Преобладавшая до недавнего времени
государственная форма собственности предполагала в основном централизованное
бюджетное финансирование предприятий и существовавшая ранее система, при
которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования
развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного
регулирования финансово – кредитных вопросов. С развитием в нашей стране
рыночных отношений особое значение приобретает проблема четкого правового
регулирования финансово – кредитных отношений субъектов предпринимательской
деятельности.
«Хоум Кредит энд Финанс банк» остается
наиболее социально ориентированным банком. Большое место в его кредитном
портфеле занимают кредиты, предоставленные населению. Важной задачей в области
кредитования является увеличение объема кредитного портфеля, интенсивный поиск
и привлечение на обслуживание с целью дальнейшего кредитования
финансово-устойчивых, благонадежных клиентов, внедрение и развитие новых
перспективных видов кредитования.
В современных условиях все ссуды
оформляются в виде денежного кредита, и кредитные отношения являются частью
всех денежных отношений. Главное, что отличает денежную ссуду от всех других
форм денежных отношений – это возвратное движение стоимости. В кредите находят
выражение производственные отношения, когда хозяйствующие субъекты,
государство, организации или отдельные граждане передают друг другу стоимость
на условиях возвратности во временное пользование.
Под кредитными отношениями подразумеваются
все денежные отношения, связанные с предоставлением и возвратом ссуд,
организацией денежных расчетов, эмиссией наличных денежных знаков,
кредитованием инвестиций, использованием государственного кредита, совершением
страховых операций (частично) и т.д. Там, где присутствует кредит, деньги,
выступают как средство платежа. Благодаря кредиту в хозяйстве, производительно
используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе
выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и
ресурсы банков.
Прежде всего, в рыночной экономике с
помощью кредита облегчается и становится реальным процесс перелива капитала из
одних отраслей в другие. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями с
учетом рыночной конъюнктуры в те сферы, которые обеспечивают получение более
высокой прибыли или являются приоритетными с точки зрения общенациональных
интересов России.
Кредит необходим для поддержания
непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания
процесса реализации произведенных товаров, что особенно важно на этапе
становления рыночных отношений.
Кредит оказывает активное воздействие на
объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег.
Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, то
есть превращения ее в дополнительные производственные фонды.
Кредит стимулирует развитие
производительных сил, ускоряя формирование источников капитала для расширения
производства.
Таким образом, переход России к рыночной
экономике, преодоление кризиса и возобновление экономического роста, повышение
эффективности функционирования экономики, создание необходимой инфраструктуры
невозможно обеспечить без дальнейшего развития кредитных отношений.
В рыночных условиях хозяйствования
основной формой кредита является банковский кредит, то есть кредит,
предоставляемый банками разных типов и видов.
Кредитная работа является основным
направлением коммерческой деятельности банка, что обусловливает актуальность
темы дипломного исследования, целью которого является анализ коммерческой
деятельности клиентской базы банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс банк».
Для достижения поставленной цели в работе
решены следующие задачи:
1.
раскрыты правовые и организационные
основы коммерческой деятельности банка;
2.
охарактеризована деятельность ООО «Хоум
Кредит энд Финанс банк», проведен анализ ее эффективности;
3.
разработаны предложения по
совершенствованию работы банка с клиентской базой и определена их экономическая
эффективность.
При выполнении дипломной работы по данной
теме была изучена разнообразная юридическая, экономическая литература, а также
нормативный и инструктивный материал, регламентирующий деятельность отделений
ООО «Хоум Кредит энд Финанс банк».
Таким образом, объектом данного
исследования является ООО «Хоум Кредит энд Финанс банк», предметом –
коммерческая деятельность анализируемого банка с клиентской базой..
1.1
Правовые основы деятельности коммерческого банка
Основой банковской деятельности в
Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации[1],
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности[2]",
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)[3]",
иные законы и подзаконные акты.
Данные нормативные акты устанавливают
основополагающие начала (принципы), гарантии и режимные требования банковской
деятельности.
