По состоянию на
01.10.2002г. остаток вкладов населения по Талдыкорганскому региональному
филиалу АО «Народный Банк Казахстана», составил 967,2 млн. тенге структура
вкладов на 1.10.2005 года заметно увеличилась, что свидетельствует о высоком
уровне доходности и о доверии вкладчиков перед данным банком.
Таблица 6 - Депозиты
населения в учреждениях Народного банка Казахстана
2003
2004
2005
Количество учреждений Народного банка, единиц
632
624
529
Количество счетов по вкладам на конец года, тыс. единиц
18203
8456
9366
В % к предыдущему году
104,0
98,7
110,8
Остаток вкладов населения на конец года, млн. тенге
52755
69243
86889
Средний размер вклада в тенге
2898
8189
9277
Остаток вкладов в среднем на душу населения в тенге
3557
4661
5828
Как мы видим из данной
таблицы, Народный банк Казахстана зарекомендовал себя с положительной точки,
вклады населения растут из года в год. Так например в 2002 году средний размер
вклада составил 2898 тыс. тенге, а в 2005 году 9277тыс. тенге, что на 320,1
тыс. больше предыдущего года. Из этого следует, что банк успешно функционирует
и с помощью доверия населения и их вкладов благополучно осуществляет свои
операции.
Агентские услуги.
В 2003 г. проведена
определенная работа по привлечению государственных учреждений на новую форму
оплаты труда. В результате по региону заключены агентские соглашения по выплате
заработной платы с бюджетными организациями, ежемесячные выплаты заработной
платы через филиал составляют около 364 млн. тенге, доходы от комиссии за 9
месяцев 2004 года составили 11007 т. тенге.
Ежемесячно на счета Банка
поступают пенсии и пособия на сумму 839 млн. тенге. Комиссионные доходы на
1.10.04 г. составили 25411 т. тенге Платежные карточки.
Международные карточки VISA, выпускаемые банком, применяются
более чем в 12 миллионах торговых точек во всем мире, а получить по ним можно в
375 тысяч банкоматов. В настоящее время по Казахстану уже действует 1800
торгово-сервисных точек, более 600 электронных терминалов и ПО банкоматов,
которые упрощают расходы за товары и оказываемые услуги не только казахстанцам,
но и иностранным гражданам, приезжающим ли проживающим в Республике Казахстан.
Почти все казахстанские
карточки являются местными, региональными. Поэтому существует стремление
эмитентов расширить географию использования своих карточек.
Таким образом, на
казахстанском «пластиковом» рынке действует одновременно две группы систем -
зарубежные (международные) и отечественные. Последние пока отнюдь не занимают
доминирующего положения. АО «Народный Банк Казахстана» - лидер на активном
развивающемся рынке платежных карточек. 2000 год было выпушено 4289 платежных
карточек. В настоящее время в городе Талдыкорган установлено 5 банкомата,
которые принадлежат Народному Банку. Во всех расчетно-кассовых отделах (РКО)
работает пост - терминалы, обслуживающие платежные карточки не только Народного
Банка, но других банков Республики Казахстан.
В настоящее время
платежными карточками Народного Банка пользуются 9857 работников бюджетных
организаций, общая сумма 6845727 тыс.тг. Объем выплаты заработной платы
работникам государственных учреждений по чекам казначейства через вклады и карт
- счета и выплаты стипендии студентам карт - счетам за 2004 года составило
2523468 миллионов тенге, что на какой-то миллион тенге больше, чем тот же
период 2003 г. Пенсионеры, получают пенсию по платежным карточкам, их на данный
момент составляет 800 человек, где общая сумма пенсии по карточкам составляет 520000
тыс.тг. Ожидаемый объем выплат пенсий и пособий за 2004 год составит 550000
миллион тенге. Средне годовой объем снятой наличности по банкомату составляет
975тыс.тг. До конца 2004года Талдыкорганский филиал «Народного Банка Казахстана»
планирует увеличить число владельцев платежных карточек до 8585 тысячи человек.
Объем планируемого оборота по банкомату 8 миллионов тенге в месяц.
Платежами карточки
сегодня пользуется около 1,5 миллиона человек — владельцы карточек Народного
Банка, 70% локальных и 30% международных карточек в Казахстане выпущено
Народным Банком.
На 1.10.2004 года
находится в обращении 14490 карточек.
Выпущено в 2005 году 4388
карточек, из них 3164 VISA-Electron, 38 -ALTYN, 1224 Cirus maestro.
Сеть обслуживания по
карточкам в Талдыкорганском регионе включает в себя 5 банкоматов, 7 POS-терминалов. На 1 октября 2004 года
получено доходов 3868 т. тенге [18].
3. Перспективы расширения
объемов банковских ресурсов
3.1 Проблемы развития
межбанковского рынка и пути их решения
Несмотря на трудности,
сопровождавшие банковскую систему Казахстана в части доверительных отношений
между банками, в части низкого уровня обеспеченности рынка займов, низким
уровнем выполнения пруденциальных нормативов НБ РК, система все же медленно, но
развивалась и главным образом за счет общего подъема экономики и банковской
инфрастуктуры.
В июле нынешнего года
авторитетнейший в финансовом мире журнал The Вапкег посвятил банковской системе Казахстана
специальный тематический обзор, в котором не поскупился на комплименты и даже
особо подчеркнул, что на сегодня «в Казахстане создан лучший банковский сектор
на всем постсоветском пространстве». В обзоре отмечается грамотная политика
главы Национального банка Республики Казахстан Григория Марченко, указывается,
что в результате либеральных реформ за два последних года суммарные активы
резко возросли, достигнув отметки 5,5 млрд. долларов США. Выделены и главные
«активисты» - три лидера банковского сектора страны: АО «Казкоммерцбанк», АО
«Народный Банк Казахстана» и АО «БанкТуран Алем».
Наиболее приспособленными
к банковской системе, где не был развит рынок межбанковских займов, были и
остаются крупные банки, такие как ККБ, БТА и пр. Рассмотрим пример одного из
них. Так, благодаря широкой сети филиалов БТА имеет сильную и диверсифицированную
первичную ресурсную базу. Это важно в условиях Казахстана, где отсутствует
дееспособный национальный рынок межбанковских займов. В последнее время
возможности по привлечению банковских средств улучшились в связи с увеличением
ликвидности в экономике и стремлением инвесторов к переводу средств в
первоклассные активы. Банк принимает участие в национальных и многосторонних
программах финансирования и имеет опыт по оценке инструментов международных
рынков краткосрочных и долгосрочных заимствований, что позволяет ему
увеличивать долю долгосрочных ссуд в структуре привлеченных средств.
Таким образом, можно со
всей уверенностью заявить, что в рамках указанных успехов достаточно стабильно
развивался рынок межбанковских займов. Он развивался в двух направлениях: в
направлении внутренних межбанковских займов и международных займов.
В рамках развития
внутреннего межбанковского рынка займов можно отметить следующее. Так, после
фактического восстановления общей ликвидности банковской системы и начала
процесса реструктуризации, на повестку дня встала проблема восстановления рынка
межбанковского кредита.
Однако наличие
межбанковского рынка и возможность поддержания ликвидности являются необходимым
условием нормального функционирования банковской системы. В пользу этого тезиса
говорит и уже начавшийся, правда в крайне ограниченных масштабах, процесс
активизации банков на этом рынке. Сильным стимулом к возобновлению операций на
рынке МБК стало значительное увеличение остатков на корреспондентских счетах
кредитных организаций в НБ РК. Инициаторами возобновления межбанковских
отношений стали мелкие банки, которые, не имея доступа на валютный рынок, ищут
пути краткосрочного задействован из свободных средств. Получателями же этих
займов являются не утратившие устойчивости крупные банки. Не имея проблем с
привлечением межбанковских займов, они устанавливают ставки на уровне много
ниже доходности конверсионных операций с иностранной валютой.
Так что объективные
предпосылки для возобновления операций на рынке МБК существовали уже к 1999
году, и главной проблемой межбанковского рынка на сегодняшний день остается
кризис доверия. Для его преодоления, помимо стабилизации банковской системы,
потребуется поиск новых форм организации межбанковского рынка. При этом на
первое место выходят вопросы гарантирования возвратности выдаваемых займов и
надежности рынка.
В период с 2000 года и по
сегодняшний день наиболее перспективной формой работы представляется создание
«площадок» по обезличенной торговле временно свободными средствами банков.
Гарантом исполнения обязательств по этим сделкам могут выступать как
организатор «площадки» (например, биржа или банковская ассоциация), так и
органы государственной власти. В этом направлении уже работают банки. В рамках
этого, можно предложить создать, подобно России - Ассоциацию развития
межбанковского сотрудничества [11]. В ее рамках могут функционировать
расчетно-дилинговый центр, который автоматически формирует сделку из
совпадающих заявок на покупку и продажу займов и блокирует внесенные в качестве
залога ценные бумаги. Условия контрактов должны быть стандартными. Там же
должен быть создан современный программный комплекс, позволяющий вести торговлю
с удаленных терминалов в режиме реального времени. Ряд алматинских и
региональных банков намерены создать «Деловой клуб», в рамках которого они
хотят возродить межбанковские отношения.
Пока наиболее активным
участником создания подобного сотрудничества является АО «Казкоммерцбанк»,
создавший и запустивший торговую площадку электронной торговли в 2004 году.
Пока же отсутствие активного межбанковского рынка частично компенсируют
операции банков второго уровня с НБ РК, который проводит привлечение депозитов
и кредитует коммерческие банки под залог ГКО.
Пока НБ РК не только
замещает собой рынок МБК, но также прикладывает усилия для его восстановления.
Важнейшей предпосылкой дальнейшего развития межбанковского рынка займов станет
проведение реструктуризации банковской системы и повышение ее надежности.
Далее можно отметить и
то, что наряду с внутренним межбанковским кредитным рынком развивается и
международный рынок займов. Итак, и в РК в последние несколько лет появились
новые игроки на рынке международных займов. В условия подъема экономики ее
растущая потребность в инвестициях заставляет активно работать финансовый
рынок. Об этом свидетельствует тот факт, что все новые казахстанские банки
выходят на рынок международных заимствований
Международный рынок так
называемых «синдицированных займов», через которые банки привлекают в оборот
относительно дешевые «короткие» деньги, уже давно открыт для казахстанских
финансистов. И многие финансовые институты регулярно пользуются его услугами.
Инвестиционный рейтинг нашей республики превышает рейтинги России и других
стран СНГ, отсюда стабильное доверие к банкам Казахстана зарубежных финансовых
институтов. В Европе отечественную финансовую систему считают самой развитой и
стабильной в СНГ и многие зарубежные коммерческие банки сейчас заинтересованы
работать с Казахстаном. Аналитики отмечают «постоянное присутствие» в Казахстане
ряда иностранных финансовых групп, которые постоянно работают на местном рынке
межбанковских кредитов. Это, например, HSBS, «большая тройка» немецких банков, Raiffeisen Zentralbank, Oesterreich (Австрия), ING Вапк, ABN AMRO Bank (Нидерланды), которые постоянно
участвуют в синдицированных займах.
Востребованность
международных заимствований можно объяснить просто. Экономика Казахстана быстро
насыщается деньгами, но потребность в инвестициях опережает их внутреннее
предложение. Банки активно пополняют свои средства через депозиты физических
лиц - это дает им возможность получать хотя и достаточно дорогие, но «длинные»
и предсказуемые заимствования. Но других источников «длинных» денег на
отечественном финансовом рынке сегодня практически нет. Фондовый рынок пока
активно не работает, привлекаемые здесь суммы ограничены. Поэтому банки второго
уровня все активнее привлекают средства для своих проектов на международных
рынках. Это не только крупные привлечения, подобные тем, которые осуществили в
прошлом году два крупнейших банка, разместив евробонды, но и средние
заимствования, инвестируемые в текущие проекты, которые финансисты привлекают
через синдицированные займы. В последние месяцы Алматинский торгово-финансовый
банк привлек по этой линии порядка 40 млн. долл. США, Темирбанк и Банк
Центр-Кредит -по 15 млн. У них это уже не первые займы. Недавно на рынок
синдицированных займов вышел Нурбанк, который на днях завершил сделку по
привлечению на международном рынке 15 млн. долларов.
Кстати, в этом плане
нужно заметить, что каждый серьезный выход отечественных финансовых групп на
рынки международных заимствований имеет значение не только для их собственного
бизнеса, но и -в долгосрочной перспективе - для имиджа всей финансовой системы
нашей страны. Как отметил на пресс-конференции, посвященной подписанию
документов займа, представитель организатора сделки Standard Bank London Limited: «В таких сделках важно не только чтобы казахстанские
банки представляли себя, нарабатывали себе стабильную репутацию на рынке
международных заимствований, но и чтобы Казахстан в целом как страна выгодно
позиционировал себя на международном рынке. Наши коллеги, которые уже давно
работают с финансовыми институтами Казахстана, знают, насколько банковская
система вашей страны стабильна и надежна. Думаю, что в данное время вы
движетесь в правильном направлении» [22].
Итак, как отмечают
международные эксперты, казахстанский рынок межбанковских займов развивается
вполне логично и с естественными проблемами. В этой связи, главное -не
допустить достаточно долгого «топтания на месте». В этой связи, нужно постоянно
мониторить позиции эффективности развития рынка.
Итак, эффективность
является решающим аспектом функционирования денежного рынка, что обуславливает
необходимость детального рассмотрения обеспечивающих ее условий. Во-первых,
рынок должен функционировать на конкурентной основе, что подразумевает рыночные
«правила игры» и такое поведение участников рынка, которое было бы направлено
на максимизацию их прибыли. Далее, должен функционировать быстрый и
относительно недорогой механизм перевода средств, работающий на основе надежной
инфраструктуры и понятных правил, что позволяет снизить рыночные риски. И,
наконец, разнообразие применяемых финансовых инструментов должно обеспечить
необходимую глубину рынка, а также возможность относительно легкой конвертации
различных инструментов денежного рынка и наличности. Все вышеизложенные условия
являются обязательными для обеспечения надлежащего функционирования денежного
рынка. Вышеперечисленные факторы рассматриваются в этой части работы.
Инструментами
межбанковского денежного рынка являются краткосрочные займы. В основном, банки
могут устанавливать произвольный срок погашения кредитов, который удовлетворял
бы их текущие потребности. Ввиду высокой нестабильности экономической ситуации
в РК, на данный момент самыми распространенными и предпочтительными кредитными
сделками являются сделки overnight. Объем займов overnight, составляет 80-90 процентов от общего объема сделок, которые в сумме в
среднем не превышают 100 миллионов тенге в день. Банки также используют
двухдневные, пятидневные, однонедельные, двухнедельные и одномесячные кредиты.
Межбанковские займы с более длительными сроками погашения присутствуют на рынке
в небольших объемах.
Использование различных инструментов
на межбанковском рынке зависит от восприятия банком стабильности ситуации на
рынке и в экономике. Это означает, что когда банки считают рынок рискованным,
проявляется тенденция сокращения долгосрочных займов и уменьшения масштабов
операций.
Свое желание участвовать
в межбанковском рынке банки объясняют четырьмя основными причинами. Банки берут
кредит для выполнения норм резервирования, предоставления средств под
инвестиционные проекты своих клиентов, поддержки текущей ликвидности и для
проведения арбитража. Иными словами, межбанковский рынок, с одной стороны,
предоставляет возможность банкам, которые обладают дополнительной ликвидностью,
отдать деньги в долг и минимизировать таким образом стоимость содержания
привлеченных средств или средств, не приносящих процентов, а с другой стороны
рынок предоставляет возможность быстрого доступа к свободным средствам,
необходимым для обеспечения банковских операций. Это означает, что для
успешного функционирования коммерческим банкам необходим хорошо развитый
межбанковский рынок.
Несмотря на общее
количество коммерческих банков, функционирующих в РК, только очень немногие из
них являются активными участниками межбанковского денежного рынка. По оценке
банкиров, общее количество банков, занимающихся торговлей на межбанковском
рынке, составляет лишь около 10.
Приблизительно 5 банков ежедневно
участвуют в операциях по предоставлению займа и заимствования фондов; удивительно
то, что большинство из них не могут одновременно назвать свои заявки купли и
продажи на торгах (процентные ставки). Это означает, что на самом деле довольно
малое число банков могут одновременно продавать и покупать фонды в условиях
установленной процентной ставки, остальные же либо только пытаются разместить
избыточные ресурсы, либо привлечь недостающие им средства. Точно выяснить
причины, влияющие на решение банков по поводу участия в работе межбанковского
рынка, довольно сложно; так же сложно определить и доминирующие мотивы принятия
этих решений (арбитраж, соблюдение норм резервирования, поиск клиента или же
поддержка ликвидности). Ни форма собственности банка, ни его размер не являются
ответом на этот вопрос, и создается впечатление, что единственный фактор,
объясняющий поведение банков, кроется в профессионализме управления банков и
выбранном ими способе проведения анализа кредитных рисков.
Операции на межбанковском
рынке чреваты риском невозврата предоставленных взаймы фондов. Поэтому банки
стараются свести к минимуму данный риск путем оценки надежности партнера в
плане способности возвратить кредит. Коммерческие банки признают, что у них
есть собственный рейтинги кредитный лимит для партнеров по рынку. Это означает,
что всякое решение по кредитованию банка принимается на основе анализа риска,
свойственного конкретной сделке. Таким образом, качество анализа кредитного
риска приобретет решающее значение для качества кредитного портфеля конкретного
банка и, в конечном счете, для всей банковской системы.
Как правило, два банка,
заинтересованные в сотрудничестве на межбанковском рынке, подписывают документ
под названием «генеральное соглашение». Данный документ регулирует правила
сотрудничества партнеров на рынке, включая штрафы, сроки предоставления фондов,
ответственных за исполнение, требования обмена информацией о балансах и другой
статистической информацией. Следует отметить, что генеральное соглашение—это
результат обширного исследования состояния банка – партнера [20].
Анализ рисков, связанных
с операциями с другими банками, основывается на различной информации. Например,
банки используют рейтинговую информацию от различных организаций (таких, как
НБРК, рейтинги частных рейтинговых агентств и т. д.), а также общедоступную
информацию о балансах существующих банков. Обмен информацией о балансах банков
является распространенной процедурой информирования участников рынка.
Однако следует помнить,
что казахстанская банковская система находится лишь на стадии внедрения
международной системы бухгалтерского учета, что может означать довольно частое
получение информации о банковских балансах в нестандартном виде, и это,
естественно, вносит дополнительные трудности в проведение сравнительного
анализа. Банки также проводят анализ показателей основных фондов и
прибыльности, среди которых наиболее значимым является структура активов, в
особенности — доля межбанковского займа в общих активах. Помимо исследования
количественных показателей, банки очень внимательно отслеживают информацию о
текущей и прошедшей деятельности других банков на рынке, обращая особое
внимание на аспекты, связанные с соблюдением норм, установленных НБ РК,
качеством управления и репутацией банков. Связи и личные отношения играют
значительную роль в оценке надежности партнеров.
На основании полученной
информации банки принимают решение относительно дальнейшего сотрудничества,
устанавливают для соответствующих банков рейтинги кредитные лимиты. Обязанности
выполнения аналитической работы, оценки рисков, рейтинга и лимитов, а также
повседневного мониторинга и установления кредитных лимитов на месяц возлагаются
на казначейские отделы банков.
Представленная выше общая
схема проведения анализа рисков далеко не полностью отображает реальный процесс
принятия решений и проведение анализа рисков банками в РК. В проведении анализа
рисков значимым является каждый фактор, хотя степень важности каждого из них
может быть разной. Складывается впечатление, что анализу рисков отводится
недостаточно важная роль. Не в каждом банке существует казначейский отдел как
подразделение, отвечающее за менеджмент ликвидности и анализ рисков, К тому же
связи и личные отношения, которые не могут считаться равноценной заменой
количественной информации, все еще являются главным фактором определяющим во
многих банках результат принятия решений относительно кредитования. Наконец,
доступ к количественной информации довольно ограничен, что существенно снижает
возможности банков в поведении анализа рисков.
Залоговое обеспечение
займов служит механизмом, позволяющим уменьшить риск, связанный с заключением
кредитных сделок. Тем не менее, следует рассмотреть различные аспекты данных
операций. Прежде всего требуется наличие высоколиквидного инструмента,
используемого в качестве залогового обеспечения. Его роль играют
государственные или корпоративные ценные бумаги. Это, в свою очередь, требует
высокой ликвидности вторичного рынка ценных бумаг и финансовой устойчивости
эмитента, как гарантов надежности ценных бумаг. Обеспеченные залогом сделки
могут выступать в качестве гарантий стабильности рынка, что с началом
функционирования рынка приобретает особую важность. Следует отметить, что в начале
переходного периода ценные бумаги обычно не соответствуют изложенным выше
требованиям. К тому же институциональные преобразования не могут обеспечить
эффективного использования залогового обеспечения по причине низкого уровня
развития финансового рынка. В частности, системы депозита и расчета все еще не
функционируют. Банки РК используют ценные бумаги в качестве залоговых
обязательств в процессе межбанковских кредитных сделок.
Происходит следующее:
быстроразвивающийся рынок ценных бумаг обеспечивает достаточное предложение
данного инструмента для того, чтобы он мог использоваться в качестве залоговых
обязательств на межбанковском рынке. Однако ликвидность вторичного рынка ценных
бумаг является недостаточной, что ограничивает возможность их использования в
качестве залоговых обязательств. К тому же ценные бумаги не считаются надежным
инструментом, и это приводит к колебаниям ставок доходности по ценным бумагам,
что отображает риск таких операций. В итоге можно сказать, что ценные бумаги
являются весьма проблематичным инструментом залоговых обязательств.
Отношение банков к
использованию залоговых обязательств довольно неоднозначное. Доля займов под
залоговые обязательства в общем межбанковском портфеле составляет от 20% до
почти 100%, в зависимости от политики конкретного банка. Но есть одна общая
черта, характерная для всех банков: в основном кредитные операции,
осуществляемые в пределах кредитных лимитов, не требуют подкрепления в виде
залоговых обязательств. Очевидно, эта политика может поменяться в условиях
ожидания банками проблем с ликвидностью в банковском секторе или же в условиях
падения рейтинга заемщиков. Многие банки поменяли свою политику залоговых
обязательств начиная с ноября 1998 г. Они стали чаще выдвигать требования
предоставления залога, одновременно увеличивая объем покрытия ими кредитов.
В июле 2002 г.
общепринятым размером покрытия займа было приблизительно (1,2 - 1,5) суммы
займа в зависимости от срока погашения и дохода по ценным бумагам.
Межбанковский рынок
играет центральную роль в осуществлении монетарной политики. В переходных
экономиках, которые переключаются с прямых на непрямые инструменты монетарной
политики, межбанковский рынок осуществляет распределение кредитных ресурсов для
банковской системы и, в конечном счете, предприятиям и домашним хозяйствам.
Таким образом, центральный банк нуждается в отлаженном функционировании
денежного рынка для того, чтобы эффективно воздействовать через операции
открытого рынка и другие инструменты монетарной политики на банковскую систему.
Межбанковский рынок выступает в роли индикатора состояния и ликвидности
банковского сектора. Колебания реальных и номинальных процентных ставок
сигнализируют органам власти, отвечающим за осуществление монетарной политики,
о состоянии межбанковского рынка, а также служат проявлением непосредственной
реакции на макроэкономические меры правительства [22].
Изложенные выше аргументы
отнюдь не означают, что банки в любой момент должны иметь доступ к источникам
рефинансирования НБ РК, поскольку это было бы нежелательно как с точки зрения
монетарной политики, так и с точки зрения необходимости развития надежной
банковской системы. Тем не менее, банки должны иметь в своем распоряжении
информацию о том, когда они могут обратиться и получить рефинансирование и на
каких условиях. Более того, все банки должны иметь равный доступ к ресурсам и
любое предпочтение должно быть исключено. Наконец, необходимо также
подчеркнуть, что политика прозрачного рефинансирования отнюдь не означает
расплывчатую монетарную политику.
Дисконтная ставка, как
цена пользования деньгами национального банка, должна иметь большее влияние на
процентные ставки по межбанковскому кредиту.
Тем не менее взаимосвязь
между ставками не является такой сильной, как можно было ожидать. Значительно
колеблющаяся ставка overnight
отличается от дисконтной ставки. В сентябре и октябре прошлого года ставки по
кредитам overnight понемногу начали превышать
дисконтную ставку, указывая тем самым на дисбаланс на финансовых рынках. Эти
ставки были достаточно близки к дисконтной ставке в декабре и ноябре, но в
феврале и марте начали снижаться, в то время как дисконтная ставка оставалась
на гораздо более высоком уровне.
Денежная база может
служить индикатором ликвидности банковского сектора. На графике, ссылаясь на
сказанное выше о ликвидности банков, можно увидеть, что в действительности в
периоды снижения денежной базы наблюдается повышение процентных ставок, и
наоборот — падение ставок, когда денежная база повышается. Это означает, что
процентные ставки по межбанковскому кредиту чувствительны к ликвидности
банковского сектора. И этот результат не удивляет. Колебания ликвидности, по
всей видимости, совпадают с моментами дополнительного впрыскивания НБ РК
средств коммерческим банкам или правительству.
Все результаты данной
работы в значительной мере базировались на расширенном опросе представителей
финансовых учреждений через анализ источников информации, расположенной на
сайтах nationalbank.kz, kase.kz, kkb.kz, в
частности, коммерческих банков, Национального банка РК, бухгалтерских фирм и
иностранных советников НБ РК. Среди выбранных банков не случайно преобладали
большие и активные банки, подобно АО «Народный банк Казахстана», АО «ККБ»,
«Туран-Алем», и пр.
3.2 Критерии
управления банковскими ресурсами
Управление банковскими
ресурсами представляет собой сложный процесс их формирования и размещения,
который сталкивается с определенными ограничениями в форме экономических
нормативов, разрабатываемых как международными органами надзора, так и
национальными, целью которых выступает регулирование деятельности коммерческих
банков, обеспечиваемых определенным уровнем собственного капитала.
Собственный капитал для
коммерческого банка, как и для любой другой коммерческой структуры, является
ядром деятельности, позволяющей определять ее масштабы и объемы привлечения
ресурсов. Иначе говоря, деятельность коммерческого банка во многом определяется
в зависимости от величины и структуры собственного капитала. Данная аксиома
банковской деятельности вполне справедлива, как и справедливы весьма высокие требования
к самому капиталу банка. Справедливость ее исходит из того, что деятельность
банков подвержена определенным рискам в зависимости от масштабов и специфики
операций. Категория риска применительно к банковской тематике выступает в
качестве первичного объединяющего стержня и мерой защиты от него становится
собственный капитал. Поэтому основной целью управления банковскими ресурсами
является формирование и поддержание собственного капитала на необходимом уровне
достаточности.
Так, в соответствии с
соглашением по капиталу Базель 1 в качестве основных критериев достаточности
капитала коммерческого банка для обеспечения надежной защиты от финансовых
рисков предлагается показатель, где капитал соотносится с активами банка,
которые взвешиваются с учетом риска. Однако в основу расчета величины активов,
был положен только кредитный риск, а остальные риски, с которыми банк
сталкивался при выполнении операций, учитывались опосредованно через кредитный
риск. В дальнейшем в это соглашение по капиталу был включен и рыночный риск
представляющий собой потери банка, как по балансовым, так и внебалансовым
позициям вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен. В расчет риска
включались позиции торгового портфеля по процентному риску и фондовым
инструментам, инвестиционному портфелю банка и т.д. Изменения практики
осуществления банковского бизнеса, проявившегося, в частности, в изменении
структуры и характере банковских рисков, подтолкнуло к необходимости разработки
нового соглашения по капиталу, известного как Базель 2. Основная цель принятого
нового соглашения по капиталу, состоит в том, чтобы обеспечить большую
чувствительность механизмов надзора к принимаемым банком рискам и увеличения их
состава, включаемого в расчет взвешивания активов с учетом риска.
Управление ресурсами
отечественных коммерческих банков в части собственного капитала также
сталкивается с ограничениями в виде установленных Национальным банком в
соответствии с Базельским соглашением пруденциальными нормативами, которые
оказывают прямое воздействие на уровень ресурсов, возможности банков
осуществлять аккумулирование и качественное размещение их с учетом всех
необходимых требований внешней среды. Одним из основных ограничителей
банковских возможностей выступают нормативы достаточности капитала, которые
требуют от банков соблюдения необходимого уровня его составляющих. Это
адекватность капитала 1 уровня размещаемым ресурсам в активах и возможность
банка покрыть собственным капиталом вложения ресурсов в рисковые активы. Данные
показатели дают возможность ограничивать риск банков на стадии размещения
ресурсов. Возникновение риска рассматривается в результате активных операций и,
следовательно, большее внимание со стороны контролирующего органа уделено
именно рисковым активам. Что в соответствии с правилами о пруденциальных
нормативах для банков второго уровня принятых постановлением правления
Национального банка от 3.06.02 года за №213 производится расчет активов,
условных и возможных обязательств, которые взвешиваются в соответствии с нормой
риска, установленного данными правилами. Однако данная методика только дает
возможность в последующем оценить риск от вложения средств банком, но при этом
не учитывается возможность появления риска от востребования средств, которая в
первую очередь будет влиять на риски по активным операциям [23].
Следовательно, необходимо
отметить, что наряду с рисками активных операций, которые учитываются и
Базельским соглашением и Национальным банком, при определении достаточности
собственного капитала банка, существуют риски пассивных операций, которые
целесообразно принимать во внимание, рассчитывая показатель соотношения
собственного капитала к сумме депозитов. Так как собственный капитал банка и
его защитная функция определяют его в качестве меры защиты средств вкладчиков,
то необходимо определять показатель, характеризующий достаточность собственного
капитала для покрытия собственных обязательств. Так в США, например, одним из
самых старых показателей, применяемых для оценки достаточности банковского
капитала, является отношение капитала к сумме депозитов, которое должно быть не
ниже 10 %. Он использовался в США еще в начале 20 века Департаментом
контроллера денежного обращения при анализе балансов национальных банков. В
связи с этим предлагается также определять риск по привлекаемым банкам
депозитам и для этого использовать следующий показатель, который отражает
покрытие возможных рисков при формировании обязательств банка.
Исходя из того, что в
результате управления пассивами банка необходимо соблюдать требуемый уровень
ликвидности, целесообразно при определении соотношения собственного капитала к
сумме депозитов учитывать степень устойчивости депозитной базы банка.
Под степенью устойчивости
депозитной базы банка следует понимать продолжительность сроков привлечения
депозитов, причем, чем продолжительнее эти сроки и больше удельный вес срочных
депозитов в общей сумме депозитов, тем большей степенью устойчивости
характеризуется депозитная база банка. Степень устойчивости депозитной базы
банка кроме продолжительности сроков привлечения депозитов зависит от уровня
оседания средств на банковских счетах каждого вида депозита, классифицируемого
по срокам.
Для более точного
определения устойчивости депозитной базы необходимо провести структурный анализ
депозитной базы условного регионального банка в зависимости от срока изъятия
депозитов.
Структура депозитной базы
анализируемого банка с позиции ликвидности характеризуется высокой
стабильностью, так как более 50% всей депозитной базы приходится на долю
срочных депозитов, а именно в 2004 году доля составляла 70,6 %, соответственно,
за 2005 год - 65,7%. Причем отмечается позитивная тенденция увеличения доли
депозитов с более длительными сроками привлечения.
3.3 Совершенствование
процесса управления ресурсами коммерческого банка
Отсутствие организованной
системы потоков ресурсов из одного подразделения в другое не дает возможности
использовать весь потенциал банка. Также имеют место определенные противоречия
в принципах управления филиалом на местах и банком в целом.
Перед много филиальным
банком в современных условиях стоят следующие проблемы.
1. Искаженная оценка
прибыльности филиалов банка.
Как известно, основным
источником доходов банка является продажа рисков (привлекая депозиты и выдав
кредит, банк принимает на себя кредитный риск). На сегодня доходы филиалов
традиционного банка складываются из операционных доходов, доходов по кредитному
риску, риску ликвидности, валютному и процентному рискам. Но если исходить из
принципа ответственности за каждое из указанных составляющих, то можно понять,
что филиал, хоть и создает риск ликвидности и валютный риск, ни в коем случае
ответственности за эти риски не несет. Следовательно, и доходы по данным
составляющим должны быть отнесены ответственным подразделениям, в частности в
Казначейство банка, ответственное за обеспечение ликвидностью. Если же их
оставить в филиале, то у него возникнет стимул увеличения риска ликвидности,
который со временем становится менее управляем, точнее - филиалы будут
заинтересованы в привлечении более коротких ресурсов, которые с учетом
структуры кривой доходности обходятся дешевле, и в размещении более длинных,
чтобы заработать процентные доходы, тем самым наращивая ГЭП ликвидности, за что
филиал не несет никакой ответственности. Распространенная, к сожалению,
практика открытия и поддержания филиалами собственных валютных и ГЭП-позиций в
целях получения арбитражных доходов заставляет руководство филиалов заниматься
не- свойственной им и требующей хорошо подготовленных кадров работой по
управлению активами и пассивами, вместо того чтобы сконцентрироваться на работе
с клиентами - основной цели, оправдывающей создание и существование филиальной
сети.
2. Неполное и
неэффективное использование возможностей регионов.
Одни регионы Казахстана имеют
большой потенциал привлечения ресурсов, другие - размещения ресурсов. Поэтому
филиалы, где ограничена возможность размещения, вынуждены сдерживать
привлечение и, наоборот, ограничивать размещение в условиях недостатка
ресурсов. Следовательно, банк, теряя потенциальных клиентов, теряет и дополнительные
доходы [24].
Решению вышеизложенных
проблем, в частности регулированию денежных потоков в рамках многофилиального
банка, способствует централизованное управление ресурсами.
Централизованное
управление ресурсами осуществляется налаживанием рыночных отношений между
подразделениями банка. Создание единого центра управления ресурсами банка
продиктовано как сложностью самих процессов управления ресурсами, так и тем
объемом риска, который в процессе деятельности принимает на себя банк и
который, как правило, напрямую зависит от величины и структуры баланса.
При централизации
управления ресурсами стоимость внутренних ресурсов (трансфертные цены) банка
определяется в зависимости от срока и вида валюты.
Клиент размещает на год
депозит под 8%, далее привлекающее подразделение условно размещает его в
Казначействе под 10%. В случае выдачи кредитов на 1 год кредитное подразделение
условно привлекает средства в Казначействе и размещает их в зависимости от
кредитного риска у клиента (в нашем примере 13%)
Казначейство как
ответственное подразделение за ликвидность банка должно закрыть образовавшийся
разрыв в сроках на межбанковском рынке.
В рассмотренных примерах
8% и 10% - внутрибанковские трансфертные цены со сроками 6 месяцев и 1 год
соответственно.
Введение централизованного
управления ресурсами предотвращает появление у филиалов открытых позиций, так
как филиал ту же привлеченную сумму размещает в головном офисе и, наоборот, для
размещения занимает у головного офиса. Происходит централизация финансовых
рисков, что дает возможность оперативного управления ими.
Трансфертная цена
ресурсов должна обеспечивать компромисс между интересами активного и пассивного
подразделений. Ее величина отличается от фактической стоимости привлекаемых
ресурсов как на отдельных сегментах рынка, так и в целом по банку.
Если внутренняя цена
высока, в выигрыше окажутся подразделения, привлекающие ресурсы, если же она
мала - размещающие. Разница между доходностью активов и их внутренней ценой
составляет чистый доход активных подразделений, между внутренней ценой и ценой
привлечения - доход пассивного подразделения. Таким образом, при введении
централизованного управления ресурсами в доходные подразделения филиалов
превратятся не только активные подразделения (кредитование), но и пассивные. Это
позволяет использовать потенциал как филиалов с большими возможностями
размещения, так и с большими возможностями привлечения.
Введение
централизованного управления ресурсами способствует:
•устранению у филиалов
банка несвойственной им функции по управлению ликвидностью, рыночными рисками и
ресурсами, т.е. позволяет им полностью сконцентрироваться на обслуживании
клиентов (включая кредитование);
•организации
экономического механизма перераспределения ресурсов филиалов в пользу головного
банка и минимизации остатков в кассе и на счетах банка в НБ РК, т.е. сокращению
доли неработающих активов в целом по банку;
•закреплению
ответственности за состояние ликвидности и структуру баланса банка за органами,
принимающими решения по данным вопросам (правление и АЛКО), возлагая при этом
на Казначейство техническую реализацию поставленных задач;
•справедливой оценке
доходов филиалов/подразделений в целях определения перспективных регионов и
продуктов [25].
Выводы
Осуществленная
исследовательская работа на предмет изучения становления и укрепления ресурсной
базы банков в условиях рыночной экономики показала, что формирование ресурсной
базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное
изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью
гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное
управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики,
в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение
возможности привлечения денежных ресурсов из различных источников и поддержание
сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.
Кроме того, масштабы
деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности
объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных
ресурсов.
Управление банковскими
ресурсами представляет собой сложный процесс их формирования и размещения,
который сталкивается с определенными ограничениями в форме экономических
нормативов, разрабатываемых как международными органами надзора, так и
национальными, целью которых выступает регулирование деятельности коммерческих
банков, обеспечиваемых определенным уровнем собственного капитала.
Собственный капитал для
коммерческого банка, как и для любой другой коммерческой структуры, является
ядром деятельности, позволяющей определять ее масштабы и объемы привлечения
ресурсов. Иначе говоря, деятельность коммерческого банка во многом определяется
в зависимости от величины и структуры собственного капитала.
Проведенный анализ
позволил нам сделать некоторые выводы:
Ø недостаточно развито банковское
законодательство, так как основными проблемами банковской системы являются - не
полное соответствие банков принятым международным стандартам, а также обилие
различных поправок постоянно вносимых в Законодательные акты РК, касающиеся
банковской деятельности;
Ø банки имея небольшой ресурсный
потенциал должны проводить политику увеличения своей ресурсной базы;
Ø банкам необходимо усилить работу по привлечению
мелких вкладчиков;
Ø особое внимание стоит обратить на
лизинг. Сегодня многие предприятия не имеют средств для закупки оборудования по
полной стоимости, особенно импортного, но у них вполне хватит средств для
выплаты лизинговых платежей. Лизинг особенно необходим предприятиям поскольку
за последние 7 лет наблюдалось постоянное снижения уровня капиталовложений в
основной капитал. Тем более что ряд мер в качестве поощрения лизинга уже
принят: разрешение относить лизинговые платежи на себестоимость; льготы банкам,
кредитующим лизинговые операции;
Ø банкам, для эффективного
использования кредитных ресурсов, нужно продолжать вводить в использование
новые технологии, в частности пластиковые карточки и торговлю через диллинговые
системы;
Ø использовать централизованный метод
управления ресурсами;
Ø рассчитывать критерии эффективного
управления ресурсами банка.
Ресурсная база, как
микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и
платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности
коммерческого банка, а следовательно и размеры доходов, которые он получает,
жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке
ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками
за привлечение ресурсов.
Список использованных
источников
1. Лаврушин О.И. Банковское дело.- М.: Банковский и биржевой
информационный центр, 1999.- 538с.
2. Баканов М.И. Анализ коммерческого риска //Бухгалтерский
учет.- 1996.-№ 10.-С.44-48 , С 75-78
3. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции.- М.: ЮНИТИ,
1998.-471с.
4. Соколинская Н.А. Кредитные риски и кредитный портфель
коммерческого банка //Бизнес и банки.-1997.- №2.-С.54-56
5. Ефимова О.В. Банковские риски, их регулирование и
предупреждение //Бизнес и банки.-2001.-№ 5.-С.36-37
6. Банковское дело. Под редакцией Лаврушина О.И.-М.:ИНФРА,
1996.-505с.