Рефераты

Механизм страхования

- Полное потребление в течение одного производственного цикла и полный перенос своей стоимости на вновь созданную продукцию

- Нахождение в постоянном обороте

- Изменение своей формы с денежной на товарную и с товарной на денежную в течение одного оборота

Источники формирования оборотных средств:

- Собственные

- Заемные

- Привлеченные

1. За счет собственных источников формируется минимально стабильная часть оборотных средств. Это происходит в момент создания организации и образования её уставного капитала.

Дальнейшая потребность в оборотных средствах покрывается за счет следующих собственных источников:

- Резервный капитал

- Прибыль

- Целевое финансирование

- Фонд накопления

2. Однако в силу объективных причин у организации возникают временные, дополнительные потребности в оборотных средствах, покрытие которых только за счет собственных источников объективно не возможно. В этом случае привлекаются заемные источники:

- Банковские и коммерческие кредиты

- Инвестиционный налоговый кредит

- Инвестиционные вклады работников организации

- Облигационные займы

- Устойчивые пассивы

Устойчивые пассивы – минимальная задолженность по оплате труда, резервы на покрытие предстоящих расходов

- Средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты и др.


Финансовые ресурсы организации: их источники и направления использования


Под финансовыми ресурсами организации понимают совокупность денежных средств и возможности для их получения, которые могут быть направлены на развитие, финансирование затрат или погашение обязательств по усмотрению самой организации.

В литературе нет четкого единого понятия финансовых ресурсов.С точки зрения эконом.теории финансовые ресурсы представляют собой капитал, который будучи вложенным в хозяйственную деятельность и последовательно пройдя все стадии кругооборота капитала приносит доход.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, т.е. принадлежность финансовых ресурсов к тому или иному хозяйст-му субъекту, а так же их формирование и использование является практическим воплощением отношений, денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и национ.дохода.

В зависимости от источников образования финансовые ресурсы подразд-ся:

1. Собственные источники

1.1 Уставный капитал - это сумма ср-в, инвестированная в коммерческую организацию, принимающая на себя коммерческий риск вкладчика (совладельцами или учредителями) предназначенная для обеспечения уставной деятельности. В зависимости от организ.-правовой формы может иметь различный вид и особенности форм-я: акционерный и складочный капитал

1.2 Нераспределенная прибыль - это часть общего финансового результата деятельности, оставшегося после всех видов обязательных финансовых изъятий (налогов, дивидендов). Формируется нарастающим итогом в течение периода деятельности, при ликвидации организации подлежит распределению между учредителями. Является основным источником для покрытия убытков.

1.3 Собственный фонд денежных средств - законодательно установлен для организаций с высоким уровнем рыночных рисков (банковские, страховые, инвестиционные институты). Основное направление использования – снижение финан.риска хозяйственной деятельности. Коммерческие организации, для которых установлена обязанность формирования фондов, могут формировать их по своему усмотрению.

Резервы по сомнительным долгам - резерв по обесцениванию ценных бумаг.

1.4 Амортизация, амортизационный фонд формируется в соответствии с принятой данной организацией амортизационной политики.

2. Привлеченные (заемные) средства

2.1 Бюджетное финансирование - наиболее характерно для государственных предприятий и бюджетных учреждений, для коммерческих организаций бюджетное финансирование осуществляется в форме дотаций при выпуске и реализации социально-значимых товаров и услуг, субсидий, целевого финансирования и государственного заказа.

2.2 Коммерческие кредиты - это форма финансирования, источник финансирования со стороны контрагента, не являющегося финансовой организацией. Условия устанавливаются по согласованию сторон.

2.3 Заемные средства (ссуда, займы, кредиты) - наиболее распространенный из привлекаемых источников. Используется на основе возвратности, срочности, платности. Наиболее распространенными являются: банковские кредиты, облигационные займы, вексельные кредиты.

Конкретный перечень финансовых ресурсов предприятия определяется организационно-правовой формой.

Финансовые ресурсы и их источники для ОАО

1.                Долгосрочные источники

1.1 Собственные источники

- уставный капитал

- добавочный капитал

- дополнительная эмиссия акций

- эмиссия депозитарных расписок (если акции приобретены иностр.инвесторами)

- резервы накопленные обществом: нераспределенная прибыль, резервный капитал, амортизационный фонд)

- средства поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения по наступившим случаям, средства внебюджетных фондов(фонд соцстраха), прочие поступления)

1.2 Заемные источники

- банковские кредиты (полученные в Российских коммерч-х банках, еврокредиты – полученные за рубежом в иностран.валюте)

- эмиссия облигаций ( в России, еврооблигации)

- займы др.коммерческих организаций

- бюджетные кредиты

- прочие источники

2. Краткосрочные привлеченные источники Лизинг – это форма, а не

2.1 Краткосрочные банковские кредиты источник. Лизинг.платежи

2.2 Кредиторская задолженность относятся на затраты и включ.

2.3 Прочие в с/с продукции

Финансовые результаты деятельности организации 17

Под итоговым финансовым результатом деятельности предприятий понимают показатель - прибыль. Однако экономической базой формирования являются доходы и расходы.

Доходы - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств или иного имущества) и или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации.

В зависимости от характера, условий получения и направления деятельности доходы организации подразделяются:

- Доходы от обычных видов деятельности

- Операционные доходы

- Внереализационные доходы

Доходы от обыч.видов деят-ти признаются при налич.следующих условий:

1. Организ-я имеет право на получение этого дохода, который вытекает из конкретного договора

2. Сумма дохода может быть определена

3. Имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации.

4. Право собственности на продукцию

5. Расходы, которые произведены или будут произведены в соответствии с этой операцией могут быть определены

Расходы – это уменьшение экономических выгод организации в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации.

Расходы подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности

- операционные расходы

- внереализационные расходы

Условия признания расходов:

1. Расход производится в соответствии с конкретным договором, либо требованиями нормативнозаконодательных актов или обычаям делового оборота (банковское обслуживание)

2. Сумма расходов может быть определена

3. Имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации

Доходы и расходы учитываются в случае возможности их оценки. Существуют следующие способы аналитич-й оценки доходов и расходов:

1.По цене сделки – принимаются во всех ситуациях, когда в документах, на основании которых возникает соответствующий доход или расход определены стоимостная оценка.

2. По установленным нормативам – способ применяется если для определения с/с применяется нормативный метод или система Стандарт-Кост.

3. По рыночной стоимости, либо по цене сделок с аналогичными объектами оцениваются доходы или расходы по уникальным сделкам, либо доходы от безвозмездно полученного имущества.

4. Способ характерен для определения размера доходов и расходов, по которым определен четкий порядок расчетов (налоговый расчет)

Прибыль – итоговый финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. По экономической сути прибыль – есть часть накопления организации, выраженная в денежной сумме.

Виды показателей прибыли:

1. По источнику формирования:

- прибыль от реализации продукции и услуг

- прибыль от реализации имущества

- операционная и внереализационная прибыль

2. По видам деятельности:

- прибыль от обычных видов деятельности

- прибыль от инвестиционной деятельности

- прибыль от финансовой деятельности

3. По характеру использования:

- прибыль направленная на дивиденды

- капитализированная (нераспределенная) прибыль

4. В зависимости от периодичности получения

- регулярная прибыль

-чрезвычайная прибыль.


Основы корпоративного налогового планирования


Под налоговым планированием понимается совокупность мероприятий, разраба-тываемых налогоплательщиками с целью снижения общей налоговой нагрузки.

Это целенаправленная деятельность, имеющая своей конечной целью перевод налогообложения определенного бизнеса из нормального режима в более прив-лекательный, благоприятный.

Для реализации данных целей необходимо провести следующие мероприятия:

1. Провести анализ видов и направлений деятельности предприятия.

2. Провести анализ организационно-правовой формы предприятия

3. Провести анализ использования отдельных льгот по каждому налогу.

4. Провести анализ проводимых сделок, с точки зрения снижения налогов.

И на основании проведенного анализа необходимо разработать и спланировать мероприятия по снижению налоговой нагрузки, а также просчитать экономичес-кий эффект от их применения.

Различают следующие виды налогового планирования:

1. Классический – действия налогоплательщика соответствуют закону, налого-вые платежи производятся в определенном порядке.

2. Оптимизационный – действия налогоплательщика соответствуют закону, но при этом, налоговые платежи и налоговая нагрузка значительно уменьшается.

3. Противозаконный (вульгарный) – действия налогоплательщика не соответст-вуют закону, платежи не производятся или производятся в меньших объемах.

Смысл классического планирования заключается в правильной и своевременной уплате налогов. Содержание классического планирования состоит из организа-ции правильного учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках, определенных законом и своевременной уплаты налогов.

Оптимизационное планирование – это планирование, при котором налогопла-тельщик путем использования и манипулируя существующим законодательством планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. Для этого он использует все достоинства и недостатки налого-вого законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоре-чивость. При этом он использует налоговые механизмы, при которых предусмот-рена минимальная налоговая нагрузка.

Вульгарное – это противозаконное планирование, при котором применяются противозаконные методы уменьшения налоговых платежей. Соответственно все это порождает неблагоприятные последствия для данных налогоплательщиков.

Корпоративное – это оптимизационное налоговое планирование, не может быть реализовано без сбора, анализа и переработки информации с использованием некоторых основных показателей конкретного бизнеса. Особенно это относится к предприятиям, чья деятельность носит разносторонний характер. Для таких предприятий очень важно распределить материальные и финансовые потоки, финансовые и налоговые показатели для каждого вида деятельности.

При этом можно выделить постоянные и переменные показатели.

В попытке реализации оптимизационного налогового планирования приводят к применению механизмов с какими-либо ограничениями и изъятиями. Чем меньше будет число ограничений в этом механизме, тем он будет проще и эффективнее.

Постоянные показатели зависят как от внутренних условий хозяйствования предприятия (стоимость сырья, величина з/платы), так и от внешних условий (специфика налоговых режимов, место расположения субъекта, мнение контро-лируемых органов).

К переменным показателям можно отнести организационно-правовую форму предприятия, вид и качество реализуемой продукции, формы взаиморасчетов, условия заключения договоров.

Снижение налоговой нагрузки в результате корпоративного планирования про-исходит при применении более льготных налоговых режимов (создание зависи-мых предприятий, дочерних, работающих по упрощенной системе налогообло-жения, дробление предприятия на более мелкие с целью получения освобожде-ния от уплаты НДС, заключение хозяйственных договоров с особыми условиями.

В результате проведения корпоративного налогового планирования происходит общее снижение нагрузки в целом на совокупно-зависимых субъектов.

Для проведения данного планирования необходимо проводить глубокий анализ всех финансовых показателей, который способен сделать только специалист, имеющий высокие познания в области экономики.


Виды налогов и сборов


Налог – это обязательный, принудительный и безвозмездный платеж взымаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом рамках и установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

В России общую линию налогового законодательства определяет Гос. Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ.

Гос. Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Федеральные налоги и сборы:

1. НДС ( 0%-на отдельные виды товаров, топлива, ГСМ., 10%-при реализации продуктов скота, товаров для детей, медтоваров, лекарств, 18% - все остальное).

2. Акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья. (20-80% на алкогольную продукцию…)

3. Налог на прибыль организаций (24% на прибыль от дохода по основной деятельности, из которых 6,5% перечисляется в фед.бюджет, 17,5% - в бюджеты субъектов РФ)

4.НДФЛ (13% от нач. зар.платы за вычетом льгот)

5. ЕСН (налоговая ставка = 26% из которых: 20% в федеральный бюджет, - 3,2% в ФСС, - 0,8% в ФФОМС, - 2% в ТФОМС)

6. Государственная пошлина (устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги)

7. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

8. Водный налог.

9. Налог на добычу полезных ископаемых.

10. Налог на наследование или дарение.

Региональные налоги и сборы:

11. Налог на имущество организаций.

12. Транспортный налог. (зависит от мощности двигателя,)

13. Налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы:

14. Земельный налог. (0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к землям с/х назначения, занятым жилым фондом, 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка иного назначения).

15. Налог на имущество физических лиц. (ставка налога устанавливается с учетом суммарной инвентаризационной стоимости в размере от 0,1 до 2%.).


Сущность, функции налогов и принципы налогообложения


Налог – это обязательный, принудительный и безвозмездный платеж взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хоз. ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом рамках и установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Признаки налога:

- императивность (субъект не может отказаться от возложенных на него обязанностей безвозмездно отдать часть своего дохода)

- смена формы собственности дохода (что отданная часть дохода переходит государству и используется на его усмотрение)

- безвозвратность и безвозмездность (эта часть дохода не возвратится субъекту)

- легитимность (означает не только признание налогов, но и их взимание только с законных операций).

Налоги являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества.

По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников пополнения казны, которые безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков, также поступая в бюджет, являются той его частью на которую гос-во не затрачивает средств.

Функции: фискальная и экономическая.

Фискальная – предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней гос. власти. Фискальная функция является главной, т.к. она формирует осн. часть бюджетов всех уровней.

Экономическая или регулирующая функция – заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Экономическая функция раскрывается более подробно в своих подфункциях:

- перераспределительная, перераспределение доходов м/у бюджетами различных уровней.

- стимулирующая, обеспечивает равномерность и поступательность, проявляется ч/з налоговую политику, размеры и ставки налогов, систему льгот и скидок.

- учетная, государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы.

- контрольная, тесно связано с учетной и дополняет ее, она отражает количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в денежных средствах.

Принципы налогообложения:

- однократность обложения объектов налоговыми платежами;

- всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога;

- безвозмездность;

- добровольность уплаты и исчисления налога;

установление минимума, свободного от обложения;

- возвратность налога субъекту налога;

- территориальность налогообложения;

- умеренность распределения налогов;

- равномерность распределения налогов;

- справедливость налогообложения;

- пропорциональность взимания налогов;

- прогрессивность взимания налогов;

- дифференцированность взимания налогов;

- регрессивность взимания налогов;

- самообложение налогом;

- резиденство;

- сбалансированность;

- минимизация поступления.

80% - налоги

16% - таможенные пошлины

4% - административное управление государством

За счет сниж. налог. нагрузки увеличивается налогооблагаемая база, т.е. увеличивается кол-во налогоплательщиков. Улучшается администрирование налогов.

Чем больше налогов, тем больше государство имеет возможностей.


Cодержание


Введение

1. Характеристика действующей сети учреждений здравоохранения РФ

2. Действующие источники финансирования учреждений здравоохранения

2.1 Бюджетные источники финансирования

2.2 Внебюджетные источники финансирования

2.3 Механизм финансирования учреждений здравоохранения

2.4 Оценка эффективности финансирования учреждений

3. Проблемы и пути совершенствования системы финансирования здравоохранения

3.1 Проблемы финансирования здравоохранения

3.2 Пути и перспективы развития источников финансирования здравоохранения

Заключение

Список литературы


Введение


С конца 80-х годов предпринимаются попытки реформирования отечественной системы здравоохранения. Главным объектом нововведений является система финансирования медицинского обслуживания. В 1988-1990 годах происходило внедрение в ряде регионов так называемого нового механизма хозяйствования, менявшего порядок финансирования государственных лечебно-профилактических учреждений и их хозяйственной деятельности. С 1991 года начался процесс введения новой системы финансирования здравоохранения – системы обязательного медицинского страхования, и был дан старт развитию добровольного медицинского страхования. Здравоохранение оказалось единственной из отраслей социально-культурной сферы, где произошли реальные масштабные преобразования. Они сильно изменили организацию медицинского обслуживания. Появились новые источники и каналы финансирования, новые субъекты – фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации, новые формы финансирования лечебно-профилактических учреждений и новые проблемы.

Изменения в системе финансирования происходили в условиях сокращения государственных расходов на здравоохранение, вызванного длительным экономическим кризисом, децентрализации государственного управления и снижения его дееспособности. В итоге система обязательного медицинского страхования была введена частично и лишь потеснила, но не заменила прежнюю систему финансирования. Ожидания медицинских работников, что реформа как-то улучшит положение дел в отрасли, сменились разочарованием и критикой деятельности страховщиков и страховых фондов. И врачи, и пациенты задают вопрос о том, какая польза от этих посредников. Для больных вообще несущественно, кто именно перечисляет деньги медицинскому учреждению, пациентов волнуют возможности получения медицинской помощи, которые ухудшились. Люди вынуждены платить за то, что раньше они получали бесплатно, и с их точки зрения лучше тратить государственные средства на оказание медицинской помощи, чем на содержание страховых фондов и компаний.

Финансирование деятельности медицинских учреждений приобретает особую значимость на современном этапе развития российского здравоохранения. Вопросы финансирования находят свое отражение во всех предлагаемых для обсуждения концепциях и программах реформы системы здравоохранения в стране. Поэтому представляется интересным рассмотреть систему финансирования организаций, занимающихся оказанием медицинских услуг населению.

Целью работы является выявление проблем роль мамая и учреждений, входящих в некоммерческие отрасли хозяйства РФ, на примере отрасли здравоохранения.

Задачами работы являлись:

1)                рассмотрение действующей сети учреждений отрасли здравоохранения РФ;

2)                рассмотрение действующих источников финансирования медицинских учреждений;

3)                выявление проблем, путей и перспектив развития источников финансирования здравоохранения РФ.

В работе были использованы материалы периодических исследований, периодической литературы, данные специальных экономических и социологических исследований, наблюдений.


1. Характеристика действующей сети учреждений здравоохранения РФ


Здравоохранение относится к социальным системам, регулирование деятельности которых осуществляется на межсекторальном уровне, т.е. деятельность субъектов системы зависит от политики различных министерств и ведомств[1]. Многообразие субъектов, объектов и форм деятельности - характерная особенность здравоохранения. Можно выделить три типа медицинских учреждений, действующих в РФ (табл.1).


Таблица 1

Типы медицинских учреждений России[2]

Наименование типа учреждения

Характеристика типа

Государственные

Финансирование и управление учреждениями осуществляется государством. Услуги населению оказываются либо бесплатно, либо за плату, которая обычно не превышает себестоимости услуг. Последние могут продаваться и по рыночным ценам, но только в случае принятия соответствующего коллективного решения.

Характерные черты:

-   подотчетны в своих действиях как законодательным и исполнительным органам власти, так и обществу в целом, они находятся под постоянным пристальным вниманием общественности и средств массовой информации;

-   осуществляют единообразный подход к клиентам, необходимость которого определяется концепцией равных прав граждан на охрану здоровья;

-   придерживаются на регулярной основе определенных процедур, закрепленных соответствующими законами и иными нормативными актами.

Частные

Организации финансируются не государством, а учредителями (физическими и/или юридическими лицами).

Характерные черты:

-   управление имеет большую гибкость,

-   принятие управленческих решений диктуется прежде всего экономическими параметрами, проявляется особая чувствительность к затратам, т.е. в частных организациях строго соблюдается принцип прямой взаимосвязи между доходами и расходами,

лучше удовлетворяют индивидуальные запросы населения на более высоком технологическом уровне, обеспечивая высокое качество обслуживания.

Некоммерческие

Характерные черты:

-   функционирование на основе принципа добровольности, то есть они возникают как результат намерения их учредителей заняться на некоммерческой основе определенной деятельностью для решения той или иной социальной проблемы.

-   создание осуществляется по решению учредителей, без какого-либо вмешательства со стороны государственных или иных структур.

-   не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками, полученные доходы могут быть использованы исключительно в интересах развития организации и достижения поставленных ею целей.

-   Особенности некоммерческих организаций отражаются и в формах управления ими, в частности, в методах их взаимодействия с государством и частным сектором, во взаимоотношениях между учредителями и управленческим персоналом, в организации труда добровольцев и т.д.


Государственные медицинские учреждения в течение долгих лет доминировали в здравоохранении России, через них государство, имевшее монополию в социальной сфере, осуществляло политику в области охраны здоровья граждан. Главная цель политики в области охраны здоровья в советский период состояла в том, чтобы обеспечить равный доступ всех категорий населения к медицинским услугам. Основными характеристиками сложившейся модели являлись: охват всего населения страны; предоставление полного набора медицинских услуг; отсутствие для населения финансовых ограничений доступа к услугам здравоохранения; наличие целостной системы медицинских учреждений, обеспечивавшей преемственность в лечении, включая профилактику и реабилитацию; высокий уровень квалификации кадров и высокое качество медицинского образования[3]. Для воплощения в жизнь этих задач в стране была сформирована государственная система здравоохранения, в рамках которой медицинские услуги оказывались населению бесплатно государственными медицинскими учреждениями.

В современных условиях государственный сектор медицины – также неотъемлемая составная часть системы охраны здоровья населения страны. В соответствии с законодательством РФ органом управления здравоохранением на федеральном уровне является Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

В 1988 г. правительством РФ была утверждена Федеральная программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Аналогичные программы были приняты в большинстве субъектов Федерации. Гражданам РФ в рамках программы бесплатно должны предоставляться:

а) скорая медицинская помощь;

б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений);

в) стационарная помощь[4].

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи должна осуществляться бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с вышеизложенным формально можно считать, что в России существует бесплатная медицина. Но следует отметить, что она очень неоднородна. Существует бесплатная медицина для ведомственных работников высшего уровня лечебные учреждения оснащены самым современным оборудованием, в наличии имеется весь необходимый набор лекарств и медикаментов, работают высоко профессиональные и внимательные врачи, уход, обслуживание, размещение больных и обеспечение их всем необходимым находятся на высшем уровне. Самыми крупными «владельцами» ведомственных учреждений здравоохранения являются[5]:

-                   Министерство путей сообщения - 782 учреждения;

-                   Управление делами Президента - 56 учреждений;

-                   Российская академия наук - 36 учреждений здравоохранения.

Однако основная часть сектора бесплатной медицины ами находится в ином положении. Главной проблемой является низкая заработная плата врачей и среднего медперсонала, недостаточность финансирование, устаревание материальной базы. Не менее важной проблемой является отток кадров; многие молодые специалисты сразу после окончания высших учетных заведений выбирают себе другую, более прибыльную работу, или стремятся работать в коммерческих медицинских учреждениях. Кадры медицинских работников в муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждениях представлены в основном людьми предпенсионного возраста и пенсионерами.

В связи с такой ситуацией для очень многих категорий населения страны реально существуют трудности получения действительно бесплатной квалифицированной медицинской помощи. По данным социологических опросов, 39% населения считают, что в последнее время возможности получения качественной и бесплатной медицинской помощи сократились, 34% - что они остались без изменений, и 14% (среди них преобладают респонденты с высокими доходами), что возможности улучшились[6]. Получить бесплатную помощь, как будто можно, но это, как правило, требует чрезвычайно больших усилий. Между тем существенно легче получить многие виды поликлинических услуг за плату - официальную или неофициальную.

В современных условиях чем дальше, тем больше бесплатность здравоохранения в нашей стране становится все более иллюзорной, а платность получает все более широкое распространение.


2. Действующие источники финансирования учреждений здравоохранения

2.1 Бюджетные источники финансирования


Ассигнования из бюджета являются основным источником финансирования деятельности медицинских учреждений здравоохранения. Планирование расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней осуществляется на единых принципах, государственных социальных стандартах в области здравоохранения, нормативах финансовых затрат на оказание медицинской помощи, устанавливаемых Правительством РФ, и представляется в расходной части бюджетов всех уровней отдельным подразделом[7]. Для бюджетов всех уровней используется единая бюджетная классификация РФ, обеспечивающая сопоставимость расходов на здравоохранение при составлении консолидированного бюджета. Состав и структура расходов на здравоохранение устанавливаются в соответствии с указанной классификацией и ежегодно утверждаются федеральным законом. Бюджетное финансирование в системе здравоохранения осуществляется с учетом нормативов финансовых затрат, устанавливаемых в соответствии с методикой расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Оно осуществляется в объеме и на условиях, определенных в федеральных и региональных целевых программах здравоохранения, а также других государственных программах, предусматривающих обеспечение государственных нужд на цели здравоохранения.

Региональные и местные нормативы финансирования в области здравоохранения устанавливаются с учетом специфики организаций здравоохранения, вида оказываемых услуг, тяжести заболеваний у обслуживаемых пациентов, региональных особенностей, иных обстоятельств и должны быть достаточными для возмещения необходимых расходов.

Бюджетное финансирование в области здравоохранения осуществляется главным распорядителем бюджетных средств на основе государственного (муниципального) контракта, размещаемого на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством РФ. Органы управления здравоохранением осуществляют контроль за соответствием выполняемых задач и целевым расходованием средств. Объем бюджетного финансирования в области здравоохранения устанавливается в зависимости от задач, выполняемых в рамках государственных программ в области здравоохранения.

Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетов на территории РФ, предоставляется за счет средств[8]:

а) федерального бюджета - медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, в том числе дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Минздравом РФ;

б) бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований: скорая медицинская помощь, оказываемая станциями скорой медицинской помощи; амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранением субъекта РФ.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное).

В последние годы существующие государственные обязательства в сфере здравоохранения часто носят декларативный характер. Объем государственного финансирования здравоохранения сегодня составляет лишь 0,3% ВВП (табл.2), этого крайне мало. Для сравнения: государства в странах с высокоразвитой экономикой тратят на здравоохранение в среднем 7% ВВП, но практически ни в одной стране не гарантируется бесплатность всех видов медицинской помощи всем гражданам[9]. Страны же развивающегося мира с аналогичным нашему уровнем государственных расходов на здравоохранение гарантируют населению только самые минимальные «пакеты» медицинских услуг, концентрируясь преимущественно на обеспечении медико-социального благополучия (борьба с инфекционными заболеваниями и проч.).


Таблица 2

Динамика бюджетных расходов на здравоохранение по уровням бюджетной системы РФ, в % к ВВП[10]

Федеральный бюджет

Региональные бюджеты

Консолидированный бюджет

1999 год

2003 год

1999 год

2003 год

1999 год

2003 год

0,2

0,3

2,1

1,9

2,3

2,2


Рис.1. Динамика государственных расходов РФ на здравоохранение (1991 = 100 %)[11]


Недостаточность финансирования общественного здравоохранения в нашей стране сочетается с нерациональным использованием имеющихся ресурсов (рис.1). Как видно из данных рис.1 расходы на здравоохранение в последние годы держатся ниже уровня 1991 года, за исключением 1993 года и 2003 года, несмотря на инфляционные процессы в экономике России.

Только начиная с 2003 года наметилась положительная тенденция. Раздел «Здравоохранение и физическая культура» в федеральном бюджете на 2004 год впервые можно рассматривать как одно из приоритетных направлений государственной бюджетной политики. В абсолютном выражении рас ходы по разделу определены в размере 48208,3 млн. руб. (рис.2).


Рис.2 Структура расходов раздела «Здравоохранение и физическая культура» федерального бюджета РФ на 2004 год[12]


Относительно показателей 2003 года рост расходов по разделу “Здравоохранение и физическая культура" составил 122,5%, что заметно выше роста расходов федерального бюджета в целом - 113,4%. Удельный вес раздела в расходах федерального бюджета увеличился с 1,68% до 1,8%, доля в ВВП осталась на уровне 0,3%[13].

Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и физическую культуру составили 322,4 млрд. рублей (из них 48,2 млрд. рублей - федеральный бюджет и 274,2 млрд. рублей - бюджеты субъектов Федерации). Доля консолидированного бюджета в ВВП сохранилась без изменений - 2,1%. При этом расходы федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру растут опережающими темпами по сравнению с расходами бюджетов субъектов РФ - соответственно 123% и 114% к уровню текущего года. Одной из составляющих такого роста является тенденция активного расширения ведомственной медицины. Так, выше среднеотраслевых рост расходов на здравоохранение по Минтрансу России - 130% к уровню 2003 года, Минтруду России - 128%, Управлению Делами Президента РФ - 138%, Минэнерго России - в 7 раз. Расходы собственно Минздрава России, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения, проиндексированы только на 16%[14].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты