Основы брокерской, дилерской, клиринговой деятельности
Основы брокерской, дилерской, клиринговой деятельности
Брокерская, дилерская, клиринговая деятельность на РЦБ
Брокерской деятельностью признается совершение сделок с
ценными бумагами на основе договоров комиссии и поручения (финансовый брокер).
Брокер - посредник при осуществлении операций с ценными бумагами,
торгующий за счет клиента и получающий за это вознаграждение. Функции брокера
может выполнять организация (брокерская фирма) или гражданин.
Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных
бумаг от своего имени и за свой счет, путем публичного объявления цен покупки и
продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по
объявленным ценам (инвестиционная компания).
Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных
обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными
бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам
ценных бумаг и расчетам по ним. Организации, осуществляющие
клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами
принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств
бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных
бумаг, для которых производятся расчеты. Клиринговая
организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана
формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными
бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций
устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг
по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Клиринговая
организация обязана утвердить правила осуществления клиринговой деятельности. Клиринговая организация обязана регистрировать правила
осуществления клиринговой деятельности, а также изменения и дополнения в них в
федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Учреждение АО
Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей
(учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным
собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении
принимается этим лицом единолично.
Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования
учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения
устава общества, избрания органов управления общества.
Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении
денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных
прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества,
принимается учредителями единогласно.
Избрание органов управления общества осуществляется учредителями
большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению
среди учредителей общества акции.
Учредители общества заключают между собой письменный договор о его
создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по
учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы
акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты,
права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании
общества не является учредительным документом общества.
В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно
определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и
порядок их оплаты.
Особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут
быть предусмотрены федеральными законами.
Учредительные документы
Учредительным документом акционерного общества является его устав,
утвержденный учредителями.
Особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии,
более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности,
определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок
реорганизации такого общества. Другие основания и порядок реорганизации
общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными
федеральными законами.
Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния,
присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации,
осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.
Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации
в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших
юридических лиц. При реорганизации общества в форме присоединения к нему
другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в
единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности
присоединенного общества.
Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации
обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ
осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а
при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия
решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении,
общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать
в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной
регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы
общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30
дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно
потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств
общества и возмещения им убытков.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате
реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных
обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в
порядке, установленном настоящим пунктом.
Если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности
определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица,
созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по
обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.
Слияние обществ. Слиянием обществ признается возникновение нового
общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких
обществ с прекращением последних. 2. Общества, участвующие в слиянии, заключают
договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также
порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет
директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания
акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в
форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого
в результате слияния, и об утверждении передаточного акта.
3. Образование органов вновь возникающего общества проводится на
совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии. Порядок
голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен
договором о слиянии обществ.
4. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу,
участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в
слиянии обществу, погашаются.
5. При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к
вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом.
Присоединение общества.1. Присоединением общества признается
прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и
обязанностей другому обществу. 2. Присоединяемое общество и общество, к
которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в
котором определяются порядок и условия присоединения, а также порядок
конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому
осуществляется присоединение. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого
общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества,
участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об
утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет)
присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос
об утверждении передаточного акта.
3. Совместное общее собрание акционеров указанных обществ принимает
решения о внесении изменений и дополнений в устав и в случае необходимости по
иным вопросам. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров
определяется договором о присоединении. 4. При присоединении общества акции
присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется
присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемому
обществу, погашаются.
5. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все
права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным
актом.
Разделение общества 1. Разделением общества признается прекращение
общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.
2. Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме
разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о
реорганизации общества в форме разделения, порядке и об условиях разделения, о
создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в
акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса.
3. Общее собрание реорганизуемого в форме разделения общества принимает
решение о реорганизации общества в форме разделения, о порядке и об условиях
разделения, о создании новых обществ, о порядке конвертации акций
реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении
разделительного баланса. Общее собрание каждого вновь создаваемого общества принимает
решение об утверждении его устава и образовании его органов. Каждый акционер
реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в
голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого
общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права,
что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу
принадлежащих ему акций этого общества.
4. При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум
или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным
балансом.
Выделение общества 1. Выделением общества признается создание
одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей
реорганизуемого общества без прекращения последнего. 2. Совет директоров
(наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит на
решение общего собрания акционеров общества вопрос о реорганизации общества в
форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества
(обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого
общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров
реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим
реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения,
приобретения), об утверждении разделительного баланса. 3. Общее собрание
акционеров реорганизуемого в форме выделения общества принимает решение о
реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о
создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого
общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого
общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций
создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой
конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного
баланса. Общее собрание акционеров каждого создаваемого общества принимает
решение об утверждении его устава и образовании его органов. Если в
соответствии с решением о реорганизации в форме выделения единственным
акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество,
утверждение устава создаваемого общества и образование его органов
осуществляются общим собранием акционеров реорганизуемого общества. Если
решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию
акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение
акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый
акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший
участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить
акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те
же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе,
пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.
4. При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к
каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме
выделения общества в соответствии с разделительным балансом.
Преобразование общества 1. Общество вправе преобразоваться в
общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с
соблюдением требований, установленных федеральными законами. Общество по
единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое
партнерство. (абзац введен Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ) 2. Совет
директоров (наблюдательный совет) преобразуемого общества выносит на решение
общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об
условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на
вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов
производственного кооператива. 3. Общее собрание акционеров преобразуемого
общества принимает решение о преобразовании общества, порядке и об условиях
осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады
участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов
производственного кооператива. Участники создаваемого при преобразовании нового
юридического лица принимают на своем совместном заседании решение об
утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов
управления в соответствии с требованиями федеральных законов об этих
организациях. 4. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому
лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в
соответствии с передаточным актом.
Правовое положение саморегулирующей организации профессиональных
участников РЦБ
Понятие саморегулируемой организации профессиональных
участников рынка ценных бумаг
Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных
бумаг (далее - саморегулируемая организация) именуется добровольное объединение
профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с
настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.
Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками
рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности
участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на
рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов
профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами
саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения
операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке
ценных бумаг.
Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для
выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.
Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления
профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами,
утвержденными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения
операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.
Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка
ценных бумаг
Саморегулируемая организация вправе:
получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов,
осуществляемых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти по рынку ценных бумаг (региональным отделением федерального органа
исполнительной власти по рынку ценных бумаг);
разрабатывать в соответствии с настоящим Федеральным законом правила и
стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными
бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой
организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и
операций с ценными бумагами;
осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация
является аккредитованной федеральным органом исполнительной власти по рынку
ценных бумаг, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные
аттестаты.
Права акционеров - владельцев обыкновенных и привилегированных акций
общества
Права акционеров - владельцев обыкновенных акций общества
Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру - ее владельцу
одинаковый объем прав. Акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут
в соответствии с уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с
правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на
получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части
его имущества. Конвертация обыкновенных акций в привилегированные акции,
облигации и иные ценные бумаги не допускается.
Права акционеров - владельцев привилегированных акций
общества
Акционеры - владельцы привилегированных акций общества не имеют права
голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено настоящим
Федеральным законом.
Привилегированные акции общества одного типа предоставляют акционерам -
их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость.
В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или)
стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по
привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная
стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной
стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость
по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом
общества установлен порядок их определения. Владельцы привилегированных акций,
по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов
наравне с владельцами обыкновенных акций. Если уставом общества предусмотрены
привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определен
размер дивиденда, уставом общества должна быть также установлена очередность
выплаты дивидендов по каждому из них, а если уставом общества предусмотрены
привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определена
ликвидационная стоимость, - очередность выплаты ликвидационной стоимости по
каждому из них.
Уставом общества может быть установлено, что невыплаченный или не
полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа,
размер которого определен уставом, накапливается и выплачивается не позднее
срока, определенного уставом (кумулятивные привилегированные акции). Если
уставом общества такой срок не установлен, привилегированные акции
кумулятивными не являются.
Уставом общества может быть предусмотрена конвертация привилегированных
акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных
типов по требованию акционеров - их владельцев или конвертация всех акций этого
типа в срок, определенный уставом общества. В этом случае уставом общества на
момент принятия решения, являющегося основанием для размещения конвертируемых
привилегированных акций, должны быть определены порядок их конвертации, в том
числе количество, категория (тип) акций, в которые они конвертируются, и иные
условия конвертации. Изменение указанных положений устава общества после
принятия решения, являющегося основанием для размещения конвертируемых
привилегированных акций, не допускается. Конвертация привилегированных акций в
облигации и иные ценные бумаги, за исключением акций, не допускается.
Конвертация привилегированных акций в обыкновенные акции и привилегированные
акции иных типов допускается только в том случае, если это предусмотрено
уставом общества, а также при реорганизации общества в соответствии с настоящим
Федеральным законом.
Акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании
акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации
общества.
Акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа
приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о
внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права
акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа, включая случаи
определения или увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения
ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей
очереди, а также предоставления акционерам - владельцам привилегированных акций
иного типа преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной
стоимости акций. Решение о внесении таких изменений и дополнений считается
принятым, если за него отдано не менее чем три четверти голосов акционеров -
владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров,
за исключением голосов акционеров - владельцев привилегированных акций, права
по которым ограничиваются, и три четверти голосов всех акционеров - владельцев
привилегированных акций каждого типа, права по которым ограничиваются, если для
принятия такого решения уставом общества не установлено большее число голосов
акционеров.
Акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа, размер
дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров -
владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в
общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции,
начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на
котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или
было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям
этого типа. Право акционеров - владельцев привилегированных акций такого типа
участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента первой выплаты
по указанным акциям дивидендов в полном размере.
Акционеры - владельцы кумулятивных привилегированных акций определенного
типа имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по
всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим
собранием акционеров, на котором должно было быть принято решение о выплате по
этим акциям в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение не было
принято или было принято решение о неполной выплате дивидендов. Право
акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций определенного типа
участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента выплаты всех
накопленных по указанным акциям дивидендов в полном размере.
Порядок деятельности фед. комиссии по РЦБ
Функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг: 1)
осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и
координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам
регулирования рынка ценных бумаг; 2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг,
проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов,
осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и
порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска
(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов
ценных бумаг; 3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам
осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; 4)
устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы
допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и
листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и
составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных
бумаг устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных
бумаг совместно с Министерством финансов Российской Федерации; 5) устанавливает
обязательные требования к порядку ведения реестра; 6) устанавливает порядок и
осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии
в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных
бумагах; 7) устанавливает порядок выдачи разрешений и осуществляет выдачу
разрешений на приобретение статуса саморегулируемой организации
профессиональных участников рынка ценных бумаг, ведет реестр указанных
организаций, отзывает разрешения на приобретение статуса саморегулируемой
организации при нарушении требований законодательства Российской Федерации о
ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных федеральным
органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 8) определяет стандарты
деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и
их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг; 9)
осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками
рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников
рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных
бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом
исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 10) в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контролирует
порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом,
совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг; 11) обеспечивает
раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных
участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг; 12)
обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке
ценных бумаг; 13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к
руководителям и сотрудникам (работникам) профессиональных участников рынка
ценных бумаг, осуществляет их аттестацию (проверку соответствия квалификации
руководителей и работников предъявляемым квалификационным требованиям) в форме
приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата,
определяет порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых
вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов,
программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи; 14) разрабатывает
проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами
регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его
профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных
участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и
нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу; 15) разрабатывает
рекомендации по применению законодательства Российской Федерации, регулирующего
отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг; 16) осуществляет
руководство региональными отделениями федерального органа исполнительной власти
по рынку ценных бумаг; 17) определяет порядок ведения реестра и ведет реестр
профессиональных участников рынка ценных бумаг, содержащий данные о выданных,
приостановленных и об аннулированных лицензиях на осуществление
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Федеральный орган
исполнительной власти по рынку ценных бумаг вносит изменения в реестр
профессиональных участников рынка ценных бумаг в течение трех дней после
принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося
основанием для внесения изменения; 18) устанавливает и определяет порядок
допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации
ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской
Федерации; 19) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического
лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных
бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством
Российской Федерации; 20) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в
обращении;
Права федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Федеральный
орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе: 1) квалифицировать
ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством
Российской Федерации; 2) устанавливать обязательные для профессиональных
участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативы
достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение
рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также
обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг требования,
направленные на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании услуг
по подготовке проспекта ценных бумаг и размещению эмиссионных ценных бумаг; 3)
в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными
участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных
бумагах принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании
лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Немедленно после вступления в силу решения федерального органа исполнительной
власти по рынку ценных бумаг о приостановлении действия лицензии
государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры
по устранению нарушений либо аннулировать лицензию; в случае неоднократного
нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных
бумаг требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3
статьи 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем", принимать решение об аннулировании
лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. 4)
по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать
в выдаче разрешения саморегулируемой организации профессиональных участников
рынка ценных бумаг, отозвать выданное ей разрешение с обязательным
опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации; 5)
устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных
участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных
участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций,
осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными
органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов,
профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций
профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею
организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью
указанных организаций; 6) собирать и хранить информацию, в том числе
персональные данные, в связи с осуществлением функций, предусмотренных
настоящим Федеральным законом; 7) направлять эмитентам и профессиональным
участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям
предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них
представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в
компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 8)
направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд
(арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа
исполнительной власти по рынку ценных бумаг (включая недействительность сделок
с ценными бумагами); 9) принимать решения о создании и ликвидации региональных
отделений федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 10)
аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного
или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных
бумагах; 11) обмениваться конфиденциальной информацией, в том числе
персональными данными, с соответствующим органом (организацией) иностранного
государства на основании соглашения с таким органом (организацией),
предусматривающего взаимный обмен такой информацией, при условии, что
законодательством государства соответствующего органа (организации)
предусмотрен не меньший уровень защиты предоставляемой конфиденциальной
информации, чем уровень защиты предоставляемой конфиденциальной информации,
предусмотренный законодательством Российской Федерации, а в случае, если
отношения по обмену информацией регулируются международными договорами
Российской Федерации, - в соответствии с условиями таких договоров.
Обязанности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных
бумаг. При осуществлении полномочий, предоставленных настоящим
Федеральным законом, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных
бумаг обязан: 1) обеспечивать конфиденциальность предоставляемой ему
информации, за исключением информации, раскрываемой в соответствии с
законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 2) при направлении
эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и саморегулируемым
организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг запросов о
предоставлении информации мотивированно обосновывать необходимость получения
запрашиваемой информации; 3) осуществлять регистрацию документов
профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций
профессиональных участников рынка ценных бумаг, подлежащих регистрации в
соответствии с настоящим Федеральным законом, не позднее чем через 30 дней с
даты получения соответствующих документов или предоставлять в указанный срок
мотивированный отказ в регистрации, если иные сроки для регистрации не
установлены настоящим Федеральным законом; 4) предоставлять в течение 30 дней
мотивированные ответы на запросы юридических лиц и граждан по вопросам,
относящимся к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку
ценных бумаг.
Обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти по
рынку ценных бумаг.Расходы, связанные с деятельностью федерального
органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, осуществляются за счет
средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов
исполнительной власти. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных
бумаг является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного
герба Российской Федерации и со своим наименованием. Федеральный орган
исполнительной власти по рынку ценных бумаг имеет расчетный счет и иные счета,
включая валютный. Место нахождения федерального органа исполнительной власти по
рынку ценных бумаг - город Москва.
Порядок формирования уставного капитала АО
Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций
общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных
акций общества должна быть одинаковой. Уставный капитал общества определяет
минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Общество размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько
типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных
привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала
общества. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди
учредителей. Все акции общества являются именными.
Если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций,
продаваемых акционером закрытого общества, при осуществлении преимущественного
права на приобретение дополнительных акций, а также при консолидации акций
приобретение акционером целого числа акций невозможно, образуются части акций
(далее - дробные акции).
Дробная акция предоставляет акционеру - ее владельцу права,
предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме,
соответствующем части целой акции, которую она составляет.
Для целей отражения в уставе общества общего количества размещенных акций
все размещенные дробные акции суммируются. В случае, если в результате этого
образуется дробное число, в уставе общества количество размещенных акций
выражается дробным числом.
Дробные акции обращаются наравне с целыми акциями. В случае, если одно
лицо приобретает две и более дробные акции одной категории (типа), эти акции
образуют одну целую и (или) дробную акцию, равную сумме этих дробных акций.
Минимальный уставный капитал общества
Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не
менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не
менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
Размещенные и объявленные акции общества
Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость
акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые
этими акциями. Приобретенные и выкупленные обществом акции, а также акции
общества, право собственности на которые перешло к обществу, являются
размещенными до их погашения. Уставом общества могут быть определены
количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество
вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и
права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих
положений общество не вправе размещать дополнительные акции. Уставом общества
могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.