Рефераты

Корпоративное управление в коммерческих банках

-  учитывают в своей работе позиции заинтересованных сторон (сотрудников, клиентов, общественности, регулирующих органов и государства);

-  осуществляют корпоративные действия в соответствии с правилами обеспечения надежности банковского бизнеса и требованиями нормативно-правовых актов;

-  защищают интересы вкладчиков.

В документе, в частности, отмечается, что в рамках мероприятий по совершенствованию банковского надзора, постоянно проводимых Базельским комитетом по банковскому надзору, была проделана большая работа по обобщению коллективного надзорного опыта стран-членов Комитета и органов надзора других стран. А вообще данный документ был опубликован Комитетом в целях подтверждения важности принципов корпоративного управления в банках.

Принципы корпоративного управления – одно из наиболее приоритетных направлений улучшения деятельности любой компании.

Принципы корпоративного управления, в основном, касаются прав акционеров и их защиты, роли заинтересованных лиц в управлении объектом корпоративного управления, информационной прозрачности объекта корпоративного управления и обязанностей его исполнительного руководства (правления), включая организацию взаимоотношений между владельцами компании и ее высшим менеджментом .

Согласно документам Базельского комитета, эффективная система корпоративного управления в современном конкурентоспособном банке базируется на ряде принципов, суть которых состоит в наличии:

-  ценностей корпоративной культуры, зафиксированных в кодексе корпоративного поведения и иных стандартах деловой этики, а также системы, обеспечивающей приверженность этим ценностям на практике;

-  ясно сформулированной стратегии развития, в соответствии с которой оцениваются результаты работы всего банка и отдельных лиц;

-  четкого распределения прав (в том числе определенной иерархии прав в сфере принятия решений) и обязанностей;

-  эффективного механизма взаимодействия и сотрудничества между советом директоров, топ-менеджментом и аудиторами;

-  надежной системы внутреннего контроля (включая оценку эффективности данной системы, проводимую службой внутреннего аудита и внешним аудитором) и службы управления рисками (действующей независимо от бизнес-направлений и бизнес-единиц), а также других элементов системы "сдержек и противовесов";

-  постоянного мониторинга рисков в определенных областях банковского бизнеса, характеризующихся высокой вероятностью возникновения конфликтов интересов (эти области охватывают, во-первых, взаимодействие банка с заемщиками — аффилированными и связанными лицами, крупными акционерами и менеджерами высшего звена, и, во-вторых, деятельность лиц, осуществляющих крупные сделки, например операции ведущих трейдеров банка на фондовом рынке);

-  совокупности финансовых и карьерных стимулов, создающих условия для надлежащей работы менеджеров и других сотрудников;

-  системы информационных потоков, обеспечивающей внутренние потребности организации и необходимый для внешних контрагентов уровень прозрачности банка.

Базельский комитет исходит из того, что основная ответственность за надлежащее корпоративное управление лежит на советах директоров и менеджменте банков. В то же время существует еще ряд сторон, которые могут способствовать внедрению надлежащего корпоративного управления, в том числе:

-  правительственные органы - через законодательные акты;

-  регулирующие органы фондового рынка, фондовые биржи - через требования по раскрытию информации и по листингу;

-  аудиторы - через аудиторские стандарты в части взаимоотношений с советами директоров, менеджментом и органами надзора;

-  банковские ассоциации - посредством инициатив в области добровольного соблюдения "отраслевых" стандартов (признанных норм делового общения), а также заключения соглашений и раскрытия информации по вопросу о надлежащей корпоративной практике.

Надо отметить, что государственные органы и бизнесмены-практики стали, активно используя принципы ОЭСР и Базельского Комитета, развивать усилия с целью разработки элементов "надлежащего режима корпоративного управления" и сближения двух основных моделей корпоративного управления. В результате предпринятых мер между сторонниками различных подходов к организации корпоративного управления была достигнута договоренность о том, что независимо от используемой модели корпоративного управления в ней должны присутствовать такие элементы, как:

- прозрачная структура собственности и организации компании;

- обеспечение информированности акционеров и их участия в управлении компанией;

- эффективная защита прав акционеров, не владеющих контрольным пакетом акций;

- обеспечение высококачественной информацией о деятельности компании.

Результаты усилий ОЭСР нашли широкий отклик и поддержку в международном масштабе и были заложены многими странами в основу строительства национальных моделей корпоративного управления. При этом повышенное внимание уделяется и совершенствованию структуры уполномоченных государственных и общественных институтов, обеспечивающих соблюдение правил, постановлений, устоявшейся деловой практики.



Глава 2. Анализ уровня развития корпоративного управления в банках Казахстана

 

2.1 Обзор правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры корпоративного управления в Республике Казахстан (страновой анализ)

 

Условия для становления современного корпоративного управления в коммерческих банках Казахстана непосредственно стали формироваться в конце девяностых годов, хотя определенные формально-организационные предпосылки появились еще в первые годы независимости вследствие преобразования бывших советских государственных банковских структур.

На первом этапе (1988-1991гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки.

Приватизация и акционирование коммерческих банков республики обуславливали, что стратегия их развития обязательно стала предполагать активную дивидендную политику как одну из главных составляющих корпоративного экономического механизма.

Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными (таблица 1).


Таблица 1 - Количество банков второго уровня в Республике Казахстан

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Количество банков второго уровня

204

184

130

101

85

67

55

48

44

38

Кол-во созданных банков

63

13

2

2

6


2

1

1

1

Кол-во филиалов банков

724

1042

1036

949

83

59

426

418

400

368

Кол-во банков у которых отозвана лицензия на проведение банк-х операции, в т ч.:

14

33

54

31

5

4

18

8

-

3

за недостатки в работе

7

16

42

28

6

-

7

5

-

3

в связи со слиянием с другим банком или преобразованием



1

3

6


8

2



в связи с добровольной ликвидацией

-


-

-

1

-

3

1

-

-


Табличный материал (табл.1) наглядно показывает динамику сокращения общего количества банков второго уровня в республике, так если в 1993 году количество банков составляло 204 единицы, то 2002 году их количество сократилось до 38 единиц.

Наблюдаемая тенденция напрямую связана с проводимой Национальным Банком Казахстана политикой последовательного ужесточения требований к банкам второго уровня, и как следствие улучшение их финансовой устойчивости и надежности.

На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.

Согласно данной Программы, все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.

В 2001 году процесс перехода банков второго уровня на международные стандарты деятельности резко активизировался, что было обусловлено главным образом целенаправленной работой, проводимой Национальным банком Казахстана и продолжающимся развитием банковского бизнеса в республике.

Параллельно процессу разгосударствления и приватизации коммерческих банков, в республике создавалась соответствующая законодательная база для формирования системы корпоративного управления.

Работа по продвижению идеи развития корпоративного управления в Казахстане была начата еще в 2002 году, когда экспертным советом Национального Банка Республики Казахстан были разработаны Рекомендации по применению принципов корпоративного управления в акционерных обществах. С того момента была проведена определенная работа в этом направлении различными общественными организациями и компаниями, однако эти мероприятия не были каким-либо образом взаимосвязаны и скоординированы.

Но, как правило, все попытки системного решения проблем создания и совершенствования системы корпоративного управления в Казахстане не приводили к конкретным результатам, заканчиваясь обозначением проблем и декларированием благих намерений.

Конкретная работа в данном направлении началась только после того, как в 2004 году при Ассоциации Финансистов Казахстана (АФК) была создана Рабочая Группа по развитию системы корпоративного управления в Казахстане. В данную рабочую группу вошли представители крупнейших коммерческих банков страны, пенсионных фондов, страховых компаний, представители Казахстанской Фондовой Биржи, Ассоциации управляющих активами, Института Директоров, а также иностранные консультанты.

Прежде всего, была разработана программа действий по развитию системы корпоративного управления в Казахстане, которая предусматривала 3 ключевых направления деятельности:

1.            Разработку рекомендаций и норм корпоративного управления для внедрения в казахстанских компаниях;

2.            Совершенствование законодательства в области защиты прав миноритарных акционеров;

3.            Проведение разъяснительной работы с инвесторами и эмитентами.

В рамках реализации первого пункта этой программы Рабочей Группой был разработан стандартный кодекс корпоративного управления, который был затем одобрен Советом Эмитентов. С октября 2006 года, согласно постановлению Агентства по финансовому надзору Республики Казахстан (АФН), данный кодекс обязателен к принятию всеми компаниями, чьи ценные бумаги входят в листинг Казахстанской Фондовой Биржи. В дальнейшем Рабочая Группа планирует регулярно обновлять типовой Кодекс.

Второй пункт программы, включающий мероприятия по совершенствованию законодательства в области защиты прав миноритарных акционеров бы реализован путем разработки и принятия Закона Республики Казахстан №230-III ЗРК от 19 февраля 2007 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов".

И, наконец, Рабочей Группой разработаны предложения по совершенствованию законодательства по корпоративному управлению, большая часть которых вошла в законопроект, внесенный на рассмотрение в Мажилис.

Среди основных положений законопроекта следующие:

1. Введено понятие "публичная компания".

Совершенно понятно, что необходимо разделить понятия "акционерное общество" и "публичная компания", поскольку первое отнюдь не означает автоматически второе. Нет необходимости требовать от всех акционерных обществ Казахстана соблюдения норм корпоративного управления: это неэффективно, да и не имеет смысла. Но к тем, кто хочет и готов выйти на рынок, предложить своих акции инвесторам, стать публичной компанией, должны предъявляться особые требования, касающиеся именно корпоративного управления.

Так, согласно проекта закона публичной компанией признается общество, которое соответствует следующим критериям:

1.                общество должно осуществить размещение своих простых акций путем подписки на неорганизованном рынке ценных бумаг или путем подписки или торгов на организованном рынке, предложив данные акции неограниченному кругу инвесторов;

2.                не менее двадцати пяти процентов от общего количества размещенных простых акций общества, должно принадлежать акционерам, каждый из которых владеет не более чем двумя процентами простых акций общества от общего количества размещенных простых акций общества;

3.                объем торгов простыми акциями общества должен соответствовать требованиям, установленным нормативным правовым актом уполномоченного органа;

4.                акции общества должны находиться в категории списка фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан, для включения и нахождения в которой внутренними документами фондовой биржи установлены специальные (листинговые) требования к ценным бумагам и их эмитентам, либо включены в список специальной торговой площадки Регионального финансового центра города Алматы.

2. Введено понятие "корпоративный секретарь".

Корпоративный секретарь – это лицо, которое назначено советом директоров общества, и подотчетно совету директоров общества. Основные функции корпоративного секретаря включают:

1.                подготовку и проведение заседаний собрания акционеров и совета директоров общества,

2.                формирование материалов по повестке дня собрания акционеров и совета директоров;

3.                ведение контроля за обеспечением доступа к этим материалам и т.д.

Согласно данному законопроекту, Уставом публичной компании должно быть предусмотрено наличие:

1.                кодекса корпоративного управления;

2.                должности корпоративного секретаря;

3.                корпоративного web-сайта;

4.                запрета "золотой акции".

Признание общества публичной компанией или отзыв у него статуса публичной компании должно производиться уполномоченным органом в установленном им порядке на основании заявления общества.

Кроме данных предложений Рабочей Группой при Ассоциации Финансистов Казахстана АФК в законопроект предлагалось ввести определенные налоговые льготы для публичных компаний.

Понятно, что публичные компании будут нести дополнительные затраты, связанные с получением ими статуса публичной компании, с соблюдением всех вышеозначенных критериев, работой с миноритарными акционерами и т.д. Соответственно, на начальном этапе, пока компании не ощутили всю пользу статуса "публичной компании" было бы логично стимулировать их приобретать этот статус посредством налоговых льгот.

В частности одним из предложений Рабочей Группы в этой части были налоговые льготы публичным компаниям в размере 50% от начисленной суммы корпоративного подоходного налога.

Однако, данные предложения пока не нашли поддержку государственных органов.

Для реализации третьего пункта программы действий по развитию системы корпоративного управления в Казахстане в ноябре 2005 года Рабочей Группой была организована и проведена первая в Казахстане международная конференция по корпоративному управлению.

В целом можно отметить, что в последнее время активизировались процессы, связанные с корпоративным управлением и это дает надежду на то, что уже в самое ближайшее время систему корпоративного управления в Казахстане ждут серьезные улучшения.

 

2.2 Анализ внутренней структуры и методов корпоративного управления банков Казахстана


В настоящее время банковская система Казахстана — наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставим с показателями стран Евросоюза. В целом по банковской системе растут основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность).

По данным Агентства по финансовому надзору на 01.01.2008 г. на казахстанском финансовом рынке функционировали 35 банков второго уровня.

Традиционно, тройка крупнейших банков: Народный банк, Казкоммерцбанк и Банк ТуранАлем, являлась основной составляющей банковского сектора Казахстана, как по размеру активов, так и по объему совершаемых операций. Жесткая конкуренция между ними позволяла избежать образования монополий на банковском рынке Казахстана.

В настоящее время уже, пожалуй, не существует устойчивого понятия "первая тройка" банков. Существенный рост активов как "Альянс Банка", так и "АТФ Банка" позволили им поочередно занимать третье место по такому показателю, как величина активов. С точки зрения ренкинга, в 2008 году можно выделить первую шестерку крупных банков, хотя, как по объему активов, так и по другим количественным показателям АО "Казкоммерцбанк" и АО "Банк ТуранАлем" пока еще заметно опережают четыре остальных банка и входят в категорию крупнейших.

Тройку лидеров по количеству активов возглавляет Казкомерцбанк, на втором месте Банк ТуранАлем.

К тройке лидеров по капиталу можно отнести Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный сберегательный банк Казахстана (рисунок 1).


Рисунок 1 – Динамика капитала крупнейших банков Казахстана


Рассматривая динамику капитала крупнейших банков Казахстана, представленную на рисунке 1, можно отметить, что в 2006 году капитал банков значительно возрос.

В соответствии с задачами диссертационного исследования проанализируем компоненты корпоративного управления в пятерке крупнейших банков Республики Казахстан: Альянс-банк, Алматинский торгово-финансовый банк (АТФ-банк), Народный сберегательный банк Казахстана, БТА-банк, Какоммерцбанк.

В качестве методологии анализа используем систему показателей эффективности корпоративного управления в банках, применяемую рейтинговым агентством Standard & Poor's:

1. Структура собственности банка:

-  Прозрачность структуры собственности;

-  Концентрация собственности и влияние со стороны собственников;

2. Отношения с финансово заинтересованными лицами:

-  Регулярность проведения собраний акционеров, возможность принятия в них участия и получения о них информации;

-  Права собственности (регистрация и передача, равенство прав собственности);

3. Финансовая прозрачность и раскрытие информации:

-  Принятые стандарты раскрытия информации;

-  Своевременность и доступность раскрываемой информации;

-  Независимость аудитора и его статус;

4. Структура и методы работы совета директоров и руководства компании:

-  Структура и состав совета директоров;

-  Роль совета директоров;

-  Роль и независимость внешних директоров;

5. Политика в области вознаграждения, оценки результатов работы и должностных перемещений директоров и менеджеров.

Активный аналитический процесс подразумевает общение с руководством банка. Просто изучив публичные данные или узнав мнение о банке респондентов и представителей СМИ, все-таки всей информации о корпоративном управлении не получишь. Тем не менее, можно выделить хотя бы общие характерные черты и методы корпоративного управления, присущие банку.

1. Прозрачность структуры собственности анализируемых банков.

АО "Казкоммерцбанк" является акционерным банком и осуществляет свою деятельность в Республике Казахстан с 1990 г. Деятельность Банка регулируется Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с лицензией № 48. Банк является материнской компанией банковской группы, в которую входят следующие компании, консолидированные в финансовой отчетности: "АО "Казкоммерц Секьюритиз, ТОО "Процессинговая компания", "Kazkommerts International B.V.", "Kazkommerts Finance II B.V.", "Kazkommerts Capital II B.V.", АО ООИУПА "Grantum Asset Management", АО "Казкоммерц LIFE", АО "Казкоммерцбанк Кыргызстан", АО НПФ "Грантум", АО Страховая Компания "Казкоммерц Полис".

АО "Казкоммерцбанк" (Алматы), являющееся листинговой компанией Казахстанской фондовой биржи (KASE), предоставило на KASE выписку из системы реестров держателей ценных бумаг по состоянию на 01 апреля 2007 года. Регистратором банка является АО "РЕЕСТР-СЕРВИС" (Алматы).

Согласно выписке из системы реестров держателей ценных бумаг на 01 апреля 2007 года, общее количество объявленных простых акций АО "Казкоммерцбанк" KZ1C00400016 составило 575 000 000, привилегированных KZ1P00400815 - 125 000 000, из них размещено 574 988 275 простых и 124 978 795 привилегированных акций, выкуплено эмитентом 11 725 простых и 21 205 привилегированных акций.

Держателями пяти и более процентов от общего количества размещенных акций АО "Казкоммерцбанк" являлись:


Таблица 2 - Акционеры АО "Казкоммерцбанк"

Наименования (имена), места нахождения (жительства)

Количество акций, шт.

Доля от размещенных акций, %

KZ1C00400016

KZ1P00400815

АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" (Алматы, номинальный держатель)

268 387 343

124 974 575

56,20

АО "Центрально-Азиатская инвестиционная компания"

184 679 013

-

26,38

Субханбердин Н.С.

72 570 672

-

10,37

Европейский Банк Реконструкции и Развития

48 597 741

-

6,94


Привилегированные акции имеют номинальную стоимость 10 тенге и не имеют права голоса, но имеют преимущество перед простыми акциями в случае ликвидации АО "Казкоммерцбанк". Годовой дивиденд по привилегированным акциям определен правилами выпуска привилегированных акций в размере 0,04 доллара США. Эти акции не подлежат погашению.

По данным АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" не раскрыта информация о собственниках 259 647 150 простых акций и 58 507 313 привилегированных акций АО "Казкоммерцбанк", что в сумме составляет 45,5% от общего количества размещенных акций банка.

Держателями пяти и более процентов голосующих акций от общего количества голосующих / размещенных акций АО "Альянс Банк" по состоянию на 01 октября 2007 года являлись (таблица 3).


Таблица 3 – Количество акций

Наименования, места нахождения

Количество простых акций, шт.

Доля от голосующих акций, %

Доля от размещенных акций, %

АО "Финансовая Корпорация Сеймар Альянс"

6 943 774

72,04

69,179

АО "Центральный Депозитарий ценных бумаг", номинальный держатель

1 998 059

20,73

19,905


Согласно таблице 3, основным акционером АО "Альянс Банк" является Инвестиционная Группа Сеймар, одна из наиболее успешных инвестиционных компаний Казахстана. АО "Центральный Депозитарий ценных бумаг" является номинальным держателем, т.е. сведения о реальных держателях этих акций не раскрыты.

Seimar I.G. на сегодняшний день располагает контрольным пакетом акций АО "Альянс Банк" и является его основным собственником: владеет 72,04% голосующих акций АО "Альянс Банк" и планируется увеличение ее доли за счет дальнейшего выкупа акций у миноритарных акционеров. Таким образом, Seimar I.G. уже несколько лет имело возможность влиять на политику АО "Альянс Банк" через аффилированные компании, входящие в состав консорциума, выкупившего в 2001 г. крупный пакет акций банка.

Состав акционеров АО "Финансовая Корпорация Сеймар Альянс" представлен в таблице 4.


Таблица 4 – Акционеры АО "Финансовая Корпорация Сеймар Альянс"

Акционер

Доля

АО "Центральный депозитарий ценных бумаг", номинальный держатель

23,93 %

Сейсембаев Маргулан Калиевич

25,36 %

Галин Аскар Галиевич

25,35 %

Сейсембаев Ерлан Калиевич

25,36 %


Как видно АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" является номинальным держателем акций Seimar I.G. По некоторым неподверженным данным реальным держателем этих акций является Сейсембаев Маргулан Калиевич. Фирменное наименование Seimar I.G. состоит из первых букв его фамилии и имени.

Таким образом, реальным держателем большинства акций АО "Альсн-банк" является Сейсембаев Маргулан Калиевич.

Информационная прозрачность структуры собственного капитала также не свойственна АТФ-банку. До октября 2007 года, по данным регистратора АО "Фондовый центр" (Алматы), держателями пяти и более процентов размещенных акций АО "АТФБанк" являлись (таблица 5):


Таблица 5 – Держатели акций АТФ-банк до 1 октября 2007 года

Наименования (имена), места нахождения (жительства)

Количество акций, шт.

Доля от размещенных акций, %

простых

привилег.

Утемуратов Булат Жамитович (Астана)

4 261 257

-

13,69

ТОО "АКТАУСТРОЙИНВЕСТ" (Алматы)

-

3 890 503

12,50

Утемуратов Алидар Булатович (Астана)

2 990 510

-

9,61

Утемуратов Ануар Булатович (Астана)

2 986 941

-

9,60


По данным АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" не раскрыта информация о собственниках 4 037 636 простых акций АО "АТФБанк".

В середине ноября 2007 года австрийский банк "Кредитанштальт", подразделение UniCredit Group, завершил процесс приобретения 91,8% акций от общего числа выпущенного акционерного капитала АО "АТФБанк". Примерная цена сделки составила $2 млрд.117 млн. Изменения в составе собственников так и не появились на KASE в разделе доступной информации.

После продажи государственного пакета акций (100%) в марте 1998 г. БТА стал частным банком. Значительная часть акций банка принадлежит семье Татишевых, остальные акции распределены главным образом между частными казахстанскими компаниями, причем 29,9% акционеров не являются резидентами Казахстана.

С 2001 г. миноритарный пакет акций БТА принадлежит группе иностранных инвесторов, включающей шведскую компанию по доверительному управлению инвестициями East Capital, Европейский банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию и голландскую компанию Nederlandse Financierings-Maatschappij voor Ontwikkelingslanden N.V. В свое время БТА продал указанной группе 25% привилегированных акций, которые в мае 2006 г. были конвертированы в обыкновенные акции.

Международные организации с 2001 г. имеют двух своих представителей в Совете директоров БТА. Их появление в Совете благотворно повлияло на систему корпоративного управления, так как обеспечило баланс влияний менеджмента и акционеров.

Рейтинговое агентство Standard & Poor's дает высокую оценку структуре собственности АО "БТА-банк" отмечая, что структура собственности данного банка обеспечивает последовательную и значительную поддержку акционеров, помогающую росту бизнеса.

Согласно выписке из системы реестров держателей акций на 01 января 2007 года: общее количество простых акций KZ1C33870011 составило 929 016 660, из них размещено 921 082 234; общее количество привилегированных акций KZ1P33870117 составило 24 742 000, все размещены; общее количество привилегированных акций KZ1P33870216 составило 80 225 222, все размещены.

Держателями пяти и более процентов от общего количества размещенных акций АО "Народный сберегательный банк Казахстана" на 01 января 2007 года являлись (таблица 6):


Таблица 6 - Акционеры АО "Народный сберегательный банк Казахстана" на 01 января 2007 года

Наименования (имена) места нахождения (жительства)

Количество акций, шт

Доля от размещенных акций, %

простых

привилег.

АО "Холдинговая группа "Алмэкс"" (Алматы)

758122100

-

74,17

Цхай Яков Андреевич (Алматы)

68860770

-

6,74

АО "НПФ Народного Банка Казахстана" (Алматы)

25762180

30998681

5,55


По опубликованным данным интернет-газеты "Номад", на 1 июля 2008 года у АО "Холдинговая группа "АЛМЭКС" было два акционера: Тимур Кулибаев (50%), Динара Кулибаева (50%).

Следовательно, хотя банк не опубликовывает в пресс-релизах информацию о собственников, тем не менее, и не препятствует ее появлению в других источниках.

Таким образом, анализируемым казахстанским банкам не свойственна прозрачность структуры собственности. Из всех банков только БТА-банк в своей структуре собственности не публикует номинальных держателей. Видно, что наибольший вес в структуре его собственности имеют иностранные инвесторы. Позитивно это или негативно – быстро нельзя оценить. Но какая бы ни была структура собственности, она должна быть известной, должно быть как можно меньше номинальных держателей и уж, по крайней мере, не должно быть явно искусственных компаний, зарегистрированных в качестве владельцев. Такие компании-оболочки, специально создаваемые для того, чтобы представлять интересы акционеров, не ведут, как правило, никакой деятельности. Плохо, когда через такие компании представлен контрольный или блокирующий пакет. Если небольшая часть собственности - то ничего. Но когда миноритарные акционеры и прочие заинтересованные лица, кто контролирует банк, чьи интересы там присутствуют - это оценивается негативно. Потому что и отношения аффилированности, и сделки с заинтересованностью, в этом случае отследить совершенно невозможно.

2. Влияние со стороны собственников.

Все анализируемые банки входят в какие-либо финансово-промышленные группы или инвестиционные компании, например НСБК в группу АО "Холдинговая группа "Алмэкс"". Ни в одном из корпоративных документов банков не обозначено, какие еще интересы есть у владельцев этого холдинга по отношению к этому банку. Такая закрытость информации о влиянии со стороны собственников вызывает сомнения в том, не используются ли ресурсы банка для того, чтобы субсидировать фактически другие компании, входящие в этот холдинг через трансфертное ценообразование, через выдачу кредитов разным лицам на нерыночных условиях, через увод активов и так далее. Это, конечно, отследить трудно. Но есть механизмы, в первую очередь, механизм внутреннего контроля, раскрытия информации, по которому можно понять, насколько открыта и прозрачна система внутреннего контроля.

Например, Казкоммерцбанк объявил о том, что система внутреннего контроля Банка включает в себя, помимо прочего, проведение процедур по предотвращению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. А в АТФ-банке даже принята Политика от "11" июня 2007 года по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Этот аргумент является значимым и позитивным для эффективности системы корпоративного управления данных банков.

3. Отношения с финансово заинтересованными лицами.


Таблица 7 – Способ оповещения акционеров об общем собрании

Банк

Народный банк

Альянс

АТФ

БТА

Казком-мерцбанк

Опубликование сообщения в средствах массовой информации, определенных Уставом Банка.

Опубликование сообщения в средствах массовой информации – "Егемен Қазақстан", "Казахстанская

правда", либо направлено им.

Опубликование

сообщения в печатных изданиях, определенных Уставом Банка.

Используются разные способы оповещения.

Четко в кодексе и уставе не определены

Направление акционерам письменных уведомлений или опубликование извещения в печатном издании.

Способы оповещения нигде четко не определены

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты