(Учёная степень, учёное звание научного руководителя ПОЛНОСТЬЮ
!!!).
Ставропольский
государственный аграрный университет
(Место
постоянной работы).
Контактные координаты: г.
Ставрополь, ул. Серова 523. к. 410
(Просим указать контактные
координаты, удобные для общения).
г.
Ставрополь.
(название
населённого пункта, где подготовлена работа).
2005
г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Финансовый результат –
интегрируемый показатель деятельности организации
1.1 Прибыль как основа развития
организации
1.2 Законодательное и нормативное
регулирование бухгалтерского учета в РФ
1.3 Особенности практического применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по
налогу на прибыль» в разрезе с МСФО 12 «Налоги на прибыль»
2 Бухгалтерский учет финансовых результатов
2.1 Учет финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг)
2.2 Учет доходов и расходов от внереализационных операций
2.3 Учет распределения и
использования прибыли
2.4 Учет финансовых результатов
по методу «затраты — выпуск»
2.5 Финансовые результаты как объект
информации в бухгалтерской отчетности
2.6 Методы регулирования финансовых
результатов
3
Анализ финансовых результатов и финансового состояния организации
3.1
Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса
СПК
«Чкаловский»
3.2 Анализ финансовой устойчивости
организации
3.3 Анализ показателей рентабельности
3.4
Анализ ликвидности баланса
3.5
Анализ платежеспособности и диагностика банкротства
4 Мероприятия и предложения по
повышению качества организации учета
финансового результата и улучшению
финансового состояния СПК
Заключение
Список
используемой литературы
Приложения
Введение
Новые условия
хозяйствования обусловили существенные изменения методологии и организации
бухгалтерского учета.
Значительно
расширились полномочия организаций по отражению собственных хозяйственных
операций. Они самостоятельно выбирают методы оценки производственных запасов и
способы исчисления себестоимости работ, разрабатывают учетную политику,
определяют конкретные методики, формы и технику ведения и организации
бухгалтерского учета. Иными словами, в настоящее время централизованно
устанавливаются только общие правила бухгалтерского учета, а конкретизация их и
механизм выполнения разрабатываются в каждой организации, самостоятельно исходя
из условий его деятельности.
Оценка
финансового состояния организации - это совокупность методов, позволяющих
определить состояние дел организации в результате анализа его деятельности на
конечном интервале времени. Финансовое состояние организации может быть
устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность организации своевременно
производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе
свидетельствует о её хорошем финансовом состоянии.
Устойчивое
финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на
выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми
ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной
деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования
денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций
собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Главной целью финансовой деятельности является решение, где, когда и как
использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и
получения максимальной прибыли.
В условиях
рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший
показатель эффективности работы организации, источники её жизнедеятельности.
Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного
воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных
потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются
обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.
Поэтому достоверность исчисления и распределения положительного финансового
результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей бухгалтерского
учета.
При формирующихся
рыночных отношений ориентация организаций на получение прибыли является
непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности,
критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. В
современной России, при становлении и развитии коммерческих организаций,
проблема правильности учета и распределения прибыли становится наиболее
актуальной. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата
организации необходимо на любой стадии производства.
В конкурсной
работе рассматривается бухгалтерский учет и анализ финансового результата и
финансового состояния на примере организации СПК «Чкаловский».
Целью данной работы
является исследование организации учета и проведение анализа финансовых
результатов, и внесение предложений по совершенствованию организации
бухгалтерского учета финансового результата и улучшению финансового состояния
предприятия.
Основными
задачами, при изучении данной темы являются исследование:
– бухгалтерского
учета формирования финансовых результатов организаций РФ;
– бухгалтерской
отчетности организации на примере СПК «Чкаловский»;
– финансовой
устойчивости организации;
– показателей
рентабельности;
– показателей
ликвидности баланса;
– показателей
платежеспособности.
В процессе
решения поставленных задач применяются следующие основные методы исследования:
графический, абстрактно-логический, сравнительный, монографический,
аналитический, методы статистического анализа, структурного анализа, балансовый
и др.
Основными
проблемами при исследовании данной темы конкурсной работы являются:
– несовершенство
законодательной системы РФ;
– сложность
налогового законодательства;
– многообразие
различных инструкций и правил;
– сложности,
связанные с переходным периодом, становлением рыночной экономики в России;
– экономическая
нестабильность предприятий в РФ;
– сложности,
связанные с переходом бухгалтерского учета на Международные стандарты финансовой
отчетности.
Методической и
теоретической основой конкурсной работы являются: Федеральный Закон «О
бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в
РФ, Глава 25 НК РФ, ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская
отчетность организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы
организации» ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и другие нормативные
документы, законодательные акты, а так же литература по бухгалтерскому учету и
анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических
журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Финансовая газета
(Региональный выпуск)» и внутренняя документация предприятия.
Применение
результатов работы на практике бухгалтерами и экономистами организации позволит
сделать учет более достоверным, информативным и менее трудоемким, что в
конечном итоге скажется на рентабельности предприятия.
1 Финансовый
результат – интегрируемый показатель
деятельности
организации
1.1 Прибыль
как основа развития организации
Особенностью формирования цивилизованных рыночных
отношений является усиление влияния таких факторов, как:
·
жесткая конкурентная
борьба;
·
технологические изменения;
·
компьютеризация обработки
экономической информации;
·
непрерывные нововведения в
налоговом законодательстве;
·
изменяющиеся процентные
ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции.
Рыночные
отношения, устанавливающиеся в нашей экономике, предполагают полную
самостоятельность организаций в решении ряда проблем, таких как:
·
определение
производственной программы на основе изучения рынка;
·
ответственность
производителей при распоряжении своей продукцией и доходами, так как
неэффективно работающая организация, терпящая убытки, не будет финансироваться
бюджетом, а будет в установленном порядке объявляться банкротом;
·
квалифицированный выбор
партнера, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, так как от этого зависит
перспектива будущего сотрудничества. Организации должны быть уверены в
экономической состоятельности и надежности потенциальных партнеров, поэтому
становление рыночных отношений предполагает и обусловливает необходимость
изучить финансовую отчетность возможных контрагентов для оценки их доходности и
платежеспособности перед заключением хозяйственного договора.
Варианты решения этих задач, в конечном счете,
скажутся на результатах хозяйственной деятельности в виде ряда показателей
отражающих наличие, размещение и использование финансовых результатов.
Одним из главных
принципов рыночной экономики является рентабельность работы организации.
Прибыль характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия и
является источником финансирования его дальнейшего развития. Установленную
часть прибыли организация отчисляет в бюджет на государственные и муниципальные
нужды, что во многом определяет возможность развития экономики государства и
регионов. В бухгалтерском учете должна отражаться вся прибыль организации, ее
использование и связанные с ней расчеты.
Конечным
финансовым результатом работы организации является, как правило, прибыль.
Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у организации
могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают
рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из
финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных
результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибылькак
экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального
производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом
соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и
полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является
произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации
потребителю.
На стадии продажи
выявляется стоимость товара, включающая стоимость овеществленного труда и
живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и
распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату
работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется
рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В
этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству
продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход,
который реализуется только в результате продажи продукции, что означает
общественное признание ее полезности.
На уровне
организации в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму
прибыли. На рынке товаров организации выступают как относительно обособленные
товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю,
получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для
выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на
производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Когда выручка
превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении
прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее
извлекает. Если выручка равна себестоимости, то возмещены лишь затраты на
производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но
отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и
социального развития. При затратах, превышающих выручку, организация получает
убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит её в достаточно сложное
финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Прибыль как
важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых,
прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате
деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности организации с помощью
прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого
универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе
производственно-хозяйственной и финансовой деятельности используется система
показателей.
Значение прибыли
состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем, на
величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не
зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия
находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые
и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В
некоторой степени зависят от организации такие факторы, как уровень цен на
реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от организации,
относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров,
конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его
производительность, состояние и эффективность производственного и финансового
планирования.
Перечисленные
факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и
себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата
необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость
затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых, прибыль
обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль
одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых
ресурсов организации. Реальное обеспечение принципа самофинансирования
определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, остающаяся в
распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей,
должна быть достаточной для финансирования расширения производственной
деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального
поощрения работников.
В-третьих,
прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она
поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями
используется для финансирования совместных общественных потребностей,
обеспечения выполнения государством своих функций, государственных
инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях
рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли
ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции,
нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции
этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение
общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом,
указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул
для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают
ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта
продукции.
В российской
практике, в отличие от зарубежной, сложилось тенденция не показывать убытки во
внешней отчетности, так как, по мнению налоговых органов, убытки вызваны
сокрытием прибыли и уходом от налога на прибыль, работой организации в теневой
экономике. В реальном положении убытки могут быть вызваны не компетенцией
руководства организации, отсутствием объемов работ (в строительстве), порчей
продукции (в торговле), системой неплатежей сложившейся в последние годы в
России и т.д.
Экономическая
нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажает
формирование прибыли как чистого дохода, приводит к стремлению получения
доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного
наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие
рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи
должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.
Развитие рыночных
отношений повышает ответственность и самостоятельность организаций в выработке
и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности.
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности
организации выражается в достигнутых финансовых результатах. Общим финансовым
результатом является валовая прибыль.
Значение прибыли
обусловлено тем, что она зависит в основном от качества работы организации, повышает
экономическую заинтересованность её работников в наиболее эффективном
использовании ресурсов, так как является основным источником производственного
и социального развития организации, а с другой стороны – она служит важнейшим
источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы
прибыли заинтересованы как организация, так и государство.
Рост прибыли
создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства,
решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль
является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального,
республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед
банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли
являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств
организации, степени её надежности и финансового благополучия, как партнера.
Однако различных
пользователей бухгалтерской отчетности интересуют определенные показатели
финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса
полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину,
налоговые инспекции в получении достоверной информации обо всех слагаемых
налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересует качество
прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой
перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на
минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы организации.
Анализ финансовых
результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов,
во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (т.е.
«горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей
прибыли и изменений их структуры (что принято называть «вертикальным анализом»
показателей ); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики
изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый анализ»
показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей
прибыли и их количественная оценка.
Система показателей
финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные
показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели
рентабельности. Рассчитывается и анализируется общая рентабельность работы
предприятия, рентабельность продукции и ряд других показателей. Чем выше
уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования организаций как
самостоятельных товаропроизводителей.
Финансовый
результат– важнейший показатель деятельности хозяйствующего субъекта,
отражающий изменение стоимости собственного капитала предприятия за отчетный
период в результате производственно-коммерческой деятельности.
Если финансовые
результаты в отчетном периоде положительны (прибыль), то происходит
приращение собственного капитала, если получен убыток от хозяйственной
деятельности, происходит уменьшение собственного капитала предприятия.
В бухгалтерском
учете результат хозяйственной деятельности выявляет путем подсчета и
балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчетный период.
1.2Законодательное и нормативное
регулирование бухгалтерского
учета в РФ
Основы организации и регулирования
российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте
классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных
стандартов учета и отчетности), согласно которой выделяются две базовые модели:
– континентальная, в которой
развитие учета предопределяется законодательными актами государства;
– англосаксонская
(британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов
учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы.
До недавнего времени российской
учетной системе были присущи следующие черты: доминирование государственного
регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели,
консерватизм учетной политики, незначительная роль профессиональных организаций
в регулировании учета. В связи, с чем ее можно соотнести с континентальной
моделью учета и отчетности.
На данном этапе работа по
совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на
качественно новом уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и
методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров
и аудиторов.
Основными целями законодательства
Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
·
обеспечение
единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций,
осуществляемых организациями;
·
составление
и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном
положении организации и их доходах и расходах, необходимой пользователям
бухгалтерской отчетности.
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации
о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и
методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях
Российской Федерации, а также документов, излагающих правила предоставления
полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о
бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Законодательство России о
бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы
организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Система нормативного регулирования
бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.
К первой группе документов относятся:
·
Гражданский
кодекс РФ часть 1 и 2, в котором, например, установлены сроки исковой давности
по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности
при осуществлении сделок купли-продажи и т.д.
·
Закон, на
основе которого создаются организации - это Закон об акционерных обществах, в
котором указан порядок образования и использования резервного капитала.
·
Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ в редакции ФЗ от
30.06.2003 № 86-ФЗ. Федеральный закон распространяется на все организации,
находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве
юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в
других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае
возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы
права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.
·
Налоговый
кодекс РФ часть 1 и 2, который устанавливает систему налогов и сборов,
взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов
в Российской Федерации, в том числе:
1)
виды
налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2)
основания
возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по
уплате налогов и сборов;
3)
принципы
установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных
налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4)
права и
обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5)
формы и
методы налогового контроля;
6)
ответственность
за совершение налоговых правонарушений;
7)
порядок
обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных
лиц.
Глава 25 Налогового кодекса Налог на
прибыль определяет порядок и сроки уплаты налога, определения доходов,
классификацию доходов и группировку расходов. Определяет расходы, которые не
учитываются в целях налогообложения. Порядок признания доходов и расходов при
методе начисления и при кассовом методе в целях налогообложения. Приводит порядок составления расчета налоговой
базы, порядок налогового учета доходов и расходов от реализации и отдельных
видов внереализационных доходов.
Так же к документам первого уровня
относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации, так как этот документ устанавливает общие принципы
ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности,
взаимоотношения организации с внешними потребителями информации, устанавливает
правила оценки статей бухгалтерской отчетности в частности дает понятие доходов
и расходов будущих периодов и прибыли (убытка) организации и показывает в каком
виде он отражается в бухгалтерском балансе.
Второю группу документов регулирует
Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы
исполнительной власти.
К документам второго уровня относятся
положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов
бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов,
ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности.
В настоящее время в России система
национальных стандартов- положений по бухгалтерскому учету включает:
1. Положение по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России
от 9 декабря 1998 г № 60н (в ред. приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107н). Это положение
устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания
гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по
законодательству РФ. В положении оговаривается порядок формирования учетной
политики, т.е. кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие
документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.
2. Положение по бухгалтерскому учету
«Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94)
утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. №167 устанавливает правила
отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и
подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на
капитальное строительство. Определяет, что является объектом бухгалтерского
учета по договору на строительство, как производятся учет расчетов и затрат по
строительству.
Положение устанавливает правила
определение дохода и финансового результата по договорам строительства.
3. Положение по бухгалтерскому учету
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
(ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н,
устанавливает для организаций, являющихся юридическими лицами по
законодательству РФ (за исключением кредитных и бюджетных организаций),
особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов
и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с
пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту РФ – рубли.
Положение описывает порядок пересчета
выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, как
учитываются курсовые разницы и порядок учета активов и обязательств,
используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ.
4. Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом
Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н, устанавливает состав бухгалтерской
отчетности и общие требования к ней, содержание и методические основы
формирования бухгалтерской отчетности организации, являющихся юридическими
лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций. Так же
Положение дает понятия правил оценки статей бухгалтерской отчетности и
информации сопутствующей ей.
5. Положение по бухгалтерскому учету
«Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом
Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н, устанавливает методологические основы
формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных
запасах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного
ведения, оперативного управления.
Положение дает определение
материально-производственных запасов, их оценку при принятии к бухгалтерскому
учету и при отпуске в производство или иное выбытие, а так же как отражается
информация о МПЗ в бухгалтерской отчетности.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет
основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина от 30.03.01 г. №
26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н), устанавливает методологические
основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах,
находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения,
оперативного управления.
В общих положениях приводятся
условия, единовременное выполнение которых позволяет отнести объект к основным
средствам. Приводится перечень объектов, которые относятся к основным
средствам. В Положении дается понятие стоимости, по которой основные средства
принимаются к бухгалтерскому учету. Приводится перечень фактических затрат на
приобретение, из которых слагается первоначальная стоимость объекта. В разделе
амортизация основных средств приводятся четыре способа начисления амортизации и
указываются объекты, в отношении которых не начисляется амортизация. В ПБУ
раскрывается информация, в каких случаях происходит выбытие основных средств.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств
отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся и
подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов
и расходов.
В ПБУ 6/01 описывается информация,
которая подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.
7. Положение по бухгалтерскому учету
«События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина РФ от
25.11.98 г. № 56н, устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
РФ, событий после отчетной даты. В положении дается понятие событий после
отчетной даты, как они отражаются в бухгалтерской отчетности и их последствия.
Так же приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые
могут быть признаны событиями после отчетной даты.
8. Положение по бухгалтерскому учету
«Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), утвержденное приказом
Минфина РФ от 28.11.2001 г. № 96н, устанавливает порядок отражения в
бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими
лицами по законодательству РФ, условных фактов хозяйственной деятельности. В
положении дается понятие условных фактов хозяйственной деятельности и их
оценка, как они отражаются в бухгалтерской отчетности и их последствия. В
приложении дается примерный подход к оценке вероятности последствий условного
факта хозяйственной деятельности.
9. Положение по бухгалтерскому учету
«Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99
г. № 32н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации
о доходах коммерческих организаций.
По определению установленном в ПБУ,
доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате
поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения
обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением
вкладов участников (собственников имущества).
В Положении приводится перечень
документов, в которых раскрывается информация о доходах (выручке) и какая
информация подлежит включению в них.
10. Положение по бухгалтерскому учету
«Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99
г. № 33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N
27н), устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о
расходах коммерческих организаций.
По определению установленном в ПБУ,
расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате
выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения
обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением
уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В Положении приводятся документы, в
которых раскрывается информация о расходах, и какая информация подлежит
включению в них.
11. Положение по бухгалтерскому учету
«Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденное приказом
Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 5н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 N
27н), устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в
бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций).
В Положении дается понятие
аффилированных лиц, виды операций которые могут быть произведены с ними, в
каких документах и случаях раскрывается информация об аффилированных лицах.
12. Положение по бухгалтерскому учету
«Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от
27.01.2000 г. № 11н, устанавливает правила формирования и предоставления
информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
Положение применяется организацией
при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее
дочерних и зависимых обществ, а так же если на нее учредительными документами
объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на
добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.
В положении приводится порядок
выделения информации по отчетным сегментам и порядок формирования показателей,
раскрываемых в информации по отчетному сегменту.
13. Положение по бухгалтерскому учету
«Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина РФ
от 16.10.2000 г. № 92н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском
учете информации о получении и использовании государственной помощи,
предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций),
являющимся юридическими лицами по законодательству РФ, и признаваемой как
увеличение экономических выгод конкретной организации в результате поступления
активов (денежных средств, иного имущества).
В Положении описывается, как ведется
учет бюджетных средств, т.е. при каких условиях организация имеет право
принять бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к
бухгалтерскому учету, в какой стоимости принимаются средства к учету, как надо
отражать остатки средств по счету.