Рефераты

Анализ современной денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния ключевых внутренних и внешних факторов на состояние денежно-кредитной сферы. Банк России при реализации денежно-кредитной политики будет учитывать возможные риски в целях адекватного реагирования с применением инструментов, имеющихся в его распоряжении.

В 2008 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов, и будет проводиться с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и поддержания ценовой конкурентоспособности отечественного производства (Приложение 2)

В 2008 году в условиях благоприятной макроэкономической ситуации развитие банковского сектора продолжится по всем основным направлениям, включая увеличение объемов кредитования эффективных проектов, малого предпринимательства и видов деятельности регионального значения, расширение спектра розничных услуг, развитие ипотеки, повышение степени доступности банковских услуг для клиентов, в том числе для населения средних и малых городов, а также сельских населенных пунктов.

Дальнейшему развитию банковского сектора будет способствовать реализация предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее — Стратегия), «Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)», поручениями Президента Российской Федерации мер, направленных на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы.

Банковский сектор сохранит инвестиционную привлекательность, что позволит повысить уровень его капитализации за счет реализации вновь выпускаемых акций. Возрастет роль банков, контролируемых иностранным капиталом.

В 2008 году Банк России в соответствии со Стратегией продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского надзора по ряду направлений. В число приоритетных направлений входит дальнейшее развитие риск-ориентированного надзора, повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций. Будет продолжена работа:

- по развитию с учетом: международно признанной практики содержательной компоненты надзора, в том числе консолидированного надзора. Это будет способствовать повышению качества надзорной оценки экономического положения банков, выявлению проблем в банковской деятельности на ранних стадиях их возникновения, дальнейшему совершенствованию пруденциальной отчетности, своевременному и адекватному применению корректирующих мер в отношении кредитных организаций;

- по регулированию рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами и связанными должниками;

- по совершенствованию подходов к управлению риском потери ликвидности, ориентированных на использование концепции денежных потоков и оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях;

- по подготовке к реализации подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: но вые подходы» (Базель II), включая разработку предложений по внесению изменений в действующее законодательство в соответствии с этим документом. Будут разрабатываться подходы к определению стандартов внутренних процедур организации риск-менеджмента и оценки достаточности капитала для банков, к оценке внутренних процедур банка по определению достаточности капитала и стратегии поддержания капитала, а также адекватности внутрибанковских оценок достаточности капитала;

- по дальнейшему совершенствованию правовой базы в части придания нормативного характера положениям о составе и способах раскрытия информации при осуществлении кредитными организациями потребительского (включая ипотечное) кредитования, а также при предоставлении населению других розничных финансовых продуктов. Важной частью данной работы будут совместные усилия Банка России и банковского сообщества по повышению финансовой грамотности и информированности населения о банковских услугах, в том числе путем разработки и принятия банковскими ассоциациями стандартов качества раскрытия информации и их применения кредитными организациями;

- по совершенствованию доверительного управления путем закрепления на законодательном уровне возможности создания кредитными организациями общих фондов банковского управления, а также определения полномочий Банка России по регламентированию их деятельности;

- по совершенствованию мониторинга устойчивости банковского сектора и отдельных кредитных организаций, в том числе основных его компонентов: стресс-тестирования, расчета показателей финансовой устойчивости, текущего мониторинга рисков.

В 2007 году вступили в действие поправки в законодательство, выравнивающие условия доступа российского и иностранного капитала в банковский сектор и направленные на повышение капитализации кредитных организаций и развитие конкуренции в банковском секторе.

В 2008 году предстоит продолжить работу в направлении повышения эффективности противодействия участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих должными профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая:

- создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, предусматривающего в том числе расширение надзорных полномочий Банка России по сбору необходимой информации;

- создание механизма, обеспечивающего отстранение от участия в управлении кредитной организацией лиц, деятельность которых может привести к нарушениям законодательства и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации.

В 2008 году будет продолжена работа по осуществлению дополнительных мер, направленных на повышение капитализации кредитных организаций и обеспечение благоприятных условий публичного размещения их акций. Указанные меры предусматривают совершенствование процедуры регистрации ценных бумаг (введение уведомления об итогах выпуска для кредитных организаций в форме открытого акционерного общества с уставным капиталом свыше рублевого эквивалента 5 млн. евро) при одновременном соблюдении требований банковского законодательства приобретателями акций (долей) кредитных организаций.

В целях защиты интересов вкладчиков признанных банкротами кредитных организаций, не участвующих в системе страхования вкладов, Банком России будет продолжена работа по обеспечению выполнения требований, предусмотренных Федеральным законом № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Банк России продолжит работу по совершенствованию деятельности банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

С целью обеспечения эффективной реализации кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Банк России с учетом правоприменительной практики и анализа результатов проверок кредитных организаций предпримет меры по дальнейшему развитию и совершенствованию нормативно-правового регулирования и методологического обеспечения деятельности кредитных организаций по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю.

В 2008 году основными задачами Банка России в области инспекционной деятельности будут являться организация и проведение проверок кредитных организаций преимущественно на плановой основе, при этом повышенное внимание будет уделяться качеству результатов проверок кредитных организаций (их филиалов). В этих целях при проведении проверок кредитных организаций (их филиалов) основное внимание будет сосредоточено на вопросах:

- оценки финансового состояния кредитных организаций;

- контроля за соблюдением банками — участниками системы страхования вкладов требований, установленных Федеральным законом № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

- выявления и оценки рисков, возникающих в деятельности кредитных организаций (их филиалов);

- оценки качества и эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками кредитных организаций;

- контроля за соблюдением кредитными организациями (их филиалами) требований Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и изданных в целях его реализации нормативных актов Банка России;

- оценке достоверности учета и отчетности кредитных организаций;

- контроля за выполнением требований по устранению кредитными организациями (их филиалами) нарушений законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, выявленных в ходе надзора за их деятельностью.

В связи с возрастанием рисков кредитных организаций, обусловленных высокими темпами расширения потребительского кредитования, особую актуальность приобретает контроль за соблюдением требований отражения кредитными организациями реального уровня риска по потребительским кредитам. Также в целях защиты интересов клиентов банков повышенное внимание при проведении проверок будет уделяться проверке соблюдения требований по доведению до сведения заемщиков информации о реальной стоимости кредита.

В 2008 году Банком России будет продолжена работа по совершенствованию правового и методологического обеспечения инспекционной деятельности в соответствии с Планом мероприятий Банка России по реализации Стратегии.

Банк России в рамках реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006—2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.06.2006 № 793-р, продолжит участвовать в работе по совершенствованию законодательства о финансовом рынке, в том числе:

- по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на рынке ОФЗ, в том числе сделок РЕПО с центральным контрагентом в целях развития денежного рынка и повышения его ликвидности;

- по подготовке совместно с Минфином России предложений по совершенствованию нормативной базы обмена обращающихся на рынке выпусков ОФЗ на размещаемые Минфином России облигации базовых выпусков в целях повышения ликвидности рынка ОФЗ;

- по подготовке предложений по формированию нормативно-правовой среды для деятельности центральных депозитариев в целях повышения эффективности расчетов на рынке ценных бумаг и системы учета прав на ценные бумаги;

- по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности в целях повышения эффективности управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через организатора торгов;

- по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе в целях повышения устойчивости рынков долговых инструментов и их ликвидности;

- по развитию системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском.

Деятельность Банка России по совершенствованию платежной системы в 2007 году будет направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы и ее дальнейшее развитие и, как результат, на укрепление финансовой стабильности в стране и эффективное проведение денежно-кредитной политики.

Банк России в 2008 году продолжит работу по совершенствованию методологической и информационной базы в области платежных систем, проведению мероприятий пи расширению безналичных платежей, а также мероприятий по сокращению расчетов наличными деньгами, мониторингу состояния розничных платежей в экономике, проводимых как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. Указанная работа будет проводиться с учетом международных стандартов и практики зарубежных центральных банков.

В соответствии с законодательно установленными функциями (статья 80 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России намерен в основном завершить мероприятия по установлению порядка наблюдения Банком России за частными платежными системами, нарушения, в деятельности которых могут отразиться на стабильности финансовой системы Российской Федерации или существенно повлиять на доверие населения к национальной валюте — рублю как средству платежа (Приложение 3).

Заключение


Денежно–кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты. Монетарные факторы играют существенную роль в развитии современной мировой экономики. Многое при этом зависит от эффективности денежно-кредитной политики. К сожалению, денежно-кредитная политика, проводимая сегодня в нашей стране, недостаточно эффективна и нуждается в серьезной модернизации.

Основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.

В настоящее время стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие поступления больших объемов валютной выручки и активных валютных интервенций Банка России. По мере снижения объемов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков (операциям прямого РЕПО). Снижение ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников рынка. В то же время на уровень ставок по операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних процентных ставок.

Для поддержания макроэкономической стабильности Банк России продолжит применять и развивать элементы режима инфляционного таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.

Одним из ключевых условий успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность центрального банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов.

Принципиально важно не просто снижать темпы инфляции, но и повышать инвестиционное обеспечение отечественной экономики. Инвестиции при этом не должны простаивать. Нерационально, когда значительная часть наличных денег постоянно находится в наличном обороте и не используется в инвестиционных целях. Для повышения деловой активности в стране необходимы четко разработанная государственная стратегия и промышленная политика, подкрепленные источниками финансирования, которые давали бы основу для эффективной деятельности как товаропроизводителям, так и банкам. Политика, допускающая хождение в хозяйственном обороте платежных средств исключительно для целей обмена, не подкрепляющая увеличение товарного предложения, создает опасность роста инфляции.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

Приложение 1


Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в 2007 году


Вид инструмента

Назначение

Инструмент

Срок предоставления/ абсорбирования средств

Процентная ставка, % годовых

Операции на открытом рынке

Предоставление ликвидности

Ломбардные аукционы

2 недели

Устанавливается по результатам аукциона (не ниже 7%)





Прямое РЕП О

От 1 до 7 дней, 1 неделя, 3 месяца

Устанавливается по результатам аукциона (от 1 до 7 дней — не ниже 6%, 1 неделя — не ниже 6.5%, 3 месяца — не ниже 9%)





Покупка государственных ценных бумаг и ОБР

Аутрайтные операции*





Покупка иностранной валюты



Абсорбирование ликвидности

Депозитные аукционы

4 недели, 3 месяца

Устанавливается по результатам аукциона (4 недели — не выше 9%, 3 месяца — не выше 10%)





Облигации Банка России

До 6 месяцев

Устанавливается по результатам аукциона





Продажа государственных ценных бумаг

Аутрайтные операции*





Продажа иностранной валюты

Операции постоянного действия

Предоставление ликвидности

Кредиты

Внутридневные

0







Овернайт

Фиксированная — 10,0% (до 19.06.2007— 10,5%, до 28.01.2007— 11,0%)





Ломбардные кредиты (по фиксированной процентной ставке)

7 дней

**





Валютные свопы

Овернайт

Фиксированная — 10,0% (до 19.06.2007— 10,5%, до 28.01.2007— 11,0%)



Абсорбирование

ЛИКВИДНОСТИ

Депозитные операции

1 день

Фиксированная — 2,5% (до 2.04.2007 — 2,25%)







1 неделя

Фиксированная — 3,0% (до 2.04.2007 —2,75%)







До востребования

Фиксированная — 2,5% (до 2.04.2007 — 2,25%)


* Продажа/покупка государственных ценных бумаг из своего портфеля и ОБР ост обязательства обратного выкупа/продажи.

** По средневзвешенной ставке ломбардного аукциона. В случае, если два ломбардных аукциона подряд признаны несостоявшимися, — по ставке рефинансирования Банка России.

Приложение 2


Прогноз платежного баланса РФ на 2007-2009 годы

(млрд долларов США)


2007

55$ баррель

2008

2009



44$ баррель

53$ баррель

62$ баррель

62$ баррель

41$

 баррель

52$

 баррель

Счет текущих операций

50,7

3,6

15,2

4,6

34,2

- 33,1

- 17,7

Баланс товаров и услуг

77,2

29,5

42,5

32,7

62,1

- 6,4

10,3

Экспорт товаров и услуг

347,8

321,9

352,3

392,5

378,7

311,2

356

Импорт товаров и услуг

- 270,6

- 292,4

- 309,9

- 359,8

- 316,6

- 317,5

- 345,7

Баланс доходов и текущих трансфертов

- 26,4

- 25,9

- 27,2

- 28,1

- 28

- 26,7

- 28

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

64,2

34,3

34,3

41,7

34,3

41,7

41,7

Финансовый счет

64,5

34,6

34,6

42

34,6

42

42

Сектор гос управления и органы ден-кред регулиров

- 5,6

- 5,4

- 5,4

- 3

- 5,4

- 3

- 3

Частный сектор

70

40

40

55

45

45

45

Изменение валютных резервов (+;-)

- 114,9

- 37,9

- 49,5

- 46,3

- 68,4

- 8,6

- 24


Приложение 3


План важнейших мероприятий Банка России на 2008 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы


Содержание мероприятий

Срок исполнения

 

Банковская система и банковский надзор

 

1. Участие в подготовке изменений в статью 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусматривающих получение банком права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц с даты его государственной регистрации, если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн евро, а также банками с устойчивым финансовым положением до истечения двухлетнего срока с даты их государственной регистрации, если размер их собственных средств составляет в рублевом эквиваленте не менее 100 млн евро

I—IV

кварталы

 

2. Участие в разработке федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленного на создание условий, способствующих повышению финансовой устойчивости кредитных организаций и банковского сектора'Российской Федерации в целом, в частности, создание эффективного механизма регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами

I—II

кварталы

 

3. Совершенствование законодательства о рынке ценных бумаг по представлению кредитными организациями в установленных случаях в Банк России уведомления об итогах выпуска ценных бумаг с одновременным изменением законодательства по применению Банком России мер воздействия к акционерам (участникам) кредитных организаций, нарушившим банковское законодательство при приобретении акций (долей) кредитной организации

IV квартал

 

4. Участие в подготовке предложений по внесению изменений в банковское законодательство, направленных на реализацию положений Базеля II в части: — предоставления Банку России полномочий требовать от кредитных организаций, исходя из оценки характера и уровня принятых рисков, поддержания на определенном уровне норматива достаточности собственных средств (капитала) сверх минимально установленного; — разработки (пересмотра) процедур по управлению рисками и внутреннему контролю; — дополнения части 2 статьи 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» перечнем мер воздействия, рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору при работе со «слабыми» (проблемными) банками (Supervisory Guidance on Dealing with Weak Banks, март, 2002)

I—IV

кварталы

 

 

5. Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которым предполагается закрепить на законодательном уровне возможность создания кредитными организациями общих фондов банковского управления и определить полномочия Банка России по регламентированию их деятельности

I—TV кварталы

 

6. Участие в подготовке законопроекта, закрепляющего возможность привлечения организаций федеральной почтовой связи, для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций

I—IV кварталы

 

7. Проведение работы по изменению подходов регулирования рисков ликвидности на основании концепции денежных потоков с учетом международного опыта результатов проекта EC/TACIS «Банковский надзор и отчетность»

I—II кварталы

 

8. Продолжение работы по реализации положений Базеля II в России в части внесения изменений в порядок расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций на основе Упрощенного стандартизированного подхода к оценке кредитного риска

I—IV кварталы

 

9. Участие в разработке стандарта качества банковской деятельности по применению банковских информационных технологий (совместно с банковскими ассоциациями)

I—IV

кварталы

 

10. Совершенствование нормативно-правового регулирования банковской деятельности, направленное на создание механизмов противодействия участию в управлении кредитными организациями лиц с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением

IV квартал

 

Финансовые рынки

 

Содержание мероприятий

Срок исполнения

 

11. Продолжение работы по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на рынке ОФЗ, в том числе сделок РЕПО с центральным контрагентом

II—IV кварталы

 

12. Подготовка совместно с Минфином России предложений по совершенствованию нормативной базы обмена обращающихся на рынке выпусков ОФЗ на размещаемые Минфином России облигации базовых выпускор

II—IV кварталы

 

13. Участие в подготовке >гр* "гэжений по формированию нормативно-правовой среды для деятельности центра иных депозитариев

I—III кварталы

 

14. Продолжение работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности

II—IV кварталы

 

15. Участие в работе по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе

IV

квартал

 

16. Содействие развитию системы индикаторов рыночных процентных ставок

II—IV кварталы

 

Платежная система

 

17. Развитие системы валовых расчетов в режиме реального времени

I—IV кварталы

 

18. Завершение мероприятий по установлению порядка наблюдения Банком России за частными платежными системами

III квартал



Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты