Рефераты

Диплом: Иностранные инвестиции в российской экономике

Объектами инвестиционной деятельности являются [1]:

денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;

движимое и недвижимое имущество (технологии, машины, оборудование, здания,

транспортные средства, вычислительная техника, сооружения);

лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество

или имущественные права, авторские права, патенты, ноу‑хау, программные

продукты, опыт и другие интеллектуальные ценности. Ноу‑хау –

совокупность технических, технологических и иных знаний, оформленных в виде

документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации

производства, но незапатентованных. Различают ноу‑хау

научно‑технического, управленческого и финансового характера;

права пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, а также

иные имущественные права.

Инвестиции в качестве материальной и нематериальной ценности связаны с

собственным процессом производства. Финансовые инвестиции являются

инвестированием в чужой процесс воспроизводства.

Инвестиционная деятельность состоит из:

инвестиционных разработок (предварительное исследование, обосновывающее

решение, эффективность и целесообразность инвестиции);

капитального строительства (проектирование, выполнение

строительно‑монтажных работ, пуско‑наладочных и других видов

работ, поставка машин и оборудования, ввод в действие основных фондов и

достижение проектных мощностей).

2 Методические аспекты оценки и привлечения иностранных инвестиций

2.1 Политика государства по привлечению инвестиционного капитала

На мировых финансовых рынках существует избыток спроса на инвестиции. В свою

очередь, структура международных финансовых потоков для России

неблагоприятна. Поэтому, несмотря на притягательность российского рынка для

иностранных инвесторов, в частности нефтегазового сектора, реальный объем

инвестиционного предложения из внешних источников является незначительным.

Основная причина - высокие инвестиционные риски, существенно превышающие

аналогичные показатели в других регионах мира, являющихся традиционными

зонами вложений иностранных инвесторов. Предпринимательские риски в России

связаны с отсутствием сформированной и стабильной экономико-правовой среды,

стимулирующей инвесторов к хозяйственной деятельности. Операции иностранных

компаний в России осуществляются во многом вопреки действию государственных

структур и национальных предприятий-монополистов. Тем самым среди объективно

существующих во всех странах рисков предпринимательской деятельности

возникают дополнительные повышенные риски, присущие только России. Отсутствие

развитого экономического законодательства усиливает значимость факторов

риска, связанных с позицией отдельных официальных лиц, ответственных за

принятие решений.

2.2 Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность экономики

стран–членов Всемирной торговой организации

В ВТО все участники образуют общий рынок инвестиций, работающий на основе

единых принципов взаимодействия инвесторов и заемщиков. Мировой рынок

инвестиций можно представить подобно модели взаимодействия бизнеса в ВТО в

виде условного черного ящика, содержащего внутри множество механизмов,

технологий, стандартов и инфраструктуру, обслуживающих как инвесторов, так и

заемщиков по всему земному шару. Необходимость во вложениях частного капитала

появляется всякий раз, когда где-то владелец продает часть или весь свой

бизнес и стремится освободившийся капитал вложить в новый перспективный

бизнес. Банки редко проявляют инициативу в инвестициях. Они инвестируют

именно по поручению своих клиентов, предоставляющих банку свой свободный

капитал.

На входе такого черного ящика инвестор учитывает риски и в соответствии с

этим вкладывает ресурсы и деньги по стоимости А, которая зависит от всех

видов налогов и премий страховщикам. Поэтому на выходе черного ящика заемщик

получает деньги и ресурсы по более высокой стоимости В и из своей прибыли

обязан их вернуть инвестору. Чем более точно заемщик использует механизмы,

технологии, стандарты и инфраструктуру, устраивающие инвестора, тем

прозрачнее ящик и тем дешевле он получает ресурсы и деньги, тем меньше

разница между А и В, процентные ставки и комиссии [8].

Чем больше заемщик подчеркивает свою специфику и ставит барьеров на пути

движения капитала и товаров, защищает административными мерами отечественных

товаропроизводителей, тем он больше платит за инвестиции и теряет свою

инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Всего мировой

черный ящик переваривает инвестиции в объеме 30- 40 триллионов американских

долларов в год [8]. Но 40% от этой суммы приходится на рынок ценных бумаг,

30% ресурсов и денег инвесторы вкладывают с учетом котировок активов заемщика

на мировых биржах и только оставшиеся 30% от суммы мировых инвестиций

привлекаются через традиционный кредитный международный бизнес.

Отсюда следует, что чем активнее работает рынок ценных бумаг в той или иной

стране, тем больше бизнес этой страны привлекает инвестиций в самых разных

формах. Это становится особенно важным в условиях предстоящего спада

инвестиций. Ожидаемое сокращение глобальных инвестиционных потоков в

следующем году на 40- 50% только ускоряет процессы интеграции каждой из стран

в общемировой рынок ценных бумаг и совершенствования механизмов, стандартов и

технологий, а также инфраструктуры, привлекающих инвестиции, снижающих риски

и издержки.

Свободные экономические зоны (чистые оффшоры) расположены на островах

Вирджиния, Барбадос, Багамы и на Канарах. Через эти зоны и финансовый центр

на Кипре проходит до трети инвестиционных потоков с целью снижения налоговых

выплат. Через них осуществляется возврат беглого капитала в развивающиеся

страны, в том числе и в Россию. В связи с этим рынки стран СНГ и Восточной

Европы предпринимают усилия по созданию таких привлекательных центров. Так

страны Восточной Европы создали систему ТАРГЕТ, интегрированную в финансовые

центры стран ЕС и обеспечившую прозрачность инвестиционного рынка этих стран

[9].

Главным ориентиром, определяющим инвестиционную привлекательность того или

иного рынка, являются индексы неопределенности и конкурентоспособности.

Первый индекс характеризует неопределенность ситуации в экономике страны,

снижающую инвестиционную привлекательность. Второй индекс рассчитывается с

учетом двух других индексов: текущей и перспективной конкурентоспособности.

Все эти индексы рассчитываются в крупнейших рейтинговых агентствах и

аналитических центрах мира. Поэтому каждый аналитик инвестиционных центров

может получить данные индексы от примерно 200 независимых аналитиков из всех

финансовых центров мира. Индексы учитывают свыше 300 параметров и экспертиз.

В соответствии с индексами рассчитывается показатель дополнительного налога,

который платит инвестор и заемщик за использование инвестиций, а также

налога, который платит государство за кредит. Это - плата заемщика за

несовершенство механизмов, технологий, стандартов и инфраструктуры. Данные

индексы способны повлиять на отказ в инвестициях, даже если финансовая

отчетность заемщика безупречна и подтверждена международным аудитором.

Вследствие особой чуткости к подобным индексам традиционный депозитный и

процентный (кредитный) банковский бизнес, широко распространенный в РФ, в

условиях ВТО больше не способен без ресурсов фондового рынка даже при

совершенствовании качества управления этим бизнесом и своих технологий до

идеала увеличивать свою капитализацию и доход, достаточные для прямых

долгосрочных инвестиций в реальную экономику. Он характеризуется быстрым

ростом концентрации рисков в капитале банков. Отсюда спад этого бизнеса среди

других видов в крупных и средних иностранных банках с 16-24% три года назад

до 4-6% в настоящее время и рост издержек, рисков и кризисных явлений этого

бизнеса. Банки, осуществляющие этот бизнес, становятся легкой добычей других

банков, осуществляющих инвестиционный бизнес. Отсюда - волна слияний и

поглощений банков в мировой практике финансовых рынков ВТО [3].

Развитие высокоинтеллектуальных технологий может сделать страну самой

конкурентоспособной в мире. Это подтверждает пример небольших по территории

стран - Финляндии и Швейцарии. Так, развитие мобильной телефонии и Интернета

по данным доклада, подготовленным Всемирным экономическим форумом и

Гарвардским университетом, сделало наиболее конкурентоспособной в мире

Финляндию. Развитие Интернет - бизнеса и коммерции в банковском и

промышленном секторах экономики позволило Швейцарии вырваться среди других

стран вперед и даже немного потеснить Финляндию, заняв почетное первое место

по индексу текущей конкурентоспособности и прочные позиции по индексу

перспективной конкурентоспособности. Более того, быстрое развитие технологий

позволило этим странам обеспечить наилучшие перспективы экономического роста

на ближайшие пять лет.

“Доклад о мировой конкурентоспособности” Центра мировой промышленности

Давосского Форума представляет собой рейтинг конкурентоспособности 75 стран

(в прошлом году их было 58), составленный на основе широкого спектра

экономических данных и результатов опроса 4600 руководителей компаний [4].

Исследователей интересует мнение предпринимателей о макроэкономической

стабильности в стране, качестве законодательства и регулирующих норм, уровне

развития технологии и т.д. В результате опроса составляются два индекса: CCI

и GCI. Первый оценивает конкурентоспособность страны в настоящий момент,

второй - в пятилетней перспективе. Как отмечают авторы доклада, результаты их

исследования помогают выявить сильные и слабые места в развитии каждой

страны.

Финляндия, которая в прошлом году была самой конкурентоспособной страной в

мире, в этом году также стала страной с самым высоким потенциалом роста,

поднявшись с пятого места в рейтинге GCI. Она же имеет наивысший потенциал

для инноваций в таких областях, как образование, исследования и разработки,

информационные технологии (Финляндия является мировым лидером по

распространению мобильной связи и Интернета). “Мы считаем, что развитие

информационных технологий является основным фактором, стимулирующим рост

инвестиций, производительности и, таким образом, количественный и

качественный рост экономики”, - говорит Питер Корнелиус, директор группы

Всемирного экономического форума, готовившей доклад [4].

Он же отметил высокие темпы освоения в Швейцарии высоких технологий в

финансовом и промышленном бизнесе страны. Швейцария продолжает лидировать в

мире в инвестициях, направляемых на образование, новые технологии и освоение

новых форматов международного инвестиционного бизнеса, особенно в сфере

банковских гарантий, преобразования “коротких” денег в “длинные”, различных

форм залогового кредитования и инструментов рынка ценных бумаг.

2.3 Инвестиционный климат в России

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность

капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной

стране.

Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются:

неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма

защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение

коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в

качестве основных, а также подчёркивают нестабильность ''правил игры'' [4].

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является

борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше

возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными

объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка

капиталовложений является именно криминальность нашего общества.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных

инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были

вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в

России;

сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада

российской стороны;

резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и

чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими

руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами,

руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им

предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до

непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);

неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и

сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В

настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие

проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных

пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в

России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название

''синдром IBM''. Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в

России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше,

чем на ввозимые персональные компьютеры.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей

инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные

потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой

эффективности «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации

решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций,

вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах

международных договоров по различным вопросам, прочность государственных

институтов, преемственность политической власти, степень государственного

вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые

ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве,

но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей

стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности

прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является

инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма

капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем

самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности

существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит

от решения проблемы инвестиций.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного

климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной,

финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям

использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение со

средним уровнем квалификации работников и производительности труда).

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели

отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения,

наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и

социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.

2.3.1 Потенциал российского рынка

Данный показатель измеряется численностью населения, ВНП и величиной ВНП на

душу населения [1].

Единый рынок бывшего СССР имел по своим масштабам и потенциалу (количеству

потребителей) преимущество перед рынками стран Восточной Европы. В то же

время покупательная способность населения (измеряется доходами населения-ВНП

и ВНП на душу населения) здесь была ниже, чем, например, в Чехословакии,

Венгрии и Польше. Количество потенциальных потребителей является более

весомым фактором в оценке потенциала рынка крупными западными компаниями,

производство в которых строится на принципе массовых стандартов потребления.

Для таких фирм единый рынок бывшего СССР был более привлекателен, чем рынки

восточноевропейских стран. Для мелких и средних компаний, производство в

которых ведется в расчете на индивидуализированное потребление, решающим

фактором в оценке потенциала зарубежного рынка оказывается покупательная

способность населения, и для них единый рынок бывшего СССР проигрывал в

сравнении с рынками Чехословакии, Венгрии и Польши.

Для большинства же компаний, по мнению многих западных обозревателей,

потенциал единого рынка бывшего Союза долгое время рассматривался как

огромный и был основным стимулом для инвесторов.

Реальности сегодняшнего дня таковы, что в результате политических изменений и

дезинтеграции государств, входивших в СССР, во многом утрачено это

преимущество единого и необычайно емкого рынка. Не является единым и рынок

государств-членов СНГ.

Сегодня среди членов СНГ чётко обозначилась группа государств, руководители

которых отстаивают идею согласованной экономической политики и тесной

интеграции. Это Россия, Белоруссия и Казахстан. Подписанные правительствами

этих стран соглашения направлены на восстановление разорванных

производственных связей, координацию налоговой и ценовой политики,

организацию нормальной работы транспорта и другие аспекты, обеспечивающие

функционирование общего рынка.

Другие же государства СНГ, как, например, Украина, в большей мере изолируют

свой рынок. В этих условиях потенциальный инвестор вынужден ориентироваться

на рынки отдельных государств - бывших союзных республик.

Тенденции дезинтеграции в Российской Федерации негативно влияют на общую

высокую оценку потенциала единого рынка и существенно снижают значение этого

фактора для иностранных инвесторов.

2.3.2 Ресурсная обеспеченность рынка

Ресурсы рабочей силы в России привлекают иностранных инвесторов обилием,

дешевизной и достаточно высокой квалификацией.

Уровень заработной платы в России по оценкам американской консультационной

фирмы «Плэн экон» не превышал 3-3,5 доллара в час и ещё понизился к

настоящему времени, что гораздо ниже, чем в западных странах (например, во

Франции минимальный уровень почасовой заработной платы составляет 5,4 долл.,

в США-6 долл.) [9].

В современных условиях возникает необходимость заново оценить преимущества

России в плане привлечения ПИИ. Несомненно, что возможности российского рынка

или выход через Россию на рынки третьих стран далеко не исчерпаны, так же как

и запасы природных ресурсов. Но нельзя не учитывать, что при выборе места

приложения инвестиций на мировых рынках инвесторы руководствуются

комплексными соображениями. Для многих стран, особенно наиболее развитых, на

первый план выходит не столько дешевизна рабочей силы, сколько её

квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры.

Дешевизна же и квалификация российской рабочей силы являются в значительной

степени мифом. Российская рабочая сила относительно дешева по отношению к

странам с рыночной экономикой, но никак не в сравнении со многими

развивающимися странами. Как и в других развивающихся странах, её стоимость

растет.

Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит

не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского института Beri по качеству

рабочей силы (интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается

как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и

тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и

производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень

квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о

наличии конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно

данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп

из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в принципе можно

размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка

качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных

показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений,

квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то

трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями

заработной платы и производительностью труда – очень низко.

Россия обладает высокоразвитым научным потенциалом, хорошим уровнем

технологии и научных разработок, особенно в военном секторе.

В бывшем СССР работало более 5000 научно-исследовательских институтов,

основная часть которых сконцентрирована в России. Отечественные учёные

занимали передовые позиции во многих научно-технических исследованиях.

Примерами могут служить космические технологии, металлургия, исследования в

области экстремального холода, разработки медицинских инструментов,

селекционные работы в экстремальных климатических условиях.

К сожалению, сейчас в России положение в науке не только не улучшилось, а

резко ухудшилось в связи с сокращением финансирования научных исследований из

бюджета [9].

Россия хорошо обеспечена собственными естественными богатствами, сырьём и

энергией. Её территория (17 млн. кв. км) более чем в 7 раз превышает

территорию, которую занимают все страны ЕС.

Россия располагает значительными водными и растительными ресурсами, в

частности, она лидирует в обладании наиболее ценными в хозяйственном

отношении лесными богатствами. На её территории сосредоточены занимающие одно

из первых мест в мире запасы промысловых рыб и охотничьих животных.

Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и природного газа.

Однако состояние инфраструктуры можно оценить лишь как весьма

неудовлетворительное.

В России крайне низка плотность железных и шоссейных дорог (в 25 раз ниже,

чем в Германии, в 10 раз ниже, чем в Польше).

Россия значительно отстает от западных и многих восточноевропейских стран по

уровню развития телекоммуникаций. Если в Швеции на 100 жителей приходится 63

телефонных аппарата, в США-50, в Японии-39, то в Росии-10 аппаратов.

По количеству компьютеров, подключенных к сетям связи, Россия отстает от США

примерно в 300-500 раз.

Можно заключить, что хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом,

реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием

экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для

инвестиций.

2.3.3 Уральский инвестиционный рынок

Большинство иностранных инвесторов, приезжавших в Россию некоторое время

назад, предпочитали работать только в Москве с московскими фирмами. На первом

этапе развития российских рынков и коммуникаций такое решение могло быть

оправданно. Пионеры инвестирования в Россию участвовали в приватизационных

аукционах московских предприятий, обрели контроль над этими предприятиями и

сейчас получают первые прибыли. Позже все больше и больше иностранных

инвесторов стали проявлять внимание к гигантским российским предприятиям в

нефтяной промышленности, металлургии, производстве оборудования, к

коммуникациям и т. д.

Однако с развитием рыночных отношений в России инвестирование в регионы, и

особенно в Уральский, стало более привлекательным, чем инвестирование в

Москве. Уральский регион со столицей в Екатеринбурге находится на стыке

Сибири, Средней Азии и европейской части России. Такое ключевое положение

делает регион важным коммуникационным узлом. Наличие уникальных крупнейших в

России металлургических и машиностроительных предприятий позволяет называть

Уральский регион жизненно важным для экономического развития России.

Активная деятельность региональных властей по экономическому развитию региона

создала благоприятную обстановку для активной работы зарубежных инвесторов.

Это проявляется в следующем:

более 60% продукции и услуг производится на приватизированных предприятиях и

эта доля постоянно возрастает;

развертывается рынок ценных бумаг, как государственных, региональных и

муниципальных, так и корпоративных. Правительство региона постоянно заботится

о создании правовой защиты инвестиций, особенно зарубежных, в регионе;

уральский регион является одним из немногих регионов России с развитой

инфраструктурой. Это объясняется тем, что резкое индустриальное развитие

региона началось только в 30-е годы двадцатого столетия, что позволило

использовать современные теории управления;

предприятия военно-промышленного комплекса частично акционированы и делают

попытки реализации конверсионных программ;

в регионе имеется значительное количество недостроенных объектов

промышленного и гражданского характера, которые могут стать основой новых

производств. Согласно региональной программе приватизации эти объекты могут

быть приобретены любыми предприятиями;

в регионе имеются высококвалифицированные рабочие кадры, которые способны

обеспечить высокий уровень качества продукции при невысокой стоимости труда.

Все это создало уникальную возможность для взаимовыгодного сотрудничества

местных предприятий и иностранных инвесторов. Зарубежные инвесторы уже

проявляют интерес к акциям региональных энергетических компаний, таких как

Свердловэнерго, телекоммуникационных (Уралтелеком), машиностроительных

(Уралмаш), металлургических (Северский трубный завод, различные

медеплавильные комбинаты), которые давно перешли в разряд “голубых фишек”.

Ряд зарубежных компаний проявляет интерес к прямому инвестированию в развитие

местных предприятий. Так, например, “Пепси-кола” строит завод по разливу

напитков в Екатеринбурге. Европейские мебельные компании переносят некоторые

свои производства в Уральский регион.

2.4 Пути и способы привлечения иностранных инвестиций

Из вышеизложенного следует, что часть проблем лежит на государственном

уровне, часть – на корпоративном. На основе тщательного анализа реальной

значимости и возможностей устранения отмеченных препятствий на пути

привлечения иностранных инвестиций, формирования инновационной активности

предприятий и корпораций в России целесообразно в ближайшее время

сконцентрировать усилия на решении следующих проблем:

обеспечить завершенность институционной системы привлечения иностранных

инвестиций путём выработки практической государственной программы по этому

направлению и её всестороннего законодательного обеспечения;

устранить недостатки закона о разделе продукции и неопределенности его

применения на практике вследствие отсутствия других необходимых нормативных

документов;

добиваться завершенности земельной реформы и установления твёрдых прав для

физических и юридических лиц продавать и покупать землю, а также использовать

её в качестве залога;

существенно упростить и либерализовать налоговое законодательство, включая

пересмотр чрезмерно высоких ставок налогов, сборов и других обязательных

отчислений, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности;

обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно упростить его с тем,

чтобы таможенные правила не препятствовали притоку в Россию передовой техники

и технологии, не изменялись в течение коротких периодов времени;

добиться согласованности интересов и устранить причины их столкновений во

взаимодействии федеральных, региональных и местных властей с тем, чтобы

устранить атмосферу неопределенности и правовой незащищенности бизнеса, в том

числе в части защиты прав интеллектуальной собственности в его

взаимоотношении с органами власти;

установить надёжный порядок в платёжно-расчётной системе, обеспечивающий

бесперебойное проведение расчётов на территории всей страны;

обеспечить общую надёжность банковской системы и устранить причины

подверженности кредитно-финансовой сферы злоупотреблениям, подрывающие основы

нормальной и устойчивой хозяйственной деятельности в России;

создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны государства в

отношении предпринимателей, в особенности в сфере малого бизнеса.

Есть все основания утверждать, что работа по улучшению российского

законодательства в указанных областях, хотя и медленно, по сравнению с

другими странами, но продвигается в позитивном направлении, что способствует

улучшению инвестиционного климата в России. Можно полагать, что уже

действующее законодательство и состоявшееся продвижение России по пути

создания рыночной экономики создали ту необходимую основу для активного

внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширяя и

упрочивая которую, можно добиться в области инновационной деятельности

значительных результатов.

Исходя из баланса соотношения риск – возможности и его прогноза, корпорация

(инвестор) выстраивает стратегию выхода на рынок или присутствия на нём. С

формализованной точки зрения схемы и стадии (от простого к более сложному)

можно выделить: фазу предварительного интереса (исходя из глобальной

стратегии компания несёт расходы на общую информацию о новом рынке),

исследовательскую фазу (компания проявила интерес и проводит исследование

рынка), фазу разведки или простой торговли (импорт через контрпартнёра,

открытие представительства, вендорные отношения, вложения в коммуникационный

маркетинг (реклама), в инфраструктуру (склад, сервис). На более высокой

стадии предполагается участие инвесторов в акционерном капитале (влияние на

управление), долгосрочные портфельные инвестиции, создание совместных

предприятий с российским партнёром (альянс, кооперация), организация местного

производства (кооперация, отвёрточная сборка, упаковка). Наконец, высшая

качественная инвестиционная стадия: сделки слияния и поглощения, организация

производства “с нуля” (капитальное строительство, фирмы со 100-процентным

иностранным капиталом и т.п.), производство и реэкспортные поставки

конкурентоспособной продукции, произведённой в данной стране, в другие

страны.

Однако, на фоне неблагоприятных условий инвестиционного процесса выясняется,

что инвестиционный процесс в России за десятилетие реформ успел-таки пройти

через цепочку начальных стадий. Это значит, что основные инвесторы, выбравшие

долгосрочные стратегии, успели наладить в России местное производство и от

кризиса 1998-1999 годов даже выиграли.

По данным Госкомстата и Министерства экономического развития и торговли, по

состоянию на конец 2000 года в российскую экономику поступили инвестиции из

98 стран. Объем прямых иностранных инвестиций составил около двух миллиардов

долларов. Основной объем инвестиций поступил из США, Германии, Кипра,

Нидерландов, Франции, Швейцарии и Великобритании. Аналогичная тенденция

сохранялась и в 2001г [10].

По объему привлечённых инвестиций лидируют сфера управления, топливная и

пищевая промышленность, торговля и общественное питание, машиностроение,

металлообрабатывающая промышленность, а также транспорт, связь, лесная,

деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, цветная

металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность.

Общий накопленный объем иностранных инвестиций в эти секторы экономики

составил 22 миллиарда долларов, или 85% от общего объема всех привлечённых в

Россию инвестиций, что показано на рисунке 1.

Диплом: Иностранные инвестиции в российской экономике

Рисунок 1 – Распределение объема иностранных инвестиций в отрасли российской

экономики

В приложении Б рассматриваются наиболее привлекательные регионы для

иностранных инвесторов, это Москва, Санкт-Петербург, Московская область,

Краснодарский край, Сахалинская область, Татарстан и Тюменская область.

Диплом: Иностранные инвестиции в российской экономике

Рисунок 2 – Распределение доли объёма всех иностранных инвестиций

Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо вырабатывать новые и

совершенствовать имеющиеся каналы привлечения инвестиций, в первую очередь

прямых иностранных инвестиций, составляющих основу современного

инновационного трансферта технологий.

В настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в страну

иностранный капитал с учётом его собственных стимулов и одновременно

ориентируя его мерами экономического регулирования на достижение национальных

целей. Для этого необходимо проведение согласованного комплекса мер в

законодательной и административной сфере, направленных на максимально полное

раскрытие и использование инвестиционного потенциала экономики и повышение её

привлекательности прежде всего для прямых инвестиций иностранных инвесторов.

Суммируя все выше сказанное, можно выделить следующие меры, направленные на

привлечение прямых инвестиций:

базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

специфические стимулы для ПИИ.

Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и интенсификации

притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных

инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают

использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций,

пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет

возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах.

Ограниченность средств требует чёткого решения таких вопросов, как методы

стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области

привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

В условиях несовершенного инвестиционного климата определённой трансформации

должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов

инвестиционной политики. При относительно низкой инфляции, стабильной

мотивации к производственному накоплению к их числу следует отнести

экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем

рынке, степень содействия переходу к новому технологическому укладу;

минимизацию зависимости от импорта; разработку и применение малоотходных и

ресурсосберегающих технологий.

Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация характеризуется острым

инвестиционным кризисом, первоочередной задачей является запуск механизма

инвестиционного мультипликатора, предопределяющего государственную поддержку

высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов независимо от их

отраслевой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную

конъюнктуру за счёт “перелива” инвестиционного спроса по цепочкам

межотраслевого взаимодействия.

Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не во всём

соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции

либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное

законодательство в области привлечения ПИИ по своей “привлекательности”

значительно уступает законодательствам многих других стран, конкурирующих с

Россией в области привлечения ПИИ.

Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику России

должна осуществляться путём решения следующих взаимосвязанных проблем:

подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов, призванных

заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в

экономику России (законы “Об инвестиционных договорах государства”, ”О

регистрации коммерческих организаций”);

внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в

предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к

подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую

очередь, это касается законов “Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации”, “О СРП”, “О недрах”);

принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных

инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства,

регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты