Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня
В практике отечественных банков в соответствии с Правилами о
пруденциальных нормативах для банков второго уровня введено ограничение выдачи
кредита одному заемщику (коэффициент К3).
При определении размера риска учитывается совокупная сумма кредитов,
займов, выданных банком одному заемщику (или группе связанных заемщиков), а
также гарантий и поручительств.
Под термином "один заемщик" следует понимать каждое физическое
или юридическое лицо, к которому у банка имеются требования или могут
возникнуть требования, по которым банк принял на себя обязательство за заемщика
в пользу третьих лиц или перед заемщиком, а также по иным основаниям,
предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан или заключенными
договорами.
Размер риска на одного заемщика (Р),
в том числе банка, рассчитывается как сумма:
1) требований банка к заемщику,
учитываемых на балансе банка;
2) требований банка к заемщику,
списанных с баланса банка в течение последних пяти лет, предшествующих текущему
году;
3) требований, по которым банк принял
на себя обязательство за заемщика в пользу третьих лиц или перед заемщиком, а
также по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан
или заключенными договорами;
4) за минусом суммы обеспечения по
обязательствам заемщика в виде:
- вклады, предоставленные в
распоряжение банка в качестве обеспечения данного обязательства;
- государственных ценных бумаг
Республики Казахстан, выпущенных Правительством Республики Казахстан и
Национальным Банком;
- аффинированных драгоценных
металлов;
- гарантий Правительства Республики
Казахстан;
- гарантий других банков, имеющих
долгосрочный долговой рейтинг не ниже "А" агентства
Standard&Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других
рейтинговых агентств.
Для расчета максимального размера риска на одного заемщика используется
формула(1):
, (1)
где, Р – совокупная задолженность одного заемщика банка по любому виду
обязательств перед банком (или размер риска на одного заемщика)
К – капитал банка.
Отношение размера риска банка на одного заемщика по его обязательствам к
собственному капиталу банка не должно превышать: для заемщиков, являющихся
лицами, связанными с банком особыми отношениями – 0,10.
Следует иметь в виду, что совокупная сумма рисков по заемщикам, связанным
с банком особыми отношениями, не должна превышать размера собственного капитала
банка; для прочих заемщиков – 0,25 (в том числе не более 0,10 по бланковым
займам).
В расчет риска на одного заемщика не
включаются:
- требования к Правительству
Республики Казахстан, Национальному Банку, и требования по открытым
корреспондентским счетам к банкам, имеющим долгосрочный рейтинг не ниже "ВВВ"
агентства Standard&Poor's или рейтинг аналогичного уровня одной из других
международных рейтинговых организаций, признанных в качестве международных
рейтинговых агентств.
Отношение размера
риска банка на одного заемщика по его обязательствам к собственному капиталу
банка не должно превышать:
- для заемщиков, являющихся лицами,
связанными с банком особыми отношениями (k3.1), - 0,10. Совокупная сумма рисков
по заемщикам, связанным с банком особыми отношениями, не должна превышать
размера собственного капитала банка;
- для прочих заемщиков (k3) - 0,25 (в
том числе, не более 0,10 по бланковым займам, необеспеченным условным
обязательствам перед заемщиком либо за заемщика в пользу третьих лиц, по
которым у банка могут возникнуть требования к заемщику в течение текущего и
двух последующих месяцев, а также по обязательствам нерезидентов Республики
Казахстан, зарегистрированных или являющихся гражданами оффшорных зон, за
исключением требований к резидентам Республики Казахстан с рейтингом агентства
Standard&Poor's или рейтингом аналогичного уровня одного из других
рейтинговых агентств не более чем на один пункт ниже суверенного рейтинга
Республики Казахстан и к нерезидентам с рейтингом не ниже "А"
агентства Standard&Poor's или рейтингом аналогичного уровня одного из
других рейтинговых агентств).
Совокупная сумма рисков банка на
одного заемщика, размер каждого из которых превышает 10 процентов от
собственного капитала банка, не должна превышать размер собственного капитала
банка более чем в восемь раз.
К числу обязательных к соблюдению коммерческими банками показателей
относятся нормативы ликвидности. Для оценки ликвидности баланса коммерческого
банка в первую очередь следует проанализировать структуру активов и пассивов
баланса.
Цель анализа ликвидности банка заключается в стремлении оптимизировать
соотношение доходность – риск – ликвидность в границах нормативных требований
органов банковского надзора. Для достижения указанной цели необходимо
проанализировать структуру баланса коммерческого банка.
На ликвидность коммерческого банка влияет ряд факторов. В первую очередь
– это структура его активов. Для анализа структуры активов следует произвести
группировку статей по степени ликвидности и рискованности. При этом следует
учесть:
а) чем больше доля первоклассных ликвидных активов в общем объеме
активов, тем выше ликвидность баланса банка;
б) чем выше доля высокорискованных активов в балансе банка, тем ниже его
ликвидность.
Кроме того, ликвидность банка зависит и от структуры пассивов баланса.
Если по вкладам до востребования вкладчики вправе потребовать деньги в любой
момент, а срочные вклады находятся в распоряжении банка более длительный
период, то, следовательно, повышение удельного веса вкладов до востребования и
понижение доли срочных вкладов снижают банковскую ликвидность. Надежность
займов, полученных банком от других банков, также влияет на уровень ликвидности
баланса банка.
На практике уровень ликвидности баланса банка оценивается путем
сопоставления значений показателей ликвидности конкретного банка с
установленными органами банковского надзора нормативами.
Расчеты нормативов ликвидности банков второго уровня характеризуются
двумя коэффициентами: коэффициент текущей ликвидности (К4) и коэффициент
краткосрочной ликвидности (К5).
Коэффициент текущей ликвидности банка рассчитывается как отношение
среднемесячного размера высоколиквидных активов к среднемесячному размеру
обязательств до востребования. Коэффициент краткосрочной ликвидности банка
рассчитывается как отношение среднемесячного размера активов с первоначальным
сроком погашения не более трех месяцев, включая высоколиквидные активы, к
среднемесячному размеру обязательств со сроком привлечения не более трех
месяцев, включая обязательства до востребования.
Минимальные значения указанных выше коэффициентов устанавливаются
уполномоченным органом. Процедура анализа и оценки показателей ликвидности
баланса коммерческого банка включает несколько этапов. На первом этапе
необходимо составить таблицу, характеризующую уровень ликвидности банка. На
втором этапе производится сопоставление фактических значений каждого показателя
(коэффициента) соответствующему нормативному уровню и прогнозному. На третьем
этапе анализа необходимо рассмотреть состояние каждого показателя в динамике,
что позволит выявить устойчивость или случайность возникшей ситуации. На
последнем четвертом этапе следует провести факторный анализ выявленных
отрицательных моментов и тенденций.
В случае допущения коммерческим банком превышения ограничений по
различным причинам об этом он должен проинформировать органы банковского
надзора и принять обязательства по устранению превышения в течение текущего и
последующего месяца.
В целом пруденциальные нормативы, устанавливаемые для обязательного их
соблюдения банками второго уровня, должны рассчитываться и анализироваться для
регулирования и оценки деятельности банка с позиции надежности.
В таблице, приведённой в приложении А отображены данные по выполнению
пруденциальных нормативов банками второго уровня на 01.01.07., из которых видно,
что все банки второго уровня выполнили требования пруденциальных нормативов.
Введенные в 2006 году меры по установлению максимального лимита
краткосрочных обязательств перед нерезидентами РК позволили снизить рост
краткосрочных обязательств перед нерезидентами с первоначальным сроком
погашения до одного года к собственному капиталу. Согласно рисунку 3, данный
показатель уменьшился за период с 1 января по 1 декабря 2007 года с 0,81 до
0,31, соответственно, что стало результатом введенных норм.
Рисунок 3 – Динамика изменения обязательств перед нерезидентами РК к
собственному капиталу [22]
Введение и установление максимального лимита по коэффициентам
капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами (К8 и К9) с 1 апреля
2007 года позволило сократить фактический рост обязательств перед нерезидентами
до начала финансовых потрясений, что отразилось на снижении коэффициента с 3,65
до 3,05.
С 1 января 2009 года требования к нормативам будут усилены:
-
К8 - норматив
будет составлять от 2 до 2.5 в зависимости от размера собственного капитала;
-
К9 - норматив
будет составлять от 4 до 5 в зависимости от размера собственного капитала.
По состоянию на 1 января 2008 года уровень ликвидности банковской системы
сохраняется на избыточном уровне. Сводный коэффициент текущей ликвидности по
состоянию на 26 декабря 2007 года составил 1,45 (минимально допустимое значение
К4= 0,3), коэффициент краткосрочной ликвидности – 0,96 (минимальная величина
К5= 0,5).
На рисунке 4 можно заметить цикличность изменения коэффициента
краткосрочной ликвидности. Например, с июля 2006 года также наблюдалось
незначительное снижение данного коэффициента. Таким образом, процесс снижения
доли ликвидных активов в совокупных активах банковской системы с начала
текущего года (динамика значений с января по август 2007 года) наметился еще до
возникновения проблем на внешних рынках.
Рисунок 4 – Динамика изменения коэффициентов текущей и краткосрочной
ликвидностей по банкам второго уровня [22]
Согласно рисунка 5 отношение ликвидных активов к совокупным активам по
системе по состоянию на 01.12.2007 года составляет 13,9%. При этом, в разрезе
банков, данное отношение выше среднего показателя по банковской системе у 22
банков, ниже среднего показателя – у 12 банков, из которых 3 крупных БВУ.
По прогнозным оценкам погашение внешних обязательств в 2008 году составит
порядка 12 млрд. долларов США, при этом объем ликвидных активов по системе на 1
декабря 2007 года - более 13 млрд. долларов США, что свидетельствует о
платежеспособности банковской системы республики.
Рисунок 5 – Динамика изменения доли ликвидных активов в совокупных
активах БВУ [22]
Рисунок 6 – Динамика изменения капиталов 1 уровня и 2 уровня,
собственного капитала банков второго уровня (млрд.тенге) [22]
На рисунке 6 отображено, что в 2007 году собственный капитал банков
второго уровня увеличился на 50,6% или на 591 млрд.тенге и составил на
01.12.2007 года 1 760 млрд. тенге. При этом за рассматриваемый период капитал
первого уровня увеличился на 56,1% или до 1 274 млрд. тенге, капитал второго
уровня – на 41,8% или до 546 млрд.тенге.
Выполнение пруденциальных нормативов крупнейшими банками второго уровня
на 01.01.2008 г. приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Выполнение пруденциальных нормативов на 01-01-2008г.
№ п/п
Наименование банков второго уровня
Собственный капитал
k1
k2
k3
k3'
k4
k5
k6
k7
k8
k9
1
АО "КАЗКОММЕРЦБАНК"
360 242 832
0,083
0,123
0,204
0,080
1,350
0,764
0,095
0,418
2,306
4,095
2
АО "БАНК ТУРАНАЛЕМ"
474 293 297
0,136
0,138
0,091
0,100
1,485
1,095
0,026
0,285
1,716
3,376
3
АО "Народный Банк
Казахстана"
174 942 746
0,070
0,120
0,158
0,039
1,192
0,836
0,203
0,363
0,698
2,473
4
АО "АТФБанк"
133 011 473
0,085
0,145
0,172
0,084
1,594
0,772
0,188
0,856
2,746
3,968
5
АО "Банк ЦентрКредит"
107 644 233
0,073
0,128
0,107
0,025
1,297
0,938
0,103
0,634
1,727
3,860
Примечание – построено автором по
данным АФН
Проанализируем деятельность крупнейших банков второго уровня, входящих в
пятёрку лидеров в части выполнения ими пруденциальных нормативов
По данным таблицы 2 построена диаграмма, отражённая на рисунке 7.
Рисунок 7 – Выполнение пруденциальных нормативов крупнейшими банками
второго уровня на 01.01.2008
Примечание – составлено автором по данным АФН.
Согласно рисунку 7 выполнение пруденциальных нормативов крупнейшими
банками второго уровня в части коэффициентов k1, k2, k3, k3`, k6
близки по значению, поэтому на диаграмме они сливаются в одну линию. Диаграмма,
приведённая на рисунке 7, наглядно отображает значения коэффициентов k4, k7, k8, k9 по анализируемым банкам, причём
значения этих коэффициентов АО "Народного Банка Казахстана" по
сравнению с другими банками являются наименьшими.
На основании данных, приведённых в таблице 2 построена диаграмма,
отображённая на рисунке 7.
Рисунок 8 – Собственный капитал банков второго уровня на 01.01.2008 г.
Примечание – построено автором по данным АФН.
Из рисунка 8 видно, что АО "Банк ТуранАлем" обладает наибольшим
собственным капиталом, на втором месте по размеру собственного капитала стоит
АО "Казкоммерцбанк", АО "Народный Банк Казахстана"
соответственно на третьем месте.
Предпринятые Агентством меры по увеличению резервного капитала БВУ с мая
2008 года, в дальнейшем приведут к росту капитализации банков и, в частности,
капитала первого уровня. В целях повышения финансовой устойчивости банков
второго уровня и защиты интересов их депозиторов принят нормативный правовой
акт, предусматривающий поэтапное увеличение с 1 января 2009 года и с 1 января
2010 года минимального размера собственного капитала, а также повышение с 1
января 2010 года минимального размера уставного капитала банков второго уровня.
2.2
Оценка результатов деятельности АФН в части банковского регулирования и
надзора
Уже седьмой год отечественная экономика демонстрирует перманентный
экономический рост и не в последнюю очередь благодаря финансовому сектору.
Механизмы отечественной финансовой системы, оказывая технологически современные
посреднические услуги, непосредственно способствуют качественному и
количественному росту экономики.
Несмотря на достигнутые результаты, отечественный финансовый рынок
характеризуется высокой степенью чувствительности и эластичности на изменение
как внешней, так и внутренней среды.
В 2006 году Агентство в своей работе относительно дальнейшего развития
финансового сектора руководствовалось задачами, поставленными Главой
государства на совместном заседании Палат Парламента от 18 января 2006 года и
обозначенными в Послании к народу Казахстана от 1 марта 2006 года [16].
Так, в истекшем году регулирование и вектор развития финансового рынка
были направлены на достижение цели, поставленной Главой государства, - в
ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных
стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера, такие
как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных
объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров
функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной
практики.
В течение 2006 года продолжалась работа по реализации установленного
законодательством режима консолидированного надзора за банками второго уровня.
По состоянию на 1 января 2007 года на рынке Казахстана присутствовало 14
банковских конгломератов, в состав которых входят следующие банки: АО "Казкоммерцбанк",
АО "Банк ТуранАлем", АО "Народный Сберегательный Банк Казахстана",
АО "Темiрбанк", АО "Банк ЦентрКредит", АО "Альянс Банк",
АО "Евразийский банк", АО "Нурбанк", АО "Банк
Каспийский", АО ДАБ "АБН АМРО Банк Казахстан", АО "АТФ Банк",
АО "Цеснабанк", АО "Сеним-Банк", АО "Казахстанский
инновационный коммерческий банк", АО "Эксимбанк Казахстан".
Динамика роста банковского сектора отображена на рисунках 9 и 10.
Рисунок 9 - Динамика роста банковского сектора [19]
Рисунок 10 –
Динамика активов БВУ [19]
Как показано на рисунке 9, активы банков за 2006 год выросли почти в два
раза. Однако, достаточность капитала, несмотря на снижение, остается стабильной
на уровне 15%. Минимальный установленный Агентством уровень – 12%, Базельские
рекомендации –8%.
Согласно рисунку 10, активы банков росли опережающими темпами по сравнению
с ростом номинального ВВП, в результате чего отношение активов к ВВП достигло
91,1%.
По результатам дистанционного надзора в течение 2006 года банковскими
конгломератами соблюдались пруденциальные нормативы, установленные
постановлением Правления Агентства от 25 февраля 2006 года № 44 "Об
установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов
для банковских конгломератов, а также форм и сроков представления отчетности об
их выполнении", за исключением банковского конгломерата, в состав которого
входит АО "Цеснабанк", которым по состоянию на 1 октября 2006 года
нарушен максимальный размер риска на одного заемщика, связанного с банковским
конгломератом особыми отношениями. В связи с чем, банковским холдингом АО "Корпорация
"Цесна" был представлен план мероприятий, содержащий меры
оперативного обеспечения коэффициента достаточности собственного капитала
банковского конгломерата.
Агентство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет
основные функции по государственному регулированию и надзору, в том числе на
консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами
Республики Казахстан, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью
накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, а также за рынком
ценных бумаг.
В рамках контрольных полномочий Агентство вправе проводить проверки
деятельности ликвидационных комиссий банков второго уровня. Проверка
деятельности ликвидационных комиссий позволяет определить состояние
ликвидационного процесса банков второго уровня, выявить нарушения
законодательства, допущенные при осуществлении ликвидационных процедур и
своевременно реагировать на эти нарушения, посредством принятия соответствующих
мер по их устранению, в том числе путем направления в адрес ликвидационных
комиссий соответствующих указаний.
В рамках указанных полномочий, Агентство осуществляет подготовку
материалов о привлечении председателей ликвидационных комиссий к
административной ответственности, ведет учет указанных материалов, контролирует
исполнение вынесенных постановлений о привлечении к административной
ответственности [10].
Полномочия Агентства в отношении комитета кредиторов ликвидируемой
финансовой организации заключаются в утверждении состава комитета кредиторов
добровольно или принудительно ликвидируемой финансовой организации,
установлении особенностей формирования и деятельности комитета кредиторов.
Работниками Агентства ведется постоянный контроль за своевременностью и
качеством представления ликвидационными комиссиями отчетов о проделанной
работе, проводится их проверка и анализ на предмет достоверности отраженных в
них данных и соответствия требованиям, установленными нормативными правовыми
актами. При выявлении недостатков в отчетности в ликвидационные комиссии банков
направляются письма с рекомендациями по их устранению.
Также, Агентство обладает полномочиями по:
- установлению особенностей и порядка формирования и утверждения сметы
ликвидационных расходов. Смета ликвидационных расходов представляет собой
документ, отражающий прогнозируемые затраты ликвидационной комиссии на
определенный период времени;
- определению требований по выполнению ликвидационными комиссиями правил
хранения наличных денег в кассе, совершения приходных и расходных операций с
наличными деньгами, ведения кассовых документов, обеспечению расходования
наличных денег, лимитов остатков кассы, а также сроков сдачи наличных денег на
текущий счет ликвидационной комиссии.
Ликвидационное производство представляет собой процедуру прекращения
деятельности финансовой организации, как юридического лица, осуществляемую в
целях завершения дел финансовой организации и обеспечения расчетов с
кредиторами. Учитывая, что осуществление всех расходов, связанных с ликвидацией
финансовой организации производится только за счет средств этой финансовой
организации, указанные полномочия Агентства позволяют ему, как уполномоченному
органу, обеспечить надлежащий контроль за целесообразным расходованием
ликвидационной массы и направлены на исключение вероятности неоправданных
затрат и нарушений прав и интересов кредиторов со стороны ликвидационной
комиссии.
Таким образом, уполномоченный орган имеет возможность контролировать
исполнение ликвидационными комиссиями утвержденной сметы ликвидационных
расходов, своевременное представление сметы, что в свою очередь, направлено на
обеспечение упорядоченности в работе ликвидационных комиссий при формировании и
представлении на утверждение (согласование) сметы ликвидационных расходов.
Контрольные полномочия Агентства в части установления требований по
совершению кассовых операций направлены на повышение эффективности соблюдения
кассовой дисциплины руководителями ликвидационных комиссий, а также на
надлежащее ведение и учет кассовых операций в целях исключения неправомерного
использования денег ликвидируемой финансовой организации.
Так с целью активизации ликвидационными комиссиями работы по завершению
ликвидационного процесса, Агентством проводятся встречи с председателями
ликвидационных комиссий, оказывается содействие в решении отдельных вопросов,
возникающих в процессе ликвидации финансовой организации. Так, например, при
возникновении у ликвидационных комиссий проблем, связанных с взысканием
дебиторской задолженности, Агентство осуществляет взаимодействие с судебными
органами, органами исполнительного производства, органами финансовой полиции и
иными ведомствами.
В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью банков и
организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе на
консолидированной основе Агентство издает в пределах своей компетенции
нормативные правовые акты по вопросам банковской деятельности и ликвидации
банков. Кроме того, Агентство осуществляет разработку новых и совершенствование
действующих форм отчетности о проделанной работе ликвидационных комиссий.
В последние годы Агентством повышенное внимание уделяется рискам
банковского сектора, связанным с ростом его внешних обязательств.
Как известно, рост обязательств перед нерезидентами приводит к повышению
степени подверженности банковского сектора значительному валютному риску,
негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных
обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску
ликвидности.
Необходимо отметить, что казахстанскими банками займы от нерезидентов
привлекаются, в основном, по плавающей процентной ставке. В свою очередь, в
случае резкого изменения ситуации на мировом рынке и условий кредитных
соглашений, банки могут быть неспособны ответить своевременно по своим
обязательствам, что может негативно отразиться как на рейтинге отдельного
банка, так и всей банковской системы республики.
С этой связи Агентством в 2006 году был предпринят ряд пруденциальных
мер, направленных на снижение краткосрочных обязательств перед нерезидентами и
повышение валютной ликвидности банковского сектора, в частности, установлены
лимиты валютной ликвидности в зависимости от сроков, максимальный лимит
краткосрочных обязательств перед нерезидентами, а также снижены лимиты валютной
позиции.
Процесс ликвидации банков в Казахстане пережил 3 основных периода:
1) внесудебную ликвидацию банков, когда Национальный Банк Республики
Казахстан принимал решение о ликвидации банка и осуществлял процедуру
ликвидации под своим контролем (1993 - 1997 годы);
2) судебную ликвидацию банков, когда суд принимал решение о ликвидации
банка, назначал ликвидационную комиссию и осуществлял контроль за ее
деятельностью (1997 - 2001 годы);
3) суд принимал решение о ликвидации банка и назначал ликвидационную
комиссию, контроль за деятельностью которой осуществлял Национальный Банк
Республики Казахстан (2001 - 2003 годы).
С введением в действие с 2004 года ряда законодательных актов,
регламентирующих вопросы регулирования и надзора финансового рынка и финансовых
организаций, в силу вступили новые функции контроля за деятельностью временных
администраций и ликвидационных комиссий финансовых организаций. Изменения в
действовавшее законодательство были внесены по результатам работы и
взаимодействия с иностранными консультантами и в целях реформирования финансового
сектора. В частности, упразднен институт специального управляющего.
Осуществлено закрепление за Агентством функций контроля за деятельностью
временной администрации, осуществляющей управление финансовой организацией
после отзыва у нее лицензии. Агентство наделено полномочиями по назначению
состава ликвидационной комиссии, утверждению акта приема-передачи имущества и
документов от временной администрации ликвидационной комиссии, утверждению
промежуточного ликвидационного баланса и реестра требований кредиторов и
состава комитета кредиторов, получению от временной администрации и
ликвидационной комиссии периодической отчетности и дополнительной информации.
На Агентство возложено проведение проверок деятельности временной администрации
и ликвидационной комиссии, принятие решения о привлечении председателя
ликвидационной комиссии к административной ответственности. Законодательно
установлены ежемесячный размер вознаграждения ликвидационной комиссии,
требования к порядку составления (утверждения) сметы расходов временной
администрации и ликвидационной комиссии и соблюдению кассовой дисциплины,
согласование отчета о ликвидации и ликвидационного баланса и другое.
Кроме того, предусмотрена возможность проведения операции по
одновременной передаче обязательств по гарантируемым депозитам и имущества
принудительно ликвидируемого банка другим банкам.
Внесение этих изменений в законодательные акты также было направлено на
защиту интересов организации системы гарантирования (страхования) вкладов
(депозитов) и страховых выплат в случае возможной ликвидации их участника.
Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено участие работников
организаций системы гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и
страховых выплат в составе временной администрации и ликвидационной комиссии.
В связи с принятием судом решения о принудительной ликвидации АО "Наурыз
Банк Казахстан" акционерным обществом "Казахстанский фонд
гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц" были
начаты выплаты гарантийного возмещения по депозитам физических лиц - вкладчиков
банка.
Введение максимального лимита краткосрочных обязательств было вызвано
обеспокоенностью надзорного органа высокой волатильностью краткосрочных
обязательств и рисками, сопутствующими практике привлечения банками внешних
займов с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных
проектов, что может негативно отразиться на ликвидности банковского сектора.
Удельный вес обязательств банков перед нерезидентами в совокупных
обязательствах на начало текущего года составил 51,6% или 4 129,6 млрд. тенге,
увеличившись за истекший год на 101,8% [19].
Данное свидетельствует о том, что в настоящее время имеет место
необходимость принятия дополнительных мер по управлению рисками, связанными с
ростом обязательств банковского сектора перед нерезидентами.
В Казахстане в последние годы наблюдается стремительный рост кредитного
портфеля банков. Только за истекший год ссудный портфель банков (с учетом
межбанковских займов) увеличился на 2 929,8 млрд. тенге (95,7%) до 5 991,8
млрд. тенге. Это фактор риска, который не может не вызывать опасений, поскольку
может серьезно угрожать качеству активов банков, так как в случае замедления
роста экономики может произойти снижение доходов населения, в дальнейшем
способствующее снижению способности заемщиков погашать взятые у банков кредиты.
При быстром росте ссудного портфеля отечественные банки выдают кредиты
компаниям, не имеющим истории обслуживания в данном банке. Кроме этого, банки
начинают заниматься новыми для себя видами бизнеса, в частности,
потребительское кредитование, ипотека, овердрафты по кредитным карточкам,
кредитование субъектов малого предпринимательства и т.д. Тем не менее, в
настоящее время качество активов в банковской системе Казахстана серьезного беспокойства
не вызывает. В структуре кредитного портфеля банков на начало текущего года
доля стандартных кредитов составила 52,7%, сомнительных – 45,7, безнадежных –
1,6%.
Агентством в 2006 году были проведены инспекторские проверки следующих
банков второго уровня:
- комплексная проверка:
АО Банк "ТуранАлем"
АО "Народный Сберегательный Банк Казахстана"
АО "Альянс Банк"
АО "СБ "ЛАРИБА-БАНК"
АО "Заман-Банк"
АО "МБ "Алма-Ата"
АО "Казинвестбанк"
АО "НЕФТЕБАНК" выборочная проверка:
АО "Банк "Каспийский"
АО "Валют - Транзит Банк"
По результатам дистанционного надзора и проведенных инспекторских
проверок по фактам нарушений требований законодательства применены
соответствующие ограниченные меры воздействия и санкции:
- в отношении банков
Ограниченные меры воздействия применены к 20 банкам по 91 факту нарушений
банковского законодательства, в том числе затребованы письма-обязательства в 13
случаях, вынесены письменные предписания в 44 случаях, предупреждения в 9
случаях, подписано 1 письменное соглашение. Санкции в виде наложения штрафов
были применены в 23 случаях, а также у АО "Валют-Транзит Банк"
отозвана лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским
законодательством в национальной и иностранной валюте.
Кроме того, 24 декабря 2005 года, в связи с систематическим
представлением АО "Индустриальный Банк Казахстана" уполномоченному
органу заведомо недостоверной отчетности и сведений, что отразилось на
систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных
календарных месяцев) нарушении банком пруденциальных нормативов и других
обязательных к соблюдению норм и лимитов, и нарушении нормативных правовых
актов, Правлением Агентства на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан "О
банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" было принято
постановление №438 "О приостановлении действия лицензии на проведение
отдельных видов банковских и иных операций, осуществляемых банками, в
национальной и иностранной валюте АО "Индустриальный Банк Казахстана",
сроком на шесть месяцев.
Принимая во внимание, что АО "Индустриальный Банк Казахстана"
были приняты меры по устранению причин, послуживших основанием для
приостановления действия лицензии, по истечении шестимесячного срока,
26.06.2006 г. действие лицензии на проведение отдельных видов банковских и иных
операций, осуществляемых банками, в национальной и иностранной валюте АО "Индустриальный
Банк Казахстана" было возобновлено.
- в отношении акционеров банков
Ограниченные меры воздействия применены к акционерам 12 банков по 27
фактам нарушений банковского законодательства, в том числе вынесены письменные
предписания в 14 случаях, 1 предупреждение, а также применены санкции в виде
наложения штрафов в 12 случаях.
На основании норм Кодекса Республики Казахстан об административных
правонарушениях 5 банков были привлечены к административной правовой
ответственности путем взыскания административного штрафа.
Постановлением Правления Агентства за № 315 от 26 декабря 2006 года "Об
отзыве лицензии на проведение банковских и иных операций, осуществляемых банками,
в национальной и иностранной валюте, выданной АО "Валют-Транзит Банк",
за систематическое нарушение законодательства Республики Казахстан, нормативно
правовых актов и невыполнение письменных предписаний Агентства, была отозвана
выданная АО "Валют-Транзит Банк" лицензия на проведение операций,
предусмотренных банковским законодательством в национальной и иностранной
валюте.
На дату отзыва лицензии у АО "Валют-Транзит Банк" совокупные
активы составляли 19 293,2 млн. тенге, совокупные обязательства – 52 041,5 млн.
тенге, в том числе обязательства перед клиентами составили 39 783,5 млн. тенге
(76,4% от совокупных обязательств).
Общая просроченная задолженность АО "Валют-Транзит Банк" по
обязательствам перед клиентами на момент назначения временной администрации
составила 6 070,7 млн. тенге (11,6% от совокупных обязательств или 15,2% от
совокупных обязательств банка перед клиентами).
Между тем, на начало 2007 года задолженность по налогам и другим
обязательным платежам в бюджет составляла 101,1 млн. тенге, по административно-хозяйственной
деятельности – 177,5 млн. тенге, по административным штрафам – 25,0 млн. тенге
[19].
Обязательства банка перед государственными предприятиями составляют 5
642,9 млн. тенге, в том числе просроченная задолженность перед государственными
предприятиями – 2 463,1 млн. тенге (6,2% от обязательств перед клиентами).
Обязательства АО "Валют-Транзит Банк" перед пенсионными фондами
по состоянию на начало года составляют 5 801,7 млн. тенге (11,2% от совокупных
обязательств банка), включая 3 248,7 млн. тенге – по размещенным в банке
депозитам, 2 553,0 млн. тенге – по выпущенным в обращение облигациям.
Кроме того, 2 833,1 млн. тенге размещены пенсионными фондами в акции
банка.
Депозиты юридических и физических лиц составили 37 755,2 млн. тенге, в
том числе депозиты юридических лиц 16 348,9 млн. тенге, физических лиц – 21
406,3 млн. тенге, при этом сумма вкладов, подлежащих гарантированию, на начало
текущего года составляла 18 818,4 млн. тенге.
После отзыва лицензий (лицензии) банка на проведение банковских операций
Агентство Приказом Агентства от 26 декабря 2006 года № 470 назначен состав
временной администрации АО "Валют-Транзит Банк", к которой перешли
полномочия всех его органов управления. Полномочия ранее действовавших органов
управления АО "Валют-Транзит Банк" приостанавливаются.
Также после отзыва лицензий на проведение банковских операций Агентство
направило в Карагандинский областной специализированный межрайонный
экономический суд исковое заявление о прекращении деятельности (ликвидации) АО "Валют-Транзит
Банк" в связи с отзывом его лицензии на проведение банковских и иных
операций.
Определением специализированного межрайонного экономического суда
Карагандинской области от 22 января 2007 года возбуждено дело о прекращении
деятельности Банка.
1 марта 2007 года вступило в законную силу решение Специализированного
межрайонного экономического суда Карагандинской области от 13 февраля 2007 года
о принудительной ликвидации АО "Валют-Транзит Банк" и возбуждении
ликвидационного производства.
В соответствии с приказом Председателя Агентства № 108 с 5 марта 2007
года назначена ликвидационная комиссия, к которой перешли полномочия по
управлению имуществом и делами ликвидируемого банка.
Механизм выплат депозиторам принудительно ликвидируемого банка с 1 января
2007 года определяется Законом Республики Казахстан "Об обязательном
гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики
Казахстан" (далее – Закон о гарантировании), в соответствии с которым
максимальный размер совокупного гарантийного возмещения по гарантируемым
депозитам в одном банке-участнике Фонда составляет семьсот тысяч тенге.