Принципы банковской деятельности
(некоторые авторы выделяют принципы банковской системы) можно определить как
закрепленные в законе безусловно обязательные к исполнению всеми и повсеместно,
присущие всем элементам банковской системы основополагающие идеи и положения,
наиболее всесторонне и полно выражающие построение (создания, организации) и
функционирование банковской системы в России и возникающие в этой сфере
правоотношения. Совокупность таких правовых положений образует единую систему
принципов[4].
Различные наименования по сути одних и тех
же принципов - принципы банковской деятельности, принципы банковской системы -
объясняются тем, что во втором случае делается акцент на том, что банковской
деятельности органически присуща системность и системное регулирование, что
банковская деятельность осуществляется исключительно элементами банковской
системы России.
Я.А. Гейвандов выделяет следующие принципы
банковской системы: принцип законности, принцип государственного регулирования
банковской деятельности, принцип осуществления банковской деятельности
специализированными организациями, принцип независимости функционирования
кредитных организаций, также выделяются принцип договорных отношений,
юридического равенства кредитных организаций, принцип конкуренции и ограничения
монополистической деятельности.
Принцип законности, в соответствии с
которым банковская система и все образующие элементы создаются и действуют на
основании правовых норм, закрепленных в Конституции РФ и федеральных законах.
Подзаконные нормативно - правовые акты по вопросам регулирования банковской
деятельности издаются только Банком России. Принцип законности предполагает
установление определенных требований к происхождению капиталов, используемых
учредителями при создании кредитных организаций. Они должны быть получены
законным путем. Банки вправе осуществлять только те операции, которые
предусмотрены для них законом.
Принцип государственного регулирования
банковской деятельности. Государственное регулирование выражается в принятии
федеральными органами государственной власти законодательных актов,
устанавливающих основы организации банковской системы, ее структуру и принципы
функционирования, и в осуществлении Банком России от имени государства
банковского регулирования, контроля и надзора с целью поддержания стабильности
банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Принцип осуществления банковской
деятельности специализированными организациями. Данный принцип заключается в
том, что банковскую деятельность на территории Российской Федерации вправе
осуществлять только специализированные организации, созданные в соответствии с
банковским законодательством, на основании - для банков и небанковских
кредитных организаций - лицензии Банка России, для Центрального банка
Российской Федерации - на основании Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)".
Принцип независимости функционирования
кредитных организаций. Данный принцип, вытекающий из ст. 2 Гражданского кодекса
РФ[5],
ст. 9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ст.
ст. 55, 57 Федерального закона "О Центральном банке РФ", является
основополагающим началом правового режима банковской деятельности и выступает
отправной точкой при анализе правового статуса субъектов банковской
деятельности.
Правовые гарантии прав осуществления
банковской деятельности, закрепленные в законодательных актах, являются
элементом правового режима банковской деятельности и служат средством
обеспечения стабильности банковской деятельности. Частично гарантии
пересекаются с принципами банковской деятельности и включают их в себя,
поскольку последние также выполняют обеспечительную функцию.
Теория права не выделяет юридические
гарантии как категорию правового регулирования.
Как первичные "глубинные"
элементы правовой материи в процессе правового регулирования С.С. Алексеев
выделяет так называемую "троицу" - позитивные обязывания, дозволения
и запреты, выполняющие функции регулирования, носящие субстанциональный характер
и образующие своего рода протовещество, протоматерию права, из которых
складываются основные конструктивные построения позитивного права, типы
регулирования[6].
Правовые гарантии представляют собой
комплексное правовое средство, т.е. "правовое явление, обладающее
фиксированными свойствами, которое позволяет реализовать потенциал права[7]",
состоящее из совокупности юридических дозволений, запретов и обязываний и
направленное на обеспечение реализации субъектом регулирования субъективного
права и защиту его законных прав и интересов.
Таким образом, функциями юридических
гарантий являются обеспечительная и защитная.
К конституционным гарантиям относятся:
предусмотренный ст. 4 Конституции принцип законности, в соответствии с которым
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на
всей территории Российской Федерации, гарантия единства экономического
пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,
поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, гарантия защиты
права собственности независимо от формы собственности (ст. 8), принцип
соблюдения законности в деятельности органов государственной власти, принцип
признания и примата международного права в правовой системе РФ (ч. ч. 2, 3 ст.
15), право на свободу осуществления предпринимательской деятельности, гарантии охраны
частной собственности, изъятия имущества только на основании решения суда и
гарантии адекватного возмещения при принудительном отчуждении (ст. 35).
Значение конституционных основ банковского
права заключается в следующем. Во-первых, они программируют банковскую
деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и
устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (статья 8
Конституции). Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум
гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не
может быть ограничен специальными банковскими нормами... В-третьих,
конституционные нормы создают основу для единообразного банковского правового
регулирования[8].
Элементом правового режима банковской
деятельности выступает также установление статуса субъектов банковской
деятельности и режимных требований.
Статус субъекта банковской деятельности
определяется через совокупность прав и обязанностей.
В статье 1 Закона "О банках и
банковской деятельности" выделяются следующие субъекты банковской
деятельности (кредитные организации):
1) Банк - кредитная организация, которая
имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские
операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях
возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов
физических и юридических лиц.
2) Небанковская кредитная организация -
кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские
операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для
небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
В статье 5 вышеуказанного Закона
определяется перечень банковских операций и других сделок, которые при наличии
соответствующей лицензии вправе совершать кредитные организации.
Таким образом, в статьях 1 и 5 Закона
"О банках и банковской деятельности" определяется статус кредитных
организаций путем перечисления определения банковских операций, которые вправе
осуществлять кредитные организации. Статус конкретной кредитной организации
определяется индивидуально - правовыми актами Банка России - лицензией на право
совершения банковских операций, актами, ограничивающими банковскую
деятельность, и т.д.
Под режимным требованием банковской
деятельности необходимо понимать установленное законом необходимое общее
условие осуществления банковской деятельности, выступающее как правовое
средство установления и поддержания правового режима. Совокупность режимных
требований является необходимым и достаточным условием осуществления банковской
деятельности.
В литературе выделяются следующие режимные
требования: лицензирование банковской деятельности, исключительный характер
банковской деятельности (запрет на осуществление производственной торговой и
страховой деятельности)[9].
Кроме того, по нашему мнению, к режимным
требованиям относятся обязанность соблюдения субъектами банковской деятельности
законодательства, включая нормативные акты Банка России, соблюдения
установленных экономических нормативов.
Особым режимным требованием, которое
является одновременно и гарантией банковской деятельности, следует
рассматривать предусмотренную ст. 857 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 Закона
"О банках и банковской деятельности" обязанность банков гарантировать
банковскую тайну.
В соответствии со ст. 26 Закона "О
банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России
гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и
корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об
операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных
сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит
федеральному закону. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные,
аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники
несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке,
установленном федеральным законом[10].
Развитие рыночных отношений в стране
невозможно без стабильно функционирующей системы безналичных платежей,
поскольку большинство совершаемых сделок являются возмездными. Поэтому все
участники экономических отношений неизбежно сталкиваются с проблемой расчетов,
эффективность которых зависит от выбора платежных инструментов. Можно
однозначно утверждать, что в последние десятилетия XX в. в западных странах
наметилась тенденция к переходу от наличных к безналичным формам платежей[11]. И хотя в целом объем
налично-денежного обращения в последние годы сократился незначительно, наряду с
наличными деньгами в расчетных отношениях все еще используются документы,
функционально не заменяющие собой денежные знаки[12], но в огромной степени содействующие
осуществлению нерегулярных платежей. К числу таковых относятся документы,
составленные по операциям с использованием банковских карт.
Главное, на наш взгляд, преимущество
расчетов с использованием банковских карт состоит в обслуживании платежей
физических лиц. Для физических лиц банковские карты удобны тем, что они в любое
время могут рассчитаться с их использованием за приобретенный товар или
оказанную услугу и при этом у них отсутствует необходимость иметь при себе
крупные суммы денег. Использование банковских карт заменяет налично-денежное
обращение и позволяет разместить денежные средства, находящиеся на руках у
населения, в банках на карточных счетах. Следовательно, объем денежной массы,
привлекаемой банками, увеличивается, что влечет увеличение возможностей у
кредитных организаций вкладывать кредитные ресурсы в реальный сектор экономики.
Это, безусловно, стимулирует экономику всей страны в целом.
На территории Российской Федерации
кредитные организации - эмитенты могут осуществлять эмиссию банковских карт.
Банковская карта является видом платежного инструмента для осуществления
расчетов, предназначенного для совершения физическими и юридическими лицами
операций с денежными средствами, находящимися у эмитента.
В состав структуры платежной системы на
базе карт входят следующие субъекты, участвующие в расчетных операциях.
Эмитенты (card issuer) - организации,
осуществляющие эмиссию банковских карт, которая представляет собой деятельность
по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчетно-кассовому обслуживанию
клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт.
Эта деятельность определяется законодательством Российской Федерации и
договором с эмитентом. Эмитент берет на себя финансовые обязательства перед
своими клиентами по выданным им банковским картам.
Эквайреры (acquirer) - кредитные организации,
осуществляющие расчеты с организациями торговли или услуг по операциям,
совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдающие наличные денежные
средства держателям платежных карт, не являющимся их клиентами. Эквайрер
выполняет посредническую деятельность по осуществлению расчетов платежными
картами между держателями карт и торгово-сервисными предприятиями, а также
обеспечивает выдачу денег в пунктах выдачи наличных по картам других
банков-эмитентов.
Расчетный агент (settlement agent) -
кредитная организация, осуществляющая расчетные операции между участниками
платежной системы (эмитентами и эквайрерами). Расчетный агент обычно управляет
расчетным процессом (например, определением расчетных позиций, мониторингом
обмена платежами и т.д.) систем переводов или других соглашений, требующих
осуществления расчетов.
Процессинговый центр - организация,
обеспечивающая информационное, коммуникационное и технологическое
взаимодействие между участниками расчетных взаимоотношений.
Процессинг (processing) - деятельность,
включающая в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по
операциям с банковскими картами, осуществляемая процессинговым центром.
Пунктами приема банковских карт могут
быть:
пункты выдачи/приема наличных -
структурные подразделения эквайреров (кассы кредитной организации или ее
подразделений, обменные пункты, банкоматы и т.д.), выдающие или принимающие
наличные денежные средства с использованием банковских карт;
торгово-сервисные предприятия -
организации, принимающие карты в качестве платежного инструмента для расчетов
за реализуемые держателям карт товары и услуги.
Держатели банковских карт - физические и
юридические лица, осуществляющие с использованием банковских карт расчетные и
кассовые операции.
Владельцем карты обычно считается
организация - эмитент банковской карты, а не ее держатель.
Кредитная организация вправе одновременно
осуществлять:
- эмиссию банковских карт;
- эквайринг платежных карт;
- распространение платежных карт.
Под распространением платежных карт
понимается выдача банковских карт, эмитентами которых являются другие кредитные
организации, и платежных карт иностранных эмитентов, не являющихся иностранными
банками.
Эмиссия банковских карт, эквайринг
платежных карт и распространение платежных карт осуществляются кредитными
организациями на основании внутрибанковских правил, разработанных кредитной
организацией в соответствии с нормативными и законодательными документами
Российской Федерации, а также правилами участников расчетов, содержащими их
права, обязанности и порядок проведения расчетов между ними.
В рамках платежных систем на базе карт
рассматриваются участники расчетов (расчетные агенты, кредитные организации -
эмитенты и кредитные организации - эквайреры) и клиенты кредитных организаций,
осуществляющие расчетно-кассовые операции. Причем функции участников расчетов
могут быть совмещены, то есть одна и та же кредитная организация может быть
расчетным агентом, эмитентом и эквайрером.
Клиенты эмитента - держатели карт могут
осуществлять операции по получению наличных денежных средств и по расчетам за
предоставленные товары и услуги. Клиентами и подразделениями эквайрера являются
пункты приема банковских карт. Эквайрер осуществляет весь спектр операций по
взаимодействию с сетью точек обслуживания банковских карт, которая состоит из
терминалов в торгово-сервисной сети и банкоматов. При получении данных о
произведенных операциях в сети эквайрер направляет их в процессинговую систему
для проведения соответствующих расчетов. Эквайрер отвечает за возмещение средств
торговым точкам, в которых производились покупки или оплачивались услуги с
помощью карт. При проведении расчетов за товары и услуги клиент эмитента
является плательщиком, клиент эквайрера - получателем средств. Клиентом
эмитента может быть юридическое лицо, а держателем карты - уполномоченное
клиентом физическое лицо, совершающее операции с использованием карты. За
проведение кассовых операций клиентом эмитента в сети банкоматов эквайрера
клиент эмитента обычно платит комиссионные.
Участники и пользователи (клиенты)
платежных систем на базе карт для осуществления расчетно-кассовых операций и их
отражения в бухгалтерском учете связаны системой банковских счетов. Счета
открываются в балансах участников расчетов в соответствии с Правилами ведения
бухгалтерского учета в кредитных организациях. Для выполнения операций
открываются счета клиентов в балансе эквайрера и эмитента, а также банковские
счета кредитных организаций, выполняющих функции эквайрера и эмитента, в
балансе расчетного агента. При совершении расчетно-кассовых операций клиентов
используются средства, зачисленные на их банковский счет, или кредитный лимит
(овердрафт).
Как правило, операции по расчетному или
кассовому обслуживанию начинаются с процедуры авторизации, которая
осуществляется через процессинговый центр. Авторизация - разрешение,
предоставляемое эмитентом для проведения операции с использованием банковской
карты и порождающее его обязательство по исполнению представленных документов,
составленных с использованием банковской карты. При осуществлении расчетов
между держателем карты и продавцом (мерчантом) различают онлайн-операции, перед
выполнением которых происходит соединение с центральным компьютером в
процессинговом центре для авторизации, и офлайн-транзакции, при выполнении
которых между участниками и клиентами платежной системы нет непосредственной
связи, поэтому авторизация и расчетная операция проводятся (оформляются) в
кредитной организации - эквайрере позднее.
Структурная схема платежной системы на
базе банковских карт приводится на рисунке 2.1. На схеме стрелками обозначаются
процедуры инициирования расчетно-кассовых операций, "тонкие" линии
отражают процедуры информационно-технологического взаимодействия по переводу
средств, а "толстыми" линиями выделяются операции, связанные с открытием
и обслуживанием банковских счетов. Следует обратить внимание на то, что эмиссия
банковских карт, эквайринг платежных карт, выполнение функций расчетного агента
и процессинг - это виды деятельности, которые могут выполняться в рамках одной
кредитной организации ее подразделениями, а могут быть распределены между
несколькими различными организациями.
Процесс совершения расчетов за
предоставленные товары и услуги, а также получения наличных денежных средств
предполагает выполнение нижеследующих процедур.
Процедура инициирования расчетной или
кассовой операции начинается в момент использования банковской карты ее
держателем в пункте выдачи наличных или в торгово-сервисном предприятии. На
основании информации, записанной в памяти карты, идентифицирующей клиента,
формируется и отправляется запрос авторизации в процессинговый центр.
Процессинговый центр, получив авторизационный запрос, проверяет наличие карты в
стоп-листах, по номеру карты определяет эмитента и пересылает ему запрос.
Эмитент, получив авторизационный запрос, проверяет возможность клиента платить
по карте, блокирует указанную в запросе сумму на карточном счете и дает
подтверждение авторизации. В том случае, если проверки не дали положительного
результата (например, требуемой суммы нет на счете, и лимит кредитования
исчерпан), в процессинговый центр возвращается отказ авторизации с указанием
причины. Процессинговый центр, получив ответ авторизации, пересылает его в
пункт приема банковской карты. В случае положительного ответа на
авторизационный запрос клиент получает наличные деньги или оплаченные товары и
услуги.
Процедура обмена платежной информацией
между участниками расчетов в общем виде выглядит следующим образом. Каждый из
пунктов приема банковских карт в конце дня формирует журнал операций за день в
виде файла финансового подтверждения проведенных операций с помощью банковских
карт, который отсылается в процессинговый центр и эквайреру. Процессинговый
центр, получив журнал сообщений, сортирует его и формирует реестр платежей,
после чего необходимая его часть отправляется эмитенту, эквайреру, расчетному
агенту.
Процедура расчета включает следующие
операции. Расчетный агент отправляет эмитенту согласно реестру платежей
требование по оплате. Эмитент, получив файлы финансового подтверждения в виде реестра
платежей из процессингового центра и требование по оплате от расчетного банка,
снимает блокировку с карточных счетов клиентов по тем картам, номера которых
присутствовали в файле. Затем списывает указанные суммы с этих карточных счетов
и перечисляет их расчетному агенту для зачисления на свой счет. Расчетный агент
на основании полученного реестра платежей списывает средства со счета эмитента
и зачисляет их на счет эквайрера. Затем расчетный агент отправляет эквайреру
извещение о зачислении средств на его счет. Эквайрер зачисляет денежные
средства на счет предприятия, через пункт приема банковских карт которого была
осуществлена операция оплаты по карте. Эквайрер информирует торгово-сервисное
предприятие об операциях по ее счету. Эмитент информирует клиента, держателя
банковской карты, об операциях на карточном счете.
При совершении платежных процедур на
каждую из организаций, участвующих в переводе средств, возлагаются определенные
функции.
Функции расчетного агента:
- осуществление клиринговых расчетов с
принципальными членами системы;
- подготовка и рассылка банкам-участникам
выписок по счетам с указанием сумм и сроков погашения задолженности;
- бухгалтерский учет операций по счетам
кредитных организаций.
Функции кредитной организации - эмитента:
- регистрация и ведение информации о
держателях карт;
- ведение карт, персонализация,
перевыпуск, блокировка операций и т.п.;
- открытие специальных карточных счетов
клиентов, движением средств которых клиент управляет с помощью карт;
- предоставление денежных средств клиентам
для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных карт,
кредитных карт;
- сбор с клиентов денежных средств в
безналичном порядке путем списания или перечисления указанных денежных средств
с банковских счетов клиентов, а также наличными деньгами через кассу или
банкомат;
- списание со счета клиента денежных
средств в пользу продавца;
- взаимодействие с процессинговым центром;
- разбор конфликтных ситуаций в
соответствии с установленными правилами платежной системы.
Функции кредитной организации - эквайрера:
- регистрация и ведение пунктов приема
карт (терминалы в организациях торговли и сервиса, банкоматы) в своей учетной
системе;
- регистрация пунктов приема банковских
карт в процессинговом центре;
- ведение банковских счетов предприятий
торговли и сервиса в соответствии с условиями договоров;
- начисление депозитных процентов,
зачисление средств, поступающих от эмитента по операциям с картой, списание
комиссии за обслуживание и т.п.;
- обслуживание банкоматов и других пунктов
выдачи наличности;
- технологическое взаимодействие с
процессинговым центром;
- разбор конфликтных ситуаций в
соответствии с установленными правилами платежной системы.
Функции процессингового центра:
- маршрутизация авторизационных запросов
от пунктов приема платежных карт к эмитентам;
- ведение стоп-листов с номерами платежных
карт, операции по которым запрещены по различным причинам; осуществление
проверки по стоп-листам всех проходящих через процессинговый центр операций;
- получение от эквайреров файлов
финансовых подтверждений по совершенным операциям и пересылка их эмитентам и
расчетному банку для организации взаиморасчетов;
- участие в разборе конфликтных ситуаций в
соответствии с установленными правилами платежной системы;
- регистрация эмитентов и эквайреров.
За выполнение вышеуказанных функций
расчетные и технологические организации получают финансовые вознаграждения,
которые являются базой для получения ими прибыли. От качества предоставляемых
организациями услуг во многом зависят устойчивость, безопасность и операционная
надежность всей платежной системы.
При осуществлении расчетов за товары и
услуги в случае возникновения проблем с их качеством предусмотрена операция
"чарджбэк" (chargeback fee) - возврат платежа - сумма, которую
снимают со счета продавца по требованию держателя платежной карты, если
признана обоснованность претензий держателя карты. У продавца со счета
списывают сумму платежа плюс плату за "чарджбэк".
Увеличение количества держателей
банковских карт незамедлительно влечет расширение торгово-сервисных
организаций, принимающих банковские карты к оплате. Вызвано такое расширение
пожеланиями населения - держателей банковских карт. Это, в свою очередь,
повышает легальный оборот денежных средств в торговле, поскольку расчеты с
помощью банковских карт - это расчеты прозрачные и легальные, т.к. являются
расчетами, осуществляемыми через банковские счета с участием банков. Тем самым
при использовании расчетов с пластиковыми картами возникает реальная
возможность увеличить легальный оборот денежных средств. Налоговый учет
налогоплательщиков и предпринимателей как субъектов торговли станет более
прозрачным с точки зрения налогового контроля, более контролируемым налоговым
органом.
Применение платежных карт в России
началось с 1990 г., когда крупнейшая международная компания VISA International
начала принимать в свои члены (principal members) российские банки. Точкой
отсчета масштабного развития банковских карт в России следует считать 2000 -
2001 гг., поскольку именно в этот период были заложены основы карточного
бизнеса, развитие которого наблюдается в настоящее время. Как можно судить уже
сейчас, с указанного момента рынок начал свое стремительное развитие и
становление после кризиса 1998 г.
В то время в нашей стране карточки сложно
было назвать полноценным инструментом безналичных расчетов - если до 2001 г.
развитие происходило в основном за счет отдельных розничных клиентов, которые
получали карты для поездок на отдых за границу, и небольшого объема выпускаемых
зарплатных карт, то в 2001 г. начался этап массового внедрения карт через
динамичные их продажи в рамках зарплатных проектов. Так, по данным ЦБ РФ, на
конец первого квартала 2001 г. банками России было эмитировано 7,62 млн. карт,
а на конец первого квартала 2005 г. - уже 38,41 млн. карт[13]. Эти цифры наглядно иллюстрируют
популяризацию банковских карт в России и увеличение их количества в стране
более чем в пять раз за четыре года.
Очевидно, что такое широкое
распространение банковских карт в российской банковской практике требует
адекватной правовой регламентации операций, осуществляемых с их использованием.
Четкое нормативное регулирование данной сферы расчетов не только поможет
защитить законные интересы всех участников правоотношений, возникающих при
использовании банковских карт, но и будет способствовать дальнейшему внедрению
их в повседневную жизнь.
В настоящее время основным и фактически
единственным нормативным документом, устанавливающим порядок выдачи на
территории Российской Федерации банковских карт кредитными организациями и
особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными
картами является Положение Центрального банка Российской Федерации от 24
декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях,
совершаемых с использованием платежных карт[14]"
(далее - Положение N 266-П). Оно пришло на смену действовавшему ранее Положению
ЦБ РФ от 9 апреля 1998 г. N 23-П "О порядке эмиссии кредитными
организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям,
совершаемым с их использованием[15]"
(далее - Положение N 23-П).
Если сравнивать эти два нормативных
документа, то первым недостатком Положения N 266-П следует отметить отсутствие
раздела, содержащего термины и определения, который присутствовал в Положении N
23-П. Связано это было с тем, что банковские карты представляли собой новое
явление в эволюции расчетных инструментов, Положение N 23-П содержало в себе
основные термины, используемые в международной практике расчетов с использованием
банковских карт. Взамен этого Положение N 266-П содержит справочную ссылку на
Глоссарий терминов, используемых в платежных и расчетных системах, причем
существующий лишь на английском языке[16].
Очевидно, что такой подход не способствует развитию расчетов банковскими
картами. Например, по мнению автора, существует необходимость включения в текст
Положения N 266-П определения авторизации и указания правовых последствий,
которые она вызывает, поскольку авторизация представляет собой разрешение,
предоставляемое эмитентом для проведения операции с использованием банковской
карты, и порождает обязательство эмитента по исполнению представленных
документов, составленных с использованием этой банковской карты.
Также необходимо отметить, что в настоящий
момент действующим законодательством не определена функция и правовое значение
ПИН-кода. В соответствии с правилами платежных систем и существующей
технологией он выполняет функцию аналога собственноручной подписи клиента.
Однако в соответствии с п. 2 ст. 160 ГК РФ использование любого аналога
собственноручной подписи при совершении сделок допускается в случаях и порядке,
которые предусмотрены законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Учитывая, что такой закон отсутствует, единственным выходом является
предусмотреть необходимое правило в договоре или банковских правилах. На наш
взгляд, это правило должно содержаться именно в законе. В связи с этим считаем
необходимым дополнить редакцию Положения N 266-П определением ПИН-кода,
предложенным Центральному банку РФ специалистами Ассоциации российских банков:
"ПИН-код является аналогом собственноручной подписи владельца счета[17]".
Помимо этого, некоторые банки неоднократно
высказывали намерение выпускать дебетно-кредитные (расчетно-кредитные) карты.
Но в п. 1.5 Положения N 266-П приводится исчерпывающий перечень видов
банковских карт, которые могут эмитироваться российскими банками: расчетные (с
возможным овердрафтом), кредитные и предоплаченные карты. Поскольку виды
существующих карт в основном определяются видами банковских карт, предлагаемых
платежными системами для всех стран мира, и принимая во внимание, что
дебетно-кредитные карты по своему существу не противоречат требованиям
российского законодательства, можно сделать вывод, что такой вид карт не был
указан случайно. Чтобы исключить такую забывчивость Банка России в дальнейшем
(поскольку платежные системы постоянно обновляют свою линейку карточных
продуктов), предлагаем включить в п. 1.5 Положения N 266-П универсальную норму,
предусматривающую право банка эмитировать и другие виды банковских карт.
Кроме того, из смысла п. 1.3 и 1.13
Положения N 266-П следует, что банковские карты могут быть использованы не
только как средство доступа к банковскому счету и инструмент совершения
расчетных операций, но и как средство для совершения кассовых операций по
договору банковского вклада. При этом из письма ЦБ РФ от 10 июня 2005 г. N 85-Т
"О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с
использованием банковских карт" следует, что средства с ранее открытых
депозитных счетов, расходуемых с помощью банковских карт, необходимо перевести
на балансовые счета, предусматривающие ведение операций по договорам
банковского счета. Как указывают специалисты Ассоциации российских банков,
многие банки приводят различные аргументы в пользу возможности использования
банковских карт не только по счетам, но и по вкладам[18]. Следует отметить, что данная
проблема была предметом запроса Ассоциации российских банков в Центральный банк
РФ[19]. Из ответа Банка России от 8
сентября 2005 г. N 08-17/3802[20]
следует, что использование платежных карт допускается только по договору
банковского счета. Однако платежные карты являются инструментами безналичных
расчетов. Карта может выполнять и другую функцию, в частности идентифицировать
вкладчика. В этом смысле карта может применяться и по договору банковского
вклада, но такое использование карт не регулируется Положением N 266-П.