Рефераты

Билеты: Экзаменазионные билеты по курсу Финансы и кредит

Билеты: Экзаменазионные билеты по курсу Финансы и кредит

1. Сущность денег и их основные функции +

2. Базовые сегменты рынка ссудных капиталов

3. Наличное и безналичное денежное обращение +

4. Закон денежного обращения +

5. Денежная масса, денежные агрегаты +

6. Скорость обращения денег. Денежный мультипликатор +

7. Инфляция, формы ее проявления, виды и типы инфляции +

8. Индекс инфляции ( индекс изменения цен ) +

9. Основные способы борьбы с инфляцией +

10. Стратегия финансовой политики +

11. Социально – экономическая сущность и функции финансов +

12. Содержание и значение финансовой политики +

13. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики +

14. Государственные финансы как инструмент регулирования экономики +

15. Роль финансов в процессе воспроизводства

16. Централизованные и децентрализованные финансы +

17. Финансовая система и ее звенья +

18. Система управления финансами в современной рыночной экономике +

19. Основные инструменты управления финансами на предприятии +

20. Финансовое планирование и прогнозирование +

21. Сущность финансового контроля +

22. Виды, формы, и методы государственного финансового контроля +

23. Государственные доходы, методы их мобилизации

24. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение

25. Государственный бюджет, его сущность и роль в социально – экономических

процессах +

26. Доходы государственного бюджета +

27. Расходы государственного бюджета +

28. Дефицит бюджета, его причины и способы финансирования

29. Бюджетная система, бюджетный процесс в РФ

30. Принципы межбюджетных отношений

31. Этапы становления бюджетного федерализма в РФ +

32. Казначейская система исполнения бюджета

33. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов +

34. Социальные внебюджетные фонды +

35. Экономическая сущность и функции страхования +

36. Финансовые аспекты страховой деятельности

37. Сущность и роль территориальных финансов в социально – экономическом

развитии территорий

38. Структура территориальных финансовых ресурсов

39. Закрепленные и регулирующие доходные источники территориальных финансов

40. Сущность и значение государственного кредита +

41. Государственный долг: внешний и внутренний +

42. Методы погашения государственного долга +

43. Финансовые отношения на предприятии

44. Содержание финансов хозяйственных субъектов, их место в финансовой системе

45. Финансы в формировании и использовании оборотных средств

46. Налоговая система в современной России

47. Налоги, уплачиваемые предприятиями

48. Рынок ссудных капиталов. Особенности ссудного капитала +

49. Базовые сегменты рынка ссудных капиталов +

50. Основные принципы и виды кредита +

51. Двухуровневая банковская система

52. Классификация банков и виды банковских операций +

53. Основные экономические методы регулирования деятельности коммерческих

банков со стороны ЦБ +

54. Основные задачи и инструменты управления финансами предприятий

55. Обязательные экономические нормативы в деятельности коммерческих банков

1. Сущность денег и их основные функции

Стоимость – общественно необходимый труд затрачиваемый на производство товара.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в

определенных пропорциях.

Формы стоимости:

  1. Простая или случайная ( 1 топор = 1 мешок зерна, мешок зерна –

    материал для выражения стоимости топора)

  2. Развернутая (1 товар может

    выражаться через другие товары, например 1 топор = 1м зерна, 2 аршина

    холста, 1 овца)

  3. Всеобщая форма стоимости – из массы товаров

    выделяется один товар-эквивалент (одним товаром оцениваются все остальные

    товары)

  4. Денежная форма стоимости – из всей массы товара выделяется

    1 или 2 товара-металла (золото, серебро). Основные черты этой формы

    эквивалента:

А) Натуральная форма этого товара срослась с эквивалентной

Б) металл монополизировал роль всеобщего эквивалента.

Потребительская стоимость сконцентрировалась на товаре (кроме денег).

Потребительская стоимость товара выражается через стоимость денег.

Функции денег:

  1. Мера стоимости. Все товары – предметы

    общественно необходимого труда. Деньги – мера стоимости этих товаров. Цена

    – количественная оценка товара в деньгах.

Цена товара = F (стоимость товара, стоимость денег). При золотом обращении

Цена товара = F (стоимость товара).

На бумажных деньгах – знаки стоимости товара, они не могут выразить стоимость

товара. Цена выражается в знаках стоимости цен при бумажно-банкнотной

системе, поэтому неточно определяет ценность товара, поэтому цены на один и

тот же товар различны.

Чтобы сравнить разные по стоимости цены надо свести их к единому масштабу.

Масштаб цен – весовое количество металла, принятое в данной стране за

денежную единицу, и служащую для измерения цен. В современных условиях золото

вывели из меры стоимости денег.

  1. Средство обращения. Реализуется через оплату

    приобретённых на рынке товаров.

Особенности денег, как функции средств обращения:

А) Реально присутствуют при обмене.

Б) Являются посредником.

В) Действительные деньги можно заменить кредитными или бумажными деньгами.

  1. Средство накопления и сбережения

Когда золото вышло из оборота нет необходимости создания золотого запаса.

Золотой запас обеспечивает бумажный объем денег в обращении. Когда в обороте

много денег – они уходят в запас, когда их в обороте много, деньги выводят из

запаса.

  1. Средство платежа, долговое обязательство.

Т –> O à время à O à Д. Данная цепочка опасна из-за

неплатежа по банкротству предприятий.

  1. Мировые деньги. Предоставление мировых займов.

Мировые деньги могут выступать как:

А) международное покупательное средство – в этом качестве выступают при

нарушении равновесия обмена товарами между странами, в этом случае

рассчитываются наличными.

Б) Международное платёжное средство – выступают в этом качестве при расчетах

по международным балансам

В) Материализация общественного богатства. Выступает при предоставлении

международных займов, при выплате контрибуций побежденной страной.

Виды денег:

  1. Действительные - номинальная стоимость (стоимость металла)

    соответствует реальной. Действительные деньги используются из-за свойств:

А) Однородны по качеству;

Б) Делимость и соединяемость без потери свойств,

В) Сохраняемость

Г) Устойчивость,

Д) Сложность добычи и переработки

  1. Заменители – деньги у которых номинальная стоимость выше

    реальной. ( бумажные и кредитные деньги)

Определения.

Эмиссионный доход от выпуска бумажных денег – это разница между

номинально стоимостью выпускаемых денег и стоимостью и выпуска (затраты на

бумагу, печать). Бумажные деньги не имеют стоимости, наделяются принудительным

курсом государства. Кол-во денег в обороте = стоимость выпущенных товаров и

услуг.

Бумажные деньги – фактор инфляции. При действительных деньгах если их не

хватает в обращении, то они выпускаются из резерва, а бумажные деньги печатают.

Кредитные деньги появились из функции денег как средства платежа.

Обслуживается они чеками, векселями. Банкнотами. Пластиковыми карточками

(электронные средства).

Денежный капитал выступает как кредитные деньги.

Вексель – это письменное долговое обязательство должника уплатить

указанную сумму кредитору в заранее оговоренный срок.

- Простой вексель – выплачивается самим должником и предаётся кредитору

- Переводной – выписывается кредитором, направляется должнику на подпись и

возвращается кредитору.

Чек – денежный документ определённого образца, содержащий приказ

владельца счёта банку или кредитному учреждению о выплате указанной суммы

держателю чека.

Банкнота – основной вид кредитных денег – это бессрочное долговое

обязательство, которое обеспечивается гарантией центрального банка. При

действительных деньгах банкноты выпускались под переучёт векселя банка.

Банкнота имела двойное обеспечение. Выписывался вексель и ЦБ выпускает

банкноту, а также золотую гарантию. Если ЦБ имеет такую банкноту, то этот

вексель может быть обменен на золотые монеты.

Пластиковые карточки.

2. Базовые сегменты рынка ссудных капиталов

3. Наличное и безналичное денежное обращение

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в

наличной и безналичной форме.

Движение в наличной форме – это движение наличных денег в сфере обращения

при выполнении ими функций средства обращения и средства платежа

В кассе предприятий кол-во наличных денег ограничено. Это лимит

устанавливается коммерческий банк данного предприятия, а у коммерческого

банка – ЦБ. Прием и выдачу наличных денег осуществляют рассчетно-кассовые

центры при территориальных главных управлениях ЦБ. Для этих средств создаётся

резерв ЦБ.

Безналичное обращение – движение без участия наличных денег. Безналичные

расчеты появились вместе с наличной кредитной системой. Безналичные деньги

экономят наличные, можно благодаря им покупать товары в кредит. Безналичные и

наличные деньги взаимосвязаны.

Взаимосвязь безналичных и наличных денег – безналичные деньги не могут

проявиться если на счёт клиента не положены наличные деньги.

4. Закон денежного обращения

Количество денег в обращении прямо пропорционально количеству проданных

товаров и уровню цен товаров и тарифов и обратно пропорционально скорости

обращения денег.

КД (кол – во денег) = (СЦ –К+П-ВП) / О

СЦ - сумма цен, реализованных товаров и услуг

К – сумма цен, проданных товаров в кредит, срок оплаты в кредит по которым

еще не наступил

П – сумма платежей по долговым обязательствам

ВП – сумма взаимопогашающихся платежей

О – скорость обращения денег

В соответствии с этой формулой определяется зависимость уровня цен от

денежной массы

M*Y = P*Q => M= (P*Q)\Y

M - денежная масса в обращении

Y – скорость обращения денег

P – цена продаваемых товаров и услуг

Q – кол-во проданных товаров и услуг

  1. Денежная масса, денежные агрегаты

Денежная масса – совокупность покупательных, платежных и накопительных

средств, обслуживающие разные связи и принадлежащие разным субъектам –

физическим, юридическим и гос лицам. Для анализа изменения денежной массы

применяют денежные агрегаты.

М0 = наличные деньги (банкноты, монеты, казначейские билеты)

М1 = М0 + средства на расчетных, текущих специальных счетах в кредитных

организациях, во вкладах населения и предприятий в банках, а также на

депозитах до востребования населения в сбербанках.

М2 = М1 + срочные вклады населения в сбербанке (на какой-то определённый срок

кладутся деньги)

М3 = М2 + сертификаты и облигации государственного займа

М4 = М3 + различные формы депозитов в кредитных учреждениях

Денежная база включает в себя М0, наличные деньги в кассах коммерческих

банков, обязательные резервы банков в банке России и средства на

корреспондентских счетах банков в банке России.

Корреспондентские счета – для облегчения расчётов между банками под контролем

банка России.

  1. Скорость обращения денег. Денежный мультипликатор

Скорость обращения денег определяется при помощи 2-х показателей:

  1. Скорость движения денег в кругообороте общественного продукта или

    кругообороте доходов.

О = ВВП или НД (нац. доход) / ДМ (денежная масса М1 или М2)

  1. Оборачиваемость денег в платежном обороте.

О = СД (сумма денег на банковских счетах) / ДМ (среднегодовую величину

денежной массы)

Общеэкономические факторы вл-е на скорость обращения денег:

А) Циклическое развитие производства, темп его роста, движение денег

Б) Структура платёжного оборота (наличные деньги / безналичные)

В) Развитие кредитных платежей

Г) Уровень процентных ставок за кредит

Ускорение движения денег ведёт к увеличению денежной массы, а если товары при

этом находятся на том же уровне, то это ведёт к обесцениванию денег.

Денежный мультипликатор – это показатель характеризующий возможности

экономики и банковской системы увеличивать денежную массу в обращении.

В основе денежного мультипликатора лежит процесс обязательного резервирования

части средств, получаемых банками в виде депозитов на специальных счетах ЦБ.

Мультипликатор = М1/М2, (М2 – это денежная база). Денежный мультипликатор

позволяет контролировать динамику денежной массы, уровень инфляции в стране.

  1. Инфляция, формы ее проявления, виды и типы инфляции

Инфляция – это многофакторный процесс. Инфляция имеет внутренние и внешние

факторы.

Внутренние факторы

Денежные факторыНе денежные факторы
1. Кризис государственных финансов1. Диспропорция (нарушение)
2. Дефицит бюджета2. Монополизация производства
3. Рост государственного долга3. Государство – монополист ценообразования
4. Эмиссия денег4. Несбалансированность инвестиций
5. Ускорение скорости обращения денег

Внешние факторы:

  1. Мировые структурные кризисы
  2. Валютная политика государства
  3. Незаконный вывоз золота и нефти

Виды инфляции:

  1. ползучая – темп роста цен в год от 5 до 10 %
  2. галопирующая –

    темп роста цен в год от 20 до 100 %

  3. гиперинфляция - темп роста цен в

    год больше 100%

Формы инфляции:

  1. Инфляция спроса – спрос превышает предложение товаров.

Причины: 1. Милитаризация экономики, 2. Дефицит бюджета и рост

государственного долга, 3. приток иностранной валюты, 4. кредитная экспансия

(расширение кредитных операций) - ведёт к увеличению денежной массы в

обращении.

  1. Инфляция издержек – вызывается при снижении производительности

    труда. Увеличении издержек на единицу продукции, сто ведёт к уменьшение

    прибыли предприятия.

Последствия: 1. Объемы производства товаров падают, а цены на товары растут.,

2. Расширение сферы услуг.

Формы проявления инфляции (последствия):

  1. Снижается объем производства
  2. Перелив капитала в сферу услуг
  3. Расширение спекуляции

  4. Ограничение кредитных операций
  5. Возникновение социальной напряжённости

5.1. Перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных

слоёв общества

5.2. Снижается реальный доход

5.3. Обесцениваются накопления (сбережения населения)

  1. Индекс инфляции ( индекс изменения цен )

Для оценки инфляции используют индекс цен. Индекс потребительских цен равен

отношению суммы потребительской корзины в данной переоценке на совокупную

цену идентичных товаров и услуг в базовом периоде. Ипц= ЦПкт \ЦПкб

  1. Основные способы борьбы с инфляцией

Государство применяет различные способы борьбы с инфляцией:

Денежная реформа - это полное или частичное преобразование денежной

системы, для укрепления денежного обращения в стране

Методы:

1. Нуллификация - аннулирование сильно обесценившейся единицы и введение

новой валюты

2. Реставрация – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы

3. Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы

4. Деноминация – укрупнение масштаба цен.

Государственное регулирование инфляционного процесса (комплекс мер

государства, направленных на ограничение роста цен и укрепления денежного

обращения в стране)

2 пути:

1. Дефляционная политика - государство регулирует спрос на деньги через

денежно-кредитный и налоговые механизмы. Это выражается в:

- сокращение государственных расходов,

- усиление налогового бремя,

- повышение уровня процентных ставок за кредит.

2. Политика доходов – параллельный контроль за ценами и з\п людей

3. Шоковая терапия – отказ от регулирования цен свободного ценообразования

  1. Стратегия финансовой политики

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный

на перспективу и обеспечивающий выполнение крупномасштабных задач.

Отмечается тенденция развития финансов страны направленная на эффективное

использование. Финансовая тактика решает задачи на конкретном этапе развития

общества. Перераспределение финансовых ресурсов.

При разработке финансовой стратегии учитывается:

  1. Обеспечение целей, инструментов финансовой политики и целей

    развития экономики, совершенствование политической системы, обеспечение

    единой основы всех элементов финансовой политики с целью развития

    экономики страны.

  2. Повышение эффективности финансового регулирования,

    упорядоченность финансовых инструментов, их взаимосвязь с кредитно

    денежными инструментами

  3. Встраивание финансовой системы РФ в

    международную финансовую систему.

  4. Необходимо налоговую политику

    сделать реалистичной учитывающей финансовое положение предприятий,

    необходимость их оздоровления

  5. Усилить инвестиционные и

    инновационный направления политики и для этого осуществить серьезные

    изменения в банковской системе.

  1. Социально –

    экономическая сущность и функции финансов

Финансы – экономические отношения связанные с формированием, распределением и

использованием централизованных и децентрализованных денежных средств.

Финансы охватывают 2 сферы:

1. сфера в которой денежные отношения связаны с формированием и

использованием денежных фондов государства, аккумулируемых бюджетной системой

2. сфера в которой денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов

предприятия.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с образованием

и использованием денежных фондов государства аккумулируемых в бюджетной

системе и во внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – экономические отношения, опосредующие

кругооборот денежных средств предприятия.

Финансовые ресурсы страны складываются из 3-х частей (их источники):

1. государственный бюджет

2. внебюджетные фонды

3. средства государственных предприятий

Функции финансов:

1. Распределительную – реализуется через распределение национального дохода

и образование основных или первичных доходов.

Первичный доход – з/плата рабочих и служащих, фермеров в сфере материального

производства,

Основной доход - доходы хозяйственных субъектов в сфере материального

производства

2. Контрольная – реализуется через осуществление контроля за распределением

ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению.

3. Регулирующая функция – реализуется через воздействие государства с помощью

финансов на расширение воспроизводства.

Финансы предприятия непосредственно участвуют в создании ВВП и

распределении его между отраслями, предприятиями, социальными слоями населения.

Государственные финансы – это экономические отношения, связанные с

распределением и перераспределением общественного продукта и части

национального богатства связанных с формированием финансовых ресурсов

государства, необходимых для осуществления своих функций.

Государственные финансы включают:

- бюджеты разных уровней,

- внебюджетные фонды

- государственный кредит

- ресурсы государственных предприятий.

  1. Содержание и значение финансовой политики

Цели финансовой политики:

- Снижение роста цен

- Рост цен ведет к бюджетному дефициту.

Финансовая политика включает следующие звенья:

1. Научно обоснованная концепция финансовой политики включает финансовую

стратегию и финансовую тактику.

2. Управление финансами государства и субъектов экономики

3. Формирование финансового механизма (финансовый механизм - система

установленных государством форм, видов и методов организации финансовых

отношений)

- директивный финансовый механизм ( финансовые отношения с участием

государства (налоги, гос кредит, бюджетное финансирование, бюджетные расходы

и т.д.)

- регулирующий финансовый механизм ( для частных предприятий )

  1. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и

методов организации финансовых отношений (это и законодательные акты, фонды

финансовых ресурсов)

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений

в которых принимает участие государство. В этот механизм входят: налоги,

государственный кредит, бюджетное финансирование, бюджетные расходы,

обслуживание государственно долга и т.д.

Регулирующий финансовый механизм разрабатывается для частных предприятий.

Государство определяет только общие правила расходования ресурсов

Элементы финансового механизма:

  1. Финансовые методы - способ воздействия финансовых отношений на

    хозяйственный процесс (кредитование, налогообложение, планирование,

    прогнозировании, составление бизнес планов).

  2. Финансовые рычаги - это

    приемы действия финансовых методов – прибыль, амортизационные отчисления,

    процентные ставки, курсы ценных бумаг.

  3. Нормативное обеспечение -

    функционирование финансового механизма обеспечивается инструкциями,

    нормативами, методическими указаниями и т.д.

  4. Правовое

    обеспечение - предполагает обязательное функционирование свода

    законодательных актов, указы постановления, приказы и т.д.

  5. Информационное обеспечение - состоит из финансовой информации – к этой

    информации относится финансовая устойчивость, платеже способность

    партнеров, конкурентов. Осуществляя какую-либо операцию необходимо знать

    цены, курсы, дивиденды, состояние дел на рынке.

  1. Государственные финансы как инструмент регулирования экономики

Государственный финансы – экономические отношения, связанные с распределением

общественного продукта и части национального богатства, связаны с

формированием финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления

своей функции.

Государственные ресурсы включают:

- бюджеты разных уровней

- внебюджетные фонды

- государственный кредит

- ресурсы государственных предприятий

16. Централизованные и децентрализованные финансы

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с образованием

и использованием денежных фондов государства аккумулируемых в бюджетной

системе и во внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – экономические отношения, опосредующие

кругооборот денежных средств предприятия., формируются за счет денежных

доходов и накоплений

  1. Финансовая система и ее звенья

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых

отношений, связанных с образованием, распределением и использованием денежных

средств.

Финансовая система включает следующие звенья:

- государственный бюджет

- внебюджетные фонды

- государственный кредит

- страховые фонды

- фондовый рынок

- финансы предприятия

Внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд

обязательного медицинского страхования.

Страховые фонды – используются предприятие на погашение убытка в случае

неэффективного вложения денег. Страхование – это способ компенсации ущерба

материальным ценностям застрахованного лица в результате стихийных бедствий или

др. несчастных случаях.

Фондовый рынок – это особый вид финансовых отношений, возникающий в

результате купли-продажи ценных бумаг. Задачи фондового рынка – обеспечить

перелив капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода.

Финансы предприятия – финансы, которые непосредственно участвуют в

создании и распределении национального дохода страны. Обеспечивают единство

финансовой системы. Развитие финансов предприятия зависит от налоговой политики

государства.

  1. Система управления финансами в современной рыночной экономике

Управление – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на

объект, для достижения определенных результатов. Система управления финансами

представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов и финансовых

институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование

финансовой системы, способствующей развитию реального сектора экономики.

Управление финансами имеет субъекты и объекты управления:

Субъекты – налоговая инспекция, финансовые органы, финансовые отделы и

службы, управление предприятия.

Объекты – разные виды финансовых отношений, которые делятся на группы объектов:

- финансовые предприятия

- государственный бюджет

- внебюджетные фонды

- фонды страхования

  1. Основные инструменты управления финансами на предприятии

Для управления финансами на предприятии используют следующие инструменты:

1) Планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятия.

Финансовые планы предприятия представляют собой прогнозы объемов производства

и реализации продукции, внедрение новых управленческих решений и источников

их формирования.

2) Принятие наиболее целесообразных решений при инвестировании крупных

средств

3) Координация финансовой деятельности хозяйствующего субъекта по всем

его службам

4) Привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем осуществления

крупных операций на финансовом рынке.

Источники финансовых ресурсов формируются за счёт:

1) ВВП

2) Национального дохода

3) Резервного фонда страховых компаний

4) За счёт средств от продажи части золотого запаса страны

5) За счёт дохода от внешнеэкономической деятельности

6) Заёмы.

  1. Финансовое планирование и прогнозирование

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей определяются с помощью

следующих методов:

  1. Метод экстраполяции – состоит в определении финансовых результатов

    на основе выявления динамики их роста

  2. Нормативный метод - основан на

    применении установленных норм и нормативов

  3. Метод математического

    моделирования – построение финансовых моделей, имитирующих течение

    реальных экономических и социальных процессов.

  4. Балансовый метод

    – состоит в согласовании исправлений использования финансовых результатов

    с источниками их формирования.

Сводный финансовый баланс состоит из статьи доходов и расходов.

Статья доходов

Статья расходов

ПрибыльСоциально-культурные мероприятия
Амортизационные отчисленияЗатраты на инвестиции
Не налоговые отчисленияРасходы государственных предприятий
Отчисления во внебюджетные фондыРасходы на внешнеэкономическую деятельность

21. Сущность финансового контроля

Финансовый контроль – часть деятельности государственных полномочных органов,

направленная на защиту интересов как государства в целом и его экономических

интересов и безопасности, так и на защиту субъектов экономической

деятельности.

В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя

контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных

внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием

кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,

государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и

преимуществ.

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области

образования и использования денежных средств государства и субъектов местного

самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны

и отдельных регионов. Финансовый контроль включает в себя: контроль за

исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации;

бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и

внутреннего долга; государственных резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных

средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием

материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в

современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется

денежными отношениями. Конкретные формы и методы финансового контроля

позволяют

обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех

других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой

политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это,

прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и

внебюджетных фондов, а также контроль за

финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений,

государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны

государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу

выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие

платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных

или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных

правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и

отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со

стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль. Финансовый

контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих

финансово-правовых норм, регулирующих

организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются

нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых

институтах.

22. Виды, формы, и методы государственного финансового контроля

Финансовый контроль в зависимости от субъектов, его осуществляющих,

подразделяют на следующие виды - государственный и негосударственный

(независимый аудиторский и общественный) финансовый контроль. Государственный

финансовый контроль проводится: органами законодательной власти

(парламентский контроль) и органами исполнительной власти (административный

контроль).

Предварительный финансовый контроль способствует предотвращению фактов

занижения различных доходов и платежей в бюджет, завышения намечаемых

расходов, а также нецелевого и неэффективного использования денежных средств

и другого имущества.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета,

выполнения федеральных и региональных целевых программ, смет доходов и

расходов, в момент совершения финансовых операций, получения и использования

кредитов, ссуд и субсидий, выполнения финансовых и хозяйственных договоров.

Последующий финансовый контроль осуществляется по завершении отчетного

периода, по финансовой (бухгалтерской) отчетности, первичным документам и

записям в регистрах бухгалтерского учета. Последующий контроль позволяет

определить эффективность, целесообразность использования и обеспечение

сохранности финансовых и других видов ресурсов, степень выполнения

разработанной финансовой стратегии.

Наиболее распространенным методом финансового контроля является ревизия,

проводимая с применением наиболее эффективных методов документального и

фактического контроля. В зависимости от полноты охвата финансово-

хозяйственной деятельности различаются ревизии полные и частичные,

комплексные и тематические. Проводятся ревизии в целях установления

законного, целевого, эффективного использования и сохранности денежных

средств и материальных ценностей, достоверности данных учета и отчетности.

Проверка проводится по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной

деятельности, по некоторым структурным подразделениям учреждений и

организаций образования, выборочно по ряду периодов осуществления финансово-

хозяйственных операций.

Анализ финансового состояния проводится в целях изучения финансовой

(бухгалтерской) отчетности и оценки общих результатов финансовой

деятельности, эффективного использования финансовых ресурсов. Как правило,

анализируется финансовое составление в процессе ревизии или проверки.

Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль, исследование со стороны

бюджета, кредитных организаций и инвестиционных фондов за использованием

выделенных ассигнований, кредитов, ссуд, инвестиций.

Надзор осуществляется за экономическими субъектами, получившими лицензию на

определенный вид деятельности (например, на оказание определенных платных

образовательных услуг).

23. Государственные доходы, методы их мобилизации

Доходы бюджета –

1) налоги и сборы ( налоги, акцизы, таможенные пошлины, и т.д. )

2) доходы от внешне экономической деятельности

3) продажа государственного имущества ( продажа части золотого запаса, и

т.д.)

25. Государственный бюджет, его сущность и роль в социально – экономических

процессах

Бюджет выполняет следующие функции:

  1. Распределение и перераспределение ВВП и НД
  2. Финансовое

    регулирование экономики

  3. Финансовое обеспечение социальной

    политики

  4. Контроль за образованием и расходованием финансовых

    ресурсов централизованных фондов

Бюджетное устройство - организационные принципы построения бюджетной системы

страны.

Бюджетная система – совокупность бюджетов, действующих в данной стране

  1. федеральный или государственный бюджет
  2. 21 республик

    бюджет 55 краевых и областных бюджетов

  3. местный уровень

Бюджетное устройство основано на следующих принципах:

  1. гласность
  2. единство
  3. реальность
  4. самостоятельность всех бюджетов входящих в федеральный бюджет

26. Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета:

1. Налоги и сборы

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности

3. Продажа государственного имущества

Налоги – прямые (с прибыли, дохода и т.д.). косвенные (их уплачивают

потребители при покупке определенных товаров)

Акцизы занимают второе место после налогов по поступлениям в гос бюджет.

Государство монополизирует рынок алкогольной и табачной продукции и

постоянно меняет акцизные ставки

Таможенные пошлины – 4% поступлений

27. Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета по роли их в процессе производства:

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты