Важным
мероприятием, способствующим совершенствованию платежной системы, явилась
централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в Нац-банке,
которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация
корреспондентских счетов позволила Нацбанку оперативно осуществлять функции
расчетного банка, повысить эффективность, контрольных функций над платежной
системой и банковской системой в целом.
С целью
создания конкуренции на рынке розничных платежей и улучшения качества
предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности, с 1 августа 1999
года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность
клиринговых палат при областных филиалах Нацбанка. В настоящее время
межбанковский клиринг на территории Казахстана осуществляют КЦМР и ТОО
«Финансово-промышленная компания «Тимей» (Северо-Казахстанская область).
Обмен
сообщениями между КЦМР и участниками межбанковского клиринга (системы розничных
платежей) производится также электронным способом в соответствии с
установленными форматами. В течение операционного дня участники клиринга имеют
возможность получать информацию обо всех своих отправленных и получаемых
платежах. Данный вид услуг позволяет пользователям прогнозировать и управлять
своей ликвидностью, планировать и формировать потоки платежей. Система работает
без предварительного депонирования денег и круглосуточно принимает платежные
сообщения с датой валютирования Т+3.
Динамика
объемов платежей, проведенных через Систему розничных платежей(СРП) за период с
1996 по 2000 годы, приведена в следующей таблице:
Показатели
1996
1997
1998
1999
2000
Кол-во транзакций, тыс. шт.
1274,8
2882,1
3742,4
2181,0
3326,7
Сумма, млрд. тенге
127,4
338,2
472,1
208,5
311,3
В
течение последних лет, в целях удовлетворения потребностей банковского и
финансового секторов в эффективной и безопасной платежной системе, Нацбанком
проводились работы по совершенствованию Системы крупных платежей (СКП) и
приближению ее к системам валовых расчетов, действующих в развитых зарубежных
странах. В итоге, в конце 2000 года Система крупных платежей КЦМР преобразована
в межбанковскую систему переводов денег (МСПД), которая осуществляет расчеты в
режиме реального времени (RTGS)
в пределах доступных средств на счете пользователей и отвечает всем основным
требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к системе
платежей на валовой основе. Для любой страны построение RTGS имеет наивысший приоритет в
финансовой сфере. Наличие данной системы характеризует устойчивое
функционирование банковской системы государства.
В целях
управления риском ликвидности, кредитным и системным рисками, Нацбанк
осуществляет мониторинг позиций пользователей МСПД в реальном времени на
основании информации КЦМР, предоставляемой им электронным способом в течение
операционного дня системы.
Порядок
функционирования МСПД и клиринговой системы КЦМР, а также осуществления
клиринга клиринговыми организациями, процедуры приобретения статуса
пользователей данных систем и передачи ими информации по платежам
регламентированы нормативно-правовыми актами Нацбанка. Кроме того, определены
условия и порядок предоставления пользователям платежной системы - банкам
второго уровня дневных займов и займов «овернайт» при отсутствии или
недостаточности денег на их корреспондентских счетах для исполнения своих
обязательств по платежам.
В
современных условиях банкам, хозяйствующим субъектам и населению Казахстана
предоставлен широкий выбор способов осуществления платежей (платежных
инструментов) с учетом сроков исполнения обязательств, стоимости услуг банков,
региональных и отраслевых особенностей. Для этого разработаны и постоянно
совершенствуются законодательные и нормативно- правовые акты Нацбанка,
регулирующие выпуск и обращение чеков, векселей, платежных карточек,
документарных аккредитивов, порядок прямого дебетования банковского счета,
осуществления платежей без открытия банковского счета.
Удельный
вес использования различных платежных документов и способов осуществления
платежей в 2000 году выглядит следующим образом:
- платежных поручений — 54 процента;
- инкассовых распоряжений — 22,2
процента;
- чеков (для получения наличных денег)
— 9,2 процента;
В целях
сокращения объемов обращения наличных денег и расширения безналичного
платежного оборота, Нацбанком в декабре 2000 года создано закрытое акционерное
общество «Процессинговый центр», основными задачами которого являются
объединение существующих систем платежных карт в единое платежное пространство,
обработка транзакций с использованием платежных карт, и, в дальнейшем, создание
межбанковской национальной системы платежных карт.
За
последние два года (1999-2000 гг.) динамика изменений количества платежных карт
в обращении, а также объемов транзакций с их использованием выглядит следующим
образом:
Показатели
1999г
2000г
Количество платежных карт, тыс.
576,0
949,9
Количество транзакций, тыс.
3401,7
6800,2
Сумма транзакций, млн. тенге
24274,5
61011,7
Системы
крупных платежей (СКП) и приближению ее к системам валовых расчетов,
действующих в развитых зарубежных странах. В итоге, в конце 2000 года Система
крупных платежей КЦМР преобразована в межбанковскую систему переводов денег
(МСПД), которая осуществляет расчеты в режиме реального времени (RTGS) в пределах доступных средств на
счете пользователей и отвечает всем основным требованиям, предъявляемым
международными финансовыми организациями к системе платежей на валовой основе.
Для любой страны построение RTGS
имеет наивысший приоритет в финансовой сфере. Наличие данной системы
характеризует устойчивое функционирование банковской системы государства.
В целях
управления риском ликвидности, кредитным и системным рисками, Нацбанк
осуществляет мониторинг позиций пользователей МСПД в реальном времени на
основании информации КЦМР, предоставляемой им электронным способом в течение
операционного дня системы.
Порядок
функционирования МСПД и клиринговой системы КЦМР, а также осуществления
клиринга клиринговыми организациями, процедуры приобретения статуса
пользователей данных систем и передачи ими информации по платежам
регламентированы нормативно-правовыми актами Нацбанка. Кроме того, определены
условия и порядок предоставления пользователям платежной системы - банкам
второго уровня дневных займов и займов «овернайт» при отсутствии или
недостаточности денег на их корреспондентских счетах для исполнения своих
обязательств по платежам.
В
современных условиях банкам, хозяйствующим субъектам и населению Казахстана
предоставлен широкий выбор способов осуществления платежей (платежных
инструментов) с учетом сроков исполнения обязательств, стоимости услуг банков,
региональных и отраслевых особенностей. Для этого разработаны и постоянно
совершенствуются законодательные и нормативно-правовые акты Нацбанка,
регулирующие выпуск и обращение чеков, векселей, платежных карточек,
документарных аккредитивов, порядок прямого дебетования банковского счета,
осуществления платежей без открытия банковского счета.
За
последние два года (1999-2000 гг). динамика изменений количества платежных карт
в обращении. Максимальное удовлетворение спроса па платежные услуги,
обеспечение соответствия скорости и надежности платежной системы реальным
потребностям участников финансовых рынков в платежных услугах при одновременном
сокращении пли ограничении сопутствующих рисков, а также на сокращение
использования при расчетах наличных денег.
На
сегодняшний день платежная система Республики Казахстан, обеспечивающая межбанковские
платежи и переводы денег, является наиболее продвинутой в постсоветском
пространстве и высоко оценена консультантами международных финансовых
организаций. Тем не менее, Нацбанк и дальше проводит работы по
совершенствованию действующих систем, в особенности системы розничных платежей,
с целью повышения эффективности их функционирования, надежности и безопасности.
Глава 3.
Перспективы развития банковской системы в Республике Казахстан.
3.1 Основные
направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан на 2005-2007
годы
Национальный
Банк Республики Казахстан в 2003-2005 годы наметил действовать в следующих
направлениях.
Первое.
Обучать работников бухгалтерской службы банков второго уровня международнвм
стандартам финансовой отчетности. Разработать для страховых (перестраховочных)
организаций типовой план счетов и стандарты бухгалтерского учета в области
страхования с учетом международных стандартов страховой деятельности.
Второе. Автоматизировать
бухгалтерский учет в страховых (перестраховочных) организациях, далее принять
меры по внедрению автоматизированного банковского пакета в Национальном Банке
республики.
Третье.
В течение этого периода будет постоянно совершенствоваться система
бухгалтерского учета и финансовой отчетности Национального Банка и его дочерних
организаций, а также организаций, регулирование и надзор за деятельностью
которых возложены на Национальный Банк.
Четвертое.
Основное внимание в последующие годы будет уделено внедрению Национальной
межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек.
Межбанковская система позволит выплачивать через карточки заработную плату,
довольствие для военнослужащих, пенсии и другие адресные выплаты, оплату любых
товаров и услуг, оплату таможенных сборов, налогов, платежей, медицинских услуг
и т.д. Это будет означать создание единого платежного пространства по
обслуживанию населения и торгово-сервисных предприятий, вовлечение в
безналичный оборот наличной денежной массы населения.
В
предстоящие 3 года, Национальный Банк продолжит сотрудничество с центральными
банками стран ЕврАзЭС по организации общей платежной системы стран ЕврАзЭС и
другим направлениям интеграции финансовых рынков.
В
области денежно-кредитной политики. Основной целью Национального Банка Республики Казахстан будет
обеспечение стабильности цен.
Существующие
в последнее время тенденции на мировых рынках оказывают позитивное влияние на
макроэкономическое развитие Казахстана и в то же время вызывают ряд проблем.
Одна из них заключается в избытке ликвидности в банковской системе,
обусловленной, в том числе, внешними заимствованиями предприятий реального
сектора и коммерческих банков, что влечет быстрый рост кредитов банков
экономике. Например, ожидается, что ВВП за период с 2004 года по 2007 год
вырастет на 26,4%, а кредиты банков экономике - более чем в 2 раза. Положение
обостряется значительным притоком иностранных инвестиций, а также ростом
расходов бюджета в последние годы. В этих условиях возможна угроза «перегрева»
экономики.
При
разработке прогнозов основных макроэкономических показателей денежно-кредитной
политики были рассмотрены три сценарных варианта развития экономики в
зависимости от изменения ситуации на внешнем и внутреннем рынках: базовый
вариант (вариант умеренных цен на нефть), вариант высоких цен на нефть и
вариант низких цен на нефть.
Несмотря
на то, что изменение соотношения доллара к евро в значительной степени влияет
на динамику обменного курса тенге по отношению к доллару США, из-за сложности
прогнозирования курсов мировых валют, Национальным Банком Республики Казахстан
при всех сценарных вариантах прогноза было принято предположение о сохранении
паритета доллара к евро на уровне конца 2004 года.
При
разработке базового варианта за основу прогнозов было приня , предположение о
том, что в целом в 2005 году ситуация на внешнем и внутреннем рынках остается
такой же, как в 2004 году. Предполагается сохранение высоких уровней цен на
основные казахстанские экспортные товары. Так, в 2005 году средняя мировая цена
на нефть сорта «Брент» предполагается на уровне 35 долларов за баррель с
последующим снижением до 30 долларов в 2006 году и сохранением такого уровня
цен на мировом рынке нефти в 2007 году. Ожидается постепенное повышение мировых
процентных ставок от 2,5% до 3,0% в 2005 году, от 3,5% до 4,0% в 2006-2007
годах. Несмотря на это, относительно низкий их уровень по сравнению с
внутренними ставками будет способствовать сохранению больших объемов внешних
заимствований банками и предприятиями. Таким образом, при базовом варианте
предполагается сохранение притока валюты в значительных объемах, что приводит к
увеличению международных резервов Национального Банка Республики Казахстан и
активов Национального фонда Республики Казахстан (таблица Сохранение
макроэкономической стабильности в стране наряду с благоприятными
внешнеэкономическими факторами будет способствовать поддержанию высоких темпов
экономического роста на протяжении 2005-2007 годов.
В этих
условиях основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в
пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития
страны на 2005-2007 годы.
Для
достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет усиливать
меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики и способствовать
дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок.
По
базовому варианту предполагается, что основные факторы, способствующие
повышению инфляции в 2004 году, такие как значительный экономический рост и
большой объем притока иностранной валюты в Казахстан, сохранят свое воздействие
и в 2005 году. Кроме того, высокий рост цен предприятий-производителей в 2004
году на 23,8% может стать определяющим фактором роста потребительских цен в
2005 году. Для минимизации влияния этих факторов на инфляцию Национальным Банком
Республики Казахстан будут приниматься меры по ужесточению денежно-кредитной
политики.
Одной из
мер может быть повышение официальной ставки рефинансирования в начале 2005
года. Однако, по мере снижения инфляционного потенциала в экономике,
предполагается постепенное ее понижение.
В целях
регулирования доходности на финансовом рынке будут выпускаться краткосрочные
ноты, однако предполагается значительное снижение их сроков обращения. В этих
условиях, главным инструментом стерилизации избыточной ликвидности станут
депозиты банков в Национальном Банке Республики Казахстан, и поэтому их объем
значительно увеличится.
Увеличение
депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан наряду с общей
тенденцией повышение ликвидности банковской системы будет обеспечивать
относительно высокий уровень (0, > .) коэффициента резервирования, то есть
отношения резервов банковской системы к депозитам резидентов в банковской
системе.
В свою
очередь, это мультипликативно отразится на увеличении денежных агрегатов.
Ожидается, что в целом за 2005-2007 годы денежная база и денежная масса
увеличатся более чем в 2,1 раза. Однако, вследствие наблюдаемой в последние
годы тенденции ослабления влияния монетарных факторов в формировании инфляции и
инфляционных ожиданий такое значительное расширение денежной базы не будет
оказывать инфляционного давления. Тем не менее, в долгосрочном периоде в целях
недопущения накапливания инфляционного потенциала за счет монетарных факторов,
Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по снижению темпов
расширения денежной базы. За этот период объем операций Национального Банка
Республики Казахстан по стерилизации избыточной ликвидности в среднем за год
может составить более 600 млрд. тенге.
Сохранение
макроэкономической стабильности в стране, устойчивое развитие финансового
сектора экономики и повышение конкуренции в банковской системе будет
способствовать опережению темпов роста депозитов по сравнению с темпами роста
наличных денег в обращении. Это приведет к снижению коэффициента предпочтения
наличности, то есть отношения наличных денег в обращении к депозитам резидентов
в банковской системе. Таким образом, денежный мультипликатор будет постепенно
повышаться, что приведет к увеличению предложения денег. Высокие темпы
экономического роста, повышение деловой активности, увеличение номинальных и
реальных денежных доходов населения, а также сохранение низких темпов инфляции
будут способствовать повышению спроса на деньги. Это приведет к снижению
скорости обращения денег и повышению уровня монетизации экономики до 37,8% в
2007 году.
При
сценарии высоких цен было допущено предположение о том, что мировые цены нефть
в предстоящий период продолжат тенденцию повышения, и в 2005-2007 годах средняя
цена на нефть сорта «Брент» составит 45 долларов США за баррель.
Предполагается,
что мировые процентные ставки останутся на низком уровне в пределах 2,5-3,2%, а
нетто-приток внешних заимствований банков увеличится более чем в два раза по
сравнению с базовым вариантом. При повышении мировых цен на нефть темпы роста
экономики сложится на более высоком уровне, чем в базовом варианте.
Высокие
темпы экономического роста и увеличение притока валюты приведет к значительному
росту международных резервов Национального Банка Республики Казахстан - их
превышение по сценарию высоких цен от базового варианта составит от 1,5 в 2005
году до 3 раз в 2006-2007 годах. Несмотря на увеличение объема операции
Национального Банка Республики Казахстан стерилизации избыточной ликвидности по
сравнению с базовым вариантом почти в два раза (в 2007 году объем стерилизации
может составить более 1100 млрд. тенге), предложение денег в экономике
увеличится, что приведет к более высоким темпам роста денежных агрегатов.
В этих
условиях, несмотря на усилия Национального Банка Республики Казахстан инфляция
в среднем за год превысит пределы, установленные Среднесрочным планом
социально-экономического развития страны на 2005-2 007 годы.
Для
поддержания основных официальных ставок слабо положительными в реальном
выражении, а также в целях сигнализирования субъектам рынка об ужесточении
денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан будет
повышать официальную ставку рефинансирования в 2005 году с постепенным
снижением ее при снижении инфляции и инфляционных ожиданий в последующие годы.
Для
достижения цели по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан будет
проводить операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых
останутся, по-прежнему, выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов
банков, а также использовать механизм минимальных резервных требований.
При
сценарии низких цен было допущено предположение о снижении мировых цен на нефть
до 30 долларов за баррель в 2005 году, 24 долларов в 2006 году и 19 долларов в
2007 году.
Предполагается,
что мировые процентные ставки заметно вырастут уже в 2005 году до 4,5-5,0%, а к
концу 2007 года достигнут уровня 5,5-6,0%. Нетто-приток внешних заимствовании
банков при этом будет иметь тенденцию к снижению более чем в 2,3 раза к концу
2007 года по сравнению с базовым вариантом вследствие удорожания ресурсов.
Международные
резервы Национального Банка Республики Казахстан будут увеличиваться
незначительно по сравнению с базовым вариантом. Предполагается, что ежегодный
темп роста экономики за рассматриваемый период замедлится и будет ниже, чем по
базовому варианту. Объем операций Национального Банка Республики Казахстан по
стерилизации избыточной ликвидности в среднем за год может составить около 560
млрд. тенге.
В этих
условиях основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в
пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития
страны на 2005-2007 годы.
Для
достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет
регулировать свои основные ставки, использовать механизм минимальных резервных
требований и проводить операции денежно-кредитной политики.
Из
рассмотренных вариантов базовый вариант признается Национальным Банком
Республики Казахстан как наиболее реалистичным.
Таким
образом, ожидается, что, скорее всего, в ближайшей перспективе будет продолжать
оставаться актуальной задача по ограничению ликвидности банковской системы.
Для
снижения остроты проблемы избыточной ликвидности и более гибкого регулирования
ликвидности банков будут внесены соответствующие изменения в механизм
формирования минимальных резервных требований. В этих целях Национальным Банком
Республики Казахстан будут рассмотрены различные варианты определения структуры
обязательств банков, по которым они должны соблюдать норматив минимальных
резервных требований, а также порядок их выполнения и будет выбран наиболее
оптимальный вариант для проведения эффективной денежно-кредитной политики.
Несмотря
на предусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года
годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение существующих
темпов экономического роста.
Высокие
темпы развития экономики и рост монетизации не бул. представлять угрозу
усиления инфляционных процессов, так как ожидается, что в 2005-2007 годы
производительность труда будет расти более высокими темпами, чем реальная
заработная плата. Это превышение будет обеспечиваться в основном за счет
промышленного сектора, где начался процесс накопления капитала для
реинвестирования в организацию выпуска новых видов продукции. В случае отставания
экономического роста от темпов роста заработной платы возросший потребительский
спрос может привести к некоторому повышению инфляции.
Ужесточение
денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния
официальных ставок Национального Банка Республики Казахстан на рыночные ставки
по кредитам. Если в предыдущие годы меры Национального Банка Республики
Казахстан были направлены на решение задачи по активизации деятельности банков
по кредитованию экономики, в том числе и по снижению ставок, то в условиях
необходимости недопущения «перегрева экономики» вопрос снижения ставок уже не
ставится как самоцель.
Уровень
ставок в экономике должен формироваться на рыночной основе адекватно тем рискам
и факторам, которые складываются исходя из реальной ситуации. При этом должна
быть пересмотрена практика установления предельных ставок вознаграждения по
вновь привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц, возврат которых
гарантируется Фондом гарантирования (страхования) вкладов физических лиц.
Накопительные
пенсионные фонды, активы которых неуклонно растут, в условиях нехватки
долгосрочных инструментов для инвестирования, вкладывают значительную часть
активов в краткосрочные ноты Национального Банка Республики Казахстан, снижая
тем самым влияние денежно-кредитной политики на банковскую ликвидность. Поэтому
Национальный Банк Республики Казахстан намерен изучить методологические аспекты
учета пенсионных активов в обзоре финансового сектора и их влияние на
денежно-кредитную политику для принятия соответствующих мер.
Для
повышения эффективности процесса принимаемых решений Национальным Банком
Республики Казахстан будет создан консультацией -совещательный орган по
денежно-кредитной политике с участием представителей Национального Банка
Республики Казахстан и заинтересованных государственных органов, Парламента,
научных кругов, а также финансового и реального секторов экономики.
Предполагается, что этот орган будет готовить рекомендации Правлению
Национального Банка Республики Казахстан по наиболее важным вопросам
денежно-кредитной политики.
Для
усиления регулирующих свойств официальной ставки рефинансирования, Национальный
Банк Республики Казахстан планирует внедрить в практику периодический
(ежеквартальный) пересмотр и установление официальной ставки рефинансирования.
Опыт центральных банков развитых стран показывает целесообразность такой
практики. Национальный Банк Республики Казахстан, периодически пересматривая
официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояв денежного
рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий,
тем самым дает финансовому рынку актуализированные ориентации по ожидаемым
тенденциям в финансовой сфере. Для усиления понимания общественностью намерений
и оценок Национального Банка Республики Казахстан каждый пересмотр официальной
ставки рефинансирования будет сопровождаться соответствующим пояснением
принятых решений на пресс-конференциях и или в пресс-релизах.
Кроме
того, Национальный Банк Республики Казахстан будет фокусировать свои усилия на
согласовании ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики
и повышению регулирующей роли краткосрочных ставок. С целью повышения точности
прогнозов по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работы
по разработке модели трансмиссионного механизма. Будут расширяться операции
открытого рынка, приняты меры по увеличению собственного портфеля ценных бумаг
и развитию новых финансовых инструментов.
В
условиях сохраняющегося избытка ликвидности задача по регулированию инфляции
увеличивает расходы Национального Банка Республики Казахстан на проведение ее
стерилизации. Поэтому требуется усиление совместных действий Национального
Банка Республики Казахстан и Министерства финансов Республики Казахстан в
области выпуска государственных ценных бумаг.
В
области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан намерен
сохранить режим плавающего обменного курса без определения какого-либо
долговременного установленного коридора.
На
валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан намерен занимать так
называемую «пассивную позицию», которая подразумевает сокращение присутствия
Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия
Национального Банка Республики Казахстан будут направлены только на ослабление
последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.
Колебания
курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег. В условиях
высокой волютаризации мировых валют ситуация на валютном рынке во многом может
определяться ситуацией на мировом рынке.
3.2 Валютное регулирование и
валютный контроль
В
области валютного регулирования и валютного контроля будет продолжена политика,
направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане. В
настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится на
рассмотрении проект нового Закона Республики Казахстан «О валютном
регулировании и валютном контроле». Данный законопроект разработан в целях
создания эффективной базы для поэтапного перехода на принципы полной конвертируемости
национальной валюты. В настоящее время в соответствии с концепцией нового
законопроекта Национальный Банк Республики Казахстан начинает подготовку проектов
и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения
валютных операций, вопросы лицензирования, регистрации валютных операций,
уведомления о валютных операциях и процедур экспортно-импортного валютного
контроля.
Предполагается,
что с 1 января 2007 года будет полностью отменено лицензирование валютных
операций, а также будет установлено требование репатриации валютной выручки в
зависимости от сроков, определенных во внешнеторговых контрактах, что
значительно упростит порядок осуществления валютных операций и сократит
издержки участников внешнеэкономической деятельности на выполнение требований
валютного законодательства.
Ожидается
сокращение административного вмешательства государства в принятие частным
сектором инвестиционных решений и создание условий для более активной экспансии
казахстанского капитала на зарубежные рынки.
Одним из
обязательных условий полной либерализации валютного режима является наличие
системы, ограничивающей и отслеживающей операции, которые имеют признаки их
нелегитимности. В настоящий момент на рассмотрении Правительства Республики
Казахстан находится законопроект, включающий комплекс мер по построению системы
противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных незаконным путем. Он
предусматривает построение эффективной системы по борьбе с отмыванием денег с
участием и с учетом интересов всех заинтересованных сторон, в том числе и
банков, поскольку их информационные потоки являются фундаментом создаваемой
системы.
В целях
своевременного принятия мер по профилактике «перегрева экономики» Национальный
Банк Республики Казахстан будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной
валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по
снижению возникающих рисков.
3.3
Платежная система
В
области обеспечения функционирования платежных систем будут предприняты дальнейшие меры по
обеспечению эффективного и надежного функционирования платежных систем,
осуществлению надзора и контроля за обеспечением их стабильного
функционирования, развитию новых вид платежных инструментов, реализации
Программы развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на
основе микропроцессорных карточек.
Общие
требования к функционированию национальной системы платежных карточек
предусмотрены разработанным Национальным Банком Республики Казахстан в 2004
году проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности
государственных органов, осуществляющих регулирование финансового рынка».
В 2005
году особое внимание будет уделено внедрению национальной платежной карточки,
которая призвана стать эффективным платежным инструментом для осуществления
безналичных платежей в сфере розничной торговли внутри страны и
многофункциональной карточкой для размещения на ней различных платежных и
неплатежных «приложений».
Вместе с
тем, будет продолжена работа по созданию единой национальной сети по
обслуживанию платежных карточек и расширению сети приема платежных карточек в
торговых (обслуживающих) организациях.
В
области содействия обеспечению стабильности финансовой системы Национальный Банк Республики
Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики
Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых
организаций.
Денежно-кредитная
политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка.
Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития
финансового сектора Республики Казахстан на предстоящие три года будет
проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам.
Будет продолжено формирование устойчивой и эффективно функционирующей
финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики.
В рамках
интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС и СНГ, Национальный Банк
Республики Казахстан продолжит проведение работ по организации общей платежной
системы и другим направлениям интеграции финансовых рынков.
Кроме
того, Национальный Банк Республики Казахстан намерен активно участвовать в
работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого
экономического пространства (ЕЭП), Шанхайской Организации Сотрудничества и
Центрально- Азиатского Сотрудничества.
Таблица
1. Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2005-2007 годы
(базовый вариант)
2004
(предварительные итого)
2005
2006
2007
Инфляция (в среднем за период), %
6,9
4,9-6,5
4,8-6,2
4,1-5,5
Ставка рефинансирования (на конец периода),%
7,0
7,0
6,5
6,0
Валовые золотовалютные резервы Национального Банка Республики
Казахстан, млрд. долл. США изменение в %
9,3
87,0
11,7
26,3
13,1
11,5
14,7
12,1
Денежная база, млрд. тенге изменение в %
578
82,3
803
39,0
1022
27,3
1248
22,1
Денежная масса, млрд. тенге
Изменение в %
1635
68,2
2123
29,9
2760
30,0
3470
25,7
Депозиты резидентов, млрд. тенге
Изменение в %
1255
71,2
1590
26,6
2093
31,6
2677
27,9
Кредиты банков экономике, млрд. тенге
Изменение в %
1484
51,7
1960
32,0
2520
28,6
3132
24,3
Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным тенговым
депозитам физических лиц, %
9,3
8,3-10,3
8,0-10,0
7,5-9,5
Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным тенговым
кредитам юридическим лицам, %
13,7
13,2-15,2
12,7-14,7
12,2-14,2
Заключение
Предложенный
в настоящей работе ретроспективный обзор развития банковской системы в условиях
суверенитета Республики Казахстан позволяет сделать следующие выводы.
За
десять лет независимости в суверенном Казахстане сформировалась новая
банковская система на совершенно иных, отвечающих рыночным требованиям,
условиях. От выполнения планово-распределительных функций она перешла к функциям,
обслуживающим рыночные отношения. По мнению отдельных зарубежных экспертов,
банковская система Казахстана отвечает основным международным стандартам
банковской деятельности, а по отдельным параметрам выше, чем в большинстве
стран СНГ.
Созданный
в период рыночной ориентации Нацбанк практически по всем параметрам
соответствует мировым требованиям к центральному банку страны в рыночной
экономике, выполняет главную задачу по обеспечению внутренней и внешней
устойчивости национальной валюты, и многих других задач, способствующих
достижению лучшего экономического развития страны и ее интеграции в мировую
экономику.
В
республике практически создана необходимая правовая основа банковской системы и
по существу сформировано банковское законодательство.
Введение
национальной валюты явилось весьма ответственным и серьезным шагом на пути
полной суверенизации республики. Это событие стало ключевым этапом на пути
дальнейшего реформирования экономики страны. Именно с этого момента стало
возможным проведение самостоятельной денежно-кредитной политики в Казахстане. Двенадцать
лет прошедшие после введения национальной валюты позволяют сделать вывод о том,
что принятый курс оказался верным. Национальная валюта все увереннее
завоевывает авторитет не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Поскольку
условия суверенитета и рыночных отношений требовали иных подходов к
макроэкономике и, в частности, к проведению иной денежно-кредитной политики,
Национальный Банк совместно с Правительством в течение четырнадцати лет принимал
меры к изменению идеологии и практики в этом направлении. Используя инструменты
денежно-кредитного регулирования, Национальный Банк стремился применять такую
их комбинацию, которая позволяла контролировать рост денежной базы и
максимизировать стабильность валютного курса. Такая политика позволяла
удерживать курс национальной валюты и инфляцию на предельно возможном
положительном уровне и помогать экономике выходить из тяжелейшего
экономического кризиса 1992-1994 годов, а также стабилизировать курс тенге и
сдерживать инфляцию в последующие годы.
В
условиях развития рыночных отношений сформировались и атрибуты этих отношений
и, в частности, образовался устойчивый объемный финансовый рынок и его главные
сегменты: валютный рынок, денежный (межбанковский) рынок, рынок ценных бумаг,
страховой рынок. С использованием указанных рынков сформировалась и
осуществляемая денежно-кредитная политика государства.
С целью
реального влияния на стабилизацию национальной валюты, как и в любой стране с
рыночными условиями, Правительством и Нацбанком постоянное внимание уделяется
созданию необходимых золотовалютных активов (резервов). За четырнадцать лет
независимости Нацбанк приобрел большой опыт в сфере управления резервами и их
накоплением. Сумма чистых валютных активов на начало 2001 года составила 2,1
млрд. тенге.
С
развитием банковской системы, особенно банков второго уровня, серьезное
значение придавалось осуществлению надзорных функций Нацбанка. Используя
разрешительные и надзорные функции, Нацбанк способствовал реструктуризации
банков второго уровня. В результате проведенных мероприятий по оздоровлению
банковского сектора за период с 1992 по настоящее время их количество
сократилось до 44. Это явилось следствием работы по созданию эффективной
системы банковского надзора, основанного на международных принципах и
стандартах, в том числе по формированию нормативно-правовой базы
пруденциального регулирования. В соответствии с оценкой состояния банковского
надзора, сделанной специалистами МВФ, правовая система Казахстана в банковской
сфере полностью соответствует требованиям Базсльского комитета по банковскому
надзору.
Несмотря
на серьезные трудности в становлении отечественной страховой индустрии, в
настоящее время по существу создана законодательная база по страхованию и практически
действует страховой рынок. Нацбанк, как уполномоченный орган страхового надзора
в 2000 году стал членом Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS).
В
условиях становления рыночных отношений в корне перестроена система безналичных
расчетов. Унаследованная от прежней централизованной плановой экономики
платежная система не подходила для новых условий рыночных отношений. В этой
связи на базе КЦМР была внедрена система крупных платежей (СКП) и межбанковская
система переводов денег (МСПД), а также система розничных платежей (СРП). В
современных условиях банкам, хозяйствующим субъектам и населению представлен
широкий выбор способов осуществления платежей (платежных инструментов) с учетом
сроков исполнения обязательств, стоимости услуг банков, региональных и
отраслевых особенностей. Наряду с классическими инструментами (платежные
поручения, инкассовые поручения, чеки, платежные требования-поручения), начала
применяться система расчетов путем применения различных видов платежных карт.
Реформенный
период отмечен созданием в банковской практике нового поколения
автоматизированных информационных систем, предназначенных для комплексной
автоматизации учреждений банков. Стратегические изменения происходя! в
технологии проектирования информационных систем имея в виду, что
эксплуатируемые и внедряемые системы учета банковских операций должны
соответствовать мировым стандартам и требованиям Нацбанка.
Радикальным
изменениям и совершенствованию подверглась банковская система бухгалтерского
учета и статистики, она полностью перешла на международные стандарты, по
которым работает цивилизованный финансовый мир.
Широкое
развитие получила Международная деятельность Нацбанка, направленная на
укрепление банковского и финансового сектора республики. Нацбанк, как центральный
банк государства, вовлечен в процессы вхождения республики в систему
мирохозяйственных связей в качестве постоянного члена в международных
финансовых организациях. Международная деятельность Нацбанка развивается по
следующим основным направлениям: сотрудничество страны с международными
финансовыми организациями, участие в межгосударственных интеграционных
институтах стран СНГ и Балтии, развитие и углубление связей с центральными
банками государств дальнего и ближнего зарубежья.
Претерпела
положительные изменения также организационная структура и кадровый состав
Нацбанка. Политика Нацбанка была направлена на улучшение качественного состава
работников и обеспечение его высококвалифицированными специалистами, понимая,
что от этого во многом зависит успех работы всей банковской системы. В
результате такой политики изменился кадровый состав по уровню образования,
знанию языков, помолодел возрастной состав. В настоящее время в банке наиболее
высокий удельный вес занимают работники с высшим образованием. Работа в
Нацбанке стала престижной, в конкурсе на одно вакантное место принимает участие
до десяти человек.
В
постоянном поиске и улучшении находится и организационная структура Нацбанка.
За четырнадцать лет она претерпела значительные изменения, которые были
обусловлены усилением или ослаблением отдельных функций, или возникновением
необходимости в проведении мероприятий промежуточного характера и обладала
достаточной гибкостью при смене ключевых задач.