Проблемы правового регулирования ипотечного кредитования
Механизм приобретения недвижимости, например, в Германии
удачно сочетает накопительную и кредитную схемы с мерами государственной
поддержки рынка недвижимости[41].
Данная накопительно-кредитная система называется «Стройсбережение»
(«Bausparkasse») и функционирует следующим образом. Граждане, желающие
приобрести жилье, вступают в соответствующую организацию за три-десять лет до
планируемой покупки. Исходя из своих возможностей, они вносят деньги в
специализированные банки или сберкассы до накопления примерно 45-50% от
стоимости будущего жилья, после чего приобретают право на получение
государственной дотации (до 10% от стоимости жилья), а также право на получение
льготного кредита для оплаты недостающей части стоимости приобретаемой
недвижимости. Погашение кредита обычно длится от 10 до 15 лет. В Стройсбербанк
поступают накопленные участниками сбережения, государственные дотации и
средства от погашения строительных ссуд. Из этих средств выдаются новые
строительные кредиты. Характерной особенностью системы «Стройсбережение»
(«Bausparkasse») является ее замкнутость. Право на получение ссуды имеют только
члены кооператива, то есть «стройсберегатели». В силу своей относительной
автономности данная модель менее прочих подвержена проблемам, связанным с
колебаниями рынка; к тому же эта система является единственной сберегательной
формой в Германии, участники которой получают от государства прямую поддержку
для приобретения жилья.
Во Франции аналогом германской системы «Bausparkasse»
являются Сберегательные кассы, предоставляющие клиентам различные виды
накопительно-кредитных схем, отличающиеся низкими процентными ставками и длительными
сроками погашения кредита.
В Великобритании функции немецких Стройсберкасс выполняют
Строительные общества. Мощные жилищно-кооперативные организации действуют в
Канаде и Швеции. Даже в США наряду с ипотечной системой существуют так
называемые ссудно-сберегательные ассоциации, осуществляющие кредитование
граждан, желающих приобрести недвижимость из средств, внесенных самими членами
этих организаций.
Следует иметь в виду, что система, аналогичная немецкой
«Bausparkasse» выгодна не только для граждан, но и для государства: она
помогает правительству частично делегировать полномочия по решению жилищной
проблемы частным инвесторам, перераспределяя ответственность за этот сектор
экономики. Недвижимость, находящаяся в частной собственности, приносит государству
больший доход, чем жилье, сдаваемое в аренду. Следовательно, поддерживая такую
систему, государство посредством относительно небольших затрат добивается
значительной стабилизации в одной их важнейших сфер народного хозяйства.
Реальность такова, что сегодня рост цен на жилье
значительно обгоняет рост доходов населения.
Ипотека придумана, как известно, для среднего класса,
который, увы, у нас еще не сформировался. Состоятельный человек вряд ли захочет
воспользоваться программой ипотечного кредитования, он сразу купит нужную ему
квартиру, а бедной (самой многочисленной) части населения ипотечное
кредитование сегодня не потянуть, поскольку для покупки жилья необходимо иметь
20-30% от его стоимости, не говоря уже о том, что нужно реально оценивать свои
риски, т.е. иметь стабильный доход, позволяющий выплачивать как сам кредит, так
и проценты по нему.
Высокая инфляция в России вряд ли позволит в ближайшее
время снизить ставки ипотечных кредитов без государственного субсидирования и
воплотить в жизнь обещание властей сделать жилье доступным большинству
населения страны.
Результат один: подавляющее большинство населения не
может воспользоваться ипотечным кредитованием, в то время как, по экспертным
оценкам, для более чем половины нуждающихся в улучшении жилья вполне реально
накопить деньги на первый взнос в специальных банках, аналогичных все тем же
немецким «стройсберкассам».
Прообраз накопительно-ипотечной системы финансирования
строительства жилья уже разработан и принят в Минобороны России
(военнослужащий, таким образом, накапливает средства для целевого жилищного
займа).
Государство постепенно приходит к осознанию того, что
необходимо вкладывать деньги в стройиндустрию. При выполнении этих условий
можно будет говорить о снижении стоимости жилья и о выполнении программы
«Доступное жилье» в количественных показателях. Итак, спустя год с момента
вступления в силу Федерального закона № 214 «Об участии в долевом
строительстве»[42],
призванного защитить строительный рынок от недобросовестных и
непрофессиональных компаний, законодатели признали, что в итоге новый закон
серьезно сократил частные инвестиции и практически свел на нет банковское
кредитование.
Но есть и противники социальной ипотеки. Так, по мнению
М.П. Логинова, подобные схемы, позволяя решить краткосрочные социальные задачи
обеспечения жильем части населения, постоянно требуют дополнительных бюджетных
средств и не позволяют включить механизм рефинансирования с использованием
средств финансового рынка и рынка частных инвестиций. Е.Л. Смирнова считает,
что система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный
характер и существуют сомнения, что бюджет страны сможет в течение многих лет
выдержать нагрузку такого субсидирования[43].
Двухуровневая или американская модель ипотечного
кредитования является классической ипотечной схемой, широко распространенной в
США. Ее особенностью является разделение банков-кредиторов и источника средств
(эмитентов ипотечных ценных бумаг). Концепции американской модели отдано
предпочтение на федеральном уровне. Для реализации и развития программы было
создано «Агентство по жилищному ипотечному кредитованию» (АИЖК), а в
федеральном бюджете заложены гарантии по ценным бумагам, выпускаемых
Агентством.
В США сформировалась так называемая двухуровневая система
ипотечного кредитования, где кредитор и эмитент ипотечных ценных бумаг разделены.
В первую очередь это обусловлено поддержанием ликвидности коммерческих банков,
участвующих в долгосрочном ипотечном кредитовании.
В Соединенных Штатах Америки еще во времена Ф.Рузвельта
начала складываться разветвленная система ипотечного кредитования жилищного
строительства и приобретения жилья в собственность. В настоящее время система
финансирования жилья в США - это сложный рынок, на котором действует огромное
число учреждений, включая ипотечные банки, сберегательные и кредитные
ассоциации, коммерческие и сберегательные банки, страховые компании, пенсионные
фонды и т.п.
Факторами успеха оказались мероприятия по формированию
вторичного ипотечного рынка - это решило главную проблему жилищного
финансирования. Для этого в разные годы были созданы Федеральная национальная
ипотечная ассоциация (Fannie Мае), Корпорация жилищного кредитования (Freddie
Mac) и Правительственная национальная ипотечная ассоциация (Ginnie Мае).
Американским правительством в 1938 году была учреждена Федеральная
Национальная Ипотечная Ассоциация, главной целью была покупка и продажа
закладных[44].
Затем была проведена реструктуризация Федеральной
Национальной Ипотечной Ассоциации: в результате она была разделена на два
отдельных предприятия, одно из которых сохранило название Fannie Mae. Эти организации
наделены полномочиями покупать ипотечные кредиты на жилье и выпускать ценные
бумаги под государственную гарантию или государственное страхование.
США напрямую или через Мировой банк в странах Восточной
Европы потратила десятки миллионов долларов в рамках программ помощи по
созданию систем ипотечного кредитования и финансирования по американскому
образцу, но в итоге эти страны (за исключением России) приняли законы,
основанные на германском (европейском континентальном) праве.
Но в то же время в последние годы в континентальных
европейских странах, например в той же Германии, всё чаще начинают обращаться к
американской двухуровневой системе ипотечного кредитования.
В 1934 году была создана Федеральная жилищная
администрация в соответствии с Национальным актом о жилье, основными
направлениями деятельности которой являются создание системы взаимного
страхования ипотечных кредитов и разработка и совершенствование стандартов
ипотечного жилищного кредитования. Она стала первой страховой компанией,
учрежденной государством, страхующей кредитные риски по ипотечным жилищным
кредитам. Основной ее задачей является содействие малообеспеченным семьям в
улучшении жилищных условий.
Еще одной формой государственной поддержки является адресная
финансовая помощь гражданам при приобретении жилья. Государство использует
прямые формы помощи - денежные дотации при погашении процентов, например, погашение
части кредита при рождении ребёнка, и непрямые - в зависимости от
имущественного состояния, состава его семьи и т.п., например, налоговые вычеты.
В связи с финансовым кризисом объемы ипотечного
кредитования в России по итогам 2008г. снизились. Самым провальным оказался 4
квартал, в котором ипотека упала в четыре раза по сравнению с тем же кварталом
2007г[45].
Причинами возникновения кризиса на рынке ипотеки в США
стали падение цен на недвижимость; общее повышение ставок по ипотечным
кредитам, следующее за повышением ставок рефинансирования Федеральной резервной
системой (ФРС) США; ослабление требований и стандартов по выдаваемым ипотечным
кредитам; падение доходов населения США: в результате заемщики, не
располагавшие стабильными доходами, оказались не в состоянии обслуживать
принятые на себя долговые обязательства[46].
В России подавляющее большинство кредитов на приобретение
жилья выдается по фиксированной ставке, кредиты с «плавающей» ставкой[47], привязанной к рынку,
практически не пользуются спросом. Поэтому для «старых» заемщиков условия
погашения кредитов не ухудшились.
Обобщив развитие ипотечного кредитования в зарубежных
странах, следует отметить, что именно оно стало фактором экономического
развития в США и в Германии.
Однако опыт других стран в чистом виде перенести в
российские условия невозможно. Тем более что американская система ипотечного
кредитования показала свое несовершенство. При использовании зарубежного опыта
необходим его критический анализ, а также возможность адаптации к местным
условиям. Нужно помнить о национальных традициях российского государства и
остроту нерешенных социально-экономических проблем.
После того, как Правительством РФ была одобрена Концепция
развития ипотечного жилищного кредитования в России[48],
возрос интерес к ипотечному кредитованию. Актуальной стала проблема
правильности заключения, оформления и государственной регистрации договора об
ипотеке.
Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998г. №
102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» содержит понятие договора ипотеки, в
соответствии с которым одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по
обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение
своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости
заложенного недвижимого имущества другой стороны – залогодателя преимущественно
перед другими кредиторами залогодателя. Таким образом, определение
обязательства вытекает из содержания договора ипотеки. В связи с этим целесообразно
разграничить понятия «договор ипотеки» и «обязательства, вытекающие из договора
ипотеки». Первое - юридический факт, а второе - правоотношение[49].
Договор ипотеки, как и любой другой гражданско-правовой
договор[50], является не только
особым юридическим фактом, устанавливающим юридическую связь между субъектами,
но и средством правового регулирования общественных отношений[51].
Являясь основанием возникновения ипотечных правоотношений, он устанавливает
круг прав и обязанностей между участвующими в нем сторонами, а также выступает
в качестве регулятора общественных отношений[52].
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается
заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным
условиям договора. Необходимо отметить достаточно обширный перечень условий
договора об ипотеке (залоге недвижимости), которые признаются существенными. В
соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об ипотеке к разряду существенных условий
отнесены предмет договора и его оценка, существо, размер и срок исполнения
основного обязательства, обеспеченного ипотекой.
Предметом договора ипотеки является недвижимое имущество.
Определение понятия «недвижимость» раскрыто в ст. 130 ГК РФ.
Таким образом, предметом договора ипотеки может быть
только индивидуально определенная вещь. Поэтому строения, являющиеся предметом договора,
должны по своим характеристикам, в частности, по функциональному назначению,
точно совпадать с данными, которые они имеют в качестве объекта государственной
регистрации недвижимости. В договоре об ипотеке обязательно должны содержаться
сведения о наименовании предмета договора, месте его нахождения и достаточные
для идентификации этого предмета описания с тем, чтобы однозначно выделить
данный предмет от похожих других. Предмет договора должен быть определен
указанием не только видовой принадлежности имущества, но и индивидуальных
характеристик конкретного объекта, позволяющих вычленить предмет договора
ипотеки из однородных предметов[53].
В договоре ипотеки необходимо описать предмет ипотеки. В
частности, указывается вид недвижимого имущества, закладываемого по договору об
ипотеке (жилой дом, квартира и т.д.). При описании недвижимого имущества указывается
наименование предмета ипотеки, которое содержится в свидетельстве о
государственной регистрации объекта недвижимого имущества и документе
технического учета или кадастровом плане; площадь объекта недвижимости; адрес,
по которому расположен объект недвижимости; условный или кадастровый номер
объекта недвижимости.
Закон об ипотеке (абз. 3 п. 2 ст. 9) также
предусматривает, что если предметом ипотеки является принадлежащее залогодателю
право аренды, арендованное имущество должно быть определено в договоре об
ипотеке так же, как если бы оно само являлось предметом ипотеки, и должен быть
указан срок аренды.
Необходимо отметить, что к ипотечным правоотношениям применим
предварительный договор, который не подлежит обязательной государственной
регистрации исходя из требований ст.164 ГК РФ. Предметом предварительного договора
является обязательство сторон по поводу заключения будущего договора, а не
обязательства по поводу недвижимого имущества[54].
В договоре об ипотеке также должны быть указаны право
(собственность, аренда и др.), на основании которого имущество, являющееся
предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа,
осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, зарегистрировавшего право залогодателя.
Согласно Закону об ипотеке, предметом договора ипотеки
могут быть вещи и имущественные права, которые будут приобретены залогодателем
в будущем. В связи с этим необходимо отметить недопустимость возникновения
залога ранее основного обязательства, что предусмотрено п. 3 ст. 11 Закона об
ипотеке. Это положение делает возможным, в частности, обеспечение кредитных
договоров, заключаемых в целях финансирования строительства каких-либо объектов
путем передачи в залог указанных объектов, а также договоров банковской ссуды
под индивидуальное жилищное строительство.
Следовательно, очень важно грамотно и объективно
проводить оценку предмета договора. Нормативно-правовую базу, регламентирующую
оценочную деятельность, составляет ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»[55].
В правоприменительной практике нередко возникают споры,
связанные с несогласием залогодержателя по стоимости заложенного имущества,
предложенной залогодателем. В этом случае суду приходится дополнительно
оценивать все обстоятельства дела, касающиеся реальной стоимости имущества на
момент его реализации, действительную волю сторон при заключении договора и
определении стоимости заложенного имущества. Во избежание подобных споров
целесообразно при заключении договора в части определения стоимости заложенного
имущества избегать конкретных соглашений о стоимости заложенного имущества и
предусматривать возможность изменения его размера в связи с инфляционными
процессами исходя из рыночной стоимости имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона об ипотеке оценка
предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством Российской
Федерации по соглашению залогодателя с залогодержателем и указывается в
договоре об ипотеке в денежном выражении.
Принцип оценки предмета залога по соглашению сторон
представляется целесообразным, так как лишь соглашением сторон возможно достичь
максимальной сбалансированности интересов контрагентов в данном правоотношении[56].
Наличие нескольких оценок предмета ипотеки в договоре не
является основанием для признания такого договора незаключенным. Это толкование
содержится в п. 19 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 января 2005г.
№ 90 «если возможно установить, какая из оценок представляет собой ту, о
которой договорились стороны, как о существенном условии договора об ипотеке»[57], ипотечный договор
считается заключенным.
Что касается остальных условий, то размер исполнения
основного обязательства должен определяться договором. Если же договор ипотеки
соответствующего условия не содержит, считается, что ипотека обеспечивает
требование залогодержателя в том объеме, какой оно имеет к моменту
удовлетворения, в соответствии со ст. 337 ГК РФ. Следовательно, данное условие
относится к категории обычных, т.е. его отсутствие в тексте договора не влечет
признания последнего незаключенным.
Существо и срок исполнения основного обязательства могут
быть сформулированы лишь путем дублирования соответствующих условий,
содержащихся в основном обязательстве.
На практике стороны договора нередко, не дублируя
соответствующих условий из основного обязательства, в тексте договора просто
отсылают к основному обязательству, в обеспечение которого заключается договор,
и часто создают для себя неразрешимые проблемы. Не следует забывать, что в
данном случае речь идет о существенных условиях договора, который в силу этого
может быть признан заключенным лишь при достижении сторонами соглашения по
указанным условиям[58].
Итак, в договоре ипотеки должно быть указано обязательство, обеспечиваемое
ипотекой, с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения
(если обязательство основано на договоре, необходимо указать его стороны, дату
и место заключения). Если обеспечиваемое обязательство подлежит исполнению по частям,
в договоре должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и
их размеры. В связи с этим возникает вопрос: являются ли условия о размере,
существе и сроке исполнения обязательства, исполнение которого обеспечивает
договор ипотеки, существенными, если они, по сути, относятся не к отношениям,
возникающим из залога, а к основному обязательству? С одной стороны, Закон об
ипотеке включает их в список существенных условий договора, с другой стороны,
не исключается возможность их отсутствия в договоре ипотеки. Так, стоит ли
признавать их существенными? Из числа существенных условий договора об ипотеке
условия о существе, размере и сроке исполнения обязательства, обеспечиваемого
ипотекой, целесообразно исключить[59].
Объясняется это тем, что «договор ипотеки является способом обеспечения другого
(основного) договора, и это не причина включения существенных условий договора
одного вида в число существенных условий договора другого вида»[60].
Это вполне разумная мысль, поскольку отсутствие подобных условий в договоре
ипотеки можно допустить, если на стороне залогодателя выступает должник по
основному обязательству. К тому же в договоре ипотеки обязательно должна быть
отсылка к договору, регулирующему основное обязательство и содержащему
соответствующие условия. Такое разъяснение содержится в Постановлении пленумов
Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда от 1 июля 1996г. № 6/8[61]. Этого будет достаточно
для того, чтобы признать договор об ипотеке заключенным. Однако если на стороне
залогодателя выступает третье лицо, отсылка в договоре ипотеки к основному
обязательству не может быть признана выражением воли залогодателя, не
являющегося стороной в основном обязательстве. В подобном случае отсутствие
условий о существе, размере и сроке исполнения основного обязательства влечет
признание договора ипотеки незаключенным.
Таким образом, обязательство, обеспечиваемое ипотекой,
должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания
возникновения и срока исполнения. В тех случаях, когда это обязательство
основано на каком-либо договоре, должны быть указаны стороны этого договора, дата
и место его заключения[62].
Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в
будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые
условия ее определения[63].
Если кредитором и должником являются юридические лица, то
обязательства, обеспечиваемые ипотекой, подлежат бухгалтерскому учету на
основании законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете[64].
Ипотека обслуживает основное обязательство. В ст. 2 Закона
об ипотеке приведен перечень обязательств, обеспечиваемых ипотекой:
- кредитный договор (ст. 819 ГК РФ);
- договор займа (ст. 807 ГК РФ);
- договор иного обязательства. В том числе обязательства,
основанного на купле-продаже (ст. 454 ГК РФ), аренде (ст. 606 ГК РФ), подряде
(ст. 702 ГК РФ);
- другой договор (ст. 420 ГК РФ); причинение вреда (пп. 6
п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Данный перечень не носит исчерпывающего характера и может
быть расширен, поскольку имеется оговорка «если иное не предусмотрено
федеральным законом».
Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит
исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки
(периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие
определить эти размеры.
В силу п. 6 ст. 9 Закона об ипотеке права залогодержателя
удостоверяются закладной, на это указывается в договоре об ипотеке, за
исключением случаев выдачи закладной при ипотеке в силу закона.
Соблюдение формы договора является важным условием
признания действительности любого договора. Пункт 2 ст. 334 ГК РФ установил
приоритет норм Закона об ипотеке и закрепил общие правила о залоге,
содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, которые применяются к ипотеке в случаях,
когда Гражданским кодексом РФ или Законом об ипотеке не установлены иные
правила.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
и сделок с ним представляет собой элемент публично-правового регулирования в
частноправовых отношениях. Однако первое выполняет вторичную роль по отношению
к последним. Цель такого регулирования в том, чтобы обеспечить стабильность в
гражданских отношениях. Требование об отражении изменений вещно-правового
положения участников в Едином государственном реестре является реализацией
принципа публичности в обороте недвижимости. Слово «государственная»[65] означает, что
регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными
государственными органами. Государственная регистрация законных ипотек важна
для соблюдения принципа гласности на основании п.1 ст.7 Закона о регистрации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997г.
№ 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним»[66] государственная
регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением
юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого
имущества.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти»[67]
была образована Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которой
были переданы функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним, регистрации нормативных правовых актов федеральных органов власти,
регистрации общественных объединений и политических партий, правоприменительные
функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации актов гражданского
состояния, адвокатуры и нотариата Министерства юстиции РФ, за исключением
функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере
деятельности.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
является Федеральная регистрационная служба. Хотя она подведомственна Минюсту
России, она является самостоятельным юридическим органом.
Следует отметить, что многие нормы законов, регулирующие
ипотеку и государственную регистрацию, дублируют друг друга, тогда как в ст. 29
Закона о регистрации указано, что в Законе об ипотеке могут устанавливаться
только особенности государственной регистрации ипотеки. Так, Закон об ипотеке
предусмотрел целую главу, посвященную государственной регистрации. Закон
разрабатывался до принятия Закона о регистрации. Поэтому наличие в Законе
положений, относящихся к государственной регистрации ипотеки, в тот момент было
оправдано. Представляется, что в связи с принятием специализированного закона,
где детально урегулированы вопросы государственной регистрации ипотеки,
отдельная глава о регистрации должна быть исключена из Закона об ипотеке.
Данное положение содержится в п.6 ст. 131 ГК РФ.
В настоящее время система государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним находится в некоторой изоляции от
структур, тем или иным образом содействующих процессу государственной
регистрации договора ипотеки. Эта изоляция выражается, прежде всего, в
информационной разобщенности нотариата, кадастровых палат, управлений, органов
БТИ, управлений Росрегистрации и иных подобных органов. Так, регистрация
договоров ипотеки осуществляется на основе данных, не имеющих высокую степень
достоверности. Например, возможна ситуация, когда за несколько дней до подачи
документов на регистрацию договора ипотеки юридическое лицо вносит изменения в
устав, ограничивая полномочия руководителя в части заключения договоров. Но
учреждение юстиции по регистрации прав получает устав, в котором нет подобных
изменений, по причине отсутствия механизма быстрой передачи данных между
органом, регистрирующим внесение изменений в уставные документы, и управлением
ФРС. В результате происходит регистрация по сути незаконной сделки[68]. В другом случае
возможна отмена доверенности, о чем нотариус не может оперативно сообщить в
органы Росрегистрации. Поэтому в области государственной регистрации договоров
ипотеки и других сделок и прав необходимо создание единой информационной
системы, включающей в себя не только Единый государственный реестр прав, но и
другую информацию об объектах недвижимости и их правообладателях.
Единый государственный реестр прав на недвижимое
имущество и сделок с ним аккумулирует информацию о правовом положении всякой
недвижимости, находящейся в регистрационном округе. Для достижения этой задачи
установлено правило, согласно которому все вещные права на недвижимость, а
также любой акт вещно-правового значения должны быть внесены в реестр, и только
с этого момента они получают юридическую силу для всех третьих лиц.
Так между предпринимателем Рахматуллиным К. М.
(покупатель) и предпринимателем Бадрашитовой И.М. (продавец) был заключен договор
купли-продажи кафе (незавершенного строительством) от 09 марта 2004 года №
1/04, которое было передано актом приемки-передачи, право собственности
покупателя зарегистрировано не было. Бадрашитова И.М. заключила договор залога
(ипотеки) 24 марта 2004 года с ОАО «Сбербанк». Рахматуллин К.М. обратился в суд
с иском о признании частично недействительным заключенного договора о залоге и
об обязании исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним запись об ограничении права собственности (ипотеке) на
спорную недвижимость[69].
Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21
июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством
существования зарегистрированного права. Таким образом, право собственности на
приобретенное недвижимое имущество возникает у покупателя с момента
государственной регистрации перехода к нему указанного права. До осуществления
регистрации собственником имущества продолжает оставаться продавец. Согласно
пункту 1 статьи 6 Закона об ипотеке ипотека может быть установлена на указанное
в статье 5 названного Закона имущество, которое принадлежит залогодателю на
праве собственности или на праве хозяйственного ведения.
Суд признал, что оспариваемый договор о залоге от
24.03.2004г. содержит все необходимые условия и соответствует требованиям,
предъявляемым законодательством к договорам данного вида.
Передача предпринимателем Бадрашитовой И.М. (продавцом) в
залог недвижимого имущества, ранее проданного по договору купли-продажи
предпринимателю Рахматуллину К.М. (покупателю), чье право собственности не было
зарегистрировано в установленном порядке, может повлечь за собой
гражданско-правовую ответственность продавца, но не свидетельствует о
недействительности сделки о залоге (ипотеке).
Что касается ипотеки, то действующие в настоящее время
нормативные акты, устанавливающие правила государственной регистрации залога
недвижимого имущества (ипотеки), базируются на положениях ряда норм ГК РФ.
Прежде всего, п.1 ст.131 ГК, предусматривающий обязательность государственной
регистрации возникновения, перехода и прекращения права залога недвижимого
имущества, а также п.3 ст.339 ГК, согласно которому договор об ипотеке подлежит
государственной регистрации. Кроме того, п.2 ст.334 ГК содержит обще правило –
залог недвижимости регулируется законом об ипотеке.
Пункт 2 ст.11 Закона об ипотеке ипотека как обременение
имущества, заложенного по договору об ипотеке, возникает с момента заключения
этого договора. При ипотеке в силу закона ипотека как обременение имущества
возникает с момента государственной регистрации права собственности на это
имущество, если иное не установлено договором.
При государственной регистрации договора ипотеки жилища,
находящегося в общей совместной собственности, в соответствии с п.1 ст.7 Закона
об ипотеке требуется письменное согласие на ипотеку всех собственников объекта
недвижимости. На ипотеку жилища, находящегося в совместной собственности супругов,
необходимо предоставление нотариально удостоверенного согласия другого супруга.
Необходимо отметить, что обязательность нотариального
удостоверения договора об ипотеке исключена с 1 января 2005г.[70]
Данное положение более правильное, так как оно дублируется нормой об
обязательной государственной регистрации. В связи, с чем на стороны ложится
дополнительное требование - надлежащим образом оформленный договор ипотеки. Он
стороны могут добровольно принять решение о нотариальном удостоверении,
основываясь подп.2 п.2 ст. 163 ГК РФ.
Для государственной регистрации ипотеки необходимо
соблюдение такого условия, как предварительная регистрация вещных прав
залогодателя.
В ГК РФ, в Законе о регистрации и в Законе об ипотеке
отсутствует четкое разграничение регистрации сделок и регистрации прав. Разграничение
регистрации сделок залога недвижимости и регистрации прав на нее очень важно,
хотя бы потому, что право залога на недвижимость может возникать в силу закона.
В п.3 ст. 334 ГК указано, что залог возникает как в силу
договора, так и на основании закона при наступлении указанных в нем
обстоятельств, если в законе предусмотрено, какое имущество и для обеспечения
какого обязательства признается находящимся в залоге. Можно сделать вывод, что
ипотека в силу закона как право (вещное обременение) на недвижимое имущество
должна регистрироваться исходя из наличия факта наступления обстоятельств, с
которыми закон связывает возникновение законной ипотеки. Установить наличие или
отсутствие таких обстоятельств может только регистрирующий орган. Основанием
служит заявление собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого
законом установлена ипотека. В п.1 ст.77 Закона об ипотеке установлено, что
жилой до или квартира, приобретенные или построенные полностью либо частично с
использованием кредитных средств или средств целевого займа, считается
находящемся в залоге с момента государственной регистрации права собственности заемщика
на жилой дом или квартиру.
Ипотека возникает также в силу прямого указания ФЗ от 30
декабря 2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных
домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты РФ»[71]
с момента государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.
Залогодержатели – участники долевого строительства. Предметом ипотеки, в данном
случае, выступают земельный участок, принадлежащий застройщику на праве
собственности, или право аренды на указанный земельный участок и строящийся на
нем объект недвижимости. В п.2 содержится норма о том, что при государственной
регистрации права собственности застройщика на не завершенный строительством
объект, последний признается находящимся в залоге у участников долевого
строительства с момента государственной регистрации права собственности.
Сотвественно, при регистрации права собственности застройщика на не завершенный
строительством объект или на помещение в составе объекта в ЕГРП вносится запись
об ипотеке в силу закона.
Как видим, указанные законы устанавливают законную
ипотеку, возникающую в силу прямого указания закона. Государственная
регистрация ипотеки в силу закона осуществляется без представления отдельного
заявления и без уплаты государственной пошлины. Она подлежит регистрации
одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права
обременяются ипотекой. Права залогодержателя по ипотеке в силу закона могут
быть удостоверены закладной.
Когда права залогодержателя удостоверяются закладной, то
данное обстоятельство следует оговорить в тексте договора ипотеки в
обязательном порядке, за исключением выдачи закладной при ипотеке в силу закона
п.6 ст.9 Закона об ипотеке.
Ипотечные правоотношения могут быть оформлены также
соглашением об ипотеке при включении их в кредитный или иной договор,
содержащий обеспечиваемое ипотекой обязательство. В отношении формы и
государственной регистрации этого договора должны быть соблюдены требования,
установленные для договора об ипотеке ст. 10 Закона об ипотеке. Такое возможно,
если стороны после заключения основного договора решили обеспечить этот договор
ипотекой. В этом случае составляется дополнительное соглашение о залоге
недвижимости либо приложение к уже действующему договору, которые подлежат
государственной регистрации. Несоблюдение указанных правил влечет
недействительность договора.
Порядок государственной регистрации ипотеки установлен в
ст.20 Закона об ипотеке. Государственная регистрация договора об ипотеке,
заключенного в простой письменной форме, осуществляется на основании
совместного заявления залогодателя и залогодержателя. Если договор об ипотеке
совершен в нотариальной форме, то для государственной регистрации достаточно
заявления залогодателя или залогодержателя. К заявлению прилагаются договор об
ипотеке со всеми приложениями, его копия, доказательства уплаты государственной
пошлины, а также документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой
обязательства[72].
Суть государственной регистрации ипотеки заключается в
обеспечении и защите законных прав и интересов кредитора-залогодержателя, а
также заемщика и залогодателя.
Как считает Г. Мищенко, несоблюдение требований о
государственной регистрации следует рассматривать как правонарушение[73].
Законодатель придал чрезвычайную значимость институту
государственной регистрации и с точки зрения процессуального права. В
соответствии с п.1 ст.2 Закона о государственной регистрации прав на
недвижимость государственная регистрация является единственным доказательством
существования зарегистрированного права.
Таким образом, доказательственной силе государственной
регистрации права на недвижимое имущество придан исключительный характер[74]. Установление этой нормы
означает, что до тех пор пока в судебном порядке не оспорено зарегистрированное
право, во всех гражданских правоотношениях действует принцип незыблемости
права, прошедшего процедуру государственной регистрации. Во всех внесудебных
отношениях по поводу права на объект недвижимости не могут быть приняты ссылки,
оспаривающие зарегистрированное право, так же, как и ссылки на доказательства,
подтверждающие незарегистрированное право, которое конкурирует с
зарегистрированным правом. Правило об исключительном характере
доказательственной силы зарегистрированного права носит весьма принципиальный
характер для гражданского оборота, его устойчивости, поскольку исключает
внесудебную конкуренцию доказательств[75]
по поводу прав на объект недвижимости.
Таким образом, договор об ипотеке будет считаться
заключенным при достижении соглашения по всем существенным условиям, также в
нем указываются все существенные условия основного обязательства, в обеспечение
исполнения которого предоставляется ипотека. Особенностью договора ипотеки
является то, что он подлежит обязательной государственной регистрации.
Несоблюдение правил о государственной регистрации влечет недействительность
договора об ипотеке. Такой договор считается ничтожным. Договор об ипотеке
считается заключенным и вступает в силу с момента государственной регистрации.