Рефераты

Банковская система Республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития

Национальный банк Казахстана является юридическим лицом в организационно – правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру. Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г. Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.

Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.

Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

Организационно Национальный Банк включает центральный аппарат, 16 территориальных филиалов, 2 филиала в городе Алма-Аты (Банкнотная фабрика и Центр кассовых операций и хранения ценностей), Представительство Национального Банка в Российской Федерации, 4 подотчетные организации (Республиканские государственные предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов», «Банковское сервисное бюро», «Казахстанский монетный двор», «Автобаза Национального Банка Республики Казахстан»). В структуре центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан функционируют 9 департаментов, 11 самостоятельных управлений и 1 самостоятельный отдел.

Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Национального банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.

Национальный банк Республики Казахстан, как и центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Нацбанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Национальный банк РК оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

Одна из ключевых задач Национального банка Республики Казахстан по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономике банкротств банков. Это во многом определяется макроэкономической средой и коммерческими банками, потому что без них вообще невозможно выполнение Национальным банком своих задач:

-коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;

-деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.

Рассматриваемая задача Национального Банка Республики Казахстан достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.

2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

3. Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов.

Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).

Кредитное регулирование включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования Национального Банка становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, – обеспечивать ликвидность банковской системы.

Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные способы осуществления денежно-кредитной политики Национального банка. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).

Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Национального банка имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них:

– учетная (дисконтная) политика;

– операции на открытом рынке;

– изменение норм обязательных резервов банков.

Эти методы используются и в практике деятельности Нацбанка.

Регулирующие мероприятия Национального банка сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия Национального банка на денежную массу и экономику в целом.

Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.

Пассивные операции:

1. Эмиссия банкнот – является главным источником ресурсов (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства – государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы ЦБ. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции ЦБ «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота.

2. Прием средств коммерческих банков.

Коммерческие банки и казначейства могут помещать часть своих пассивов на счетах открытых в ЦБ, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия ЦБ. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.

Активным операции ЦБ: учетно-ссудные операции, банковские инвестиции; а также операции с золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

а) ссудные операции – к ним относят ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей, казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

б) учетные операции – покупка ЦБ векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.

Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.

Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции ЦБ состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка ЦБ государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). В портфеле ЦБ находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население. Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Государственный долг России почти целиком образовался в результате прямого кредитования государства центральным банком.

Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент воздействия на массу денег повышенной эффективности.

Под операциями на открытом рынке понимается покупка и продажа национальным банком государственных облигаций, и других ценных бумаг. В развитых странах государственные облигации считаются одним из самых надёжных активов, и хотя по ним выплачивается меньший процент, чем, например, по облигациям частного сектора, они приобретаются очёнь охотно.

Операции на открытом рынке считаются наиболее эффективным и к тому же, предсказуемым по результатам, инструментом денежной политики.

Однако, в Казахстане, где фондовый рынок находится в стадии формирования применение этого инструмента затруднено, потому, что объём частной торговли государственными ценными бумагами, мягко говоря, недостаточны. Рынок государственных долговых обязательств чрезвычайно узок, темпы инфляции часто непредсказуемы и поэтому население не всегда имеет возможность и реальные долговые обязательства государства. Но, тем не менее, операции на открытом рынке проводятся.

Когда Национальный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он тем самым увеличивает резервы последнего, «впрыскивая» в банковскую систему дополнительные деньги повышенной эффективности. Коммерческий банк, в результате получает новые возможности выдавать кредиты и ссуды, мультипликативно расширяя денежную массу.

Если Национальный банк продаёт ценные бумаги, то процесс принимает обратную направленность – денежная масса уменьшается.

Вторым инструментом воздействия Национального банка Республики Казахстан на предложение денег является изменение учетной (дисконтной) ставки (или ставки рефинансирования). По этой ставке Нацбанк выдаёт кредиты коммерческим банкам через так называемое дисконтное окно. Коммерческие банки используют возможность получения кредита для различных целей. Во-первых, для корректировки уровня наличных денежных резервов, когда они не достигают требуемого нормами регулирования Национальным банком уровня. Во-вторых, для получения в своё распоряжение средств, которые коммерческий банк может одолжить клиентам, что принесёт ему прибыль. В этом случае коммерческие банки сравнивают условия заимствования через дисконтное окно с условиями получения средств из альтернативных источников и выбирают наиболее выгодный для себя вариант.

Дисконтные операции приводят к изменению предложения денег высокой эффективности. Кредит через дисконтное окно увеличивает денежную базу на величину займа. Однако не все банки могут воспользоваться дисконтным окном: с точки зрения Национального банка причины обращения за займами могут оказаться неприемлемыми.

Обычно Национальный банк представляет краткосрочные ссуды коммерческим банкам, для пополнения их резерва, а среднесрочные и долгосрочные – для выхода из тяжелого финансового положения или для сезонных нужд.

Поскольку объём кредитов, получаемых коммерческими банками у Национального банка, не составляет основную долю привлекаемых банками средств, изменение учётной ставки незначительно влияет на объём предложения денег в экономики и служит чаще «индикатором» предстоящих изменений.

Так, если Национальный банк объявляет о повышении ставки рефинансирования, следует ожидать в ближайшем будущем ужесточение кредитно-денежной политики. Вслед за повышением учетных ставок будут возрастать и ставки на рынке межбанковского кредита, и ставки коммерческих банков по ссудам. Общим результатом станет уменьшение денег в экономике.

Национальный банк воздействует на денежное предложение также путём покупки и продажи иностранных валютных активов. Это называется интервенцией национальных валют, которая меняет денежную базу. Если Национальный банк покупает иностранную валюту или золото, то денежная база растёт, так как банк платит своими собственными обязательствами за покупаемые валюту или золото.

Далее Национальный банк может провести стерилизацию, то есть попытаться нейтрализовать влияние своих операций с иностранной валютой на денежную массу. Например, Национальный банк продаёт иностранную валюту, тем самым сокращает денежную базу, когда покупатели иностранной валюты платят Национальному банку. Одновременно Национальный банк покупает облигации на открытом рынке и тем самым, восстанавливает денежную базу до первоначального уровня. В результате денежная база не изменяется, но произойдёт изменение состава портфеля активов в балансе национального банка.

Таким образом, Национальный банк способен в значительной мере воздействовать на предложения денег в экономике, но не может полностью его контролировать.


2.2 Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков в Республике Казахстан


Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставим с показателями стран Евросоюза. В целом по банковской системе растут основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность). Банковский сектор Казахстана по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование, банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке республики, они обеспечивают основной оборот средств и служат основными поставщиками финансовых инструментов.

По данным АФН на 01.02.2008 г. на казахстанском финансовом рынке функционируют следующие банки второго уровня:

1.АО «Казахстанский инновационный коммерческий банк»

2.АО «Delta Bank»

3.АО «Альянс Банк»

4.АО «АТФБанк»

5.АО «БАНК «КАСПИЙСКИЙ»

6.АО «Банк ТуранАлем»

7.АО «Банк ЦентрКредит»

8.АО «ДАБ «ABN AMRO Банк Казахстан»

9.АО «ДАНАБАНК»

10.АО «ДБ «Национальный Банк Пакистана» в Казахстане

11.АО «ДОЧЕРНИЙ БАНК «КАЗАХСТАН-ЗИРААТ ИНТЕРНЕШНЛ БАНК»

12.АО «Евразийский банк»

13.АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана»

14.АО «Заман-Банк»

15.АО «Казинвестбанк»

16.АО «Казкоммерцбанк»

17.АО «Мастербанк»

18.АО «МБ «Алма-Ата»

19.АО «Народный сберегательный банк Казахстана»

20.АО «Нурбанк»

21.АО «СЕНИМ-БАНК»

22.АО «Ситибанк Казахстан»

23.АО «Торгово-промышленный Банк Китая в Алматы»

24.АО «Цеснабанк»

25.АО «Эксимбанк Казахстан»

26.АО «ЭКСПРЕСС БАНК»

27.АО «МЕТРОКОМБАНК»

28.АО ДБ «Альфа-Банк»

29.АО ДБ «Банк Китая в Казахстане»

30.АО ДБ «ТАИБ Казахский Банк»

31.АО СБ «ЛАРИБА-БАНК»

32.АО "ДЕМИР КАЗАХСТАН БАНК»

33.ДБ АО «HSBC Банк Казахстан»

34.ДБ АО «Сбербанк России»

35.ДО АО «Банк Туран Алем» – АО «Темiрбанк».

Таким образом, по состоянию на 1 февраля 2008 года в Казахстане работают 35 банков второго уровня, в том числе в городе Алматы расположено 34 банка, 34 филиала и 370 расчетно-кассовых отдела банков. Динамика развития банковского сектора РК за период 01.01.2007 по 01.01.2008 гг. представлена в таблице 1.


Таблица 1 – Динамика развития банковского сектора РК за период с 01.01.2007 по 01.01.2008 гг.

Структура банковского сектора

01.01.07

01.01.08

Количество банков второго уровня, в т.ч.:

33

35

-банки со 100% участием государства в уставном капитале

1

1

Количество филиалов банков второго уровня

324

352

Количество расчетно-кассовых отделов банков второго уровня

1 489

2 028

Количество представительств банков второго уровня за рубежом

22

17

Количество представительств банков-нерезидентов в Республике Казахстан

23

26

Количество банков-участников системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц

32

33

Количество банков, имеющих лицензию на осуществление кастодиальной деятельности

9

10



Таблица 5 – Динамика капитала банков второго уровня РК (в млрд. тенге)

Наименование

01.01.07

01.01.08

Прирост, в %

Капитал 1-го уровня

816,5

1 283,7

57,2

Уставный капитал

593,6

938,5

58,1

Дополнительный капитал

4,0

3,8

-5,0

Нераспределенный чистый доход прошлых лет

131,6

204,7

55,5

Капитал 2-го уровня

385,4

560,9

45,5

Нераспределенный чистый доход

101,3

221,6

в 2,2 раза

Субординированный долг

368,0

460,9

25,2

Капитал 3-го уровня

1,5

1,5

0

Всего расчетный собственный капитал

1 168,6

1 781,8

52,5


Как видно из таблицы 1 по сравнению с прошлым годом почти по всем показателям очевиден явный прогресс, увеличилось количество банков второго уровня с 33 до 35, количество филиалов банков второго уровня увеличилось на 28 единиц, а количество расчётно-кассовых отделов на 539 единиц. Увеличилось также количество представительств банков-нерезидентов – их стало на 3 больше [19].

Размер совокупного расчетного собственного капитала банков второго уровня с начала 2007 года увеличился на 613,2 млрд. тенге (52,5%) и составил по состоянию на 1 января 2008 года 1 781,8 млрд. тенге. При этом, капитал первого уровня увеличился на 57,2% до 1 283,7 млрд. тенге, капитал второго уровня увеличился на 45,5% или до 560,9 млрд. тенге (таблица 2).


Таблица 3 – Изменение показателей адекватности собственного капитала

Показатели адекватности собственного капитала

01.01.07

01.01.08

к совокупным активам (k1)

0,09

0,11

Отношение собственного капитала к активам и внебалансовым обязательствам, взвешенным по степени риска (k2)

0,15

0,14

Отношение собственного капитала к ссудному портфелю

0,20

0,20

Отношение собственного капитала к сформированным провизиям

3,91

3,43

Отношение собственного капитала к сомнительным кредитам

0,43

0,34

Отношение собственного капитала к безнадежным кредитам

12,43

13,54


Как видно из таблицы 3, показатели адекватности собственного капитала банковского сектора по состоянию на 01 января 2008 года не изменились и составили k1 – 0,11 (при нормативе – 0,06) (для банка, участником которого является банковский холдинг норматив – 0,05), k2 – 0,14 (при нормативе -0,12) (для банка, участником которого является банковский холдинг норматив – 0,10).

Вместе с тем, с начала года собственный капитал по балансу банков второго уровня увеличился с 1 января 2007 года на 556,3 млрд. тенге (63,9%) и составил на отчетную дату 426,7 млрд. тенге.

Согласно таблицы 4 за прошедший 2007 год размер совокупных активов банков увеличился на 2 811,4 млрд. тенге (31,7%) и составил на отчетную дату 11 683,4 млрд. тенге. Прирост совокупных активов банковского сектора сектора по ценным бумагам уменьшился на 36,5%.


Таблица 4 – Динамика совокупных активов банковского сектора

Структура совокупных активов банковского сектора

01.01.07

01.01.08

Прирост (в %)

млрд. тенге

в % к итогу

млрд. тенге

в % к итогу

Наличные деньги, аффинированные драгметаллы

986,9

11,1

1 013,9

8,7

2,7

Вклады, размещенные в других банках

520,6

5,9

639,6

5,5

22,9

Ценные бумаги

1 240,4

14,0

787,8

6,7

-36,5

Банковские займы и операции «обратное РЕПО»

5 991,8

67,5

8 868,3

75,9

48,0

Инвестиции в капитал

97,1

1,1

222,5

1,9

в 2,3 раза

Прочие активы

35,2

0,4

151,30

1,3

в 4,3 раза

Всего активы

8872,00

100

11683,4

100

31,7


Согласно рисунку 2 в структуре активов банков большую долю занимают займы (требования к клиентам), предоставленные клиентам (75,9%), наличные деньги, аффинированные драгметаллы и остатки на корреспондентских счетах (8,7%), портфель ценных бумаг (6,7%), вклады, размещенные в других банках (5,5%). Займы, предоставленные клиентам – увеличились на 2 876,5 млрд. тенге или 48,0%, наличные деньги, аффинированные драгметаллы и остатки на корреспондентских счетах увеличились на 27,0 млрд. тенге или 2,7%, ценные бумаги – уменьшились на 452,6 млрд. тенге или 36,5%, вклады, размещенные в других банках – увеличились на 119,0 млрд. тенге или 22,9%, инвестиции в капитал – увеличились на 125,4 млрд. тенге или в 2,3 раза.

С начала года просроченная задолженность по балансу увеличилась с 75,5 млрд. тенге на 25,0 млрд. тенге (в 1,3 раза) и составила на отчетную дату 100,5 млрд. тенге. Остатки на счетах по отражению просроченного вознаграждения увеличились с прошлого года в 3,6 раза и составили на 1 января 2008 года 17,0 млрд. тенге.


Таблица 5 – Динамика качества активов и условных обязательств (млрд. тенге)

Динамика качества активов и условных обязательств

01.01.07

01.01.08

сумма осн.

долга, млрд.

тенге

в % к итогу

сумма осн.

долга, млрд.

тенге

в % к итогу

Всего активов и условных обязательств

11 242,5

100

13 377,7

100

Стандартные

8 117,7

72,2

7 695,0

57,5

Сомнительные

3 026,9

26,9

5 542,5

41,5

Сомнительные 1 категории – при полной и своевременной оплате платежей

2 587,9

23,0

4 253,7

31,8

Сомнительные 2 категории – при задержке или неполной оплате платежей

112,7

1,0

581,3

4,5

Сомнительные 3 категории – при своевременной и полной оплате платежей

236,1

2,1

539,5

4,0

Сомнительные 4 категории – при задержке или неполной оплате платежей

39,0

0,3

59,2

0,4

Сомнительные 5 категории

51,2

0,5

108,8

0,8

Безнадежные

97,9

0,9

140,2

1,0


Согласно таблицы 5, с начала года размер активов и условных обязательств, подлежащих классификации, увеличился на 2 135,2 млрд. тенге (на 19,0%) до 13 377,7 млрд. тенге. Удельный вес стандартных активов и условных обязательств составил 57,5%, сомнительных – увеличился с 26,9% до 41,5%, доля безнадежных активов и условных обязательств составила 1,0%. Рассмотрим динамику активов коммерческих банков более подробно.

По своим размерам шестерка наиболее крупных банков занимает доминирующее положение в банковской системе. На долю этих банков приходится более 80% совокупных активов банковской системы. Роль государственных банков в экономике невысока, основная роль государственного сектора – внедрение системы жилстрой сбережений и кредитование крупных проектов в недобывающей сфере экономики (через банк развития).

По данным АФН, представленным в таблице 9, активы 15 банков с января 2005 г. по март 2007 г. претерпели значительные изменения. Нужно отметить, что активы многих банков увеличились в 3 и более раза.


Таблица 6 – Динамика изменения активов 15 крупнейших банков второго уровня 2005–2007 гг.

Наименование банка

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

01.02.2007

01.03.2007

Казкоммерцбанк

656 381

1 131 763

2 269 194

2 128 312

2 115 793

Банк Тураналем

613 224

963 653

1 824 994

1 897 621

1 969 509

Народный сберегательный банк Казахстана

398 186

558 455

977 040

925 145

923 587

Альянс Банк

120 299

336 956

924 834

884 847

1 037 818

Алмаатинский торгово-финансовый банк

176 071

353 452

1 047 197

885 927

979 751

Центр-кредит банк

148 511

333 332

570 955

565 383

657 875

Темирбанк

41 917

74 402

198 604

206 586

222 660

Банк Каспийский

80 032

150 157

196 351

208 390

206 245

Нур – банк

89 644

121 813

205 486

219 573

202 494

Евразийский банк

78 020

105 163

151 637

167 580

170 546

АБН-Амро банк Казахстан

41 448

55 183

103 639

126 746

152 663

Цесна банк

20 329

34 303

86 258

88 920

117 856

НSBC Банк Казахстан

43 570

35 775

48 071

50 474

45 121

Ситибанк Казахстан

35 203

55 277




Валют-транзит банк

50 036

79 561





С точки зрения ренкинга, в настоящее время можно выделить первую шестерку крупных банков, хотя, как по объему активов, так и по другим количественным показателям АО «Казкоммерцбанк» и АО «Банк ТуранАлем» пока еще заметно опережают четыре остальных банка и входят в категорию крупнейших.

Выделив из таблицы 6 наиболее крупные банки, построена диаграмма (рисунок 3), которая наглядно отображает динамику роста активов крупнейших банков Казахстана.


Рисунок 3 – Динамика активов крупнейших банков Казахстана


Традиционно, тройка крупнейших банков являлась основной составляющей банковского сектора Казахстана, как по размеру активов, так и по объему совершаемых операций. Жесткая конкуренция между ними позволяла избежать образования монополий на банковском рынке Казахстана.


Рисунок 4 – Динамика капитала крупнейших банков Казахстана


Последний год принес достаточно много сюрпризов в части ренкинга казахстанских банков. В настоящее время уже, пожалуй, не существует устойчивого понятия «первая тройка» банков, куда традиционно входили АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем» и АО «Народный банк». Существенный рост активов как «Альянс Банка», так и «АТФ Банка» позволили им поочередно занимать третье место по такому показателю, как величина активов.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты