Рефераты

Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня

В соответствии с законодательством Республики Казахстан Агентство осуществляет контроль за деятельностью ликвидационных комиссий финансовых организаций, в том числе банков.

По состоянию на 1 января 2007 в процессе принудительной ликвидации находятся 12 банков (АО "Наурыз Банк Казахстан", АО "Комирбанк", ОАО "Ишимбанк", ОАО ""Казэнергопромбанк"", ЗАО "Шапагатбанк", ОАО "Банк Альраун", ОАО "Казпочтабанк", ОАО "Бизнесбанк", ЗАО "Банк Новый век", ОАО "Чингыс банк", АБ "Цветметбанк", ОАО "Газпромбанк").

У 1 банка (АО "Валют-Транзит Банк") за нарушения в деятельности Банка, выразившиеся в:

- осуществлении банковских операций с систематическими (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушениями норм действующего законодательства;

- систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) ненадлежащем исполнении договорных обязательств по платежным и переводным операциям;

- систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушении пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов;

- нарушении запрета, установленного статьей 40 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", на предоставление льготных условий лицам, связанным с банком особыми отношениями;

- представлении уполномоченному органу заведомо недостоверных отчетности и сведений;

- систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушении нормативных правовых актов, либо систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) невыполнении письменных предписаний уполномоченного органа

- отозвана лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством, в национальной и иностранной валюте.

За 2006 год во исполнение контрольных полномочий произведено 8 проверок деятельности ликвидационных комиссий, осуществлено 30 выходов в ликвидационные комиссии для оказания практической помощи по вопросам проведения первоочередных мероприятий, формирования промежуточного ликвидационного баланса и реестра требований кредиторов, составления регуляторной отчетности и правильности отражения показателей финансового состояния ликвидируемого банка.

В результате активизации мероприятий по завершению процедуры ликвидации в ликвидируемых объектах контроля проведена значительная работа.

Так, в результате проведенной работы в АО "Комирбанк" денежные поступления от реализации имущества банка и взыскания дебиторской задолженности – 10 716 000 тенге, в том числе от реализации имущества – 948 тыс. тенге. Процент удовлетворения требований кредиторов 3 очереди составил 13,24%.

За 2006 год по результатам работы ликвидационной комиссии АО "Наурыз Банк Казахстан" денежные поступления от реализации собственного имущества Банка и взыскания дебиторской задолженности составили в общей сумме 237,38 млн. тенге. Произведены расчеты с кредиторами 2 очереди, расчеты с кредиторами 3 очереди (требования физических лиц по депозитам и переводам денег, будущие требования организации по обязательному коллективному гарантированию (страхованию) вкладов (депозитов), по выполнению обязательств по выплате возмещения, а также требования по депозитам, осуществленным за счет пенсионных активов накопительных пенсионных фондов) осуществлены на 16,5%. Следует отметить, что формирование ликвидационной массы для удовлетворения требований кредиторов затруднено ввиду наложенного на имущество банка ареста органами финансовой полиции в рамках уголовных дел, возбужденных в отношении бывших его руководящих работников. В течение года Агентством и ликвидационной комиссией принимались меры по снятию ареста с имущества банка путем обжалования действий органов финансовой полиции в органы прокуратуры и суды.

На 1 января 2007 года удовлетворены требования кредиторов 3 очереди АО "Бизнесбанк" на 82,01%.

В 2006 году завершена процедура ликвидации 1 банка (АО "Нефтехимбанк").

Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций (небанковские организации)

В целях дальнейшей либерализации Законом от 23 декабря 2005 года №107-III отменено лицензирование деятельности кредитных товариществ и ломбардов. Предполагается, что снятие подобных ограничений будет способствовать усилению конкуренции на рынке кредитных ресурсов для населения.

На конец 2006 года 26 организаций осуществляют отдельные виды банковских операций на основании лицензии уполномоченного органа, в том числе 9 организаций, единственным акционером (участником) которых является государство, 10 ипотечных организаций и 7 иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. 20 организаций имеет лицензию на проведение банковских заемных операций: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности.

За истекший период 14 организациям выданы лицензии на проведение отдельных видов банковских операций.

В целях ограничения трансграничного кредитования и стимулирования вложений в отечественную экономику, повышения финансовой устойчивости отечественных банков и обеспечения финансовой стабильности банковского сектора в целом Правлением Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций приняты постановления:

- № 8 от 25 января 2008 года "О внесении дополнения и изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2000 года № 262 "Об утверждении Инструкции по размещению части средств банков во внутренние активы ". Данным постановлением расширяется база привлеченных и собственных средств банка, подлежащая обязательному размещению в активы внутри Казахстана. В частности, база привлеченных обязательств банка дополнена бессрочными финансовыми инструментами и долговыми ценными бумагами, выпущенными банком.

Банки обязаны размещать собственные и привлеченные средства во внутренние активы в течение отчетного месяца так, чтобы отношение среднемесячной величины внутренних активов к сумме среднемесячной величины уставного капитала, среднемесячной величины субординированного долга , среднемесячной величины бессрочных финансовых инструментов, среднемесячной величины выпущенных банками долговых ценных бумаг и среднемесячной величины внутренних обязательств было не менее 1. Указанное постановление вводится в действие с 1 июля 2008 года.

- № 20 от 26 февраля 2008 года "О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 "Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня " В целях стимулирования повышения собственного капитала банков при привлечении внешних заимствований, избежания возобновления нового "витка " внешних привлечений и сокращения зависимости от внешнего фондирования с 1 июля 2009 года ужесточаются меры, направленные на дополнительную капитализацию банков при увеличении внешних обязательств . Банки будут обязаны придерживаться четких параметров в отношении коэффициентов капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами независимо от абсолютных размеров собственного капитала (как это имеет место в текущем периоде).

Так, максимальное значение коэффициента :

- к8, рассчитываемого как отношение обязательств перед нерезидентами (без учета долговых ценных бумаг, выпущенных банком или дочерней организацией специального назначения банка (SPV) к размеру собственного капитала банка устанавливается на уровне 2;

- к9, рассчитываемого как отношение суммы обязательств перед нерезидентами и обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам к размеру собственного капитала устанавливается на уровне 4.

Кроме того, в целях сбалансированности рисков в отношении к капиталу снижается предельное значение совокупной суммы рисков банка на одного заемщика, размер каждого из которых превышает 10 процентов от собственного капитала, с 8 до 5.

В целях снижения рисков ликвидности с 1 июля 2008 года вводятся новые коэффициенты ликвидности банков второго уровня (без учета обязательств до востребования), направленные на регулирование срочной и срочной валютной ликвидности до 7, 30 и 90 дней . В частности , предусматривается , что, исходя из соотношения среднемесячных размеров активов к среднемесячным размерам обязательств по вышеуказанным срокам включительно , допустимый уровень срочной ликвидности и срочной валютной ликвидности до семи дней должен быть не ниже 1, до 30 дней – не ниже 0,9, до 90 дней – не ниже 0,8.

По состоянию на 1 апреля 2008 года в процессе принудительной ликвидации по решению суда находятся 9 банков. Завершен процесс ликвидации ОАО "Ишимбанк " в соответствии с определением суда от 22.01.2008 г . и приказом №333 от 19.03.2008 г . об исключении из реестра юридических лиц.

Продолжается ликвидационный процесс АО "Валют -Транзит Банк ". Ликвидационной комиссией полностью завершены расчеты с кредиторами банка первой и второй очереди. В настоящее время ликвидационная комиссия осуществляет расчеты с кредитором третьей очереди – АО "Казахстанский фонд гарантирования депозитов ". Сумма выплаченной ликвидационной комиссией задолженности от суммы требований данного кредитора в реестре требований кредиторов по итогам первого квартала 2008 года составляет 10,58%.

В 1 квартале 2008 года Агентством были применены ограниченные меры воздействия и санкции в отношении 5 банков – 3 письменных предупреждения и 5 письменных предписаний, а также 8 административных взысканий в общем размере 310 МРП.

В целях снижения рисков, связанных с кредитованием oпeраций с недвижимостью, Правлением Агентства было принято постановление № 120 от 27 мая 2006 года, предусматривающее (взвешивание ипотечных жилищных займов по степени риска в зависимости от отношения суммы предоставленного ипотечного жилищного займа к стоимости залога. Так, повышены требования к достаточности собственного капитала в отношении займов, связанных с недвижимостью. В Приложении Б приведены данные по ограниченным мерам воздействия примененные Агентством к банкам второго уровня за апрель 2008 года (по состоянию на 01.05.2008г.).

Также Агентством принят ряд дополнительных мер, направленных на минимизацию рисков, связанных с внешними заимствованиями банковского сектора, путем дополнительной капитализации банков. Введение двух новых коэффициентов с 1 апреля 2007 года позволило сократить фактический рост обязательств перед нерезидентами до начала финансовых потрясений, что отразилось на снижении коэффициента к8 с 3,65 по состоянию на 01.04.2007 года до 3,23 - на 01.01.2008 года. Также снизились в объеме обязательства перед нерезидентами со сроком погашения до 1 года.

В октябре 2007 года Агентством были приняты поправки Инструкцию о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня, nor" прочего, предусматривающие взвешивание активов, размещённых в странах с льготным налогообложением, по степени г. до 200% с введением в действие с 1 апреля 2008 года.

За последние три года рядом зарубежных банков было приобретено несколько отечественных банков второго уровня. На данный момент присутствие иностранных банков в стране незначительно, однако то, что интерес зарубежных инвесторов к банковскому сектору страны постепенно растет, свидетельствует о доверии иностранных инвесторов к отечественной финансовой системе и указывает на ее значительный потенциал для развития.

В результате вышеприведенных мер, предпринятых АФН в части регулирования банков второго уровня, наблюдается снижение роста кредитования, что оказывает "охлаждающий" эффект на "перегрев" данного сегмента. Например, рост потребительского кредитования за 2006 год составил 2,6 раз, в I то время как за 2007 год объем выданных потребительских кредитов вырос в 1,6 раза.

В целях укрепления и оздоровления финансового положения, а также улучшения качества работы банков, АФН проводится комплекс административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий в отношении банков, что и представляет собой консервацию.

Режим консервации банка вводится в случае систематического (в течении 3 последовательных месяцев) невыполнения коэффициента достаточности собственного капитала либо на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и осуществляется за счет средств самого банка.

Таким образом, регулирование и вектор развития финансового рынка Казахстана направлены на достижение цели , поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера , такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений , таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.


3. Совершенствование банковского надзора в Республике Казахстан


Стабильность функционирования банковской системы во многом зависит от эффективности работы регулирующих органов. Совершенствование банковского надзора в Казахстане должно соответствовать мировым нормам и принципам (хотя бы потому, что многое в экономических реформах, в том числе в банковской сфере, делается по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значительный опыт, который мы можем использовать. Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Однако эффективность надзора обеспечивает именно целостная система надзорных мероприятий.

Быстрые темпы развития финансового рынка в последние годы, появление новых продуктов, развитие финансовых групп, как показатели степени интегрированности финансового рынка, принесли не только новые возможности развития бизнеса, но и возросшие риски. В настоящее время наблюдается тенденция ускоренного роста объемов кредитования. Соответственно возрастают кредитные риски банков.

В целях управления процессом роста внешнего заимствования банков АФН сократило лимиты валютной позиции для банков и внесло изменения в пруденциальные нормативы, предусматривающие расчет достаточности собственного капитала. В частности, введены более высокие требования в отношении организаций-нерезидентов, что предусматривает расчет кредитного риска банка в зависимости от кредитного рейтинга нерезидента. Для сокращения внешних заимствований пересмотрена методика расчета минимальных резервных требований.

В последние годы в Казахстане наблюдаются достижение относительной макроэкономической стабильности, рост благосостояния населения, привлекательный инвестиционный климат в стране, активное развитие банковского сектора. Высокий внутренний спрос и относительно низкая стоимость заемных ресурсов на международных рынках капитала стимулировали привлечение банками значительных объемов иностранного капитала.

Приток капитала из за рубежа по более низкой стоимости способствовал увеличению ресурсной базы банков второго уровня и, как следствие, активизации банковской деятельности.

Наряду с этим имеются и негативные последствия роста внешних заимствований, которые связаны с повышением степени подверженности банковского сектора валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску ликвидности.

В этой связи, Правлением Агентства в 2006 году принято постановление №120 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства от 30 сентября 2005 года № 358 "Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня", предусматривающий ряд пруденциальных мер, направленных на снижение краткосрочных обязательств перед нерезидентами и повышение валютной ликвидности банковского сектора, в частности, установлены лимиты валютной ликвидности в зависимости от сроков, максимальный лимит краткосрочных обязательств перед нерезидентами, а также снижены лимиты валютной позиции.

Введение максимального лимита краткосрочных обязательств было вызвано обеспокоенностью надзорного органа высокой волатильностью краткосрочных обязательств и рисками, сопутствующими практике привлечения банками внешних займов с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных проектов, что может негативно отразиться на ликвидности банковского сектора.

На данный момент динамика показателей свидетельствует о снижении относительных показателей краткосрочных обязательств банков перед нерезидентами, что положительно отражается на ликвидности банковского сектора и, в свою очередь, на стабильности банковского сектора в целом. В частности в период с 1 апреля по 1 января 2007 года доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах снизилась с 22,3 % до 11,8%.

Кроме этого, с 1 сентября 2006 года снижены лимиты валютной нетто-позиции с 30% величины собственного капитала банка до 25%. Замедление темпов прироста обязательств в иностранной валюте, обусловило снижение открытых валютных позиций. Показатель отношения валютной нетто-позиции к собственному капиталу по состоянию на 1 января 2007 года составил 1,48% против 4,6% - на 1 апреля 2006 года. Низкий показатель отношения валютной нетто-позиции к собственному капиталу говорит о достаточном "запасе прочности" банковской системы по отношению к валютному риску.

Регулирование ликвидности активов и обязательств банков в иностранной валюте стимулирует эффективное управление банками собственными рисками потери ликвидности. В этой связи с 1 октября 2006 года, были введены обязательные для соблюдения банками лимиты валютной ликвидности в зависимости от сроков. На данный момент, в целом, сводные коэффициенты характеризуют достаточный уровень валютной ликвидности, за исключением показателя текущей валютной ликвидности в евро, что обусловлено недостатком у банков высоколиквидных активов в данной валюте.

Введенные Агентством требования в отношении обязательств банковского сектора перед нерезидентами установлены с учетом международной практики и рекомендаций миссии МВФ, посетившей Казахстан в целях проведения ежегодных консультаций.

Несмотря на предпринятые Агентством меры, на данный момент объемы обязательств банков второго уровня перед нерезидентами продолжают расти достаточно высокими темпами, что в итоге может способствовать нарастанию рисков банковского сектора.

Учитывая имеющиеся тенденции на финансовом рынке Казахстана, Агентством совместно с Национальным Банком РК и ОЮЛ "Ассоциация финансистов Казахстана" рассматривается вопрос о принятии дополнительных мер в отношении банков, позволяющих минимизировать риски, связанные с внешними заимствованиями банковского сектора.

Одним из аналитических инструментов, призванных обеспечить оценку потенциальных потерь финансовых организаций в случае возможных спадов в экономике и иных негативных экономических тенденций можно назвать стресс-тестирование. Оно получило широкое международное распространение, поэтому агентство ведет разработку методики проведения стресс тестирования банков, которое анализирует количественные и качественные параметры. Задача стресс тестирования состоит в выявлении предельных значений, когда банки могут оказаться в критической ситуации, количества банков, находящихся в зоне риска, и их соотношение ко всему банковскому сектору. Цель стресс тестирования заключается в определении наиболее рискованных ситуаций, выделении банков наиболее часто попадающих в них, а также рассмотрение проблем во временном отрезке, определение текущей ситуации на финансовом рынке.

В сентябре 2007 года АФН и Национальным Банком РК было проведено стресс-тестирование банков второго уровня. Стресс тест определил положительную тенденцию с начала 2007 года, принимая во внимание, что количество банков нарушающих нормативы достаточности при девальвации 20% с 6 банков (к1 – 3 и к2 - 3) на 01.01.07г. уменьшилось до 3 (к1 – 1 и к2 - 2) по состоянию на 01.09.07г. Выяснилось, что при 50% девальвации коэффициент к1 будет нарушен 3 банками, а к2 – 4 банками. Выявлено максимально возможное (пороговое) значение – девальвации 5,5%, при котором все банки второго уровня будут выполнять коэффициенты достаточности капитала к1 и к2 [35].

Проведенный стресс тест показывает, что банки второго уровня в достаточной степени хеджируют валютный риск, который является одним из наиболее встречающихся рисков в банковском секторе. Вместе с тем, нельзя обойти вниманием тот факт, что часть средств, привлеченных банками в иностранной валюте, выдавалась банками в виде кредитов в национальной валюте, и пока курс доллара имеет тенденции к обесцениванию, такая политика отечественных банков позволяет им получать высокие доходы.

По результатам стресс тестирования отмечена тенденция увеличения зависимости банков второго уровня от изменения ставок по привлекаемым внешним ресурсам, так как при увеличении ставок на 175 базисных пункта выявлено нарушение норматива к2 по 1 банку, а по состоянию на 01.01.07г. нарушений по нормативам достаточности капитала не наблюдалось. Следует отметить, что увеличение ставок вознаграждения по внешним обязательствам на 700 базисных пунктов приведет к нарушению коэффициента к1 у 2 банков, и к2 у 6 банков. Пороговое значение составляет примерно 35 базисных пункта.

Данный стресс тест показывает, что банкам второго уровня необходимо вести работу по изменению структуры фондирования в пользу внутреннего, уменьшая зависимость от внешнего фондирования, а также осуществления мер по увеличению акционерного капитала.

При снижении цен на 20% нарушение нормативов достаточности будет отмечено по к1 – по 1 банку, по к2 - по 3 банкам. При снижении цен на 50%, нарушение коэффициентов достаточности капитала будет наблюдаться по к1 – по 3 банкам, к2 по 6 банкам. Вместе с тем, явно видна тенденция ухудшения ситуации по сравнению с началом текущего года, где при снижении цен на 20% наблюдается нарушение к1 по 1 банку, а по к2 нарушений нет.

Стресс тест показывает зависимость показателей банковского сектора от цен на недвижимость, поскольку значительная часть займов, выдана банками под залог недвижимости, а также на покупку или строительство жилья. Кроме того, в расчете на то, что цены на недвижимость будут и дальше расти, либо останутся на прежнем высоком уровне, банки зачастую выдавали кредиты ненадежным заемщикам под залог недвижимости. В связи со снижением цен на недвижимость возможен невозврат денег и банки вынуждены будут пересмотреть политику кредитования, ставки и условия.

В случае ухудшения качества ссудного портфеля, сформированного по состоянию на 01 сентября 2007 года путем ухудшения качества ссудного портфеля банка на 10% от суммы кредитов каждой категории нарушение нормативов достаточности будет отмечено по к2 – по 1 банку (при этом достаточно ухудшить качество кредитов на 6% от суммы кредитов каждой категории, чтобы банком не выполнялся норматив достаточности капитала – к2).

При ухудшении качества ссудного портфеля банка на 20% от суммы кредитов каждой категории, нарушение коэффициентов достаточности капитала будет наблюдаться по к2 – по 2 банкам, при ухудшении на 50% от суммы кредитов каждой категории - k1 по 1 банку и k2 - по 5 банкам, при ухудшении качества ссудного портфеля банка на 100% от суммы кредитов каждой категории - k1 по 3 банкам и а k2 - по 6 банкам.

Данный стресс тест показывает, что банки второго уровня адекватно производят классификацию кредитов и формирование провизий по ним. Проведенный стресс тест свидетельствует о том, что качество кредитного портфеля не вызывает на настоящий момент серьезных опасений, но при возникновении дестабилизирующих обстоятельств, например в случае снижения цен на недвижимость есть высокая вероятность ухудшения портфеля, особенно принимая во внимание, что большая часть ипотечных займов, выдана в размере от 75% и выше от стоимости залога, что соответственно приведёт к ухудшению нормативов достаточности капитала.

Исходя из поставленных целей и задач, в стресс тестировании последовательно изучено влияние дестабилизирующих факторов на банковскую систему страны, выявлены предельные (пороговые значения) и т.д.

В целом, по проведенным стресс тестам по состоянию на 01 сентября 2007 г. прослеживается усиление подверженности рискам банков второго уровня по сравнению с 01 января 2007 года, несмотря на рост основных показателей.

Несмотря на предпринятые Агентством меры в части ограничения рисков, связанных с увеличением обязательств банковского сектора перед нерезидентами, объемы обязательств банков второго уровня перед нерезидентами продолжают расти достаточно высокими темпами, что в конечном итоге способствует нарастанию рисков банковского сектора.

В рамках повышения эффективности регулирования и надзора на консолидированной основе Агентством планируется принятие следующих мер:

- совершенствование пруденциальных нормативов для банковских конгломератов;

- продолжение реализации мер, направленных на обеспечение прозрачности структуры собственников акционерных обществ, их аффилиированных лиц и, в первую очередь, банков.

- ускорение работы по заключению меморандумов о сотрудничестве и обмене информацией со всеми регуляторными органами стран финансовые организации которых имеют дочерние финансовые организации в Казахстане (в частности, США, Нидерланды), и, соответственно, со странами, в которых имеют дочерние организации и филиалы финансовые организации Казахстана, а также разработать стратегию взаимодействия с надзорными органами родительских банков, имеющих дочерние банки в Казахстане (в частности, США, Нидерланды, Великобритания), в том числе наладить отношения с надзорными органами зарубежных стран в области технического сотрудничества.

- разработка и внедрение принципов трансграничного надзора за деятельностью банковских конгломератов.

В 2008 году будет продолжена работа по оптимизации практики и процедур Агентства, с учетом международной практики, стандартов Европейского союза по регулированию и надзору финансовых организаций на консолидированной основе, по совершенствованию механизмов дистанционного надзора, а также по внедрению международных стандартов надзора Базельского комитета по банковскому надзору.

В связи с этим, на основе изучения международной практики, а также с учетом рекомендаций международных финансовых организаций, в целях управления процессом роста внешнего заимствования банков и снижения валютных рисков, 27 мая 2006 года Правлением Агентства принято постановление №120 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 "Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня".

Указанная инструкция предусматривает установление лимитов валютной ликвидности, в частности текущей валютной ликвидности в размере не менее 0,9, краткосрочной валютной ликвидности размере не менее 0,8 и среднесрочной валютной ликвидности в размере не менее 0,6, а также максимального лимита краткосрочных обязательств перед нерезидентами в размере 1.

Постановление также предусматривает уменьшение лимитов открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже "А" агентства Standard&Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и валюте "Евро" с 15% величины собственного капитала банка до 12,5% и валютной нетто-позиции с 30% величины собственного капитала банка до 25%.

Указанные лимиты были установлены на основе изучения практики пруденциального регулирования ряда стран Восточной Европы.

Кроме того, Агентством принято постановление от 27 октября 2006 года №234 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года №359 "Об утверждении Инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 марта 2005 года № 116 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций"".

Постановление разработано на основе международной практики по банковскому надзору, рекомендованной Базельским комитетом по банковскому надзору, и предусматривает требования к созданию в банках службы, в исключительную компетенцию которой входит осуществление внутреннего контроля за соответствием деятельности банка требованиям законодательства, в том числе нормативных правовых актов уполномоченного органа, а также внутренних правил и процедур банка.

Кроме того, проект предусматривает форму Отчета по выполнению критериев требований Инструкции к наличию системы управления рисками и внутреннего контроля, представляемого банками на ежегодной основе.

Необходимо также отметить о принятии Агентством постановления Правления от 27 октября 2006 года №229 "Об утверждении Инструкции о требованиях к договору на оказание аудиторской организацией сопутствующих услуг отдельным организациям", которое разработано в целях реализации положения законодательства Республики Казахстан, предусматривающего соответствие договора на оказание аудиторской организацией сопутствующих услуг банкам, банковским холдингам и организациям, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками, страховым (перестраховочным) организациям, накопительным пенсионным фондам требованиям, установленным уполномоченным органом. Данное постановление разработано с учетом международных стандартов аудита.

В 2008 году госфиннадзор будет в первую очередь сконцентрирован на выработке мер по оперативному выявлению рисков в финансовой системе. Основная роль в этом отводится деятельности наблюдателей агентства, направленных в комбанки, а также перспективе создания мобильных инспекторских групп. В агентстве не наблюдают влияния глобального кризиса ликвидности на другие сегменты финансового рынка, кроме банковского, более того, ожидают оживления на фондовом рынке.

По словам председателя Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Елены Бахмутовой, в банковском секторе ожидается замедление темпов роста кредитования, и потребителям следует быть готовыми к подорожанию банковских услуг в связи с сокращением кредитных ресурсов. Банки вынуждены придерживаться консервативной политики и пересматривать свою "кредитную политику в сторону ужесточения, т.е. предъявления более высоких требований к заемщику и его способности обслуживать полученный кредит. Банкам также придется обращаться к фондовому рынку за внутренними ресурсами, выпускать долговые ценные бумаги для привлечения средств, что приведет к оживлению в данном секторе, в особенности в связи с выводом инвестиций с рынка недвижимости.

На фоне снижения активности банковского сектора повышается роль паевых инвестиционных фондов, количество которых растет в связи с продолжающейся популяризацией инструментов коллективных инвестиций и выходом на рынок новых инвестиционных компаний, желающих привлекать средства в целях их дальнейшего инвестирования. В связи с последними событиями на мировых финансовых рынках, в текущем году деятельность Агентства, в первую очередь, будет сконцентрирована на выработке инструментов и методов для оперативного выявления рисков в финансовой системе.

Анализ опыта работы с проблемными организациями в период консервации показал необходимость совершенствования отдельных положений действующего законодательства. В связи с этим, Агентство разрабатывает законопроект, предусматривающий дополнительную защиту прав депозиторов банков второго уровня и вкладчиков накопительных пенсионных фондов, поддержание доверия к финансовой системе посредством определения механизма вывода активов и передачи обязательств проблемных организаций до или в период проведения консервации. Кроме того, данный документ предусматривает расширение компетенции уполномоченного органа в случае неисполнения акционерами финансовых организаций требований уполномоченного органа по улучшению финансового состояния финансовой организации. В законопроекте также определено ужесточение ответственности руководящих работников и установление дополнительных ограничений для акционеров - субъектов финансового рынка за доведение финансовой организации до неплатежеспособности в целях повышения ответственности за принятые обязательства. С учетом роста внешних обязательств банков второго уровня, расширения потребительского кредитования, значительной концентрации ссудного портфеля банков в кредитовании, связанном с финансированием операций с недвижимостью, расширением внешней экспансии, Агентством был предпринят ряд мер по предупреждению рисков, связанных с ними. Требования АФН с 1 апреля 2007 года позволяет банкам осуществлять адекватную оценку кредитного риска по ипотечным жилищным займам на основе дополнительных критериев к финансовому состоянию заемщика, ограничить влияние спекулятивного фактора, присутствующего на вторичном рынке жилой недвижимости на качество обеспечения банков на основе дополнительных критериев к оценке обеспечения, что, в свою очередь, дает возможность проводить более точную классификацию ипотечного жилищного займа.

Ужесточение требований по классификации активов способствовало формированию казахстанскими банками объема провизий, адекватного принимаемым ими рискам. При этом, банки при принятии решения о выдаче займов начинают смещать основной с акцент с залогового обеспечения на финансовое состояние заемщиков, что является правильным подходом к оценке собственных рисков в складывающихся условиях.

Одним из важных направлений Агентства в текущем году в рамках консолидированного надзора за дочерними организациями и филиалами финансовых организаций, расположенных в других странах будет формирование эффективного обмена информацией с надзорными органами других стран. Обмен информацией между надзорными органами зарубежных стран и Агентством позволит оценивать потенциальные риски исходящие от организаций, являющихся дочерними по отношению к казахстанским банкам либо родительскими организациями банков, зарегистрированных в Казахстане, получать надзорную информацию, необходимую для осуществления эффективного надзора за казахстанскими финансовыми организациями, как бы их дочерние организации находи на территории Казахстана. В этой связи ведется работа по заключению меморандумов о взаимопонимании с надзорными органами Кореи, Каймановых островов Люксембурга, Великобритании, США, Королевства Нидерландов и других государств. По оценкам экспертов Всемирного Банка, Международной Валютного Фонда и других авторитетных международных финансовых институтов законодательная база нашей страны находится на достаточно высоком уровне. Вместе с тем, Агентством на постоянной основе проводится работа по дальнейшему совершенствованию практики регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, и речь идет не о коренных преобразованиях, а о постоянном совершенствовании и развитии, в том числе проводятся те мероприятия, о которых уже упоминалось.

С начала текущего года в крупные банки второго уровня Агентством направлены представители, основной функцией которых является наблюдение за принятием решения менеджментом и Советом директоров банка. Вместе с тем, необходимо законодательное уточнение статуса, функций и полномочий предателей уполномоченного органа в банках второго уровня. Также для своевременной оценки рисков банков возникает необходимость в создании мобильных инспекторских групп, которые будут способны оперативно проверять деятельность банков. Кроме этого, для выработки и оценки, разрабатываемых Агентством мер, создается Технический комитет, деятельность которого будет носить консультативно-совещательный характер и в работу которого будут вовлечены консультанты международного класса с опытом работы в надзорных органах и управлении финансовыми кризисами. Целью создания и деятельности Технического комитета является определение согласованных, оперативных действий Агентства для обеспечения стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержания доверия к финансовой системе в целом.

Негативного влияния на другие сектора финансового рынка не наблюдается. Вместе с этим, ключевые показатели рынка свидетельствуют только о положительных последствиях, таких как увеличение участия физических лиц на фондовом рынке. Существующие проблемы и возникновение дополнительных рисков в финансовом секторе Республики Казахстан будут решаться в рамках новых инициатив Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Этому будет способствовать реализация Концепции развития финансового сектора на 2007-2011 годы (далее – Концепция), определяющей основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов. При этом важным аспектом является необходимость повышения конкурентоспособности финансовых организаций и финансового сектора Казахстана посредством формирования условий функционирования финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги в условиях свободной конкуренции.

Рассмотрим подробнее основные меры по совершенствованию регулирования банковского сектора в Республике Казахстан.

1) Либерализация доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок.

Учитывая процессы глобализации, перспективу вхождения Республики Казахстан во ВТО представляется целесообразным продолжение работы по либерализации и повышению конкуренции в банковской системе.

Помимо уже снятых ограничений для деятельности банков с иностранным участием (в отношении совокупного уставного капитала банков с иностранным участием, состава Правления, требования по размещению средств во внутренние активы, а также персонала) предполагается рассмотреть возможность разрешения деятельности их филиалов на территории Казахстана при соблюдении переходного периода и условий, призванных обеспечить финансовую устойчивость страны.

2) Совершенствование консолидированного надзора и обеспечение прозрачности национального банковского сектора для ускорения его вхождения на мировые рынки и активного международного сотрудничества.

В целях совершенствования консолидированного надзора и обеспечения прозрачности в банковском секторе будут усовершенствованы процедуры банковского надзора, направленные на обеспечение выполнения банками требований законодательства в части консолидированного надзора, структуры собственников, отношений с аффилированными лицами.

3) Принятие мер для снижения банковских рисков, связанных с ростом объемов кредитования недвижимости, экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, а также с развитием и расширением перечня банковских услуг.

В целях оценки кредитных рисков банков второго уровня, а также перечисленных выше рисков по мере необходимости и с учетом экономической целесообразности будет совершенствоваться действующее банковское законодательство, особенно в части пруденциального регулирования и методики классификации активов банков второго уровня.

4) Совершенствование банковского законодательства с учетом международных стандартов.

В целях приближения регулирования банковского сектора Казахстана к международным стандартам, будет продолжена работа по осуществлению перехода банковской системы Казахстана на Новое соглашение адекватности капитала Базельского комитета по Банковскому надзору "Международная конвергенция расчета капитала и стандартов капитала" (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards) (Базель II). В среднесрочной перспективе будет проводиться работа по завершению перехода на Базель II, что предполагает осуществление ряда мер, в частности:

- согласовать график перехода Агентства на Базель II с представителями Группы по внедрению Базеля II (Accord Implementation Group);

- в целях широкого ознакомления и большего понимания принципов Базеля II разместить на официальном сайте Агентства русскоязычный вариант его текста;

- направить соответствующие запросы в надзорные органы стран об их намерении и условиях по переходу на Базель II;

- рассмотреть целесообразность использования отечественными банками метода централизованных рейтингов.

Кроме того, будет продолжена работа по повышению требований к деятельности банков, дальнейшему совершенствованию системы управления рисками в банках второго уровня с учетом международной практики.

5) Взаимодействие с надзорными органами иностранных государств для обмена надзорной информацией.

В рамках мер по совершенствованию банковского законодательства с учетом международных стандартов, особенно в части осуществления перехода банковской системы Казахстана на Базель II предполагается ускорить работу по заключению меморандумов о сотрудничестве и обмене информацией со всеми регуляторными органами стран финансовые организации, которых имеют дочерние финансовые организации в Казахстане (в частности, США, Нидерланды), и, соответственно, со странами, в которых имеют дочерние организации и филиалы финансовые организации Казахстана, а также разработать стратегию взаимодействия с надзорными органами родительских банков, имеющих дочерние банки в Казахстане (в частности, США, Нидерланды, Великобритания), в применении родительскими банками положений Базеля II, в том числе наладить отношения с надзорными органами зарубежных стран в области технического сотрудничества.

6) Совершенствование развития системы обязательного гарантирования депозитов.

В целях соответствия казахстанской системы гарантирования депозитов (далее - Система) лучшей международной практике необходимо осуществление следующих основных мер: дальнейшее совершенствование Системы с учетом лучшего мирового опыта и рекомендаций Международной ассоциации систем страхования депозитов (IABI); внедрение с 2007 года системы дифференцированных ставок обязательных календарных взносов для банков-участников Системы; участие в разработке нормативной правовой базы по вопросам проведения операций по одновременной передаче части обязательств и имущества принудительно ликвидируемого банка другому (другим) банку (банкам).

Будет изучена возможность использования альтернативных путей фондирования Системы, в случае дефицита денежных средств для выплаты возмещения вкладчикам ликвидируемого банка в виде перестрахования рисков за рубежом, либо использования кредитных деривативов.

7) Повышение эффективности управления внешним заимствованием банковского сектора страны.

Принимая во внимание принятые в текущем году косвенные меры по ограничению внешних заимствований банков, основанные на изучении международной практики с учетом рекомендаций международных финансовых организаций, в перспективе, в рамках складывающейся ситуации, экономической целесообразности и влияния указанных мер на объемы внешнего заимствования банковского сектора, при необходимости, возможен пересмотр отдельных нормативов и лимитов в данном направлении в рамках совершенствования пруденциального регулирования деятельности банков.

8) Совершенствование финансовой статистики.

Отсутствие статистики долгосрочного кредитования финансовым сектором экономики не позволяет произвести должную оценку инвестиционного кредитования банковской системой создания и модернизации основных средств промышленности, что, в свою очередь, требует принятия соответствующих мер в данном направлении.

Таким образом, основные меры в банковском секторе будут направлены на либерализацию доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, повышение эффективности управления ростом внешнего заимствования банковского сектора и оценки его влияния на качество активов банков, содействие снижению возможного негативного влияния дестабилизации рынка недвижимости на качество активов банковского сектора, а также повышение уровня прозрачности деятельности отечественных банков.



Заключение


На основе теоретического и практического рассмотрения вопросов, касающихся регулирования и надзора деятельности банков второго уровня в Республике Казахстан, нами сделаны следующие выводы и предложения.

1) Необходимость банковского регулирования и надзора обосновывается необходимостью поддержания и укрепления доверия банковской системе, предотвращения нарушений банковских законов и нормативных правовых актов, возможностью понять глубину и установить причину проблем в том или ином банке. Государственное регулирование и надзор за банковской деятельностью направлено на повышение стабильности банковской системы Республики Казахстан и создание условий по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей банковских услуг.

Предпринимаемые Национальным Банком меры по регулированию деятельности банков второго уровня способствуют стабилизации банковского сектора и устойчивости финансовой системы в целом. Деятельность Национального Банка и АФН направлена на решение задач, обозначенных в соответствующих программных документах по развитию секторов финансового рынка, на обеспечение роста и поддержания высокого качества финансовых услуг, а также прозрачность и стабильность финансового рынка.

2) В последние годы Агентством повышенное внимание уделяется рискам банковского сектора, связанным с ростом его внешних обязательств. В этой связи Агентством ежегодно предпринимаются пруденциальные меры, направленные на снижение краткосрочных обязательств перед нерезидентами и повышение валютной ликвидности банковского сектора.

Так ограниченные меры воздействия в 2006 году применены к 20 банкам по 91 факту нарушений банковского законодательства, в том числе затребованы письма-обязательства в 13 случаях, вынесены письменные предписания в 44 случаях, предупреждения в 9 случаях, подписано 1 письменное соглашение. Санкции в виде наложения штрафов были применены в 23 случаях, а также у АО "Валют-Транзит Банк" отозвана лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством в национальной и иностранной валюте.

В январе 2008 года в Агентство поступило 77 обращений физических и юридических лиц, а также других государственных органов. Из общего числа поступивших обращений 50,65% писем затрагивали вопросы деятельности банков второго уровня, 5,19% - по деятельности субъектов рынка ценных бумаг, 10,39% писем - по вопросам деятельности страховых организаций, 33,77% - относительно деятельности накопительных пенсионных фондов.

3) В результате вышеприведенных мер, предпринятых АФН в части регулирования банков второго уровня, наблюдается снижение роста кредитования, что оказывает "охлаждающий" эффект на "перегрев" данного сегмента. Например, рост потребительского кредитования за 2006 год составил 2,6 раз, в I то время как за 2007 год объем выданных потребительских кредитов вырос в 1,6 раза.

В целях укрепления и оздоровления финансового положения, а также улучшения качества работы банков, АФН проводится комплекс административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий в отношении банков, что и представляет собой консервацию.

Режим консервации банка вводится в случае систематического (в течении 3 последовательных месяцев) невыполнения коэффициента достаточности собственного капитала либо на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и осуществляется за счет средств самого банка.

Регулирование и вектор развития финансового рынка Казахстана направлены на достижение цели , поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера , такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.

4) Существующие проблемы и возникновение дополнительных рисков в финансовом секторе Республики Казахстан будут решаться в рамках новых инициатив Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Этому будет способствовать реализация Концепции развития финансового сектора на 2007-2011 годы, определяющей основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.

Ключевую роль на пути более тесной интеграции в мировую экономику играет дальнейшее совершенствование отечественной банковской системы. Либерализация банковского сектора способствует внедрению прогрессивного зарубежного опыта в управлении капиталом, повышению качества менеджмента и, соответственно, уровня развития банковской системы. Вопрос либерализации банковского сектора рассматривается в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО. В этой связи исключен ряд ограничений по доступу нерезидентов Республики Казахстан на казахстанский банковский рынок в целях дальнейшей либерализации, а также создания равных условий их деятельности на территории Республики Казахстан.

В целях повышения прозрачности деятельности банковской системы разработан и предложен банкам на подписание Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности деятельности банка, который предусматривает раскрытие банками информации о реальных собственниках банка, о перечне контролируемых банком организаций, об аффилированных лицах банка и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития бизнеса банка на ближайшие пять лет.

Непрерывный рост экономики, благоприятный инвестиционный климат в стране, устойчивое развитие банковского сектора в последние годы способствовали укреплению доверия со стороны международных кредиторов и, как следствие, активному притоку внешних заимствований, что, в свою очередь, может привести к усилению зависимости банковского сектора от заимствований из-за рубежа.

Следует отметить, что рост внешних заимствований приводит к повышению степени подверженности банковского сектора значительному валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску ликвидности.

Крайне важно отметить, что казахстанскими банками внешние заимствования привлекаются, в основном, по плавающей процентной ставке. В свою очередь, в случае резкого изменения ситуации на мировом рынке и условий кредитных соглашений, банки могут быть неспособны, ответить своевременно по своим обязательствам, что может негативно отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы республики.

В целях ограничения внешних заимствований банков в текущем году были приняты соответствующие косвенные меры пруденциального характера.

Несмотря на предпринимаемые шаги по совершенствованию отечественной банковской системы необходимо продолжить работу в данном направлении.

В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, согласно Концепции предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию банковского законодательства с учетом международных стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.

Таким образом, за время реформирования банковского сектора республики, уровень конкурентоспособности и потенциал отечественных банков заметно возрос, что, позволяет говорить об их способности конкурировать с иностранными банками в случае их прихода на финансовый рынок Казахстана.



Список использованных источников


1.  Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики". Астана. 6 февраля 2008г

2.  Банковское дело (Настольная книга банкира): Учеб. Пособие/ Под научной ред. А.А. Абишева, С.А. Святова. – Алматы: Экономика, 2007.

3.  Сейткасимов Г.С., Банковское дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2003

4.  Конакбаев А.Г.Банковское дело. Учебное пособие. – Караганда, 2007. – 223 с.

5.  Банковское дело (Настольная книга банкира): Учеб. Пособие/ Под научной ред. А.А. Абишева, С.А. Святова. – Алматы: Экономика, 2007. – 382 Калиева Г.Т., Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2006

6.  Закон Республики Казахстан от 04.07.2003 N 474-2 "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций"

7.  Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", от 31.08.1995 г. № 2444.

8.  Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций" от 4 июля 2003 года № 474(по состоянию на 10.06.2006 года)

9.  Татибекова М. Н. Осуществление АФН надзорных функций в области ликвидации финансовых организаций./Публикация / www.afn.kz

10.    Татибекова М. Н. Последствия лишения Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций лицензии у финансовых организаций /Публикация / www.afn.kz

11.    Ажиметов Н.Н. Порядок проведения консервации банков второго уровня./Публикация / www.afn.kz

12.    Стартовала процедура ликвидации // Казахстанская правда № 38 от 13.03.2007

13.    Разъяснения Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций о ситуации с АО "Валют-Транзит Банк" ./Публикация / www.afn.kz

14.    Правила принудительной ликвидации банков в Республике Казахстан, утверждены постановлением Правления Агентства от 25.02.06 г. № 40

15.    Сборник тематических материалов. По материалам XII-XIII заседаний Совета руководителей центральных (национальных) банков государств-участников ЕврАзЭС

16.    Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 44 Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов для банковских конгломератов, а также форм и сроков представления отчетности об их выполнении (с изменениями и дополнениями от 12.08.2006 г.)

17.    Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана. "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира". Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Астана 1 марта 2006г. // Индустриальная Караганда. – 2006 г. – 2 марта.

18.    Закон "О Национальном Банке Республики Казахстан" от 24.12.1996 г. № 15-1.

19.    Отчет Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2006 год, Алматы, 2007

20.    ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2008 года

21.    Показатели финансового сектора за 2007 год /Публикация/ www.afn.kz

22.    Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы

23.    Ильясов А.А., Гилимов А.К., Журнал "Вестник КазНУ". Серия экономическая. №4(26). 2006г.

24.    Крымова В., "Экономическая теория". Алматы 2002г.

25.    Лаврушина О.И., "Деньги, кредит, банки". Издание второе, Москва 2000г.

26.    Маркова О. М., Сахаров В. И., Коммерческие банки и их операции. – М., Банки и биржи – Юнити, 1995г.

27.    Миркин Я. М., Банковские операции. – М., Инфра-М., 1996г.

28.    Поляков В. П., Москвина Л. А. Основы денежного обращения и кредита. – М., Инфра-М, 1995г.

29.    Сейткасимов Г.С., Деньги, Кредит, Банки. - Алматы: Экономика, 2006

30.    Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2004г.

31.    Бекболатулы Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 2007

32.    Пресс-релиз № 3 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 ноября 2007 года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

33.    Пресс-релиз № 9 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 ноября 2007 года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

34.    Отчёт Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2006 год. - Алматы, 2007

35.    Аннотация к проведенному стресс тестированию на предмет возникновения нестандартных ситуаций, таких как девальвация тенге, увеличение ставок вознаграждения по обязательствам перед нерезидентами РК, снижение цен на недвижимость и ухудшение качества активов на 01.09.2007 г.

36.    Бондарь Т. "Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстана обошлось без кризисов)" // ежемесячный деловой журнал "Финансист", №10 (2006)


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты