Банковская система Республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития
Из рисунка 4
видно, что тройку лидеров по количеству активов возглавляет Казкомерцбанк, на
втором месте Банк ТуранАлем. Необходимо отметить, что увеличение активов
практически во всех банках отмечается до начала 2007 года. Далее у всех банков,
кроме Банка ТуранАлем, прослеживается тенденция к снижению активов.
Рассматривая
динамику капитала крупнейших банков Казахстана, представленную на рисунке 4,
можно отметить, что в 2006 году капитал банков значительно возрос. К тройке
лидеров по капиталу можно отнести Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный
сберегательный банк Казахстана. Рассмотрим основные финансовые показатели
крупнейших банков – Казкоммерцбанка и Банка ТуранАлем.
Данные
финансовые институты являются универсальными банками, оказывающими широкий
спектр услуг как корпоративным, так и розничным клиентам. По состоянию на 1
октября 2007 года доля активов двух крупнейших банков составляла 45,9% от
совокупных активов банковской системы, кредиты, выданные клиентам – 49,2%.
Обязательства крупнейших банков на указанную дату составляли 45,6% совокупных
обязательств банковской системы, розничные депозиты – 39,5%, корпоративные –
50,9%. Данные показатели в денежном выражении представлены в таблице 7.
Таблица 7 –
Основные финансовые показатели крупнейших банков на 01.10.2007 г., млн.
тенге
Наименование
Активы
Кредиты
Обязательства
Капитал
Чистый
доход
Казкоммерцбанк
2 750 237
2 297 355
2 490 952
259 285
38 567
Банк
ТуранАлем
2 514 577
1 987 729
2 129 608
384 970
36 471
Согласно
таблицы 7 чистый доход Казкоммерцбанка на 01.10.2007 г. составил 38 567
млн. тенге, что на 2096 больше чем в Банке БТА на ту же дату.
Позиции АО
«Казкоммерцбанк» и АО «Банк ТуранАлем» сильны прежде всего за счет крупного и
среднего бизнеса. В первую очередь, их размер позволяет им без ущерба для
ликвидности обслуживать крупные добывающие и промышленные предприятия. С этой
точки зрения, дальнейший рост крупнейших банков особенно важен с точки зрения
экономического развития страны.
Розничный
банкинг, который является основой феноменального роста некоторых банков в своей
основе, пока еще не может конкурировать по объему с корпоративным сектором. При
этом необходимо отметить, что лидеры банковской системы не сдают свои позиции и
в розничном секторе. Последний пример тому – активизация «Казкоммерцбанка» в
сегменте розничного бизнеса, проявившаяся в ребрендинге розничного направления
и увеличении числа отделений, работающих с физическими лицами.
Несмотря на
то, что «Казкоммерцбанк» по-прежнему удерживает с небольшим преимуществом
лидерство по величине активов, учитывая приобретение банком «ТуранАлем»
«Темирбанка», совокупная доля обоих банков является крупнейшей по объему в
Казахстане. Значение стратегических направлений развития четверки крупных
банков существенно влияет на общую стратегию развития банковского сектора.
Кроме того, существенная доля рынка в сегменте розничного банкинга и
обслуживания малого и среднего бизнеса позволяет им быть во многом
«законодателями мод» в данном секторе. По состоянию на 1 октября 2007 года доля
активов крупных банков составляла 38,1% от совокупных активов банковской
системы; кредиты, выданные клиентам – 39,9%. Обязательства крупных банков на
указанную дату составляли 40,9% совокупных обязательств банковской системы;
розничные депозиты – 49,3%, корпоративные – 35,0%.
Разница в
активах между крупными банками достаточно небольшая, и, как показывает
практика, ренкинг (ранг по показателям) первой тройки банков вполне сопоставим.
В целом, данный факт объясняется активными внешними заимствованиями, при
которых привлеченная крупная сумма от нерезидентов могла изменить положение в
группе. В дальнейшем, в условиях затрудненного доступа на внешние рынки,
положение в группе будет также зависеть от графика выплат по внешним
обязательствам и, соответственно, от оттока ранее привлеченных пассивов.
Таблица 8 –
Основные финансовые показатели крупных банков на 01.10.2007 г., млн. тенге
Наименование
Активы
Кредиты
Обязательства
Капитал
Чистый
доход
Народный
Банк
1 384 063
925 511
1 245 948
138115
29 070
Альянс
Банк
1 231 784
902 239
1 081 722
150062
30 133
АТФ
1 049 962
787 532
967 607
82 355
11 166
Банк
ЦентрКредит
907 452
697 037
843 012
64 440
9 541
Согласно
данных, приведённых в таблице 8 чистый доход Альянс Банка на 01.10.2007 год
составил 30 133 млн. тенге и превысил чистый доход Народного банка на 1063 млн.
тенге.
Рисунок 5 –
Динамика прибыли крупнейших банков Казахстана
Отображённая
на рисунке 5, динамика прибыли крупнейших банков ещё раз подтверждает о наличии
в банковском секторе Казахстана трёх «китов», которые реально опережают своих
конкурентов по всем показателям.
Таблица 9 –
Доля от совокупного банковского сектора
01.01.07
01.01.08
Активы 3
крупнейших банков
57,9
59,3
Обязательства
3 крупнейших банков
58,6
59,6
Собственный
капитал 3 крупнейших банков
54,6
57,1
Ссудный
портфель 3 крупнейших банков
58,3
61,4
Как видно из
таблицы 9, по состоянию на 1 января 2008 года доля 3 крупнейших банков в
совокупных активах банковского сектора увеличилась с 57,9% до 59,3%, доля 3
крупнейших банков в совокупных обязательствах банковского сектора увеличилась
до 59,6%. Доля кредитов 3 крупнейших банков в совокупном ссудном портфеле
банковского сектора составила 61,4%. По состоянию на 1 января 2008 года на долю
3 крупнейших банков приходится 63,1% от общего объема депозитов физических лиц
в банках второго уровня.
Казахстанские
банки активно расширяют масштабы деятельности в России, Кыргызстане,
Узбекистане, Украине и других странах СНГ, проводя транснациональные операции
из головных офисов в Казахстане, а также используя приобретаемые банки и свои
представительства. По состоянию на начало 2008 г., суммарный объем прямого
кредитования и инвестирования казахстанских банков в странах СНГ за пределами
Казахстана составлял примерно 12% совокупных активов национальной банковской
системы, но у крупных банков (а именно БТА и ККБ), наиболее агрессивно
расширяющих бизнес в других странах СНГ, удельный вес внешних кредитов и
инвестирования в активах выше [22].
Глобальный
кризис ликвидности, начавшийся в середине 2007 г., подверг банковский
сектор и регулирующие органы Казахстана самому трудному за последние годы
испытанию. Развитие банковской системы страны достигло критической точки, когда
на фоне возникших проблем резко проявилась необходимость коренного
преобразования деловой практики, стратегий и регулирования. Это может стать для
банков настоящей встряской – особенно если учесть, что до кризиса они долгое
время имели относительно легкий доступ к кредитным ресурсам. Хотя
непосредственной причиной дестабилизации казахстанского банковского сектора
стал дефицит внешнего финансирования, вызывают большее беспокойство внутренние,
структурные недостатки этого сектора, которые обостряют возникшие проблемы.
Уровень
кредитоспособности банков Казахстана по-прежнему сдерживают такие факторы, как
недостаточная прозрачность структур собственности, по-прежнему нереструктурированный
корпоративный сектор, высокая концентрация кредитных операций и источников
ресурсов, недостаточная «выдержанность» быстро наращенных кредитных портфелей,
высокая степень долларизации операций, слабая капитализация и непроверенность
систем риск-менеджмента. Исходя из своей оценки страновых и отраслевых рисков,
рейтинговое агентство Standard & Poor's включает банковскую систему
Казахстана в 8-ю группу. Используя градацию BICRA, Standard & Poors
делит банковские системы с точки зрения их подверженности страновым и
отраслевым рискам на 10 групп. Самые сильные входят в 1-ю группу, самые слабые –
в 10-ю. В 8-ю группу, помимо Казахстана, входят Россия, Аргентина, Египет и
Индонезия.
Казахстанские
банки довольно успешно пережили первый шок, вызванный глобальным падением
ликвидности, благодаря грамотному управлению активами и пассивами, внутренним
запасам ликвидности, поддержке правительства и акционеров, а также ролловеру и
рефинансированию части долговых обязательств. До сих пор нетто-снижение внешней
задолженности казахстанских банков не было очень большим, но в 2008 г.
условия рефинансирования могут ужесточиться [29].
Вызывает
обеспокоенность все возрастающая вероятность того, что по мере затягивания
рыночной напряженности качество активов банков будет ухудшаться. Этому могут
способствовать ожидаемое замедление экономического роста и сложная внутренняя
ситуация с кредитными ресурсами и ликвидностью, которая, скорее всего,
сохранится на протяжении всего 2008 г. и даже, возможно, в 2009 г.
Кроме того, банковскому сектору Казахстана предстоит, по всей видимости,
пережить трансформацию – как отраслевого профиля, так и бизнес-моделей и
практик, что создает неопределенность относительно способности отдельных банков
приспособиться к новой реальности. Именно поэтому в начале декабря 2007 г.
изменены прогнозы по рейтингам большинства казахстанских банков на «Негативные»,
хотя сами рейтинги понизились пока лишь в редких случаях.
Рисунок 6 – Ежеквартальные
выплаты в счёт погашения внешнего долга банками Казахстана по состоянию на 30
сентября 2007 г.
Согласно
финансовым данным НБК на 30 сентября 2007 г., внешние обязательства
казахстанских банков, подлежащие исполнению в 2008 г., составляли: по
основной сумме – почти 11 млрд. долл., по процентам – почти 3 млрд. долл.
(рисунок 6). В 2009 г. предстоит выплатить еще 5 млрд. долл. по
основной сумме долга и 2 млрд. долл. по процентам – а может быть, и
больше, если будут новые заимствования. Впрочем, более трети этих обязательств
приходится на операции торгового финансирования, депозиты казахстанских
юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, секьюритизационные
сделки, операции РЕПО, прямое финансирование зарубежных дочерних предприятий и
транзитные платежи, по которым риски погашения и рефинансирования невелики.
Объем внешних
долговых обязательств казахстанских банков существенно не уменьшился после
начала рыночных неурядиц. Во 2-м полугодии 2007 г. эти обязательства
сократились менее чем на 1 млрд. долл., в то время как общая сумма внешних
обязательств, подлежащих погашению в этот период (в соответствии с условиями
договоров), первоначально оценивалась в более чем 8 млрд. долл. Очевидно,
что, несмотря на неблагоприятные рыночные условия, казахстанские банки сумели
рефинансировать часть своих внешних долгов – а именно обязательств по
торгово-финансовым кредитам – и заместить часть внешних обязательств с
наступающими сроками погашения новыми заимствованиями, в том числе
двусторонними займами и новыми депозитами казахстанских юридических лиц,
зарегистрированных за рубежом. Во 2-м полугодии 2007 г. основная сумма
внешних заимствований казахстанских банков пришлась на октябрь – по оценкам,
она составила 2 млрд. долл. Однако эта сумма включает 750 млн. долл.,
привлеченных Банком ТуранАлем путем выпуска через специализированную финансовую
компанию облигаций, обеспеченных диверсифицированными платежными правами, а
также примерно 400 млн. долл., полученных АТФ-Банком от холдинга
UniCredito, который на тот момент являлся потенциальным, а сейчас стал
фактическим владельцем этого банка. В 2008 г. отток внешних источников
финансирования повысится. Возможности новых заимствований пока весьма
ограничены, к тому же основной доступной формой заимствований являются
двусторонние кредиты. Рынки синдицированных и двусторонних кредитов менее
волатильны, чем рынки долговых инструментов, поскольку их участники (контрагенты
казахстанских банков) глубже осознают существующие риски и имеют более
продолжительный опыт взаимоотношений с казахстанскими банками. Однако даже эти
кредиты для большинства казахстанских банков труднодоступны, а их условия
невыгодны. У казахстанских банков, имеющих наиболее высокое бремя внешней
задолженности, расходы по погашению внешних обязательств до конца 2008 г.
будут составлять в среднем 10–15% от текущей величины их активов (таблица 10).
Очевидно, что
в связи с нехваткой внешних финансовых ресурсов резко возросло значение
отечественной базы вкладов, хотя и недостаточной для поддержания прежнего роста
банковского бизнеса. Внутренние источники ресурсов по-прежнему недостаточны,
слабо развиты, имеют короткие сроки и отличаются нестабильностью, поэтому
очевидно, что казахстанские банки вернутся на международные рынки капитала, как
только ситуация улучшится. Остается надеяться, что объемы их заимствований
будут более умеренными.
Таблица 10 –
Расходы крупных казахстанских банков по погашению внешних долгов, млн. долл.
США
Банк
2008
2009
2010
2011
2012
Казкоммерцбанк
3247
1262
88
890
1429
Банк ТуранАлем
1198
1803
1999
863
273
Народный банк
Казахстана
415
383
747
65
16
Альянс-банк
1707
701
473
830
1259
АТФ-Банк
1178
625
386
19
261
ЦентрКредит
289
89
–
504
–
Темирбанк
131
151
–
300
–
Банк «Каспийский»
320
100
–
–
–
Нурбанк
323,7
62,2
67,4
200,8
0,2
Евразийский Банк
223
93
3
6
–
Цесна-банк
81,8
1,8
129,4
0,5
0,1
КазИнвестБанк
223
4
10
50
11
Всего
9113
5272
3893
3679
3238
Прогнозируя
развитие событий в банковском секторе Казахстана, рейтинговое агентство
Standard & Poor's считает, что неопределенность и происходящая
переоценка рисков будут способствовать сохранению – по крайней мере, в
ближайшем будущем – проблем с ликвидностью, широких кредитных спредов и
повышенной волатильности. Чем продолжительнее окажется спад, тем вероятнее его
влияние на основные показатели казахстанских банков, тем реальнее перспектива
негативных изменений в их кредитных рейтингах. К числу показателей, наиболее
чувствительных к продолжительной дестабилизации банковской системы, относятся
качество активов, ликвидность, рентабельность и динамика развития бизнеса.
Устойчивый приток финансовых средств, обусловленный благоприятной ценовой
конъюнктурой на рынках сырья (особенно нефти и газа) и динамично растущим
потреблением домохозяйств, лишь немного смягчает остроту этих проблем [29].
Однако меры,
которые необходимо предпринять, принесут банковской системе не одни только
проблемы. При всей болезненности этих мер они должны в конечном счете
способствовать оздоровлению финансового сектора, выработке более устойчивых
бизнес-стратегий, развитию внутренних источников фондирования и формированию
более консервативных финансовых профилей банков. В нынешних непростых условиях
особенно трудно приходится относительно слабым банкам, в то время как более
сильные финансовые организации имеют возможность усилить свои рыночные позиции.
Казахстанская банковская система стала жертвой собственного успеха, который
позволил ей активно пользоваться внешними источниками заимствований. Органы
регулирования и сами банки долго не решались взяться за растущие структурные
проблемы, связанные с казалось бы неудержимым ростом бизнеса. Однако сейчас у
них есть уникальная возможность восстановить равновесие, обеспечить
долговременную стабильность и улучшить перспективы развития банковской системы.
Даже если казахстанские банки справятся с текущими проблемами, их возможный
возврат к прежним стратегиям быстрого наращивания кредитования за счет
оппортунистического использования оптовых источников ресурсов был бы расценен
нами отрицательно и мог бы отразиться на уровне кредитных рейтингов. В будущем
возможны новые «встряски», но в следующий раз макроэкономическая обстановка и
финансовое положение государства могут оказаться менее благоприятными, чем
сейчас.
С точки
зрения готовности предоставить системообразующим национальным банкам поддержку
в случае возникновения у них финансовых трудностей правительство Казахстана
относится к группе «интервенционалистских». Standard & Poor's относит
Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Халык Банк к числу системообразующих
финансовых организаций и прибавляет дополнительную рейтинговую ступень к
рейтингам, основанным на анализе их собственной кредитоспособности. Это
отражает, во-первых, доминирующую роль указанных трех банков в финансировании
экономики и финансовом обслуживании населения страны и, во-вторых, проводимую
политику благоприятствования деятельности банковского сектора. Говоря о
потенциальной государственной поддержке, мы имеем в виду конкретные действия –
рекапитализацию, поддержку ликвидности, покупку проблемных активов, позволяющие
банкам, в том числе частным, избежать банкротства. Что касается менее крупных
банков, то в связи с последними событиями они подвергаются значительно более
высоким рискам. Лишь очень немногие банки, не относящиеся пока к категории
системообразующих, могут впоследствии получить этот статус и рассчитывать на
дополнительную рейтинговую ступень, но для этого им необходимо доказать, что
они способны сохранить свои не столь давно возросшие рыночные позиции в текущих
непростых рыночных условиях.
11 декабря
2007 г. рейтинговая служба Standard & Poor's изменило прогноз по
кредитному рейтингу контрагента со «Стабильного» на «Негативный» по восьми
казахстанским банкам: АО «Казкоммерцбанк» (ККБ), АО «Банк ТуранАлем» (БТА),
Народный банк Казахстана (Халык Банк), АО «Альянс Банк», АО «Teмiрбанк», АО «Ипотечная
организация БТА Ипотека» (БТАИ), АО «Нурбанк» и АО «Евразийский банк».
Одновременно Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг
контрагента ККБ с «ВВ+» до «ВВ», а также рейтинг по национальной шкале «Teмiрбанка»
с «kzBBB+» до «kzBBB» и рейтинг по национальной шкале Евразийского банка с «kzBBB–»
до «kzBB». Все прочие рейтинги были подтверждены [33].
Рейтинговые
действия отражают опасения Standard & Poor's в связи с растущим
негативным воздействием сложной ситуации на рынке на качество активов и
ликвидность казахстанских банков, несмотря на то, что они смогли преодолеть
трудности, возникшие в самом начале глобального кризиса ликвидности, благодаря
грамотному управлению активами и пассивами. По всей вероятности, банковский
сектор будет испытывать глубокую трансформацию – как отраслевую, так и
бизнес-моделей и практик, что только добавит неопределенности относительно
способности отдельных банков приспособиться к условиям новой реальности.
Быстрый рост
банков сектора в условиях повышенных рисков, характерных для экономики и
банковского сектора Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в
иностранной валюте: ВВВ-/Стабильный /А-3; рейтинг по обязательствам в
национальной валюте: ВВВ / Стабильный /А-3), финансировавшийся с помощью
все увеличивающегося внешнего долга, уже давно вызывал серьезную
обеспокоенность Standard & Poor's. Глобальный кризис ликвидности,
начавшийся в августе, только усилил эти опасения.
В частности,
проблема осложняется значительными потребностями в рефинансировании внешнего
долга, давлением со стороны нестабильных сектора недвижимости и строительного
сектора, а также других проблемных секторов, а кроме того тем, что небольшие
банки не обязательно могут рассчитывать на поддержку государства.
Таблица 11 –
Рейтинг-лист на 11 декабря 2007 г. рейтинговой службы Standard &
Poor's
До
С
АО «Казкоммерцбанк»
Кредитный рейтинг
контрагента
ВВ / Негативный/В
ВВ+/Стабильный/В
АО «Банк ТуранАлем»
Кредитный рейтинг
контрагента
ВВ / Негативный/В
ВВ / Стабильный/В
Народный банк
Казахстана (Халык Банк)
Кредитный рейтинг
контрагента
ВВ+/Негативный/В
ВВ+/Стабильный/В
АО «Альянс Банк»
Кредитный рейтинг
контрагента
В+/Негативный/В
В+/Стабильный/В
АО «Teмiрбанк»
Кредитный рейтинг
контрагента
В+/Негативный/В
В+/Стабильный/В
Рейтинг по национальной
шкале
kzBBB
kzBBB+
АО «Ипотечная
организация БТА Ипотека»
Кредитный рейтинг
контрагента
ВВ-/Негативный/В
ВВ-/Стабильный/В
Рейтинг по национальной
шкале
kzBBB+
kzBBB+
АО «Нурбанк»
Кредитный рейтинг
контрагента
В / Негативный/С
В / Стабильный/С
АО «Евразийский банк»
Кредитный рейтинг
контрагента
В / Негативный/В
В / Стабильный/В
Рейтинг по национальной
шкале
kzBB
kzBBB-
Резкое
снижение роста кредитования должно выявить реальную глубину проблемы качества
активов. Высокий рост кредитования в последние годы скрывал реальное качество
кредитных портфелей. Большая часть кредитов не была проверена временем и не
прошла через все этапы экономического цикла. Кредиты, даже проблемные, могли
быть легко рефинансированы в условиях стабильности. Возможность дальнейшей
девальвации тенге – как это и происходило в прошедшие несколько месяцев – также
угрожает способности заемщиков выполнять их обязательства (на 31 октября 2007 г.
кредиты в иностранной валюте составляли 43% всей ссудной задолженности).
Поддержка государства ликвидностью, устойчивый приток денежных средств,
обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынке сырьевых товаров (а
именно нефти и газа), – равно как и уверенный рост личного потребления в
Казахстане, только частично снижают эти опасения. В начале октября
президент Нурсултан Назарбаев распорядился выделить 4 млрд. долл. из
Национального Фонда Республики Казахстан для поддержания сектора недвижимости,
МСБ и банковской системы. Из этой суммы 1 млрд. долл. должен быть выделен
до конца 2007 г., а остальное – в течение 2008 г. Банки уже получили
первые транши этих средств.
Прямыми
получателями средств являются государственные агентства развития, а именно Фонд
устойчивого развития «Казына», именно они осуществляют распределение денег
между банками. В рамках разработанной программы банки обращаются в фонд «Казына»
с заявками на предоставление кредитных средств, прилагая к ним документацию по
конкретным проектам своих клиентов, которые необходимо профинансировать. Приняв
решение об удовлетворении заявки, «Казына» размещает на счетах в уполномоченных
банках денежные средства (в размере 70% от общей утвержденной стоимости
проекта). Кредит выдается под 9% годовых, срок депозита составляет три года, но
«Казына» имеет право на досрочное снятие средств (это – обычная практика
управления вкладами клиентов в Казахстане). Цель программы состоит именно в
обеспечении банковской системы ликвидностью, а не в поддержании реально
проблемных активов.
На
10 ноября 2007 г. НБК, правительство и Агентство Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организации (АФН)
подписали Меморандум по вопросам финансовой стабильности, определяющий задачи и
роль каждой из сторон по обеспечению финансовой стабильности в стране и в
банковском секторе. Однако этот документ не является законодательным актом.
Примечательно, что в нем говорится о плане правительства учредить специальную
компанию по управлению активами в целях «улучшения структуры балансов и
качества активов банков посредством передачи и (или) приобретения проблемных
активов и дальнейшего управления этими активами», однако никаких соответствующих
процедур и правил еще не установлено.
Регулирующие
органы стараются использовать сложившуюся ситуацию для сдерживания чрезвычайно
высокого роста банковских активов, отмечавшегося в предыдущие периоды, а также
для ограничения внешних заимствований, но пока их усилия не особенно
эффективны.
Недавно
НБК и АФН обратились к банкам с просьбой подписать меморандумы, обязывающие их
не увеличивать свои активы и внешние заимствования выше уровня, существовавшего
на 1 ноября 2007 г., в обмен на дальнейшую помощь НБК по экстренному
поддержанию ликвидности. Однако лишь очень немногие банки подписали этот
документ (срок его действия – один год). Большинство банков пока не очень
заинтересованы в использовании этого краткосрочного источника пополнения
запасов ликвидности и предпочли не связывать себя ограничениями, содержащимися
в меморандуме. Впрочем, этот документ не имеет ограничений по времени и может
быть подписан позднее.
Казахстанские
банки вступили в критический период своего развития. В секторе все чаще
отмечаются случаи пересмотра стратегий развития и реструктуризации бизнеса,
некоторые банки, возможно, будут проданы.
Лишь
немногие банки считают, что в более или менее обозримом будущем им удастся
восстановить прежние темпы роста. В настоящее время они вносят значительные и
незначительные изменения в свои стратегии и составляют планы реструктуризации
бизнеса, одновременно занимаясь укреплением внутренних процедур и систем
риск-менеджмента. К ним относятся, например, Банк ТуранАлем, который, по всей
видимости, будет усиливать свои банковские операции в других странах СНГ в
целях реализации новых возможностей развития бизнеса, а также Альянс Банк,
который свернул программу экспресс-кредитования, сделав акцент на расширении
менее рискованных традиционных операций розничного кредитования (обеспеченные
потребительские кредиты, кредитование заемщиков с положительной кредитной
историей с помощью кредитных карт). В целях дальнейшего развития банковского
сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, принята
Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2011 годы.
Основными приоритетами дальнейшего развития законодательной и регуляторной базы
согласно данному документу является: совершенствование банковского
законодательства с учетом международных стандартов, развитие конкуренции и
либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок,
принятие мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки
рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих
в связи с этим рисков), снижение банковских рисков, связанных с экспансией
банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого
бизнеса, а также совершенствование финансовой статистики [33].
Согласно
Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2011 годы
основными целями и задачами развития банковского сектора в среднесрочной
перспективе являются:
- расширение доступа населения к
банковским продуктам и повышение уровня защиты потребителей финансовых услуг;
- повышение уровня прозрачности
деятельности отечественных банков второго уровня в целях повышения доверия
населения к банковскому сектору;
- развитие конкуренции и либерализация
доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок;
- совершенствование банковского надзора на
основе наилучшей международной практики и повышение эффективности управления
внешним заимствованием банковского сектора страны.
Ключевую роль на пути более тесной
интеграции в мировую экономику играет дальнейшее совершенствование
отечественной банковской системы. Либерализация банковского сектора
способствует внедрению прогрессивного зарубежного опыта в управлении капиталом,
повышению качества менеджмента и, соответственно, уровня развития банковской
системы.
Вопрос либерализации банковского сектора
рассматривается в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО.
В этой связи исключен ряд ограничений по доступу нерезидентов Республики
Казахстан на казахстанский банковский рынок в целях дальнейшей либерализации, а
также создания равных условий их деятельности на территории Республики
Казахстан.
В целях повышения прозрачности
деятельности банковской системы разработан и предложен банкам на подписание
Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности
деятельности банка, который предусматривает раскрытие банками информации о
реальных собственниках банка, о перечне контролируемых банком организаций, об
аффилированных лицах банка и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития
бизнеса банка на ближайшие пять лет.
Непрерывный рост экономики,
благоприятный инвестиционный климат в стране, устойчивое развитие банковского
сектора в последние годы способствовали укреплению доверия со стороны
международных кредиторов и, как следствие, активному притоку внешних
заимствований, что, в свою очередь, может привести к усилению зависимости
банковского сектора от заимствований из-за рубежа.
Следует отметить, что рост внешних
заимствований приводит к повышению степени подверженности банковского сектора
значительному валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано
переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования,
процентному риску и риску ликвидности.
Крайне важно отметить, что
казахстанскими банками внешние заимствования привлекаются, в основном, по
плавающей процентной ставке. В свою очередь, в случае резкого изменения
ситуации на мировом рынке и условий кредитных соглашений, банки могут быть
неспособны, ответить своевременно по своим обязательствам, что может негативно
отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы
республики.
В целях дальнейшего развития банковского
сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО,
предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию банковского
законодательства с учетом международных стандартов, развитию конкуренции и
либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок,
принятию мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки
рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих
в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией
банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого
бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.
Проведённый анализ развития банковской системы в Республике
Казахстан, позволил сделать следующие выводы.
Банковская система – наиболее динамично развивающийся
сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП)
сопоставим с показателями стран Евросоюза.
Банковская система Казахстана прошла три этапа становления,
в результате которых были
реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные
основы банковского дела, появились первые коммерческие банки, все действующие
банки Казахстана перешли на международные стандарты в части достаточности
капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского
учета, введения и передачи информации.
По состоянию на 1 февраля 2008 года в Казахстане работают
35 банков второго уровня. По сравнению с началом 2007 года в 2008 году почти по
всем показателям очевиден явный прогресс, увеличилось количество банков второго
уровня с 33 до 35, количество филиалов банков второго уровня увеличилось на 28
единиц, а количество расчётно-кассовых отделов на 539 единиц. Увеличилось также
количество представительств банков-нерезидентов – их стало на 3 больше.
Анализ качественных показателей
деятельности коммерческих банков позволил определить следующее:
– с начала года собственный капитал
по балансу банков второго уровня увеличился с 1 января 2007 года на 556,3 млрд.
тенге (63,9%) и составил на отчетную дату 426,7 млрд. тенге.
– за прошедший год размер совокупных
активов банков увеличился на 2 811,4 млрд. тенге (31,7%) и составил на отчетную
дату 11 683,4 млрд. тенге.
– в
структуре активов банков большую долю занимают займы (требования к клиентам),
они увеличились по сравнению с 2007 годом на 2 876,5 млрд. тенге (48,0%).
В целом по банковской системе растут основные качественные
показатели (достаточность капитала и ликвидность). Банковский сектор Казахстана
по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и
наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование,
банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных
средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование
национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке
республики, они обеспечивают основной оборот средств и служат основными
поставщиками финансовых инструментов.
Сегодня в банковской сфере шестерка наиболее крупных банков
(АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Народный сберегательный банк
Казахстана», АО «Альянс Банк», АО «АТФ Банк, АО «Банк Центр Кредит») занимает
доминирующее положение в банковской системе. На долю этих банков приходится
более 80% совокупных активов банковской системы.
Рассматривая динамику капитала крупнейших банков
Казахстана, представленную в ходе исследования было отмечено, что к тройке
лидеров по капиталу можно отнести Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный
сберегательный банк Казахстана. Позиции АО «Казкоммерцбанк» и АО «Банк
ТуранАлем» сильны прежде всего за счет крупного и среднего бизнеса. Значение
стратегических направлений развития четверки крупных банков существенно влияет
на общую стратегию развития банковского сектора. Кроме того, существенная доля
рынка в сегменте розничного банкинга и обслуживания малого и среднего бизнеса
позволяет им быть во многом лидерами в данном секторе.
Казахстанские банки активно расширяют
масштабы деятельности в России, Кыргызстане, Узбекистане, Украине и других
странах СНГ, проводя транснациональные операции из головных офисов в
Казахстане, а также используя приобретаемые банки и свои представительства. По
состоянию на начало 2008 года, суммарный объем прямого кредитования и
инвестирования казахстанских банков в странах СНГ за пределами Казахстана
составлял примерно 12% совокупных активов национальной банковской системы, но у
крупных банков (а именно БТА и ККБ), наиболее агрессивно расширяющих бизнес в
других странах СНГ, удельный вес внешних кредитов и инвестирования в активах
выше.
В условиях
глобализации и усиления роли коммерческих банков в развитии экономики
обозначены тенденции развития банковской системы. Одной из важных проблем
современности является обеспечение долгосрочными инвестициями предприятий
реального сектора экономики. Принятие Программы инновационно-индустриального
развития страны до 2015 года усилило актуальность решения данного вопроса.
В целях
дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее
вступление Казахстана в ВТО, предполагается провести работу по дальнейшему
совершенствованию банковского законодательства с учетом международных
стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на
отечественный финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию
консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих
конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков),
снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки,
потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию
финансовой статистики.
15. Закон «О Национальном
Банке Республики Казахстан» от 24.12.1996 г. №15–1 (с изменениями и
дополнениями по состоянию на 28.02.2007 года №235-III)
16. Закон «О банках и
банковской деятельности в Республике Казахстан», от 31.08.1995 г. №2444 (с
изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 года №235-III)