Банковское кредитование малого предпринимательства на примере ОАО АКБ РосЕвроБанк
Проводится сравнительный анализ статей баланса и финансовой
отчетности заемщика с целью определения следующих факторов:
Динамика дебиторской задолженности, ее сроки, изменение его
товарных запасов (готовой продукции на складах). При установлении роста
дебиторской задолженности по сравнению с предыдущими периодами выясняется:
– причина такого роста;
– структура дебиторской задолженности (сосредоточены ли
неоплаченые счета у какого либо одного покупателя и не является ли эта
задолженность безнадежной);
– соотношение темпов роста дебиторской задолженности и сумм
продаж (если сумма дебиторской задолженности растет более высокими темпами, чем
сумма продаж, то связано ли это с изменением условий кредитования или с
изменением потребительского спроса на продукцию (услуги) заемщика).
При росте товарных запасов заемщика выявляются:
– причина такого роста;
– состав запасов и их ликвидность;
– анализ оборачиваемости запасов (связано ли это с ростом
объема производства или с другими причинами).
При анализе основных средств заемщика изучается:
– состав и при необходимости, срок службы оборудования;
– характеристика вновь приобретаемого оборудования (если оно
приобретается для расширения производства, то какова вероятность, что спрос на
продукцию предприятия будет расти);
Анализ изменения структуры капитала, соотношение капитала с
другими статьями баланса и пассивов по сравнению с предыдущими отчетными периодами.
Сопоставление темпов роста краткосрочных активов темпам роста
краткосрочных обязательств.
Анализ обеспечения кредита, его достаточность, качество,
ликвидность (с учетом изменения спроса и предложения на рынке).
Анализ кредиторской задолженности:
– изменение условий оплаты поставляемой продукции;
– изменение структуры поставщиков.
Расчет кредитоспособности заемщика на отчетную дату и ее изменение
по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
Анализ кредитов банка, динамика задолженности банку, факторы
влияющие на нее, своевременность возврата кредита и процентов по нему.
Анализ финансовых потоков заемщика по счетам, открытым в Банке и
др. кредитных организациях.
Особенности осуществления контроля при выдаче различных видов ссуд
В случае предоставлении кредита на строительство, реконструкцию,
техническое перевооружение, капитальный ремонт, проверка осуществляется с
привлечением других специалистов.
При установлении факта нецелевого использования кредита,
недостатка обеспечения ссуды (при кредитовании под залог), ненадлежащих условий
хранения ценностей составляется акт, который согласовывается с руководством
заемщика и приобщается к кредитному делу заемщика. С заемщиком проводится
работа либо по замещению залога, либо по погашению задолженности, являющейся
необеспеченной.
При выдаче бланковых кредитов осуществляется контроль за расчетами
клиента. При установлении фактов нарушения условий использования ссуды
принимаются меры, предусмотренные договором кредита.
При заключении договора кредита под банковскую гарантию или
поручительство, необходимо предусмотреть обязанность ежеквартального
представления отчетности банком-гарантом или предприятием-поручителем (баланса,
отчета о финансовых результатах).
При ухудшении финансового состояния гаранта (поручителя) требуется
получить от заемщика дополнительное обеспечение возврата кредита.
Соответствующие оговорки делаются в кредитном договоре.
При обеспечении кредита залогом имущества на квартальные даты
проводится проверка обеспечения кредита по данным бухгалтерского учета
залогодателя.
В случае недостатка обеспечения по ссуде банк может потребовать
предоставления дополнительного обеспечения по ссуде либо досрочного погашения
необеспеченной залогом части кредита.
Характерные черты ухудшения финансового состояния
Прямыми признаками возникновения трудностей с погашением кредитов являются, в частности:
– неуплата в срок процентов по ссуде;
– резкое увеличение кредиторской задолженности;
– снижение коэффициента ликвидности;
– снижение объема продаж;
– рост просроченных долгов;
– возникновение убытков от операционной деятельности и
другие;
Косвенными признаками ухудшения финансового состояния заемщика являются, в частности:
– резкое изменение поведения высшего руководящего состава;
– резкое изменение отношений с банком, нежелание
сотрудничать;
– замена ключевых сотрудников;
– увлечение созданием новых предприятий, скупка недвижимости;
– непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;
– некачественное составление финансовых отчетов;
– принятие необоснованного риска;
– потеря важных поставщиков и покупателей продукции (работ,
услуг);
Факты появления любого из перечисленных. признаков специалист
обязан доложить руководству Банка (филиала).
Организация работы при ухудшении финансового состояния заемщика
При выявлении проблемной ссуды специалист должен без промедления
принять следующие меры:
·
Установить ежедневный контроль за остатками средств и оборотами по
счетам заемщика. Одновременно наметить и провести систему мероприятий по
выявлению причин образования и поиску путей сокращения суммы просроченной
задолженности.
·
Сообщить юридической службе и службе безопасности о необходимости
принять меры по обеспечению реализации прав Банка по защите его интересов.
·
Провести объективную проверку сложившейся ситуации:
– выяснить позицию заемщика в сложившейся ситуации (хочет ли
он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство улучшить
финансовое состояние);
– сделать письменный запрос в адрес заемщика и сообщить об
обеспокоенности банка сложившейся ситуацией;
– организовать встречи с руководителями заемщика с целью
обсуждения сложившегося положения, результаты встречи оформить протоколом. При
этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, вне зависимости, решил ли
Банк (филиал) продолжать работу с клиентом или взыскать долг в судебном
порядке;
– наметить совместный план действий Банка и заемщика, который
может включать в себя:
а) продажу активов;
б) сокращение накладных расходов;
в) принятие активных мер по погашению просроченной дебиторской
задолженности;
г) разработку других мероприятий организационного,
производственного и финансового характера.
Основной проблемой кредитования является проблема кредитного
риска. В настоящее время данная проблема решается в ОАО АКБ РосЕвроБанк
посредством минимизации риска, основанной на детальном анализе
кредитоспособности заёмщика.
Малое предприятие-заемщик при обращении в ОАО АКБ РосЕвроБанк за
кредитом должно предоставить балансовые отчеты за два последних, перед подачей
заявки, квартала.
Исследование баланса предприятия, согласно данной методике, должно
производиться двумя методами: вертикальным (исследование коэффициентов на
основе текущего баланса) и горизонтальным (оценка тенденций для различных
отчетных периодов).
Рассмотрим пример по кредитованию заёмщика ООО «Прогресс». Процедура
кредитования приведена в Приложении 2.
Заёмщик, малое предприятие ООО «Прогресс» организовано с 1996
года. В соответствии с учредительными документами, предприятие осуществляет
следующие виды деятельности: изготовление мебели на заказ. Предприятие является
клиентом банка по РКО, запрашивает кредит в размере 5523680 руб. сроком на 3
года.
С целью оценки кредитного риска по данной сделке ОАО АКБ
РосЕвроБанк проводит следующую диагностику:
1.
проводится общая финансовая диагностика предприятия (Приложение 3)
2.
рассчитывается риск банкротства (Приложение 3)
3.
рассчитывается кредитный рейтинг.
Рейтинговая оценка кредитоспособности
Для
рассмотрения берутся следующие коэффициенты, которым соответствуют определенные
значения в баллах.
Коэффициент
независимости ………………………………….20
Соотношение
заемных и собственных средств……………….15
Коэффициент
покрытия (общий)………………………………20
Промежуточный
коэффициент покрытия……………………..10
Коэффициент
абсолютной ликвидности………………………10
Рентабельность
продаж…………………………………………10
Рентабельность
основной деятельности……………………….10
Соблюдение
критериального уровня каждого из полученных при финансовом анализе
коэффициентов дает соответствующее в баллах значение для рейтинговой оценки.
Дополнительно 5
баллов присваиваются предприятию-заемщику при соблюдении им так называемого
«золотого правила экономики предприятия». Оптимальным является следующее
соотношение:
Т>Т>T>100%,
где Т – темпы роста балансовой прибыли;
Т – темпы роста объма реализации;
T- темпы роста суммы активов (основного и оборотного)
предприятия.
Темп роста
рассчитывается как отношение соответствующего показателя за последний отчетный
период к показателю за предыдущий период (без учета нарастающего итога),
умноженной на 100. Несоблюдение рекомендуемого уровня каждого из полученных при
финансовом анализе коэффициентов, используемых при рейтинговой оценке
предприятия – заемщика, а также несоблюдение «золотого правила экономики предприятия»
дает нулевое значение данного показателя для рейтинговой оценки.
По итогам
суммирования баллов, полученных в ходе рейтинговой оценки, даются рекомендации (табл.
1.5).
Таблица 1.5. Рекомендации
по полученным показателям итоговой рейтинговой оценки, применяемые в ОАО АКБ РосЕвроБанк
Итоговая
рейтинговая оценка
Класс
Комментарии
От
75 до 100
Наивысший
показатель рейтинговой оценки. Такой показатель говорит о финансовой
устойчивости предприятия и его высокой кредитоспособности. Исходя из
практики, получение предприятием максимального общего балла рейтинговой
оценки явление крайне редкое.
От
50 до 70
2
Кредитование
таких заемщиков возможно с незначительной степенью разумного риска.
От
25 до 45
3
Получение
потенциальным заемщиком более низких оценок не должно рассматриваться как
отказ в предоставлении кредита, если есть другие более веские и обоснованные
причины (как то покрытие кредита залогом,
относящимся
к первой категории ликвидности, получение Банком значительной прибыли от
других услуг, оказываемым заемщику и т.д.) возможности кредитования заемщика
с минимальным риском для Банка.
Менее
20
4
Значение
рейтингового балла от 0 до 20 говорит о крайне неудовлетворительном
финансовом состоянии предприятия-заемщика и может являться причиной отказа в
его кредитовании.
Таблица 1.6. Основные
финансовые показатели
Наименование
показателя
01.03.09
Рейтинг
Коэффициент
независимости
0,85
20
Соотношение
собственных и заемных средств
0,18
15
Коэффициент
покрытия (общий)
4,38
20
Промежуточный
коэффициент покрытия
1,64
10
Коэффициент
абсолютной ликвидности
1,28
10
Рентабельность
продаж
0,1
0
Рентабельность
основной деятельности
0,02
0
Итоговая
рейтинговая оценка
х
75
Расчёт
соблюдения золотого правила экономики предприятия для ООО «Прогресс»
1208>126>103>100%
Итоговая
рейтинговая оценка ООО «Прогресс» составляет 80 баллов, что соответствует
наивысшему показателю рейтинговой оценки. Кредитный риск по данной операции
приемлем, ОАО АКБ РосЕвроБанк принимает решение о выдаче кредита.
2.1 Проблемы банковского кредитования субъектов
малого предпринимательства в условиях финансового кризиса
В России набирают силу процессы
естественной дифференциации и структурирования все усложняющегося финансового
рынка. В последние годы они стали заметны не только в банковском секторе, но и
в среде иных финансово-кредитных организаций (кредитных кооперативов,
лизинговых и факторинговых компаний, частых и государственных
фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и пенсионных
фондов, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных
бумаг).
На сегодняшний день в системе
институтов кредитования малого предпринимательства сформировалась группа
организаций, среди которых следует выделить – частные фонды поддержки малого
бизнеса, муниципальные и государственные региональные фонды поддержки малого
бизнеса, кредитные кооперативы регионального и федерального уровня.
В 2008 году банки активно
кредитовали малый бизнес, прирост за 2008 год составил 55%, а объем
финансирования по программам кредитования малого бизнеса до 2,5 миллионов руб.
достиг 510 миллиардов рублей (табл. 2.1).[1]
Из ее данных видно, что лидером по объему
выданных средств малому бизнесу в 2008 году стал банк «ВТБ24» показавший
динамику роста в 105,46%, до 40,4 миллиардов рублей за 2008 год. Банком,
выдавшим наибольшее количество кредитов малому бизнесу, количество которых по
итогам 2008 года достигло 43843 единиц, стал банк «Уралсиб».
Наибольшая динамика в пятерке лидеров у банка «НБ Траст», рост количества
выданных кредитов которого составил 122,97% в 2008 году
Таблица 2.1. Банки-лидеры по количеству выданных
кредитов малому бизнесу в 2008 году в Российской Федерации [2]
Банк
Кол-во выданных кредитов, шт.
Изменение за год, %
Объем выданных кредитов, тыс. руб.
Изменение за год, %
Количество городов присутствия программы, шт.
Уралсиб
43843
57,14
18778294,1
41,03
150
КМБ-банк
38432
4,31
16649770,0
40,33
н/д
ВТБ24
14668
96,91
40421675,0
105,46
н/д
НБ Траст
8495
122,97
4887377,0
121,71
115
Росбанк
6386
17,33
4875671,8
16,46
133
Челиндбанк
5627
454,38
1632577,0
223,57
29
УРСА банк
5353
-29,89
4844771,8
49,24
75
Автоградбанк
5093
-6,84
3488465,4
27,27
6
Пробизнесбанк
4279
223,68
1333251,9
328,64
16
СКБ-Банк
4163
83,80
1591018,0
89,41
40,0
Крупнейшие банки, кредитующие малый бизнес, рапортовали о
положительной динамике кредитования малого бизнеса и в 2008 году. Так, в Росбанке портфель кредитов малому и среднему бизнесу с
начала 2008 года вырос на 21,0%, у Альфа-банка
прирост составил 80,0%, у Собинбанка – 34,0%, Промсвязьбанк объем ссуд малому и среднему бизнесу
увеличился с января 2008 года в 9,4 раза.[3]
Но мировой финансовый кризис, затронувший российский банковский
сектор, серьезно повлиял на реализацию программ кредитования малого бизнеса.
Мировая экономика столкнулась с принципиально новым видом кризиса, который
затронул все существующие бизнес-модели и
функционирующие коммерческие институты.
Для тех малых предприятий, которые функционируют более десяти лет
– это уже второй масштабный кризис в экономике Российской Федерации, для тех,
кто находится на рынке менее десяти лет – первый. И смогут ли первые и вторые
пройти его, зависит не только от способностей предпринимателей, но и от
возможности привлечения заемных средств даже в условиях кризиса ликвидности.
Как же малому и микробизнесу решать
проблемы привлечения ресурсов в новых рыночных обстоятельствах? Ведь в
ближайшее время, компаниям, относящимся к сегменту малого бизнеса, не стоит
рассчитывать на среднесрочные и долгосрочные кредиты по приемлемым, для
предприятия, ставкам.
Часть экспертов считает, что малый бизнес менее капиталоемкий, и
именно поэтому небольшие компании имеют больше шансов получить в банке кредит
на реализацию того или иного проекта. Тем более что малый бизнес нуждается,
преимущественно, в краткосрочных займах, которые по своим объемам невелики.
Возможно, в сложившихся условиях на такие кредитные продукты, в краткосрочной
перспективе, будут ориентироваться и банка, так как доходность по ним
значительно выше, а также есть возможность диверсификации клиентской базы.
Но уже сейчас ряд банков приостанавливают программы кредитования
малого бизнеса или предъявляют запретительные требования к заемщикам. Также в
среднем по рынку ставки по кредитам для малого бизнеса увеличились на 1–4%.
И если столичному малому бизнесу помощь продолжает оказывать Фонд
содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБМ), который выступает
поручителем по кредитам, что позволяет предпринимателям получать ссуды при
недостатке обеспечения, то малому бизнесу в регионах стоит ориентироваться на
другие способы привлечения заемных средств.[4]
На современном этапе развития экономики для российских малых
предприятий одним из вариантов привлечения заемных средств может быть
использование таких финансовых инструментов как лизинг и факторинг. Для малого
бизнеса стоимость данных ресурсов существенно выше, чем стоимость классических
кредитов, но в настоящее время это практически единственная альтернатива банковскому
кредитованию. При этом лизинговые услуги предоставляют также и микрофинансовые организации, в том числе и государственные
фонды, работающие в сегменте микрофинансирования, для
которых предоставление поручительств становится все
более перспективным видом деятельности, и порядка 10% от частных фондов.[5]
Таким образом, можно констатировать, что в краткосрочной и
среднесрочной перспективе кредитование малого бизнеса, доля которого в
совокупных портфелях банков и до настоящего момента была невелика и составляла в
среднем от 1,5% до 8,0%, замедлиться. Данная ситуация в настоящий момент и в
среднесрочной перспективе обусловлена недостатком фондирования.
Тем не менее, для малого бизнеса это открывает возможности в
использовании новых, для данного сегмента, финансовых инструментов, в том числе
при непосредственной помощи, как частных, так и государственных микрофинансовых организаций.
Кредитование малого и
среднего бизнеса на сегодняшний день является одной из приоритетных задач
российской экономики. Если верить заявлениям представителей российских банков,
кредитование малого бизнеса – одна из приоритетных задач многих из них. Однако
на практике небольшой компании взять кредит удается редко. Между тем, развитие
банковского кредитования малого бизнеса выгодно обеим сторонам.
Объем кредитования малого
бизнеса не превышает 3% общего объема кредитных портфелей банков. Главным
препятствием для его увеличения становится жесткая позиция ЦБ РФ, который в
большинстве случаев рассматривает кредиты малым предприятиям как проблемные и
безнадежные ссуды из-за недостаточного обеспечения и требует создания резервов
в размере половины либо полной суммы кредита. Спрос на кредиты в малом бизнесе
удовлетворяется менее чем на 30%.[6]
Малый бизнес испытывает
постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах как для открытия
новых предприятий, так и для развития уже существующих. Удобная форма
кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его
доли в экономике региона и страны в целом.
За последние три-четыре года
объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%. Потребность данной отрасли в
заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15 – 17%. Главной
проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность
российского малого бизнеса.
Второй проблемой является
отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса
не являются владельцами ликвидного имущества. Значительная часть компаний, даже
имея залог, не может его использовать в качестве обеспечения, так как он
отсутствует на балансе или нет документов, подтверждающих право собственности.
Традиционно при кредитовании малого бизнеса залогом выступает жилая и нежилая
недвижимость, оборудование, автотранспорт, находящиеся в собственности как
предприятия, так и в личной собственности владельца бизнеса. Товары в обороте
чаще всего выступают обеспечением кредитов. Оценку залога банки предпочитают
проводить своими силами. Обеспечение должно покрывать сумму кредита и проценты
за весь срок кредитования. При этом обычно банк исходит из ликвидности залога и
принимает в расчет не более 70% его оценочной стоимости. Кроме того, обычно
банки требуют застраховать залоговое имущество. Это связано с тем, что в
соответствии с современным залоговым законодательством в случае банкротства
предприятия банкиры не исключают ситуации, когда причитающиеся по закону банку
активы не удастся взыскать с бизнесменов. Залоговое имущество на общих правах
поступает на аукцион, и банки не имеют на него преимущественных прав. Как
следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого
бизнеса, то довольно часто ссуды, выдаваемые по этим программам, остаются для
предпринимателей недоступными по цене.
Третий немаловажный фактор –
недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой
существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить
о сложившихся репутациях и кредитных историях.
С другой стороны, сегодня
далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с
малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских
технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку
одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования,
затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого
бизнеса.
Пока этот бизнес для банков
связан с высокими рисками. Чтобы их компенсировать, а также покрыть издержки на
обслуживание мелких кредитов, банки вынуждены выдавать кредиты по повышенным
ставкам. Повышенными ставками компенсируются повышенные риски, а также издержки
на обслуживание мелких кредитов. Кроме того, банки должны компенсировать свои
риски, связанные с использованием нестандартных форм обеспечения.
Нынешняя ситуация на рынке
кредитования в корне отличается от той, которая была 8–10 лет тому назад, когда
стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в
рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%,
то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%.
Обращает на себя внимание
широкий спектр услуг, оказываемых региональными кредитными организациями. Кроме
расчетно-кассового обслуживания, кредитования и консультаций они занимаются
операциями с векселями, экспортно-импортными операциями (гарантии,
аккредитивы), факторингом, управлением временно свободными счетами,
инкассацией. Банки оказывают помощь в финансовом и налоговом планировании,
содействуют в формировании и расширении рынка для клиентов-малых предприятий.
Данный факт служит дополнительным подтверждением тому, что малые и средние
региональные банки в сотрудничестве с малым бизнесом выступают с позиции
партнерства, оказывая ему всестороннюю помощь.
Заметной тенденцией в
последнее время стало появление интереса к малому бизнесу со стороны дочерних
иностранных банков. Традиционно зарубежные банки имеют более строгие требования
по рискам, процедурам, поэтому на рынке кредитования малого бизнеса они
выглядят слабее более гибких российских банков. Тем не менее, через некоторое
время и зарубежные банки смогут составить достойную конкуренцию отечественным.
Помочь им в этом могут заниженные процентные ставки.
Целью государственной поддержки малого предпринимательства в
финансовой сфере является создание условий для удешевления кредитных ресурсов,
направляемых на развитие малого бизнеса, содействие вовлечению средств частных
инвесторов в развитие малых предприятий, формирование групп банков, финансовых
компаний, инвестиционных фондов, работающих с субъектами малого
предпринимательства.
Опыт развитых стран
свидетельствует, что для появления и стабильного развития финансовой
инфраструктуры для малого бизнеса необходимым условием является активная
государственная политика. По данным ООН, в мире в сфере малого бизнеса занято
свыше 50% населения. В США, Японии, Германии и других странах с развитой
рыночное экономикой малые и средние предприятия образуют устойчивую, как бы
двойную структуру «малое плюс большое». Японские фирмы – супергиганты опираются
на тысячи семейных предприятий и микрофирм с высоким уровнем пооперационной
специализации, ответственности и компьютерного обеспечения. Отношения малых
предприятий с государством и крупным бизнесом регламентированы отработанной
десятилетиями правовой базой.
Для предпринимателя
интересен зарубежный опыт кредитования малого бизнеса. Наиболее показательным
представляется американский опыт. Существующая система поддержки развития
малого и среднего бизнеса в США функционирует более 50 лет. Основным
координирующим государственным органом является Администрация по малому бизнесу
(SBA). SBA имеет свои
представительства в каждом регионе и городе, обеспечивает проведение
государственной политики по поддержки МСБ через различные программы (финансовой
поддержки, обучения, доступ к ресурсам и государственным контрактам, содействие
экспорту и т.д.) совместно как с государственными учреждениями, так и с
рыночными структурами. SBA проводит различные кредитные программы через коммерческие банки и
другие кредитные учреждения, выдает гарантии от 75 до 80% по получаемым
кредитам субъектов МСБ в кредитных учреждениях под условия SBA.
Имеется также кредитная
программа LowDoc: при оформлении требуются минимальные документы, возможен заем до
150 тыс. долл., заявитель заполняет форму заявки (всего один лист) с одной
стороны и кредитующий банк с обратной стороны и направляют в SBA, где в течение 36 часов (3
рабочих дней) принимают решение (в 95% положительное).
Кроме названных, существует
еще много других различных специальных программ. Например, международные
торговые кредиты (ITL), содействующие экспорту товаров малых предприятий на сумму до
750 тыс. долл.; кредитные программы переквалификации для ветеранов армии,
женщин, сельских бизнесменов; кредитные программы по сбережению энергоресурсов,
по экологии, программа DELTA – защита независимости малых фирм путем
финансового и технического содействия, диверсификации их продукции на рынке,
программа сертификации продукции, создания новых рабочих мест и т.д.
Таким образом, американский
опыт показывает, что ключевым моментом в формировании механизма кредитования
малого и среднего бизнеса является создание государством условий, при которых
для малых фирм широкодоступны финансовые ресурсы из самых различных источников
Германская система
предполагает, прежде всего, не только и не столько прямое финансирование малого
бизнеса, осуществляемое посредством кредитов и субсидий, сколько стимулирование
микрофинансирования путем предоставления средств финансовым институтам,
работающим с малым бизнесом. Предоставление кредитов в рамках государственных
программ осуществляется по единым и ясным для всех правилам в соответствии с
обычными принципами банковского кредитования, т.е. кредиты выдаются только
кредитоспособным клиентам, без какого-либо предпочтения отдельным заявителям.
Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, которые
занимаются выдачей кредитов и дальнейшей работой с клиентами. Коммерческие
банки заключают с государственным банком KfW договор о рефинансировании
кредитов, в соответствии с которым берут на себя обязательство по возврату
предоставленных им средств. Государственный банк переводит деньги коммерческим
банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним
предприятиям. Коммерческий банк заключает с предпринимателем кредитный договор,
в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о
рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателем по
процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком
государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя ответственность от
50 до 100% за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации
льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.
В настоящее время разработан
совместный российско-германского проект «Гармонизация российского
законодательства о кредитовании малого бизнеса». Целью исследования,
проведенного экспертами Комитета Государственной думы по кредитным организациям
и финансовым рынкам совместно с германскими специалистами из консалтинговой
компании OST-EURO, действующими под эгидой немецкой банковской группы KfW, является обоснование
необходимости изменения российского банковского законодательства,
законодательства о кредитной кооперации, о поддержке малого предпринимательства
и об организации местного самоуправления. Такая потребность возникает из объективных
экономических предпосылок – в частности, из необходимости создания целостной
системы кредитования малого бизнеса.
Предложенный экспертами
комплексный подход состоит в том, чтобы объединить все действующие финансовые
организации в единую финансовую систему, в которой первая группа сформирована
микрофинансовыми организациями вторая представлена НКО различных видов, а третья
образована собственно банками. Основанием для группировки таких институтов
является сходство режимов регулирования и надзора со стороны уполномоченного
органа (Банка России): фактическое отсутствие надзора в отношении первой
группы, жесткое регулирование, надзор и максимально полная отчетность для
третьей группы и некоторое «промежуточное» положение – для второй.
Поддержка малого предпринимательства
со стороны государства может осуществляться как путем правовых рамочных
условий, обеспечивающих малому предпринимательству более комфортное
функционирование, так и путем реализации комплекса практических мер,
непосредственно направленных на решение данной задачи.
По мнению экспертов, во
взаимоотношениях банков и малого бизнеса наступает поворот. Банки готовы идти
навстречу заемщикам. Например, кредитные инспекторы не только выдвигают
требования по оформлению залога, но и дают рекомендации, как это грамотно
сделать. Постепенно меняется и сам малый бизнес, повышается его прозрачность,
что дает основание предполагать улучшения ситуации с банковским кредитованием
малого бизнеса в России.
На наш взгляд, необходимым сегодня является создания экономических
условий, стимулов для развития малого предпринимательства, предусматривающих
вложение финансовых ресурсов, имеющих безвозмездный либо льготный характер.
Концепция развития региональной системы государственной
финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства включает в себя
комплекс представлений о стратегических целях, задачах, интересах, приоритетах,
принципах и мерах по формированию финансовых предпосылок к устойчивому развитию
сектора малого предпринимательства региона как особой сферы, пронизывающей или
затрагивающей все секторы экономики. И вместе с тем формирующаяся концепция
рассматривается как стратегия и руководство к практической деятельности.
Рис. 2.1 Элементы региональной системы государственной
финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства
Стратегическая цель функционирования региональной системы
государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства
видится в быстром и существенном подъеме малого бизнеса во всех секторах
экономики на принципиально новый, соответствующий ведущим зарубежным меркам
уровень, который позволит создать систему производства товаров, работ и услуг
на равных конкурирующих на мировом рынке.
Ключевыми задачами при этом должны стать: стимулирование
предпринимательства; разработка и внедрение механизмов финансирования
инновационной деятельности; освоение новейших современных форм государственной
финансово-кредитной поддержки малого бизнеса; интенсивное привлечение
инвестиций; развертывание сети инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства в регионе.
Высокие темпы роста по многим показателям АКБ РосЕвроБанк (ОАО)
свидетельствуют об активной работе банка в области кредитования и стабильном
росте этого направления. Однако, для наращивания своего кредитного портфеля,
поддержания низкого уровня риска, улучшения конкурентоспособности банку
необходимо пересмотреть свою политику кредитования по отношению к малому
бизнесу. В данном параграфе предлагаются некоторые рекомендации и предложения в
части совершенствования кредитования.
В качестве недостатка можно выделить низкую диверсификацию
предоставленных кредитов по географическому признаку. Несмотря на существование на сегодняшний день 19-ти
Кредитно-кассовых офисов в разных города РФ, основная часть кредитных ресурсов
сосредоточена в московском регионе. Кредиты, предоставленные Кредитно-кассовыми
офисами составляют всего лишь 3,78% от общего объема предоставленных кредитов.
Такая низкая доля связана, во-первых, с небольшим количеством самих ККО,
во-вторых, с относительно небольшим опытом работы многих из них (из 19-ти
существующих на сегодняшний день ККО, 13 из них были открыты в 2008 году). Так
же в качестве проблем можно выделить: высокую конкуренцию в конкретном регионе,
нехватку квалифицированного персонала, недостаточно активную рекламную
кампанию.
Решению проблемы конкуренции во многом будет способствовать
проведение широкой рекламной кампании, так как по набору и качеству кредитных
продуктов РосЕвроБанк не уступает региональным банкам, основной задачей здесь
является именно доведение информации до клиентов, реклама кредитных продуктов.
Остро стоит проблема дефицита квалифицированного персонала. Сейчас
некоторые ККО банка состоят из одного сотрудника, это естественно не дает
нужной эффективности работы. Для решения этой проблемы необходимо набирать
дополнительный штат – в частности, для того, чтобы осуществлять активное
привлечение клиентов и дальнейшую клиентскую поддержку. Необходимым в этой
ситуации является обучение новых сотрудников и повышение квалификации уже работающих.
В РосЕвроБанке периодически проводятся лекции как для персонала, так и для
потенциальных заемщиках.