Ипотечное кредитование и перспективы его развития в РФ
p> На рис. 2 показано, как работает двухуровневая система
рефинансирования ипотечных кредитов в Российской Федерации.
Гарантии по ипотечным ценным бумагам
Размещение
Ипотечных ценных
бумаг
Гарантии по
обязательствам регионального
оператора
Рефинансирование
регионального Продажа
оператора закладных
Рефинансирование первичного
кредитора
Продажа закладных
Ипотечный Залог жилья кредит
Купля-продажа квартиры
Страхование квартиры Проведение
Оценка и жизни сделки рыночной заемщика купли-
продажи стоимости
Схема взаимодействия Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и участников ипотечного рынка.
Рис. 2
Двухуровневая система заключается в том, что есть розничный и оптовый
рынок. Банки в этой схеме работают как обычный кредитор и выдают кредиты
людям. Если у банка нет большого собственного капитала, то он начинает
работать в роли перепродавца: выдал ипотечный кредит, а дальше его
перепродал. Семья за получением кредита обращается в банк.[40] Банк, как
первичный кредитор, выдает ипотечный кредит по единым стандартам,
разработанным Агентством. Они едины по всей территории Российской
Федерации. Далее специализированный ипотечный оператор, создаваемый в
каждом регионе субъектом РФ, рефинансирует кредит путем покупки закладной и
формирует пул на базе кредитов, выкупленных в регионе. Агентство, в свою
очередь, выкупает пулы ипотечных кредитов у региональных операторов и на
базе их формирует ипотечное покрытие для последующего выпуска ипотечных
ценных бумаг. Средства, полученные от выпуска ипотечных ценных бумаг,
направляются в регионы путем приобретения закладных.
Таким образом, двухуровневая система эффективно распределяет риски
между участниками системы, что позволяет привлекать в значительных размерах
долгосрочный капитал с финансового рынка, направляя его на развитие
региональных рынков ипотечного кредитования.
Разработанные Агентством стандарты выдачи и рефинансирования
ипотечных кредитов включают как типовые формы документов, так и описание
процедур, что позволяет первичному кредитору значительно сократить свои
первоначальные инвестиции и расходы при оформлении кредита. За формирование
кредитного дела (андерайтинг) и выдачу ипотечного кредита в разных регионах
первичные кредиторы взимают с заемщика единовременную комиссию от 5 до 10
тыс. руб. Агентства, в свою очередь, непрерывно поддерживают твердую оферту
на покупку стандартных рублевых кредитов, начиная с апреля, с доходностью
15% в рублях.
Другими словами, если ипотечный кредит соответствует стандартам
Агентства, то он абсолютно ликвиден, и первичный кредитор в любой момент
может продать его Агентству.
Важно отметить, что для первичного кредитора данный актив является
высоколиквидным. Срочность данного вложения определяется самим первичным
кредитором, и пока этот кредит находится на балансе у первичного кредитора,
он получает доходность, равную ставке ипотечного кредитования.
На сегодняшний день, еще раз упомяну, ставку которую рекомендует
Агентство составляет 15% годовых в рублях, и данная доходность, которую
получает первичный кредитор при фактически краткосрочном вложении, на 5
процентных пунктов выше текущей доходности ГКО ОФЗ. Поэтому данный бизнес
является достаточно эффективным и диверсифицирует в целом бизнес финансовых
институтов.
По мнению Александра Семяника: «валюта баланса и капитал не являются
ограничением для первичного кредитора в данной схеме. То есть, небольшие по
величине банки и риэлторы могут наравных конкурировать с большими
компаниями. Если они будут проявлять активность, они будут завоевывать все
большую долю на рынке».
Сегодня для активизации выдачи ипотечных кредитов Агентство в
дополнение к предложенной схеме готово заключить договора с первичными
кредиторами при выполнении двух условий: первое - первичный кредитор должен
гарантировать ежемесячный минимальный объем поставки закладных; второе -
сопровождение таких закладных будет осуществлять региональный оператор по
месту выдачи закладных, но не сам первичный кредитор.
Такую схему Агентство в рамках пилотного проекта отработало и
заключило договор с Всероссийским банком развития регионов. По словам
Александра Семяника: «мы готовы обсуждать это с другими, прежде всего,
крупными филиальными банками и специализированными банками также».
С сентября прошлого года по март текущего года ставка рефинансирования
была установлена 18% годовых и со II квартала текущего года снижена на 3%.
Стандарты рекомендуют, чтобы ставка кредитования устанавливалась на уроне
ставки рефинансирования ипотечных кредитов. Так проще с точки зрения
бухгалтерского учета и налоговых последствий.
Данное снижение отражает ситуацию на российском финансовом рынке,
прежде всего, снижение учетной ставки Банком России, текущую доходность и
среднесрочную тенденцию на рынке государственных ценных бумаг. Одновременно
Агентство приняло решение внести по согласованию с заемщиками поправку в
ранее приобретенные агентством ипотечные кредиты о снижении с апреля
текущего года ставки по ним также до уровня 15% годовых.
Таким образом, те, кто брал кредиты в прошлом, и те, кто возьмет их
сейчас, будут в равных условиях. Данная мера направлена, прежде всего, на
увеличение доступности кредитов для населения, а также на повышение
эффективности деятельности всех участников системы за счет увеличения
объемов ипотечного кредитования.
Следует также отметить, что данная мера обеспечивает большую
стабильность системы, поскольку значительно снижает риск единовременного
погашения ранее выданных кредитов.
Говоря о перспективах развития Агентства, то можно сказать, что во 2
квартале текущего года Агентство ожидает, что количество субъектов
Российской Федерации, с которыми оно заключило соглашения, возрастет с 29
до 44. При этом конвейер рефинансирования ипотечных кредитов заработает уже
в 16 регионах, включая такие регионы, как Москва и Ямало-Ненецкий
Автономный округ. Что касается Ямало-Ненецкого Автономного округа, говорит
Александр Семеняка: «на Президиуме Госсовета мы договорились, что мы
попробуем там отработать отдельно схемы для молодых семей, используя,
прежде всего, варианты, связанные с индексацией платежей. Данный регион в
прошлом активно использовал практику выдачи ипотечных кредитов за счет
средств регионального бюджета, но как губернатор доложил на Президиуме
Госсовета, они считают, что данная практика исчерпала себя и нужно
переходить на рыночные методы. И в рамках вот этого контекста мы
договорились сделать эксперимент, прежде всего, ориентируясь на молодые
семьи».
Таким образом, ожидая увеличения объемов ипотечного кредитования в
России, для того, чтобы быть в состоянии рефинансировать эти закладные,
Агентство планирует во 2 квартале разместить свои корпоративные облигации
на сумму 1 млрд. руб. в дополнение к собственным средствам (690 млн. руб.
составляет уставный капитал Агентства). Полученные средства будут
направлены на выкуп закладных.
Проспект эмиссии внесен на регистрацию в ФКЦБ и, соответственно, от
конъюнктуры рынка в течение 2 квартала Агентство выйдет на рынок с
размещением.
В 3 квартале Агентство планирует сформировать ипотечное покрытие и при
наличии федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» осуществить
дебютный выпуск ипотечных ценных бумаг с использованием государственных
гарантий, предусмотренных в федеральном бюджете 2003 года. Всего
федеральным бюджетом текущего года предусмотрены госгарантии на сумму 4.5
млрд. руб.
Также необходимо отметить, что совокупный капитал Региональных
ипотечных агентств из тех 44 регионов, которые включатся во 2 квартале,
сегодня составляет 1.8 млрд. руб. И в соответствии с требованиями
Агентства, то есть, прежде всего, эти требования аналогичны требованиям
Банка России по достаточности собственного капитала, они позволяют
рефинансировать до 18 млрд. руб. ипотечных кредитов. Данный уровень будет
достигнут, если в следующем 2004 году в каждом из указанных 44 субъектов с
помощью ипотеки введут дополнительно 14 100-квартирных домов. При этом
простые расчеты показывают, что совокупная комиссия первичных кредиторов за
выдачу ипотечных кредитов составит около 300 млн. руб., а премии, которые
будут уплачены страховым компаниям только за первый год, составят порядка
270 млн. руб.
Таким образом, ипотека становится реальным бизнесом, весьма выгодным
для финансового рынка, и на это необходимо, как минимум, обратить внимание.
В свою очередь, Агентство для обеспечения сбалансированности
господдержки ипотеки на федеральном и региональных уровнях, а также с
учетом уже ранее выделенных средств из федерального бюджета, внесло
соответствующее предложение по проекту федерального бюджета на 2004 год.
При обеспечении комплексного подхода система ипотечного кредитования
станет доступным и эффективным инструментом решения жилищной проблемы, а
также важным фактором ускорения темпов экономического развития страны.[41]
Нормативно-правовая база ипотечного кредитования в Российской
Федерации основывается на положениях Гражданского кодекса. Принятие части I
(1995 г.) и части II (1996 г.) Гражданского кодекса Российской Федерации
стало решающим шагом в развитии Российского федерального законодательства в
отношении вопросов ипотечного жилищного кредитования.
В части, касающейся отношений, связанных с ипотечным жилищным
кредитованием, кодекс установил общие правила обеспечения кредитов залогом
недвижимости, в том числе жилой; положения о праве собственности и других
вещных правах на жилые помещения; основания обращения взыскания на
заложенное жилое помещение и др. принятие Гражданского кодекса РФ, в
котором имеются основные нормы, касающиеся получения и обеспечения кредита,
создало правовую среду, благоприятствующую всем видам предпринимательской
деятельности. Кроме того, Гражданским кодексом было предусмотрено принятие
в дальнейшем специальных Федеральных законов по регулированию вопросов
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а
также особенностей ипотеки (залога недвижимости).
Во исполнение требований Гражданского кодекса РФ в 1999 г. был принят
Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним». Закон стал нормативным актом,
непосредственно связанным с осуществлением кредитования недвижимости. В
соответствии с ним: . вводится единая система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; . государственная регистрация является единственным доказательством осуществления зарегистрированного права; . государственной регистрации подлежат
- право собственности на недвижимое имущество;
- сделки с недвижимостью
- ограничения прав на недвижимое имущество (арест, ипотека,
доверительное управление);
. создается единый банк информации в пределах регистрационного округа;
. государственная регистрация прав носит открытый характер
(информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества предоставляется по любому письменному запросу физического или юридического лица;
. государственная регистрация проводится учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вторым немаловажным законом стал принятый в 1998 году Федеральный
закон РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Закон значительно расширяет
возможность использования ипотеки в качестве средства обеспечения кредита:
. в законе подробно регламентированы обязанности залогодателя по обеспечению сохранности заложенного имущества в течение действия договора ипотеки (его содержанию, ремонту, охране, страхованию, защите от притязаний третьих лиц и т.п.)
. в связи с долгосрочностью ипотечного кредитования предусмотрены последствия для различных случаев возможного перехода прав на заложенную недвижимость от залогодателя к другим лицам (его отчуждения, конфискации, реквизиции, перехода в результате реорганизации юридического лица, наследования и др.) и обременения правами третьих лиц;
. изменен порядок реализации заложенного имущества, на которое обращено взыскание кредитором, допускается его продаже не только с публичных торгов, но и аукциона или по конкурсу, кА также приобретение самим залогодержателем.
Таким образом, для регулирования отношений по поводу залога
недвижимости основным источником права является закон об ипотеке, которым в
отношении ипотеки могут быть предусмотрены иные правила, чем в ГК РФ
применительно к залогу в целом, имеющие приоритет над общими положениями
Гражданского кодекса о залоге. [42]
К числу нормативных актов регулирующих ипотечное кредитование также
следует отнести разрабатывающийся сейчас Федеральный закон «Об ипотечных
эмиссионных ценных бумагах». В последнее время действительно чрезвычайно
большое внимание уделяется деятельности в направлении работы над этим
законопроектом, которого давно все ждут, который сейчас находится на
рассмотрении в Государственной Думе.
Федеральная комиссия участвовала в разработке этого закона на
протяжении последних лет. Да, он действительно имеет достаточно давнюю
историю. Более двух лет назад была начата работа по его написанию. Первое
время это был правительственный вариант. Потом, в рамках работы в структуре
Правительства работа была сосредоточена на подготовке поправок к варианту,
который был внесен депутатами Государственной Думы.
Законопроект чрезвычайно важен для развития ипотечного кредитования в
целом, т.к. времена, когда развивалось льготное кредитование, наверное, уже
постепенно уходят. И без внедрения эффективно работающих рыночных
механизмов ипотека в масштабах всей страны работать, однозначно не будет. С
этой точки зрения, без привлечения рыночных капиталов, без привлечения
накопленных средств, обращающихся в настоящее время на рынках капиталов, в
реальный сектор, сектор строительства жилья, без налаживания
инфраструктуры, благодаря которой процесс такого перетока будет оптимально
функционировать, развитие ипотечного кредитования в России в целом вряд ли
возможно. С этой точки зрения вопрос инфраструктуры, вопрос
функционирования рынка ценных бумаг в этом направлении имеет принципиальное
значение. Конечно закон «Об эмиссионных ценных бумагах» имеет здесь
первоначальное значение.
Закон предусматривает два вида ценных бумаг. Это облигации, так
называемые ипотечные облигации, и ипотечные сертификаты участия. Долгое
время шла дискуссия о курсе ценных бумаг, который должен быть вовлечен в
процесс ипотечного кредитования, в процесс секъютиризации ипотечных
кредитов. Было мнение максимально сузить такой круг, оставить один вид
ценных бумаг. Была и противоположная точка зрения, которая сводилась к
тому, что необходимо в законе закрепить максимально широкий спектр с тем,
чтобы потом рынку дать возможность определиться, а потом уже внести
изменения в законодательство на основе того опыта, который покажет рынок.
Но, тем не менее, по мнению Глазунова Д. А. (член ФКЦБ России), спектр
который в настоящее время определен в законопроекте (и в депутатском, и
правительственном варианте два вида ценных бумаг осталось), тот оптимальный
набор инструментов, который позволит с одной стороны, ввести необходимую
диверсификацию в инструменты рынка, с другой стороны, не допустит ситуации,
при которой подвергалось бы сомнению надежность ценных бумаг, которые
используются для секъютиризации ипотечного кредитования.
Принципиальной особенностью и того, и другого вида ценных бумаг, в
отличие от иных ценных бумаг, которые используются в настоящий момент на
рынке, является обеспечение так называемым ипотечным покрытием. Под
ипотечным покрытием понимается денежные права-требования, которые возникли
из договоров займа или из договоров кредита, возврат средств по которым, в
свою очередь, обеспечен ипотекой, то есть недвижимостью. Иными словами, это
ценные бумаги, удостоверяющие права не на недвижимость, а ценные бумаги,
удостоверяющие права права-требования, возврат средств по которым, в свою
очередь, обеспечен недвижимым имуществом. [43]
В России так же уже разрабатывается закон «О сторойсберкассах» в
основу этого законопроекта положено германское законодательство, которое
уже адаптировано в ряде стран. В Чехии, например, такая программа уже
работает. Разработка данного законопроекта обусловлена ростом населения,
которое нуждается в улучшении жилищных условий, но обычный кредит в банке
для них слишком дорог. Поэтому люди вступают в долевые, паевые и иные виды
кооперативов и вносят в них деньги под будущую квартиру.
Одна из важнейших задач - законодательное оформление отношений,
которые бы защитили от мошеннических действий как сами стройсберкассы и
лиц, которые к ним обратились, так и строительные компании. Вполне
естественно, что решить ее без поддержки Банка России, определяющего
«правила игры» на этом поле, невозможно. Поэтому следует определиться по
четырем наиболее важным вопросам.
Во-первых, если создавать строительные сберегательные кассы, то должен
быть закон, который бы регулировал их деятельность. По действующему
банковскому законодательству небанковские кредитные организации (а
стройсберкассы вероятнее всего должны относиться именно к этой категории)
не имеют права работать со средствами физических лиц.
Второй вопрос - статус и, соответственно, правовой «коридор», в
котором будут развиваться стройсберкассы. Для разработчиков законопроекта,
по сути, все равно: будет это банковская или небанковская кредитная
организация. Но для Центробанка это вопрос принципиальный - на него ложится
разработка нормативной базы и надзор за деятельностью стройсберкасс.
Третий момент связан непосредственно с характером нормативных актов.
Очевидно, что деятельность стройсберкасс должна жестко регламентироваться:
они будут работают с деньгами населения, и эти средства должны направляться
на строго определенные цели. Поэтому в законе должны быть четко прописаны
все ограничения и те операции, которые стройсберкасса может осуществлять.
Четвертый по порядку, но не по важности вопрос - гарантии целевых
вложений граждан. В Законе о стройсберкассах и, естественно, в договорах,
которые будут заключаться с населением, должно быть предусмотрено: если
человек внес в стройсберкассу, например, 30% стоимости квартиры (цифра пока
не уточнена) под низкий процент, то и кредит он также получает под низкий
процент. Но, с другой стороны, никто не застрахован от форс-мажора.
Рассматривая это противоречие, мы исходим из того, что на рынке
недвижимости даже в кризисные периоды краха не было, а скачки цен не
превышают 15%. Полагаем, что эту величину можно изначально заложить в
систему страхования риска[44].
В итоге, обе структуры - стройсберкассы и ипотечные банки - упираются
в одну большую проблему, связанную с несовершенством российского
банковского законодательства. Ст. 2 закона «О банках и банковской
деятельности», в которой содержится классификация кредитных организаций,
которые имеют право существовать в РФ.
При подготовке законопроекта о строительных сберегательных кассах
эксперты банковского комитета очень жестко настаивали на том, чтобы
строительная сберегательная касса на уровне закона была признана кредитной
организацией. И тут мы сталкиваемся с главной проблемой - как
классифицировать данную кредитную организацию. Мы уже сказали, что
строительная сберегательная касса заключает договоры строительных
сбережений с гражданами. Однако перечень проводимых ею банковских операций
является очень узким и ограниченным. Она не претендует на то, чтобы
совершать весь перечень банковских операций, что, очевидно, существенно
снижает количество рисков, с которыми сталкивается данный финансовый
институт. Не имея возможности классифицировать в рамках действующего
определения строительную сберкассу как НКО, поскольку главный критерий НКО
- не совершать операции с гражданами, у нас остается единственная
возможность признать строительную сберкассу в рамках действующего
законодательства универсальным банком, т.е. банком, который в соответствии
с российским законодательством получает возможность совершать
неограниченный перечень банковских операций и по логике Центрального банка,
таким образом, должен подвергаться всем тем нормативным регуляциям, что и
универсальный банк.
Поэтому, разрабатывая закон о строительных сберкассах, эксперты
банковского комитета смело назвали их специализированными кредитными
организациями. Главное возражение, которое последовало от Банка России,
состояло в том, что понятие «специализированная кредитная организация»
отсутствует в российском банковском законодательстве. Это та же самая
проблема, с которой последние 4 года сталкивались кредитные потребительские
кооперативы.
3.6. Рынок ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге.
В настоящее время рынок жилья в Санкт-Петербурге практически сложился. Разработана и успешно функционирует система регистрации прав собственности на все виды объектов недвижимости. Активно развивается инфраструктура рынка, корпоративная деятельность девелоперских, риэлторских, оценочных, информационных агентств и их профессиональных объединений, их взаимодействие с органами местной власти и управления.
Специфика ипотечного жилищного кредитования, требования, предъявляемые к его ресурсному обеспечению, а также технологиям андеррайтинга, выдачи и сопровождения ипотечных кредитов, в значительной степени сужает круг участников рынка.
Среди проектов ипотечного жилищного кредитования, реализуемых в Санкт-Петербурге, можно выделить программу DeltaCredit, работающую с 1999 года, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, начатую в 2001 году, а также программу Raiffeisenbank.
Условия предоставления кредитов различаются валютой кредита, набором кредитных продуктов, сроками, процентными ставками и размерами комиссий, сопровождаемых выдачу кредитов.
Как правило, заемщик оплачивает 30% оценочной стоимости жилья за счет
собственных средств до выдачи кредита. Обеспечением по жилищным ипотечным
кредитам выступает приобретаемое жилье. Залог оформляется нотариально с
применением смешанной формы договора купли-продажи и ипотеки квартиры.
Максимальный размер кредита определяется, исходя из дохода семьи с учетом числа несовершеннолетних иждивенцев, таким образом, чтобы ежемесячный аннуитетный платеж по кредиту, включающий погашение части основного долга и начисленных процентов, не превышал трети семейного дохода.
Выдача кредитов по этим программам сопровождается страхованием по трем
видам рисков: приобретаемой квартиры от рисков повреждения, жизни и
временной нетрудоспособности заемщика, утраты прав собственности на
квартиру. Общая годовая стоимость всех видов страхования в аккредитованных
страховых компаниях составляет 1,5% от суммы кредита, увеличенной на 10%.
Страховая сумма ежегодно уменьшается со снижением задолженности по кредиту.
В Санкт-Петербурге выдача и обслуживание кредитов по программам
DeltaCredit и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию ведется в
сотрудничестве с банками-партнерами. По программе DeltaCredit - это Санкт-
Петербургские филиалы АКБ «Российский капитал» и Банка Первое Общество
Взаимного Кредита, по программе Агентства – АКБ «Российский капитал» и ОАО
«Санкт-Петербургский инвестиционный Технохимбанк».
Следует отметить, что в настоящее время Агентство по ипотечному
жилищному кредитованию находится в стадии реорганизации и деятельность по
обеспечению выдачи кредитов не ведет. По завершении реорганизации главными
целями Агентства станут:
1. Формирование рынка долгосрочных ипотечных жилищных кредитов,
выдаваемых российскими коммерческими банками частным заемщикам, и их
последующее рефинансирование Федеральным агентством посредством выкупа
закладных для обеспечения ликвидности банков;
2. Стандартизация и унификация процедур ипотечного кредитования для
снижения кредитного риска и обеспечения высокой надежности выпускаемых
агентством ценных бумаг.
3. Поддержка интересов рынка ипотечного кредитования в
правительственных органах и других государственных организациях.
На 11 марта 2003 года по двум рассматриваемым программам выдано 197
кредитов, из них по программе DeltaCredit – 167 на сумму 3,3 млн.
долларов, по программе Агентства – 30 на 14,7 млн. рублей.
Учитывая производный характер спроса на ипотечные кредиты от общего
объема спроса на рынке недвижимости и доступности ипотечных кредитов для
потенциальных заемщиков, можно с определенным приближением определить объем
рынка ипотечных кредитов Санкт-Петербурга в размере более 200 млн. долларов
при количестве потенциальных заемщиков с платежеспособным спросом - 30
тысяч семей и из них, как минимум, 10 тысяч семей, полностью отвечает
предъявляемым требованиям по кредитоспособности.[45]
Таким образом, несмотря на заинтересованность в развитии ипотечного
жилищного кредитования со стороны и государства, и населения, и
строительной отрасли, и других участников рынка недвижимости, к настоящему
моменту освоено менее 2% санкт-петербургского рынка жилищного ипотечного
кредитования.
Но даже при таком состоянии рынка ипотечного кредитования в Санкт-
Петербурге количество, общий объем и средний размер кредитной сделки из
года в год увеличиваются. Динамика показателей кредитного портфеля по
программе DeltaCredit, сформированного в 1999-2002 годах, приведена в табл.
№ 2:
Таблица № 2
Динамика показателей кредитного портфеля по программе DeltaCredit
| |2000 год |2001 год |2002 год |
|Число выданных |35 |53 |62 |
|кредитов, ед. | | | |
|Общий объем выданных |373,360 |958,168 |1,562,184 |
|кредитов, долл. США | | | |
|Средний размер |10,667 |18,079 |25,197 |
|кредита, долл. США | | | |
В свою очередь, за время работы консультационного центра в Северо-
западном филиале Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, были
предоставлены консультации и проведена предварительная квалификация более
3000 граждан.
Анализ рынка ипотечного кредитования в Санкт-Петербурге, показывает, что основной проблемой, препятствующей развитию ипотеки, является низкий уровень доходов граждан, нестабильность платежеспособности населения.
Кроме этого, причины недостаточно динамичного увеличения количества и
роста объемов выдаваемых кредитов, по моему мнению, заключаются в
следующем: а) значительный удельный вес недекларируемых доходов граждан.
Документально подтвердить свои доходы могут не более 10-12% потенциальных
заемщиков. б) сохраняющаяся на высоком уровне процентная ставка по жилищным
ипотечным кредитам, номинирование кредитов в иностранной валюте. г) временный выход с рынка российского участника, выдававшего кредиты
в национальной валюте, – Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. д) в структуре предложения жилья наибольший удельный вес занимает так
называемый первичный рынок за счет различных форм долевого участия в
строительстве жилья, объекты которого на стадии строительства не могут
выступать предметом ипотеки. е) недостаточная информированность продавцов жилья о сущности и
особенностях сделок купли-продажи жилья за счет ипотечного кредита, их
недоверие к банкам-кредиторам, а зачастую нежелание использовать
официальные механизмы денежных расчетов. ж) неподготовленность других участников рынка недвижимости и в первую
очередь агентств. Из десятков агентств недвижимости, работающих на санкт-
петербургском рынке, только несколько используют возможности жилищного
ипотечного кредитования.
Кроме того, статья 446 Гражданского процессуального Кодекса РФ,
вступившего в силу 1 февраля текущего года, ограничивает обращение
взыскания на жилое помещение, принадлежащее гражданину-должнику, что
существенно сужает возможности кредиторов и создает дополнительные риски в
сфере жилищного ипотечного кредитования. Настоятельно требуется
формирование судебной практики применения данной нормы с учетом положений
Закона Санкт-Петербурга от 28 января 1999 года «О домах временного
проживания» и других действующих законодательных актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении последних лет развитие системы долгосрочного жилищного
ипотечного кредитования происходило в достаточно сложной экономической
ситуации, решающее воздействие на которую оказал финансовый кризис 1998
года. Лишь к началу 2000 года наметился ряд позитивных тенденций и
предпосылок для развития системы ипотечного кредитования. В крупных
российских городах, регионах и отдельных коммерческих банках начали
разрабатываться и реализовываться различные жилищные программы, опирающиеся
на действующую правовую базу в области ипотеки. Однако опыт реализации этих
программ показывает, что рынок ипотечных кредитов развивается медленно.
Несмотря на определенные позитивные сдвиги долгосрочное ипотечное
кредитование все еще не стало стабильным самостоятельным бизнесом для
российских коммерческих банков.
Изучение и анализ основных проблем с которыми сталкивается банки при
ипотечном кредитовании показывает, что основной проблемой является
отсутствие долгосрочных, достаточно дешевых источников кредитных ресурсов,
которые обеспечивали бы возможность выдавать непрерывно ипотечные кредиты
населению в необходимых масштабах.
Мировой опыт показывает, что решение проблемы создания надежной и
ресурсной базы в российских условиях может быть решено путем принятия
федерального закона «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах», а также
предусмотренные в законе об ипотеке возможности оформления закладной при
ипотеке в силу закона.
Если бы в ближайшее время удалось бы принять и внедрить в практику вот
два обозначенных способа появления долгосрочных ресурсов, то это,
естественно, дало бы возможность создать вторичный рынок ипотечных
кредитов, на котором бы инвесторы могли вкладывать свои средства длинные и
дешевые и, таким образом, можно было бы организовать замкнутую систему
выдачи ипотечных кредитов и продажу их инвесторам с целью пополнения
кредитной и ресурсной базы банков, выдающих эти ипотечные кредиты. Банки
очень приветствуют и ждут появления закона о внешних эмиссионных ценных
бумагах, поскольку это, наверное, будет сейчас прорывной так момент,
связывающий рынок недвижимости с фондовым рынком.
Также к существенным причинам сдерживающим развитие ипотеки в России
являются: нерешенность ряда правовых вопросов, связанных не только с
введением нового федерального закона «Об ипотечных эмиссионных ценных
бумагах»; высокие кредитные и процентные риски; отсутствие долгосрочных и
относительно дешевых ресурсов; недостаточно высокий уровень доходов и
отсутствие достаточных накоплений населения, экономическая нестабильность
предприятий-работодателей, неразвитость инфраструктуры ипотечного рынка,
позволяющей повысить надежность системы долгосрочного жилищного
кредитования и создать предпосылки для привлечения инвестиций в эту сферу.
Очень важная проблема, на мой взгляд, в плане создания сети и развития
вообще ипотеки широкомасштабной - это подготовка кадров. Сегодня, по сути
дела, этим никто не занимается. Немножко мы занимаемся, немножко другие
занимаются, а какой-то такой целенаправленной, системной работы в данном
случае нет. И для того, чтобы ипотека на самом деле стала таким широким
явлением в России, мне кажется, либо Агентство по ипотечному жилищному
кредитованию должно взять на себя функцию вот этого координатора, то есть
не только заниматься рефинансированием, но и другими проблемами, связанными
с информационным обеспечением всей деятельности, связанными с подготовкой
кадров и так далее, либо какой-то федеральный центр,
Все эти задачи безусловно должны быть разрешены в ближайшее время. Прежде всего, должна быть разработана федеральная программа развития ипотечного кредитования в России. Необходимо завершить создание целостной законодательной базы, связанной со сделками в жилищной сфере, и соответственно обеспечить реализацию принятых законов на территории всех субъектов Российской Федерации.
Таким образом, для развития ипотечного кредитования в России должна
быть создана соответствующая инфраструктура с необходимым правовым
обеспечением, так как это позволит сделать значительный шаг вперед в
решении жилищной проблемы.
Создание и развитие ипотечного кредитования поможет не только улучшить
жилищные условия граждан, но и будет способствовать созданию устойчивой
банковской системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|1 |Балабанов И.Т. Экономика недвижимости. - СПб.: Питер, 2000. |
|2 |Голицин Ю. Вечный квартирный вопрос.// Эксперт.- 2000 г. - № 12 |
|3 |Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России. – М.: Финансы и |
| |статистика, 1999. |
|4 |Головин Ю.В. Ипотечное кредитование жилищногостроительства: учеб. |
| |Пособие/С.-Петерб. Гос. ун-т экономики и финансов. – СПб.: Изд-во |
| |СПбГУЭФ, 1999 |
|5 |Грачев И. «Стройсберкассам — быть!» // Банковское дело в Москве. - 2002|
| |г. - № 11 |
|6 |Иванов В.В.Все об ипотеке. – М.: МТ-Пресс, 2000 |
|7 |Иванов В.В. Ипотечное кредитование. – М.: Информ.-внедр. Центр |
| |«Маркетинг», 2001 |
|8 |Журкина Н.Г. Современная ипотека: состояние, проблемы, |
| |решения.//Финансы.-2002. -№6 |
|9 |Калянана Л. Ипотека в ожидании третьего пути.//Эксперт. - 1999 г. -№ 16.|
|10|Красиков А.Жилье в кредит.// Твой новый дом. - 2002.- № 10 |
|11|Методические рекомендации по организации и порядку осуществления |
| |программ ипотечного жилищного кредитования/ Под ред. Н.Б. Косаревой. – |
| |М.: «Институт экономики города», 2002. |
|12|Попов А.Ю.// Ипотечное кредитование в Москве: механизмы, проблемы, |
| |состояние// Банковское дело. – 1999. - № 12 |
|13|Рубченко М. Наша задача – создать ликвидный рынок ипотечных |
| |бумаг.//Эксперт. - 2002 г. -№ 37 |
|14|Урчукова Ж.М. Особенности организации ипотечного кредитования в |
| |современных условиях//Финансист. -2002. -№1 |
|15|Ужегов А. Н. Квартира в кредит: ипотечная сделка. – СПб.: Питер, 2001. |
|16|Цылигна Г.А. Ипотека: жилье в кредит. - М.: Экономика, 2001 |
|17|Цылина Г.А., Ипотечное кредитование и риски //Жилищное строительство. - |
| |2001 г. - № 5. |
|18|http:// www.ipmconsult.ru/articles/154.html |
|19|http://www.akm.ru/rus/temp/ipoteka.htm |
|20|http://www.foreman.ru/realty/service/mortgage_dk.shtml |
|21|http://www.foreman.ru/realty/service/mortgage_sbr.shtml |
|22|http://www.gosstroy.gov.ru/txt/Hypoteque/History.htm |
|23|http://www.ipoteka.spb.ru/miropit.html |
|24|http://www.mia.ru/wrabus.htm |
|25|http://www.ovk.ru/refs. |