Разработка дипломного проекта. Кредитная система Республики Казахстан
Особого внимания заслуживает
предварительная оценка экологичности финансируемых программ, проектов,
технологий для конкретных условий строящихся и действующих предприятий.
Привлечение инвестора к гражданской или уголовной ответственности вследствие
неучтенных экологических требований, удорожание проекта или увеличение срока
его реализации, а также возможное банкротство кредитуемого предприятия - все
эти события являются крайне нежелательными для финансовых учреждений. Ведь
такие действия связаны с задержкой платежей, падением курса акций кредитуемой
компании, увеличением стоимости или срока на реализацию проекта, невозвращением
кредита при банкротстве. К тому же, если банк финансирует экологически опасные
проекты, его репутация и престиж могут значительно пострадать. Следовательно,
целенаправленная защита банковскими структурами своих финансово-экономических
интересов позволит придать природоохранной деятельности профилактическую
направленность, прогнозировать ожидаемую техногенную нагрузку на биосферу и
принесет ощутимую экономическую выгоду. Так, по данным Международного банка
реконструкции и развития, возможное повышение стоимости проектов, связанных с
проведением оценки воздействия на окружающую среду и последующим учетом в
рабочих проектах экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет,
включение природоохранных требований в полном объеме в процедуру принятия
решений еще на стадии проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей
доустановки очистного оборудования, а затраты на ликвидацию экологических
последствий от использования неэкологической технологии и оборудования
оказываются в 30-50 раз выше тех затрат, которые потребовались бы для
разработки экологически чистой технологии и применения экологически
совершенного оборудования. Таким образом, и с позиции охраны окружающей среды,
и с точки зрения экономических выгод ориентация на минимизацию вреда окружающей
среде должна быть повсеместна - от возникновения замысла до его реализации и
воссоздания состояния окружающей среды после завершения хозяйственной
деятельности в рамках этого проекта.
Стратегическое планирование – одна из
самых актуальных тем для банковской системы.
Обсуждение единого мнения по вопросам
развития банковской системы обсуждалось на проведенном в начале ноября международном
семинаре «Банки с государственным участием: проблемы и перспектива», при
участии Внешэкономбанка. На ней был затронут такой вопрос как проблему
управления банком, а отсутствие видения и четко выработанной стратегии – это
проблема управления – стратегического управления.
И если банкам хотят работать в
нормальных условиях (а под этим понятием подразумевается достаточно плотная конкурентная
среда, наличие законодательной базы), которые непременно приведут к улучшению
ассортимента и качества, предоставляемых банками продуктов и услуг (а значит и
увеличит и доверие вкладчиков к банкам), то необходимо научиться использовать и
применять стратегическое управление.
К сожалению одной из основных проблем
казахстанских финансово – кредитных учреждений является отсутствие не просто
современных, но хотя бы каких – ни будь форм и методов управления на
стратегическом уровне.
Большинство казахстанских Банков
озабочено скорее оперативным, чем стратегическим аспектом деятельности. Если
банки и используют элементы стратегического управления, то в неявном виде и на
интуитивном уровне. Однако возросшие темпы и непредсказуемость изменения
окружающей среды требуют увеличения объема использования стратегического
управления.
Если анализировать крупнейшие банки мира в этом направлении,
то не найдем ни одного банка, не имеющего четко выработанной стратегии. это не
дань моде. это – реальная необходимость и результаты, отраженные в рейтингах
говорят сами за себя. анализ же систем казахстанских банков приказывает, что
большинство банков не имеют не только системы стратегического управления, но и
системы стратегического планирования, являющегося важнейшим элементом
стратегического управления.
Стратегические решения - это решения,
последствия от принятия которых имеют долгосрочный характер и позволяют
изменить направление деятельности банка или одного из его подразделений.
Одной из основных проблем
казахстанских банков является отсутствие не просто современных, а вообще
каких-нибудь форм и методов управления банком на стратегическом уровне. Если
банки и используют элементы стратегического планирования, то в неявном виде и
на интуитивном уровне.
Сущность стратегического планирования
банковской деятельности определяют четыре ключевые идеи:
- Стратегическое видение Банка
(описание организации, направлений деятельности и главной стратегии).
- Управление отдельными
подразделениями Банка как инвестиционным портфелем, состоящим из отдельных
стратегических бизнес - единиц.
- Точная оценка будущей прибыли
каждого подразделения с учетом темпа роста рынка и положения на нем Банка.
- Планирование стратегической
деятельности каждого отдельного подразделения.
Сегодня большинство банков
интересуется скорее оперативными, чем стратегическими аспектами деятельности.
Однако увеличивающиеся темпы развития отечественной банковской системы, рост
конкуренции и непредсказуемость изменений окружающей среды требуют увеличения объема
использования стратегического планирования.
Стратегическое и оперативное
управление являются двумя принципиально важными направлениями в управлении. Ни
одним из них не следует пренебрегать, поскольку они дополняют друг друга.
Четко выработанная стратегия - это не
дань моде, а реальная необходимость и прекрасные результаты.
Процесс стратегического планирования
имеет два иерархических уровня:
- Корпоративный уровень
- Уровень подразделений. При таком
подходе разрабатывается осмысленная стратегия, отвечающая реальным потребностям
Банка и связанная с действительными возможностями развития подразделений.
КРЕДИТНАЯ
СИСТЕМА РК
При
выполнении кредитной системой своей функции возникают кредитные отношения.
Экономические связи между кредитными учреждениями и разными субъектами по
поводу и аккумуляции, и перераспределения временно свободного денежного
капитала на условиях возврата и платы определяют содержание кредитных
отношений.
Однако
содержание кредитных отношений не исчерпывается лишь аккумуляцией денежного капитала
и передачей его юридическим и физическим лицам во временное пользование. В
процессе кредитования создается дополнительная масса платежных средств для
производственной стоимости, т.е. для денежного оборота расширенного
воспроизводства. Громадный поток платежного оборота проходит через кредитную
систему, создавая экономические отношения между плательщиками и кредитными
учреждениями и между последними и получателями, дополняя содержание кредитных
отношений.
Кредитные
отношения носят двусторонний характер и в одинаковой мере необходимы как для
хозяйствующих субъектов, так и учреждений кредитной системы. Хранение денег в
кредитных учреждениях означает создание кредитных ресурсов, а их размещение для
нужд экономики и населения — предоставление кредита.
Двусторонние
отношения могут быть между: хозяйственными организациями и кредитной системой,
кредитной системой и населением, между государством и кредитной системой, между
кредитными учреждениями, между кредитными учреждениями разных государств.
Как мы выяснили
выше, кредитные отношения осуществляются в основном в денежной форме при
функционировании экономической категории кредита.Внешнее проявление кредитных
отношений характеризует форма кредита. Она синтезирует сущность и организацию
кредитных отношений. Изменение производственных отношений приводит к изменению
содержания кредитных отношений и форм кредита.
Кредит бывает
в двух формах: товарный и денежный. Товарный кредит представляет собой первую
основу коммерческого кредита. Принимая товарную форму при выдаче ссуд
хозяйствующими субъектами друг другу, данный кредит поглощается денежной
формой. Дело в том, что получающий субъект выписывает кредитору в подтверждение
полученного товарного кредита вексель, закладные листы или другие документы,
которые предъявляются кредитором в банк для получения ссуды в денежной форме.
Субъектами кредитных отношений здесь являются хозяйствующие субъекты и банк.
Вследствие изменений в ее содержании кредитных отношений товарная форма
перерастает в денежную форму.Таким образом, на основе товарной формы возникает
и развивается денежная форма кредита, прежде всего банковского.
Совокупность
кредитных отношений, форм кредита и кредитных учреждений составляет понятие
кредитной системы в широком смысле.
Кредитная
система в узком смысле — это сеть кредитных учреждений, организующих
кредитно-расчетные отношения, регулирующих денежное обращение и оказывающих
другие финансовые услуги в стране.
Другими
словами, кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иных
кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению
кредитных операций. Выделяются две подсистемы организации кредитных отношений:
в рамках банковских и небанковских институтов. Соответственно образуются два
основных звена кредитной системы: банковские и специализированные
кредитно-финансовые учреждения.
Каждому этапу
историко-экономического развития экономики соответствует свой тип организации
кредитного дела, своя структура кредитной системы, отвечающие соответствующим
потребностям в кредитно-денежном обслуживании.Например,
планово-централизованной экономике СССР соответствовала жесткая
централизованная структура кредиткой системы во главе Госбанка, для рыночной
экономики нужна другая широкая сеть демонополизированной структуры из
банковских и небанковских учреждений.
Совместная
кредитная система имеют сложную, многозвенную структуру.Если за основу
классификации принять характер услуг, которые кредитные учреждения
предоставляют своим клиентам, то можно выделить три важнейших элемента
современной кредитной системы: Центральный (эмиссионный) банк; коммерческие
банки; специализированные кредитные учреждения (страховые, сберегательные,
ипотечные, трастовые и т.д.)
В
соответствии с функциональной специализацией, объемом и количеством
предоставляемых хозяйственным звеньям кредитно-финансовых услуг ядро кредитной
системы составляет банковская система, а единым органом, координирующим
деятельность кредитных институтов, является Центральный банк.
Центральный
банк — главный государственный банк первого уровня, главный эмиссионный,
денежно-кредитный институт любой страны независимо от того, называется ли он
государственным, народным или национальным банком.Центральный банк — это
"банк банков". Он не ведет операций с юридическими и физическими
лицами. Его клиентура — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а
также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные
услуги.
Прямое и
непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции
Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям. На
остальные звенья кредитной системы Центральный банк может в основном оказывать
только опосредствованное воздействие, проявляющееся во взаимосвязи кредитных и
денежных операций, различных секторов рынка, кредитно-финансовых услуг.
Коммерческие
банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных
секторах рынка ссудного капитала. Они выполняют большинство финансовых операций
и услуг, известных в практике предпринимательства. Коммерческие банки
традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы любой
страны. Они по-прежнему остаются центром финансовой системы, сосредоточивая
вклады правительства, деловых кругов и миллионов частных лиц. Через ссудные и
инвестиционные операции коммерческие банки открывают доступ к своим фондам
различного рода заемщикам.
Специализированные
кредитные учреждения (их еще называют парабанковские) являются важным и
объективно нужным звеном кредитной системы в рыночной экономике. Без этих
учреждений услуги, оказываемые кредитной системой в различных звеньях экономики
и населению, остались бы неполными.
Парабанковские
учреждения ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры,
либо на осуществление в основном одного-двух видов услуг. Их деятельность
концентрируется в большинстве своем на обслуживании небольшого сегмента рынка
и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре.
Для этих
учреждений характерна двойная подчиненность: с одной стороны, будучи связанными
с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться
соответствующими требованиями Центрального банка; с другой стороны,
специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или иных
операциях, они попадают под регулирующие действия соответствующих ведомств.
ПОНЯТИЕ
КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОВОКУПНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Кредитное
дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности,
направленной на торговлю деньгами, выполнение на этой основе кредитных
операций. Их осуществляют самые разнообразные кредитные институты. Основными по
масштабам операций и значимости в обслуживании хозяйственного оборота являются
банки.
Прежде чем
рассмотреть виды кредитных учреждений, в т.ч. банковских, нам необходимо
выяснить сами понятия "банк" и "банковская деятельность". В
мировой практике чаще всего под банковской деятельностью понимают прием
депозитов и предоставление ссуды как главных профессиональных функций банка.
Именно такое понятие утверждено в законодательствах о банках вИталии, Испании,
Бельгии, Греции и других странах, А в Германии и Франции банком или кредитным
учреждением считается любое учреждение, занимающееся оказанием таких услуг
своим клиентам, как расчеты, торговля ценными бумагами, лизинговые и другие
операции. В то же время небанковским институтам законодательно запрещено
принимать депозиты, проводить расчеты, выдавать страховые гарантии и т.п.
В Англии,
Дании, Швеции и других странах более либеральный подход к отнесению учреждений
к кредитной системе. Для этого достаточно иметь лицензию на прием депозитов,
что позволяет приравнять к банкам некоторые виды специализированных финансовых
учреждений.
В статье 1
Закона Республики Казахстан "О банках в РеспубликеКазахстан"
подчеркивается, что банк — учреждение, уполномоченное в соответствии с
настоящим Законом привлекать денежные средства и размещать их на условиях
возвратности, платности и срочности, а также осуществлять банковские операции,
незапрещенные законодательством.
Официальный
статус банка определяется разрешением Национального банкаРеспублики Казахстан
на открытие банка и наличием лицензии на проведение банковских операций. Банки
или подобные институты существовали еще в древности. В Египте банковские
операции осуществлялись в 2700 г. до н.э.
Изначальной
функцией банков было посредничество в платежах. В результате такого
посредничества банки превращали свободный денежный капитал в функционирующий,
приносящий процент. Истоки современного банковского дела следует искать прежде
всего в деятельности средневековых менял Италии. Понятие "банк"
происходит от итальянского слова "banco"("скамья менялы",
"денежный стол"). Первый банк в современном понимании возник в Италии
в 1407 г. в Генуе. А в XII в. в Италии же появился первый вексель. В XV в.
самым известным крупным банком был банк Медичи воФлоренции, Главная контора
банка, расположенная во Флоренции, имела 16 филиалов в Европе.
В отдельных
странах законодательно разграничены некоторые функции банков. В зависимости от
того, насколько строго регламентируются и лицензируется банковская
деятельность, выделяют два типа организации кредитного дела. В результате
исторически возникли сегментированные и универсальные банковские структуры.
Сегментированная
структура предполагает жесткое законодательное разделение сфер операционной
деятельности и функций отдельных видов кредитных учреждений. Подобные структуры
сложились в США, Японии, где банковские операции по приему депозитов и выдаче
краткосрочных кредитов были законодательно отделены от операций по выпуску и
размещению ценных бумаг компаний и некоторых других специальных видов услуг
(страхование, сделки с недвижимостью и др.).
При
универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных
видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитные учреждения могут
выполнять все виды операций и услуг. Такой тип универсальных "финансовых
универмагов", супермаркетов сложился в Германии,Франции, Швейцарии,
Великобритании и др. В этих странах в большей степени размываются границы между
операциями и специализациями отдельных звеньев кредитной системы. В нашей
стране в основном коммерческие банки являются универсальными, занимаются
многими банковскими операциями.
К депозитным
учреждениям относятся коммерческие банки, взаимосберегательные банки,
ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы; к недепозитным — компании по
страхованию, частные пенсионные фонды, финансовые, инвестиционные компании,
взаимные фонды денежного рынка.
Банки, в
зависимости от специфики выполняемых ими функций, подразделяются на два
основных вида: эмиссионные и неэмиссионные.
Эмиссионные,
— как правило, это центральные банки, наделенные правом эмиссии (выпуском)
денежных знаков в обращение. В различных странах они называются национальными,
народными, резервными. В СССР такой банк назывался Государственным, в
Казахстане ныне — Национальный банк РеспубликиКазахстан. Главной задачей
Центрального банка являются выпуск денег в обращение, торговля денежным товаром
среди банков, управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью
банковской системы. Он является при двухуровневой системе верхним уровнем
банковской системы страны.
Эмиссионным
правом государство наделяет, как правило, только один банк(Центральный), поскольку
при предоставлении права эмиссии денег нескольким банкам невозможно было бы
регулировать денежное обращение в целом по стране. Эмиссионный банк располагает
такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других
банков. Его пассивы состоят из наличных денег в обращении, бюджетных средств.
Это обстоятельство дает ему возможность оказывать помощь всем остальным банкам
и руководить их деятельностью. В Казахстане эмиссионным банком является
Национальный банк, остальные банки, в. т.ч. коммерческие, — неэмиссионные. Они
не имеют права выпуска денег в обращение, но занимаются практически всеми
видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием
хозяйственной деятельности своих клиентов. Важнейшие из них: аккумуляция
временно свободных денежных средств, сбережений населения и накоплений;
кредитование; безналичные расчеты; операции с ценными бумагами и др.
В последнее
время коммерческие банки все активнее осуществляют нехарактерные для них
операции, внедряясь в нетрадиционные сферы финансового предпринимательства,
постоянно расширяя круг деятельности и повышая качество предоставляемых
клиентам услуг. Это универсальные кредитные учреждения. Но, как отмечалось
выше, имеются специализированные банки, ориентированные в основном на один-два
вида услуг для большинства своих клиентов. Другим типом специализации банков
может быть обслуживание лишь определенной категории клиентов (например,
биржевые, коммунальные банки), т.е. отраслевая специализация. Наиболее ярко
выражена функциональная специализация банков, так как она принципиальным
образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности
формирования активов и пассивов, специфику организации работы с клиентурой. К
таким типам относятся инвестиционные и инновационные, ипотечные, сберегательные
банки и др.
Инвестиционные
и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на
длительные сроки, в т.ч. посредством выпуска облигационных займов, акций и
других ценных бумаг, и предоставлении долгосрочных ссуд. Инвестиционные банки
скорее представляют собой посреднические учреждения между предпринимателями,
испытывающими нехватку средств для долгосрочных вложений, и вкладчиками средств
на длительный срок. Инновационные банки тоже инвестиционные, но кредитуют
только разработку и освоение технологических нововведений.
Ипотечные
банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на
долгосрочной основе под залог земли и недвижимого имущества. В пассиве этих
банков значительную долю составляют ипотечные облигации, акции и другие ценные
бумаги.
Степень
специализации отраслевых и региональных банков, специфика формирований их
активов и пассивов зависят в значительной мере от сферы их деятельности, а
также от различий, связанных с особенностями организации хозяйственной
деятельности отраслевой клиентуры, созданными и прочими колебаниями
производственного процесса.
Специализированные
кредитно-финансовые учреждения — важное звено кредитной системы любой страны.
Они функционируют в относительно узких сферах рынка ссудного капитала, где
требуются специальные знания и особые технические приемы. Это совокупность
финансовых институтов различной специализации: ссудо-сберегательные учреждения,
инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые фирмы и компании,
кассы взаимопомощи, ломбарды и др. Эти учреждения в начале своего развития
взяли на себя выполнение тех услуг и операций, которые не выполнялись
коммерческими банками. Однако в настоящее время в развитых странах эти
институты стали конкурировать с коммерческими банками по оказанию услуг
населению, фирмам и компаниям, т.е. стираются различия между коммерческими
банками и небанковскими учреждениями. Через расширение нетрадиционных операций
произошло проникновение последних на банковские рынки.
Широкое
распространение специализированные кредитно-финансовые учреждения получили в
сферах ипотечного и потребительского, а также сельскохозяйственного кредита.
Они занимаются привлечением мелких сбережений населения, инвестированием
капитала, размещением ценных бумаг и др.
Отдельные
специальные кредитные институты существовали на территорииКазахстана до
революции и в годы НЭПа и коллективизации сельского хозяйства в виде кредитных
товариществ, общества взаимного кредита, кредитных союзов и др. Сейчас к
небанковским учреждениям можно отнести кассы взаимопомощи, ломбарды, а также
финансово-расчетные центры, создаваемые в ассоциациях крестьянских хозяйств, в
крупных агропромышленных объединениях.
В отношении
сберегательных касс можно говорить особо. В состав кредитной системы бывшего
СССР входили учреждения Государственных трудовых сберегательных касс
(Госсберкасс СССР). Они выполняли функции привлечения сбережений населения во
вклады, свободно обращающиеся государственные займы и денежно-вещевые лотереи,
занимались расчетно-кассовым обслуживанием населения, бюджетных, общественных
организаций, а также принимали паевые взносы жилищно-строительных кооперативов
(ЖСК). Сберегательные кассы были массовым типом учреждений и находились почти
во всех административных районах, колхозах и совхозах. Их насчитывалось на
территории Казахстана более 4,8 тыс. После реформы в кредитной системе в 1988 г. произошла как структурная перестройка, так и перестройка самих основ деятельности сберегательных
касс. Создан акционерно-коммерческий банк — Сбербанк. В результате сберкассы
стали банковскими учреждениями, особо не отличающимися от других коммерческих
банков,
Обострение
конкуренции между банками привело к резкому сокращению ролиСбербанка в привлечении
средств населения. В начале 1993 г. на Сбербанк приходилось менее 40% вкладов
населения (раньше почти 100%) и менее 10% общего объема вкладов. В известной
степени начало разукрупнению Сбербанка было положено потерей активов в
результате распада СССР. Сокращение масштабов деятельности банка будет
продолжаться еще более быстрыми темпами по мере усиления частных коммерческих
банков и небанковских кредитных учреждений, которые конкурируют со Сбербанком в
деле привлечения сбережений населения. В связи с этим некоторые отделения
Сбербанка на местах можно преобразовать в кредитные кооперативы.Перевод
экономики на рыночные рельсы требует развития небанковских институтов, которые
могут играть важную роль в кредитной системе.
Взаимосберегательные
банки организованы по типу "взаимных" предприятий, управляет ими
попечительский совет. Они мобилизуют вклады населения и инвестируют их в
закладные под недвижимость и ценные бумаги, а также предоставляют коммерческие
и потребительские ссуды.
Ссудо-сберегательные
ассоциации занимаются тоже вкладными операциями сбережений населения и
используют их для покупок недвижимости (2/3 актива на покупку жилья).
Кредитные
ссуды — сберегательные учреждения кооперативного типа, организуемые
профсоюзами, крупными предприятиями, церквями. Ресурсы аккумулируются за счет
продаж и долевых акций, которые могут быть в любой момент выкуплены
кооперативом. Они в основном используются для выдачи мелких ссуд своим членам.
Страховые
компании занимаются примерно теми же операциями, что и наши страховые
организации. Их пассивы состоят из страховых взносов и доходов от активных
операций, их используют кроме выплаты страховых полисов в долгосрочные ценные
бумаги на определенные сроки и как закладные под жилые строения.
Частные и
государственные пенсионные фонды, мобилизуя вклады населения, располагают
крупным капиталом и вкладывает его в покупку акций и облигаций корпораций,
выдают мелкие ссуды.
Взаимные
фонды денежного рынка аккумулируют инвестиционный капитал путем продажи паев
депозитных сертификатов, казначейских векселей и направляют его на формирование
портфеля активов из краткосрочных ценных бумаг, обращающихся на рынке. Доходы
от ценных бумаг выплачиваются акционерам.
В кредитной
системе Великобритании к небанковским институтам относятся строительные
общества, учетные дома, система Национального Сбербанка, страховые компании,
пенсионные фонды, инвестиционные траст-фонды и трастовые компании.
Они также
занимаются приемом депозитов от населения и предоставлением потребительского и
коммерческого кредитов. Кроме того, они постоянно расширяют круг операций по
оказанию различных финансовых услуг: посреднические операции с ценными
бумагами, лизинг, факторинг и др.
В
Великобритании специальные кредитно-финансовые институты, в отличие от
американских, могут привлекать депозиты и предоставлять кредиты, но, как
правило, их деятельность ограничена определенной сферой (например,
строительной, потребительского кредита). Другими словами, они имеют отраслевую
направленность, узко специализированы.
В Германии к
специализированным небанковским кредитным учреждениям относятся ипотечные
учреждения, жилищные ассоциации, кредитные товарищества, инвестиционные
компании.
Таким
образом, небанковские учреждения являются необходимой составной частью
кредитной системы любого государства. Они возникли для того, чтобы взять на
себя те услуги, которые не выполнялись коммерческими банками.Характерная черта
небанковских институтов — накопление ресурсов в основном путем привлечения
сбережений населения. Этим они отличаются от коммерческих банков, которые в
основном формируют свои пассивы путем привлечения временно свободных средств
юридических лиц. А Закон "О банках в РеспубликеКазахстан"
категорически запрещает другим учреждениям, кроме банков, принимать депозиты,
это говорит о том, что вряд ли в нашей Республике получат развитие небанковские
институты, которые функционируют на основе привлечения вкладов населения.
Многоуровневость
и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ее
широкого использования, позволяет своевременно вводить в действие большой набор
различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на
экономический механизм как на систему. Из чего следует комплексный характер
кредитной политики.
СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ
Формирование
финансовой и денежно-кредитной политики современного государства основывается
на научно-теоретической базе и глубоком исследовании реальной экономики.
В этой связи
стоит проанализировать финансовые и денежно-кредитные отношения Казахстана в
переходный к рынку период с 1986 по 1993 гг. Анализ будет неполным, если не
учитывать объективные экономические условия и реальные перемены, которые
происходили в республике в переходный к рынку период. Чем же они
характеризуются?
Первый период
(1986-1989 гг.) связан с критическим анализом развития экономики в
предшествующие годы, принятием курса на ускорение экономического развития.
интенсификацию производства (1986-1987) гг. на полный хозрасчет и
самофинансирование, снятием запретов на рост заработной платы, переходом на
договорные цены по широкому кругу продукции производственно-технического
назначения и потребительских товаров.
Второй период
(1990-1991 гг.) характеризуется принятием программы чрезвычайных мер по
финансовой стабилизации экономики и курса на внедрение рыночных отношений в
республике. Были приняты решения по сдерживанию бесконтрольного роста выплат
населению денежных средств, связыванию наличных денег, сокращению ассигнований
средств государственного бюджета на производственное строительство, по
конверсии оборонных отраслей промышленности.
Начиная с 1990 г. в республике произведенный национальный доход впервые за годы двенадцатой пятилетки
сократился по сравнению с 1989 г. на4,4 процента. Спад производства охватил все
сферы экономики, что вызвало тотальный дефицит не только товаров народного
потребления, но и средств производства
Третий период
(1992 г. и последующие годы). 2 января 1992г. вРеспублике Казахстан был сделан
первый шаг по реальному переходу к рыночной экономике: на большинство товаров
народного потребления и средств производства цены были отпущены, ибо держать их
дальше было просто невозможно, поскольку ситуация конца 1991 г., особенно в крупных промышленных центрах и городах настолько обострилась, что в печати стали
появляться даже статьи об угрозе голода практически во всех странах СНГ, в том
числе и в Казахстане.
Сокращение
размеров ссудной задолженности было вызвано тем, что за счет повышения цен
произошло некоторое улучшение финансового состояния предприятий (также в связи
с переходом на хозрасчет и самофинансирование), прекращением выдачи кредитов
подрядным организациям под затраты незавершенного производства СМР, изменением
методов кредитования, погашением предоставленных ранее ссуд на временное
восполнение недостатка собственных оборотных средств и прирост норматива, а
также частично просроченных кредитов в промышленности и в сельском хозяйстве. В
торговле сокращение кредитов произошло в результате снижения остатков товарных
запасов при одновременном увеличении розничного товарооборота.
Вместе с тем,
следует отметить, что в целом по республике сокращение задолженности по
краткосрочным ссудам произошло не за счет улучшения работы народного хозяйства
и укрепления его финансового состояния, а в результате трансформирования ее в
неплатежи поставщикам, сумма которых возросла против)985г. более чем в 3,7 раза
и составила на начало 1991 г., по даннымНационального банка республики, 2,5
млрд.руб.
Значительная
часть кредитных ресурсов отвлечена в просроченную задолженность по ссудам
банков. Наиболее крупные неплатежи поставщикам и банкам имели совхозы, колхозы,
предприятия по производственно-техническому обслуживанию и строи тельные
организации Ухудшение состояния финансов и платежной дисциплины в народном
хозяйстве республики в этот период в основном .было вызвано бесхозяйственностью
в обеспечении сохранности и использовании собственных оборотных средств,
отсутствием экономических стимулов к эффективному ведению дел. Каждый четвертый
рубль кредитных ресурсов был истрачен не на производительные цели, а на
покрытие бюджетного дефицита и государственного долга, т.е. на проедание.
Совершенно
неприглядная картина складывалась с использованием централизованных кредитных
ресурсов. Из кредитов, выданных в 1991 г. за счет централизованных ресурсов, почти 36% приходилось на государственный долг. Такое крайне нерациональное
размещение денежной массы привело к тому, что на 1 января 1992 г. Казахстан по расчетам с государствами бывшего СССР вышел с дефицитом (дебетовым сальдо), что
означает заимствование средств в указанной сумме у других суверенных
государств.
В целом по
республике на 1 января 1992 г. объем кредитных вложений увеличился почти в 2,6
раза. Увеличение кредитных вложений произошло практически во всех отраслях народного
хозяйства.
В 1991 г. произошли значительные изменения в структуре кредитных вложений. Так, снизился удельный вес
кредитов, направленных на мероприятия, связанные с решением продовольственной
программы с 49,0 до 26,8 %, социальных программе 19,2 до 14,2 %, а также
увеличением производства товаров народного потребления и расширением услуг
населения соответственно с 6,6 до 6,3 % и с 1,5 до 1,1 %, что свидетельствует о
недостаточной эффективности кредитных отношений в республике.
Резко
продолжают уменьшаться объемы краткосрочных кредитов, предоставляемых
населению, потребительской кооперации, а также тем, кто занимается
индивидуальной трудовой деятельностью и кооперативам, поскольку возросли
размеры процентных ставок. Естественно, при таких высоких процентных ставках,
кредитами, как правило, пользуются лишь торгово- посреднические структуры, у
которых выше оборачиваемость денежных средств и доходность производимых
операций и услуг. Большая сеть коммерческих банков занималась в основном
кредитованием мелких частных коммерческих структур, деятельность которых
заключалась в перепродаже одних и тех же товаров, в основном завозимых извне, а
также в обналичивании части безналичности со счетов в банке и выпуске их на
потребительский рынок, где не имелось достаточной товарной массы для их
покрытия. В этой связи деньги оседали в личных сбережениях, не вступали в
"кругооборот", тем самым подпитывали новый виток инфляции.
Резкое
относительное снижение доли кредитных вложений, предоставленных правительству
Казахстана в 1992 г.' по сравнению с 1991г. (с 24,0 до 3,5%), объясняется
некоторым улучшением финансового положения государства за счет усиления тяжести
налогового бремени, вызванного стремительным ростом цен, что резко отрицательно
сказалось на финансовом положении государственных предприятий, так как рост цен
опережал рост их прибыли.
В этой связи
одна из главных проблем экономики Казахстана состоит не только в общем объеме
кредитной эмиссии, но и в том, что эмитированные кредиты в значительной части
выдаются на цели, противоречащие экономической природе кредита: на покрытие
дефицитов финансов государственных предприятий и правительственного бюджета.
Каждое восьмое предприятие закончило 1992 г. с убытками, каждое второе - в бытовом обслуживании, каждое третье - в торговле и коммунальном хозяйстве.
Значительная часть предоставляемых предприятиям кредитов превращалась в
многотысячные зарплаты. К примеру, в начале 1993 г. выплата заработной платы рабочих и служащих обеспечивалось за счет эмиссии денег
Национального банка.
В последние
годы в условиях либерализации цен и нарастания кризисных явлений в экономике
усилилось давление со стороны министерств и предприятий государственного
сектора на Национальный банк республики в части разрешения предоставления
банковских кредитов, причем, как правило, на льготной основе. Такое положение
препятствует стабилизации экономики и обеспечению устойчивости функционирования
финансово-кредитной системы республики.
Таким
образом, как свидетельствуют результаты анализа, экономические процессы,
происходящие в условиях перехода к рынку и глобальной либерализации цен,
начиная с января 1992г., определили новые тенденции в развитии денежного
оборота и кредитных отношений Республики Казахстан. Все это вызвало весьма
противоречивые явления в развитии кредитных отношений, обусловленные началом
вхождения Казахстана в рынок.
Каковы же
причины такого положения?
1.
Огромная дебиторская задолженность за предприятиями странСодружества и особенно России. Дело в
том, что предприятия Казахстана не смогли быстро приспособиться к работе в
рыночных условиях, отгружая свою продукцию за пределы Казахстана, они не
получали оплату за отгруженные материальные ценности. В этой связи у них
возникает дефицит финансовых ресурсов, вследствие чего они вынуждены искать
источники финансирования своей деятельности. Такими источниками, как правило,
за неимением других, являлись кредиты коммерческих банков. В свою очередь,
коммерческие банки свои кредитные ресурсы формировали в значительной мере за
счет централизованных кредитных ресурсов Национального Банка
РеспубликиКазахстан.
Продолжение
ныне действующей системы кредитных отношений не способствует эффективному размещению
финансовых и кредитных ресурсовКазахстана, а загоняет проблему острого
недостатка денежных ресурсов вглубь, поскольку заимствование под высокие
процентные ставки кредитных ресурсов у других стран Содружества способствует
увеличению размеров внешнего долга республики перед другими государствами
Содружества, что усиливает экономическую зависимость от этих стран.
Складывается парадоксальная ситуация - предприятия, скажем России, должны
РеспубликеКазахстан за отгруженные товары, а Казахстан, в свою очередь,
долженРоссии, точнее Центральному банку России, по полученным у него кредитам.
Следует
обратить внимание еще на одно весьма актуальное и совершенно новое явление в
деле развития кредитных отношений. Если до 1 июля 1992г., решая вопрос о выдаче
централизованных кредитов, республика не придавала этому особого значения,
поскольку никакого контроля со стороны Центрального банка России за кредитной
эмиссией стран Содружества практически не было, то теперь обстоятельства и
экономические условия в корне изменились. С 1 июля 1992г. кредитная эмиссия
стран Содружества взята под контрольЦентрального банка России и строго
учитывается, что способствует сдерживанию безудержной инфляции. Конечно, чисто
теоретически НацбанкРеспублики Казахстан может по-прежнему выдать кредит
коммерческим банкам сколько угодно и создать тем самым видимое благополучие у
предприятий. т.е. у них будут свободные средства на расчетных счетах,
кредитовое сальдо на корреспондентских счетах коммерческих банков, но
использовать эти средства предприятия смогут только при наличии
товарно-материальных ценностей вКазахстане, либо при наличии свободных средств
на корреспондентских счетах в Центральных банках стран СНГ, либо за счет
кредита, полученного от соответствующей страны для пополнения корреспондентского
счета республики.
Следовательно,
проблемы сохранения, приумножения, эффективного управления государственной
собственностью приобретают особую актуальность в связи с переходом к рыночным
отношениям. В мире накоплен богатый опыт эффективного управления
государственным имуществом, который следует внимательно изучить и с учетом
реальной экономики использовать в хозяйственной практике.
Как видно из
анализа состояния финансовых и денежно-кредитных отношений, ценовой фактор
оказал негативное влияние на всю финансово- кредитную сферу республики.
Однако нельзя
не отметить и о главных положительных моментах перехода на свободные цены. К
ним в первую очередь следует отнести достижение некоторой сбалансированности
между денежной и товарной массой. Известно, что до начала либерализации цен, ни
один товар не стоил так дешево как деньги. Это был единственный товар, в
котором не было дефицита. Главной задачей предприятий в тех условиях было
выбить фонды на материальные ресурсы, а деньги, как правило, были всегда в
избытке либо их легко можно было взять в банке.
Таким
образом, произошло принципиальное изменение роли денег, финансов и кредита в
народном хозяйстве и поведения предприятий по отношению к этим стоимостным
категориям. Внимание предприятий переключилось с поиска дефицитных ресурсов к
поиску путей сбыта собственной продукции, платежеспособного потребителя.
Экономика из традиционно ориентированной на затраты становится ориентированной
на спрос. Ресурсоограниченная экономика заменяется спросоограниченной экономикой.
Это радикальное изменение всей системы приоритетов в поведении хозяйственных
звеньев, которою существенно повышает реальные возможности государства
управлять экономикой через деньги, финансы и кредит.
Экономическая
и финансовая стабилизация в республике связана с поиском стратегии и выработкой
эффективной денежно-кредитной политики в современных условиях, которая должна
быть направлена на ограничение и сдерживание денежной и кредитной эмиссии.
Проведение политики жесткой денежно- кредитной, рестрикции связано с
нарастанием диспропорций в сфере производства и в сфере обращения, ростом цен и
инфляции.
В этих
условиях правительство и Нацбанк, в принципе правильно выбрали основные
направления своей политики на стабилизационный период: снижение темпов падения
производства и темпов инфляции, укрепление покупательной способности
национальной валюты и т. д .Указанные направления в. основном базируются па
регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной политики,
проводимой правительством и Нацбанком республики.
Одним махом
проблему стабилизации денежно-кредитной системы в целом и национальной валюты,
в частности, решить невозможно. Стабильность в указанной сфере связана с
уровнем экономического развития. Необходимо насытить внутренний рынок товарами
и услугами в самое ближайшее время, создать сильный экспортный потенциал,
поддержать платежеспособный спрос, осуществить налоговую реформу, реформу цен и
оздоровить бюджет. На все это нужно время. Поэтому введение может быть только
поэтапным. Причем, к каждому следующему этапу можно будет переходить, только
получив реальные экономические результаты от предыдущих.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РК
Ключевое
звено кредитной системы, контролирующее основную массу кредитных и финансовых
операций, представляет банковская система.
Банковская
система Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и банковской
деятельности в Казахской ССР от 07 декабря 1990 г. стадию реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной.В республике была
сформирована так называемая двухуровневая банковская система, где верхний
уровень был представлен Государственным банкомКазахской ССР, а нижний -
остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот момент
государственные специализированные банки(Промстройбанк, Агропромбанк,
Жилсоцбанк, Внешэкономбанк), так и вновь создаваемые негосударственные банки
(акционерные, кооперативные, в форме хозяйственных товариществ и т.д.). Все
банки нижнего уровня, включая государственные, были уравнены в своем статусе и
объединены общей категорией "коммерческие". В дальнейшем госбанки
преобразовались в акционерные (кооперативные, частные), приобрели новых
участников, т.е. фактически утратили статус государственных. В этой части
банковская реформа оказалась не совсем удачной, что побудило Правительство
создавать новые государственные специализированные банки: Экспортно-импортный
банк (1994 г.) для обслуживания внешнеэкономической деятельности
государства,Государственный реабилитационный банк (1995 г.) для свертывания деятельности предприятия до жизнеспособного уровня и восстановления его
платежеспособности, Республиканский бюджетный банк (1996 г.) для обслуживания бюджетных организаций, исполнения функций расчетно-кассовых центров, сбора
общегосударственных налогов - фактического исполнения функций Казначейства.
После распада
СССР и обретения Казахстаном в 1991 г. статуса суверенного государства возникла
необходимость дальнейшего реформирования банковской системы республики,
создания ее правовой основы, принятия новых законодательных актов, регулирующих
банковскую деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13
апреля 1993 г. ЗаконаРеспублики Казахстан "О Национальном банке Республики
Казахстан" и 14 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О банках
в РеспубликеКазахстан". Принятие указанных нормативных актов закрепило
двухуровневую банковскую систему и определило порядок взаимоотношений
Национального банкаРеспублики Казахстан с банками второго уровня. Кроме того,
это способствовало созданию в Казахстане большого количества (около двухсот)
банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе экономических
реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования благоприятной
конкурентной макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с усилением в
государстве роли центральных органов исполнительной власти в лицеПрезидента и
Правительства, требований по выводу страны из глубокого экономического кризиса
и приобретением важного атрибута суверенности - введением 15 ноября 1993г.
национальной валюты - казахстанского тенге, а также введением в действие с 01
марта 1995 г. Гражданского кодексаРеспублики Казахстан (Общая часть), возникла
необходимость и было принято новое банковское законодательство. 30 марта 1995 г. был принят УказПрезидента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном
банкеРеспублики Казахстан", а 31 августа 1995 г. - Указ Президента РеспубликиКазахстан, имеющий силу Закона, "О банках и банковской
деятельности вРеспублике Казахстан".
Основной
целью принятия Указа "О Национальном банке РеспубликиКазахстан"
явилось более полное отражение роли Национального банка в осуществлении
денежно-кредитной политики и адаптация закона к международным стандартам.
Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка перед
Президентом Казахстана и Высшими представительными органами республики
порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе
"О Национальном банкеРеспублики Казахстан" четко и подробно изложен
порядок взаимодействияНационального банка с Президентом и Парламентом. В
частности, определена подотчетность Нацбанка только Президенту Республики
Казахстан, с согласия и по поручению которого может осуществляться проверка
деятельностиНационального банка.
Указ "О
банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" имеет
существенные отличия от старого Закона РК "О банках в
РеспубликеКазахстан": определены виды банков второго уровня -
государственные, депозитные, инвестиционные, банки с иностранным участием,
межгосударственные банки; все банки, кроме государственных, создаются только в
форме акционерных обществ; разрешено создание ассоциаций (союзов) банков;
впервые дано понятие небанковского финансового учреждения, которое не является
"банком", но на основании лицензии Национального банка правомочно
проводить отдельные виды банковских операций; более подробно и четко изложен
порядок создания, реорганизации и ликвидации банков; введено новое понятие -
"консервация банков", которое представляет собой проведение по
решению Национального банка принудительных мероприятий и процедур в отношении
банка в целях оздоровления его финансового положения и улучшения качества
работы; предусмотрены новые виды банковских операций - клиринговые, ломбардные,
выпуск платежных карточек и другие; установлены определенные требования к
работникам, занимающим руководящие должности в банке; введен запрет на
предоставление льготных условий лицам, связанным с банком особыми отношениями.
Принятие
новых законодательных актов в банковской сфере, ужесточение контроля и
требований со стороны Национального банка РК к созданию и функционированию
банков второго уровня - установление с 15 апреля 1995 г. минимального размера уставного фонда эквивалентного 1,5 млн. долларов США для банков,
получающих лицензию на проведение валютных операций, привлечение вкладов
населения и открытие филиалов; утверждение ПравлениемНацбанка РК (с дальнейшими
изменениями и дополнениями) Положения о ликвидации банков в Республике
Казахстан от 09 февраля 1996 г., Правил выдачи, отзыва разрешения на создание,
реорганизацию банка, лицензии на проведение банковских операций и иной
банковской деятельности, их аннулирования и приостановления, дачи, отзыва,
согласия на открытие, слияние филиалов и открытие представительств банка от 29
февраля 1996 г.,Положения о пруденциальных нормативах от 29 февраля 1996 г, Положения о консервации банков в Республике Казахстан от 29 февраля 1996 г., Положения об основных условиях деятельности инвестиционных банков и операций банков с
ценными бумагами от 28 марта 1996 г., Положения об условиях приобретения и
осуществления права контроля над банком от 28 марта 1996 г., Положения о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам от 10 мая1996
г. (в новой редакции от 12 декабря 1996 г.), Положения о порядке принудительного выкупа и продажи акций банка, имеющего отрицательный размер капитала, от
31 декабря 1996 г. - все это подтвердило стремление государства усилить
контроль над банковским сектором и привело к тому, что количество банков в
Казахстане стало сокращаться. Если по состоянию на 01 марта 1995 г. общее количество банков второго уровня в республике составляло - 178 (Вестник Национального
банка N 1 от 28.04.1995 г.), на 01 сентября 1995 г. - 147 (ВНБ N 9 от 15.09.1995 г.), на 20 апреля 1996 г. -117 (ВНБ N 24 от 30.04.1996 г.), то
на 17 сентября 1996 г. в Казахстане количество банков сократилось до 102, из
которых еще несколько десятков, по прогнозам, в период 1997-98 гг. будут
ликвидированы или реорганизованы. На последней пресс-конференции в январе 1997 г. Председатель Национального банка Республики Казахстан г-н Джандосов У.А. подтвердил, что
общая линияПравительства и Нацбанка по-прежнему направлена на то, чтобы
уменьшить количество банков. Причины ликвидации банков, по словам
руководстваНацбанка, в каждом отдельном случае разные, но по большей части они
заключаются в невыполнении пруденциальных нормативов, которые устанавливаются
Национальным банком, либо в слиянии или поглощении одних банков другими. Все
эти меры, по мнению государства, должны привести к созданию (сохранению)
наиболее устойчивых и крупных банков второго уровня, стабилизации
денежно-кредитной системы в Казахстане и возможности ее стратегического
прогнозирования (регулирования).Особое отношение государства, в определенном
смысле - привилегированное, к банковской среде, как основному элементу
финансовой системы, подтверждается и тем, что, одновременно с принятием новых
законодательных актов в банковской сфере, 07 сентября 1995 г. было принято дополнение в ст. 3 Гражданского кодексаРеспублики Казахстан (Общая часть), в
соответствии с которым отношения, связанные с созданием, деятельностью,
реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, отчетностью и аудиторской
проверкой деятельности банков, лицензирование отдельных видов банковских
операций, регулируютсяКодексом лишь в части, не противоречащей действующему
банковскому законодательству. Эта тенденция сохранилась и в настоящий момент, о
чем свидетельствует внесение 07 декабря 1996 г. ряда изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан - Гражданский кодекс РеспубликиКазахстан
(Общая часть) и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона,
"О Национальном банке Республики Казахстан", "О банках и
банковской деятельности в Республике Казахстан", "О хозяйственных
товариществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже", в
соответствии с которыми предусматривается возможность и основания
принудительного выкупа акций банков и небанковских финансовых учреждений, в
случае наличия у них отрицательного размера капитала. Указанное решение может
приниматьсяНациональным банком по согласованию с Правительством на условиях
обязательной последующей незамедлительной реализации выкупленных акций новым
инвесторам "в целях усиления интересов кредиторов банков второго уровня и
обеспечения устойчивости банковской системы республики".
Нестабильное финансовое состояние банков Казахстана в настоящее время
вынуждает Национальный банк и Центральные органы власти РеспубликиКазахстан
осуществлять указанное выше вмешательство в банковскую среду с целью поиска
путей выхода из кризиса. Ликвидация 04 октября 1996 г. крупного банка республики - ОАО "Крамдс Банк", слияние 15 января 1997 г. крупных и имеющих широкую сеть филиалов -ОАО "Туранбанк" (до 1991 г. -Промстройбанк) и ОАО "Алем Банк Казахстана" (до 1991 г. - Внешэкономбанк) в один банк с принудительным выкупом акций и 100%-й продажей их
ПравительствуРеспублики Казахстан в лице Министерства финансов (все названные
банки находились в кризисном состоянии и имели миллиардные суммы отрицательного
капитала в тенге); передача на обслуживание в Государственный реабилитационный
банк неплатежеспособных предприятий (отбор предприятий производится
Межведомственной комиссией и Правительством РеспубликиКазахстан из перечня
неплатежеспособных предприятий, который был сформирован Агентством по
реорганизации предприятий); изменение действующего банковского и гражданского
законодательства, - все это в целом, с одной стороны вызывает определенные
опасения в плане ограничения прав собственников, а с другой - внушает надежду
на скорый выход из финансового и банковского кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того, чтобы оценить насколько
была раскрыта данная тема следует сделать несколько выводов по данной работе:
-
Банковская
система Казахстана - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной
экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло
параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты
кредитуя хозяйства, выступая посредниками в перераспределении капитала,
существенно повышает общую эффективность производства, способствуют росту
производительности общественного труда. Сегодня, в условиях развитых товарных и
финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились
новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы
обслуживания клиентуры.
-
Национальный банк
Республики Казахстана использует классические денежно-кредитные инструменты: регулирования объема предоставляемых
банком кредитов при финансировании определения официальной ставки
рефинансирования установления нормы обязательных резервов, проведение
интервенций на валютном рынке и операций как с государственными ценными
бумагами так и с ценными бумагами Нацбанка.
-
Объемы
предоставляемых кредитов рефинансирования и сроки на которые они
предоставляются сокращены до трех месяцев, так как они должны помогать банкам
решать краткосрочные проблемы ликвидности. С прошлого года активно
функционируют межбанковский кредитный рынок, созданный на базе Казахстанской
центральной клиринговой платы. В проводимых торгах на межбанковском рынке
участвуют национальный банк для поддержания ликвидности и приемлемого уровня
процентных ставок. С 1995 года введена система ломбардного кредита, при котором
кредиты банкам предоставляются под залог государственных ценных бумаг. Кредиты
Министерства финансов на покрытие дефицита бюджета предоставляются в объемах
утвержденных Законом «О республиканском
бюджете». Ставка рефинансирования Нацбанка
постоянно поддерживается позитивной в реальном выражении и в полной мере
является параметром регулирования спроса на деньги.
-
Коммерческие
банки в законодательном порядке должны публиковать данные годового
бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков. Данные балансов коммерческих
банков являются основным источником для выработки Центральным банком основных направлений
денежно-кредитной политики и регулирования деятельности первых. Отчетность коммерческих
банков используется и Государственной налоговой службой в процессе реализации
налоговой политики.
-
Счета баланса
банка разделяются на балансовые и внебалансовые. На балансовых счетах учет
ведется на системе двойной записи с отражением каждой банковской операции по
дебету одного и кредиту другого счета. На внебалансовых счетах учитывается
движение ценностей и документов, поступающих в банк на хранение, инкассо или
комиссию, а также знаки оплаты госпошлины, бланки строгой отчетности, ценные
бумаги. Как правило, учет на этих счетах ведется по простой схеме: приход,
расход, остаток. Под инвестициями понимается долгосрочное вложение в народное
хозяйство внутри страны и за границей в целях расширения и реконструкции, а
также получения прибыли. Прямые инвестиции представляют собой непосредственное
вложение средств в производство, приобретение оборудования и строительство
объектов производственного и социального характера. Портфельные инвестиции
осуществляются в форме покупки ценных бумаг (портфель ценных бумаг) или
предоставления долгосрочных банковских ссуд (портфель ссуд). Частные,
государственные, а также иностранные инвестиции регулируются инвестиционным
законодательством, в котором определяются основные правила порядка
инвестиционной деятельности отдельных хозяйственных звеньев, банков и
защищаются права инвесторов.
В Казахстане, согласно
законодательству, под инвестициями понимаются денежные средства и ценные
бумаги, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности,
в результате которой образуется прибыль. Участниками инвестиционной
деятельности могут быть частные и юридические лица и государство, а также
иностранные инвесторы. В данном случае речь идет об инвестиционной деятельности
коммерческих банков.
-
экологические
проблемы являются актуальными не только для развития банковского бизнеса, но и
для обеспечения социально-экономического прогресса в целом. Предложенные и
рассмотренные основные концептуальные направления формирования
эколого-экономической стратегии и тактики финансовых структур позволяют
использовать опыт и достижения передовых стран мира в сложных и специфических
условиях перехода от административно-командной системы к рыночным отношениям,
исключают дополнительную нагрузку на государственный бюджет в ходе реализации
конкретных экологических программ, будут не только содействовать стабилизации и
улучшению состояния окружающей среды, но и способствовать выходу наших стран из
глубокого социально-экономического кризиса. По моему мнению, на основе
правильного восприятия роли коммерческих банков в рыночной экономике каждый из
них должен найти свое оптимальное место в ней, в противоречивых процессах
взаимодействия при решении целевых задач накопления, производства, обращения и
потребления, используя для повышения их коммерческого и социального эффекта все
имеющиеся средства.
Для большинства коммерческих банков в
настоящее время характерна явная тенденция к универсализации, к превращению в «финансовый супермаркет», где клиенты банка могут
воспользоваться практически любой денежно-финансовой услугой.
Большинство
экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой
экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько
конкретных доводов:1. Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной
политикой кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого
рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает
решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное
предложение и процентную ставку.1. Слабая зависимость от политического
давления. Например, провести вГосударственной Думе новый налог либо поднять
ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку
Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической
Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и
консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в
государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов.
В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому
представляется более приемлемой в политическом отношении.1. Монетаризм,
представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного
положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня
экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.
Однако,
следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной
ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:
1.
Циклическая ассиметрия, то есть если проводить политику дорогих денег, то будет
достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены ограничить объем
кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика
дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть
возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что
последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться.
Население тоже может сорвать намеренияЦентрального банка, покупая у населения
облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.
Эта
циклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно- денежной политики
лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных
резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к
увеличению денежного предложения.
2. Изменение
скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы
могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость
обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость
обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном
предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные
кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляция, когда предложение
денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к
возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения
предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.
3. Влияние
инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и
даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения
кривой спроса на инвестиции.Например, политика сужения кредитоспособности
банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое
влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции,
вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в
будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного
сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять
процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может
подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику
дешевых денег.
Таким
образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие
государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К
числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики,
возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать
одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное
позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для
улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании
и прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственную
деловую активность.
В современной
экономике широко используются кредитные отношения.Поэтому знание теоретических
основ кредита является необходимым условием для рационального использования
ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение
потребностей в финансовых ресурсах.
Кредитная
система расширяет масштабы денежного накопления, позволяет осуществить переход денежных
средств из одной отрасли в другую и поэтому способствует росту эффективности
производства.
Роль и
значение кредитной системы характеризуются рядом показателей: общий объем
кредитных вложений, доля банковских ссуд в формировании основного и оборотного
капитала предприятий и организаций, совокупный платежный оборот и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
банковская экономика
финансовая
1.
Айманова Л.Б.
Банковское дело. Алматы 1998
2.
Арынов Е.М. Банки
Казахстана на внутреннем финансовом рынке, Алматы: ИРК, 2001, 140 с.
3.
Баяхметов Т.
Инвестиции в условиях рынка. Алматы, 2001, 264 с.
4.
3емцов А.В. Обзор
современной банковской системы// Банковское дело, №1,2001
5.
Колесников В.И.,
Колесникова Л.П. Банковское дело. - М., 2006
6.
Маркова О.М.
Коммерческие банки и их операции. М:: Финансы и статистика, 2007, 312 с.
7.
Поляков В.П.,
Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита: Учебное пособие. - М.,
2001
8.
Солнцев О.Г.
денежно-кредитная политика на 1998 год// Банковское дело, №3, 1998
9.
Усоскин В.М.
Современный коммерческий банк. Управление и операции. – М., 2002
10.
Харрис Л.
Денежная теория. – М., 2006
11.
Поляков В.П.,
Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита: Учебное пособие. - М., 2006
12.
Райзберг Б.А.
Курс экономики: Учебник. - М., 2001
13.
Рид Э., Котер Р.,
Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. - М., 1996
14.
Красавина Л.Н.
,Международные валютно-кредитные и финансовые отношения, М.; 1998 г.
15.
Сейткасымов Г.С.,
Банковское дело, А.; 1998 г.
16.
Словарь
банковских терминов. - М.; 1997.
17.
Справочник
предпринимателя: международные документы по внешнеэкономической деятельности,
М.; 2002г.
18.
Банковское дело.
Справочное пособие под редакцией Ю.А.Бабичевой, 2001 г.;
19.
Банковское право,
Л.Г. Ефимова, издательство “Бек”, Москва, 1998 г.;
20.
Учетная политика
и кредитный анализ предприятия. Ю.С.Масленченков, В.А.Команов, Банковский
журнал, № 4-2002г.;
22.
Банковские
учреждения в развивающихся странах. Институт экономического развития Всемирного
Банка.Том 1
23.
Осипов
Е.Б. “Понятие банка и банковской деятельности в РК” // Актуальные проблемы
коммерческого законодательства и практика его применения. –А., 1996.
24.
Усоскин В.М.
Современный коммерческий банк. М.: ИПЦ, 1994, 320 с.
25. Атамкулов Б. Кредитование
предпринимательства как фактор развития экономики // Экономическое обозрение - 2009. - №1.
26. Абенов Е.
«Региональные проблемы малого бизнеса» Алматы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильясов
К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.–
Алматы: Бiлiм, 1995 – 240 с.
2. Кучукова
Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово- кредитной системы
Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым,
1994. – 439 с.
3. Райзберг
Б.А. Курс экономики: Учебник /Под ред.– ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
4.
Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. проф. –Алматы:
Экономика, 1996. – 364 с.
5. Чекмаева
Е.Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование /Деньги и кредит. 1994.
№5-6. с. 68-71.
6.
«Предприниматель и право». №12 (73), май, 1997.