Рефераты

Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов

Следует, однако, иметь в виду, что согласно Указаниям ЦБ РФ от 26.11.1999г. №689-У по решению Совета директоров Банка России в обеспечение кредитов могут приниматься и ценные бумаги, не входящие в Ломбардный список [12, с.164].

Организация и проведение операций ломбардного кредитования возложены на Сводный экономический департамент Банка России. Кредиты банкам предоставляются от имени Банка России его уполномоченными учреждениями (под ними понимаются территориальные учреждения Банка России и их расчетные подразделения – ГРГЦ, РКЦ, ОПЕРУ).

Право на получение кредитов Банка России имеет банк, который отвечает определенным критериям:

1. Заключил с Центральным банком РФ следующие договоры:

▪ Генеральный кредитный договор, в соответствии с которым банк самостоятельно выбирает, какими видами кредитов он будет пользоваться. Получение внутридневного кредита возможно только при условии заключения Генерального кредитного договора и на предоставление кредита "овернайт";

▪ дополнительное соглашение к Договору корреспондентского счета о предоставлении Банку России права на списание не погашенной в срок задолженности по кредитам, суммы платы за пользование внутридневными кредитами и о проведении в течение дня списания средств с корсчета по расчетным документам при получении внутридневных кредитов.

2. Имеет счет депо в уполномоченном депозитарии.

3. Заключил дополнительное соглашение к Депозитарному договору с Депозитарием, которое предусматривает:

▪ открытие раздела "Блокировано Банком России" на счете депо банка;

▪ право Банка России открывать следующие разделы на счете депо банка: "Блокировано под кредитный аукцион Банка России", "Блокировано в залоге под ломбардные кредиты Банка России", "Блокировано для торгов по реализации ценных бумаг, заложенных под ломбардные кредиты Банка России", "Блокировано в залоге под кредиты "овернайт" Банка России", "Блокировано для торгов по реализации ценных бумаг, заложенных по кредитам "овернайт" Банка России".

4. Кредиты Банка России предоставляются при условии предварительного блокирования банком ценных бумаг в разделе "Блокировано Банком России" счета депо банка в Депозитарии. Банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, подлежащих предварительному блокированию.

5. Ценные бумаги должны отвечать следующим требованиям:

▪ должны быть включены в Ломбардный список;

▪ учитываться на счете депо банка;

▪ принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами банка;

▪ иметь срок погашения не ранее чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения предоставленного кредита Банка России;

▪ не допускались случаи ареста ценных бумаг на счете депо банка в Депозитарии в течение последних 90 календарных дней;

6. Банк должен на момент предоставления кредита отвечать следующим требованиям:

▪ иметь достаточное обеспечение по кредиту;

▪ в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;

▪ не допускать просроченную задолженность по кредитам, ранее предоставленных Банком России, и процентам по ним, а также другие просроченные денежные обязательства перед Банком России в течение последних 90 календарных дней;

▪ не допускать случаев ареста денежных средств на корсчете банка в расчетных подразделениях Банка России в течение последних 90 календарных дней [10, с. 103].

Залоговый портфель формируется по принципу отбора ценных бумаг, учитываемых в разделе "Блокировано Банком России", имеющих минимальный срок до погашения. В случае равенства сроков до погашения отбирают ценные бумаги, имеющие минимальную рыночную стоимость.

Обеспечение кредита считается достаточным, если рыночная стоимость ценных бумаг, входящих в залоговый портфель, скорректированная на установленный Банком России поправочный коэффициент, равна или превышает сумму испрашиваемого кредита, включая начисленные проценты за период пользования им.

Ломбардный кредит может предоставляться:

• по фиксированной процентной ставке, величину которой устанавливает Совет директоров;

• на аукционной основе. Комитет Банка России по денежно-кредитной политике устанавливает лимит на максимальный объем кредита по каждому аукциону.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся:

• по "американскому способу", при котором заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках, которые равны или превышают ставку отсечения, установленную Банком России по результатам аукциона;

• по "голландскому способу", при котором все заявки удовлетворяются по ставке отсечения.

По итогам проведения аукциона для банков, заявки которых удовлетворены (полностью или частично) уполномоченное подразделение Банка России подготавливает и направляет в Депозитарий поручения "депо" на открытие разделов "Блокировано под ломбардные кредиты", а также на осуществление депозитарных переводов в них ценных бумаг из раздела "Блокировано под кредитный аукцион Банка России" и соответственно на закрытие разделов "Блокировано под кредитный аукцион Банка России" на счета депо банков [8, с. 132].

Погашение ломбардного кредита и уплата процентов по нему производится путем направления банком-заемщиком двух поручений (одного на уплату процентов, другого - на погашение кредита) на списание средств с корсчета банка в расчетное подразделение Центрального банка РФ (в электронном виде или на бумажном носителе). В первую очередь уплачиваются проценты по кредиту, затем - сумма основного долга.

При неисполнении (ненадлежащем исполнении) банком обязательств по возврату кредита отсрочка платежа не производится, и Банк России реализует заложенные ценные бумаги. Залог выставляется на продажу на следующий рабочий день после установленного срока погашения кредита. Реализация залога производится на ОРЦБ в течение четырех торговых сессий подряд.

Банк России вправе реализовать только часть заложенных ценных бумаг, если сумма выручки от их реализации достаточна для удовлетворения всей суммы требований Центрального банка РФ. При этом Банк России самостоятельно производит выбор конкретных видов и выпусков заложенных ценных бумаг.

За счет выручки от реализации заложенных ценных бумаг в первую очередь возмещаются расходы Банка России, связанные с их реализацией, затем погашается задолженность банка по процентам и задолженность по кредиту в сумме основного долга, в последнюю очередь – сумма неустойки (пени). Пеня начисляется на сумму просроченного долга за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования, деленной на фактическое число дней в текущем году (365 или 366).

Сумма выручки от реализации ценных бумаг, оставшаяся после удовлетворения всех требований Банка России, перечисляется на корсчет банка. Если выручка от реализации залога недостаточна для покрытия всех требований Центрального банка РФ, то производится списание средств с корсчета банка на основании инкассового поручения уполномоченного учреждения Банка России [11, с. 113].

Краткосрочные (корректирующие) кредиты предоставляются, как правило, для корректировки финансового положения банка в том случае, если финансовые проблемы возникли в результате следующих обстоятельств:

• резкого, непредсказуемого уменьшения депозитов;

• возникновения временных трудностей при получении кредитов из обычных источников;

• повышенного спроса на банковские кредиты в периоды кредитного "голода".

Корректирующие кредиты запрещается использовать для осуществления спекулятивных операций или финансирования сомнительных инвестиций: например, на приобретение ценных бумаг, погашение задолженности частным кредиторам и др. Подобные кредиты предоставляются под гарантию ценных бумаг, преимущественно государственных. Иногда они называются "кредитами на оговоренный срок".

Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.

Кредиты "овернайт" предоставляются Банком России, начиная с 19 июня 1998 г. Это обеспеченные кредиты, пришедшие на смену ранее предоставляемым однодневным расчетным кредитам. Получить их могут банки, расположенные в регионах с современной расчетной системой, которая позволяет осуществлять расчеты с учетом поступлений текущего операционного дня. Предоставляется кредит путем списания средств с корсчета банка по платежным документам при отсутствии или недостаточности средств на счете банка в расчетном подразделении Банка России.

Целью кредитов "овернайт" является обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов. Для завершения банком расчетов в конце операционного дня на корсчет банка зачисляется сумма кредита и проводится списание средств по неисполненным платежным документам. Такие кредиты предоставляются банкам, с которыми подписан Генеральный кредитный договор, предусматривающий право на получение кредита "овернайт" [14, с. 121].

Основания для предоставления кредита:

▪ наличие неисполненных платежных документов в конце операционного дня и/ или наличие непогашенного внутридневного кредита (т.е. наличие дебетового сальдо по корсчету банка в расчетном подразделении Банка России в пределах установленного лимита рефинансирования);

▪ наличие у банка на момент предоставления кредита ценных бумаг, учитываемых в разделе "Блокировано Банком России" своего счета депо, стоимость которых достаточна для получения определенной суммы кредита "овернайт" с учетом начисленных процентов по нему.

Заявления банка на получение кредита не требуется. Инициатором выдачи кредита "овернайт" является Банк России. При этом банк должен отвечать критериям, установленным для банков, получающих кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг.

Кредиты "овернайт" предоставляются на срок от начала проведения кредитной операции (с даты зачисления денежных средств на корсчет банка) до ее завершения (до даты погашения кредита и уплаты процентов по нему).

Документами, подтверждающими факт предоставления Банком России кредита "овернайт" являются:

▪ выписки по корреспондентскому и ссудному счетам данного банка;

▪ оформленное и подписанное Банком России Извещение.

Размер процентных ставок по кредитам "овернайт" устанавливается Советом директоров Банка России и официально публикуется в "Вестнике Банка России".

Внутридневные кредиты в совокупности с кредитами "овернайт" призваны обеспечить нормальное, бесперебойное функционирование платежной системы. В соответствии с Положением № 19-П они являются обеспеченными, а банки, пользующиеся данными кредитами, должны отвечать установленным критериям (см. Ломбардные кредиты). Кроме того, должны соблюдаться следующие условия:

• Генеральным кредитным договором должно быть предусмотрено предоставление как минимум двух видов кредитов: внутридневных и "овернайт";

• рыночная стоимость заблокированных ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент, должна быть достаточна для получения запрашиваемой суммы внутридневного кредита и уплаты процентов, которые рассчитываются, исходя из процентной ставки по кредиту "овернайт" и предполагаемого периода пользования этим кредитом.

Внутридневные кредиты предоставляются Банком России банкам, расположенным в регионах с валовой (непрерывной) или порейсовой обработкой платежных документов в течение операционного дня. Основанием для выдачи кредита являются неисполненные платежные документы, предъявленные к корсчету банка в течение операционного дня.

Предоставление внутридневного кредита означает, что расчетное подразделение ГУ Центрального банка РФ по время проведения расчетов текущего операционного дня проводит платежи банка, имеющего картотеку отложенных платежей, сверх имеющихся на корсчете банка средств. Таким образом, возникает дебетовое сальдо, которое не должно превышать установленный лимит рефинансирования по данному виду кредита и имеющееся обеспечение [24].

Документом, подтверждающий факт предоставления Банком России внутридневного кредита, является промежуточная выписка о состоянии корсчета банка, свидетельствующая о наличии внутридневного дебетового сальдо в пределах лимита рефинансирования.

Внутридневный кредит может быть погашен:

• в течение текущего операционного дня за счет поступлений денежных средств на корсчет банка;

• при невосполнении банком недостатка средств на корсчете до завершения расчетов текущего дня расчетное подразделение ГУ Центрального банка РФ переоформляет сумму внутридневного дебетового сальдо в кредит "овернайт". При этом обязательства банка по погашению внутридневного кредита прекращаются.

Значение внутридневных кредитов заключается в том, что их предоставление банкам позволяет ускорить процесс оперативного пополнения корреспондентского счета, особенно в первой половине операционного дня, что позволяет поддерживать платежеспособность банка и тем самым избежать цепочки неплатежей в системе банковских расчетов [11, с. 167].

Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

Заметим, что постепенно методы денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального Банка, получившие название операций на открытом рынке.

Под операциями Центрального Банка на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

• условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

• объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

• срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

• способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.

Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу.

Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам [10, с.178].

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Центральный банк России обеспечивает "организационную" сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно на нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБ РФ.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса [12, с.216].

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

Например, в 2007 году для рефинансирования банки могли использовать как внутридневные кредиты, кредиты "овернайт", ломбардные кредиты под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, так и кредиты под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций. Наиболее востребованными были внутридневные кредиты, объем которых составил 13 500 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом почти на 20%. Объем предоставленных Банком России кредитов "овернайт" увеличился по сравнению с 2006 годом в 2,8 раза и составил 133,3 млрд. рублей. Кредиты "овернайт" предоставлялись по процентной ставке, равной ставке рефинансирования. Объем предоставленных ломбардных кредитов в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом почти в 4 раза и составил 24,2 млрд. рублей [24]. В 2007 году началось заключение сделок ломбардного кредитования (по фиксированной процентной ставке и на аукционной основе) с использованием Системы электронных торгов ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа". Этот механизм позволяет кредитным организациям с одного рабочего места осуществлять весь спектр операций, проводимых Банком России в рамках реализации денежно-кредитной политики (кредиты, депозиты).

С 28.11.2007 г. Банк России ввел новый инструмент рефинансирования кредитных организаций — ломбардный кредит Банка России по фиксированной процентной ставке на срок 1 календарный день (процентная ставка была установлена на уровне 8,0% годовых). Совет директоров Банка России также принял решение о снижении с 11.10.2007 фиксированной процентной ставки, которая устанавливается по ломбардным кредитам на срок 7 дней (в случае, если два ломбардных аукциона были признаны несостоявшимися). Средневзвешенная процентная ставка по ломбардным кредитам в 2007 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 0,18 процентного пункта и составила 7,0% годовых [24].

В условиях усиления инфляционного давления на экономику Банк России во II квартале 2008 г. дважды повышал ставку рефинансирования и ставки по своим операциям (всего на 0,5 процентного пункта). Ставка по кредиту "овернайт" , определяющая верхнюю границу коридора процентных ставок по операциям Банка России, была повышена с 29.04.08 до 10,5% годовых, а с 10.06.08 – до 10,75% годовых. Ставка по депозитным операциям на стандартных условиях " том-некст ", определяющая нижнюю границу коридора, была увеличена с 29.04.08 до 3,25% годовых, а с 10.06.08 – до 3,5% годовых. В I квартале 2008 г. ставки, определяющие границы коридора процентных ставок по операциям Банка России, были повышены на 0,25 процентного пункта.

В сентябре 2008 г. Банк России предоставил ломбардные кредиты в сумме 28,8 млрд. руб., кредиты овернайт — в объеме 23,7 млрд. руб. (в августе — 4,1 и 15,6 млрд. руб. соответственно). В целях бесперебойного осуществления платежей на протяжении всего месяца Банк России предоставлял также внутридневные кредиты, общий объем которых составил 1447,5 млрд. руб. (в августе — 1351,6 млрд. рублей). В сентябре в структуре ценных бумаг, переданных кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России, преобладали государственные облигации [24].

Банк России в сентябре предоставил кредиты под залог нерыночных активов или поручительства кредитных организаций в объеме 14,5 млрд. руб. (в августе — 7,7 млрд. руб.). Задолженность кредитных организаций по указанным кредитам возросла с 47,4 млрд. руб. на 1.09.2008 до 61,7 млрд. руб. на 1.10.2008.

В течение рассматриваемого месяца аукционы по размещению временно свободных средств федерального бюджета Российской Федерации играли важную роль в обеспечении банков рублевой ликвидностью. Схема проведения аукционов в сентябре изменилась: вместо аукционов на срок 4 недели стали проводиться аукционы на срок 5 недель, а также на срок 1 неделя. Объем размещенных средств на срок 5 недель за месяц составил 321,8 млрд. руб. при средневзвешенных ставках от 8,04 до 8,43% годовых, на срок 1 неделя — 154,6 млрд. руб. при средневзвешенных ставках 7,84—7,85% годовых. С 15.09.2008 лимиты размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты были увеличены с 625 до 1232 млрд. рублей. А 22.09.2008 был проведен аукцион по размещению средств на срок 3 месяца, по результатам которого 22 банкам было предоставлено 330,3 млрд. рублей. Вместе с тем в сентябре кредитные организации возвратили в федеральный бюджет ранее размещенные депозиты в сумме 338,3 млрд. рублей. В результате задолженность кредитных организаций по депозитам федерального бюджета возросла со 166,3 млрд. руб. на 1.09.2008 до 634,6 млрд. руб. на 1.10.2008 [24].

Сложная ситуация в мировой финансовой системе, постепенно распространившаяся и на российский рынок, требует нестандартных подходов, которые при этом должны сопровождаться взвешенными решениями. Разработка механизмов стимулирования внутренних сбережений населения и создание условий для развития малого и среднего бизнеса, средства, которых станут противовесом внешним заимствованиям кредитных организаций, будут способствовать стабильности российской банковской системы в долгосрочной перспективе. Формирование гибкой эффективной системы рефинансирования призвано компенсировать короткие "провалы" ликвидности, и Банк России со своей стороны активно на постоянной основе совершенствует механизм рефинансирования исходя из требований времени. Только совместные усилия Банка России и банковского сообщества по преодолению кризисных явлений и выработке стратегии длительного и устойчивого роста будут иметь успех.

Для Банка России события последних недель обозначили кардинальный разворот в проведении денежно-кредитной политики. Если раньше основной задачей было ограничение избыточной ликвидности, вызванной высокими экспортными ценами и притоком капитала, то теперь – необходимость предоставления ликвидности ввиду исчезновения ее традиционных источников. Кроме того, паника на мировых фондовых рынках обострила вопросы доверия к финансовой системе в целом и сделала актуальными задачи предоставления дополнительных гарантий.

В этой ситуации Правительство Российской Федерации и Банк России предприняли комплексные усилия, направленные на минимизацию негативных последствий глобального кризиса. Принятые меры условно можно разделить на две основные категории – меры по предоставлению ликвидности и меры по предоставлению гарантий.

Меры по предоставлению ликвидности:

• принято решение увеличить лимит размещения временно свободных бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках с 668 млрд. руб. до 1,514 трлн. руб.;

• расширен до 28 список банков, для которых доступны временно свободные бюджетные средства;

• принят закон о рассрочке уплаты НДС, согласно которому суммы НДС будут уплачиваться в бюджет в течение трех месяцев после соответствующего налогового периода;

• принято решение о снижении с 15 октября 2008 г. Нормативов обязательных резервов по каждой категории резервируемых обязательств до 0,5%;

• разрешено использовать часть средств Фонда национального благосостояния на поддержку отечественного банковского сектора в условиях мирового финансового кризиса. Средства будут размещены в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на депозиты сроком до 31 декабря 2019 г. Включительно на общую сумму 950 млрд. руб. с целью выдачи субординированных кредитов банковской системе;

• установлено право Центробанка РФ предоставлять российским кредитным организациям кредиты без обеспечения на срок до 6 месяцев;

• снижены минимальные рейтинги ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве залога при операциях с Центробанком РФ;

• Центробанк РФ выдает Сбербанку России субординированный кредит на сумму 500 млрд. руб.

По мнению специалистов, предпринятые меры позволят сохранить стабильность банковской системы. Это не означает, что каждому банку гарантировано безоблачное будущее – в условиях мирового финансового кризиса такое невозможно. Но система в целом должна пройти этот сложный этап с минимальными потерями [23, с. 7].

В 2009-2011 годах Банк России продолжит участвовать в деятельности, направленной на повышение эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка, по следующим направлениям:

• совершенствование нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на рынке государственных ценных бумаг, в том числе сделок РЕПО с центральным контрагентом в целях развития денежного рынка и повышения его ликвидности;

• совершенствование законодательства о клиринговой деятельности в целях повышения эффективности управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через организатора торгов;

• внедрение механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе, способствующих повышению устойчивости рынков долговых инструментов и их ликвидности;

• внедрение сервиса управления обеспечением по операциям РЕПО, в том числе трехстороннего РЕПО, в целях оптимизации и расширения спектра операций, проводимых участниками;

• содействие развитию системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском [24].

Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов. В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.

В случае ослабления платежного баланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку ликвидности в банковском секторе и формированию значительного и регулярного спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки "валютный своп", ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов "овернайт" Банка России [24].

Таким образом, центральным звеном денежной политики государства является Центральный Банк России. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно- кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране. Основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, операции рефинансирования, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Вне зависимости от видов используемых расчетов центральный банк в проведении денежно-кредитной политики стремится к созданию такой платежной системы, которая сочетала бы в себе стабильность, целостность системы и ее эффективность.

 

2.2 Межбанковское кредитование и пути его совершенствования


Под межбанковским кредитом понимается кредит, предоставляемый одним банком другому, или депозиты банка, размещаемые в других банках. Банки, располагающие свободными кредитными ресурсами, продают эти ресурсы на рынке межбанковских кредитов (МБК) — денежном рынке. С помощью межбанковских кредитов банки могут оперативно управлять своей ликвидностью, быстро привлекать средства в случае необходимости или размещать временно свободные кредитные ресурсы.

Практически все банки время от времени могут иметь излишек кредитных ресурсов или же, наоборот их временный недостаток. Это противоречие разрешается на рынке МБК. Чтобы временно свободные ресурсы приносили доход, банки-кредиторы стремятся разместить их в других банках-заемщиках. Такое помещение средств считается надежнее по сравнению с помещением средств в хозяйство в силу более высокой гарантии возврата средств со стороны банка. Мотивы банка-заемщика в привлечении кредитных ресурсов разнообразны: необходимость оперативного регулирования банковской ликвидности, потребность в дополнительных средствах для расширения активных операций и прочее. Активными кредиторами на рынке МБК могут выступать и только что созданные банки, имеющие незадействованные в обороте ресурсы в связи с отсутствием сформировавшейся клиентуры. Условия и сроки размещения кредитных ресурсов различные. В международной практике наиболее популярные сроки варьируются от одного дня до нескольких лет. Привлечение МБК осуществляется двумя способами: самостоятельно, путем прямых переговоров, или через финансовых посредников [11, с.76].

В соответствии с законом "О банках и банковской деятельности" кредитная организация на договорных началах может привлекать и размещать друг и друга средства в форме вкладов (депозитов) кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые расчетные центры корреспондентские счета, открываемые друг и друга.

Несовпадение во времени привлечения и использования средств клиентов приводит к созданию рынка краткосрочных межбанковских кредитов.

Для межбанковского рынка характерно наличие множества контрагентов. При нормальном функционировании у банка возникает ситуация потребности в резервах и излишках ресурсов. Потребность или излишек образуются из-за невозможного точного планирования поступлений на корреспондентский счет банка клиентских платежей. Поэтому периодически образуемый у банка излишек ресурсов представляет собой денежные средства, поступающие на расчетный счет клиентов и, соответственно, имеет краткосрочный характер.

Для соблюдения ликвидности, банк должен вкладывать этот излишек на короткий срок и с высокой степенью надежности возврата. Этим условиям отвечает межбанковское кредитование. Коммерческий банк, является участником рынка межбанковских кредитов, выступая поочередно в роли как кредитора, так и роли заемщика. Эти кредиты являются оптимальным инструментом регулирования ликвидности коммерческого банка [4, с.179].

Преимуществом межбанковского кредита служит высокая скорость осуществления сделки, соответствующая быстроте изменения текущей ликвидности банка. Как только у коммерческого банка появляется излишек, он может быть реализован на межбанковском рынке, так как межбанковский кредит является наиболее быстрым и надежным способом размещения краткосрочных банковских ресурсов. Коммерческий банк может привлечь кредит другого банка напрямую или через посредника (другой банк, фондовую биржу, брокерскую контору и др.). МБК — довольно дорогой кредитный ресурс, однако в отличие от депозитов по ним не устанавливаются резервные требования, и потому вся сумма полученного межбанковского кредита может быть использована банком для прибыльных вложений.

Можно выделить два основных назначения межбанковского кредита - межбанковские кредиты являются для банка спекулятивным инструментом получения прибыли, а также инструментом подержания текущей ликвидности. Это обуславливает в основном краткосрочный характер межбанковских кредитов, который, как правило, предоставляется на 1-2 дня.

В состав участников рынка МБК входят банки, которые проводят свои операции нерегулярно, в зависимости от складывающихся финансовых условий. Наиболее активные операторы рынка МБК — банки-дилеры, действующие от своего имени и за свой счет; они могут выступать в качестве заемщиков или кредиторов. Их доход — процентная маржа, т.е. разница между ставками размещения и привлечения средств. Использование операционных систем, например REUTERS DEALING 2000, обеспечивает техническую возможность оперативного совершения сделок: банки получают стандартную информацию (текущие котировки, условия, прочие справочные сведения), а также определенный инструментарий для совершения сделок. Доход от применения операционных систем складывается из комиссионных и абонентской платы участников расчетов [8, с. 104].

Цена кредитных ресурсов — процентная ставка по кредиту на рынке МБК — складывается под воздействием спроса и предложения. Представление о состоянии рынка МБК дают специальные показатели, к числу которых относятся:

1) MIBOR (Moscow Interbank Offered Rate) — средняя ставка по предложениям на продажу;

2) MIBID (Moscow Interbank Bid) — средняя ставка по предложениям на покупку;

3) MIACR (Moscow Interbank Actual Credit Rate) — средневзвешенная фактическая процентная ставка по МБК.

Перечисленные выше показатели исчисляются по крупнейшим банкам России — участникам рынка МБК. Уровень процентных ставок на рынке МБК дифференцируется в зависимости от сроков кредитования [22, с.35].

При выборе контрагентов на рынке МБК банками учитывается правовое положение, финансовое состояние будущего заемщика-банка, которое определяется на основании данных балансов и экономических нормативов. Используется также информация о рейтингах. На основании этих данных можно рассчитывать допустимую величину кредитного риска для контрагента — максимальный размер кредита для данного банка-заемщика.

Коммерческий банк не начнет работать на рынке МБК с контрагентом, не рассчитав на него лимит. Существуют специальные методики расчета установления лимита на банки-контрагенты, позволяющие адекватно оценить состояние любого банка на основании анализа данных балансов, экономических нормативов, расшифровок отдельных балансовых счетов, взятых в динамике. Чаще всего лимит рассчитывается на основе данных о собственном капитале банка-контрагента с помощью специального синтетического коэффициента, отражающего финансовое положение банка. Данный коэффициент разрабатывается самим банком-контрагентом.

Анализ кредитоспособности банка - контрагента может проводится раз в месяц, по балансу на отчетную дату. В результате этого определяется лимит, т.е. предельная сумма кредита. В течение месяца предоставление денежных средств банку - заемщику автоматически по мере поступления заявок при условии приемлемости процентных ставок и наличия ресурсов [12, с. 158].

Операции на рынке межбанковских ресурсов проводятся коммерческими банками на основании Соглашения о сотрудничестве на рынке межбанковских ресурсов или об общих условиях проведения операций на внутреннем денежном рынке. Это соглашение заключается не по каждой сделке, а один раз на продолжительный период. Здесь оговаривается круг операций, которые осуществляют банки друг с другом, порядок проведения сделок, порядок предоставления документов. Заключив соглашение, банки начинают осуществлять сделки по купле-продаже друг другу межбанковских краткосрочных кредитов на основании своих потребностей. Но непосредственным заключением сделки занимаются дилеры.

Банки могут оценивать деятельность банков-партнеров также и по их рейтингу. Рейтинг — специальные показатели деятельности банков. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по заданному признаку, что позволяет группировать коммерческие банки в определенной последовательности по степени убывания данного признака. Рейтинги могут составляться органами банковского надзора на основе анализа данных отчетности банков и данных проверок на местах. Такие рейтинги не публикуются в печати. Так, например, Банк России производит классификацию банков по их финансовому состоянию, причем сведения об отнесении банков к классификационным группам носят строго конфиденциальный характер и могут сообщаться только самому банку и его владельцам.

Рейтинги, составляемые независимыми рейтинговыми агентствами, основываются на изучении официальной отчетности банков, публикуемой в печати. Такими рейтингами пользуются как профессионалы (специалисты банков, бирж, аудиторских фирм), так и непрофессионалы (вкладчики, акционеры). Публикуемые рейтинги позволяют банкам получить дополнительную информацию о финансовом состоянии банков-контрагентов для установления корреспондентских отношений, совершения сделок на рынке МБК. Многие банки имеют в своем штате аналитиков высокой квалификации и потому могут использовать полученную информацию наиболее эффективно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты