Как видно из таблицы 7,
способ оповещения акционеров далек от идеала у всех банков. В международной
практике принято оповещать акционеров путем опубликования сообщения в СМИ и
направления им письменного уведомления. То есть 2 способа оповещения работают
каждый раз и они не взаимоисключающие.
В каждом из
анализируемых банков принят Кодекс корпоративного управления (таблица 8), в
котором обозначена роль общего собрания акционеров:
Казкоммерцбанк - Высшим
органом Банка является Общее собрание Акционеров Банка.
НСБК - Акционерам Банка
предоставлено право на участие в управлении Банком посредством участия в работе
по созыву и проведению общего собрания акционеров.
Альянс-банк - Банк
осуществляет корпоративное управление в соответствии с базовыми принципами,
принятыми Общим собранием акционеров и определенными Миссией и Философией
деятельности Банка.
АТФ-банк - Акционерам
Банка предоставлено право на участие в управлении Банком посредством участия в
работе по созыву и проведению общего собрания акционеров.
БТА-банк – Наиболее
важные решения, связанные с деятельностью компании принимает общее собрание
акционеров в пределах своей компетенции, определенной Уставом Банка.
Таблица 8 – Количество
собраний акционеров и внесения изменений в кодекс корпоративного управления
Банк
Собрания акционеров за период 2007-2008 года,
представленные в средствах массовой информации
Принятие и изменение Кодекса корпоративного управления
очередных
внеочередных
Альянс-банк
2
2
от 26.07.07г.
Не изменялся
Казкоммерцбанк
2
2
от 16.01.06г.
от 30.04.08г.
Народный банк (НСБК)
2
-
от 20.12.06г
Были незначительные изменения и дополнения
БТА-банк
2
4
от 14.10.05г.
Были незначительные изменения и дополнения
АТФ-банк
2
4
от 26.07.07г.
Согласно таблице 8, в
НСБК не было ни одного внеочередного собрания акционеров, что наводит на
размышления: соблюдаются ли интересы миноритарных акционеров в этом банке,
участвуют ли они реально в принятии решений.
Если анализировать
количество изменений и дополнений, внесенных в Кодекс корпоративного управления
видно, что только у Альянс-банка не было изменений. Это негативно характеризует
корпоративную политику банка. Экономические условия в стране меняются, меняется
законодательство и ситуация с акционерами – все это должно отражаться в Кодексе
корпоративного управления.
Для анализа механизма
голосования и принятия решения, в которых должны принимать участие акционеры и
финансово заинтересованные лица мною выборочно были просмотрены последние
протоколы общего собрания анализируемых банков.
Например,
у Альянс-банка, в протоколе годового общего собрания акционеров от 08 июня
отражена ситуация, когда мажоритарный акционер банка АО "Финансовая корпорация Сеймар
Альянс" пытался внести дополнение в повестку дня, но председатель собрания
данное предложение отклонил, так как в соответствии со статьей 43 Закона РК "Об
акционерных обществах" изменения и дополнения в повестку дня могут
вноситься только при наличии кворума собрания не менее чем 95 % от общего
количества размещенных голосующих акций. Кворум этого собрания составлял всего
80,87 %, что не предоставляло возможности внести данные изменения в повестку
годового общего собрания акционеров.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что в данном банке соблюдаются интересы миноритарных
акционеров и механизм принятия решений соответствует законодательству
государства.
Анализируя протоколы
собрания акционеров БТА-банка можно сделать вывод о том, что в данном банке, с
учетом меняющихся ситуаций, собираются внеочередные общие собрания акционеров,
на которых акционеры принимают различные решения, в том числе и о составе
Совета Директоров.
Например, Решением внеочередного общего собрания акционеров АО "Банк
ТуранАлем" от 13 декабря 2007 года из состава Совета Директоров выведены
Заместитель Председателя Совета Директоров – Мамештеги Садуакас Халыксоветулы и
член Совета Директоров – Манагадзе Ираклий. В то же время Солодченко Роман
Владимирович, возглавляющий Правление Банка с 22 февраля 2007 года, введен в
состав Совета Директоров АО "Банка ТуранАлем".
Грубое нарушение прав
миноритарных акционеров было обнаружено в АТФ-банке при процедуре продажи
контрольного пакета акций. Данный случай даже был назван беспрецедентным в
банковской практике Казахстана.
Как уже было рассмотрено
выше, в середине ноября 2007 года австрийский банк "Кредитанштальт",
подразделение UniCredit Group, завершил процесс приобретения 91,8% акций от
общего числа выпущенного акционерного капитала АО "АТФБанк".
О сделке группы крупных
акционеров по продаже "АТФБанка" было объявлено 21 июня 2007 года,
после чего крупные акционеры собрались продать свои доли простых и
привилегированных акций группе UniCredit по фиксированной цене $2,175 млн.
Фиксированная цена охватывала три класса акций: один класс простых и два
привилегированных. Однако никакой независимой и прозрачной оценки каждого
класса акций не производилось, хотя у них были различные права и экономические
выгоды. Поскольку условием сделки было то, что привилегированные акции должны
быть конвертированы в простые акции до завершения сделки, явный конфликт
интересов стал неизбежен, поскольку крупные акционеры по простым акциям и по
привилегированным акциям владели большим процентом простых "бумаг" и
имели стимулы увеличить коэффициент конвертирования в пользу таковых. То, что
конфликт интересов, заложенный в структуру сделки, мог привести к нарушению
прав миноритарных акционеров, стало ясно на внеочередном общем собрании
акционеров 26 июля 2007 года, когда был установлен коэффициент конвертирования
привилегированных акций в простые 3 к 1. Этот произвольный и необъяснимый курс
представлял собой оценку привилегированных акций существенно ниже того, какой
устанавливался в недавних конвертированиях в Казахстане и в рыночных ценах на
привилегированные акции до сделки (цена привилегированных акций стала менее 4
тыс. тенге за акцию, в то время как до собрания они стоили около 5,5 тысячи
тенге за акцию).
Само внеочередное собрание
акционеров было проведено в крайне нестандартной манере. Когда созывалось
собрание, не было уведомления, что вопрос о конвертировании будет включен в
повестку дня. В результате многие миноритарные привилегированные акционеры не
присутствовали. Когда собрание началось, была изменена повестка дня, в нее было
включено решение о конвертировании привилегированных акций и условиях
конвертирования.
Внеочередное общее
собрание акционеров 1 октября не собрало кворума ввиду неявки доминирующей
группы акционеров. Уже на следующий день повторное внеочередное собрание не
одобряет курс 3 к 1. Но 13 ноября UniCredit покупает акции "АТФБанка"
напрямую, без конвертирования. К этому моменту, когда прежние крупные акционеры
"АТФБанка" провалили попытки провести конвертирование каким-либо
образом, в дело вступила UniCredit. Она купила простые и привилегированные
акции напрямую у крупных акционеров путем аукциона, за которым последовало
обязательное предложение другим держателям акций о продаже привилегированных
акций, но с тем же коэффициентом 3 к 1.
Все документы, на
которые банк опирается и от которых отталкивается, это казахстанское
законодательство об акционерных обществах и рынке ценных бумаг.
Законодательством установлено обязательное наличие в совете директоров акционерных
обществ не менее одной трети независимых членов и кодекса корпоративного
управления - документа, который смоделирован на принципах, предусмотренных
ОСЭР.
В кодексе корпоративного
управления "АТФБанка" почти слово в слово отражены все
фундаментальные принципы ОЭСР. Этот документ должен быть руководством к
действию для банка. Но, однако, в реальности дело обстоит иначе.
По данной ситуации можно
сделать следующий вывод:
В случае с данным банком
наличие кодекса корпоративного управления и независимого директора не
обеспечило защиты прав миноритариев.
Структура распределения
акций в "АТФБанке" явно может быть расценена как уязвимая для
злоупотреблений – ввиду отсутствия приверженности общим принципам правильного
корпоративного управления и его собственному кодексу корпоративного управления,
которые бы реализовались посредством крепкой лидерской роли его независимых
директоров.
4. Финансовая
прозрачность и раскрытие информации.
Финансовая
прозрачность, прежде всего, подразумевает составление финансовой отчетности по
международным стандартам. Если этого нет, то сразу появляется очень большой
минус. Иностранные и казахстанские инвесторы должны быть в равном положении.
Иностранные инвесторы не понимают национальной отчетности, фактически они таким
образом дискриминируются.
Что касается
анализируемых банков, то финансовая отчетность их всех, без исключения,
составляется в соответствие с международными стандартами. Кое-кто из них
перешел на международные стандарты с 2001 года, кто-то с 2002 – это не важно.
Главное, это уже устоявшаяся практика.
У всех анализируемых
банков также "вывешивается" на сайте информация нефинансового
характера, то есть информации по видам операций, видам продукции.
С чем на самом деле
плохо, так это с анализом этих операций. Сами банки если и занимаются
аналитической работой, то не доводят такую информацию до рядовых обывателей.
Что касается способов
раскрытия - важно понять, насколько активно банк проводит информационную
политику, есть ли люди, которые отвечают в банке за доведение информации до
акционеров и до финансового сообщества, есть ли так называемый корпоративный
секретарь. Очень актуальны аудит и независимость аудитора, функции аудитора,
раскрывается ли об этом информация.
После изучения
корпоративных документов, пресс-релизов и прочей документации казахстанских
банков была составлена таблица 9.
Таблица
9 - Оценка системы внутреннего и внешнего контроля
Показатель системы
внутреннего контроля
Народный банк
Альянс
АТФ
БТА
Казком-мерцбанк
Служба внутреннего аудита:
цели и задачи
Оценка адекватности и эффективности системы внутреннего
контроля.
Не определен четко круг
обязанностей
Задачи четко указаны в Политике организации системы
внутреннего контроля.
Контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью Банка
Проверка финансово-хозяйственной деятельности, формирование
квалифицированного суждения о состоянии дел в компании.
Внутренний контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью Банка.
Проведение процедур по предотвращению
легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования
терроризма.
Внешний аудитор: цели и
задачи
Ежегодный аудит финансовой
отчетности и прочей информации
Ежегодная проверка
финансово-хозяйственной
деятельности, оценка эффектив-ности
управления банковскими рисками и
надежности системы внутреннего контроля. На 2008 год - ТОО "Делойт и Туш", лицензия №0000008 от 21.10.99г.
Ежегодная проверка финансово-
хозяйственной деятельности с целью
подтверждения финансовой отчетности
Банка.
Проверка финансовой отчетности компании и получение независимого
мнения о финансовой отчетности
Внешний аудит в соответствии с
требованиями законодательства Республики Казахстан.
Аудиторская фирма – ТОО "Делойт
и Туш", лицензия
№0000008 от 21.10.99г,
Должность
корпоратив-ного секретаря
есть
нет
нет
нет
есть
Согласно таблице 9,
только у двух банков из четырех: НСБК и Казкоммерцбанк есть корпоративный
секретарь, главной задачей которого является обеспечение соблюдения прав и
законных интересов акционеров Банка.
Согласно
Кодексу деловой этики, Казкоммерцбанку присуща информационная открытость. Банк
стремится к максимальной открытости и надежности информации о Банке, структуре
основных акционеров, услугах и достижениях Банка, результатах финансовой
деятельности. Банк нацелен честно, подробно и своевременно информировать
акционеров и клиентов о состоянии дел, проводить активную коммуникационную
политику, повышать прозрачность и доступность информации на основе улучшения
качества отчетности и учета. В то же время Банк следит за неразглашением
сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Хотя в корпоративном
кодексе БТА-банка скупо упоминается о функциях внутреннего и внешнего аудита,
тем не менее, данный банк своевременно
раскрывает информацию об основных результатах, планах и перспективах своей
деятельности, которая может существенно повлиять на имущественные и иные права
акционеров и инвесторов, а также своевременно и в полном объеме отвечает на
запросы акционеров.
Присутствие иностранных
инвесторов обеспечивает БТА конкурентные преимущества, связанные с
возможностями передачи опыта, привлечения ресурсов, реализации новых
бизнес-проектов и совершенствования системы корпоративного управления.
Реализация программы "Партнерство" (Twinning) в рамках соглашения о
сотрудничестве с бывшим акционером Raiffeisen Zentralbank Oesterreich
способствовала модернизации систем и продуктов БТА. Модернизация коснулась,
прежде всего, таких направлений деятельности банка, как кредитование, розничный
бизнес и маркетинг. Кроме того, работа БТА в рамках стратегического партнерства
с иностранными инвесторами охватывает управление кредитными рисками, внутренний
аудит и контроль, торговое и проектное финансирование. Deloitte & Touche
консультирует БТА по вопросам стратегии, а другая консалтинговая фирма помогает
ему в работе над проектом системы управления отношениями с клиентами.
5. Процедура работы
совета директоров и менеджмента.
Чтобы оценить процедуру
работы совета директоров и менеджмента, нужно выяснить, действительно ли совет
директоров выполняет следующие функции:
- функции контроля,
- функции аудита,
- функции планирования и
бюджетирования.
В Кодексе
корпоративного управления Казкоммерцбанка прописано, что совет директоров Банка
должен обеспечивать эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
Банка. Эффективная система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью
Банка обеспечивает правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность
используемой в Банке финансовой информации. Таким образом, функции контроля и
аудита обеспечены. В то же время функции планирования и бюджетирования не так
однозначно определены: "Совет директоров должен устанавливать основные
ориентиры деятельности Банка на долгосрочную перспективу". Этого
недостаточно для обеспечения последних функций.
Согласно Кодексу, Совет
директоров Альянс-банка должен проводить регулярные встречи с менеджментом и
внутренним аудитом для разработки и утверждения политики по направлениям
деятельности Банка, установления деловых контактов и контроля над процессом
продвижения к корпоративным целям;
В структуре Совета
директоров могут быть созданы комитеты: наблюдательный, аудиторский и другие
комитеты. Создание специфических комитетов для выполнения своих функций
является грамотной корпоративной политикой.
В кодексе АТФ-банк роли
и задачи совета директоров четко определены. Совет директоров осуществляет
общее руководство деятельностью АТФБанка и состоит из 6 человек.
Для рассмотрения
наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций Совету директоров в Банке
могут создаваться комитеты Совета директоров по вопросам:
Комитеты Совета
директоров состоят из членов Совета директоров и экспертов, обладающих
необходимыми профессиональными знаниями для работы в конкретном комитете.
Порядок формирования и
работы комитетов Совета директоров, а также их количественный состав
устанавливаются внутренним документом Банка, утверждаемым Советом директоров.
В БТА-банке с целью усовершенствования корпоративных процедур и
практики корпоративного управления 22 февраля 2007 года общим собранием
акционеров было принято и утверждено отдельное Положение "О Совете
директоров Акционерного общества "БТА". Данное Положение направлено
на повышение эффективности работы Совета директоров по управлению банком. В нем
определены не только все функции и задачи Совета директоров, но так же
рассмотрены смежные вопросы.
В Народном
сберегательном банке функции Совета директоров также определены довольно четко,
это и аудит, и контроль, и планирование, и риск-менеджмент. Кроме того, Совет
директоров НСБК обеспечивает создание системы выявления и урегулирования
конфликта интересов, возникающих между акционерами и органами, должностными
лицами Банка и акционерами.
Роль совета директоров
НСБК также состоит в том, чтобы отслеживать и утверждать в прописанном законом
порядке сделки с заинтересованными лицами, а для этого опять же нужна
информация о том, кто такие заинтересованные лица. В Кодексе корпоративного
управления эта информация раскрывается.
6. Компенсация членам
совета директоров и компенсация менеджерам.
Реально вопросы
компенсации не раскрывает ни один анализируемый банк. В Кодексе только одного
НСБК проскальзывают вопросы компенсации и вознаграждения.
Совет
директоров на основе рекомендаций Комитета по вознаграждениям определяет
размеры и условия выплаты вознаграждений Председателю и членам Правления, а
также утверждает программу повышения квалификации Директоров.
С одной стороны, понятно,
что казахстанские условия - специфические в силу существовавшего долгое время
неблагоприятного налогового климата. В результате все боятся раскрывать
информацию о вознаграждениях. Там, где раскрывается, она далека от действительности.
А акционеры должны знать, сколько они платят своим наемным руководителям, во
сколько обходится содержание этого аппарата.
На этот момент нужно
смотреть особо пристально и даже там, где по понятным причинам полная
информация с точностью до тенге раскрываться не может, должна быть хотя бы
какая-то достоверная информация о том, как вознаграждается менеджмент. И не
только в абсолютном выражении. Важно то, какие принципы лежат в основе
формирования компенсации, является ли эта компенсация композитной, состоящей из
двух частей, и одна из частей привязана к эффективности работы компании и к
эффективности работы данного человека, к его вкладу. Такой информации нет ни по
одному из банков.
Таким образом, в
результате проведенного исследования были выявлены основные черты и методы
корпоративного управления, присущие каждому из анализируемых банков.
Рейтинговое агентство
Standard & Poor's для оценки эффективности системы корпоративного
управления предлагает использовать десятибалльную шкалу значений: от 1 до 10.
Результаты исследования представлены в таблице 10.
Таблица 10 – Оценка
эффективности корпоративного управления банков
№
п/п
Показатели
НСБК
Казкоммерцбанк
АТФ
АльянсБанк
БТА
1
Прозрачность структуры
собственности анализируемых банков.
7
6
5
7
8
2
Влияние со стороны
собственников
5
6
6
5
5
3
Отношения с финансово
заинтересованными лицами
7
9
3
8
9
4
Финансовая прозрачность
и раскрытие информации
9
9
7
8
9
5
Процедура работы совета
директоров и менеджмента
8
7
8
6
9
6
Порядок компенсации
членам совета директоров и менеджерам
5
1
1
1
1
Средний балл
6,8
6,3
5
5,8
6,8
Таким образом, согласно
данной таблице 10, наиболее высокие оценки получили НСБК, Казкоммерцбанк и
БТА-банк. Если обратится к финансовым показателям банков и рисунку 1,
представленному в начале данного раздела, то видно, что эти банки также
лидируют в области динамики повышения активов и капитала.
Такая связь, на мой
взгляд, является прямо пропорциональной. Если банк успешен, то его успех
зависит не только от его коммерческой деятельности, то также и от качества
корпоративного управления.
Модель корпоративного
управления БТА-банка и Казкоммерцбанка можно отнести к японской модели,
представляет собой чрезвычайно сложную форму взаимодействия и взаимосвязи
банков с различными другими компаниями, во главе всей структуры находится
Главный банк.
Модель НСБК можно отнести
к германской модели корпоративного управления, когда банк выполняет все виды банковских
операций и строгой специализации выполняемых операций не существует. Главная
цель - обеспечить долгосрочную надежность существования предприятий и получить
прибыль.
Корпоративное управление
АТФ-банка и Альянс-банка строго нельзя отнести ни к одной из моделей.
Вообще для всех
анализируемых банков характерное узкое распределение собственности. Все банки
имеют контролирующих акционеров.
Таким образом,
казахстанская национальная модель корпоративного управления относится к системе
инсайдеров, поскольку в ней присутствуют все показатели данной системы: акции
банков в основном сосредоточены в руках небольшого числа владельцев, рычаги
контроля за деятельностью компании принадлежат инсайдерам корпорации.
Коммерческие банки,
безусловно, являются особым видом организаций, отличающимся от предприятий
реального сектора экономики и иных финансовых организаций, что, естественно,
обусловливает специфические проблемы их корпоративного управления.
В кредитных организациях
иная структура финансово-заинтересованных лиц, в качестве которых выступают не
только деловые партнеры, инвесторы, кредиторы, но и вкладчики, как
специфические кредиторы, а также регулирующие органы и прочие контрагенты,
создающие экономическую инфраструктуру деятельности кредитной организации.
Важными также являются два фактора: меньшая прозрачность банковского сектора и
высокая степень регулирования банковской деятельности со стороны государства.
Кризис в банковской
системе Казахстана летом 2007 года выявил также специфические проблемы
корпоративного управления, присущие именно казахстанским банкам. Национальный
банк и регулятор финансового сектора отреагировали на кризис очень быстро,
успокоив инвесторов. Была создана специальная группа по управлению кризисом и
принят ряд общественных и частных мер. Ни один из казахстанских банков не
обанкротился и не был вынужден объединиться с более крупным банком. Это
значительное достижение, учитывая размеры кризиса и сильную зависимость
казахстанских банков от международных финансов.
В то же время развитие в
строительном секторе, особенно представление о том, что банки поддерживают в
первую очередь компании, принадлежащие высокостоящим лицам, указывает на
значительное политическое влияние в экономике. Этот фактор снижает качество
корпоративного управления и может вызвать проблемы в будущем.
Одновременно существует
беспокойство и об автономном влиянии казахстанских банков. Когда АФН попыталось
ограничить заимствования банков на международных рынках, банки использовали
политическое влияние, чтобы ослабить регуляции. Любая концентрация повышает
риск. Казахстанские банки не оценили наличие или влияние этого риска.
Неполноценное управление риском свидетельствует о слабом корпоративном
управлении.
Дополнительный повод для
волнения - различие между официальными заявлениями банков и тем, как обстоят
дела на самом деле. Казахстанские банки громко заявляют о своей прозрачности,
хотя это зачастую не так. При попытке узнать больше информации отношение
менеджмента многих банков вдруг становится враждебным.
Прозрачность - это не
просто размещение информации на веб-сайте, подразумевающее, что инвесторы и
аналитики должны спокойно принять эти сведения. Аналитики задают вопросы, пытаясь
получить больше информации. Если управление банка должно одобрить размещение
стандартных сведений, то это не является прозрачностью. Для банка недостаточно
просто заявить, что его деятельность прозрачна; это нужно суметь доказать.
Настоящие владельцы банков
должны быть известны. Финансовая позиция банка должна быть известна всем, кто
спрашивает о ней. Это, естественно, не подразумевает раскрытия конфиденциальной
информации о своих клиентах, особенно если банк сильно зависим от одного
клиента. С другой стороны, если менеджмент банка усложняет доступ аналитиков к
информации о структуре банка или его владельцах, то возникает подозрение, что
банк что-то скрывает, даже если это не так.
Таким образом, можно
выделить следующие проблемы корпоративного управления в коммерческих банках,
присущие казахстанской банковской системе:
1.
Недостаточная организация корпоративного управления (слабая база
уставных и внутренних документов);
2.
Различия в информации о банке, представленной в корпоративных источниках
и рыночной оценке;
3.
Непрозрачность структуры капитала банка;
4.
Нарушения прав финансово-заинтересованных лиц;
5.
Значительное политическое влияние в экономике;
6.
Неполноценное управление риском.
Данные проблемы решаются
путем следования общепризнанным международным тенденциям в совершенствовании
корпоративного управления в коммерческих банках.
1. Повышение
актуальности задач совершенствования корпоративного управления в коммерческих
банках. Понимание необходимости совершенствования корпоративного управления
приходит во многие банки, включая средние и даже малые. Крупнейшим банкам,
прежде всего, требуется построение внутрибанковской системы управления,
позволяющей своевременно и в полной мере контролировать весь спектр сделок,
совершаемых множеством подразделений и филиалов в целях повышения эффективности
деятельности банка. Небольшим банкам, особенно региональным, в первую очередь,
требуется построение эффективной системы управления, повышающей
конкурентоспособность на рынке банковских услуг.
2. Развитие
систем бюджетирования, планирования, контроля и управления рисками.
Коммерческие банки активно внедряют системы бюджетирования, планирования,
контроля и управления рисками, при этом построение эффективной системы
невозможно без использования автоматизированных систем управления.
3. Активизация
работы по созданию условий для привлечения денежных средств вкладчиков.
Казахстанские банки, стремительно увеличивающие за последние годы размер
депозитов населения, начинают приходить к пониманию того, что одним из наиболее
важных аспектов корпоративного управления является защита интересов вкладчиков.
С другой стороны, введение системы страхования вкладов стимулирует банки к
ценовым методам борьбы, что может спровоцировать кризисные явления.
4. Принятие
больших усилий по обеспечению повышения прозрачности представляемой отчетности.
Обеспечение прав заинтересованных лиц на получение необходимой информации в
настоящее время требует от банков выработки собственной комплексной
информационной политики. При этом собственно коммерческие банки должны быть
заинтересованы в раскрытии информации, чему должно способствовать
совершенствование системы корпоративного управления.
5. Обеспечение
раскрытия структуры собственности. Решение данной проблемы для казахстанских
коммерческих банков является чрезвычайно важным. Раскрытие конечных
бенефициаров будет способствовать преодолению многих трудностей в
совершенствовании корпоративного управления, расширению перспектив привлечения
ресурсов на внутренних и внешних финансовых рынках. Приоритет прозрачности
структуры собственности отмечается в первую очередь ведущими банками Казахстана
на фоне роста сделок по продаже долей в уставных капиталах иностранным банкам,
выпуска долговых ценных бумаг и заимствований на международных банковских
рынках.
6. Повышение
качества оценки рисков. Банковский кризис 2007 года показал, в какой степени
качество управления правовым и репутационным рисками может быть важным для
банка и его вкладчиков. Коммерческие банки на фоне увеличения количества
отзывов лицензий в последние годы всерьез озабочены проблемой риска
несоблюдения банком действующего законодательства, регулирующих положений и
кодексов поведения. Все большее количество банков стремится к совершенствованию
процедур внутреннего контроля и управления рисками.
Для анализируемых банков в качестве конкретных мероприятий по
совершенствованию системы корпоративного управления можно предложить следующее:
-
создание в составе совета
директоров как минимум двух комитетов: Аудиторского комитета и Комитета по
управлению рисками;
-
увеличение числа членов совета
директоров, введение независимых членов совета директоров;
-
введение должности корпоративного
секретаря;
-
модификация Кодекса корпоративного
управления;
-
совершенствование систем
оповещения акционеров, защиты прав акционеров;
-
привлечение акционеров к
обсуждению важных вопросов функционирования банка, определению условий и
размеров вознаграждений членам совета директоров и правления.
Таким образом, для повышения устойчивости и надежности банковской
системы важное значение имеет дальнейшее совершенствование системы
корпоративного управления в коммерческих банках, которое должно быть направлено
на достижение большей прозрачности банков, адекватную оценку рисков в целях
обеспечения законных интересов всех сторон, связанных с деятельностью
коммерческих банков. Должный уровень корпоративного управления – один из важных
факторов формирования доверия граждан и хозяйствующих структур, размещающих
свои средства в коммерческих банках, а банков-контрагентов – к своим клиентам-заемщикам
на межбанковском рынке, инвесторов на рынке долговых бумаг и рынке акций.
Повышение
уровня корпоративного управления позволит банкам решить проблему "плохих"
кредитов и укрепить доверие потенциальных контрагентов (вкладчиков, заемщиков,
клиентов по валютным и фондовым операциям). В результате распределение
кредитных ресурсов между нефинансовыми компаниями станет более рациональным,
что даст возможность экономике Казахстана выйти на траекторию устойчивого
роста. От создания надлежащей системы корпоративного управления в банковском
секторе выиграют все заинтересованные стороны:
- банки повысят эффективность своей
деятельности;
- банковская система в целом привлечет
новых вкладчиков, заемщиков, инвесторов и иных контрагентов;
- акционеры банков получат уверенность
в обеспечении защиты и повышении доходности своих инвестиций;
- государство сможет опереться на
поддержку банковского сектора в своих усилиях по укреплению
конкурентоспособности национальной экономики;
- общество в целом воспользуется
плодами увеличения общественного богатства.
Проведенное исследование
убедило в многоаспектности темы диссертации.
Анализ литературных
источников в области теоретических основ корпоративного управления в
коммерческих банках позволил мне сделать следующие выводы:
1. Корпоративное
управление можно описать как выбранный той или иной компанией способ
самоуправления, обеспечивающий справедливое и равноправное распределение
результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными "финансово-заинтересованными
лицами", т.е. кредиторами. Понятие корпоративного управления охватывает, в
первую очередь, комплекс правил и стимулов, с помощью которых акционеры
осуществляют контроль над руководством компании и влияние на менеджмент с целью
максимизации прибыли и стоимости компании.
Результативное
корпоративное управление является важным элементом эффективной рыночной
экономики. Акционеры и иные финансово заинтересованные лица должны иметь доступ
к соответствующей информации и возможность осуществлять контроль и влияние в
отношении руководства с целью обеспечения использования активов компании в
интересах всех этих лиц. Контроль осуществляется посредством как внутренних
процедур управления, так и внешних правовых и регулирующих механизмов.
Возможность осуществления такого контроля важна как в экономически развитых
странах, так и в странах с развивающейся экономикой.
2. Существуют три
национальные модели корпоративного управления: американская, германская и
японская и две системные модели корпоративного управления, ориентированные на:
инсайдеров и аутсайдеров.
3. Единой модели
корпоративного управления, работающей во всех странах, нет. В то же время,
существуют определенные стандарты, применимые в самых различных правовых,
политических и экономических контекстах.
Несмотря на различия
подходов к организации корпоративного управления, благодаря усилиям Организации
Экономического Сотрудничества и Развития (ОСЭР) в международном масштабе была
достигнута договоренность о том, что независимо от используемой модели
корпоративного управления в ней должны присутствовать такие элементы, как:
прозрачная структура собственности компании, обеспечение информированности
акционеров и прочих заинтересованных групп о деятельности банка, защита прав
миноритарных акционеров.
4. Активное изучение
международного опыта в области управления банковской деятельностью показывает,
что Казахстан может воспользоваться частью механизмов, инструментов и методов,
применяемых в международной финансовой практике корпоративного управления, с
целью существенного повышения эффективности банковской системы.
5. Консультативная
группа бизнес-сектора по корпоративному управлению Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) сформулировала комплекс основополагающих
принципов в данной области (Principles of Corporate Governance, 1999),
подходящих для различных юрисдикций, а именно: честность, прозрачность,
подотчетность и ответственность.
Использование
вышеотмеченных принципов корпоративного управления рассматривается в качестве
одного из основных условий эффективности функционирования банковского сектора в
постсоциалистических странах, в частности в Казахстане.
В целом надо отметить,
что принятые в Казахстане законодательные нормы полностью по своему содержанию
соответствуют общепризнанным стандартам, которые определяют характер
корпоративного управления во всех странах. В них нашли свое отражение
практически все принципы корпоративного управления, принятые в рамках ОСЭР, а
также рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору в части проблем
совершенствования корпоративного управления в кредитных организациях.
Вместе с тем, как
показывают результаты проведенного анализа внутренней структуры и методов
корпоративного управления в банках, потенциал эффективного корпоративного
управления, заложенный в принятых законопроектах и иных нормативно-правовых
актах в Республике Казахстан, реализован далеко не полностью. Результаты
анализа в целом подтвердили общепризнанное мнение о недостаточном внимании
казахстанских банков к организационным аспектам корпоративного управления. Даже
на уровне уставных и внутренних документов анализируемых банков данные принципы
отражены не полностью.
Оказалось, что на пути внедрения корпоративного
менеджмента в практику работы коммерческих банков Казахстана существует
достаточно большое количество препятствий и проблем:
- Недостаточная
организация корпоративного управления (слабая база уставных и внутренних
документов);
- Различия
в информации о банке, представленной в корпоративных источниках и рыночной
оценке;
- Непрозрачность
структуры капитала банка;
- Нарушения
прав финансово-заинтересованных лиц;
- Значительное
политическое влияние в экономике;
- Неполноценное
управление риском.
Причем для подавляющего
большинства казахстанских банков решение проблем, связанных с защитой прав
акционеров, — пройденный этап. Практически в 100% случаев акционеры получают
необходимую информацию вовремя и в полном объеме до общего собрания. Именно
общее собрание, а не совет директоров выбирает независимого аудитора, решает
другие важные вопросы, касающиеся деятельности банка. И результаты общего
собрания своевременно доводятся до сведения акционеров. Исключение составляет
ситуация с АТФ-банком, когда интересы миноритарных акционеров были прямо
ущемлены.
Гораздо большую
озабоченность вызывают две другие группы проблем: во-первых, прозрачность
структуры собственности, во-вторых — эффективность системы органов управления
банком с точки зрения принципов их формирования и взаимодействия.
Существуют два пути
решения проблемы корпоративного управления. Во-первых, это юридический путь. С
помощью совершенствования законодательной базы, механизмов регулирования,
эффективности регулирующих органов, механизмов правоприменения должны решаться
глобальные проблемы в сфере корпоративного управления в масштабах всей
экономики. Второе - экономический путь, когда банки становятся сами
заинтересованы в повышении качества корпоративного управления.
Дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления в
коммерческих банках должно быть направлено на достижение большей прозрачности
банков, адекватную оценку рисков, обеспечение законных интересов всех сторон,
связанных с деятельностью коммерческих банков.
Таким образом, мне
представляется, что расширение практики корпоративного менеджмента в банковской
сфере открывает возможности для дальнейшего привлечения дополнительных средств
в уставные капиталы банков, прежде всего иностранных инвесторов, а также других
учредителей за счет расширения их круга. Кроме того, посредством корпоративного
управления требуется добиться повышения роли банков в обслуживании и
кредитовании реальных секторов экономики, активизации их деятельности в
реализации инвестиционных программ и проектов, совершенствование механизма
партнерства в отношениях между банками и их клиентами.
1.
OECD Principles of corporate governance. OECD,
2004
2.
Enhancing corporate governance for banking
organisations. Basel. September 1999.
3.
Principles for the management of credit risk.
Basel. September 2000
4.
Закон Республики
Казахстан №230-III ЗРК от 19 февраля 2007 года "О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
защиты прав миноритарных инвесторов"
5.
Кодекс корпоративного управления. Ассоциация финансистов Казахстана от
31.03.2005 года
6.
Пресс-релиз о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1
января 2008 года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору
финансового рынка и финансовых организаций
7.
Кодекс Корпоративного Управления Казкоммерцбанка от 30.04.08г
8.
Кодекс Корпоративного Управления Народного банка от 20.12.06г
9.
Кодекс Корпоративного Управления Альянс-Банка от 10.10.05г.
10.
Кодекс Корпоративного Управления АТФ-банка от 26.07.07г.
11.
Кодекс Корпоративного Управления БТА-банка от 14.10.05г.
12.
Кодекс деловой этики Казкоммерцбанка от 17 февраля 2006 года /протокол №
3.2 от 19.03.08г., рег. № Н-798/1 от 01.04.08г./
13.
Протокол годового общего собрания акционеров АО "Альянс Банк"
№ 08/07
14.
Бекболатулы Ж.К., Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты
// Экономика Казахстана, 2007г., № 9-10.
15.
Давлетгалиева А. Корпоративное управление в Казахстане: актуальность и
перспективы развития// Обзорно-аналитический журнал "Эксклюзив", № 10
(31) октябрь 2004
16.
Заварихин. Н. М. д.э.н., профессор. Совершенствование
корпоративного управления в банках// Дело и сервис, №4, 2002г.- С.35-38.
17.
Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их
устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2004г, С.21
18.
Корпоративное управление: опыт России и США. Шеин В.И. и др.— М.: ОАО "Типография
Новости", 2000.
19.
Кочетыгова Ю. Термин "корпоративное управление"//
Корпоративное управление в банках. Октябрь 2001 № 11
20.
Мазур И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент, Москва:
Юнити-Дата, 2003 г – С.36
21.
Мон И. Развитие корпоративного управления в банках// Управление в
кредитной организации, 2006, N 3, С.17-24