Тема 6.8 Операции по списанию средств с лицевых счетов
бюджетополучателей. Формирование оборотно-сальдовой ведомости и выписок по
лицевым счетам
Списание денежных средств с лицевого счета бюджетополучателя проводится
на основании:
•
платежного
поручения бюджетополучателя;
•
исполнительного
листа судебного органа;
•
мемориального
ордера, оформленного к чеку на получение наличных средств.
После того как выпиской банка получено подтверждение о списании
сумм с текущего счета казначейства по платежно-расчетным документам,
направленным накануне в РКЦ, ответственный исполнитель операционного отдела
осуществляет ввод выписки в базу данных и подтверждение операций дня по выписке
банка.
При подтверждении выпиской банка по текущему бюджетному счету
казначейства о произведенной оплате платежных поручений бюджетополучателей, о
поступлении соответствующих денежных сумм в адрес бюджетополучателей, а также
на основании мемориальных ордеров на зачисление и списание средств с лицевых
счетов бюджетополучателей операционный отдел зачисляет эти суммы на лицевые
счета бюджетополучателей или списывает их со счетов.
После завершения операционного дня подсчитываются итоги по каждому
лицевому счету, и ответственный исполнитель операционного отдела составляет
баланс операционного дня, формирует оборотно-сальдовую ведомость движения
денежных средств по лицевым счетам и текущему счету казначейства.
Операционный отдел выдает по каждому лицевому счету выписку. В ней
указываются показатели бюджетной классификации, по которым в данный
операционный день были совершены операции и соответствующие им:
•
входящий
на начало дня и исходящий на конец дня остатки лимитов бюджетных обязательств
для осуществления кассовых расходов;
•
номера
расчетных документов, уведомлений и мемориальных ордеров органа казначейства.
Выписки из
левых счетов оформляются подписью ответственного исполнителя операционного
отдела, которому распоряжением руководителя органа казначейства поручается
единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемому
кругу операций.
Первые экземпляры выписок работник операционного отдела передает
доверенному лицу получателя средств на следующий рабочий день после обработки
выписки банка в установленное операционное время. Вместе с выпиской из лицевого
счета передаются последние экземпляры платежных документов и мемориальных
ордеров по каждой записи с отметкой операционного отдела, a также второй экземпляр
описи платежных документов с отметками об исполнении.
Выписки и платежные документы к ним выдаются под расписку лицам,
имеющим право первой или второй подписи по данному лицевому счету, или их
представителям по доверенности, оформленной в установленном порядке.
В случае утери бюджетополучателем выписки из лицевого счета дубликат
выдается с письменного разрешения главного бухгалтера органа казначейства либо
его заместителя.
Получатель бюджетных средств обязан письменно сообщить органу казначейства
не позднее чем через три дня после вручения выписки о суммах, ошибочно
записанных в его счет. При отсутствии возражений в указанные сроки совершенные
операции по лицевому счету и остатки на этих счетах считаются подтвержденными.
При обнаружении ошибочных записей, произведенных органом федерального
казначейства по лицевым счетам, он вправе вносить исправительные записи по
счету в пределах текущего финансового года без согласия клиента с последующим
его уведомлением.
Ответственным исполнителем операционного отдела ежедневно либо по
мере совершения операций по лицевым счетам формируются выходные формы «Операции
текущего дня по лицевым счетам».
Закрытие операционного дня проводится после выверки операций текущего
дня по лицевым счетам и формирования баланса операционного дня, а также всех
документов дня в день получения выписки банка.
Проверку оборотно-сальдовой ведомости, а также соблюдения баланса
операционного дня осуществляет начальник операционного отдела, после чего он
дает разрешение на закрытие операционного дня и создание необходимых архивов.
Документы операционного дня, включая выписки по лицевым счетам с
приложением экземпляров платежных поручений бюджетополучателей, брошюруются
операционным отделом в пачки в порядке возрастания по номерам лицевых счетов.
Документы хранятся подшитыми за каждый операционный день. Документы,
сформированные в установленном порядке в дела и сброшюрованные за каждый
операционный день после сплошной проверки комплектности, передаются на хранение
ответственному работнику органа казначейства.
Подборка документов и проверка их комплектности осуществляются
работниками, на которых возложено формирование документов дня. Они должны
тщательно проверять наличие в документах соответствующих приложений и ссылок на
количество приложенных документов. В папку документов за истекший месяц в конце
сшива помещается опись документов. Каждый лист в папке нумеруется. На лицевой
стороне обложки папки сброшюрованных документов, помимо названия данного дела,
помещаются текст «с данными бухгалтерского учета сверено», подпись главного
бухгалтера (его заместителя) и начальника соответствующего отдела.
ВНИМАНИЕ :
из раздела следует запомнить
•
Перечень
организаций, подлежащих переводу на финансирование расходов, федерального
бюджета через лицевые счета органов казначейства.
•
Порядок
открытия лицевых счетов распорядителей (получателей) средств федерального
бюджета и совершения операций по лицевым счетам.
•
Порядок
открытия финансирования расходов распорядителей (получателей) бюджетных
средств.
•
Организацию
учета и разассигнована платежных документов на поступление средств.
•
Организацию
учета расходования наличных и денежных средств, а также средств по безналичным
расчетам и контроля за ними.
•
Порядок
учета документов, не оплаченных в срок.
•
Операции
по списанию средств с лицевых счетов бюджетополучателей, формирование
оборотно-сальдовой ведомости и выписок по лицевым счетам.
Вопросы для
самопроверки
1.
Перечислите
учреждения, которые подлежат переводу на финансирование расходов федерального
бюджета через лицевые счета органов казначейства.
2.
Охарактеризуйте
порядок открытия лицевых счетов распорядителей (получателей) средств
федерального бюджета, совершение операций по лицевым счетам.
3.
Дайте
определение понятию «лицевой счет бюджетополучателя».
4.
Поясните,
как открывается финансирование расходов распорядителей (получателей) бюджетных
средств.
5.
Охарактеризуйте
порядок учета и разассигнования платежных документов на поступление средств.
6.
Поясните,
как выполняются учет наличных денежных средств и контроль за их расходованием.
7.
Изложите
порядок учета средств по безналичным расчетам и контроля за их расходованием.
8.
Поясните,
как выполняется учет документов, не оплаченных в срок.
9.
Перечислите
операции по списанию средств с лицевых счетов бюджетополучателей.
10.Поясните, как формируются оборотно-сальдовая ведомость и выписки
по лицевым счетам.
Раздел 7. Организация исполнения бюджета на уровне субъекта
Российской Федерации
Тема 7.1 Законодательная база и компетенции органов власти
субъектов Российской Федерации
В результате
политических и экономических преобразований в Российской Федерации за годы
перестройки и перехода к рынку в бюджетной системе произошли структурные
изменения. Главное изменение - децентрализация бюджетной системы, при которой
финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований были выведены
из системы территориальных органов Минфина России. Самостоятельность по
составлению проектов бюджетов, исполнению и осуществлению контроля
предоставлена территориальным исполнительным органам власти с момента введения
в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2000 г.
Основа бюджетно-нравового статуса государства и составляющих его
территорий - право на самостоятельный бюджет, из чего вытекает широкий круг
бюджетных полномочий.
На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности.
Конституция Российской Федерации устанавливает предметы ведения
Российской Федерации в области бюджета и предметы совместного ведения с
субъектами Федерации, вне которых субъекты самостоятельны. Обладая всей полнотой
государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование
бюджетных отношений, принимая законы и иные нормативно-правовые акты.
Правовой основой компетенции субъектов Федерации, кроме конституционных
норм, являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также законодательство
субъектов Федерации. Компетенция субъектов отражает их связи по линии бюджета
по всем направлениям с федеральными органами власти, с другими субъектами
Федерации, с органами местного самоуправления.
К компетенции Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся:
•
установление
порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Федерации, их
утверждения, исполнения и осуществления контроля за их исполнением, а также
утверждения отчетов об исполнении бюджетов этих субъектов;
•
составление
и рассмотрение проектов бюджетов субъектов Федерации и консолидированных
бюджетов этих субъектов, их утверждение и исполнение, контроль за их
исполнением, а также утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Федерации
и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
•
распределение
доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации
между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами;
•
определение
порядка направления в бюджет субъекта Федерации доходов от использования
собственности этого субъекта, I доходов от налогов и сборов и иных доходов данного субъекта;
• разграничение полномочии по осуществлению расходов между бюджетом
субъекта Федерации и местными бюджетами;
•
установление
совместно с органами государственной власти порядка и условий предоставления
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации;
•
определение
порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета
субъекта Федерации местным бюджетам;
•
установление
порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
•
определение
перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований
субъектов Федерации;
•
осуществление
государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и
управление государственным долгом этого субъекта.
Органы власти субъектов Федерации самостоятельно осуществляют
законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на
соответствующей территории исходя из условий, установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
Каждый субъект Российской Федерации имеет самостоятельный бюджет,
который обеспечивает денежными средствами деятельность органов власти этого
субъекта, выполнение социально-экономических планов и программ по обеспечению
жизнедеятельности соответствующего государственного образования и
удовлетворению потребностей его жителей.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены функциональные
виды расходов, подлежащие финансированию из бюджетов субъектов Федерации. К ним
относятся:
•
обеспечение
функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной
власти субъектов Федерации;
•
обслуживание
и погашение государственного долга субъектов Федерации;
•
проведение
выборов и референдумов субъектов Федерации;
•
обеспечение
реализации региональных целевых программ;
•
формирование
государственной собственности субъектов Федерации;
•
осуществление
международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
•
содержание
и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов
государственной власти субъектов Федерации;
•
обеспечение
деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
•
оказание
финансовой помощи местным бюджетам;
•
обеспечение
выполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный
уровень;
•
компенсация
дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами
государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетный
расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
•
прочие
расходы, связанные с осуществлением полномочия субъектов Федерации.
Кроме того, в расходную часть бюджетов субъектов Федерации должны
включаться расходы, финансируемые совместной федеральным бюджетом и бюджетами
муниципальных образований. Распределение и закрепление между бюджетами
указанных расходов производятся по согласованию соответствующих органов власти
и органов местного самоуправления.
Тема 7.2 Организация формирования доходной и расходной частей
бюджета субъекта Российской Федерации
Органы власти субъектов Федерации определяют объемы финансирования
мероприятий по социально-экономическому развитию территории в.пределах
планируемых бюджетных доходов, прев доставленных дотаций, субвенций,
трансфертов, а также с учетом привлекаемых заемных средств. В пределах
имеющихся средств они вправе увеличивать расходы на содержание
жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждения и другие цели.
Принцип
самостоятельности практически может быть реализован в условиях функционирования
такого механизма разграничения доходных источников, при котором обеспечиваются
соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность поступления средств
в бюджет. В соответствии с действующим законодательством органы власти
субъектов Федерации устанавливают на территории в рамках своей компетенции
налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта
Федерации и в местные бюджеты, определяют их размеры, получают закрепленные за
бюджетом субъекта Федерации налоги и другие доходные источники, а также отчисления
от регулирующих доходов.
Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных
и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в
порядке, регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Федерации
полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в
собственности субъектов Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетным учреждениям, находящимся в ведении органов государственной власти
субъектов Федерации.
При недостаточности этих доходов для сбалансированности бюджетов
субъектов Федерации из федерального бюджета им предоставляются дотации,
трансферты и субвенции.
В случае временных финансовых затруднений в процессе исполнения
бюджета исполнительные органы власти субъектов Федерации могут получать
процентные и беспроцентные ссуды из других бюджетов, а также по решению
законодательного органа власти выпускать займы на инвестиционные цели для
размещения на своей территории. Органы власти субъектов Федерации могут
использовать краткосрочные ссуды коммерческих банков. При этом вышестоящие
органы власти не отвечают по их долговым обязательствам.
Законодательные органы власти субъектов Федерации определяют в
рамках законодательства Российской Федерации бюджетные права административных
образований на своей территории, распределяют доходы между территориальными и
местными бюджетами. При этом субъект Федерации вправе закрепить за местными
бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в
определенной части на долговременной основе.
Помимо этого в компетенцию субъектов Федерации входит ежегодное
регулирование местных бюджетов путем передачи им отчислений от собственных
налогов и других доходов. Из территориальных бюджетов по решению органов власти
субъекта Федерации местным бюджетам могут передаваться дотации, трансферты,
субвенции.
В компетенцию органов власти субъекта Федерации входят образование
в пределах объема доходов своего бюджета резервных и целевых бюджетных фондов,
оборотной кассовой наличности и самостоятельное использование доходов,
дополнительно полученных при исполнении бюджета, а также свободных бюджетных
средств. Эти средства могут быть вложены органами власти субъектов Федерации в
хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, предоставлены для временного
пользования в форме процентных и беспроцентных ссуд. Однако это допускается
только при условии финансирования предусмотренных расходов и зачисления! в
бюджет полученных от этих Операций доходов.
Субъекты Федерации имеют право на компенсацию потерь в доходах
своего бюджета в том случае, если потери обусловлены принятием в ходе
исполнения бюджета решений вышестоящего органа, явившихся причиной недобора
доходов или увеличения расходов. Недостающие в связи с этим для
сбалансированности минимального бюджета субъекта Федерации средства должны]
компенсироваться за счет федерального бюджета.
Тема 7.3 Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской
Федерации
Под казначейским исполнением бюджета субъекта Федерации подразумеваются
регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных
обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов
в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, произведение платежей от
имени получателей средств бюджета субъекта Федерации.
Исполнение бюджета субъекта Федерации должно осуществляться на
основе отражения всех операций и средств бюджета субъекта Федерации в системе
балансовых счетов соответствующего органа, на который возложено казначейское
исполнение бюджета. В процессе исполнения бюджета не должны выполняться
операции минуя системы балансовых счетов органа, на который возложено
казначейское исполнение бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации казначейское
исполнение бюджета субъекта Федерации по доходам должно предусматривать:
•
перечисление
и зачисление доходов бюджета субъекта Федерации на единый счет бюджета;
•
распределение
в соответствии с утвержденным бюджетом субъекта Федерации региональных
регулирующих налогов;
•
возврат
излишне уплаченных сумм доходов;
•
учет
доходов бюджета субъекта Федерации и отчетность о доходах бюджета в
соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджет субъекта Федерации по расходам должен исполняться в пределах
фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением
обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и
финансирования.
Этапы санкционирования при исполнении расходов бюджета субъекта
Федерации:
1.Составление и утверждение бюджетной росписи.
2.Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до
распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет
доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям.
3.Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств
до распорядителей и получателей бюджетных средств.
5.Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
1. Составление и утверждение бюджетной росписи.
На данном этапе сводная бюджетная роспись - документ о поквартальном
распределении доходов и расходов бюджета и поступлении из источников
финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных
ассигнований между получателями бюджетных средств. Этот документ составляется в
соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации органом,
ответственным за составление проекта бюджета субъекта Федерации на основе бюджетных
росписей главных распорядителей бюджетных средств. После утверждения сводная
бюджетная роспись направляется в орган, исполняющий бюджет.
2. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях
до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет
доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям.
Бюджетные ассигнования - форма финансирования бюджетных расходов,
предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и
безвозмездной основе. Имеют! строго целевое назначение.
Смета доходов и расходов представляет собой основной плановый и
финансовый документ (более детальный по сравнению с уведомлениями о бюджетных
ассигнованиях), определяющий объем, целевое направление и поквартальное
распределение средств, выделяемых на содержание учреждений. Эта смета
составляется бюджетным учреждением на основе уведомления о бюджетных
ассигнованиях и утверждается вышестоящим pacпорядителем бюджетных
средств. Смета доходов и расходов! представляется бюджетным учреждением в
орган, исполняющий бюджет.
3. Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных
обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.
Объем распорядительных прав получателей средств бюджет субъекта
Федерации на принятие денежных обязательств бюджета этого субъекта
устанавливается в порядке утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств.
Лимиты бюджетных обязательств бюджета субъекта Федерации
формируются на период, не превышающий 3 мес, на основе I сводной бюджетной
росписи бюджета субъекта Федерации, доведения бюджетных ассигнований и прогноза
поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета
субъекта Федерации.
Лимиты бюджетных обязательств бюджета субъекта Федерации для
распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом,
исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными
распорядителям бюджетных средств бюджета субъекта Федерации.
Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих
распорядителей и получателей средств бюджета субъекта Федерации через орган,
исполняющий бюджет, в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств.
На данном этапе санкционирования получатель средств бюджета
субъекта Федерации вправе осуществлять закупки, начисти, установленные денежные
выплаты, в том числе авансовые платежи (предоплату), принимать иные денежные
обязательства бюджета субъекта Федерации. Принятие денежных обязательств должно
осуществляться в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и сметы
доходов и расходов.
5. Подтверждение ч выверка исполнения денежных обязательств.
Орган, исполняющий бюджет субъекта Федерации, расходует бюджетные
средства после проверки соответствия составленных платежных и иных документов,
необходимых для совершения расходов, требованиям, установленным Бюджетным
кодексом Российской Федерации, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных
учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Объемы принятых и
исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных
обязательств.
Процедура подтверждения исполнения денежных обязательств осуществляется
в течение трех дней с момента представления платежных документов путем
совершения разрешительной надписи.
Подтвержденное денежное обязательство будет являться основанием
для совершения расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Перечисленные выше этапы не означают ограничений финансовой
самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных средств в вопросах
использования этих средств при условии, что деньги используются ими в
установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей
бюджетных ассигнований. Бюджетные учреждения в рамках закона самостоятельно
определяют, как тратить выделенные ассигнования для эффективного выполнения
возложенных на них функциональных задач.
Тема 7.4 Обоснование выбора организационной формы
казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
В настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации оставляет
выбор организационной формы казначейского исполнения соответствующего бюджета
за органом исполнительно власти субъекта Федерации и главами местного
самоуправление Установлено, что субъекты Федерации в целях собственной
бюджетной политики создают финансовые органы ,органы финансового контроля в
соответствии с законодательством субъекта Федерации. Муниципальные образования
в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета
создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в
соответствии с уставом муниципального образования и законодательством
Российской Федерации.
Согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной
власти России вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Федерации и
местных бюджетов через казначейство на основе соглашений. При этом полномочия
органов казначейства распространяются на организации (включая кредитные
организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в
объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.
Таким образом, для казначейского исполнения бюджета субъекта Федерации
существует выбор между тремя вариантами:
1)реорганизация финансового управления администрации субъекта
Федерации в финансово-казначейское управление;
2)создание областного казначейства;
3)передача функций по казначейскому исполнению бюджета субъекта
Федерации территориальным органам казначейства.
При выборе организационной формы исполнения бюджета субъекта
Федерации должен соблюдаться принцип полного и эффективного выполнения всех
бюджетных полномочий, которыми наделены органы исполнительной власти данного
субъек-1 та. Бюджетные полномочия, которыми наделены органы исполнительной
власти субъекта Федерации, включают:
• составление проекта бюджета;
•
вынесение
его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного
органа субъекта Федерации;
•
исполнение
бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным долгом;
•
ведомственный
контроль за исполнением бюджета;
•
представление
отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательного органа субъекта
Федерации. Выполнение всех перечисленных выше полномочий может осуществляться
не одним органом исполнительной власти, а путем распределения обязанностей
между несколькими, например, между органом, ответственным за составление и
исполнение бюджета субъекта Федерации, осуществление ведомственного контроля и
подготовка отчета об исполнении бюджета субъекта Федерации, и органом,
осуществляющим казначейское исполнение бюджета субъекта Федерации.
Таким образом, можно определить четыре различные организационные
формы, посредством которых могут осуществляться бюджетные полномочия при
казначейском исполнении областного бюджета по доходам и расходам:
•
реорганизация
финансового управления администрации субъекта Федерации в
финансово-казначейское управление;
•
создание
территориального казначейства как самостоятельного структурного подразделения
администрации субъекта Федерации;
•
преобразование
финансового управления в департамент финансов с подчиненным управлением
Федерального казначейства по субъекту Федерации;
•
передача
функций по казначейскому исполнению бюджета субъекта Федерации территориальным
органам казначейства.
Тема 7.5 Организационные формы казначейского исполнения
бюджета субъекта Российской Федерации
Рассмотрим возможные организационные формы, посредством которых
могут осуществляться бюджетные полномочия, которыми наделены органы
исполнительной власти субъектов Федерации при казначейском исполнении бюджета
по доходам и расходам.
I, Реорганизация финансового управления администрации субъекта
Федерации в финансово-казначейское управление.
Как отмечалось выше, один из вариантов организации казнайского исполнения
бюджета субъектами Федерации возможен! путем реорганизации финансового
управления администрации! субъекта Федерации в финансово-казначейское
управление.
Реорганизация осуществляется путем распределения функций внутри
финансового управления на две основных составляющих:
1)организация составления проекта бюджета субъекта Федерации, сопровождение
его при рассмотрении и утверждении, управление исполнением бюджетной росписи,
последующий контроль и представление отчета на утверждение в законодательный
орган субъекта Федерации;
2)непосредственно казначейское исполнение бюджета субъекта Федерации.
В данном случае бюджетная политика органа исполнительной власти
будет представлена одним финансовым органом, что может привести к перекосу
внутри ведомства выполнения функций и появления эффекта «подчиненности» одной
функции другой.
2. Создание территориального казначейства как самостоятельного
структурного подразделения администрации субъекта Федерации.
Следующим вариантом организации казначейского исполнения бюджета
субъекта Федерации является создание территориального казначейства как
самостоятельного структурного подразделения администрации субъекта Федерации.
Прямое подчинение руководству субъекта Федерации и независимость
его от органа, отвечающего за составление проекта бюджета субъекта Федерации
(т.е. от финансового управления администрации субъекта Федерации),
принципиально отличают эту схему от схемы исполнения, предусматривающей
создание финансово-казначейского управления.
При такой схеме выполнение двух основных составляющих исполнения
бюджета разделено между двумя самостоятельными органами. Преимущества подобной
схемы по сравнению с предыдущей заключаются в следующем:
•
повышение
качества совершения бюджетных процедур;
•
независимость
предварительного, текущего и последующего контроля;
•
распределение
конкретных функций исполнения бюджета субъекта Федерации между двумя
самостоятельными органами и возложение ответственности за их выполнение,
позволяющие определить слабые места и провести оптимизацию в бюджетном
процессе, осуществляемом на территории регион
3. Преобразование финансового управлении в департамент финансов с
подчиненным управлением Федерального казначейства по субъектам Федерации.
Одним из компромиссных решений может стать схема, при которой
финансовое управление администрации субъекта Федерации будет преобразовано в
департамент финансов с подчиненным управлением Федерального казначейства по
субъектам Федерации. Фактически это комбинированная схема двух описанных выше
вариантов.
При такой организационной структуре исполнения бюджета субъекта
Федерации управление Федерального казначейства по субъектам Федерации
функционирует в рамках, определяемых департаментом финансов администрации
субъекта Федерации, что может сказаться на качестве последующего контроля.
Кроме того, департамент финансов будет единственным (монопольным) источником информации
об исполнении бюджета субъекта Федерации.
4. Передача функций по казначейскому исполнению бюджета субъекта
Федерации территориальным органам казначейства.
Последним из вариантов казначейского исполнения бюджета субъекта
Федерации является возложение на органы казначейства функций по исполнению
бюджета, что предусмотрено Бюджетном кодексом Российской Федерации.
Исполнение бюджета субъекта Федерации в данном случае должно
осуществляться на основе специально заключаемых для этого соглашений.
В настоящее
время существует необходимая нормативная база для исполнения органами
казначейства территориальных бюджетов. Так, Главным управлением Федерального
казначейства в 1999 г. был разработан и доведен до органов казначейства Порядок
кассового обслуживания бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов органами
Федерального казначейства, а Министерством финансов Российской Федерации -
приказ «Об утверждении Типового соглашения между администрацией субъекта
Российской Федерации (органом местного самоуправления) и управлением
Министерством финансов Российской Федерации утверждены Правила
кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства,
регламентирующие порядок открытия органам Федерального казначейства счетов
территориального бюджета, осуществление операций по учету и регулированию
доходов, операций по финансированию расходов, составлению отчетности.
Схема исполнения территориального бюджета на основе заключения
соглашений с органами казначейства является наиболее оптимальной по следующим
причинам.
Во-первых, это самый простой и дешевый способ перехода к казначейскому
исполнению бюджета.
Во-вторых, органы казначейства, являясь независимыми в ходе исполнения
бюджета смогут предотвратить принятия любых решений, выходящих за рамки статей
законов о бюджете.
При проведении сравнительной характеристики и выборе органа, на
который может быть возложено казначейское исполнения бюджета субъекта
Федерации, основным критерием должно стать достижение программной цели -
организации качественного и оперативного контроля использования бюджетных
средств, повышения прозрачности бюджета. При этом необходимо учитывали
следующее.
1. Процесс должен проходить эволюционным путем.
2. При переводе исполнения
бюджета субъекта Федерации на казначейскую систему ни на один день не должен
быть дестабилизирован бюджетный процесс как по доходам, так и по расходам.
3. Главной задачей на первом
этапе является обеспечение предварительного контроля за целевым использованием
средств и формированием оперативной и .достоверной отчетности об исполнении
бюджета субъекта Федерации.
4. Степень глубины
предварительного анализа целевого использования бюджетных средств может
наращиваться постепенно (это касается в первую очередь средств, полученных от
предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход).
5. Схема формирования
казначейского исполнения бюджета субъекта Федерации должна быть экономной по
своим затратам на ее создание.
6. Процесс должен быть прост
и понятен всем его участникам.
ВНИМАНИЕ: из
раздела следует запомнить
• Бюджетный кодекс Российской Федерации - систематизиро-1 ванный
единый законодательный акт, определяющий компетенцию органов власти субъектов
Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений.
• Органы власти субъектов Федерации определяют объемы финансирования
мероприятий по социально-экономическому развитию территории в пределах
планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, трансфертов,
а также с учетом привлекаемых заемных средств.
•
Органы
власти субъектов Федерации устанавливают на территории в рамках своей
компетенции налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет
субъекта Федерации и в местные бюджеты, определяют их размеры, получают закрепленные
за бюджетом субъекта Федерации налоги и другие доходные источники, а также
отчисления от регулирующих доходов.
•
Под
казначейским исполнением бюджета субъекта Федерации понимаются регистрация
поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств,
совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках
выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени
получателей средств бюджета субъектов Федерации.
•
Этапы
санкционирования при исполнении расходов бюджета субъекта Федерации.
• При выборе организационной формы исполнения бюджета субъекта
Федерации должен соблюдаться принцип полного и эффективного выполнения всех
бюджетных полномочий, которыми наделены органы исполнительной власти субъекта
Федерации.
•
Организационные
формы казначейского исполнения бюджета субъекта Федерации
Вопросы для
самопроверки
1.
Перечислите
вопросы, которые относятся к компетенции Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
2.
Приведите
функциональные виды расходов, подлежащие финансированию из бюджетов субъектов
Федерации.
3.
Поясните,
за счет чего формируются доходы субъектов Федерации.
4.
Укажите,
какие бюджетные права входят в компетенцию субъектов Федерации.
5.
Поясните,
что понимается под казначейским исполнением бюджета субъекта Федерации.
6.
Перечислите
и поясните основные этапы санкционирования при исполнении расходов бюджета
субъекта Федерации.
7.
Охарактеризуйте
обоснование выбора организационной формы казначейского исполнения бюджета
субъекта Федерации.
8. Приведите характеристики
основных организационных форм казначейского исполнения бюджета субъекта.
ГЛОССАРИЙ
А
Акцепт - согласие на оплату денежных и товарных документов или гарантирование
их оплаты.
Аналитический учет - бухгалтерский учет хозяйственных процессов и
средств, который ведется с целью конкретизации и развития синтетического учета
и содержит данные, необходимые контроля за хозяйственной деятельностью и
сохранностью средств, а также для составления отчетности.
Б
База данных - совокупность данных, организованных по определенным
правилам, предусматривающим общие принципы "мигания, хранения и манипулирования
данными.
Блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных
обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в
подтверждении принятых денежных обязательств, если бюджетные ассигнования в
соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных
средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления
лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных
обязательств эти условия оказались невыполненными. Блокировка расходов бюджета
осуществляется также при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных
средств.
Бюджетные ассигнования - форма финансирования бюджетных расходов,
предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и
безвозмездной основе. Имеют! строго целевое назначение.
Бюджетная дисциплина - обязательный для всех предприятий, учреждений
и организаций, а также должностных и физических лиц строгий порядок
своевременного и полного внесения всех платежей в бюджет и целесообразного
расходования бюджетных средств в точном соответствии с их назначением.
Г
Главная книга - синтетический регистр систематического учета, в
котором ведутся все синтетические счета данного учреждения.
Д
Депонирование - сдача на хранение в кредитное учреждение денежных
сумм, ценных бумаг и других ценностей; остаток денежных средств в кредитном
учреждении из-за несвоевременного получения заработной платы работниками.
Е
Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Федерального
казначейства Российской Федерации, на котором аккумулируются денежные средства
федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти
Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. Единый казначейский
счет открывается в учреждениях Банка России.
И
Идентификационный номер (идентификатор объекта) - присвоенное имя
или код, однозначно определяющий объект внутри системы.
К
Казначейство - специальный государственный финансовый орган,
представляющий собой единую централизованную систему, созданную по
территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской
Федерации.
Кассовые
расходы бюджета - суммы, выданные банком из средств федерального бюджета
предприятиям, организациям и учреждениям или перечисленные по их поручениям на
расходы, предусмотренные бюджетом.
Корреспондентский счет - счет, на котором отражаются расчеты, произведенные
одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого кредитного
учреждения на основе заключенного корреспондентского договора.
Л
Лицевой счет - это счет аналитического учета, предназначенный для
отражения расчетов предприятий с отдельными поставщиками. покупателями и
подотчетными лицами, кредитных учреждений - с клиентами, финансовых органов - с
плательщиками и т.д.
Лицевой счет бюджетополучателя - регистр аналитическог учета органа
казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных
обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых
расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего
бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных
средств.
М
Мемориальный ордер - учетный документ, указывающий корреспонденцию
счетов бухгалтерского учета, в которых должна быть записана данная операция в
соответствии с ее характером.
Мониторинг - непрерывное слежение за состоянием окружающей среды и
управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении
неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций.
О
Операционный день - часть рабочего дня финансово-кредитной организации,
отведенная для работы и обслуживания клиентов.
Операционный день по учету доходов - определенная последовательность
действий должностных лиц органа казначейства,! связанная с зачислением,
распределением, перечислением и учет том средств федерального бюджета.
П
Пенитенциарное учреждение - это исправительно-трудовое учреждение.
Платежное поручение - расчетный документ, содержащий поучение
учреждения обслуживающем у его банку о перечислении Средств на счет того лица,
котором учреждение перечисляет деньги.
Р
Регулирующие доходы бюджетов - все виды налоговых поступлений и
иных платежей, по которым устанавливается размер отчислений по уровням
бюджетов.
Регулирующие налоги - все виды налоговых поступлений, по которым
устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов.
Реквизит - логически неделимый элемент документации, описывающий
определенные свойства отображаемого объекта.
С
Сервер - выделенный компьютер, управляющий функционированием сети
и выполняющий определенные функции обслуживания пользователей.
Синтетический учет - бухгалтерский учет средств и хозяйственных
процессов в обобщенных показателях.
Смета доходов и расходов - документ, определяющий объем и целевое
направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и
содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных
ассигнований.
Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной
основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством
Российской Федерации.
Счетная палата ~ орган государственного финансового контроля, который
осуществляет последующий документальный контроль всех бюджетных доходов и
расходов, проверяет отчеты министерств об исполнении бюджета и представляет
свои заключения высшим органам власти.
Т
Трансферт - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в
нижестоящий из фонда финансовой поддержки по определенной системе показателей
для выравнивания бюджетной обеспеченности.
У
Уполномоченные банки - кредитные организации, уполномоченные
Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики
и определенные на конкурсной основе.
Ф
Файл - поименованная область внешней памяти.
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые
программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, - увязанный
по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс
научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,
социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий,
обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного,
экономического, экологического, социального и культурного развития Российской
Федерации.
СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бюджетная
система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. -М: Юрайт, 2004 -621
с.
2.
Комментарий
к Бюджетному кодексу РФ, под ред. М.В. Романовского, М.: «Юрайт», 2004
3.
Нестеренко
Т.Г. «Казначейская система как инструмент эффективного управления
государственными финансами » // Финансы, №3, 2001.
4.
Пансков
В.Г. «Проблемы казначейского исполнения доходной части федерального бюджета» //
финансы, № 4, 2000.
5.
Разъяснения
МФ РФ «Единый счет бюджета» // финансы, № 6, 2000г
6.
«Татария
переходит на казначейскую систему» // «Интерфакс-АФИ», «Коммерсантъ» №77, 3 мая
2000
7.
Ю.
Панфилова, В. Буза «Военная касса ушла в казначейство»// «Коммерсантъ» №77, 3
мая 2000.