Рефераты

Билеты: Экзаменазионные билеты по курсу Финансы и кредит

По функциональной классификации – оборона, социально культурная деятельность.

Делятся на текущие расходы и капитальные вложения.

Текущие расходы:

  1. приобретение товаров и продовольственных товаров
  2. стратегические запасы на особые случаи

  3. зарплата бюджетников
  4. обслуживание, погашение государственного внешнего и внутреннего долга

Капитальные вложения (государство осуществляет в том случае, если это имеет

важное значение для страны и нет других источников для этого):

  1. вложения в основные фонды (капитальное строительство и капитальный

    ремонт)

  2. предоставление займов слабо развитым странам
  3. вложения в сельскохозяйственную отрасль

31. Этапы становления бюджетного федерализма в РФ

1) 91 -93 гг – децентрализация бюджетной системы, отсутствие нормативной

базы

2) 94 -96 гг - Отношения между центром и регионами строились на основе

трансфертов, установлены единые пропорции разделения основных федеральных

налогов между бюджетными фондами разного уровня. Регионам предоставили право

устанавливать ставки налога на прибыль, поступления в федеральный бюджет. Был

создан фонд финансовой поддержки субъектов федерации, введен нормативный

расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам

3) 97 -98 гг – характеризуется углублением кризиса межбюджетных

отношений. 1998 году разработана и принята концепция реформирования

межбюджетных отношений РФ в 99 -2001 годах

4) С 1999 года четвертый этап который продолжается до сих пор

В 1998 году был принят бюджетный кодекс, который определил принцип бюджетной

системы РФ, состав доходов расходов бюджетов разного уровня. Компетенцию

органов власти и регулирования бюджетных правоотношений, основу межбюджетных

отношений, порядок финансирования бюджетного дефицита.

  1. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов

Классификация внебюджетных фондов:

  1. Социальные – пенсионный, страховой и т.д.
  2. Экономические – фонд

    финансовой поддержки, фонд НИОКР, дорожный фонд

Приоритет для областей экономики, поддержка. Стимулирование отдельных

отраслей, поддержка производства и развития предприятий и т.д.

Социальная помощь населения – пенсионерам, малоимущим и т.д.

Централизованные – государственные фонды

Децентрализованные – региональные фонды

Между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы существуют

многоступенчатые связи.

Денежный поток поступает во внебюджетные фонды следующими путями:

  1. отчисления работодателей – налоги, сборы ( соц налог с фонда з/п)
  2. бюджетные ассигнования, банковские кредиты.

  3. Доходы

    предпринимательской деятельности

  4. добровольные пожертвования и т.д
  1. Социальные внебюджетные фонды

  1. Пенсионный фонд –

    самостоятельное финансово-кредитное заведение. Осуществляет часть

    социальных задач правительства. Ресурсы складываются из налогов

    работодателей, налогов от предпринимательства, бюджетных ассигнований.

    Плательщики все юридические лица лица.

  2. Фонд социального страхования –

    предназначен для выплат по больничным листам, беременности, родам и т.д,

    ресурсы идут на санаторно-курортное лечение. Источники формирования – те

    же.

  3. Фонд обязательного медицинского страхования – гарантирует

    всем гражданам бесплатные права медицинской помощи. Источники формирования

    = отчисления работодателей + платежи исполнительных органов за

    неработающих граждан.

  1. Экономическая сущность и

    функции страхования

Страхование – способ компенсации ущерба. Нанесенного материальным ценностям

застрахованного лица в результате стихийных бедствий или других несчастных

случаев.

За счет страховых взносов формируется страховые фонды.

Особенностью страхования является возвратность страховых взносов. Страховые

обязательства - выплаты сумм оговоренных в страховом договоре в случае

наступления соответствующих обстоятельств.

Организационные формы страхования

- государственная ( любые и отдельные виды услуг по страхованию)

- коммерческие

Страхование бывает добровольное и обязательное. Договор считается

недействительным, если он заключен после того как случай произошел.

Умышленное образование страхового случая.

38. Структура территориальных финансовых ресурсов.

Государство через территориальные финансы осуществляет реализацию социальной

политики перечисляя финансовые ресурсы в территориальные бюджеты финансируя

муниципальное образование, медицину. Для выравнивания уровня социально-

экономического развития территорий (88 территорий) чтобы они были одинаковы в

совеем развитии разрабатывают региональные программы, которые финансируются

за счёт собственных доходных источников соответствующих территориальных

бюджетов, а также отчислений от федеральных региональных налогов «субвенций»

Состав территориальных финансов:

1. Региональный бюджет – финансовая база для решения всех задач

территориальных органов управления.

2. Финансы хозяйствующих субъектов – те ресурсы, которые находятся в

муниципальной собственности

3. Территориальные внебюджетные фонды – создаются для финансирования

предприятий, которые не входят в бюджет. Источники внебюджетных фондов –

добровольные взносы юридически и физических лиц, специальные сборы.

39. Закрепленные и регулирующие доходные источники территориальных финансов

Собственные (закреплённые доходные источники – финансовые ресурсы,

принадлежащие бюджету соответствующей территории. Они полностью при твёрдо

фиксированной доли на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет . К

этим источникам относятся:

- Местные налоги и сборы,

- Отчисления на федеральные и региональные налоги (платежи за пользование

природными ресурсами, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями.

- Доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности

- От продажи земли

- Налог на рекламу

- Сборы за регистрацию предприятий, общественных организаций.

К регулирующим доходным источникам относятся вся совокупность денежных

средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие для

сбалансирования.

К ним относятся:

- Процентные отчисления от федеральных и региональных налогов

- Дотации

- Субвенции

Средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчётам

- Средства, полученные из федерального и регионального фондов финансовой

поддержки территорий (выполняются независимо от того какие собственные

источники у территорий.)

- НДС

- Подоходный налог

- Налог на прибыль предприятия.

Территориальные бюджеты обычно являются дотационными (требуют дотаций) – не

хватает собственных доходов. Структура расходов отдельных видов

территориальных бюджетов неодинакова. Для областей с низким экономическим

потенциалом требуется оказание дотационной поддержки.

40. Сущность и значение государственного кредита

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между

государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и

юридическими и физическими лицами с другой стороны.

Необходимость государственного кредита в удовлетворении общественных

потребностей связана с тем что величина этих потребностей не соответствует

возможностям государства по их удовлетворению.

Государственный кредит – внутренний и внешний

Преимущества у внутреннего государственного кредита, т.к. основная доля

расходов осуществляется в национальной валюте

Внешние займы размещаются на зарубежных рынках в валюте других стран.

Государственный кредит выполняет 3 функции:

1. Распределительная (реализуется через формирование централизованных фондов

денежных средств государства и использовании на принципе возвратности,

срочности, платности). Этими фондами являются бюджетные и внебюджетные фонды.

2. Регулирующая. Государство вступая в кредитные отношения может

воздействовать на денежное обращение в стране, на уровень процентной ставки

на рынке денег и капитала, на производство и занятость. Государство

воздействует на денежное обращение, на размещение займов между различными

группами инвесторов, мобилизуя средства населения, снижает платёжеспособный

спрос, инвестирует кредиты в производство, снижает наличную денежную массу в

обращении

3. Контрольная

Возвратность – своевременный возврат кредита в установленные сроки.

Срочность – срок возврата кредита, оговорен в договоре

Платность – оплата права на использование этого кредита.

41. Государственный долг: внешний и внутренний

Государственный долг – это сумма задолжностей государства, по выпущенным и

непогашенным долговым обязательствам, включая начисленные по ним проценты,

перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,

международными организациями др субъектами международного права..

Государственный долг – бывает основной и текущий

Основной государственный долг – сумма задолжностей государства, по

которой не наступил срок платежа и который не может быть предъявлена к оплате в

течении данного периода.

Текущий государственный долг – задолженность государства по которой

наступил срок платежа.

В состав государственного долга входят следующий долговые обязательства:

1. Кредитные соглашения и договора заключенные от имени РФ с кредитными

организациями, иностранными государствами и международными кредитными

организациями.

2. Государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ

3. Договора о предоставлении государственной гарантии РФ, договора

поручительства РФ по обеспечению использования обязательств третьими лицами.

4. Переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг

РФ на основе принятых федеральных законов

5. Соглашения и договора в том числе и международные, заключенные от имени РФ

о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Предельный объем государственного долга устанавливается и утверждается

федеральным собранием, утверждается федеральным законом о федеральном

бюджете.

Государственный долг - внешний и внутренний (внешний – кредиты иностранных

государств, международных организаций., государственные займы в иностранной

валюте размещенные на иностранных рынках). Реструктуризация внешнего

государственного долга – это пересмотр сроков и порядка погашения долга.

К государственному долгу относят: кредиты от национальных банков,

государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещённые

на национальном рынке. Это также и задолженность прошлых лет и вновь

возникшая задолженность. Конверсия – уменьшение размера выплачиваемых

процентов по займам. Цель выпуска государственных займов – покрытие

бюджетного дефицита и рефинансирование предыдущих займов.

42. Методы погашения государственного долга

Рефинансирование – специальные методы направленные на уменьшение гос долга (

учет инфляции и т.д.)

Списание части долга или долга целиком – кредитор прощает государству

заемщику часть долга или долг в целом

При разработке бюджета прописывается соответствующая статья денежные средства

которой полностью уходят на оплату государственного долга

Заем денежных средств ( чаще всего используется так – заем внутри страны (гос

–во берет внутренний долг для оплаты внешнего долга)

43. Финансовые отношения на предприятии

Свой деятельностью предприятие вступает в различные виды финансовых отношений:

1. Связанные с формированием первичных доходов, образованием и

использованием целевых фондов (уставной пенсионный фонд, фонд развития

производства, Поощрительный фонд).

2. Возникающие между предприятиями по поводу уплаты и получения

штрафов, при нарушении договорных обязательств, инвестировании средств в

акции. Облигации других организаций, получение по ним дивидендов и процентов.

3. Складывающиеся у предприятия с страховыми организациями

(компаниями).

4. Складывающиеся у предприятий с банками в связи с получением

банковских суд их погашения, уплаты процентов по ним и обслуживания расчётных

счетов.

5. Возникающие у предприятия с государством по поводу платежей в

бюджет, бюджетного финансирования, платежей во внебюджетные фонды.

  1. Финансы в формировании и использовании оборотных средств

Оборотные средства состоят из фондов обращения и оборотных производственных

фондов.

Оборотные производственные фонды обеспечивают процесс производства, полностью

переносят свою стоимость на готовую продукцию.

Оборотные средства формируются за счёт прибыли, кредиторской задолженности,

банковской задолженности.

  1. Налоговая система в современной России

Налоговая система – это совокупность налогов действующих в данной стране,

принципы и методы их формирования.

Налоги:

- прямые (с прибыли., с дохода, с имущества)

- косвенные (налоги включенные в цену товара, их уплачивает потребитель при

покупке товара)

  1. Налоги, уплачиваемые предприятиями
  1. Рынок ссудных капиталов. Особенности ссудного капитала

Ссудный капитал традиционно совокупность денежных средств, на возврат­ной

основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На

рынке ка­питалов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя

потребности национальной экономики в лице государства, юридических и

физических лиц в свободных финансовых ре­сурсах.

Рынок ссудных капи­талов как один из финансовых рынков можно определить как

особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения

кругооборота ссудного капитала.

Основные участники этого рынка:

- первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на

различных началах мобилизуемых банками и пре­вращаемых в ссудный капитал;

- специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций,

осуществляющих непосредственное привлечение (аккумуляцию) денежных средств,

превращение их в ссудный капитал и последующую временную передачу его

заемщикам на возвратной основе за плату в форме процента;

- заемщики в лице юридических, физических лиц и государ­ства, испытывающие

недостаток в финансовых ресурсах и го­товые заплатить специализированному

посреднику за право их временного использования.

  1. Базовые сегменты рынка ссудных капиталов

Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитных ресурсов, рынок

ссудных капиталов может быть диф­ференцирован на четыре базовых сегмента:

денежный рынок — совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих

движение оборотных средств;

рынок капиталов — совокупность средне- и долгосрочных операций, обслуживающих

движение прежде всего основных средств;

фондовый рынок — совокупность кредитных операций, об­служивающих рынок ценных

бумаг;

ипотечный рынок — совокупность кредитных операций, об­служивающих рынок

недвижимости.

Каждый из перечисленных сегментов рынка имеет специ­фические особенности в

части его организации и функциони­рования, что на практике привело к созданию

коммерческих банков, специализированных финансово-кредитных институтов

(инвестиционных, ипотечных и т. п.)

Международный кредит - разновидность экономической категории «кредит». Это -

движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений,

связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях

возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве

кре­диторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государст­ва,

международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают

его связь с эконо­мическими законами рынка и используются для решения задач

экономических агентов рынка и государства.

  1. Основные принципы и виды кредита

Кредит – ссудный капитал – денежный капитал, отдаваемый в ссуду. Приносящий

проценты дохода.

В кредитных отношениях 2 стороны:

Кредитор – лицо, которое предоставляет во временное пользование ссудный

капитал, источники собственные накопления и заемные ресурсы полученные от

других предприятий.

Заемщик – лицо получающее кредитные ресурсы с возвратом после их использования.

51. Двухуровневая банковская система (В США 4-х уровневая).

1-й уровень – ЦБ

2- уровень – Банковский сектор: коммерческие, сберегательные, ипотечные банки.

ЦБ России рассматривает задачи по обеспечению стабильности, покупательной

способности валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и

ликвидности банковской системы, эффективности, надёжности, платёжеспособности

системы.

Основные функции ЦБ:

1. Эмиссия кредитных денег – банкноты

2. Регулирование денежного обращения в стране.

Клиентами коммерческого банка являются только коммерческие банки и государство.

ЦБ обслуживает государственный кредит, задачи по регулированию дефицита бюджета.

Центральный эмиссионный банк выполняет операции 2-х видов:

- Пассивные – операции по образованию банковских средств

- Активные – операции по размещению этих средств

Пассивные операции:

- Эмиссия денег

- Депозиты коммерческих банков и гос-ва

- Денежные ресурсы коммерческих банков на корреспондентских счетах ЦБ

- Средства на счёте обязательных резервов

- Операции по образованию собственного капитала.

Значительную часть средств ЦБ вкладывает в ценные бумаги различные валютные

ценности, размещённых у не резидентов. Уставной капитал ЦБ – федеральная

собственность. Федеральные органы не имеют право вмешиваться в деятельность

ЦБ. ЦБ подчиняется государственной думе, она рассматривает отчёт ЦБ,

утверждает директоров.

Основные функции ЦБ:

1. Операции на открытом рынке – операция по получению и продаже ценных бумаг

– это способ финансирования гос-ва и воздействия на денежный рынок.

2. Девизные операции – операция по купле-продаже центральным банком

иностранной валюты для поддержания в определённых пределах курса национальной

денежной единицы.

52. Классификация банков и виды банковских операций

Классификация:

  1. по принадлежности уставного капитала и способам его формирования

    (АО, ООО, с участие иностранного капитала)

  2. по видам совершаемых

    операций (универсальные и специализированные)

  3. по территориальной

    деятельности (федеральные, республиканские, региональные)

  4. по

    обслуживанию различных отраслей экономики.

Виды банковских операций:

  1. привлечение вкладов (депозитов от населения и юридических лиц) и

    размещение их от своего имени и за свой счет

  2. открытие и ведение

    счетов клиентов

  3. расчетно-кассовое обслуживание
  4. покупка

    – продажа иностранной валюты

  5. операции с драгоценными

    металлами

  6. лизинговые операции

53. Основные экономические методы регулирования деятельности коммерческих

банков со стороны ЦБ

Между резервами, которые банки обязаны хранить на счете в ЦБ и кредитными

операциями банков существует взаимосвязь.

Каждый коммерческий банк обязан хранить нормы обязательных резервов. Эта

зависимость называется эффектом кредитно – депозитной мультипликации., она

означает расширение депозитов за счет многократного увеличения любых новых

резервов получаемых банком.

Методы кредитно денежного регулирования ЦБ:

- изменение процентных ставок (ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам,

может увеличивать (снижаются возможности коммерческих банков) или снижать

(повышаются возможности коммерческих банков) процентную ставку.

- изменение нормы обязательного резервирования (при повышении часть

банковских резервов замораживается)

- операции на открытом рынке (снижение и увеличение цены ценных бумаг)

55. Обязательные экономические нормативы в деятельности ЦБ.

  1. Минимальный размер уставного капитала
  2. Нормативы достаточности

    капитала

  3. Нормативы ликвидности кредитной организации
  4. Максимальный размер риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков

  5. Максимальный размер крупных кредитных рисков.

  6. Максимальный размер

    риска на одного кредитора.

  7. Максимальный размер кредитов, гарантий и

    поручительств, предоставляемых организациям

  8. Максимальный размер

    привлечённых денежных вкладов наделения

  9. Нормативы использования

    собственных средств кредитными организациями для приобретения долей других

    юридических лиц.

21. Сущность финансового контроля.

Органы управления финансами в РФ:

Законодательная власть – Федеральное собрание

Билеты: Экзаменазионные билеты по курсу Финансы и кредит

Финансовый контроль – контроль за законностью действий в области образования

и использования денежных ресурсов гос-ва и субъектов федерации в целях

эффективного социально-экономического развития страны и регионов.

Контролирует поступление средств в бюджет, осуществляет контроль

государственного долг, резерва, контроль за материальными, экономическими и

трудовыми ресурсами страны.

Задачи финансового контроля:

1) Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством

2) Проверка правильности использования муниципальными и государственными

предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или

оперативного управления.

3) Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и

хранения денежных средств предприятиями =, организациями.

4) Выявление внутренних ресурсов производства

5) Устранение и предупреждение нарушения финансовой дисциплины.

Государственный контроль осуществляется в отношении налоговых и неналоговых

поступлений в бюджет, расхода бюджета.

Цели государственного финансового контроля:

1) Увеличение государственного бюджета

2) Минимизация государственных издержек управления

Цели негосударственного финансового контроля – минимизация отчислений в бюджет.

Существует внутрихозяйственный контроль и аудиторский контроль (проверяется

отдельным лицом, имеющий аттестат гос-ва.

Аудиторский контроль: внешний и внутренний.

Внешний – Проводится аудиторской фирмой по договору с государством,

налоговыми органами. Цель внешней проверки – установить достоверность

финансовой отчётности, разработать рекомендации по устранению выявленных

нарушений.

Внутренний контроль – проводится собственной аудиторской службой предприятия.

Назначение проверки – повышение эффективности управленческих решений по

совершенствованию финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Консультирование руководителя фирмы по вопросам финансовой стратегии

предприятия.

Органы осуществляющие финансовый контроль.

Для осуществления контроля Совет Федерации сделал счётную палату, которая

контролирует финансовые ресурсы государства и федеральную собственность.

Проверяются все юридические лица, которые используют федеральную

собственность.

Счётная палата обязана контролировать:

1) Состояние государственного внутреннего и внешнего долга.

2) Деятельность ЦБ России по обслуживанию государственного долга.

3) Эффективность использования иностранных займов и кредитов,

предоставленных правительству РФ международными финансовыми организациями

(МВФ).

4) Предоставление Россией денежных займов другим государствам и

международным фондам или международным финансовым органам.

Правительство РФ в пределах своих полномочий контролирует составление и

исполнение федерального бюджета, проведение единой денежной, финансовой и

валютной политик в стране.

Контролирует исполнение финансовых ресурсов подведомственных организаций.

Министерство финансов

Контролирует разработку федерального бюджета, разрабатывает финансовую

политику страны и контролирует её исполнение.

Контролирует поступление и расходования федерального бюджета, осуществляет

валютный контроль

Контролирует направления и использование государственных инвестиций.

Государственная налоговая служба

Контролирует полноту поступления в бюджет налогов и его расходование

ЦБ РФ

Организует и контролирует денежные кредитные отношения в стране, осуществляет

надзор за коммерческими банками, для чего создан департамент банковского

надзора.

Контролирует соблюдение законодательства о валютном регулировании.

Для регулирования денежного обращения Центральным банком осуществляется

денежно-кредитная политика, инструментами которой являются:

1) Ставка учётного %

2) Норма обязательного резервирования

3) Операции на открытом рынке

4) Регламентация экономических нормативов для кредитных учреждений.

ЦБ осуществляет операции купли/продажи ценных бумаг, а также выдачу кредитов

под их залог. Это позволяет регулировать ликвидность коммерческих банков в

стране.

ЦБ обслуживает государство и КБ.

КБ открывает корреспондентские счета для межбанковских расчётов.

Ценные бумаги из ЦБ продаются коммерческим банкам, деньги за ценные бумаги

переводятся на корреспондентские счета в ЦБ, тем самым понижается

кредитоспособность банков.

Страхование – это способ компенсации ущерба нанесённого материальным

ценностям застрахованного лица в результате стихийных бедствий или других

несчастных случаях.

В страховых компаниях создаются страховые фонды, резервы. Из этих фондов в

случае не эффективного вложения денег покрывают убыток.

Классификация государственных займов

Признаки классификации:

1) Субъекты различных отношений – займы, размещённые центральными и

территориальными органами управления

2) Место размещения – внутренние и внешние

3) Обращение на рынке – рыночные (свободно на рынке) и нерыночные

(специально для определённого круга инвесторов)

4) Зависимость от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 г.),

среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше)

5) Обеспеченность долговых обязательств: закладные и бесзакладные (залог

– всё имущество гос-ва)

6) По характеру выплачиваемого дохода:

- процентные – доход по ним выплачивается один – два или четыре раза в год

- с нулевым купоном

Долгосрочные и краткосрочные обязательства продаются со скидкой с номиналом,

а выкупаются по номиналу. Такие облигации называются облигациями с нулевым

купоном

7) Займы делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без

права досрочного погашения.

Государственный долг – это сумма задолженностей государством по выпущенным и

не погашенным долговым обязательствам включая начисленные по ним проценты

перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,

международными организациями и другими субъектами международного права.

2 пути формирования внебюджетных фондов:

1) Выделение определённых расходов из федерального и местных бюджетов,

имеющих важное значение

2) Формирование внебюджетных фондов собственными источниками доходов для

специальных целей.

Внебюджетные фонды вне контроля парламента, используются более оперативно,

чем государственный бюджет самим руководителем фонда.

Задачи:

  1. Финансирование приоритетных отраслей экономики
  2. Оказание

    социальной помощи населению

Страхование – это система защиты имущественных интересов физических и

юридических лиц за счёт страховых фондов, формируемых из выплачиваемых ими

страховых взносов.

Средний размер страхового взноса и средний размер ущерба определяют размер

страхового фонда.

Страховые фонды являются инструментом раскладки перераспределения ущерба.

Эти фонды являются раскладками между страхователями, но и во времени.

Особенности страхования являются:

- Возвратность страховых взносов страховщикам

- Эти затраты за минусом расходов страховщика возвращаются в виде страховых

выплат страхователю

В рисковых видах страхования – страхование здоровья, нанесение ущерба

страхователю или его имуществу.

Страхователь может и не получить страховую выплату если не произошло то

событие в отношении которого заключается оговор. Выплаты осуществляются

только потерпевшим.

В основу рискового страхования лежит раскладка ущерба между страхователями.

В накопительных видах страхования страхователь обязательно получает страховые

выплаты, а страховщик обязательно обеспечивает накопление соответствующей

суммы по каждому заключённому договору.

Инвестируя страховые взносы страхователей по направлениям .определённым

государство страховщик получает доход и на его величину уменьшает размер

страховых взносов страхователей.

Страхование является и средством защиты бизнеса и благополучия людей и видом

деятельности, приносящей доход.

Источниками прибыли страховой компании являются :

- Доходы от страховой деятельности

- Инвестиции временно доступных денежных средств в экономику страны, в

банковские депозиты , ценные бумаги и т.д.

Организационные формы страхования:

1) Государственная форма страхования – страховщиком выступает

государство, оказывает любые и отдельные виды услуг по страхованию.

2) Акционерная форма – коммерческая форма. Акционерный капитал

формируется за счёт выпуска и размещения акций на и других ценных бумаг на

фондовом рынке.

3) Общество взаимного страхования – добровольное объединение юридических

или физических лиц для защиты своих интересов. Каждый страхователь

одновременно является членом – пайщиком.

4) Кооперативная форма организации – (в крупных городах её нет)

Добровольное страхование.

При д.страховании страхователь выбирает страховые услуги на рынке, заключает

договор, где оговаривается характер страхового случая, размер страховки (1%

от размера страховой суммы за 1 день просрочки выплаты).

Обязательное страхование.

Инициатор – государство (обязывает в интересах общества) – государственные

служащие, военнослужащие.

Законом установлен круг страховых компаний, которым поручено проводить

обязательное страхование.

Территориальные бюджеты выполняют следующие функции:

1) Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением

деятельности территориальных органов власти.

2) Распределение использования этих фондов между отраслями экономики.

3) Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий

являющихся муниципальной собственностью

Основные экономические методы регулирования коммерческих банков со стороны ЦБ

Между резервами, которые банки обязаны хранить на счёте в ЦБ и кредитными

операциями банков существует взаимосвязь.

Нома обязательного резервирования устанавливает ЦБ. Каждый коммерческий банк

обязан часть средств поступающих в коммерческий банк от населения, от

клиентов вкладывать на резервные счета ЦБ. Этот резерв используется для того

чтобы страховать клиентов банка в случае банкрота банка или других случаев в

экономике.

С ростом кол-ва выданных ссуд, объёма депозита растут и нормы резервирования

в ЦБ.

Эта зависимость называется эффектом кредитно-депозитной мультипликации. Он

означает расширение депозита за счёт многократного увеличения любых новых

резервов, получаемых банками или банковской системой.

Экономические методы – методы денежно-кредитной регулирования ЦБ.

  1. Изменение банковской процентной ставки
  2. Норма

    обязательного резервирования

  3. Операции на открытом рынке.

ЦБ регулирует денежное обращение в стране и деятельность КБ.

1)) ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, может увеличивать или

уменьшать ставку процента за кредит. При увеличении ставки кредита

уменьшаются возможности коммерческих банков в получении кредита для

предоставления банковских ссуд своим клиентам.

Это приводит к снижению массы в обращении, но при этом растёт ставка за

кредит на чёрном рынке.

Политика ограничения кредита называется кредитной рестрикцией.

При снижении ставки процента за кредит используется метод политики расширения

кредита – кредитная экспансия.

2)) Нормы обязательного резервирования. Повышается норма обязательного

резервирования – значительная часть банковских резервов уходит в резерв,

замораживается на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими банками

для выдачи кредита клиентам, соответственно снижается денежная масса в

обращении, если норма резервирования снижают происходит увеличение массы в

обращении.

3)) Денежные ресурсы коммерческие банки хранят на корреспондентских счетах

для межбанковских расчётов.

При продаже ценных бумаг Центральным банком коммерческим на открытом рынке,

ЦБ снимает деньги с корреспондентских счетов коммерческих банков,

соответственно снижаются возможности коммерческих банков по представлению

ссуд свои м клиентам, что приводит к снижению денежной массы в обращении.

При покупке ценных бумаг у коммерческих банков ЦБ зачисляет соответствующие

суммы на их корреспондентские счета, а то расширяет возможности коммерческих

банков по выдаче ссуд.

Функции страхования.

1) Рисковая функция – в рамках этой функции осуществляется раскладка

ущерба между страхователями и выплата страхового возмещения пострадавшему

2) Предупредительная функция – часть страховых взносов направляется на

формирование фондов предупредительных мероприятия, целью которых является

снижение вероятности наступления страхового случая и минимизация ущерба (меры

страхования по предупреждению страхового случая и минимизация ущерба

называются превенцией).

3) Сберегательная – это формирование денежных накоплений для обеспечения

определённого уровня благосостояния или его улучшения.

4) Строго целевое формирование и использование средств страхового фонда.

5) Кредитная функция – возвратность страховых взносов в накопительных

видах страхования

6) Инвестиционная функция – использование временно – свободных денежных

средств страхового фонда для получения дополнительной прибыли.

Страховые фонды:

1) Централизованный страховой (резервный) фонд – образуется за счёт

общегосударственных финансов.

Назначение: покрытие убытка от аварий, стихийных бедствий.

Создаётся в денежной и натуральной форме (стратегические запасы родины)

2) Фонд самострахования – это децентрализованный, обособленный страховой

фонд, создаваемый хозяйствующим субъектом.

Назначение: преодоление временных трудностей

Формы: натуральная и денежная форма

3) Страховой фонд страхования.

Создаётся за счёт большого числа его участников (юридические и физические

лица) – это современные страховые компании. Фонд имеет только денежную форму.

Назначение: возмещение ущерба и выплата страховых сумм в соответствии с

установленными страховыми правилами и условиями страхования.

Государственный долг.

К государственному долгу относят

1. кредиты от национальных банков, где займы, деноминированные в национальной

валюте, размещены на национальном рынке.

2. Задолженность прошлых лет и вновь возникшая задолженность

Конверсия – уменьшение размера выплачиваемых процентов по займам.

Цель выпуска государственного займа – покрытие бюджетного дефицита и

рефинансирование предыдущих займов.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты