Рефераты

Анализ современной денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

Недооценка ряда мирохозяйственных факторов может привести к тому, что сальдо счета текущих операций в 2007-2010 гг. будет выше уровня, заложенного в основном варианте ЕДКП. Так, профицит счета текущих операций за три квартала 2007 г. уже превысил прогнозы ЦБ РФ на весь2007.

Еще год назад в материалах Банка России подчеркивалось, что основными задачами проводимой денежно-кредитной политики «являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты». В этом году Банк России ограничивается формулировкой лишь главной цели денежно-кредитной политики - задачей снижения инфляции.

При этом в среднесрочной перспективе планируется переход к более гибкому формированию валютного курса в связи с прогнозируемыми ухудшением условий торговли и уменьшением притока иностранной валюты.

Предполагается:

1. перенести акцент с «программирования денежного предложения на использование процентной ставки»;

2. осуществить «переход от управления валютным курсом к режиму свободного плавающего курса»:

В итоге возможны ощутимые колебания курса рубля, в том числе - в сторону повышения. Однако в ЕДКП на 2008 г. отсутствует ранее сформулированное положение о том, что «проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты». «Надо прежде всего обеспечить снижение инфляции, уберечься от чрезмерных колебаний рубля и при этом находить возможности для дальнейшего снижения налогов», - подчеркнул Виктор Зубков, выступая на пленарном заседании Госдумы 14 сентября 2007г.

Стратегическим направлением процентной политики в будущем году останется последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям на денежном рынке. В условиях отмены ограничений на движение капитала нижняя граница коридора будет повышаться с учетом риска масштабного притока иностранного капитала.

Однако данный риск авторами документа трактуется недостаточно полно. Растущая зависимость от притока иностранного капитала (как краткосрочного, так и долгосрочного) затрудняет проведение экономической политики, в том числе решение сформулированных в документе задач по повышению роли процентных ставок. В качестве нейтрализующего механизма предлагается использовать повышение нормативов обязательных резервов. Это может способствовать ограничению роста банковской ликвидности и минимизации притока «горячих денег», однако не позволит решить проблему волатильности притока ресурсов в целом.

В последние годы, в условиях благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, устойчиво увеличиваются накопленные объемы абсорбирования банковской ликвидности, превышающие, по оценкам Банка России, 4 трлн руб.

В то же время в июле-августе произошло заметное снижение объема свободной ликвидности российских банков. Внутренние проблемы банковской системы стали очевидными при ухудшении ситуации на международных финансовых рынках. Увеличение стоимости международных заимствований привело к обострению ситуации в некоторых российских банках.

В итоге Совет директоров Банка России 10 октября в целях улучшения ситуации, в частности, принял решение о временном снижении нормативов обязательных резервов, а также о повышении коэффициента усреднения. Начиная с 11 октября 2007 г., на три месяца снижены нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - с 4,0 до 3,0%, по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валю те - с 4,5 до 3,5%. Для кредитных организации, намеревающихся осуществить перерасчет обязательных резервов исходя из вновь установленных нормативов, предусматривается возможность проведения внеочередного регулирования в течение 11-15 октября с.г. Также с 1 ноября 2007 г. коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов повышен с 0,3 до 0,418.

Однако, несмотря на принятые меры и благоприятные среднесрочные прогнозы по ценам на нефть, нельзя абсолютно игнорировать риски обострения проблем с ликвидностью, как в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе.

Банк России планирует более активное использование механизмов рефинансирования. В целях повышения эффективности операций рефинансирования кредитных организаций предполагается продолжить работу по созданию единого механизма рефинансирования.

Усилия ЦБ РФ будут направлены на создание системы, которая предоставит любой финансово-стабильной кредитной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул» обеспечения.

Такой подход можно поддержать, однако он нуждается в дальнейшее развитии, поскольку необходимо более интенсивное использование механизма рефинансирования и его превращение в реальный инструмент экономической политики:

1. с учетом тенденции к ухудшению ситуации с ликвидностью, проявившейся в III квартале 2007 г., и тем более в случае кризисного развития событий требуется реализация срочных мер, направленных на расширение возможностей, предоставляемых кредитным организациям;

2. нужна более тесная координация механизмов рефинансирования с задачами структурной политики. Поэтому следует ускорить работу по созданию юридической базы, предусматривающей создание производных инструментов (деривативов), что позволит осуществить целевое направление ликвидности на приоритетные цели;

3. необходимо дальнейшее совершенствование механизмов предоставления средств в режиме online.

В результате действий, предпринятых как Банком России, так и коммерческими банками, удалось улучшить ситуацию с показателем достаточности капитала (Н 1), который за первое полугодие 2007 г увеличился с 14,9 до 16,8%. Этому, в частности, способствовало проведение банковских IPO и заключение ряда крупных сделок по привлечению иностранных инвестиций в российский банковский сектор.

С учетом актуальности вопросов повышения уровня капитализации банковской системы эти подходы можно было бы расширить, а также более детально прописать конкретные мероприятия и механизмы для закрепления и решения данного вопроса.

Может быть превышен важнейший ориентир денежно-кредитной политики по инфляции (8%) в связи с притоком валютных ресурсов (из-за роста цен на нефть и внешней корпоративной задолженности) и с более высоким, чем ожидалось, расширением потребительского и инвестиционного спроса.

Так, в сентябре текущего года инфляция в годовом исчислении находилась примерно на уровне 2006 г., существенно превысив ориентиры ЦБ РФ. Еще в начале 2007 г. в материалах ЦСА Росбанка подчеркивалось: «...в 2007 г. будет действовать ряд факторов, затрудняющих выполнение Банком Poccии задачи по борьбе с инфляцией ... росту потребительских цен могут способствовать увеличение денежного предложения и импорт иностранных инвестиций, трансграничное кредитование, приток нефтедолларов, повышение стоимости услуг и другие факторы».

Несмотря на то, что многие актуальные процессы в документе отражены верно, некоторые проблемы возникающие риски требуют более пристального внимания, а именно:

1. вопросы эффективной реализации режима свободного плавающего курса;

2. создание антикризисных стабилизаторов, позволяющих нивелировать негативный эффект от притока и оттока «горячих денег».

Возникает опасность волатильности и в связи с уходом Банка России с валютного рынка. Это увеличивает риск стихийного роста курса рубля выше допустимого уровня, что может негативно отразиться на конкурентоспособности российских предприятий как внутри страны, так и за рубежом.

Приток капитала и цена на нефть в перспективе могут быть выше, чем предполагается в ЕДКП. Так, цена на нефть может быть сравнительно высокой, в частности, в связи со следующими факторами:

- геополитическими;

- устойчивым ростом спроса со стороны быстро развивающихся стран (Китай, Индия и т.д.);

- ограниченным ростом предложения как в странах ОПЕК, так и нефтедобывающих государствах, не входящих в эту интеграционную группировку;

- действиями спекулятивного характера.

 Перечисленное может воздействовать на курс рубля, способствуя его колебаниям, в том числе в сторону повышения. В результате существует вероятность, что вновь придется использовать механизмы ЦБ РФ с целью поддержания относительного равновесия на валютном рынке. Эффективность осуществления режима свободного плавающего курса во многом будет зависеть от качества мониторинга ситуации на
валютном рынке и факторов, определяющих состояние равновесия рынка.

Решение задач, поставленных перед Правительством РФ, способно ускорить развитие ряда экономических процессов и может внести коррективы в денежно-кредитные показатели.

Анализ основных показателей деятельности

ОАО «Тюменьэнергобанк»


Открытое акционерное общество «Тюменьэнергобанк» является кредитной организацией, созданной на основе добровольного объединения средств учредителей в соответствии с решением учредителей от 27 апреля 1993 года с наименованием Акционерное общество открытого типа «Строительный банк».

Экономические реформы, начало процессов приватизации потребовали изменения организационно-правовой формы банка. Банк смог привлечь широкий круг индивидуальных инвесторов и предприятий негосударственных форм собственности. В это же время начали появляться нормативные акты Центрального Банка РФ, регулирующие банковскую деятельность, предписывающие соблюдение определенных нормативов и формирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБ. Это продиктовало необходимость руководству Банка сосредоточить большое внимание на дальнейшем увеличении уставного капитала. С учетом накопленного опыта коммерческой деятельности и знаний банковского дела такая политика не могла дать положительного результата. Банк постепенно продолжал набирать обороты, наращивать клиентуру, укреплять кадровый состав. Решением акционеров от 15 марта 1996 года наименование организационно-правовой формы приведено в соответствие с действующим законодательством и изменено фирменное (полное официальное) наименование на Открытое акционерное общество «Строительный банк». В соответствии с решением акционеров от 13 февраля 1999 года Банк был переименован, фирменное и сокращенное наименование – Открытое акционерное общество «Тюменьэнергобанк» (ОАО «Тюменьэнергобанк»). Банком получена лицензия на право совершения операций в иностранной валюте, в связи с чем, значительно расширился перечень услуг, предоставляемых клиентам. Серьезные преобразования потерпела материально-техническая база Банка: филиалы и подразделения головного банка оснащались современными средствами связи, была проведена автоматизация всего круга банковских операций, что позволило ускорить прохождение платежей и расширить сеть банков-корреспондентов. Банком была получена лицензия на совершение операций в иностранной валюте и лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг. К настоящему времени Банком проведено 13 эмиссий акций, в результате чего общий объем уставного капитала превысил 740 млн. рублей, а собственный капитал банка 1,8 млрд. рублей. В 2002 году Банком начата реализация проекта по внедрению прогрессивных форм безналичных расчетов на основе банковских карт. В 2006 году выполнена стратегическая задача в области развития пластикового бизнеса в банке, поставленная бизнес-планом, - проведен полный комплекс работ по вступлению в международную платежную систему VISA и в конце года выпущены первые пластиковые карты.

Банк в числе первых из банков области прошел процедуру проверки и с ноября 2004 г. является участником системы обязательного страхования вкладов. ОАО «Тюменьэнергобанк» активно сотрудничает с компанией WESTERN UNION. Сегодня услуги по отправлению и выплате срочных денежных переводов без открытия счета через систему WESTERN UNION оказывают 10 филиалов и Головной офис Банка.

На сегодняшний день актуальным вопросом является – эффективное применение интернет – технологий для решения различных бизнес-задач. Одним из ключевых факторов конкурентоспособности Банка на финансовых рынках является его филиальная сеть. Она же – показатель его стабильности. Учитывая географию своей деятельности и стратегических интересов ОАО «Тюменьэнергобанк» проводит большую работу по развитию существующих филиалов и открытию новых перспективных подразделений. Банк расширяет свое присутствие как в регионе, так и за его пределами. За 2007 год на территории Уральского округа начало работать девять дополнительных офисов - В Тюмени (ДО «Восточный), Ишиме (ДО «Ишимский), в с.Казанское (ДО «Казанский), Тобольске ( ДО «Октябрьский), Челябинске(ДО «Горки»), Сургуте (ДО №1), Кургане (ДО «Автозаводской), в с. Абатское (ДО «Абатское), Заводоуковске (ДО Заводоуковский). Действует 9 операционных касс вне кассового узла. Основными чертами стратегии Банка, направленной его развитие были и остаются:

- соблюдение действующего законодательства и норм банковского регулирования;

- разумный консерватизм;

- стремление к поддержанию ликвидности;

- способность оперативно реагировать на меняющуюся экономическую обстановку и потребности клиентов;

- динамичное развитие и постоянное совершенствование клиентского сервиса.

На сегодняшний день ОАО «Тюменьэнергобанк» - основной инвестор строительных проектов. За 14 лет своей деятельности ОАО «Тюменьэнергобанк» стал символом прочнейшей деловой репутации, надежного партнерства и прогрессивного бизнеса. Не случайно сегодня больше 20 ведущих предприятий Уральского федерального округа являются партнерами банка в бизнесе, совместно реализуют крупные региональные проекты, в том числе и принимают участие в реализации национальных проектов. Результаты прошедших лет стабильного развития, а также правильность выбранной руководством банка стратегии, подтвержденная годами успешной работы, позволяют руководителям предприятий строительной, промышленной, сельскохозяйственной отраслей уверенно смотреть в будущее.

2007 год в жизни Главной дирекции инвестиционных программ ОАО «Тюменьэнергобанк» и предприятий – партнеров стал годом воплощения масштабных планов и решения амбициозных задач. С 2007 года установлен шаг ввода жилья в эксплуатацию в объеме свыше 100 тысяч квадратных метров в год; в рамках другого национального проекта – «Развитие агропромышленного комплекса» профинансировано строительство животноводческих комплексов в Ишимском и Сорокинском районах, работают три хозяйства по производству зерна в Курганской области – это ООО «ТЭРРА», Урало-Сибирская холдинговая компания и ОАО «Пригородное»; в составе проекта «Образование» возведены школы в поселке Мыс на 1250 мест и Тараскуль на 350 мест; по проекту «Здравоохранение» - корпуса санатория Тараскуль и реабилитационно - профилактического центра «Зея-плюс».

В 2007 году заключены соглашения о сотрудничестве с органами власти, с главами городов Курган, Тобольск, Ишим, Заводоуковск, Уватского, Аббатского и Викуловского районов. Для повышения эффективности управления проектами в практику работы включено подписание многосторонних инвестиционных соглашений между участниками инвестиционных проектов, в которых детально определяется стратегия реализации проектов, устанавливаются обязанности, объем вознаграждения и ответственность участников. Ведущую роль в организации работы по инвестиционным проектам принял на себя ОАО «Тюменьэнергобанк» и вновь подтвердил безусловное исполнение своих обязательств как старший партнер. Так, ссудная задолженность по инвестиционным кредитам предприятий – партнеров превысила в 2007 году 6,5 млрд. рублей, сформирована система реализации единой рекламно-информационной политики, проводится совместная работа по отводу земельных участков в Тюмени, Кургане, Ишиме. Сформирована трехлетняя программа генподрядных работ для участников холдинга, что позволит организовать постоянный строительный поток. Стабильно ведет строительство своих объектов группа компаний ООО «Тюменьгазстрой». Совместно с Тюменским домостроительным заводом отработана система крупнопанельного домостроения. Созданы подрядные подразделения в Кургане (ООО «СУ-51») и Тобольске (ООО «СУ-6»), осваивается монолитное строительство. В 2007 году введено в эксплуатацию 12 жилых домов. Со значительным превышением плана осуществляет свою деятельность ООО «ХК «Тюменьгазмеханизация», в активе которых объекты федерального значения в поселке Уват, реконструкция стадиона Геолог и Воронинские горки в Тюмени. Продолжает свою работу в группе предприятий – партнеров ООО «МПК «Атлант». Ведется совместная работа ЗАО «Тюменский домостроительный завод» и ООО «Тюменьгазстрой» по реализации взаимовыгодных, высокорентабельных проектов строительства жилья.

Постепенно меняется деятельность проектного института «СибНИПИгазстрой», как головной проектной организации. Среди примеров поступательной работы можно назвать перенос производства ОАО «Бенат» и застройку микрорайонов. По инициативе руководства Банка и «СибНИПИгазстрой» окончательно сформирован порядок двухэтапного проектирования. На первом этапе документация проходит предпроектную защиту на техническом совете, затем осуществляется ее корректировка, утверждение показателей инвестиционного проекта, переход к рабочему проектированию и формирование сметной стоимости строительства будущих объектов.

В системе партнеров ОАО «Тюменьэнергобанк» стабильно работает централизованная система продаж объектов недвижимости и оформление сделок через ООО «Риэлт-Строй». Ввод в эксплуатацию целого ряда объектов позволит ООО «Риэлт-Строй» с 2008 года обеспечить стабильную финансовую базу для застройщиков.

Итоги работы ОАО «Тюменьэнергобанк» за 2007 год в очередной раз доказали уверенное и стабильное развитие финансово-кредитного учреждения. Накануне своего 15-летия Банк продолжает успешно развиваться, наращивая собственный бизнес, активно участвуя в социально значимых программах, а также в реализации четырех приоритетных национальных проектах: «Доступное жилье – гражданам России», «Здравоохранение», «Образование» и «Развитие АПК». В 2007 году ОАО «Тюменьэнергобанк» укрепил позиции устойчивой финансовой структуры на территории Уральского федерального округа. Все эти факторы позволяют не только удовлетворять основные потребности региона в развитии финансовой инфраструктуры, но и занимать активную общественную позицию и вести социально направленную политику.

ОАО «Тюменьэнергобанк» значительно продвинулся вперед, занял устойчивые позиции в региональном банковском секторе, проявил себя в сфере банковских услуг как крупный региональный финансовый институт, с устойчивой и динамичной историей развития. 2006 год стал для банка успешным и результативным по многим показателям. На конец года капитал ОАО «Тюменьэнергобанк» составлял 1,4 млрд.руб. По данному показателю банк уверенно занимает 4 место среди всех кредитных организаций, зарегистрированных на территории Тюменской области. Валюта баланса выросла за год на 43%, достигнув на 01 января 2007 года 17,5 млрд. руб. При этом, чистые активы составили 12,3 млрд. руб. Увеличился и объем размещенных в кредиты средств, составив на конец года 9 млрд. рублей. Основной показатель успешной деятельности Банка – текущая прибыль выросла за 2006 в 1,5 раза до 165 млн. руб. за 2006 год. План по прибыли, утвержденный Советом Директоров в размере 135 млн. руб., по факту выполнен на 121%. Показатель рентабельности активов составил 1,7% при рекомендованном ЦБ значении 1,5%. Рентабельность капитала составила 15% при установленном рекомендованном уровне не ниже 8%.

Еще одно немаловажное направление работы Банка – привлечение денежных средств. 2006 год был годом создания плацдарма для дальнейшего развития Банка в розничном направлении бизнеса. Поставленные задачи по объемам привлечения денежных средств населения были успешно реализованы. Благодаря таким факторам как увеличение пунктов обслуживания клиентов, эффективная маркетинговая деятельность, внимательная работа с клиентами, объем привлеченных средств частных лиц по состоянию на 01 января 2007 года составил 5,4 млрд. руб, увеличившись за год на 1,7 млрд. рублей, или более чем в полтора раза. Немаловажным фактором увеличения доверия к ОАО «Тюменьэнергобанк» со стороны частных лиц является участие Банка в системе страхования вкладов.

За 2007 год деятельность Банка в целом можно также признать успешной: прибыль составила 304 млн. руб., что на 85% больше прибыли предыдущего года, и на 10% больше планового размера прибыли, установленного Советом директоров. Чистые активы за год выросли на 27,2% и составили 15,9 млрд. рублей. Капитал Банка превысил 2 млрд. руб. и по состоянию на 01.01.08 равен 2012 млн. руб. Остатки на счетах частных лиц за прошедший год выросли на 40% и достигли 7,5 млрд. руб. Кредитный портфель вырос на 37% и достиг объема 12,2 млрд. рублей. Таким образом, Банк занимает четвертую позицию среди коммерческих банков Тюменской области по всем существенным показателям. Кредитный портфель банка складывается из кредитов, которые предоставлены различным компаниям, предприятиям и организациям (табл. 2.4.5).


Таблица 2.4.5

Кредиты и авансы клиентам за 2006 –2007 года


2006

2007

Частные компании

445,116

862,901

Государственные предприятия

1,161,765

343,890

Другие

9,660

8,345

Минус резерв под возможные убытки по выданным кредитам

(480,233)

(447,416)

Кредиты и авансы клиентам, нетто

1,136,308

767,720


Кредиты и авансы по различным отраслям хозяйства представлены в таблице 2.4.6

Табл. 2.4.6

Структура кредитного портфеля ОАО «Тюменьэнергобанк» по различным отраслям хозяйства


2006

2007

Производство

482,716

223,266

Сельское хазяйство

194,694

82,507

Торговые предприятия

7,917

41,041

Строительство недвижимости

816,995

 720,245

Другие

114,219

148,077

Минус резерв под возможные убытки по выданным кредитам

(480,233)

(447,416)

Кредиты и авансы клиентам, нетто

1,136,308

767,720


ОАО «Тюменьэнергобанк» включен в состав участников торгов Фондовой Биржи Московской межбанковской валютной биржи. Это решение было принято 31 января 2007 года на Совете Директоров ЗАО «Фондовая биржа ФБ ММВБ». ОАО «Тюменьэнергобанк» присвоен регистрационный номер участника торгов ФБ ММВБ 620. Теперь значительно упрощается процедура доступа к операциям на открытом рынке. Информационно-техническое обеспечение, предоставляемое организаторами торговли, позволяет клиентам ОАО «Тюменьэнергобанка» наблюдать ход торгов в режиме реального времени и самостоятельно принимать решение о покупке или продаже ценных бумаг. По мнению руководства Банка, это следующий шаг в развитии данного финансово-кредитного учреждения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что достигнутые в 2007 году успехи, открывают перед ОАО «Тюменьэнергобанк» новые горизонты для дальнейшего развития.


Перспективы и пути совершенствования механизма денежно-кредитной политики

Варианты макроэкономического развития


В 2008 году и в период до 2010 года предполагается сохранение благоприятных внешних условий функционирования российской экономики. Международные финансовые институты (МВФ, Всемирный банк) прогнозируют сохранение в 2008 году темпов роста мировой экономики на уровне 2007 года. В перспективе до 2010 года прогнозируется продолжение экономического роста в мире темпами, близкими к среднегодовому показателю в 2004 – 2008 годах. При этом не исключается возможность замедления роста мирового ВВП.

В 2008 году вероятна стабилизация краткосрочных процентных ставок в зоне евро и снижение среднегодового уровня процентных ставок в США. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах при проведении Банком России гибкой процентной политики обеспечат условия для сбалансированности трансграничных потоков капитала.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2008—2010 годах, которые соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации. Первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочном периоде, третий — ее улучшение.

В рамках первого варианта развития российской экономики в 2008 году предусматривается существенное снижение цены на нефть — до 44 долларов США за баррель. В этих условиях ожидается сокращение по сравнению с 2007 годом экспорта товаров и услуг и рост их импорта.

Несмотря на ухудшение внешних условий функционирования российской экономики, они не будут препятствовать ее дальнейшему развитию. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 году могут увеличиться на 7,2%. Относительное снижение доходов от экспорта скажется на инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может составить примерно 10%. Темп прироста ВВП в 2008 году ожидается на уровне 5,4%.

В рамках второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Исходными условиями для формирования этого варианта является предположение о снижении в 2008 году цены на российскую нефть до 53 долларов США за баррель.

По сравнению с 2007 годом увеличение экспорта товаров и услуг по этому варианту будет небольшим. Активное сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2008 году сократится. Прирост резервных активов замедлится.

Активизация структурных сдвигов за счет комплекса мер, предусматривающих, в частности, улучшение инвестиционного климата, будет способствовать активному развитию российской экономики. Согласно этому варианту развития вследствие ускоренного роста инвестиций в инновационный сектор экономики повысятся эффективность и конкурентоспособность отечественного производства.

В 2008 году ожидаются высокие темпы роста внутреннего спроса. Прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,9%, реальных располагаемых денежных доходов населения — 9,1%. Темпы экономического роста в этом случае составят 6,1%.

В рамках третьего варианта предполагается, что цена на российскую нефть в 2008 году повысится до 62 долларов США за баррель.

Несмотря на улучшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры, активное сальдо счета текущих операций платежного баланса сократится. Прирост валютных резервов будет меньше, чем в 2007 году. Темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2008 году может составить 10,6%. Инвестиции в основной капитал могут увеличиться на 13,2%. В этих условиях темпы экономического роста возрастут до 6,7%.

В соответствии с прогнозом на среднесрочный период предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году по первому варианту может составить 39 долларов США за баррель, по второму — 50 долларов США за баррель, по третьему — 62 доллара США за баррель. Изменение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры скажется на развитии российской экономики. Ожидается, что темп роста объема ВВП в 2009—2010 годах может составить 5,3—6,3%.

В 2008 году при всех рассматриваемых вариантах прогноза социально-экономического развития страны ожидается, что платежный баланс останется устойчивым. Вместе с тем в условиях возможного сокращения или умеренного роста экспорта товаров при достаточно интенсивном наращивании импорта товаров положительное сальдо торгового баланса может уменьшиться, что приведет к сокращению профицита счета текущих операций до 3,6—34,2 млрд долларов США.

При первом варианте прогноза, предусматривающем наибольшее снижение цен на нефть, экспорт товаров и услуг может уменьшиться до 321,9 млрд долларов США, а положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами — до 29,5 млрд долларов США.

В условиях второго варианта, предусматривающего незначительное понижение, по сравнению с 2007 годом цен на вывозимую Россией нефть, предполагается рост экспорта товаров и услуг до 352,3 млрд долларов США. В этом случае положительное сальдо торговли товарами и услугами может составить 42,5 млрд долларов США.

В соответствии с третьим вариантом, предполагающим улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, ожидается более быстрый рост экспорта товаров и услуг — до 378,7 млрд-долларов США. Вместе с тем прогнозируется еще более интенсивное наращивание импорта. В этих условиях активное сальдо торговли товарами и услугами может сократиться до 62,1 млрд долларов США.

Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов прогнозируется в диапазоне 25,9—28,0 млрд долларов США при умеренном росте соответствующих поступлений и выплат.

Предполагается, что положительное сальдо финансового счёта уменьшится до 34,6 млрд долларов США. Внешние обязательства органов государственного управления сократятся, а в целом международная инвестиционная позиция государственного сектора улучшится на 5,4 млрд долларов США. При сохранении значительных объемов внешнего финансирования частного сектора чистый приток иностранного капитала в этот сектор может составить 40 млрд долларов США. .

Как и в 2007 году, совокупное воздействие внешнеэкономических факторов обусловит превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Вместе с тем в условиях сокращения профицита счета текущих операций давление на обменный курс рубля ослабнет, что выразится, в том числе в меньших темпах его укрепления в реальном выражении. Валютные резервы могут увеличиться на 37,9—68,4 млрд долларов США.

Согласно среднесрочному прогнозу социально-экономического развития страны до 2010 года ожидается усиление негативного влияния внешних факторов на платежный баланс, прежде всего в сфере внешней торговли. В 2009 году значительное сокращение активного сальдо торгового баланса на фоне сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и существенного превышения расходов по обслуживанию внешних обязательств над соответствующими доходами обусловит, в зависимости от варианта, дефицит счета текущих операций (в размере 33,1 млрд долларов США или-17,7 млрд долларов США) или; уменьшение его профицита (до 4,6 млрд долларов США). В 2010 году отрицательное сальдо счета текущих операций в зависимости от варианта может быть равно 56,5; 46,4 и 31,2 млрд долларов США соответственно.

Общая макроэкономическая стабильность станет определяющим фактором роста инвестиционной привлекательности экономики. Ожидается, что чистый приток иностранного капитала в частный сектор составит 45 млрд долларов США в 2009 году и 55 млрд долларов США в 2010 году. Его объема будет достаточно для обеспечения внешнего финансирования дефицита счета текущих операций платежного баланса в 2009 году. Прирост валютных резервов может составить 8,6—46,3 млрд долларов США. В 2010 году возможно их сокращение на 4,5 млрд долларов США или рост на 5,6 – 20,8 млрд долларов США.


Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы в 2008 году


В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6—7%, в 2009    году — до 5,5—6,5%, в 2010 году — до 5—6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5—6% в 2008 году, 4,5—5,5% — в 2009 году и 4—5% — в 2010 году.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24—30% за год.

В 2009—2010 годах темпы прироста спроса на деньги будут замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20—24% в 2009 году и 16—20% в 2010 году.

Денежная программа на 2008—2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008—2010 годы.

В зависимости от сценарных вариантов темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18—24%, в 2009 году— 15—20%, в 2010 году— 12—17%.

Основным источником роста денежной базы в 2008—2009 годах, как и в предшествующий период, будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно-кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то, начиная с 2009 года (по третьему варианту — с 2010      года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе — за счет наращивания валового кредита банкам. При этом в 2010 году по
всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России.

Проект основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года предусматривает смягчение бюджетной политики и уменьшение объема абсорбирования ликвидности в условиях существенного замедления роста остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России.

По первому варианту денежной программы прирост ЧМР в 2008, году может сократиться до 37,9 млрд долларов США (или около 1 трлн рублей по фиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2007)— почти в 3 раза по сравнению с ожидаемым в 2007 году. В рамках данного сценария увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд рублей, поэтому требуемое снижение объема ЧВА составит около 233 млрд рублей — в основном вследствие прогнозируемого сокращения чистого кредита расширенному правительству на 220 млрд рублей (за счет роста остатков средств на счетах в Банке России).

В соответствии со сценарными характеристиками первого варианта при прогнозируемом существенном замедлении прироста ЧМР в 2009 году (до 226 млрд рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118 млрд рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объема чистых внутренних активов. При условии замедления в 2009—2010 годах темпов прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России потребность в увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд рублей в 2009 году до 991 млрд рублей в 2010 году. При этом если в 2009 году указанная потребность почти полностью будет обеспечена за счет снижения объема ликвидности, абсорбированной Банком России в предшествующий период, то в 2010 году более чем на 80%— за счет использования инструментов Банка Росси по предоставлению денежных средств кредитным организациям.

В рамках второго варианта денежной программы, в котором прирост чистых международных резервов в 2008 году может составить 1,3 трлн рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд рублей. Макроэкономические характеристики, соответствующие данному сценарию (в том числе более высокие мировые цены на энергоносители), предопределяют более значительное, чем по первому варианту, увеличение суммарных остатков средств на счетах федерального правительства в Банке России. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту программы может составить 370 млрд рублей.

Второй вариант программы предусматривает, что в 2009—2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148 млрд рублей соответственно) будет недостаточно для обеспечения запланированных темпов роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. Поэтому прогнозируется увеличение чистых внутренних активов на 239 и 640 млрд рублей соответственно. Для этого в 2009 году Банку России потребуется обеспечить рост чистого кредита банкам на 663 млрд рублей, а в 2010 году — на 955 млрд рублей (из них около 84% — за счет увеличения объема валового кредита).

По третьему варианту денежной программы прогнозируемый прирост ЧМР в 2008 году (1,8 трлн рублей) будет почти в 2 раза больше прироста денежной базы, допустимого с точки зрения достижения цели по инфляции. Необходимое снижение ЧВА по данному варианту программы может составить в 2008 году 866 млрд рублей. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и ускорение темпов экономического роста станут факторами сохранения значительных налоговых поступлений в бюджет. С учетом прогнозируемой динамики остатков средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту прогнозируется в размере 770 млрд рублей. Оставшийся прирост чистых внутренних активов будет обеспечен за счет динамики прочих чистых неклассифицированных активов.

По данному варианту денежной программы предусматривается, что и в 2009 году увеличение ЧМР будет превышать допустимый прирост денежной базы — необходимое сокращение чистых внутренних активов оценивается на уровне 295 млрд рублей. Прогнозируемое уменьшение чистого кредита расширенному правительству в 2009 году составит 570 млрд рублей, что существенно превысит снижение ЧВА. В этих условиях Банку России потребуется обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 479 млрд рублей.

Ожидается, что в 2010 году прирост ЧМР по третьему варианту будет недостаточен для обеспечения необходимого увеличения денежной базы и потребуется повысить объем чистых внутренних активов на 365 млрд рублей. В условиях прогнозируемого снижения чистого кредита расширенному правительству на 370 млрд рублей главным источником прироста ЧВА станет повышение чистого кредита банкам на 923 млрд рублей.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты