошибки, а
при сборе и оценке доказательств относительно остатков на счетах могут
обнаружиться проблемы в структуре внутреннего контроля клиента.
4. Представление
отчета. На заключительном этапе от аудитора требуются
формулирование и написание аудиторского заключения и уведомление
клиента о недостатках в структуре его внутреннего контроля.
4.2. Планирование аудита
Назначение и принципы планирования
аудита. Аудиторская организация должна начинать планировать
аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Планирование, являясь начальным этапом
проведения аудита, включает
в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской
программы, определяющей объем, виды
и последовательность осуществления аудиторских
процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией
объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской
отчетности организации.
Планирование аудита аудиторской
организации состоит из следующих основных этапов:
Принципы подготовки общего плана и
программы аудита. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использовать предварительные
знания об экономическом субъекте.
В процессе подготовки общего плана и
программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы
внутреннего контроля (СВК), которой располагает экономический субъект, и оценивает ее риск
(контрольный риск). СВК может считаться
эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также
выявляет недостоверную информацию.
При подготовке общего плана и программы
аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее
уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую
отчетность достоверной.
Результаты проводимых аудиторской
организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально
документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и
могут использоваться в течение всего процесса аудита
Подготовка и составление общего плана
аудита. Общий план должен служить руководством при осуществлении
программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна
предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения
аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического
субъекта), аудиторского заключения.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов
предварительного анализа, оценки
надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита.
Подготовка и составление программы
аудита. Программа аудита является развитием общего плана
аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских
процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной
инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской
организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества
работы.
Аудиторскую программу следует
составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы
аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля— это
перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о
функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств
контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля
экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу— это
детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и
сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет
собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок.
Для процедур по существу аудитору следует определить, какие
именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и
составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
Выводы аудитора по каждому разделу
аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются
фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной
информации руководству экономического субъекта) и аудиторского
заключения, а также основанием для формирования объективного мнения
аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены
документально и завизированы в
установленном порядке.
Тема 5. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ
5.1. Аудиторский риск
Аудиторский риск — это
предпринимательский риск аудитора (аудиторской фирмы), он означает
вероятность наличия в бухгалтерской
отчетности экономического субъекта невыявленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверждения ее достоверности или вероятность признания
существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие
искажения отсутствуют.
При проведении аудита аудитор
должен принять необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до
разумного минимального
уровня.
Аудиторский риск состоит из
трех компонентов: внутрихозяйственный риск; риск средств контроля; риск
необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в
ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки.
Под внутрихозяйственным риском
понимается субъективно определяемая аудитором вероятность появления существенных
искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной
группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в
целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы
внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств.
Под риском средств контроля
(контрольным риском) понимается субъективно определяемая аудитором вероятность
того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства
системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно
обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по
отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких
нарушений.
Риск средств контроля характеризует
степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля
экономического субъекта.
Аудитор тестирует средства контроля во всех случаях, кроме тех, когда он оценивает риск средств контроля как
высокий. Чем в большей степени аудитор собирается опираться при
подготовке своего мнения на определенные
средства контроля, тем тщательнее
он должен проверять их надежность и эффективность.
Под риском необнаружения
понимается субъективно определяемая аудитором вероятность того, что
применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят
обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по
отдельности
либо в совокупности.
Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора и зависит от порядка
проведения конкретной проверки, а также от квалификации аудиторов и
степени их предыдущего знакомства с
деятельностью проверяемого экономического
субъекта.
В случае если аудитор хочет снизить
риск необнаружения, он должен
модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их
количества и (или) изменение их сути; увеличить затраты времени на проверку;
повысить объемы аудиторских выборок.
Существуют два основных метода оценки
аудиторского риска:
1) оценочный (интуитивный);
2) количественный.
Оценочный (интуитивный) метод, заключается в том, что аудиторы,
исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на
основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий,
вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита.
Количественный метод предполагает количественный расчет
многочисленных моделей аудиторского риска. Рассмотрим одну из них (более простую):
АР=СР*РК*РН
где АР — аудиторский риск;
СР — собственный риск;
РК — контрольный риск (риск средств контроля);
РН — риск необнаружения (процедурный риск).
Предварительно установленная величина аудиторского риска
отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической
среде, в которой он действует. Если, например, вероятность того, что клиент
сможет возбудить судебный иск против аудитора или предпринять другие действия,
которые существенно могут сказаться на его репутации, достаточно мала, то
предварительно установленная величина аудиторского риска может быть большой.
Как уже говорилось, аудиторский риск
является предпринимательским риском аудиторской фирмы, поэтому
его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентности
рынка, что также нужно учитывать.
Для практического применения можно применять четыре
уровня риска необнаружения:
§ минимальный
риск — в случае, когда СВК клиента предварительно была оценена аудиторской фирмой как
эффективная и аудитор полагается на нее, делая акцент на проверке контроля,
а не на детальных процедурах;