Рефераты

Управление кредитным риском в коммерческом банке (на примере банка "Северная казна")


Из таблицы 21 видно, что при соответствии группы коэффициентов нормативам им, в соответствии с таблицей, присваиваются баллы от 10 до 70 (зависит от того, сколько коэффициентов данной группы показателей соответствует нормативным значениям: при полном соответствии – 10 баллов, при минимальном - 70). Если же коэффициенты не соответствуют ограничениям, то им присваиваются 90 или 100 баллов (при полном несоответствии). Расчеты производятся на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках Полоцкого завода «Проммашремонт», которые представлены в Приложении 5.

Коэффициенты ликвидности оцениваются в таблице 22.


Таблица 22 – Коэффициенты ликвидности

Коэффициенты

Формула

Расчет

Норматив

К1 – коэффициент покрытия (текущей ликвидности)

Текущие (оборотные) активы / (Краткосрочные кредиты и займы + Кредиторская задолженность)

4431/(261 + 2805) = 1,45

Минимальное значение – 0,2; оптимальное значение -

от 2 до 3

К2 – коэффициент промежуточной ликвидности

(Текущие активы – товарно-материальные запасы (кроме готовой продукции и товаров отгруженных))/ (Краткосрочные кредиты и займы + Кредиторская задолженность)

(4431 - 1034)/(261+2805) = 1,11

>=1

К3 – коэффициент абсолютной ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/(Краткосрочные кредиты и займы + Кредиторская задолженность)

(2 + 2)/(261+2805) = 0,001

От 0,2 до 0,3


Из таблицы 22 видно, что коэффициенты текущей и промежуточной ликвидности соответствуют нормативным значениям, а коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует, что говорит о недостаточности наличных денежных средств. Следовательно, данной группе показателей может быть присвоено 30 баллов при весовом коэффициенте – 0,3.

Коэффициенты финансовой устойчивости оцениваются в таблице 23.

Таблица 23 – Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности

Коэффициенты

Формула

Расчет

Норматив

К4 – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

(Собственный капитал – Внеоборотные активы)/Оборотные активы

(19011 - 17647)/ 4431 = 0,31

>=0,1

К5 – коэффициент автономии (финансовой независимости)

Собственный капитал/Пассивы (валюта баланса)

19011/22078 = 0,86

>=0,5

К6 – коэффициент финансирования

Собственный капитал/Общая кредиторская задолженность

19011/2805 = 6,78

>=0,1

К7 – коэффициент мобильности средств

Оборотные активы/Внеоборотные активы

4431/17647 = 0,25

>=0,5


Таблица 23 показывает, что коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами и автономии соответствуют нормативам, что говорит о том, что оборотные активы и пассивы в значительной степени финансируются собственным капиталом. Коэффициент финансирования формально соответствует нормативу, но в значительной степени превышает минимальное значение, что говорит о том, что кредиторская задолженность может быть целиком профинансирована собственным капиталом. Коэффициент мобильности средств нормативу не соответствует. Таким образом, данной группе показателей будет присвоено 70 баллов при весовом коэффициенте 0,25.

Коэффициенты деловой активности и рентабельности оцениваются в таблицах 24 и 25 соответственно.


Таблица 24 – Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости)

Коэффициенты

Формула

Расчет

К8 – коэффициент общей оборачиваемости средств

Выручка от реализации/Активы

7161/22078 = 0,32

К9 – коэффициент оборачиваемости мобильных активов

Выручка от реализации/Оборотные активы

7161/4431 = 1,62

К10 – коэффициент оборачиваемости немобильных активов

Выручка от реализации/Внеоборотные активы

7161/17647 = 0,41

К11 – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Выручка от реализации/Сумма дебиторской задолженности

7161/277 = 25,85


Таблица 25 – Коэффициенты прибыльности (рентабельности) 

Коэффициенты

Формула

Расчет

К12 – коэффициент рентабельности продаж

Прибыль от продаж/Выручка от реализации

317/7161 = 0,044

К13 – коэффициент рентабельности активов

Чистая прибыль/Активы

187/22078 = 0,0085

К14 – коэффициент рентабельности собственного капитала

Чистая прибыль/Собственный капитал

187/19012 = 0,0098

кредитный риск банковский

Таблицы 24 и 25 наглядно демонстрируют, что коэффициенты деловой активности и рентабельности не соответствуют нормативам в машиностроительной отрасли. Это объясняется тем, что оборудование предприятия устарело и уже не может работать с прежней производительностью. В результате – снижается прибыльность и рентабельность производства, а также показатели оборачиваемости.

Группе показателей оборачиваемости будет присвоена бальная оценка 90 с весовым коэффициентом 0,20, а показателям рентабельности кредитные эксперты также присвоят 90 баллов с весовым коэффициентом 0,25.

3.                Оценка обеспечения кредита производится в соответствии с таблицей 26.


Таблица 26 – Оценка обеспечения кредита

Вид обеспечения

Балл

Валютный или рублевый депозит

10

Недвижимость

25

Гарантии правительства

20

Оргтехника и офисная мебель

35

Промышленное оборудование

50

Торговое оборудование

30

Промышленные товары

65

Автотранспорт

35

Продовольственные товары

75

Ценные бумаги

20

Поручительство юридического лица

90

Поручительство физического лица

100


Известно, что обеспечением по данному кредиту будет выступать залог приобретаемого производственного оборудования. Следовательно, обеспечение будет оценено в 50 баллов при весовом коэффициенте 0,25 (по таблице 26).

4.                Оценка качества менеджмента предприятия производится в соответствии с таблицей 27.


Таблица 27 – Оценка качества менеджмента предприятия

Название группы показателей

Содержание

Балл

Весовой коэффициент

1

2

3

4

Форма собственности

Государственное предприятие

20

0,2


Предприятие со смешанной формой собственности

25



Частное предприятие

50



Реорганизованное предприятие (коллективная собственность)

75


Организационная структура управления

Классическое предприятие

10

0,3


Головное предприятие

25



Дочернее предприятие

50



Малое предприятие

75



Частный предприниматель

100


Тип руководителя

Ключевая фигура

70

0,5


Классический руководитель

15



Исполнительный директор

50



Технический директор

75



Подставное лицо

100



По форме собственности Полоцкий завод «Проммашремонт» является реорганизованным предприятием, так как в 1998 году был преобразован из государственной формы собственности в ОАО. Значит, в соответствии с таблицей 27, ему присваивается 75 баллов с весом 0,2. По структуре управления – это классическое предприятие (10 баллов с весом 0,3). Руководит предприятием исполнительный директор (50 баллов с весом 0,5). Общий вес направления менеджмент – 0,15.

5.                Оценка рыночной конъюнктуры (направление рынок/отрасль) производится в соответствии с таблицей 28.


Таблица 28 – Оценка рыночной конъюнктуры (направление рынок/отрасль)

Название группы показателей

Содержание

Балл

Весовой коэффициент

Отрасль экономики

Электроэнергетика

25

0,3


Черная металлургия

10



Химическая промышленность

75



Машиностроение

60



Деревообрабатывающая промышленность

50



Пищевая промышленность

50



Транспорт

100



Строительство

100



Сельское хозяйство

100



Торговля

50



Прочие отрасли

75


Доля на рынке, %

Менее 1

100

0,3


От 1 до 3

85



От 3 до 5

70



От 5 до 24

50



От 25 до 50

35



Более 51

25



Монополия

10


Уровень конкуренции

Низкий

25

0,4


Средний

50



Высокий

75



Очень высокий

100



Отрасли машиностроение присваивается 60 баллов с весовым коэффициентом 0,3. Полоцкий завод «Проммашремонт» охватывает около 43% рынка машиностроения в России (35 баллов с весовым коэффициентом 0,3). Учитывая тот факт, что завод занимает 43% рынка машиностроения, можно констатировать, что конкуренция в этой отрасли низкая (25 баллов с весом 0,4). Общий вес направления рынок/отрасль – 0,20, что и показано в таблице 28.

В конечном счете, кредитные эксперты, присвоив баллы по каждому направлению оценки кредитного риска, умножают их на их весовые коэффициенты, вычисляя итоговую оценку индивидуального кредитного риска банка “Северная казна” ОАО при кредитовании Полоцкого завода «Проммашремонт» [32]:


0,1х30 + 0,3х(0,3х30 + 0,25х70 + 0,2х90 + 0,25х90) + 0,25х50 + 0,15х(0,2х75 + 0,3х10 + 0,5х50) + 0,2х(0,3х60 + 0,3х35 + 0,4х25) = 3 + 20,1 + 12,5 + 6,45 + 7,7 = 49,75


Для того чтобы дать оценку кредитному риску, имеющему 49,75 балла, воспользуемся таблицей 29.


Таблица 29 – Итоговая оценка уровня кредитного риска предприятия

Общее количество баллов

Категория риска

Оценка риска

От 10 до 20

1

Минимальный

От 21 до 40

2

Низкий

От 41 до 60

3

Средний

От 61 до 80

4

Высокий

81 и более

5

Очень высокий

0 баллов

X

Неприемлемый


Исходя из таблицы 29, риск по кредитованию Полоцкого завода «Проммашремонт» (49,75) попадает в промежуток от 41 до 60, следовательно, относится к категории 3 (средний уровень риска). Таким образом, кредитные эксперты Банка констатируют, что выдача кредита вполне вероятна.

3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ БАНКА “СЕВЕРНАЯ КАЗНА” ОАО


Кредитный риск – это риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов или неспособность контрагента кредитной сделки действовать в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

Управление кредитным риском банка сводится к поиску способов снижения совокупного кредитного риска.

1.                Кредитный отдел должен постоянно систематизировать и обобщать информацию по выданным кредитам и их возвращению. Информация по выданным кредитам должна быть систематизирована по размерам выданных кредитов, должна быть построена классификация клиентов-заемщиков (физические лица, государственные органы, предприятия, другие банки).

2.                Банк должен в целом вести кредитную историю своих клиентов, в том числе и потенциальных. Банк должен отслеживать, когда, где и какие кредиты брал клиент, а также как, в каком объеме и в какие сроки возвращал их. Пока в России большинство клиентов не имеют своей кредитной истории.

3.                В банке должна быть четкая инструкция по выдаче кредита (кому какой кредит можно выдать и на какой срок).

4.                Должны быть установлены четкие полномочия по выдаче кредита: чем выше ранг работника, тем большую сумму кредита он может подписать.

5.                Для выдачи особо больших и рискованных кредитов объединяются несколько банков и выдают кредит совместно.

6.                Существуют внешние ограничения по выдаче кредитов (установленные Центральным банком) [31].

7.                Существуют страховые компании, которые страхуют невозврат кредита.

8.                Расширение и усовершенствование направлений анализа кредитоспособности заемщиков для более точного вычисления их кредитного рейтинга (кредитного риска).

9.                Программы государственной поддержки субъектов малого бизнеса, являющихся получателями кредитов. В частности, в Москве в 2007 году был проведен конкурс среди субъектов малого предпринимательства на предоставление в 2007 году субсидий для компенсации затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства.

Организатором конкурса выступал Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Целью конкурса являлось субсидирование компенсации затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства. Субсидирование осуществлялось за счет средств бюджета города Москвы, предусмотренных на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в 2007 году, и предоставлялось в виде субвенции из бюджета Российской Федерации в соответствии с Договором № 100-ГАР-05 «О финансировании мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства в 2005 году», заключенным между Минэкономразвития РФ и городом Москвой [27].

Общий размер предоставленных в рамках конкурсного отбора субсидий составлял 19 449 554,79 (девятнадцать миллионов четыреста сорок девять тысяч пятьсот пятьдесят четыре) рубля 79 коп. Субсидии, предоставленные на развитие лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства, направлялись на компенсацию части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с выплатой вознаграждения по гарантии и по договорам поручительства между субъектами малого предпринимательства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по договорам лизинга, заключенным лизингодателями с субъектами малого предпринимательства не ранее 2005 года на срок не более 5 лет.

Обеспечение исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства банковскими гарантиями, поручительствами должно было соответствовать следующим условиям:

·                   субсидированию подлежат затраты, связанные с оплатой стоимости вознаграждения по банковским гарантиям и поручительства в случае подтверждения заемщиком (лизингополучателем) предоставления за счет собственных средств обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (договора лизинга) в размере не менее 50 % от требуемого кредитором (лизингодателем) размера обеспечения;

·                   размер денежного обязательства, обеспеченного банковской гарантией, поручительством, не может превышать 50% суммы основного долга и суммы процентов по кредитному договору, договору займа или лизинга;

·                   субсидии предоставляются заемщикам по кредитным договорам (лизингополучателям), по которым гарантия предоставлена не ранее 1 января 2005 г., или по договорам поручительства, заключенным не ранее 1 января 2005г.

Субсидии за счет средств бюджета города Москвы предоставлялись субъектам малого предпринимательства на условиях софинансирования расходов на оплату вознаграждений за предоставление гарантий и поручительств.

 Субсидирование затрат заемщика (лизингополучателя), связанных с оплатой стоимости вознаграждения по банковской гарантии, по гарантии, предоставленной страховой организацией, по договорам поручительства, осуществлялись единовременно из расчета 90 процентов произведенных субъектом малого предпринимательства подтвержденных затрат на выплату вознаграждения по гарантии или по договору поручительства, но не более четырех пятых ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату предоставления кредита.

К субсидированию в соответствии с настоящим Порядком принимались затраты субъектов малого предпринимательства на уплату вознаграждения по договорам поручительства, заключенным субъектами малого предпринимательства, в т.ч. кооперативами (сельскохозяйственными кооперативами) с организациями, учрежденными уполномоченными на то органами исполнительной власти города Москвы для целей и задач поддержки малого предпринимательства, для обеспечения исполнения их обязательств по договорам банковского кредита, займа или лизинга.

Эффективность проектов субъектов малого предпринимательства для предоставления субсидии оценивалась по следующим критериям:

·                    социальные критерии оценки эффективности проектов;

·                    увеличение количества рабочих мест;

·                    уровень заработной платы работников субъекта малого предпринимательства. Уровень заработной платы работников субъекта малого предпринимательства должен быть установлен на уровне, не ниже определенного федеральным законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда;

·                    рост производства продукции, работ, услуг субъекта малого предпринимательства;

·                    экономические критерии эффективности;

·                    рост капитализации производства;

·                    прирост объемов товаров (работ, услуг), производимых на территории города Москвы субъектом малого предпринимательства (в том числе производимых на экспорт, в научно-технической сфере);

·                    прирост производимой субъектом малого предпринимательства добавленной стоимости;

·                    объем и срок привлекаемых субъектом малого предпринимательства кредитных ресурсов субъектов малого предпринимательства;

·                    в случае предоставления субсидии по результатам конкурсного отбора проектов субъект малого предпринимательства предоставляет Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства данные о достижении соответствующих показателей эффективности проекта.

Конкурсная комиссия рассматривала заявки субъектов малого предпринимательства по истечении 30 дней после опубликования информационного сообщения. Результатом рассмотрения заявок является определение победителей, которые извещаются об этом в пятидневный срок после принятия решения.

Результатом проведения конкурса стали заключенные договора на предоставление субсидий. Договор заключался между Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, субъектом малого предпринимательства и лицом, предоставившим банковскую гарантию либо поручительство. Стоит отметить, что субъекты малого предпринимательства несут ответственность за нецелевое использование субсидии, а Департамент поддержки и развития малого предпринимательства вправе требовать от субъекта малого предпринимательства, которому предоставлена субсидия, расчетную, финансовую и иную документацию для проверки целевого использования предоставленных бюджетных средств, анализа хозяйственно-финансовой деятельности, контроля за исполнением обязательств по договору о предоставлении субсидии для компенсации стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства.

Аналогично поступило правительство Санкт-Петербурга, утвердив специальную программу “Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства” в рамках плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 N 1423 “Об итогах реализации Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы и основных направлениях развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы”. Суть программы - предоставление субсидий из бюджета Санкт-Петербурга субъектам малого предпринимательства на возмещение следующих произведенных затрат, связанных с получением кредитов в коммерческих банках с целью приобретения основных и пополнения оборотных средств для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - субсидии):

·                    выплаты комиссионного вознаграждения коммерческим банкам за выдачу кредитов субъектам малого предпринимательства на условиях кредитных договоров (далее - выплата комиссионного вознаграждения) согласно приложению N 1 к Программе;

·                    выплаты вознаграждения некоммерческим организациям, предоставляющим поручительства по кредитам на условиях Программы (далее - выплата вознаграждения за поручительство), согласно схеме N 2 приложения N 1 к Программе;

·                    уплаты процентов по кредиту, привлеченному субъектом малого предпринимательства (далее - уплата процентов по кредиту), согласно приложению N 2 к Программе.

Если бы подобные правительственные программы были приняты в Екатеринбурге, это бы значительно увеличило объем выданных кредитов субъектам малого предпринимательства, а также снизило количество невозвратов со стороны заемщиков, то есть снизились бы кредитные риски банка.

10. Понятие кредитного риска банка напрямую связано с понятием возвратности кредита.

Возвратность кредита – это основополагающее свойство кредитных отношений, отличающее их от других видов экономических отношений, что на практике находит свое выражение в определенном механизме. Этот механизм базируется, с одной стороны, на экономических процессах, лежащих в основе возвратного движения кредита, с другой – на правовых отношениях кредитора и заемщика, вытекающих из их места в кредитной сделке.

Существует также понятие формы обеспечения возвратности кредита, под которой следует понимать конкретный источник погашения имеющегося долга, юридическое оформление права кредитора на его пользование, организацию контроля банка за достаточностью и приемлемостью данного источника. В банковской практике источники погашения ссуд подразделяются на первичные и вторичные. К первичным источникам относится выручка от реализации и доход, поступающий физическому лицу. Первичные источники являются основными при погашении кредита. Однако на практики часто возникают ситуации несвоевременного поступления выручки, а, следовательно, несвоевременного платежа (неплатежа) по кредиту. В этих случаях возникает необходимость иметь дополнительные гарантии возврата кредита, что требует изыскания вторичных источников.

Ко вторичным источникам погашения ссуд относятся:

1.                 Залог и залоговый механизм.

Залог имущества – это договор о залоге, подтверждающий право кредитора при неисполнении платежного обязательства заемщиком получить преимущественное удовлетворение претензии из стоимости заложенного имущества.

Залоговый механизм – это процесс подготовки, заключения и исполнения договора о залоге.

В банковской практике операции по оформлению и реализации залогового механизма называют залоговыми операциями. Залоговые операции не имеют самостоятельного значения. Они производны от ссудных операций и гарантируют своевременное и полное погашение ссуды. Ссуды под залог имущества клиента или его имущественных прав называются ломбардными.

Основными этапами реализации залогового механизма являются:

·                                выбор предметов и видов залога;

·                                осуществление оценки предметов залога;

·                                составление и исполнение договора о залоге;

·                                порядок обращения взыскания на залог.

Предметом залога могут выступать вещи, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права. Для того чтобы то или иное имущество смогло стать предметом залога необходимо его соответствие критериям приемлемости и достаточности. Критерий приемлемости отражает качественную сторону предмета залога:

·                                            предметы залога должны принадлежать заемщику или находиться у него на полном хозяйственном ведении;

·                                            предметы залога должны иметь денежную оценку;

·                                            предметы залога должны быть ликвидны, то есть обладать способностью к реализации.

 Критерий достаточности отражает количественную сторону предметов залога, основное требование к которой превышение стоимости заложенного имущества над кредитным обязательством заемщика.

2.                 Уступка требований (цессия) и передача права собственности.

Уступка (цессия) – это документ заемщика (цедента), в котором он уступает свое требование (дебиторскую задолженность) кредитору (банку) в качестве обеспечения возврата кредита. Стоимость уступленного требования должна быть достаточной, чтобы погасить ссудную задолженность. Если же по уступленному требованию поступает сумма денежных средств, превышающая задолженность по ссуде, то разница возвращается цеденту.

На практике используется два вида цессии: открытая и тихая. Открытая цессия предполагает сообщение должнику (покупателю цедента) об уступке требования. При этом должник погашает свое обязательство банку, а не заемщику банка (цеденту). При тихой цессии банк не сообщает третьему лицу об уступке требования, должник платит цеденту, а тот обязан передавать полученную сумму банку. Заемщик предпочитает тихую сессию, чтобы не подрывать свой авторитет, но для банка тихая цессия связана с большим риском, так как, во-первых, средства по уступленным требованиям, находящиеся в других банках, могут поступить на счет заемщика, во-вторых, заемщик может уступать требование несколько раз, в-третьих, заемщик может уступать уже не существующие требования.

Для того чтобы движимое имущество могло быть в пользовании заемщика и в то же время служить гарантией возврата кредита, используется передача на него права собственности кредитору в обеспечение имеющегося долга. При этом заемщик несет ответственность за сохранность имущества и не имеет права им распоряжаться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты