В 1996
году в силу развития рынка ГЦБ были значительно сокращены объемы прямого
кредитования Нацбанком бюджета.
Общая
сумма выпуска государственных ценных бумаг составила 3,92 млрд. тенге. В
декабре 1996 года, в соответствии с соглашением, заключенным между Нацбанком и
Министерством финансов, последним было произведено досрочное погашение всего
портфеля государственных ценных бумаг, приобретенных ранее Нацбанком в сумме
2,2 млрд. тенге.
Активное
проведение Нацбанком операций на вторичном рынке государственных ценных бумаг
Нацбанком способствовало дальнейшему развитию этого рынка и поддержанию его
ликвидности. Были разработаны и утверждены Правила проведения операций РЕПО и
обратного РЕПО, создана нормативная база, регламентирующая проведение операций
РЕПО не только Нацбанком, но и другими банками.
Для
реализации целей денежно-кредитной политики Нацбанка и оперативного
регулирования денежной массы в обращении осуществлено 38 выпусков краткосрочных
нот Нацбанка на сумму 36,56 млрд. тенге. Их доходность колебалась в пределах от
35,45 до 22,98 процентов. По состоянию на 1 января 1997 года в обращении находилось
краткосрочных ног на сумму 9,1 млрд. тенге (по дисконтированной цене),
В 1996
году Нацбанком совместно с Министерством финансов разработано и утверждено
«Положение об условиях выпуска, обращения и погашения Национальных
сберегательных облигаций государственного займа Республики Казахстан».
Всего в
1996 году Национальным Банком совместно с Министерством финансов было размещено
государственных ценных бумаг со сроками обращения 3 месяца (МЕККАМ-3), 6
месяцев (МЕККАМ-6) и 12 месяцев (МЕККАМ-12) на общую сумму 3,0 млрд. тенге.
В 1997
году рынок государственных ценных бумаг стал занимать доминирующее положение на
финансовом рынке страны. За год проведено 95 аукционов по размещению
государственных казначейских обязательств (ЕКО) на сумму 53,5 млрд. тенге, что
в 1,8 раз выше объема выпущенных в обращение государственных казначейских
обязательств в 1996 году.
В связи
со стабилизацией ситуации на финансовом рынке страны, а также возросшим
доверием со стороны инвесторов к бюджету, включая нерезидентов, доходность на
аукционах ценных бумаг Минфина с начала года снизилась: по МЕККАМ-3 - с 26,26
до 15,15 процента, МЕККАМ-6 с 31,4 до 15,45 процента, МЕККАМ-12 с 35,35 до
15,05 процента, МЕОКАМ - с 20,96 до 14,5 процента.
Спрос на
МЕККАМ и МЕОКАМ (казначейские срочные обязательства) превысил предложение
эмитента в 2,9 раза, что было связано с существенным повышением активности
инвесторов и нерезидентов. Доля инвесторов в покупке МЕККАМ и МЕОКАМ
увеличилась до 26,7 процента (в 1996 году 21,7%) и составила 14,2 млрд. тенге.
Нерезидентами
приобретено на аукционах МЕККАМ на 4,8 млрд. тенге, доля их участия составила 9
процентов в объеме всех выпущенных государственных казначейских обязательств (в
1996 году - 2,4%).
Первичными
дилерами приобретено за счет собственных денег на аукционах МЕККАМ и МЕОКАМ на
37,9 млрд. тенге (70,6% от общего объема размещенных бумаг). К концу 1997 года
статус Первичного дилера имели 19 банков.
В
течение этого года проводилась подписка на Национальные сберегательные
облигации (3, 4, 5 и 6 траншей). Подписка четырех траншей позволила привлечь
1,5 млрд. тенге. Инвесторами — физическими лицами было приобретено НСО на 0,2
млрд. тенге (14,3% от общего годового объема размещенных траншей). Инвесторами
- юридическими лицами приобретено НСО на 0,4 млрд. тенге (23,8%). Финансовыми
агентами выкуплено недоразмещенных ими облигаций на 0,9 млрд. тенге (61,9%
всего объема выпущенных в обращение НСО).
Объем
МЕККАМ, МЕОКАМ (по дисконтированной цене) и НСО, находящихся в обращении, на
конец года составил 22,6 млрд. тенге.
Законом
Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 1997 год» от 31 декабря 1996
г. было предусмотрено выпустить в обращение государственных ценных бумаг на
68,3 млрд. тенге и направить на покрытие дефицита республиканского бюджета 11,8
млрд. тенге (21,5% финансирования дефицита бюджета). Фактически Министерством
финансов эмитировано МЕККАМ, МЕОКАМ и НСО на сумму 55 млрд. тенге и
нетто-поступления в республиканский бюджет от выпуска государственных
казначейских обязательств составили около 8,5 млрд. тенге.
В целях
оперативного регулирования денежной базы Нацбанком в 1997 году было
осуществлено 92 выпуска краткосрочных нот со сроком обращения от 5 до 63 дней
на 77,6 млрд. тенге. Их доходность на аукционах снизилась с 21,8 в начале года
до 10,9 процента в конце. На конец года в обращении находилось краткосрочных
нот на 6,8 млрд. тенге.
В первой
половине 1998 года развитие рынка ГЦБ характеризовалось увеличением объемов
эмиссий и низкой доходностью по ценным бумагам Министерства финансов,
невысокими объемами выпуска краткосрочных нот Нацбанка. Также, в январе 1998
года с целью реструктуризации правительственного долга перед Нацбанком,
возникшего за счет кредитования им дефицита бюджета, он был переоформлен в
специальный выпуск долгосрочных государственных ценных бумаг со сроком
обращения 10 лет (МЕАКАМ), годовой процентной ставкой 9,75 процента в объеме 36
млрд. тенге, который полностью оказался в портфеле Нацбанка.
Обострение
мирового финансового, в частности российского, кризиса во II полугодии 1998 года привело к
ухудшению ситуации на казахстанском рынке ГЦБ. Инвесторы переориентировались на
краткосрочные ГЦБ и начали требовать повышения их доходности. Учитывая
неприемлемость значительного увеличения доходности, Министерство финансов все
же несколько увеличило доходность, снизив объемы эмиссии и отложив выпуск 3-х и
5-ти летних ценных бумаг.
Введение
в 1999 году режима свободно плавающего обменного курса привело к некоторому
свертыванию рынка тенговых ГЦБ. Учитывая, что во II и 111 кварталах спрос на тснговыс инструменты отсутствовал,
выпуск валютных и индексированных ГЦБ позволил сохранить рынок внутреннего
заимствования. Негативные последствия введения режима СПОК выразились в
появлении зависимости стоимости государственного заимствования от изменения
курса доллара США.
Для
защиты активов НПФ был проведен обмен тенговых ГЦБ Минфина и Нацбанка в их
портфелях на специальные валютные ГЦБ - 5-летние АВМЕКАМ и специальные валютные
ноты Нацбанка со сроком обращения 35 дней.
В конце
года стабилизация ситуации на финансовом рынке позволила возобновить размещение
тенговых инструментов Министерства финансов при значительном снижении
доходности.
В 2000
году рынок ГЦБ характеризовался только положительными тенденциями. Начиная с
апреля выпускались исключительно тенговые ГЦБ, значительно увеличились сроки их
размещения при снижении уровня их доходности.
Увеличение
объемов поступлений доходов в республиканский бюджет обусловило невысокую его
потребность в заемных средствах. Это позволило Министерству финансов снизить
объемы заимствования на рынке ГЦБ.
В июне
были возобновлены аукционы по 2-х летним тенговым ГЦБ (выпускались в 1998
году), в августе впервые выпущены 3-х летние ГЦБ, в сентябре — 18-ти месячные
индексированные казначейские обязательства.
Также
2000 год характеризовался постоянным спросом на ноты Нацбанка, что позволило
снизить доходность по ним с начала года с 13 процентов годовых до 6,7 процента
к концу года при общем объеме выпуска нот за год в объеме 134,39 млрд. тенге.
В связи
со снижением объемов заимствования со стороны Министерства финансов в 2000 году
объем операций покупки-продажи Нацбанка на вторичном рынке был незначительным,
однако из-за постоянной высокой ликвидности на рынке размеры привлечения денег
путем проведения операций РЕПО были довольно значительными и составили 52,38
млрд. тенге.
Первая
половина 2001 года охарактеризовалась резким снижением объемов выпуска
краткосрочных ГЦБ со сроками обращения до 1 года и началом выпуска 4-х и 5-ти
летних процентных ценных бумаг МЕОКАМ, а также индексированных к инфляции 2-х,
4-х и 5-ти летних МЕ-ИКАМ. В августе 2001 года успешно были выпущены семилетние
индексированные ГЦБ.
В
настоящее время Нацбанком планируется планомерное снижение объемов выпуска
краткосрочных нот на первичном рынке путем более активного участия на рынке
РЕПО с целью недопущения резких скачков по ставкам вознаграждения на
межбанковском рынке и регулирования краткосрочной ликвидности в банковской
системе.
2.3
Надзорные и контрольные функции Национального Банка
В целях
осуществления более эффективного и действенного консолидированного надзора за
финансовыми группами 1 июня 2001 года были объединены Департамент банковского
надзора и Департамент страхового надзора.
Департамент
банковского и страхового надзора осуществляет деятельность по выполнению
возложенных на Нацбанк задач и функций по надзору и регулированию деятельности
банков второго уровня, страховых организаций и организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских операций. Основной задачей департамента является
содействие в обеспечении стабильности банковской и страховой систем Республики
Казахстан и защита интересов кредиторов и клиентов банков путем принятия
нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, и
осуществления контроля за их исполнением.
Департамент
банковского и страхового надзора является одним из ведущих подразделений
Нацбанка, которым в настоящее время проводится активная работа по реализации и
совершенствованию системы надзора за банками и страховыми организациями на
консолидированной основе.
В
последующем в целях внедрения консолидированного надзора за финансовыми
группами, в частности возможности централизованного оперативного контроля над
всеми финансовыми институтами, принятия скоординированных решений для
предотвращения кризисных ситуаций, а также устранения их возможных последствий,
комплексной защиты прав инвесторов, слияние банковского и инвестиционного
капиталов предполагается создание единого органа, регулирующего финансовый
рынок. В качестве такого органа финансового надзора могло бы стать
самостоятельное агентство, объединяющее в себе функции Нацбанка (Департамент
банковского и страхового надзора). Национальной комиссии Республики Казахстан
по ценным бумагам и Комитета по управлению пенсионными активами.
Следует
отметить, что единый орган по регулированию финансового рынка, как правило,
создастся в странах с развитой экономикой и расширенной инфраструктурой
финансового рынка. С другой стороны, для Казахстана с его небольшой финансовой
системой создание такого органа представляется очень важным.
В 2001
году ожидается рост уровня финансового посредничества. Предпосылками этого
являются повышение доверия населения и коммерческих структур к банковской
системе, наличие современной законодательной базы, в том числе для развития
отношений в области финансового лизинга, наблюдаемые процессы создания
лизинговых компаний, принимаемые меры по реализации Концепции долгосрочного
финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного
кредитования в Республике Казахстан и принятие Закона Республики Казахстан «О
жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан». Все это позволит
дополнительно привлечь в финансовую систему временно свободные деньги населения
и хозяйствующих субъектов.
Внедрение
консолидированного надзора за всеми финансовыми институтами будет
способствовать повышению стабильности финансовой системы. При осуществлении
такого вида консолидированного надзора будут учитываться не только риски,
которым подвергается или может подвергнуться банковская группа или
аффилированные с банком лица, но и другие финансовые организации независимо от
источника этих рисков. Это позволит значительно повысить эффективность надзора,
что является одним из основных условий защиты интересов населения.
Современная
организация системы внутреннего контроля банков, и управления рисками включает
оценку и измерение риска, контроль и мониторинг риска. Постановлением Правления
Нацбанка от 20 апреля 2001 года № 1 16 утверждены Методические рекомендации по
организации систем корпоративного управления и управления рисками в банках
второго уровня.
В
результате повышения устойчивости банковского сектора значительно сократилась
доля банков, нарушающих установленные законодательством пруденциальные
нормативы. Так, по состоянию на 1 июля 2001 года показатель выполнения банками
пруденциальных нормативов составил 91 процент.
Количественные
и качественные показатели развития банковского сектора в 2000 году превысили
темпы развития национальной экономики. В немалой степени этому способствовали
мероприятия Нацбанка по защите вкладчиков, а также повышение требований к
уровню капитализации банков.
Показатели,
приведенные ниже, свидетельствуют о росте положительного влияния банковского
сектора на национальную экономику. (в млрд. тенге)
№ П/п
Показатель
I
На конец 1999 г.
На конец 2000 г.
На конец 2001 г. прогноз
1.
ВВП
2016,5
2 596,0
3 044,0
2.
Активы банков
341,1
527,9
760,0
3.
Отношение активов
к ВВП, %
16,9
20,3
25,0
4.
Ссудный портфель
148,8
276,2
440,8
5.
Отношение ссудного
портфеля к ВВП, %
7,4
10,6
14,5
6.
Собственный капитал
69,0
97,5
123,4
7.
Отношение собственного
капитала к ВВП, %
3,4
3,8
4,1
8.
Депозиты клиентов
(за исключением
межбанковских)
170,4
290,6
423,9
9.
Отношение депозитов
клиентов к ВВП, %
8,5
11,2
13,9
Кредитные
рейтинги от международных агентств на начало текущего года имели уже 8
отечественных банков, а также 10 дочерних банков-резидентов.
Усиление
национальной банковской индустрии положительно повлияло и на другие сегменты
финансового рынка.
В
настоящее время банки все более активно - через свои дочерние организации
проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных
фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще стали
выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные
виды банковских операций, например, лизинговые компании.
Последние
годы банковский сектор Казахстана является одним из самых динамично
развивающихся отраслей экономики и признан самым финансово-устойчивым среди
стран СНГ. Происходит не только количественный рост показателей деятельности
банков, растет и улучшается качество банковских услуг.
2.4
Совершенствование системы бухгалтерского учета и статистики
Бухгалтерский
учет
Еще в
советское время подразделение бухгалтерского учета было одним из старейших и
квалифицированных подразделений Казахской республиканской конторы Госбанка
СССР, да и всей банковской системы.
В Москве
и союзных республиках не раз отмечали «казахов», как наиболее эффективную
команду. Казахстан даже являлся неким полигоном для апробации финансовых
новшеств, которые внедряли в Союзе. И сегодня Казахстан традиционно открыт для
обмена опытом: как и десять лет назад, в стенах Нацбанка можно наблюдать из
стран СНГ делегатов, приехавших за передовыми знаниями.
Уже в
начале 90-х, учет в Нацбанке почти не зависел от Цснтрбанка России. Казахстанцы
одними из первых успели внедрить корреспондентские счета в банках.
С
провозглашением суверенитета, подразделение бухгалтерского учета в составе
Нацбанка становится Управлением бухгалтерского учета и отчетности.
К тому
времени у Республики появилась необходимость строить взаимоотношения (и не
только, взаиморасчеты) с другими странами с позиции независимого государства.
Вместе с тем, как никогда острой, стала потребность привести в рабочее
состояние систему учета внутри страны. Требовалась команда, способная с
филигранной точностью, осуществить все это.
Коллектив
Управления бухгалтерского учета и отчетности, штатной численностью в 11
человек, возглавляемый Наилией Абдулиной, был первым, для кого стало делом
жизни - разработка методологии бухгалтерского учета в банках на новой основе.
Необходимо
было:
- в кратчайшие сроки урегулировать
вопросы установления корреспондентских отношений с государства ми бывшего
Советского Союза и дальнего зарубежья, подготовить нормативные правовые акты по
бухгалтерскому учету и отчетности в банках и организации- ях, осуществляющих
отдельные виды банковской деятельности;
- осуществить организацию методического
руководства областными управлениями Нацбанка в области бухгалтерского учета.
Основы
реформирования бухгалтерского учета в банковской системе были заложены в 1992
году, с целью обеспечения условий привлечения иностранных капиталов в
казахстанскую экономику. Инвесторам было сложно анализировать нашу отчетность
из-за большой разницы методологии учета. Поэтому Казахстан начал постепенный
переход на Международные стандарты бухгалтерского учета, по которым работает
цивилизованный финансовый мир.
Учетные
работники Нацбанка взялись за изучение новых стандартов бухучета. Управление
переименовывается в Главное управление бухгалтерского учета и отчетности,
состоящее из управления бухгалтерского учета, управления межбанковских
расчетов, отдела бухгалтерской и статистической отчетности. Управление
межбанковских расчетов принимает участие в работе по переходу на расчеты со
странами бывшего Советского Союза через единый корреспондентский счет и в
централизации корреспондентских счетов банков второго уровня. В работе по
установлению межгосударственных расчетов и расчетов внутри Казахстана через
корсчета и разработке соответствующих нормативных документов приняли участие П.
Чеусов, Д. Сундетова, Б. Инка-ров, Б. Айдарханова и многие другие сотрудники
подразделения бухучета Нацбанка.
1
декабря 1992 года в Главном управлении бухгалтерского учета создается новый
отдел - отдел реформы бухгалтерского учета и отчетности, занимавшийся в
дальнейшем реформой бухгалтерского учета в Нацбанке и банках второго уровня.
Штатная
численность Главного управления уже составляла 31 человек. Большая практическая
помощь оказывалась со стороны МВФ в виде консультаций и проведения семинаров по
международным принципам бухгалтерского учета.
Конечным
итогом этой работы стала разработка и введение в действие нового плана счетов в
Нацбанке и банках второго уровня. Среди тех, кто стоял у истоков этой разработки
были С. Рахметова, М. Джаукенов, Г. Сулсй-манова, А. Тулеутаева, С. Хазимова. В
ходе работы над новым планом счетов работники Главного управления
бухгалтерского учета и отчетности направлялись в загранкомандировки для
ознакомления с опытом зарубежных банков в области бухгалтерского учета,
приобретения знаний и навыков по международным стандартам бухгалтерского учета
и применения их в работе при разработке Плана счетов и совершенствованием
бухгалтерского учета в Нацбанке и банках второго уровня.
Решением
Правления Нацбанка от 23 июля 1993 г. №21 утверждается новая структура
центрального аппарата Нацбанка и Главное управление бухгалтерского учета и
отчетности переименовывается в Департамент бухгалтерского учета и отчетности,
состоящий из управления бухгалтерского учета, управления кассового исполнения
Госбюджета, управления межбанковских расчетов, управления реформы
бухгалтерского учета и управления статистической отчетности.
Начиная
с 1993 года Департамент бухгалтерского учета и отчетности принимает совместно с
Департаментом информатизации участие в автоматизации бухгалтерского учета в
Нацбанке и соответственно в разработке и внедрении в эксплуатацию новой
автоматизированной информационной системы
В 1993
Департамент принимает непосредственное участие в введении казахстанской валюты
- тенге, вплоть до пересчета изымаемых из обращения рублей старого образца.
Сложность бухучета обмена заключалась в большой территориальной протяженности
Казахстана. Тенге нужно было вводить на всей территории страны одновременно.
Обучить персонал во всех банках и филиалах, собрать у населения рубли,
пересчитать, зачислить на счета, проконвертировать и выдать тенге.
Департамент
бухгалтерского учета и отчетности с 1995 года занимается планированием бюджета
Нацбан-ка. В 1996 году происходит передача расчетно-кассовых центров от
Нацбанка Республики Казахстан Бюджетному Банку. В этот же период Департамент
занимается централизацией бухгалтерского учета отдельных операций (в частности,
основных средств) Нацбанка. Кроме того, разрабатываются методы и принципы
бухгалтерского учета в соответствии с проводимой в этой области политикой
Нацбанка и Министерства финансов Республики Казахстан. В пределах своей
компетенции Нацбанк подготавливает обязательные для банков и других кредитных
учреждений нормативные правовые акты, определяющие правила ведения
бухгалтерского учета и подготовки отчетности. На ряду с этим, Департамент
составляет финансовый отчет Нацбанка, принимает участие в проводимой внешними
аудиторами проверке годового отчета, разрабатывает структуру и штатное
расписание, схему должностных окладов, планирует бюджет по Нацбанку и
хозрасчетным организациям.
Важным
шагом в реформировании бухгалтерского учета в банковской системе явился переход
в 1995-1996 году к бухгалтерскому учету совершаемых операций методом начисления
при признании доходов и расходов.
До
момента разработки Правил применения банками метода начисления при определении
результатов финансово-хозяйственной деятельности в банках применялся кассовый
метод, что противоречило принципу начисления - принципу бухгалтерского учета,
признанному в международной практике. Согласно данному принципу, доходы
признаются, когда они заработаны, а убытки, когда они понесены, а не тогда,
когда деньги получены или выплачены.
В мае
1997 года Департамент бухгалтерского учета разрабатывает и утверждает на Совете
директоров Нацбанка новую редакцию Плана счетов бухгалтерского учета в Нацбанке
и инструктивные материалы по вспомогательному учету всех совершаемых Нацбанком
операций.
С
сентября 1997 года подразделение бухгалтерского учета именуется как Департамент
бухгалтерского учета. Основными функциями Департамента являлись: обеспечение
единой методологической политики и принципов в области бухгалтерского учета и
отчетности, основанной на международных принципах и стандартах; составление
финансовой и внутренней отчетности о деятельности Нацбанка, а также разработка
правил и порядка оформления бухгалтерских процедур по всем проводимым операциям
Нацбанка для всех его подразделений.
В конце
1997 года утверждены казахстанские стандарты бухгалтерского учета «Финансовая
отчетность банков» и «Доходы и расходы банков», в разработке которых принимали
участие сотрудники Департамента бухгалтерского учета.
В
результате проведенной в течение 1997 года работы по централизованной обработке
информации перестроена система бухгалтерского учета Нацбанка. В её основу были
положены принципы существования генеральной и вспомогательной бухгалтерий.
В
течение 1998 года Департамент бухгалтерского учета продолжает принимать участие
в автоматизации бухгалтерского учета Нацбанка и соответственно в разработке и
внедрении в эксплуатацию новой версии автоматизированной информационной системы
«КУБАЖ». В апреле 1998 года совместно с заинтересованными подразделениями
Нацбанка Департамент принимал участие в переходе на главную бухгалтерскую
книгу, а совместно с Управлением платежных систем — в переходе от счетов МФО к
новой платежной системе.
С
образованием в составе Департамента нового структурного подразделения - отдела
методологии бухгалтерского учета в банках второго уровня и страховых компаниях.
в компетенцию Департамента вошли такие функции как: обеспечение единой
методологической политики и принципов в области бухгалтерского учета и
отчетности банковской системы и страховых компаний и соответственно разработка
рекомендаций по применению методов и принципов бухгалтерского учета для банков
второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций
и страховых компаний; разработка проектов нормативных правовых актов по
бухгалтерскому учету и финансовой отчетности этих подразделений;
совершенствование Плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и
генерального плана счетов. Кроме того, Департаментом проводилась работа по
дальнейшему совершенствованию действующих нормативных правовых актов Нацбанка
по вспомогательному учету операций Нацбанка и разработка по новым видам
операций, заключаемых Нацбанком.
В 1998
году продолжена работа по внедрению покупюр-ного учета наличной национальной
валюты Казахстана в банках и центральном аппарате Нацбанка, а также по
централизации бухгалтерского учета корреспондентских счетов банков второго
уровня.
В
течение 1999 года был осуществлен переход на консолидированное составление
финансовой отчетности Нацбанка (с учетом дочерних организаций), а в течение
2000 года разработаны и утверждены Правила по составлению банками второго
уровня консолидированной финансовой отчетности (постановление Правления
Нацбанка от 25 февраля 2000 года № 11) и подготовлены соответствующие
разъяснения.
С
началом процесса реформ бухгалтерского учета в банковской системе велось
постоянное совершенствование нормативной базы по вопросам бухгалтерского учета
как в Нацбанке, так и в банках второго уровня.
В целях
дальнейшего совершенствования и приближения к международным стандартам
бухгалтерского учета в 2000 году для банков и страховых организаций были
разработаны:
- методические рекомендации
«Бухгалтерский учет в страховых организациях» и стандарт бухгалтерского учета
«Учет и отчетность страховых организаций» (с учетом требований международной
практики страхования);
- детализированный План счетов
бухгалтерского учета для составления Главной бухгалтерской книги, утвержденный
постановлением Правления НБРК от 24 августа 2000 года №325.
С самого
начала работы по внедрению международных стандартов и детализации
вспомогательного учета актив-нос участие принимала Н. Шалгимбаева - директор
Департамента бухгалтерского учета.
Среди
проектов на ближайшую перспективу, над которым сегодня работает Департамент
бухгалтерского учета, можно назвать перевод банковской системы Казахстана на
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и, в частности, на
стандарты: «Влияние изменений валютных курсов», «Объединение компаний»,
«Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», «Резервы,
условные обязательства и условные активы», «Финансовые инструменты: признание и
оценка».
Неотложной
задачей Департамента является приобретение для Нацбанка и банков второю уровня
общебанковских пакетов, позволяющих в соответствии с международными стандартами
автоматизировать совершение операций и составление финансовой и управленческой
отчетности.
Статистика
По мере
развития банковской системы и финансовых рынков Казахстана возникла потребность
в совершенствовании банковской статистики по займам, вкладам, ставкам
вознаграждения, валютным операциям.
В
августе 1994 года было образовано Управление статистики, которое начало работу
по формированию статистической отчетности для банков второго уровня и
подготовки к публикации официальных статистических изданий Нацбанка.
Разрабатывались новые правила организации статической отчетности и создавались
новые статистические формы бланков. В 1995 году выпущен первый «Статистический
бюллетень».
Круг
задач, которые предстояло решать Нацбанку в условиях суверенитета, постоянно
расширялся. Для формирования статистики международных потоков капитала и
внешних обязательств резидентов Казахстана, необходимой для разработки
денежно-кредитной политики и политики валютного регулирования, в 1995 году было
создано Управление платежного баланса и движения капитала. Образованный в 1996
году Департамент исследований и статистики помимо этих двух управлений включал
Управление экономических исследований.
Объединение
в одном Департаменте работ по формированию статистики финансовой системы и
внешнего сектора страны, а также аналитических и исследовательских работ
придало им мощный импульс развития.
Неофициальная
оценка платежного баланса, которая формировалась Департаментом в целях
денежно-кредитной политики, по признанию международных экспертов полностью
отвечала требованиям, предъявляемым к международной статистической отчетности,
и в 1997 году было принято решение о передаче Нацбанку функций национального
разработчика платежного баланса.
Статистические
отчеты, формируемые Департаментом, полностью соответствуют требованиям
международных стандартов. С 1997 года денежно-кредитная статистика, статистика
платежного баланса и внешнего долга регулярно публикуется в официальных
изданиях Международного Валютного Фонда International Financial Statistics и Balance of Payment Statistics Yearbook, а также в статистических изданиях
Мирового Банка.
В 1997
году Республика Казахстан была выбрана для участия в пилотном проекте МВФ по
внедрению системы стандартов распространения данных. Целью этой системы
является предоставление странами экономической, финансовой и
социально-демографической статистики, доступной широкой общественности и
отвечающей единым стандартам адекватности и своевременности публикуемой
информации. В 1998 году Казахстан присоединился к системе Общего стандарта по
распространению данных (GDDS),
который включает статистику по четырем наиболее важным секторам экономики:
реальному, фискальному, финансовому и внешнему. Нацбанк ответственен за
предоставление данных по финансовому и внешнему секторам: обзор широкой
денежной массы и платежный баланс.
Немало
работ проделано по совершенствованию финансовой статистики и статистики
платежного баланса.
Были
внесены существенные изменения в Правила организации статистической отчетности
в банках Республики Казахстан. Эти изменения касались сроков представления и
форм статистической отчетности, по которым банки отчитываются перед Нацбанком.
В связи
с изменением учетной политики и переходом Нацбанка и банков второго уровня на
новые планы счетов были произведены значительные изменения в составлении
денежно-кредитного обзора Нацбанка и банков второго уровня. Они включают в себя
детальную разбивку требований и обязательств банковской системы по секторам
экономики, финансовым инструментам и видам валют.
Кроме
этого, Департамент исследований и статистики в тесном контакте с Департаментом
бухгалтерского учета разрабатывал детализированный План счетов бухгалтерского
учета для составления главной бухгалтерской книги банков второго уровня.
Этот
план необходим также для составления монетарного обзора банков второго уровня в
соответствии с международными требованиями и представления обзора, который
будет давать более адекватную картину финансовой деятельности банков и позволит
составлять более точные прогнозы основных показателей денежно-кредитной
политики. Обзор должен охватывать широкий круг инструментов и учреждений для
отражения общей картины изменений на финансовом рынке, а также использовать
статистические данные при проведении международных сравнений.
Для
формирования статей платежного баланса по банковскому сектору были разработаны
и введены формы статистической отчетности 9-ПБ «Отчет о состоянии финансовых
требований к нерезидентам и обязательств перед ними». 11-ОБ «Отчет о получении
и освоении грантов и об использовании и погашении иностранных кредитов» и 13-СБ
«Отчет о движении средств клиентов».
Автоматизация
сбора отчетности по этим формам от банков республики позволяет оперативно
формировать и анализировать информацию по международным потокам капитала,
проходящим через банковскую систему Казахстана.
2.5 Платежная
система Казахстана
Эффективность
функционирования банковской системы и финансовых рынков прямо зависит от уровня
действующей в стране платежной системы. Основными критериями платежной системы,
оптимально отвечающей потребностям экономики, являются оперативность и скорость
проведения платежей, степень автоматизации и надежность системы расчетов, а
также уровень рисков при проведении расчетных операций.
Поскольку
система безналичных расчетов Казахстана, унаследованная от прежней
централизованной плановой системы и поддерживаемая Государственным банком
бывшего Советского Союза, не удовлетворяла требованиям рыночной экономики,
Нацбанк в 1994 году начал проведение ее реформы. Основными ее целями являлись
ускорение прохождения платежей между банками и их клиентами (на тот период срок
прохождения одного платежа составлял 3-12 дней), а также более широкое
внедрение в обращение различных платежных инструментов (поручений, чеков,
векселей, платежных карт).
В 1995
году в составе Нацбанка была создана первая в Казахстане клиринговая палата
(Алматинская клиринговая палата), которая работала по методу многостороннего
взаимозачета. Окончательные расчеты банки производили один раз в конце
операционного дня по чистой позиции каждого участника. В то время еще не было
внедрено понятие «электронный документ», и банкам-участникам клиринга в конце
дня приходилось производить обмен платежными поручениями на бумажных носителях.
Постепенно при областных филиалах Нацбанка были созданы клиринговые палаты,
которые осуществляли межбанковский клиринг внутрирегиональных платежей.
В 1996
году нормативно закреплено понятие «электронное платежное поручение»,
разработаны и внедрены форматы электронных сообщений для обмена информацией по
платежам между участниками платежной системы, ориентированные на SWIFT.
В том же
году Алматинская клиринговая палата реорганизована в Казахстанский Центр
межбанковских расчетов (КЦМР), который является оператором платежной системы и
призван обеспечивать ее эффективную и устойчивую работу. В настоящее время для
реализации возложенных функций и задач КЦМР использует информационные
технологии и техническое оборудование в соответствии с последними достижениями
мировой практики.
Одним из
важнейших моментов в развитии платежной системы республики стало создание в
августе 1996 года на базе КЦМР системы крупных платежей (СКП), обрабатывающей
электронные платежные поручения, осуществляющей расчеты на валовой основе.
Важным
мероприятием, способствующим совершенствованию платежной системы, явилась
централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в Нацбанке,
которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация
корреспондентских счетов позволила Нацбанку оперативно осуществлять функции
расчетного банка, повысить эффективность, контрольных функций над платежной
системой и банковской системой в целом.
С целью
создания конкуренции на рынке розничных платежей и улучшения качества
предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности, с 1 августа 1999
года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность
клиринговых палат при областных филиалах Нацбанка. В настоящее время
межбанковский клиринг на территории Казахстана осуществляют КЦМР и ТОО
«Финансово-промышленная компания «Тимей» (Северо-Казахстанская область).
Обмен
сообщениями между КЦМР и участниками межбанковского клиринга (системы розничных
платежей) производится также электронным способом в соответствии с
установленными форматами. В течение операционного дня участники клиринга имеют
возможность получать информацию обо всех своих отправленных и получаемых
платежах. Данный вид услуг позволяет пользователям прогнозировать и управлять
своей ликвидностью, планировать и формировать потоки платежей. Система работает
без предварительного депонирования денег и круглосуточно принимает платежные
сообщения с датой валютирования Т+3.
Динамика
объемов платежей, проведенных через Систему розничных платежей(СРП) за период с
1996 по 2000 годы приведена в следующей таблице.